Объектом статистического наблюдения в налоговой сфере являются

Опубликовано: 30.04.2024

Любое экономико-статистическое исследование начинается со статистического наблюдения. Статистическое наблюдение - это предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой планомерный, научно организованный учет (сбор) первичных статистических данных о массовых социально-экономических явлениях и процессах.

Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение будет статистическим, во-первых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов в соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, во-вторых - когда носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные, которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в целом.

Статистическое наблюдение должно отвечать ряду важнейших требований:

а) проводиться непрерывно и систематически;

б) учет массовых данных должен быть таким, чтобы не только обеспечивалась полнота данных, но и учитывалось их постоянное изменение;

в) данные должны быть максимально достоверны и точны;

г) исследуемые явления должны иметь не только научную, но и практическую ценность.

Сбор статистических данных может проводиться как органами государственной статистики, научно-исследовательскими институтами, другими государственными структурами, так и экономическими службами банков, бирж, предприятий, фирм. Только в этом случае исследователи получают достоверную и достаточно разнообразную статистическую информацию, позволяющую всесторонне изучать социально-экономические явления.

Статистическое наблюдение (сбор первичного статистического материала) состоит из трех основных этапов:

подготовка статистического наблюдения;

организация и производство наблюдения;

контроль полученных первичных данных.

На этапе подготовки статистического наблюдения определяется цель, устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения. Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов для последующего принятия управленческих решений. Она должна быть конкретной и четкой. Нечетко поставленная цель может привести к сбору не тех данных, которые необходимы для решения конкретной задачи.

Цель определяет объект статистического наблюдения. Объект наблюдения есть некоторая исследуемая статистическая совокупность или физических лиц (население, работники), или юридических лиц (предприятия, фирмы, учебные заведения), или физических единиц (производственное оборудование, средства передвижения и транспортировки, жилые дома), т.е. исследуемая статистическая совокупность состоит из отдельных единиц.

Единица наблюдения - это первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Указание важнейших признаков позволяет установить границы исследуемой совокупности . Скажем, если необходимо провести исследование рентабельности полиграфических предприятий, то необходимо определить формы собственности этих предприятий, организационно-правовые основы, количество работников предприятия, объем реализации продукции, т.е. то, что отличает как государственные и негосударственные предприятия, так и малые и крупные предприятия. Только в этом случае мы получим достоверную статистическую информацию.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной называют такую единицу, от которой поступают отчетные данные. Она может совпадать или не совпадать с единицей наблюдения.

Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности излагаются в программе статистического наблюдения. Обычно программой наблюдения называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения. Чтобы программа наблюдения была научно обоснована и правильно составлена, к ней предъявляются следующие требования:

четкая и конкретная формулировка главной цели наблюдения;

определение места и времени наблюдения, где определяются критический момент (дата или интервал времени, по состоянию на который проводится регистрация признаков) и срок (период заполнения статистического формуляра);

выделение ряда наиболее существенных признаков объекта наблюдения;

комплексное определение типа, основных черт и свойств изучаемого явления;

вопросы, сформулированные в программе, не должны носить двусмысленный характер;

соблюдение логического принципа последовательности вопросов;

включение в программу вопросов контрольного характера для проверки собираемых статистических данных;

сочетание закрытых и открытых вопросов программы.

Программа оформляется в виде документа, так называемого статистического формуляра , который обеспечивает единообразие получаемых сведений от каждой отчетной единицы. Формуляр имеет титульную часть (сведения о тех, кто проводит наблюдение) и адресную часть (адрес и подчиненность отчетной единицы). Программа имеет приложение - инструкцию ( инструментарий статистического наблюдения ), которая определяет порядок проведения наблюдения и порядок заполнения формы отчетности.

На втором этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды наблюдения и способы получения статистической информации.

Все многообразие форм, видов и способов наблюдения можно представить следующим образом.

По форме организации статистического наблюдения: отчетность; специально организованное статистическое обследование - перепись; регистры.

По видам статистического наблюдения: а) по времени регистрации фактов (текущее или непрерывное; прерывное - периодическое, единовременное); б) по охвату единиц совокупности (сплошное; несплошное - основного массива, выборочное, монографическое).

По способам получения статистической информации: непосредственное наблюдение; документальный способ; опрос - экспедиционный, анкетный, явочный, корреспондентский, саморегистрация.

Основной формой статистического наблюдения является отчетность. Если первичный учет ( первичный учетный документ ) регистрирует различные факты, то отчетность является обобщением первичного учета.

Отчетность - официальный документ, который скрепляется подписями лиц, ответственных за предоставление и достоверность собранных сведений, и утверждается органами государственной статистики. Кроме годовой может иметь место ежедневная, недельная, двухнедельная, месячная и квартальная отчетность. Отчетность может быть представлена по почте, телеграфу, телетайпу, факсу.

К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись. На практике проводится перепись населения, материальных ресурсов, зеленых насаждений, незавершенных строительных объектов, оборудования и т.д.

Перепись - наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности, но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями. Из всех переписей наиболее известны переписи населения.

Формой непрерывного статистического наблюдения является регистровое наблюдение (регистр), объектами которого являются долговременные процессы, имеющие фиксированное начало, стадию развития и фиксированное время завершения. Регистр основан на системе отслеживания состояния переменных и постоянных показателей. В статистической практике различают регистры населения и регистры предприятий . В настоящее время в России существует Единый государственный регистр предприятий всех форм собственности (ЕГРПО), информационный фонд которого содержит: регистровый код, сведения о территориальной и отраслевой принадлежности, форме подчиненности, виде собственности, справочные сведения и экономические показатели (среднесписочная численность работников; средства, направляемые на потребление; остаточная стоимость основных средств; балансовая прибыль или убыток; уставный фонд). При закрытии предприятия в десятидневный срок ликвидационная комиссия информирует об этом службу ведения регистра.

Рассмотрим коротко виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов. Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение - это систематическая регистрация фактов или явлений по мере их поступления с целью изучения их динамики. Например, регистрации актов гражданского состояния (рождения, браки, смерти), регистрация страховыми компаниями всех несчастных случаев и других неблагоприятных событий по мере их возникновения.

Видами прерывного наблюдения являются единовременное и периодическое. Первое есть разовое сплошное наблюдение для сбора количественных характеристик явления или процесса в момент его исследования. Периодическое наблюдение проводится через определенные промежутки времени по схожим программе и инструментарию. Например, периодическое исследование пассажиропотоков в общественном транспорте, периодическая регистрация цен производителей по отдельным товарам (один раз в месяц или в квартал).

По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение охватывает все единицы исследуемой совокупности (например, общая перепись населения). В свою очередь, несплошное наблюдение охватывает только часть исследуемой совокупности. В зависимости от того, как выбрана эта часть, несплошное наблюдение можно подразделить на выборочное (основано на принципе случайного отбора), метод основного массива (исследуются самые существенные или наиболее крупные единицы изучаемой совокупности) и так называемое монографическое наблюдение (подробное исследование отдельных единиц изучаемой совокупности с целью выявления намечающихся тенденций).

Что касается способов получения статистической информации (способов статистического наблюдения), то здесь выделяют три основных способа: непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

Достаточно надежным источником данных является непосредственное наблюдение , когда можно установить факт, подлежащий регистрации. Но данный способ требует значительных затрат труда и наличия всех необходимых условий. Чаще всего он используется при наблюдении за вводом в действие строительных объектов.

Другой надежный способ - документальный , основанный на использовании в качестве источника информации различных документов учетного характера (счета, рекламации и т.д.) и способствующий получению точной информации.

Способ наблюдения, при котором источником сведений являются слова респондентов, называют опросом . Его разновидности: устный (экспедиционный), анкетный, корреспондентский, явочный опрос и саморегистрация.

Устный опрос может быть как прямым (непосредственное общение счетчика с респондентом), так опосредованным (например, по телефону).

При анкетном способе определенное число респондентов получают специальные вопросники либо лично, либо через средства печати. Данный вид опроса применяется в исследованиях, где нужны ориентировочные результаты, не претендующие на высокую точность (изучение общественного мнения).

Явочный способ используется в сплошном наблюдении, когда необходимо личное присутствие (регистрация браков, разводов, рождений и т.д.).

При корреспондентском способе сведения сообщаются штатом добровольных корреспондентов, в силу чего полученный материал не всегда носит качественный характер.

Наконец, при способе саморегистрации формуляры заполняются самими респондентами, а счетчики консультируют и собирают формуляры. В статистической практике различные виды статистических наблюдений могут сочетаться, дополняя друг друга.

На третьем этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Как показывает практика, даже при четко организованном статистическом наблюдении встречаются погрешности и ошибки, которые требуют исправления. Поэтому целью этого этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных. Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов (перестановка цифр, смещение строк и граф при заполнении статистического формуляра). При обобщении массового материала эти ошибки взаимопогашаются.

Систематические ошибки регистрации имеют определенную направленность, могут либо завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к искажению действительного положения. Примерами систематической статистической ошибки при регистрации служат округление возраста населения на цифрах, заканчивающихся на 5 и 0, преуменьшение доходов в документации для налоговых органов, элементы недостоверности, которые вносят предприятия в те характеристики, от которых зависит расчет с кредиторами, и т.д.

Для выявления ошибок используется счетный контроль, особенно для проверки итоговых сумм. Помимо счетного используется и логический контроль, который может поставить под сомнение правильность полученных данных, поскольку основан на логической взаимосвязи между признаками. Например, при переписи населения полученный факт, что пятилетний ребенок имеет среднее образование, ставится под сомнение и в этом случае ясно, что при заполнении формуляра допущена ошибка.

Если ошибки регистрации свойственны любому наблюдению (сплошному и несплошному), то ошибки репрезентативности - только несплошному наблюдению. Они характеризуют расхождения между значениями показателя, полученного в обследуемой совокупности, и его значением по исходной (генеральной) совокупности. Ошибки репрезентативности также могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность не полностью воспроизводит все признаки генеральной совокупности и величину этих ошибок можно оценить. Систематические ошибки репрезентативности могут возникать, если нарушен сам принцип отбора единиц из исходной совокупности. В этом случае проводятся проверка полноты собранных данных, арифметический контроль точности информации на предмет ее достоверности, проверка логической взаимосвязи показателей.

Контрольной проверкой собранных данных завершается статистическое наблюдение.

© Центр дистанционного образования МГУП

Статистическое наблюдение. Тема 4

Статистическое наблюдение. Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.

Например, при переписи населения по каждому без исключения жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.

Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.

Формы статистического наблюдения

Формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.

Отчетность – способ получения статистической информации от юридических лиц.

Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ. Любое юридическое лицо, являющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.

В период формирования рыночной экономики особое место в системе сбора стати­стической информации стали занимать специально организованные статистические наблюдения.

Специально организованное статистическое наблюдение – проводится для получения каких-либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения данных, содержащихся в отчетах.

Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись.

Перепись – это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору необходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, региона или страны в целом. Так, например, переписи населения, которые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой информации о населении страны. Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жилого фонда, незавершенного строительства и пр.

Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в частности, в рамках социологических или маркетинговых исследований.

Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевре­менной актуализации информации в ведущейся базе данных. В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е. постоянно актуализируемые списки жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и эко­номического характера.

Рисунок 4.1.

Планомерность является основой статистического наблюдения, поэтому его проведение должно основываться на детально разработанном плане.

План статистического наблюдения

План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает программно-методологические вопросы, а вторая организационные вопросы. Образец и перечень вопросов смотрите по ссылке .

2.1. Сущность и виды статистического наблюдения

Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности. Например, при переписи населения по каждому жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.

Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.

Принцип научной организации лежит в основе любого этапа статистического исследования и заключается в комплексном применении статистической методологии сбора и обработки данных.

Основная цель статистического наблюдения – это сбор статистической информации о социально-экономических явлениях и процессах для получения обобщающих характеристик.

На современном этапе в статистике существует две основные формы статистического наблюдения:

- специально организованное статистическое наблюдение;

Отчетность – это способ получения статистической информации от юридических лиц. Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в себя те признаки, которые подлежат регистрации. Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ. Одна из форм статистической отчетности представлена в приложении 1. Любое юридическое лицо, являющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.

В период формирования рыночной экономики особое место в системе сбора статистической информации стали занимать специально организованные статистические наблюдения, которые проводятся для получения каких – либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения данных, содержащихся в отчетах.

Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись.

Перепись – это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору необходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, региона или страны в целом. Так, например, ранее упоминались переписи населения, которые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой информации о населении страны. Примером также могут служить переписи крупного рогатого скота, которые проводятся в конце календарного года и позволяют получить информацию о численности и структуре поголовья крупного рогатого скота у сельхозпроизводителей. Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жилого фонда, незавершенного строительства и пр.

Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в частности, в рамках социологических или маркетинговых исследований.

Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевременной актуализации информации в ведущейся базе данных. В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е. постоянно актуализируемые списки жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и экономического характера.

Общая классификация видов статистического наблюдения представлена на рис.2.1.

По охвату единиц совокупности наблюдение бывает двух видов: сплошное и несплошное.

При сплошном наблюдении обследованию подвергаются все единицы изучаемой совокупности. При этом в силу действия ряда факторов возможен незначительный процент неохвата единиц изучаемой совокупности. Примером сплошного наблюдения могут служить переписи населения.

Рис.2.1. Виды статистического наблюдения

При несплошном наблюдении обследованию подвергается только лишь часть единиц изучаемой совокупности. При этом охватываемая наблюдением часть определяется заранее, т.е. неудавшееся сплошное наблюдение нельзя рассматривать как наблюдение несплошное. Принято выделять следующие виды несплошного статистического наблюдения: выборочное, метод основного массива, монографическое обследование.

Выборочным называют наблюдение, основанное на принципе случайного отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению. Выборочное наблюдение, при правильной его организации и проведении, дает достаточно достоверные данные для характеристики изучаемой совокупности в целом. Во многих случаях им вполне можно заменить сплошной учет. При этом обеспечивается значительная экономия средств, затрачиваемых на сбор и обработку данных.

Монографическое обследование представляет собой детальное, глубокое изучение и описание отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц совокупности, как правило, по расширенной программе. Монографическое исследование проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся тенденций в развитии явления, для выявления имеющихся резервов, оценки результатов экономических экспериментов.

Метод основного массива заключается в том, что обследованию подвергаются наиболее крупные единицы, которые вместе взятые имеют преобладающий удельный вес в совокупности по основному для данного исследования признаку. Например, в ряде отраслей подавляющий объем выпуска продукции приходится на крупные и средние предприятия, поэтому результаты деятельности малых предприятий в этих отраслях практически не отражаются на обобщающих статистических показателях.

По срокам регистрации наблюдение может быть непрерывным (текущим) и прерывным.

Непрерывным называют такое наблюдение, которое ведется постоянно, и регистрация фактов производится по мере их свершения. Так, например, осуществляется регистрация рождений, заключенных браков и т.п. в органах ЗАГС.

Прерывное наблюдение проводится не постоянно, время от времени. При этом прерывное наблюдение бывает двух видов: периодическое и единовременное. Периодическое — это наблюдение, которое повторяется через определенные, равные промежутки времени. В качестве примера можно выделить ежегодное предоставление отчетности в органы государственной статистики.

Единовременным называется такое наблюдение, которое проводится по мере необходимости, без соблюдения строгой периодичности или вообще проводится один раз и больше не повторяется. Таковым наблюдением являлась перепись многолетних насаждений, проведенная в прошлом веке.

По источнику сведений различают непосредственное наблюдение, документальное наблюдение и опрос.

Непосредственным называют такое наблюдение, при котором сами регистраторы путем непосредственного замера, взвешивания или подсчета устанавливают значение признака и на этом основании производят запись в формуляре наблюдения. Этим способом проводится инвентаризации основных средств на предприятиях.

Опрос — это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра записываются со слов опрашиваемого (респондента). Этим способом проводятся переписи населения, опросы общественного мнения.

В статистике применяются следующие способы сбора сведений:

Сущность отчетного способа заключается, как уже отмечалось выше, в обязательномпредставлении хозяйствующими субъектами статистических отчетов о своей деятельности в установленной форме и в установленные сроки.

Экспедиционный способ наблюдения заключается в том, что специально привлеченные и обученные работники посещают каждую единицу наблюдения и сами заполняют формуляр наблюдения. Этим способом собираются сведения при переписях населения.

При способе самоисчисления формуляры заполняют сами опрашиваемые. Обязанность специально привлеченных для получения информации сотрудников состоит в раздаче формуляров опрашиваемым, инструктаже их, сборе заполненных формуляров и проверке правильности их заполнения.

Анкетный способ — это сбор статистических данных с помощью специальных вопросников, рассылаемых определенному кругу лиц или публикуемых в периодической печати. Как правило этим способом получения информации пользуются при проведении социологических опросов и также многие крупные производители бытовой техники, мебели и других предметов потребления. Анкеты вкладываются в упаковку товара с просьбой заполнить и вернуть производителю по указанному адресу. Анкета фирмы SONY представлена в приложении 2.

Сущность корреспондентского способа наблюдения заключается в том, что статистические органы договариваются с определенными лицами, которые берут на себя обязательство вести наблюдение за какими-либо явлениями, процессами и в установленные сроки сообщать результаты наблюдений статистическим органам. Таким способом изучаются бюджеты отдельных домохозяйств, цель которых – получение статистической информации о доходах и расходах населения.

2.2. План статистического наблюдения

Как уже отмечалось выше, планомерность является основой статистического наблюдения, поэтому его проведение должно основываться на детально разработанном плане.

План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает программно-методологические вопросы, а вторая организационные вопросы.

Программно-методологическая часть плана включает:

— определение объекта наблюдения;

— определение единицы объекта наблюдения;

— составление программы статического наблюдения;

— составление программы разработки материалов наблюдения;

— проектирование формуляра наблюдения;

— определение времени проведения статистического наблюдения и его критического момента;

При планировании статистического наблюдения необходимо, прежде всего, определить его объект и единицу.

Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектами наблюдения могут быть, например, коммерческие банки, сельхозпроизводители, промышленные предприятия, студены, население и т.п.

Единицей наблюдения называют составной элемент объекта наблюдения, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Единицей наблюдения может быть человек, фермерское хозяйство, коммерческий банк.

Программа наблюдения – это перечень признаков, подлежащих регистрации при проведении статистического наблюдения. К программе наблюдения предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять, а именно:

а) программа должна включать только существенные признаки, характеризующие изучаемый объект;

б) в программу не следует включать второстепенные вопросы, которые могут затруднить работу по сбору информации, а в дальнейшем ее обработку и анализ;

в) разрабатывая программу, необходимо стремиться к полноте собираемых сведений;

г) в программу наблюдения должны включаться только такие вопросы, на которые действительно можно получить объективные и достаточно точные ответы;

д) в программу иногда следует включать вопросы контрольного характера, служащие целям проверки и уточнения собираемых сведений.

При планировании обследования как правило составляют и программу разработки собранных материалов, которая конкретизирует задачи статистического наблюдения, показывает, какие данные необходимо собирать и в каком виде оформлять результаты их обработки.

Однако, насколько четко не был бы составлен формуляр, к нему обычно составляется инструкция, которая включает совокупность разъяснений и указаний, главным образом по программе статистического наблюдения. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа (часто — брошюры) или, изложена на формуляре наблюдения. Инструкцию следует писать кратко, просто, пояснения и указания должны быть ясными и четкими.

При организации статистического наблюдения необходимо решить вопрос о времени проведения данного наблюдения, включая выбор сезона, установления срока (периода) наблюдения, а в некоторых случаях и так называемого критического момента.

Период наблюдения — это время, в течение которого осуществляется регистрация признаков у единиц наблюдения по установленной программе. Продолжительность периода наблюдения зависит от многих факторов, среди которых можно выделить: размер и состояние объекта наблюдения, объем и сложность программы наблюдения.

Для наиболее подвижных объектов изучения, таких как население, например, устанавливается критический момент статистического наблюдения. Критическим моментом называется момент времени, по состоянию на который производится регистрация собираемых сведений. На практике критический момент назначается на начало периода наблюдения.

В целях успешного проведения наблюдения разрабатываются организационные вопросы плана статистического наблюдения, которые фиксируются в организационном плане. Организационный план предполагает решение следующих вопросов:

- объект наблюдения (дается его определение, описание, указываются отличительные признаки);

- цели и задачи наблюдения;

- орган наблюдения, осуществляющий подготовку и проведение наблюдения;

- место и сроки наблюдения;

- подготовительные работы к наблюдению включающие в себя подбор и обучение кадров, составление списков единиц изучаемой совокупности, в некоторых случаях эти работы включают рекламную компанию проводимого наблюдения и т.д.;

- порядок проведения наблюдения;

- порядок приема и сдачи материалов наблюдения и представления предварительных и окончательных итогов наблюдения;

- финансирование и материально-техническое обеспечение работ.

2.3. Точность статистического наблюдения

В статистике выделяют ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации возникают вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения, или ошибочной их записи, или того и другого вместе. Ошибки регистрации могут иметь место как при сплошном, так и при несплошном наблюдении. При несплошном наблюдении возникаю так называемые ошибки репрезентативности, или как их еще называют ошибки представительности. Они заключаются в том, что значения признаков по отобранной выборочной совокупности не отражают реально существующей картины.

В зависимости от характера ошибки наблюдения бывают случайными и систематическими.

Случайные ошибки возникают случайным образом, в результате опечаток, описок, оговорок и т.п. Например, при регистрации регистратор при записи даты рождения вместо 15 июня написал 15 июля. При достаточно большом числе наблюдений благодаря действию закона больших чисел эти ошибки более или менее взаимно погашаются.

Систематические ошибки наиболее опасны, поскольку действуют только в одном направлении и приводят к сильному искажению данных. Наиболее показательной систематической ошибкой являются ошибки при переписи населения, которые заключаются в том, что населению свойственно округлять свой возраст на цифры оканчивающиеся на 5 или 0. К этому же виду ошибок можно отнести сокрытие реальных размеров финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности экономическими субъектами, стремление респондентов указать заниженное значение своего возраста и т.п..

С целью выявления ошибок проводят контроль полученных материалов. С этой целью после проведения наблюдения весь собранный материал проверяют на полноту охвата объекта наблюдением и на качество заполнения формуляров и других документов наблюдения. В последнем случае используют два вида контроля: логический и арифметический.

При контроле полноты охвата объекта наблюдения устанавливается, от всех ли единиц совокупности, подлежащих наблюдению, получены данные. Если выявлена неполнота охвата объекта наблюдением, дальнейшие действия зависят от того, представляется возможным восполнение пробелов или нет.

Арифметический контроль состоит в проверке различных расчетов, результаты которых проведены в формуляре наблюдения, в частности, итогов, вычисления процентов, расчетов средних величин и т.п.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Статистическое наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

Однако не всякий сбор сведений является статистическим наблюдением. О статистическом наблюдении можно говорить лишь тогда, когда изучается статистическая закономерность, т е. такая закономерность, которая проявляется в массовом процессе, в большом числе единиц какой-то совокупности. Поэтому статистическое наблюдение должно быть планомерным, массовым и систематическим.

Планомерность статистического наблюдения заключается в том, что оно готовится и проводится по определенному плану, который включает вопросы методологии, организации, техники сбора информации, контроля качества собранного материала, его достоверности, оформления итоговых результатов.

Массовый характер статистического наблюдения предполагает, что оно охватывает большое число случаев проявления данного процесса, достаточное для того, чтобы получить правдивые статистические данные, характеризующие не только отдельные единицы, но и всю совокупность в целом.

Систематичность статистического наблюдения определяется тем, что оно должно проводиться либо систематически, либо непрерывно, либо регулярно Изучения тенденций и закономерностей социально-экономических процессов, характеризующихся качественными и количественными изменениями, возможно лишь на этой основе.

Из сказанного следует, что к статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

- полноты статистических данных (полноты охвата единиц изучаемой совокупности, сторон того или иного изучаемого явления, а также полноты охвата во времени); достоверности и точности данных;

- их единообразия и сопоставимости.

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений или процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Определяя объект наблюдения, необходимо точно указать единицу наблюдения.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдений оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция, разъясняющая состав, содержание и смысл вопросов, которые зависят от задач исследования. Основные принципы составления программы следующие:

1) программа должна содержать только такие вопросы, которые, безусловно, необходимы для данного статистического исследования. Лишние детали и вопросы не нужны;

2) в программу следует включать лишь те вопросы, на которые можно получить точные ответы, исключающие различное толкование;

3) нельзя включать в программу вопросы, способные вызвать подозрения, что ответы на них могут быть использованы во вред опрашиваемым;

4) программу наблюдения целесообразно строить так, чтобы ответами на одни вопросы можно было контролировать ответы на другие.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

Субъект наблюдения – это орган, который будет осуществлять наблюдение (органы статистики с кадровыми работниками, привлеченные сторонние специалисты).

При организации статистического наблюдения должен быть решен вопрос о времени наблюдения. При этом устанавливается период, в течение которого будет проводиться наблюдение, – срок наблюдения – и точно определяется время, к которому относятся регистрируемые сведения, – объективное время наблюдения. Это может быть либо определенный момент, либо тот или иной период (сутки месяц, квартал, год).

В статистической практике используются две организационные формы наблюдения – отчетность и специальное статистическое обследование.

Отчетность – это такая организационная форма, при которой объекты наблюдения (объекты предпринимательства) представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца. Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

Примером специального статистического наблюдения является проведение переписей населения. В СССР было осуществлено семь таких переписей: 1920, 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг. В результате обобщения переписей получали сведения о численности, размещении, составе населения по различным признакам.

В зависимости от задач статистического исследования и характера изучаемого явления учет фактов можно производить по-разному. В связи с этим статистические наблюдения можно подразделить следующим образом:

1. По охвату единиц совокупности:

а) сплошные наблюдения (полный учет всех единиц изучаемой совокупности);

б) несплошные наблюдения (учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности):

- способ основного массива (отбирают наиболее крупные единицы наблюдения, в которых сосредоточена значительная часть (доля) всех подлежащих изучению фактов);

- выборочные наблюдения (характеристика всей совокупности дается по некоторой ее части, отобранной в случайном порядке случайность выборки гарантирует независимость результатов исследований от воли лиц, ее производящих);

- монографическое описание (применяют для подробного изучения единичных, но типичных объектов, например отдельных предприятий);

2. По времени проведения наблюдений:

а) непрерывные (текущие) наблюдения (постоянно охватывают факты по мере их возникновения);

б) периодические наблюдения (через определенные промежутки времени);

в) единовременные наблюдения (по мере возникновения ситуации для ее анализа);

3. По способу организации:

а) специальное статистическое обследование;

б) отчетность;

4. По источникам сведений.

а) непосредственный учет фактов (сведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т.д.);

б) документальный способ сбора информации (базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт);

в) экспедиционный способ (специально подготовленный счетчик опрашивает людей и с их слов заполняет бланк обследования);

г) анкетные наблюдения (определенному кругу лиц вручают анкеты для добровольного анонимного заполнения);

д) корреспондентский способ (рассылаются бланки обследования и указания к их заполнению).

За наблюдением осуществляют следующие виды контроля:

- логический (возможность ошибки).

В процессе статистического наблюдения могут возникать ошибки, которые классифицируют следующим образом:

- непреднамеренные: случайные и систематические.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой проистекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, прежде чем проводить обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов – единиц наблюдения.

Объект гражданско-правовой статистики

По рассмотрению гражданских дел показатели работы судов первой инстанции характеризуют:

-общее число поступивших гражданских дел, темп их роста или снижения;

-структура по категориям гражданских дел (иски к обанкротившимся коммерческим структурам, иски о расторжении брака, жилищных споров, дел общеискового характера, дел, возникших из административно-правовых отношений и др.);

- практика разрешения споров - удельный вес удовлетворенных исков, заявлений, жалоб, общий размер сумм, присужденных к взысканию судами первой инстанции, и т.п;

- показатели законности и обоснованности решений судов – количество отмененных и измененных решений в кассационном и надзорном порядке в целом и по отдельным категориям гражданских дел;

-показатели оперативности работы - количество нарушений процессуальных сроков судопроизводства.

По исполнению судебных решении:

- общее число поступивших исполнительных документов, с выделением количества документов с материальными взысканиями, требующими принятия активных мер к розыску имущества должников и установления источников его доходов;

- общий уровень материальных взысканий с выделением возмещения ущерба от преступлений в стадии исполнения судебных решений, взыскания судебных штрафов;

- оперативность исполнения судебных решений - сроки их исполнения, остатки неисполненных документов. Учитывая то, обстоятельство, что правовая статистика исследует не только количественно-качественные параметры правонарушений (состояние, уровень, динамику, структуру), но и детерминирующие их факторы, следует отметить, что сведения гражданско-правовой, непосредственный объект которой количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;

- административно-правовой, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (мер административного воздействия).Итак, конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются:

1) спор о праве гражданском (гражданское дело);

2) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик);

3) судебное решение.

В показателях гражданско-правовой статистики находят отражение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитывает виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитражем, - брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам гражданского права. Значительным числом показателей гражданско-правовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения). Одним из постоянных объектов ее статистического наблюдения являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причиненного преступлением ущерба), в частности, суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о праве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, которые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.).

Объектами административно-правовой статистики являются:

а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, все формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, закоторые законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР);

б) лица, совершившие административные правонарушения, достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 13, 18—20КоАП РСФСР);

в) меры административной ответственности - административные взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 24 КоАП РСФСР).

Основные виды административных взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев. Административный арест на срок до 15 суток может быть применен лишь в исключительных случаях за некоторые виды правонарушений. Эта мера, так же как исправительные работы, может быть назначена только районным (городским) судом (судьей).Дела об административных правонарушениях рассматривают довольно широкий круг органов и должностных лиц. Перечень их устанавливается - федеральным законом. Из числа правоохранительных органов дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, налоговой полиции, таможни. Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения - это первичный элемент объекта статистического наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Указание важнейших признаков позволяет установить границы исследуемой совокупности . Скажем, если необходимо провести исследование рентабельности полиграфических предприятий, то необходимо определить формы собственности этих предприятий, организационно-правовые основы, количество работников предприятия, объем реализации продукции, т.е. то, что отличает как государственные и негосударственные предприятия, так и малые и крупные предприятия. Только в этом случае мы получим достоверную статистическую информацию.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной называют такую единицу, от которой поступают отчетные данные. Она может совпадать или не совпадать с единицей наблюдения.

Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности излагаются в программе статистического наблюдения. Обычно программой наблюдения называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения.

В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется термин "элементарная единица") называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях – семья или домашнее хозяйство.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные об единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдьния в капитальном строительстве информация может быть попучсна от проект-них или подрядных организаций, или от предприятий-застройщиков.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения – стройки и объекты, строительство которых ведет данный застройщик.

Читайте также: