Понятие и предмет налогового права курсовая

Опубликовано: 05.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 17:01, курсовая работа

Описание работы

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права
1.1 Понятие и предмет налогового права
1.2 Метод налогового права
1.3 Место и роль налогового права в системе российского права
1.4 Система налогового права
1.5 Налоговое право как отрасль науки
1.6 Налоговое право как учебная дисциплина
Глава 2. Принципы и источники налогового права
2.1 Принципы (основные начала) налогового права
2.2 Источники (формы) налогового права
Глава 3. Дополнительные источники налогового права
3.1 Подзаконные нормативные правовые акты
3.2 Решения органов конституционной юстиции
Глава 4. Налоговые теории
4.1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория
4.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Понятие и предмет налогового права.doc

Понятие и предмет налогового права

Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права

1.1 Понятие и предмет налогового права

1.2 Метод налогового права

1.3 Место и роль налогового права в системе российского права

1.4 Система налогового права

1.5 Налоговое право как отрасль науки

1.6 Налоговое право как учебная дисциплина

Глава 2. Принципы и источники налогового права

2.1 Принципы (основные начала) налогового права

2.2 Источники (формы) налогового права

Глава 3. Дополнительные источники налогового права

3.1 Подзаконные нормативные правовые акты

3.2 Решения органов конституционной юстиции

Глава 4. Налоговые теории

4.1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория

4.2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют". Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы.

Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.

Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.

В конце XVII - начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становились ведущим источником доходной части бюджета. Демократические преобразования в европейских государствах того времени наложили отпечаток и на порядок установления и взимания налогов. Тогда и начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой стал Адам Смит - основатель классической школы. В своей работе "Исследования о природе и причинах богатства народов" он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства. Он обосновал вывод о том, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.

Наконец, третий период, отмечаемый О.Н. Горбуновой, начинается с начала XX века и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. Здесь появляются такие научные течения как кейнсианство, основоположником которого стал Джон Кейнс, и неоклассицизм с Альфредом Маршаллом, Милтоном Фридменом и их последователями. Современные ученые полагают, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Автор данной работы предлагает проследить, как развивалась научная теория налогообложения. Для осуществления этой цели наиболее удобной представляется периодизация, предложенная О.Н. Горбуновой. Для удобства изложения можно объединить первые два периода, выделяемые О.Н. Горбуновой в первой главе нашей работы - Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая школа. А третий период, соответственно, - во второй главе - Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.

Из названия глав можно определить и задачи автора - это исследование научных концепций начиная с XVII века, подробнее остановимся на теории Адама Смита (классическая школа), поскольку принципы выведенные им легли в основу современного налогообложения. А так же рассмотрим развитие теории налогообложения c XX века - где основными школами были неоклассическая и кейнсианство.

Для решения поставленных задач автор пользовался главным образом трудом М. Блауга "Экономическая мысль в ретроспективе", где освящены основные взгляды представителей различных направлений, С.А. Бартенева "Экономические теории и школы", Я.С. Ядгарова "История экономических учений" и прочие. Из учебных пособие особенно хотелось бы выделить "Налоги и налоговое право" под редакцией А.В. Брызгалина, а так же "Основы налогового права" под редакцией С.Г. Пепеляева. В целом, литературы посвященной научным взглядам классической школы достаточно много, в то время как поиск материала о неоклассической школе вызвал некоторые трудности.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права, как в России, так и за рубежом.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

Исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Глава 1. Место и роль налогового права в системе российского права

налоговое право нормативный акт

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

1.1 Понятие и предмет налогового права

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права - финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

В свою очередь, налоговое право - это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе:

налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также

органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней - федерального, субъектов Федерации, местного - осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, поскольку именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, "каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются а нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога - это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. Источником этих отчислений является произведенный валовый внутренний продукт, за счет которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых резервов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимостъ продукции. Размеры отчислений составляют: в пенсионный фонд - 2,8% (кроме того, 1% уплачивается работником из его за-11-работ ной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 1,5%; в фонды обязательного медицинского страхования - 3,6% (0,2% в федеральный и 3,4% - в региональные фонды).

В Законе РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. не проводится четкой грани между налогами и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.), взимаемыми в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетные фонды на условиях, определяемых законодательными актами. В соответствии с этим Законом совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему, основы которой в России и были законодательно оформлены в 1991 г.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенных в налоге стимулирующего и регулирующего начал. Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП, и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан по поводу формирования государственных финансов. Принятые нормативные акты по налогообложению охватывают все сферы коммерческой и некоммерческой деятельности как юридических, так и физических лиц (налогоплательщиков) на территории страны.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание

Цель настоящей курсовой состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать особенности предмета и понятия налогового права.

Работа состоит из 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

Реформирование российской экономики, политической системы и социально-культурной сферы немыслимо без создания эффективной налоговой системы. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Успех или неудача проводимых в стране преобразований напрямую зависит от собираемости налоговых платежей.

Для налогового права характерно тесное переплетение, с одной стороны, публичных проблем, связанных с общими интересами государства, с другой стороны, частных проблем, ставящих в центр научной парадигмы отдельного налогоплательщика.

Налоговое право – одна из самых молодых отраслей в правовой системе России. Однако уже сформировались доктринальные основы налогового законодательства, завершается его кодификация, активно формируется судебная практика по налоговым спорам, практически с нуля создана и функционирует разветвленная система налоговых органов. Вместе с тем налоговому праву до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный, прежде всего, с его кодификацией, продолжается непрерывно, что постоянно ставит все новые вопросы и проблемы перед налогово-правовой наукой и практикой. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

В числе современных ученых, обращавшихся к данной проблематике следует назвать таких авторов, как: А.В. Демин, М.В. Карасева, М.В Кустова, Г.В. Петрова, и др.

Цель настоящей курсовой состоит в том, чтобы на основе изучения налогового законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать особенности предмета и понятия налогового права.

Из цели вытекают следующие задачи: определить место налогового права в системе права; рассмотреть основные принципы и источники налогового права; исследовать предмет налогового права.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Понятие налогового права

1.1 Сущность и место налогового права в правовой системе

Финансовое обеспечение страны осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических странах с экономиками рыночного типа главным видом таких доходов служат налоги и сборы, поступающие в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право — это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, формирующиеся в процессе функционирования налоговой системы, т. е. в сфере налогообложения.

В современной науке не существует единого мнения о месте налогового права в правовой системе. Обычно выделяют три основных подхода к определению природы налогового права.

Налоговое право – это один из институтов финансового права, регулирующий правовой режим бюджетных доходов государства. Действительно, в предмет финансового права входят общественные отношения, регулирующие формирование государственного бюджета. Бюджет пополняется за счет различных доходов, одним из которых являются налоги.

Налоговое право имеет особенности, присущие финансовой деятельности государства, и является по своему юридическому назначению управленческим правом или правом налогового управления). Закрепляя соответствующие правила поведения в сфере налогового управления и контроля, финансовое право придает налоговым общественным отношениям характер правоотношений.

Налоговое право – это самостоятельная отрасль права в системе российского права со своим специфическим предметом и методом. Обоснованием данного подхода служит то, что общественные отношения, регулируемые налоговым правом, действительно носят специфический характер и, соответственно, требуют особого метода регулирования.

Принятие Налогового Кодекса Российской Федерации, установившего основные принципы налогообложения и взаимоотношений между государством и налогоплательщиками, систему налогов, порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, основы налоговой отчетности, отдельные виды налогов, обуславливает выделение налогового права в самостоятельную отрасль права [6;7].

Налоговое право – это подотрасль финансового права, находящаяся в стадии перехода от института к отрасли. Данный подход служит компромиссом при определении места налогового права, поскольку объединяет основные доводы сторонников предыдущих концепций.

Термин «налоговое право» употребляется не только как название отдельной отрасли законодательства или подотрасли финансового права, но и других отраслей права, касающихся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере.

1.2 Принципы налогового права

Принципы права представляют собой, с одной стороны, систему координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права, и одновременно (с другой стороны) являются вектором, определяющим направление развития этой отрасли. Последнее обстоятельство особенно важно для налогового права в условиях продолжающейся налоговой реформы, когда еще не выработана общепринятая концепция построения и развития налоговой системы Российской Федерации, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики страны. В таких условиях именно принципы налогового права становятся ценностными ориентирами развития столь сложного социально-экономического феномена, как налоговая система.

Принципы налогового права — это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права.

Эти общие начала находят свое выражение непосредственно в нормах налогового права.

Общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены федеральным законом. В положениях Конституции не указано, для чего они устанавливаются, каково их значение. Ответ на эти вопросы дается в практике Конституционного Суда Российской Федерации [2;23]. В 1997 г. в постановлении по одному из дел о проверке конституционности актов законодательства о налогах и сборах Конституционный Суд отметил, что «общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации указал на общеценностную и общегуманитарную природу отраслевых принципов налогового права.

Внимание к правовым принципам возрастает и потому, что согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

Твердая позиция по вопросу об общепризнанных принципах международного права особенно важна и в связи с современным этапом интеграции России в мировое сообщество, что предполагает, в частности, сближение правовых, финансовых и налоговых систем различных стран.

Специфика налогообложения (его дуалистичность), являющегося предметной областью регулирования налогового права, также нашла отражение в принципах налогового права. Принципы налогового права включают в себя и общие принципы налогообложения (как экономические, так и юридические). Не все экономические принципы реализованы в законодательстве. В Налоговом Кодексе Российской Федерации не нашел закрепления принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий (содержание которых упрощенно можно сформулировать так: бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор). Как отмечается экономистами, сегодня этому принципу не отвечают налог на имущество физических лиц и налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.

Как и принципы других отраслей права, они могут быть разделены на два вида: социально-правовые (они, как правило, имеют общеправовое значение) и специально-правовые [9;25].

В отдельных случаях в литературе выделяются экономические принципы налогообложения, принципы налогового права и принципы организации налоговой системы. При этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, принцип экономического основания налогов и сборов) и организационные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.

При классификации основных принципов налогового права к социально-правовым относят такие присущие всем отраслям права принципы, как законность, принцип гуманизма, принцип демократизма, принцип равенства. В свою очередь, специально-правовые принципы (в литературе их именуют также отраслевыми) определяют специфику налогового права.

К основным (базовым) принципам этого вида относятся, в частности, следующие принципы: законности налогообложения; всеобщности и равенства налогообложения; справедливости налогообложения; взимания налогов в публичных целях; установления налогов и сборов в должной правовой процедуре; экономического основания налогов (сборов); презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах; определенности налоговой обязанности; единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики; единства системы налогов и сборов.

1.3 Источники налогового права

Источник права — это форма выражения правовой нормы. Юридическая наука выделяет следующие виды: правовой обычай, юридический прецедент и нормативный акт, а также международное законодательство, судебная и арбитражная практика.

Источники налогового права имеют определенную специфику. Состав источников налогового права как подотрасли финансового права определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в Российской Федерации.

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. Современное финансовое право допускает существование налоговых договоров. Такие договоры заключаются в целях избежания двойного налогообложения, они имеют межгосударственный характер. Внутригосударственные налоговые договоры заключаются и в случаях, если предприятия принимают на себя обязательства по выполнению общенациональных инвестиционных и социальных программ. Однако и в этом случае необходимо принятие особого закона, регламентирующего порядок действия такой системы налогового стимулирования.

Все нормативные акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты [5;55].

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Конституция Российской Федерации является основным законом. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты должны приниматься на основе и в развитие Конституции Российской Федерации и не должны ей противоречить. В ст. 8, ст. 19, ст. 57, п. 3 ст. 71, п. 4 ст. 72, п. 3 ст. 75, ст. 132 Конституции Российской Федерации содержатся основные положения (принципы), которые развиты в Наловом Кодексе Российской Федерации, законах о налогах, а также в иных законах и подзаконных актах. Так, принцип равного налогового бремени вытекает из ст. 8, ст. 19 и 57 Конституции Российской Федерации. В сфере налоговых отношений он означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных носящих дискриминационный характер оснований.

Конституционные принципы составляют основу разграничения полномочий в налоговой сфере.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 13:03, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и предмет налогового права
2 Принципы и метод налогового права
3 Система налогового права
Заключение
Список использованных источников и литературы

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая.doc

1 Понятие и предмет налогового права

2 Принципы и метод налогового права

3 Система налогового права

Список использованных источников и литературы

Основные положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Понятие налога содержится и в Налоговом Кодексе, где указывается что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы. Актуальность темы обоснована тем, что на современном этапе собираемость налогов в России является очень важным моментом для экономики страны в целом.

Целью данной работы является изучение основных теорий и положений налогового права в России.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: изучить сущность налогового права, рассмотреть принципы, системы, методы, исследовать место и роль налогового права в системе российского права.

Объектом изучения являются фундаментальные положения налогового права, такие как налогообложение, налоговое право как отрасль науки и принципы налогового права.

1 Понятие и предмет налогового права

Налоговое право Российской Федерации рассматривается, как правило, с трех точек зрения: как отрасль (подотрасль) российского права, как отрасль юридической науки и как учебная дисциплина.

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Финансовое обеспечение государства осуществляется за счет различных видов государственных доходов. На сегодняшний день в демократических государствах с экономиками рыночного типа главным видом таких государственных доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения.

Налоговое право является самостоятельным Разделом юриспруденции и имеет свой особенный характер. Главным отличием налогового права от других видов права (коммерческого, гражданского и пр.) является то, что налоговое право защищает в первую очередь не частные интересы налогоплательщика, а общественные интересы, интересы государства. Государство в данном случае выступает в качестве субъекта публичного права, получая от общества полномочия по определению и взиманию налогов, их дальнейшему перераспределению, исходя из общественных потребностей. При этом налоги, по существу, являются трансфертными платежами налогоплательщиков, которые централизуются в государственном бюджете и возвращаются налогоплательщикам через предоставление общественных благ и услуг.

Большинство отраслей права содержат множество отсылочных норм к понятиям и терминологии другой отрасли права. При этом понятия другого права применяются в своем первоначальном значении. Т.е. понятия семейного права используются, например, в уголовном праве без каких-либо оговорок. В итоге возникает определенная связанность множества отраслей права между собой. Все это никак не относится к налоговому праву. Статья 11 НК РФ постулирует, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях, если иное не предусмотрено НК РФ. В тоже время, и гражданский кодекс содержит в себе оговорки подобного рода. Так ст.2 Гражданского кодекса гласит что, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяются, если иное не предусмотрено законодательством. Все эти нормы выделяют налоговое право из системы отраслей права и ставят его особняком. Таким образом, планируя какие-либо действия нужно всегда иметь в виду те определения, хозяйственных отношений которые содержаться в НК РФ.

В отличие от уголовного права в налоговом праве действует неоспоримая презумпция виновности, т.е. налогоплательщик должен доказать перед налоговыми службами и судебными инстанциями свою невиновность в махинациях по уклонению от налогообложения, свое законопослушание и неукоснительную уплату причитающихся налоговых сумм. Но, несмотря на это, НК РФ содержит в себе нормы, которые ограничивают неоспоримую презумпцию виновности. Так ст.108 НК РФ гласит, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены в кодексе. Там также указывается на то, что никто не может быть повторно привлечен к ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Кроме того, ст.3 НК РФ предусматривает, что неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

Предметом налогового права являются налоговые правоотношения, т.е. урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а также в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей. То есть к налоговым правоотношениям, являющимся предметом регулирования налогового права, относятся две группы отношений: отношения, возникающие в связи с уплатой налоговых платежей и отношения, связанные с осуществлением компетентными органами контроля за правильностью уплаты налога. Следовательно, можно сделать вывод о тех объектах, которые регулируются налоговым правом.

Объектами налогового права являются:

1) доходы и имущество юридических и физических лиц, выраженные в денежной форме;

2) налоговые отношения, входящие в общую группу общественных отношений, складывающихся в процессе формирования бюджетов, и имеющие самостоятельный характер.

В Российской Федерации отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, традиционно регулируются соответствующей отраслью права – финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:

─ гипотеза – указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т.е. содержит указание на несколько условий ее действия;

─ диспозиция – определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

─ санкция – указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права Российской Федерации, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Указанные общественные отношения, которые иначе могут быть также названы налоговыми правоотношениями, и составляют предмет налогового права. При этом такие общественные отношения в сфере налогообложения (налоговые правоотношения), охватывают разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений и имеют сложносоставной характер. Поэтому система таких отношений, являющихся предметом налогового права, представляет собой совокупность следующих общественных отношений:

─ властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

─ правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

─ правовых отношений, возникающих в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

─ правовых отношений, возникающих в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых споров;

─ правовых отношений, возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Участниками, составляющими предмет правового регулирования налогового права общественных отношений в сфере налогообложения, выступают физические и юридические лица, в том числе налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (ФНС РФ), финансовые органы (Минфин РФ), таможенные органы (ГТК РФ), сборщики налогов и сборов (например, по земельному налогу - органы местного самоуправления в сельской местности), органы внебюджетных фондов (это основные участники налоговых правоотношений), а также органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), органы опеки и попечительства, социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели) и кредитные организации (банки).

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права относятся:

─ закрепление структуры налоговой системы;

─ распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

─ регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

─ осуществление налогового контроля;

─ применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

─ обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

Объектом налогового права является аналитическое исследование общественных отношений в сфере налогообложения.

Финансовое обеспечение бюджетов всех уровней – федерального, субъектов Федерации, местного – осуществляется за счет разных видов государственных доходов.

Основным видом государственных доходов, как известно, являются налоги, именно они дают наибольшую часть поступлений денежных средств в государственную казну. Налоги являются основным источником доходной части бюджетов во всех странах рыночной экономики. Одновременно они выступают в качестве рычагов государственного воздействия на экономику.

Основные положения о налогах в Российской Федерации закреплены в ее Конституции. В соответствии со ст.57 Конституции РФ, «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Глава 1. Понятие, предмет и метод налогового права

1.1 Понятие налогового права

1.2 Предмет налогового права

1.3 Метод налогового права

Глава 2. Система, принципы и источники налогового права

2.1 Система налогового права

2.2 Принципы налогового права

2.3 Источники налогового права

Глава 3. Вопросы международного налогового права

Глава 4. Налоговое право как система научного знания и учебная дисциплина

Глава 5. Понятие, содержание и особенности налоговых правоотношений

5.1 Понятие налоговых правоотношений

5.2 Содержание налоговых правоотношений

5.3 Особенности налоговых правоотношений

Глава 1. Понятие, предмет и метод налогового права

1.1 Понятие налогового права

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Как и любая другая норма права, норма налогового права представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

Налоговая правовая норма состоит из следующих элементов:

- гипотеза — указывает на условия, при которых она должна действовать. Гипотеза нормы налогового права, как правило, имеет усложненный характер, т. е. содержит указание на несколько условий ее действия;

- диспозиция — определяет права и обязанности участников, регулируемые нормой отношений;

- санкция — указывает на неблагоприятные последствия за ее нарушение.

Теория права устанавливает два критерия выделения отраслей права: предмет и метод правового регулирования.

1.2 Предмет налогового права

Предмет правового регулирования, понимаемый как совокупность регулируемых правом общественных отношений, является объективным, лежащим вне права критерием. Основой выделения предмета отрасли права, таким образом, является специфика объективно существующих (не зависящих от усмотрения правотворческих органов) связей между общественными отношениями, своеобразие которых обусловлено их целенаправленностью, содержанием и формой.

Очевидно, что предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

К предмету налогового права относятся:

- закрепление структуры налоговой системы;

- распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

- регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

- осуществление налогового контроля;

- применение мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

- обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Отношения, подлежащие урегулированию нормами налогового права, специфичны, но не обладают качественным своеобразием, входя в предмет финансового права, регулирующего общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых для осуществления задач и функций государства и муниципальных образований.

1.3 Метод налогового права

Вспомогательным основанием для распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. С его помощью осуществляется взаимосвязь прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений.

Правовые отношения, возникающие между государственными организациями, плательщиками налогов и налоговыми представителями, являются властными. Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, в основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов. Деятельность каждого из субъектов налогового правоотношения вляется несвободной: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (обязанное лицо) обязана точно исполнить законную волю органа власти либо должностного лица, действующего в пределах своей компетенции. Отличие налогов от других форм экономического регулирования заключается в том, что их утверждение не оставляет за налоговой администрацией никакой дискреционной власти№. № Дискреция (от лат. discrete) — решение должностным лицом или государственным органом какого-либо вопроса по собственному субъективному усмотрению.

Права и обязанности субъектов налогового права могут возникать из норм права либо из санкций и процедур их применения. Из указанных компонентов формируется метод налогового права.

Различное сочетание способов, приемов правового воздействия на общественные налоговые отношения определяет его собый юридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулирование указанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходство методов финансового и налогового права.

Анализ предмета и метода налогового права позволяет классифицировать его как подотрасль финансового права, объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующих значимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых) отношений.

Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:

- установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

- осуществления налогового контроля;

- применения мер финансово-правовой ответственности за нарушение налогового законодательства;

- обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Как правило, учёные, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М.И. Брагинский считает, что « налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права»1

Оглавление

Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.

1.1. Понятие налогового права России……………………………………5

1.2. Предмет налогового права……………………………………………6

1.3. Метод налогового права России……………………………………..8

1.4. Система налогового права России…………………………………..11

Глава 2. Налоговое право в системе Российского права. Налоговое право и бюджетное право. Налоговое право и конституционное право. Налоговое право и гражданское право. Налоговое право и административное право.

2.1. Налоговое право и бюджетное право……………………………. 13

2.2. Налоговое право и конституционное право………………………..15

2.3. Налоговое право и гражданское право…………………………..…17

2.4. Налоговое право и административное право……………………. 22

Список использованной литературы………………………………….…26

Файлы: 1 файл

Налоговое право курсовая.doc

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская правовая академия

Министерства Юстиции Российской Федерации»

(РПА Минюста России)

Факультет непрерывного образования

Кафедра административного и финансового права

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Налоговое право в системе Российского права»

Выполнила студентка 3 курса

Хабибуллина Диана Ерсаеновна

Доцент кафедры административного и финансового права, кандидат юридических наук

Гончарова Елена Александровна

Дата защиты «___»___________20__ г.

Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.

1.1. Понятие налогового права России……………………………………5

1.2. Предмет налогового права……………………………………………6

1.3. Метод налогового права России……………………………………..8

1.4. Система налогового права России…………………………………..11

Глава 2. Налоговое право в системе Российского права. Налоговое право и бюджетное право. Налоговое право и конституционное право. Налоговое право и гражданское право. Налоговое право и административное право.

2.1. Налоговое право и бюджетное право……………………………. 13

2.2. Налоговое право и конституционное право… ……………………..15

2.3. Налоговое право и гражданское право…………… ……………..…17

2.4. Налоговое право и административное право……………………. 22

Список использованной литературы………………………………….…26

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

Как правило, учёные, занимающиеся исследованием иных отраслей права, придают налоговому праву самостоятельное значение. Например, М.И. Брагинский считает, что « налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права» 1

Другие авторы не исключают возможности формирования налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств. 2 Дискуссия о самостоятельном характере налогового права в значительной степени была обусловлена осуществлённой в 1998 г. Кодификацией налогового законодательства.

Большинство учённых, исследующих вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности налогового права в систему финансового права. В период неразвитости рыночных отношений и законодательного приоритета публичной собственности налоговое право считалось не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов.

Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов

обусловили рост нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль. 3

Весомым аргументом о месте налогового права служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики.

Работа состоит из двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.

1.1. Понятие налогового права России.

Налоговое право — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в государстве, порядок их взимания, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств, а также определяющих налоговые санкции

В науке финансового права относительного понятия налогового права нет принципиальных разногласии. Наиболее распространённой является позиция, согласно которой налоговое право представляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов. 4

Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы, которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций. 5

Подобно любой правовой общности налоговое право представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления, носят многоаспектный, комплексных характер и по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально

конфликтны. Вместе с тем налоговые отношения исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне

регулироваться правовыми нормами. Одновременно системная организация этих норм, находя свое закрепление в нормативных финансовых актах различного территориального уровня, образует налоговое право.

Налоговое право развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениями.

1.2. Предмет налогового права.

Все отрасли или подотрасли права различаются между собой прежде всего по предмету правового регулирования. Поэтому,что бы дать понятие налогово права, необхордимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Предмет правового регулирования образуют как правило, отношения, характеризующиеся следущими признаками:

- устойчивость и повторяемость, что дает законодателю возможность с достаточной точность фиксировать правоотношения субъектов;

- способность к внешнему правовому контролю;

- нахождение в правовом поле, то есть под юрисдикцией права. 6

Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, имеет ст. 2 НК РФ. 7 Она не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о

налогах и сборах и тем самым указывает на критерии разграничения налогового и смежных подотраслей и отраслей права.

Для определения предмета налогового права ст. 2 НК РФ использует два критерия:

-метод правого регулирования;

- объект правового воздействия с указанием основных групп регулируемых отношений;

Можно выделить основные отличительные признаки отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговых отношений:

- имеют имущественный характер;

- направлены на образование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

- обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование в лице компетентных органов;

Наиболее полное представление о структуре предмета налогового права дает его классификация по различным основаниям.

Во – первых, в зависимости от функций налоговой деятельности предмет налогового права образуют:

- процессуальные (процедурные) отношения;

Во-вторых, в зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения по:

- установлению и введению налогов и иных обязательных платежей;

- исполнению обязанности по уплате налогов и сборов;

- осуществлению налогового контроля;

- охране механизма правового регулирования налоговой сферы;

- налогообложение физических лиц;

- установление особых налогово-правовых режимов;

В-третьих, по экономическому критерию налоговые отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые. Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов, например отношения по взиманию налогов. Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе налоговых и направлены на создание, изменение или прекращение налоговых правоотношений. В качестве примера можно привести установление налогов, налоговый контроль, привлечение к налоговой ответственности.

Присущая налоговому праву развитая и сложная совокупность объективных закономерностей позволяет рассматривать предмет налогового права, как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов в доход государства (муниципального образования), осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

1.3. Метод налогового права России.

Одним из основных критериев для определения сущности налогового права служит метод правового регулирования.

Способы воздействия обусловлены самой природой финансовой деятельности государства и муниципальных образований (составной частью которой выступают налоговых отношения), ее публичным характером, направленностью на достижение общего интереса. При этом необходимо иметь в виду, что при регулировании финансовых отношений один и тот же правовой прием применяется различными подотраслями и институтами финансового права. Несмотря на это, структура отраслевого метода остается

Неизменной, а отдельные правовые приемы могут переходить от одного правового метода к другому, не разрушая его структуру.

Читайте также: