Понятие и особенности налогового процесса эссе

Опубликовано: 26.04.2024

date image
2015-07-21 views image
989

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



В литературе существует два подхода к налоговому процессу:

– часть законотворческого процесса;

– как процесс применения норм налогового материального права.

В рамках первого подхода под «налоговым процессом» понимается процесс принятия законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах». Налоговый процесс в Российской Федерации подразделяется на несколько стадий:

1. Разработка законопроекта и внесение его в Государственную Думу.

Рассмотрение налоговых законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях;

2. Рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении, где обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости;

3. Второе чтение, где голосуются поправки к законопроекту;

4. Третье чтение законопроекта, для голосования в целях его принятия в качестве закона;

5. Прохождение Федеральных законов через Совет Федерации РФ;

6. Принятый Федеральных законов в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 подписывает его и обнародует.

Кроме того, налоговый процесс рассматривается как процесс применения норм налогового материального права, т. е. как осуществление уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления предоставленной им налоговой компетенции.

Налоговый процесс следует рассматривать как особый случай применения норм материального налогового права. Безусловно, всякое применение норм права государственными органами и их должностными лицами требует определенной упорядоченности.

В отличие от налоговой процедуры налоговый процесс (как ее разновидность) регламентирует довольно узкую сферу отношений. Составление акта налоговой проверки и передача его руководителю налогового органа вместе с материалами проверки и возражениями заинтересованного лица (деятельность которого была подвергнута проверке) являются основаниями для инициирования налогового процесса – производства по делу о налоговом правонарушении (ст.100, 101, 101.1 НК РФ). Заканчивается данное производство вынесением руководителем налогового органа (его заместителем) определенного процессуального решения по материалам налоговой проверки. Таким образом, пока сложно говорить о формировании института налогового процесса и особенно – судебного налогового процесса, хотя практика давно доказала наличие существенных особенностей рассмотрения налоговых споров судами, и в связи с этим высказываются мнения о необходимости создания специализированных налоговых судов.

Налоговое юрисдикционное производство (налоговый процесс) подразделяется:

а) предварительное налогово-юрисдикционное производство (ст.101–101.1, 137, 139, гл.20 НК РФ);

б) судебное налоговое производство (п.2–5 ст.48, ст.104, 105, 115, 138 НК РФ).

Современная концепция налогового процесса

Налоги всегда играли для государства важную роль, так как их отсутствие не может свидетельствовать в настоящее время о существовании любого политического государственного образования. Наряду с территорией, населением, органами власти и управления налоги являются базовым звеном государства. В связи с этим в условиях недостаточных экономической стабильности и экономического роста, несбалансированности функционирования административных органов власти и управления, обострения внешнеполитической обстановки из-за угрозы терроризма, существующих этнонациональных противоречий России необходимо существование целостного правового поля, укрепляющего налоговую систему страны.

Налоговым проблемам, с точки зрения их правового содержания. в недалеком прошлом уделялось незначительное внимание. Не в полной мере были осмыслены и проработаны первые попытки нормативного регулирования происходящих в последние десятилетия рыночных преобразований и как следствие — развившихся налоговых правоотношений. Формирование налоговой системы Российской Федерации было недостаточно подкреплено и комплексным реформированием системы российского законодательства, собственности, судебной и правоохранительных систем, бюджетных взаимоотношений.

В настоящее время налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Об этом свидетельствуют частое изменение норм Налогового кодекса РФ, законодательства субъектов РФ, иных правовых нормативных актов о налогах и сборах, систематическое восполнение пробелов в сфере налогово-правовых отношений, повышение общего уровня налоговой культуры налогоплательщиков, более четкая и регламентированная работа субъектов налогового администрирования. Все более усложняется и детализируется процессуально-правовой порядок реализации налогово-правовых норм. Судебная практика по налоговым спорам, связанным с процессуальными нормами, становится все более обширной и устоявшейся.

В центре внимания находится практически любая законодательная инициатива в налоговой сфере, большим спросом пользуются научные и научно-практические издания по проблематике налогового права. Кроме того, налоговое право и налоговый процесс как учебные дисциплины включены в учебные планы практически всех юридических и экономических факультетов.

Повышенный интерес, очевидно, обусловлен значительным интересом сегодняшних студентов к специальностям, профессиональная подготовка по которым строится на базе налогового права:

  • налоговое консультирование.
  • налоговый менеджмент,
  • юрист по налоговым спорам и т.д.

Специалисты, профессионально занятые вопросами налогообложения, в совершенстве должны владеть знаниями о налоговом процессе и налоговых процессуальных порядках.

В финансово-правовой науке появляется все больше научных исследований, доказывающих существование налогового процесса как вида юридического процесса, с подразделением его на стадии, налоговые производства, процедуры, этапы процессуального порядка и т.п.

Важный этап в развитии налогового процесса в Российской Федерации связан с принятием Налогового кодекса РФ, значительную долю содержания которого составляют нормы процессуального характера.

При принятии этого акта законодатель, опираясь на принципы, свойственные другим процессуальным отраслям и институтам — отраслям уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также институтам конституционного и административного процесса, известным системе российского права, сделал попытку реализовать в нормах, регулирующих налоговый процесс, принципы:

  • законности,
  • презумпции невиновности,
  • процессуального равенства сторон,
  • доступности,
  • гласности,
  • экономичности.
  • состязательности,
  • охраны интересов государства и личности.

Анализ налогового законодательства и практики свидетельствует о том, что налоговый процесс уже существует как явление и обладает как всеми общими признаками, присущими юридическому процессу, так и специальными, которые отличают его от иных процессов.

Кроме того, своевременность научно-практических исследований по налоговому процессу объясняется тем, что в современной финансово-правовой доктрине проблема налогового процесса неоднократно затрагивалась учеными, представляющими различные научные школы.

Как положительное явление в науке финансового права в целом следует рассматривать появление ряда новых работ, посвященных вопросам налогового процесса, повышенное внимание к данной проблематике.

Однако полярность мнений ученых по определению содержания понятия налогового процесса, его места в системе финансового и налогового права затрудняет дальнейшее активное развитие в одном направлении налогового процессуального права, совершенствование соответствующих норм и систематизацию законодательства. Кроме того, не определив понимания сущности и понятия налогового процесса, нельзя перейти к разработке путей и средств повышения его эффективности, исследованию воздействия налогового процесса на развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

К их числу можно отнести предмет и метод налогового процесса, субъектов налогово-процессуальных правоотношений, порядок распределения прав и обязанностей между ними. Исследование данных вопросов представляется актуальным и немаловажным, учитывая, во-первых, необходимость существования и применения процессуальных форм, с помощью которых реализуется материальное право, во-вторых, значение законодательного регулирования порядка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, напрямую связанной с обеспечением экономической стабильности и устойчивости государства.

Учитывая специфику налогового процессуального отношения, можно сформулировать общее понятие налогового процесса следующим образом.

Налоговый процесс — это самостоятельный вид юридического процесса, а налоговое процессуальные право — часть налогового права, которая представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения (возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с разрешением индивидуальных дел в сфере налогообложения уполномоченными органами с целью защиты прав налогоплательщиков и публичных образований) в процессе:

  • проведения мероприятий налогового контроля;
  • осуществления обеспечительных мер;
  • привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Как правило, обязательным признаком любого этапа налогового процесса выступает наличие определенной специфической задачи, невыполнение которой препятствует дальнейшей деятельности или уменьшает ее эффективность.

Их можно разделить на характерные для всего налогового процесса (общие) и на свойственные определенным отдельным этапам процессуального порядка (специальные).

Общие задачи играют роль взаимосвязывающего фактора в единой системе налогового процесса, где каждый отдельный этап процессуального порядка играет свою роль в достижении общего результата.

Специальные задачи отражают особенную функциональную направленность деятельности субъекта на каждом конкретном этапе.

В конечном итоге все этапы процессуального порядка обеспечивают достижение единой цели. Главная цель налогового процесса — это выполнение налоговой обязанности налогоплательщиком в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Исходя из анализа законодательства в области налогов и сборов, налогового администрирования, а также положений правоприменительной теории процесса, налоговый процесс можно представить в виде последовательности основных этапов процессуального порядка.

Все этапы процессуального порядка взаимосвязаны, взаимообусловлены. Последующие этапы по своему содержанию дополняют предшествующие. Каждый следующий этап логически вытекает из предыдущего и представляет собой более высокий уровень развития правоотношений. Отдельно взятый этап завершается принятием определенного решения, в значительной степени влияющего на дальнейший ход деятельности. Такие решения, как правило, оформляются в виде правового акта и касаются совокупности однородных процессуальных действий, завершающих данный этап.

Этап как правовая категория имеет собственную структуру, обусловленную его функциональным назначением, методами, целями и задачами.

Каждый этап характеризуется через своеобразие образующих его элементов — процессуальных действий, процедур.

Этапы налогового контроля занимают одно из важнейших мест в налоговом процессе и обусловлены характером контрольной деятельности, имея при этом сложную, многоуровневую структуру.

Процессуальному порядку проведения налогового контроля посвящены нормы гл. 14 Налогового кодекса РФ. Помимо этого принято значительное количество подзаконных нормативно-правовых актов, характеризующих процессуальный порядок осуществления налогового контроля.

Значительное их количество обязательно к выполнению только субъектами налогового администрирования. Иначе говоря, Федеральная налоговая служба корректирует процессуальный порядок действий в рамках Налогового кодекса РФ для своих сотрудников, добиваясь неукоснительного соблюдения всех процессуальных действий налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля.

Главной особенностью налогового контроля является то, что он охватывает весь период деятельности субъектов налоговых правоотношений, т.е. этапы налогового контроля протекают параллельно со всеми этапами налогового процесса.

Например, согласно ст. 83 НК РФ налоговыми органами при исчислении налога используются данные о налогоплательщике, плательщике сбора, налоговом агенте, а также об их имуществе (транспортное средство, земельный участок, недвижимость), полученные на стадии налогового контроля в ходе процедур учета. Иначе говоря, для исчисления налога имеет первостепенное значение информация, документы, полученные на этапе проведения мероприятий налогового контроля, связанных с регистрацией и учетом налогоплательщиков.

Обеспечительное производство как комплекс процессуальных действий также связано с осуществлением контрольной деятельности. В частности, налоговым органом контролируется исполнение основной обязанности по уплате налога, и при ненадлежащем ее исполнении полученные сведения передаются соответствующему должностному лицу для принятия необходимых мер. Помимо того, основанием для применения такой меры обеспечения, как пеня, служит просрочка исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Сведения об этом выявляются в ходе мероприятий налогового контроля в виде процессуальных действий по проведению сверки расчетов с бюджетом конкретного налогоплательщика.

Еще больше взаимодействуют, соприкасаются этапы мероприятий налогового контроля с процессуальным порядком привлечения к налоговой ответственности. Более того, сбор материалов, необходимых для привлечения к налоговой ответственности, производится именно в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а в акте выездной налоговой проверки, одном из ключевых правовых актов налогового контроля, указываются только документально подтвержденные факты налогового правонарушения, выявленные в ходе проверки; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений; ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налогового правонарушения.

Огромное значение в налоговом процессе имеет последовательность осуществления этапов налогового контроля во временном промежутке. В указанном вопросе также не существует единого мнения ученых. В научной литературе одни специалисты предлагают деление контрольной деятельности исходя из содержания того или иного вида контрольной деятельности, другие большее внимание уделяют процессуальной составляющей контроля.

С учетом задач, осуществляемых в ходе каждого этапа процессуальных действий, состава участников, методов и форм контрольной деятельности, а также перечня документов, оформляющих результаты деятельности, иные процессуальные признаки, можно построить следующую классификацию этапов налогового контроля.

  1. Постановка на налоговый учет организаций физических лиц.
  2. Ведение налогового учета в налоговых органах (переучет).
  3. Подготовка и назначение мероприятий налогового контроля.
  4. Проведение мероприятий налогового контроля.
  5. Рассмотрение материалов налогового контроля и принятие решения.
  6. Досудебное рассмотрение налоговых споров.
  7. Судебное рассмотрение налоговых споров.
  8. Снятие с налогового учета.

Этапы процессуального порядка можно определить как объединенную систему методов, способов и форм осуществления контрольной деятельности уполномоченных государством органов в сфере налогообложения для решения единых задач и обеспечивающих функциональную последовательность совершения таких действий.

14.1. Понятие, основные черты и стадии налогового процесса

В литературе существует два подхода к налоговому процессу:

– часть законотворческого процесса;

– как процесс применения норм налогового материального права.

В рамках первого подхода под «налоговым процессом» понимается процесс принятия законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах». Налоговый процесс в Российской Федерации подразделяется на несколько стадий:

1. Разработка законопроекта и внесение его в Государственную Думу.

Рассмотрение налоговых законопроектов Государственной Думой осуществляется в трех чтениях;

2. Рассмотрении Государственной Думой законопроекта в первом чтении, где обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости;

3. Второе чтение, где голосуются поправки к законопроекту;

4. Третье чтение законопроекта, для голосования в целях его принятия в качестве закона;

5. Прохождение Федеральных законов через Совет Федерации РФ;

6. Принятый Федеральных законов в течение пяти дней направляется Президенту РФ, который в течение 14 подписывает его и обнародует.

Кроме того, налоговый процесс рассматривается как процесс применения норм налогового материального права, т. е. как осуществление уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления предоставленной им налоговой компетенции.

Налоговый процесс следует рассматривать как особый случай применения норм материального налогового права. Безусловно, всякое применение норм права государственными органами и их должностными лицами требует определенной упорядоченности.

В отличие от налоговой процедуры налоговый процесс (как ее разновидность) регламентирует довольно узкую сферу отношений. Составление акта налоговой проверки и передача его руководителю налогового органа вместе с материалами проверки и возражениями заинтересованного лица (деятельность которого была подвергнута проверке) являются основаниями для инициирования налогового процесса – производства по делу о налоговом правонарушении (ст.100, 101, 101.1 НК РФ). Заканчивается данное производство вынесением руководителем налогового органа (его заместителем) определенного процессуального решения по материалам налоговой проверки. Таким образом, пока сложно говорить о формировании института налогового процесса и особенно – судебного налогового процесса, хотя практика давно доказала наличие существенных особенностей рассмотрения налоговых споров судами, и в связи с этим высказываются мнения о необходимости создания специализированных налоговых судов.

Налоговое юрисдикционное производство (налоговый процесс) подразделяется:

а) предварительное налогово-юрисдикционное производство (ст.101–101.1, 137, 139, гл.20 НК РФ);

б) судебное налоговое производство (п.2–5 ст.48, ст.104, 105, 115, 138 НК РФ).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Не оставляйте попыток прийти к мирному соглашению, на какой бы стадии процесса вы ни находились

Не оставляйте попыток прийти к мирному соглашению, на какой бы стадии процесса вы ни находились Всегда имейте в виду, что и посредничество, и арбитраж, и судебный процесс имеют одну цель – улаживание разногласий между сторонами. На какой бы стадии процесса вы

1.3. Стадии налогового планирования

1.3. Стадии налогового планирования Налоговое планирование можно подразделить на несколько стадий.1. Первая стадия представляет собой принятие решения о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте нахождения организации, ее руководящих органов, основных

6. Основные черты интеграции в конце XIX – начале XX в.

6. Основные черты интеграции в конце XIX – начале XX в. Интеграция экономической жизни в мире идет по многим направлениям:а) интернационализация производительных сил посредством обмена средствами производства и технологическими знаниями, а также международной

2. Основные признакии черты предпринимательства

2. Основные признакии черты предпринимательства Предпринимательство играет ключевую роль в становлении и развитии рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что чем больше возможностей для своей деятельности у отдельных предпринимателей, тем более высоки темпы

2. Основные признаки и черты предпринимательства

2. Основные признаки и черты предпринимательства Предпринимательство играет ключевую роль в становлении и развитии рыночных отношений. Мировой опыт показывает, что чем больше возможностей для своей деятельности у отдельных предпринимателей, тем более высоки темпы

2. Понятие и черты предпринимательской деятельности

2. Понятие и черты предпринимательской деятельности В условиях рыночной экономики любое предприятие, занимающееся производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем. Предприниматели – хозяйствующие субъекты, функцией которых являются

2. Понятие и черты предпринимательской деятельности

2. Понятие и черты предпринимательской деятельности Предприниматели – хозяйствующие субъекты, функцией которых являются реализация нововведений, осуществление новых комбинаций.Предпринимательство – деятельность, осуществляемая частными лицами, предпринимателями

37. Понятие и основные стадии жизненного цикла товара

37. Понятие и основные стадии жизненного цикла товара Маркетинговые стратегии, которые применяет предприятие в зависимости от условий внешней и внутренней среды, разрабатываются, сообразуясь с жизненным циклом товара, который данное предприятие производит. Под

§ 2. Современный экономический рост: понятие и основные черты

§ 2. Современный экономический рост: понятие и основные черты На рубеже XVIII–XIX вв. в Западной Европе начались масштабные социально-экономические перемены, особенно заметные в контрасте со стабильностью и устойчивостью предшествующих тысячелетий (см. карта 1). Этот

Основные черты материально-производственной базы социализма.

Основные черты материально-производственной базы социализма. В результате двух величайших преобразований — социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства — в СССР была создана материал-производственная база социализма.

Основные черты китайской культуры

Основные черты китайской культуры Прежде чем говорить о принципах деловой жизни на Востоке и их возможной роли в современном мире, полезно хотя бы кратко ознакомиться с основными чертами китайской культуры. Тема эта сложная и многоплановая. Мой очерк не претендует ни на

29. Основные черты страховых правоотношений

29. Основные черты страховых правоотношений Страховое правоотношение значительно отличается от других видов обязательственных правоотношений, поскольку обладает своим определенным набором индивидуальных черт. Это отличие проявляется во всех его структурных

59 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА. СТАДИИ РАЗВИТИЯ

59 ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА. СТАДИИ РАЗВИТИЯ Трудовой коллектив представляет собой небольшую группу людей, которые выполняют определенные функции, направленные на достижение общих целей.В зависимости от количества людей, работающих на предприятии, выделяют:1) малые


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 23.05.2018 2018-05-23

Статья просмотрена: 222 раза

Библиографическое описание:

Костяная, В. С. Осуществление налогового процесса в Российской Федерации / В. С. Костяная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 367-369. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50596/ (дата обращения: 21.05.2021).

В Российской Федерации выделяются три стадии налогового процесса:

  1. Налоговый контроль;
  2. Производство по делам о налоговых правонарушениях;
  3. Судопроизводство по искам о взыскании налоговой санкции.

Нормативное регулирование налогового контроля закреплено в главе 14 Налогового Кодекса Российской Федерации. В п. 1 ст. 82 Налогового Кодекса Российской Федерации закреплено определение налогового контроля. Так, налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговом Кодексом Российской Федерации [3]. Существуют определенные особенности осуществления налогового контроля, например, при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 Налогового Кодекса Российской Федерации), а также осуществление налогового контроля в форме мониторинга (раздел V.2 Налогового Кодекса Российской Федерации).

Обнаруженные в ходе налогового контроля правонарушения отражаются в актах налоговых проверок, которые фиксируют фактические обстоятельства налоговых правонарушений, выступая важнейшим доказательством по делу [10, c. 68]. Нарушителю предоставляется право в двухнедельный срок со дня получения акта представить свои объяснения мотивов отказа подписать акт или возражения по акту [10, c. 68].

По истечении двухнедельного срока, предусмотренного для предоставления налогоплательщиком возражений по акту, руководитель налогового органа в течение 14 дней рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные нарушителем. В случае представления нарушителем письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов заблаговременно извещается лицо, совершившее правонарушение [10, c. 69]. Если нарушитель, несмотря на извещение, не явился, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие [3] (п. 7 ст. 101 НК РФ).

В судебной практике часто встречаются споры, которые касаются участия в рассмотрении материалов выездной налоговой проверки лично и (или) через представителя. К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки относится обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и давать объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ) [3].

В Постановлении ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677–10 по делу № А40–69666/09–118–555 суд решил отклонить довод инспекции о том, что положения ст. 101 НК РФ не обязывают налоговый орган вручить налогоплательщику вместе с актом проверки протоколы допроса свидетелей и другие документы [5]. Налогоплательщику должна быть обеспечена возможность участвовать в исследовании указанных протоколов и документов во время рассмотрения материалов проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ), что выполнено не было [5].

Отсюда следует, что участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служат гарантией соблюдения его прав. Данный вывод нашел свое отражение в Письме ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4–2/13890 [6].

В решении о привлечении лица к ответственности излагаются обстоятельства правонарушения, указываются документы и иные сведения, подтверждающие эти обстоятельства, а также доводы, приводимые нарушителем в свою защиту и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения налогового законодательства с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности [10]. Кроме того, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения (п. 3 ст. 101 НК РФ) [10].

Следующей стадией налогового процесса является стадия производства по делам о налоговых правонарушениях, осуществляемого налоговым органом.

В соответствии с п. 1 ст. 101.4 при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым Кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 Налогового кодекса РФ, то есть в порядке, предусмотренном для рассмотрения результатов налоговых проверок), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме Акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. При отказе в подписи такого акта лицом, совершившим правонарушение, в акте делается соответствующая запись.

Отличием такого акта от акта выездных проверок или камеральных проверок в том, что отсутствует строго установленный срок его составления.

Следует учесть, что решение, вынесенное в порядке ст. 101.4 НК РФ вступает в силу со дня вручения, либо с даты, когда оно считается врученным. Данный факт нашел свое отражение в п. 48 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57 [7].

При неуплате лицом сумм по требованию налогового органа запускается процедура взыскания.

Действующий НК РФ предусматривает две формы взыскания: судебную и внесудебную. Выбор конкретной формы зависит от категории налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, конкретных обстоятельств возникновения обязанности уплатить штраф.

Помимо налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, существует также и административная, которую вправе применять налоговые органа на стадии производства по делам о налоговых правонарушениях.

Производство по делу начинается со стадии возбуждения дела. Для возбуждения дела необходимо учесть повод и основания.

Поводом для возбуждения дела о налоговом правонарушении может быть непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пп. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) [2].

Последняя стадия налогового процесса — судопроизводство по искам о взыскании налоговой санкции.

Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в суд общей юрисдикции [10, c. 73]. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки. В необходимых случаях в суд направляется ходатайство об обеспечении иска [10, c. 73]. Дела о взыскании налоговых санкций рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством либо судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством [10, c. 74].

В п. 62 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 установлено: «если при рассмотрении поданного налоговым органом заявления о взыскании налога, пеней, штрафа по решению этого органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения суд установит, что в производстве вышестоящего налогового органа имеется жалоба на указанное решение, суд в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 143 АПК РФ обязан приостановить производство по делу до рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика» [7].

В судебной практике часто встречается моменты, в которых налоговый орган при наложении санкций не может доказать в суде признаки состава налогового правонарушения. Так, в Постановлении четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 года по делу № А78–3569/2017 суд указал следующее: «принимая вывод о недосказанности наличия признаков состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что привлечение налогоплательщика к ответственности в размере 40 процентов от доначисленных сумм налога является неправомерным, в связи с чем, решение налогового органа правомерно признано им недействительным в части привлечения к ответственности по п. 3 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации по НДС в виде штрафа в сумме 2 008 162, 60 руб. и по налогу на прибыль организаций в сумме 806 852, 40 руб.» [8].

Завершая рассмотрение стадий налогового процесса и налогового процесса как самого необходимо отметить, что в правоприменительной практике встречаются много спорных моментов, которые необходимо разрешать. Также имеют место и коллизий права, но в данном случае, как было сказано ранее, они трактуются в пользу налогоплательщика.

Таким образом, налоговый процесс является многогранной деятельностью, с определенным кругом субъектом, а также специфическими целями и задачами, которые присущи сфере налогового регулирования в Российской Федерации.

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
  2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018);
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018);
  4. Приказ ФНС РФ от 02.08.2005 № САЭ-3–06/354@ «Об утверждении Перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;
  5. Постановление ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677–10 по делу № А40–69666/09–118–555;
  6. Письмо ФНС России от 07.08.2015 № ЕД-4–2/13890;
  7. Постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57;
  8. Постановление четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 года по делу № А78–3569/2017;
  9. Витрук Н. В. Общая теория юридической ответственности / Н. В. Витрук. 2-е изд. М.: Норма, 2009. 556 с.;
  10. Демин А. В. Налоговое право России; — М.; 2006. — с. 211.

В рамках настоящего исследования под "налоговым процессом" понимается процесс принятия законодательных актов Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно п.1 ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. К федеральным законам в данном случае относятся исключительно законодательные акты, вносящие в Кодекс изменения и дополнения. Это обусловлено целым рядом правовых принципов в сфере налогообложения, установленных Конституцией РФ, Кодексом, Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичный принцип закреплен в п.1 ст.3 Кодекса.

Налоги, которые могут быть установлены в Российской Федерации, подразделяются на федеральные, региональные и местные (ст.19-21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст.12-15 Кодекса).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только Кодексом (п.5 ст.3 Кодекса). В соответствии со ст.17 Кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения - объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Таким образом, любой федеральный налог может считаться установленным на законном основании лишь в том случае, если в Кодексе прописаны все основные элементы налогообложения по этому налогу. К сожалению, при разработке и принятии глав части второй Кодекса об отдельных федеральных налогах данное правило соблюдается далеко не всегда. В частности, по налогу на игорный бизнес субъекты Федерации получили право устанавливать "конкретные единые размеры ставок налога для всех игорных заведений", находящихся на их территориях, а по налогу на лотерейную деятельность - "конкретные размеры налоговых ставок на региональные лотереи", порядок и сроки уплаты этих налогов. Более того, определение конкретных размеров ставок налога на лотерейную деятельность применительно к муниципальным лотереям вообще отнесено к ведению представительных органов местного самоуправления.

Региональные налоги (налоги и сборы субъектов Федерации) устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов Федерации о налогах и сборах в соответствии с Кодексом (п.5 ст.3 Кодекса). В связи с тем, что до признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ссылки на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на указанный Закон (ст.32-1 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"), положение ст.3 Кодекса о региональных налогах следует трактовать с учетом норм этого Закона.

В соответствии с п.2 ст.20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьями 52-58 Кодекса при установлении регионального налога законодательные (представительные) органы субъектов Федерации определяют следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, они также могут устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Иные элементы налогообложения устанавливаются Кодексом. Данной правовой позиции придерживается и Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 января 2001 г. N 2-П, согласно которому перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов Федерации о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов Федерации за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст.8, ч.1; ст.19, ч.1; ст.74 Конституции РФ).

Вместе с тем, в проекте федерального закона "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающем дополнение части второй Кодекса новой главой о налоге на имущество организаций, субъектам Российской Федерации предоставляется право определять отчетный период по налогу. В то время как на основании ст.18 и 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на имущество организаций является региональным налогом.

По другому региональному налогу - налогу с продаж субъектам Федерации предоставляется право на изменение объекта налогообложения посредством расширения перечня товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению.

В отношении местных налогов также действует правило п.5 ст.3 Кодекса, согласно которому они устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными представительными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Кодексом. При этом к компетенции представительных органов местного самоуправления отнесено определение налоговых ставок и порядка уплаты местных налогов (ст.53, 58 Кодекса), причем устанавливать размеры налоговых ставок представительные органы местного самоуправления вправе лишь в пределах, определенных Кодексом (ст.53 Кодекса). Остальные элементы налогообложения по местным налогам должны быть установлены на федеральном уровне.

Однако Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" предусматривается применение в 2002 г. ставок земельного налога, действующих в 2001 г., для всех категорий земель с коэффициентом 2. Согласно п.1 ст.21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", земельный налог отнесен к числу местных налогов. Следовательно, налоговые ставки по этому налогу должны устанавливаться представительными органами местного самоуправления в пределах, определенных Законом РФ "О плате за землю". Таким образом, Федеральным законом в части налоговых ставок по земельному налогу изменения могли бы быть внесены лишь в Закон РФ "О плате за землю" в части установления средних размеров ставок земельного налога, определенных этим Законом.

Читайте также: