Пользователь в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения

Опубликовано: 14.05.2024

Автор: Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

Алгоритм действий в случае поломки фискального накопителя контрольно-кассовой техники (ККТ) до недавнего времени нормативно не регулировался, что на практике вызывало множество спорных вопросов, в частности: как юридически правильно заменить фискальный накопитель и перерегистрировать ККТ в случае поломки фискального накопителя? Кто и в каком порядке должен подтверждать поломку фискального накопителя и необходимо ли вообще такое подтверждение? Как быть с фискальными данными, которые в связи с поломкой фискального накопителя не были переданы оператору фискальных данных? Подлежит ли обязательному хранению сломанный фискальный накопитель? При поломке фискального накопителя и потере в связи с этим какой-то части фискальных данных возникают ли у налогового органа основания для исчисления налогов расчетным путем?

Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ законодатель попытался урегулировать ситуацию поломки фискального накопителя. А именно в ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – «Закон № 54-ФЗ») появились специальные нормы, посвященные этому случаю.

Проанализируем новое законодательное регулирование и попытаемся определить, содержит ли оно ответы на все вопросы.

Прежде всего, разберемся, что представляет собой фискальный накопитель в ККТ.

В ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ содержится весьма сложное определение фискального накопителя – это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных.

Если говорить по-простому, то фискальный накопитель – это устройство для защищенного шифрования, хранения и передачи фискальных данных.

С учетом сегодняшнего уровня развития техники и технологий, фискальный накопитель – устройство весьма примитивное и, казалось бы, должно быть очень надежным.

Но, к сожалению, практика показала, что фискальные накопители ломаются и ломаются достаточно часто. При этом сломанный фискальный накопитель, как правило, полностью блокирует передачу/выдачу фискальных данных и не позволяет пользователю сформировать отчет о закрытии фискального накопителя.

Что делать пользователям в этом случае?

Итак, в п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ предусмотрен следующий порядок:

Шаг 1. Пользователю необходимо в течение 5 рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подать в налоговый орган заявление о регистрации (перерегистрации) соответствующей ККТ (если пользователь планирует продолжать применять ККТ, но с другим фискальным накопителем) или заявление о снятии такой ККТ с регистрационного учета (если пользователь не планирует далее применять ККТ).

Пункт 8 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, утв. Приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@, предусматривает, что в случае если основанием для подачи заявления является замена фискального накопителя в связи с его поломкой, отчет о закрытии фискального накопителя может не представляться. Таким образом, исходя из этой нормы, в рассматриваемой ситуации заменить сломанный фискальный накопитель и перерегистрировать ККТ можно и без представления отчета о закрытии фискального накопителя.

Шаг 2. Пользователю необходимо обратиться к изготовителю фискального накопителя и предоставить ему сломанный фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения о причинах такой поломки. Конкретно для этого действия срок в законодательстве не установлен, но, с учетом сроков в Шаге 3 (см. ниже), сделать это необходимо никак не позднее 30 календарных дней со дня представления заявления в налоговый орган (см. Шаг 1). В действительности этот срок следует еще сократить, предусмотрев «запас» на время пересылки обращения изготовителю и ответа от него.

В свою очередь, изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и через кабинет ККТ в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о заводском номере фискального накопителя, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя.

Необходимо учесть, что у пользователя могут отсутствовать прямые договорные отношения с изготовителем фискального накопителя, например в случаях, когда ККТ с фискальным накопителем была приобретена у поставщика, который не является изготовителем. При таких вариантах, полагаем, пользователям следует заранее позаботиться (возможно, с задействованием своего поставщика) о максимально быстром контактном взаимодействии с изготовителем фискального накопителя.

Но в любом случае, нужно помнить, что обращаться с поломкой фискального накопителя необходимо именно к его изготовителю, а не к поставщику-перепродавцу (обратим внимание, что раньше этот вопрос не был урегулирован).

Законодатель предусмотрел, что экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем фискального накопителя на безвозмездной основе.

Шаг 3. Здесь возможны несколько вариантов:

1. В заключении по результатам экспертизы фискального накопителя изготовитель подтверждает поломку, но устанавливает невозможность считывания фискальных данных, находящихся в памяти фискального накопителя. В этой ситуации пользователю более никаких действий предпринимать не нужно.

2. В заключении по результатам экспертизы фискального накопителя изготовитель подтверждает поломку и устанавливает возможность считывания фискальных данных, находящихся в памяти фискального накопителя. В этой ситуации пользователю необходимо в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) ККТ или заявления о снятии ККТ с регистрационного учета (см. Шаг 1) подать в налоговый орган сведения, содержащиеся в фискальном накопителе.

Кстати, в этот же срок пользователь должен предоставить сведения из сломанного фискального накопителя и в ситуации снятия ККТ с регистрационного учета налоговыми органами в одностороннем порядке (когда это происходит по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе), но срок в этом случае исчисляется с даты такого «одностороннего» снятия с учета (п. 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

3. В заключении по результатам экспертизы фискального накопителя изготовитель не подтверждает поломку (соответственно, фискальный накопитель позволяет считать фискальные данные, находящиеся в его памяти, и сформировать отчет о закрытии фискального накопителя). Данный вариант законодателем не урегулирован. Судя по всему, в этом случае пользователю следует поступать так же, как и в предыдущем варианте: в течение 60 календарных дней с даты представления первоначального заявления подать в налоговый орган сведения, содержащиеся в фискальном накопителе. Кроме того, не исключено, что в рассматриваемом случае неподтвержденный факт поломки фискального накопителя будет воспринят налоговым органом как основание для привлечения пользователя к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (штраф на индивидуальных предпринимателей до 3 000 руб., на юридических лиц до 10 000 руб.). Хотя, повторимся, данный вариант развития ситуации пока не имеет законодательного регулирования, равно как и нет правоприменительной практики по вытекающим из него правовым последствиям.

С предусмотренным в п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ порядком мы более-менее разобрались.

Но, по нашему мнению, за рамками законодательного регулирования остались несколько важных вопросов. Рассмотрим их по порядку.

Вопрос 1: имеет ли значение причина поломки фискального накопителя (заводской брак или нарушение правил эксплуатации или какая-либо внешняя, независящая от пользователя и изготовителя, причина)?

Законодатель попытался провести дифференциацию последствий в зависимости от причины поломки фискального накопителя.

Так, норма п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ освобождает пользователя от обязанности формировать и предоставлять отчет о закрытии сломанного фискального накопителя (вместе с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в связи с заменой фискального накопителя или заявлением о снятии ККТ с регистрационного учета) только в одном случае – при поломке фискального накопителя именно вследствие заводского брака (понятно, когда такая поломка исключает возможность считывания фискальных данных из памяти фискального накопителя и формирования отчета о закрытии фискального накопителя). Для поломок фискального накопителя, обусловленных иными причинами, никаких специальных правил не предусмотрено.

Соответственно, непонятно, как поступать пользователю, если фискальный накопитель сломался, например, вследствие нарушения правил эксплуатации или какой-либо внешней, независящей от пользователя и изготовителя, причины? Или законодатель предполагает, что в таких случаях пользователя следует привлекать к административной ответственности по ч. 4 или ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ? Как соотносить приведенное правило п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ с упомянутой выше нормой п. 8 Порядка заполнения формы заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, утв. Приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (которая вроде бы применяется при любых причинах поломки фискального накопителя)?

Возможно, ответы на эти вопросы со временем появятся в правоприменительной практике или в нормах дополнительного регулирования.

Вопрос 2: как быть с фискальными данными, которые в связи с поломкой фискального накопителя не были переданы оператору фискальных данных, и которые невозможно считать из памяти фискального накопителя?

Ранее, до введения п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ, на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) можно было найти следующие рекомендации: в ситуации, когда данные о некоторых расчетах по каким-то причинам не попали в фискальный накопитель, но в учетной системе пользователя они отражены, необходим чек коррекции.

Косвенное подтверждение для такого порядка действий можно обнаружить сейчас в абз. 2 п. 4 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ (абзац введен Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ): кассовый чек коррекции формируется пользователем в целях исполнения обязанности по применению ККТ в случае осуществления ранее таким пользователем расчета без применения ККТ либо в случае применения ККТ с нарушением требований законодательства Российской Федерации о применении ККТ.

До появления достаточной правоприменительной практики по рассматриваемой ситуации советуем пользователям следовать именно этому порядку и на основании своих учетных данных формировать чек коррекции по незафиксированным расчетам.

Кстати, на необходимость оформления чека коррекции в связи с неисправностью ККТ ранее было указано также в Письмах ФНС России от 07.12.2017 № ЕД-4-20/24899, от 20.12.2017 № ЕД-4-20/25867@, Письме Минфина России от 28.12.2017 № 03-01-15/88042.

Вопрос 3: подлежит ли обязательному хранению сломанный фискальный накопитель?

Этот вопрос связан с тем, что по условиям гарантийных обязательств пользователю возможно придется передать фискальный накопитель поставщику ККТ или поставщику/изготовителю фискального накопителя для его замены или возмещения стоимости.

Но, обратим внимание, Закон № 54-ФЗ предусматривает без каких-либо исключений пятилетний срок обязательного хранения фискального накопителя после окончания его эксплуатации (п.п. 1, 4 ст. 4.1, п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ).

Соответственно, в отношении неисправных фискальных накопителей может возникнуть некий правовой конфликт между нормами Закона № 54-ФЗ и гарантийными обязательствами: с одной стороны, формально все фискальные накопители должны храниться в течение пяти лет после окончания их эксплуатации; с другой стороны, по условиям гарантийных обязательств пользователь может быть вынужден передавать фискальные накопители поставщику ККТ или поставщику/изготовителю фискального накопителя для замены или возмещения стоимости.

В идеале после решения поставщиком/изготовителем вопроса о замене или возмещении стоимости фискального накопителя неисправный фискальный накопитель пользователю следует получить обратно. Отступить от этого правила можно, пожалуй, только в случае, когда изготовитель в заключении по результатам экспертизы фискального накопителя подтвердил его поломку и при этом установил невозможность считывания фискальных данных, находящихся в памяти фискального накопителя (об этом заключении мы уже упоминали выше).

При несоблюдении приведенного правила, считаем, у пользователя возникают риски привлечения к административной ответственности по ч. 4 или ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ (штраф на индивидуальных предпринимателей до 3 000 руб., на юридических лиц до 10 000 руб.; за каждый выявленный налоговым органом факт «нехранения» фискального накопителя).

Вопрос 4: при поломке фискального накопителя и потере в связи с этим какой-то части фискальных данных возникают ли у налогового органа основания для исчисления налогов расчетным путем?

Вопрос, понятно, актуален для пользователя ККТ (налогоплательщика), применяющего общую систему налогообложения (ОСН) или упрощенную систему налогообложения (УСН).

Напомним, согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае, в частности, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения, ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.

Исчисление налогов расчетным путем – это всегда очень условный метод расчета, применение которого связано со значительной долей оценки и субъективного усмотрения. А где оценка и усмотрение, там потенциальные споры и конфликты между налогоплательщиком и налоговым органом. Вообще, по логике налогового законодательства, исчисление налогов расчетным путем является неким «нештатным», «аварийным» способом исчисления налогов. Это и оправдывает в данном случае определенную условность расчетов.

Но поломка фискального накопителя – факт, как правило, от налогоплательщика не зависящий и уж точно никак не связанный напрямую с добросовестностью и законопослушностью налогоплательщика. Этот факт никак нельзя приравнять к отсутствию учета или ведению учета с нарушениями (в контексте пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Поэтому, если добросовестный пользователь ККТ (налогоплательщик) выполнит изложенные выше действия и рекомендации в связи с поломкой фискального накопителя, риски применения расчетного метода по пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, по нашему мнению, отсутствуют. Если же налогоплательщик будет уличен в каких-то злоупотреблениях, «махинациях» с фискальным накопителем или фискальными данными, масштабных сокрытиях сведений о расчетах, то, конечно, ничего нельзя полностью исключать; в отношении такого налогоплательщика, в том числе, может быть применен расчетный метод исчисления налогов.

Вопрос 5: что делать пользователю, если изготовитель фискального накопителя на момент поломки фискального накопителя ликвидирован, либо перестал надлежащим образом исполнять свои обязанности (например, в связи с той же процедурой ликвидации или банкротства)?

На практике такую ситуацию, конечно, исключать нельзя.

В законодательстве этот аспект отдельно не регулируется. Порядок действий пользователя для такой ситуации не предусмотрен.

Так или иначе, полагаем, в этом случае на пользователя не должны возлагаться какие-либо неблагоприятные правовые последствия, в связи с отсутствием виновности в его действиях (бездействии).

Как видим, поломка фискального накопителя в ККТ может повлечь ряд спорных вопросов, которые не имеют однозначного разрешения в системе действующего нормативно-правового регулирования.

Что тут сказать: остается ждать развития нормативно-правовой базы по рассмотренному вопросу.

Здесь стоит отметить, что п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ наделяет ФНС РФ правом установить состав дополнительных сведений, которые должно содержать заключение изготовителя по результатам экспертизы фискального накопителя, и порядок действий пользователя и изготовителя фискального накопителя в случае поломки фискального накопителя. Возможно, какие-то из обозначенных выше неясностей будут устранены в результате такого дополнительного подзаконного регулирования.

Дата публикации 18.02.2020

При снятии с регистрации онлайн-кассы следует учитывать требования ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники…" (далее – Закон № 54-ФЗ).

Онлайн-кассу можно снять с учета по заявлению пользователя и без такого заявления – по решению налогового органа.

В первом случае онлайн-кассу снять с регистрации придется, если кассовый аппарат (п. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • передан другому пользователю;
  • утерян или похищен;
  • неисправен.

Во втором случае налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета ККТ, если (п. 15, 16, 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • обнаружено несоответствие экземпляра ККТ требованиям законодательства РФ. При этом необходимо в течение 30 дней с даты снятия ККТ с регистрации представить в налоговую инспекцию фискальный накопитель (абз. 4 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Повторная регистрация такого экземпляра ККТ возможна при устранении выявленных нарушений;
  • по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе. В течение 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета следует представить в инспекцию все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе на момент снятия с учета и не переданы в налоговую инспекцию (за исключением случая поломки фискального накопителя);
  • в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности организации (предпринимателя).

Этап 1. Подача заявления

Заявление о снятии с регистрации онлайн-кассы необходимо подать в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня со дня передачи ККТ другому пользователю или обнаружения утери (хищения), а при поломке ФН – не позднее 5 рабочих дней со дня его поломки.

Такое заявление можно подать (п. 1, 10 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в любую налоговую инспекцию – в бумажном виде (форма заявления и порядок его заполнения утв. приказом ФНС России от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@);
  • в электронной форме через кабинет ККТ. Датой подачи заявления будет дата его размещения в кабинете ККТ.

В заявлении следует указать (п. 6 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Вместе с заявлением о снятии с регистрации ККТ необходимо представить в инспекцию отчет о закрытии фискального накопителя (п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Отчет о закрытии фискального накопителя можно не передавать в налоговую инспекцию в случае (абз. 3 п. 8 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
  • хищения ККТ;
  • поломки ККТ по причине заводского брака, если производитель подтвердит, что нельзя считать фискальные данные и сформировать отчет.

Если инспекция снимает с учета ККТ в одностороннем порядке по истечении срока действия ФН и имеется факт его поломки, то пользователь должен отдать ФН изготовителю для проведения экспертизы. Если по результатам экспертизы производитель подтвердит, что невозможно считать фискальные данные, то в налоговую можно не представлять отчет о закрытии фискального накопителя. Этот отчет следует представить в налоговую, если производитель сочтет, что данные ФН можно считать. Сделать это нужно в течении 60 календарных дней с даты снятия ККТ с учета (п. 16 и п. 8.1 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

ККТ можно применять в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы, например, если деятельность происходит в удаленных от услуг связи местностях. В случае снятия с учета такой ККТ следует считать фискальные данные всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить данные в инспекцию в электронной форме вместе с заявлением о снятии с регистрации. Датой подачи отчета в электронной форме считается дата его размещения в кабинете ККТ (п. 14 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

Этап 2. Формирование карточки о снятии ККТ с учета

Датой снятия с регистрации ККТ является дата формирования карточки о снятии ККТ с регистрационного учета. Такая карточка формируется налоговым органом и выдается (направляется) в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления.

Если налоговая инспекция сняла ККТ с учета в одностороннем порядке, датой снятия с учета является дата формирования карточки о снятии с ККТ регистрационного учета. Она выдается (направляется) в течение 5 рабочих дней с даты снятия ККТ с учета (п. 7 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В карточке налоговая инспекция должна указать (п. 9 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ):

  • полное наименование организации фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
  • ИНН налогоплательщика;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ;
  • дату снятия ККТ с регистрационного учета.

  • через кабинет ККТ;
  • через оператора фискальных данных.

Также карточку о снятии ККТ с регистрации можно получить в налоговом органе в бумажном виде (п. 12 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).


8 МИН

Как заменить фискальный накопитель в онлайн-кассе

Разобрались, что такое фискальный накопитель, когда его нужно менять и как это делать


Что такое фискальный накопитель

Фискальный накопитель (ФН) — это главное запоминающее устройство в контрольно-кассовой технике. Оно хранит все кассовые чеки и шифрует сохранённые данные для проверки. С помощью фискального накопителя предприятие может взаимодействовать с налоговой службой в режиме онлайн.

Согласно ФЗ-54, все субъекты, занимающиеся торговлей и услугами, обязаны пользоваться онлайн-кассами с фискальным накопителем, а также самостоятельно отвечать за замену ФН ( ст. 5 п. 2 54-ФЗ ).

Причины для замены фискального накопителя

Истёк срок службы

Срок действия ФН, указанный в техническом паспорте, может быть 13, 15 или 36 месяцев. Выбор накопителя зависит от особенностей работы предприятия и режима налогообложения.

Если вы применяете общую систему налогообложения (ОСНО), нужно использовать накопитель на 13 или 15 месяцев.

Если работаете на УСН, ЕНВД, патенте или ЕСХН, то нужен фискальный накопитель сроком на 36 месяцев.

Если торгуете подакцизными товарами, можно использовать все ФН, но любой из них прослужит только 410 дней — потом потребуется замена.

Если работаете сезонно на спецрежиме, можно выбрать ФН с любым сроком действия без ограничений. Но если начнёте продавать подакцизные товары, максимальный срок службы ФН сократится до 410 дней.

Если касса работает автономно и не отправляет сведения оператору фискальных данных (ОФД), допустимо использовать накопитель и на 13, и на 15, и на 36 месяцев. Но последний проработает не больше 560 дней. А при продаже подакцизных товаров — не более 410.

Закончилось место

На микрочип, установленный в накопителе, записывается вся информация о платёжных операциях. «Очистить корзину» на ФН невозможно. Накопитель на 13 месяцев вмещает 175 – 190 тысяч документов, на 15 месяцев — 200 – 220 тысяч, на 36 месяцев — 500 тысяч. Уровень заполнения памяти можно отслеживать в сервисном меню кассового аппарата или по номеру чека. В современных кассах есть функция оповещения: техника сама напоминает владельцу за 2 месяца, что скоро придётся менять фискальный накопитель.

Блокировка кассы

Техника блокируется, если:

  • на предприятии нет доступа в интернет;
  • если смена не закрывалась более 24 часов;
  • если платежи по кассе проходили, но сведения в ОФД по ним не отправлялись;
  • если на аппарате неправильно настроено время.

Фискальный реквизит на чеке в таких ситуациях не проставляется, а значит, отправка документа в ФНС невозможна.

Технические сбои

Окислились контакты, произошло короткое замыкание или возникли программные неисправности — нужно приобрести и установить новый фискальный накопитель или обратиться к продавцу за гарантийным обслуживанием.

Сменился собственник

По ФЗ-54 только один налогоплательщик может использовать фискальный накопитель: в настройках кассы указывается ИНН владельца. При передаче онлайн-кассы другому собственнику ФН нужно менять и заново регистрировать аппарат в налоговой. Но если онлайн-касса передаётся в филиал компании, менять ФН не нужно: у фирмы единый ИНН.

Ошибки при регистрации или установке.

При вводе номера ИНН на кассовом аппарате нужно быть очень аккуратным: ошибка хотя бы в одной цифру обяжет компанию менять ФН. Кроме того, если установка произведена неверно, поставщик не компенсирует стоимость покупки, а сам ФН, возможно, придётся менять заново.

Старый ФН нельзя выбрасывать в течение 5 лет. Контролирующие органы могут в любой момент потребовать его для проверки

Как менять фискальный накопитель

Предприятию даётся 30 дней на замену фискального накопителя. Кассу в течение этого времени можно использовать в автономном режиме, печатать чеки без фискального реквизита и не передавать их в ОФД. Но если за 30 дней ФН не будет переустановлен, придётся платить штраф: ИП — от 1500 до 3000 рублей, ООО — от 5000 до 10 000 рублей ( ст. 14.5 КоАП РФ ).

Лучше менять фискальный накопитель до того, как закончится срок его эксплуатации, чтобы сформировать на кассе чеки и произвести инкассацию. Можно обратиться в центр технического обслуживания онлайн-касс, но закон не запрещает предпринимателю менять фискальный накопитель самостоятельно.

Что нужно сделать для замены:

Закройте архив

Чеки должны быть сформированы и отправлены оператору (ОФД), количество непереданных фискальных данных должно равняться нулю. Смена должна быть закрыта. Только после этого можно зайти в меню онлайн-кассы и выбрать пункт «Закрыть архив». Кассовая техника сформирует отчёт об операции и распечатает его, а электронную версию направит в ОФД.

Пока документ не передан оператору и на экране кассового аппарата не появилось подтверждение отправки, накопитель вынимать нельзя.

Установите новый ФН

Сначала выясните, где расположен отсек для накопителя. Он может находиться в нижней части аппарата или в ёмкости для хранения чековой ленты.

Отключите аппарат от сети электропитания, откройте отсек накопителя, извлеките старый, затем установите новый ФН и подключите кассовый аппарат к сети.

Перерегистрируйте ККТ

На кассовом аппарате в меню программы регистрации нужно выбрать пункт «Перерегистрация» и синхронизировать время начала эксплуатации нового ФН с компьютером. Выберите причину перерегистрации «Замена ФН» и сверьте данные. После этого, следуя инструкциям на экране аппарата, сформируйте отчёт «Об изменении параметров фискализации» и распечатайте его.

Перерегистрируйте кассу в налоговой службе

Перерегистрация кассы в ФНС после замены накопителя обязательна. Это можно сделать онлайн через сайт nalog.ru в разделе «Учёт ККТ» не позднее чем через 1 день после переустановки ( п. 4 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ ).

Если вы правильно выбрали модель кассового аппарата и предоставили полную информацию по реквизитам и отчётам, в течение 5 рабочих дней налоговая служба пришлёт новую карточку в личный кабинет руководителя на сайте ФНС.

Завершите процесс

Прежде чем приступить к работе с обновленной онлайн-кассой, проверьте новую электронную карточку в личном кабинете на nalog.ru. ФНС могут отказать в проведении перерегистрации на основании п. 17 ст. 4.2 54-ФЗ , если вы предоставили информацию не в полном объёме или ввели данные неверно.

Если вы получили электронную карточку о перерегистрации ККТ, нужно кликнуть на строку «Карточка регистрации получена», а затем нажать «Завершить перерегистрацию». Если этого не сделать, отчёты о работе онлайн-кассы с новым фискальным накопителем могут не передаваться в ОФД, и предпринимателю могут выписать штраф, как если бы он не переустановил ФН.

Если бизнес меняет адрес использования онлайн-кассы или заключает договор с другим ОФД, ККТ можно перерегистрировать в налоговой без замены фискального накопителя. Ознакомьтесь с техпаспортом ФН, чтобы узнать, сколько раз можно перерегистрировать кассу без замены накопителя

Что делать при поломке ФН и при снятии ККТ с учета

Как начать работу с онлайн-кассами и ставить ее на учет, вы уже знаете. Теперь рассмотрим, что делать при поломке фискального накопителя и при снятии ККТ с учета.

Что делать, если сломался фискальный накопитель?

Если у вас появилось сообщение об ошибке или вы обнаружили, что касса работает и формирует чеки, но данные не попадают в память ККТ, дело может быть в фискальном накопителе.

ФНС РФ в этом случае рекомендует опираться на нормы Федерального закона от 03.07.2018 № 192-ФЗ. Согласно ему, следует предпринять следующее:

Шаг 1. Отправьте ФН производителю на экспертизу.

Шаг 2. В течение 5 дней со дня поломки нужно подать заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ, в составе которой был такой накопитель или заявление о снятии ее с учета.

Шаг 3. Производитель в течение 30 дней со дня получения сломанного фискального накопителя проведет экспертизу и направит ее результат пользователю онлайн-кассы и в налоговые органы.

Если фискальный накопитель сломался из-за брака, то экспертиза проводится бесплатно. В результате экспертизы изготовитель может подтвердить возможность считывания данных из сломанного фискального накопителя: в этом случае пользователю ККТ нужно передать считанные сведения в ФНС.

Производитель сможет снять данные с ФН, и тогда будет понятно, какая информация была передана в налоговую службу, а какая — нет. Если в учетной системе, в любом другом источнике информации, включая блокнот кассира, операция отражена, а в фискальном накопителе — нет, продавцу следует составить чек коррекции. Это не зависит от того, по какой причине произошел сбой ККТ. Провести ее надо сразу после того, как касса вернется к рабочему состоянию.

Технические специалисты компании «ГЭНДАЛЬФ» помогут вам, если фискальный накопитель потребует в итоге замены.

Как снять онлайн-кассу с учета?

Допустим, организация прекращает деятельность, передает ККТ в другую организацию или по каким-то иным причинам ККТ нужно снять с учета. Общий порядок снятия ККТ с учета регламентирован ст. 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ.

Во-первых, нужно подать заявление о снятии ККТ с регистрационного учета в любой территориальный налоговый орган.

Если ККТ похищена или утеряна, заявление нужно будет подать не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения данного факта.

В заявлении о снятии онлайн-кассы с учета указываются следующие сведения:

  • полное наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя - пользователя;
  • ИНН пользователя;
  • наименование модели ККТ;
  • заводской номер экземпляра ККТ, зарегистрированного в налоговом органе;
  • сведения о случаях хищения или потери ККТ (при наличии таких фактов).

Когда налоговая может самостоятельно снять ККТ с учета?

Есть три причины, по которым ФНС может самостоятельно снять ККТ с учета. Они указаны в Законе №54-ФЗ в редакции Федерального закона №192-ФЗ от 03.07.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

  • ККТ не соответствует требованиям законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
  • Истек срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе.
  • Внесена запись в ЕГРЮЛ/ЕГРИП о прекращении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Датой снятия ККТ с учета считается день формирования налоговым органом карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета. Она выдается или направляется пользователю в течение пяти рабочих дней с даты формирования.

Не хотите, чтобы технические проблемы в работе онлайн-касс останавливали вашу работу? Подключите тариф технического сопровождения онлайн-касс.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение о порядке действий в случае поломки фискального накопителя и в Письме от 12 декабря 2018 г. №ЕД-4-20/24091@ сообщила свою позицию по поставленному вопросу.

Должностное лицо налогового органа напомнило, что:

  • в силу закона (пункт 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ) именно Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
  • в компетенцию налоговых органов не входит разрешение споров между хозяйствующими субъектами, вытекающих из договорных обязательств.

Разъясняя порядок действий пользователя онлайн кассы при поломке фискального накопителя должностное лицо процитировало отдельные положения пункта 8.1 статьи 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ, который гласит:

15f61a9364f3e276a06d4b6d99c07a1b.jpg

8.1. В случае поломки фискального накопителя, исключающей возможность считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в его памяти, и формирования отчета о закрытии фискального накопителя пользователь предоставляет изготовителю фискальный накопитель для проведения его экспертизы и получения заключения изготовителя фискального накопителя о причинах такой поломки.
Пользователь в течение пяти рабочих дней со дня поломки фискального накопителя подает заявление о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники или заявление о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в отношении контрольно-кассовой техники, в составе которой применялся такой фискальный накопитель.
Изготовитель фискального накопителя в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о заводском номере фискального накопителя, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя.
Уполномоченный орган вправе устанавливать состав дополнительных сведений, которые должно содержать заключение по результатам экспертизы фискального накопителя.
Пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники или заявления о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае, если изготовителем фискального накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного фискального накопителя.
Экспертиза фискального накопителя, поломка которого произошла вследствие заводского брака, проводится изготовителем фискального накопителя на безвозмездной основе.
Уполномоченный орган вправе установить порядок действий пользователя и изготовителя фискального накопителя в случае поломки фискального накопителя, используемого в зарегистрированной контрольно-кассовой технике.

Таким образом должностное лицо налогового органа прямо сослалось на текст закона, который должен быть неукоснительно выполнен во всех подобных случаях. Вместе с тем допускаем, что фактическое осуществление на практике всех положений закона может повлечь для пользователя контрольно-кассовой техники очевидные неудобства, которые заключаются в том, что поломка фискального накопителя обычно не входит в гарантийные случаи устранения неисправностей у производителей кассового оборудования.

Заключив с ООО "Интелис-ТО" договор на абонентское обслуживание Вы можете быть уверены в том, что все необходимые действия наши специалисты выполнят для Вас в кратчайшие сроки и с надлежащим качеством.

Также Вы всегда можете получить у наших менеджеров исчерпывающую информацию о видах онлайн касс, которые могут применяться в соответствии с новыми требованиями. Наши специалисты подскажут оптимальный вариант необходимого Вам оборудования.

Звоните по телефонам: +7 (495) 500-03-37 и 8 (800) 550-02-91

ООО "Интелис-ТО" является партнером и авторизованным сервисным центром (АСЦ) различных производителей онлайн касс, включая Атол, Эвотор и Дримкас.

Читайте также: