Получать формы налоговых деклараций и разъяснения

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 18 июня 2012 г. № АС-4-3/9959 О получении бесплатной информации о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения

Федеральная налоговая служба рассмотрела повторное обращение и сообщает следующее.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения. Этому праву корреспондирует обязанность налоговых органов по бесплатному предоставлению такой информации налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса.

Механизм реализации права налогоплательщика на получение указанной информации определен Административным регламентом Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008 № 9н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.04.2008 № 115).

Указанная государственная функция по бесплатному информированию исполняется налоговыми органами только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, а также их представителей, полномочия которых определены в соответствии с Кодексом.

На просьбы об оказании содействия в получении налогоплательщиком информации об исчисленных за 2006 год суммах налога на доходы физических лиц и пени, а также о проверке обстоятельств, связанных с правильностью уплаты ею сумм налога и пени по вступившему в законную силу решению суда даны ответы письмами Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.2012 № 20-14/020649 и ФНС России от 03.05.2012 № ЕД-4-3/7444.

Для сведения сообщаем также, что в соответствии с положениями статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Обязательность судебных постановлений не лишает права заинтересованных лиц, не участвовавших в деле, обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

Действительный государственный
советник Российской Федерации 3 класса
С.В. Андрющенко

Обзор документа

Налогоплательщики вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в т. ч. письменно) о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, своих правах и обязанностях, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также они могут получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Механизм реализации права налогоплательщика на получение указанных сведений определен административным регламентом по исполнению соответствующей госфункции.

Данная госфункция осуществляется налоговыми органами только в отношении плательщиков налогов, сборов, налоговых агентов, а также их представителей, чьи полномочия определены в соответствии с НК РФ.

Вступившие в законную силу постановления, распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов обязательны для всех органов госвласти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций. Они должны неукоснительно исполняться на всей территории России.

При этом лица, не участвовавшие в деле, могут обратиться в суд, если принятым судебным постановлением нарушаются их права и законные интересы.

В полночь выключим сервер.
Надо сохраниться.
Сервер не будет доступен до 02:00 воскресенья.

Установите соответствие между действиями и элементами статуса налогоплательщика в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством

Б) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

В) уплачивать законно установленные налоги

Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах

Д) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД

В соответствии со ст. 16 ПНС налогоплательщики (налоговые агенты) имеют право: получать по месту своего учета от органов доходов и сборов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогообложении и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях органов доходов и сборов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения; использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогообложении; получать отсрочку, рассрочку в порядке и на условиях, установленных ПНС; на зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов штрафных (финансовых) санкций; представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогообложении, лично либо через своего представителя; представлять органам доходов и сборов, их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; присутствовать при проведении налоговых проверок; получать копии акта налоговых проверок и решений органов доходов и сборов, а также уведомления и требования об уплате налогов; требовать от должностных лиц органов доходов и сборов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогообложении при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; обжаловать в установленном порядке акты органов доходов и сборов, действия (бездействие) их должностных лиц; на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов органов доходов сборов в случаях, предусмотренных ПНС.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные ПНС и другими актами законодательства о налогообложении. Согласно ст. 17 ПНС налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги и сборы; встать на учет в органах доходов и сборов; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении; представлять в установленном порядке в орган доходов и сборов по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении; представлять в органы доходов и сборов и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены ПНС, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования органа доходов и сборов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогообложении, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов доходов и сборов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов в случаях, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогообложении, а также уплату (удержание) налогов и сборов; нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогообложении.

А) встать на учёт в налоговых органах, если это предусмотрено законодательством — обязанности.

Б) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах — права.

В) уплачивать законно установленные налоги — обязанности.

Г) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах — обязанности.

Д) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством — права.

Налоговая декларация заполняется по унифицированной форме.

Понятие налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой официальный документ налогоплательщика, в котором содержатся сведения обо всех объектах налогообложения, о его регулярных доходах и расходах, а также иные особенности – имеющийся налоговый вычет, различные пояснения, порядок уплаты, штраф и т.д.

В состав налоговой декларации могут входить и иные сведения и пояснения, в зависимости от конкретной ситуации, например, от определенной деятельности организации – объекта налогообложения.

Расчет налога или сбора представляет собой процедуру по установлению точной суммы, необходимой для перечисления и последующей уплаты уполномоченному лицу – единой налоговой организации, в установленный срок.

Налоговый расчет авансового платежа, в соответствии с действующими положениями НК РФ, является официальным заявлением физического лица – налогоплательщика, которое содержит в себе сведения обо всех имеющихся у него объектах налогообложения.

Помимо этого, сюда также входят сведения о доходах и расходах физического лица, об их источниках, о налоговой базе, об авансовом платеже и его размере, а также иные особенности и пояснения, влияющие на дальнейшее исчисление и схему уплаты авансового платежа.

Расчет, проверка, составление сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом – это письменный документ, содержащий в себе сведения налогового агента в отношении физических лиц, которые получили определенные доходы и объекта налогообложения. В эти сведения также входит вычет, возврат, особенности и значение вычета, срок, порядок уплаты вычета, возмещение и т.д.

Согласно положениям НК РФ, различные документы, пояснения, бухгалтерская отчетность и налоговая декларация физических лиц могут быть сданы в ФНС как в электронной форме, так и на бумажном носителе, в установленный срок. Их составление, проверка объекта, возврат вычета, возмещение, процедура рассмотрения могут быть осуществлены как лично налогоплательщиком, так и через агента.

Представление налоговой декларации в налоговый орган

Действующие правила налогообложения и положения НК РФ предусматривают, что налоговая декларация объекта, как важная правовая отчетность, подтверждающая доходы физических лиц и организации, и их значение, суть, особенности рассмотрения, подлежит сдачи в ФНС четко в установленные сроки. Нарушение срока может повлечь за собой возврат документа, штраф и иную ответственность.

Электронная или письменная формы налоговых деклараций предполагают, что данная отчетность может быть представлена в ФНС лично налогоплательщиком, либо через его представителя – агента, обладающего соответствующими полномочиями.

Электронная отправка или возврат, а также проверка вычета и объекта, осуществляются только на официальном сайте.

Касаемо налогообложения организации, сдача электронной или письменной налоговой декларации может быть осуществлена как лично руководителем данной организации, так и главным бухгалтером учреждения, а также официальным представителем, в установленный срок.

При этом будет считаться, что отправка и сдача отчетности произошли в тот день, когда она была представлена в ФНС на бумажном, а не на электронном носителе.

Если налоговая отчетность физического лица или организации подается в ФНС посредством почтового отправления, в конверт обязательно должна быть вложена опись, в которой указаны все документы, разделы, сумма вычета, его значение, возмещение, сведения и пояснения, направляемые в данное место.

При таком способе отправки, сдача отчетности будет закреплена за тем днем, который будет указан в почтовом отправлении.

Какие налоговые декларации не подлежат представлению в налоговый орган

Действующее законодательство и НК РФ устанавливают, что не вся отчетность объекта налогообложения и документы о доходах по налогам и сборам могут быть сданы в налоговый орган по желанию физического лица, либо руководства организации.

Прежде всего, сдачи в ФНС не подлежат те налоговые документы и отчетность по сборам, где указаны налоги, от уплаты которых налогоплательщики были освобождены, в связи с введением особого налогового режима, приказа и т.д.

Сюда также относятся случаи, когда определенная деятельность налогоплательщика подразумевает освобождение от необходимости уплаты некоторых налогов, например, НДФЛ и т.д.

Единая упрощенная форма налоговой декларации применяется в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих никаких финансовых операций, имеющих значение, в результате которых могли бы произойти какие-либо движения денежных средств, необходимые для полноценного налогообложения физических лиц или индивидуального предпринимателя.

Форма единой налоговой декларации, особенности и требования ее оформления, а также допустимые сроки сдачи, проверка, возврат, штраф, его сумма и ответственность утверждаются ФНС.

Налоговая отчетность физических лиц НДФЛ или индивидуального предпринимателя подлежит сдачи в ФНС в электронной, либо письменной форме, по месту учета налогоплательщика или налогового агента.

Способ отправки и представления налоговой декларации, а также сведения, указываемые в ней

Положения НК РФ предусматривают два законных и правомерных способа для сдачи единой отчетности в ФНС. Наиболее распространенным считается личное посещение отделения ФНС, где можно сдать все необходимые документы и пояснения, подтверждающие выполнение налоговых обязательств налогоплательщиком.

Все виды налоговых деклараций могут быть сданы именно этим способом, сюда также входит и налоговая декларация по налогу на прибыль, которую можно сдать лично либо через агента.

Менее затратным по времени считается способ передачи декларации посредством электронной отправки. Данная процедура подачи не требует никаких дополнительных действий, ее может выполнить каждое уполномоченное лицо, включая агента.

Положения НК РФ устанавливают определенный порядок заполнения налоговой декларации, а также дополнительные требования, особенности и пояснения к ее содержанию. Документы налогообложения и налоговая отчетность физического лица либо индивидуального предпринимателя, должна содержать следующие указываемые подтверждающие сведения и разделы:

  • данные и пояснения о самом документе – его название и тип;
  • сведения о налоговом органе – его наименование, местонахождение и иные указываемые данные;
  • данные о физическом лице, либо организации, являющейся налогоплательщиком;
  • контактные данные, по которым можно связаться с налогоплательщиком;
  • особенности, касающиеся порядка предоставления и подачи электронной или письменной декларации – ее возврат, штраф, сумма, ответственность и т.д.;
  • особенности порядка исполнения требования для уплаты декларационного платежа, его проверка, сумма, возврат, разделы и т.д.;
  • особенности предоставления в ФНС декларации консолидированной группы налогоплательщиков, их ответственность, проверка, общая сумма, возврат, штраф, если имеется.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации

Налоговая отчетность, в обязательном порядке, должна быть заполнена с учетом правил и пояснений действующего НК РФ. Если документы содержат ошибки, исправления, неточности, либо нарушена процедура оформления, сотрудник ФНС осуществит возврат данного документа, для исправления всех неточностей и повторной подачи.

Возврат или штраф за непредоставление, его сумма, а также иная ответственность, обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, после того, как будет осуществлена проверка электронной или письменной отчетности НДФЛ.

Перед сдачей должна быть проведена подготовка и проверка налоговых деклараций и справок НДФЛ, для того, чтобы избежать совершения ошибок, указания не точных данных о доходах, порядке уплаты и т.д.

Декларация заполняется на основании точных имеющихся сведений. Утвержденная НК РФ форма НДФЛ предполагает указание пояснений в отношении тех или иных цифр в том случае, если это требуется. Сведения о доходах рассчитываются на основании подтверждающих документов – бухгалтерская отчетность, справки НДФЛ и т.д.

Ответственность за составление и значение указанных сведений, за исправления, неточности оформления, несоблюдение того или иного требования, а также за подтверждающие документы, полностью лежит на лице, занимавшимся заполнением налоговой декларации.

В ответственность также входит и срок сдачи единой налоговой отчетности в ФНС, установленный положениями НК РФ. Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Все нарушения выявляет проверка, полученные результаты которой позволяют установить тот или иной штраф.

Особенности представления налоговой декларации

НК РФ и действующим законодательством разработана единая процедура подачи налоговой отчетности и сведений о доходах и сумма вычета объекта налогообложения, в электронной, либо письменной форме. Указанные сведения о доходах, подтверждающие документы, исправления, справки НДФЛ подлежат подачи лично налогоплательщиком, либо через его агента в установленные сроки.

Срок исполнения требования предоставления отчетности в отношении того или иного объекта должен быть четко соблюден. Несвоевременное представление налоговой декларации влечет за собой определенную ответственность в отношении налогоплательщика или его агента.

Бухгалтерская отчетность о доходах заполняется и подается, ориентируясь на место расположения объекта либо на место учета налогоплательщика или агента.

В случае внесения изменения в подтверждающие документы, например, справки НДФЛ, все исправления, новая сумма вычета и данные о доходах объекта, а также иные особенности, включая штраф, должны быть представлены в налоговый орган в 10-ти дневный срок со дня утверждения данных изменений.

Внесение изменений в налоговую декларацию и документы НДФЛ может быть осуществлено как лично налогоплательщиком, так и через его агента.

Ответственность и штраф за непредоставление единой отчетности, его сумма, размер и порядок уплаты, а также иные требования установлены положениями действующего законодательства.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность

1. Формы и способы представления налоговых деклараций

Обязанность представления налогоплательщиком налоговых деклараций в налоговые органы предусмотрена подпунктами 4, 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно положениям которых налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета (месту нахождения организации) в установленном порядке налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:

- на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя либо направлены в виде почтового отправления с описью вложения);

- в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях).

Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на 1 января превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Норма, указанная в п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. от 30.12.2006 N 268-ФЗ), применяется до 1 января 2008 года в отношении налогоплательщиков, среднесписочная численность которых по состоянию на 1 января 2007 года превышает 250 человек.

Следует отметить, что в письме Минфина России от 28.01.2005 N 03-02-07/1-12 даны разъяснения по порядку представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) и других документов.


2. Представление отчетности на бумажных носителях лично или через уполномоченного представителя либо в виде почтового отправления

В соответствии со ст. 29 НК РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверен-ности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

В соответствии с п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Образец заполнения доверенности.

на представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности и


город Москва, пятое мая две тысячи седьмого года ЗАО "Видное" в

лице генерального директора Леонова Станислава Игоревича,

действующего на основании Устава, доверяет бухгалтеру ЗАО "Видное"

Павловой Татьяне Сергеевне осуществление действий по представлению в

налоговые органы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций ЗАО

Доверенность выдана сроком на шесть месяцев.

Паспортные данные представителя: паспорт ХХ ХХ N ХХХХХХ, выдан

ОВД "Вешняки" г. Москвы, 13 марта 2002 года.

Подпись Павлова удостоверяю

ЗАО "Видное" Леонов С.И. Леонов

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации.

Оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между организацией и налоговым органом законодательством не предусмотрено.

При оформлении доверенности читателям журнала следует обратить внимание на дату ее выдачи, так как в силу п. 1 ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна; на этом основании налоговый орган может не принять налоговую декларацию от уполномоченного представителя.

Как разъяснено в письме Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-06-03/08, индивидуальный предприниматель должен заверять у нотариуса доверенность на своего бухгалтера, который будет сдавать за него отчетность в налоговый орган.

Таким образом, представителем налогоплательщика - физического лица является бухгалтер, который в силу п. 3 ст. 29 НК РФ осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.

Принятие налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности от налогоплательщиков (их представителей) производится работниками отдела работы с налогоплательщиками налогового органа.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их фактического представления в налоговый орган на бумажных носителях или дата отправки заказного письма с описью вложения.

Сотрудник налогового органа, принимающий у налогоплательщика декларацию, проставляет на остающихся у налогоплательщика копиях отметку о принятии и дату представления декларации.

Сотрудники налогового органа, осуществляющие прием деклараций, на стадии принятия налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности подвергают визуальному контролю все представленные документы на наличие обязательных реквизитов, а именно:

- полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;

- идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

- кода причины постановки на учет (КПП) (для юридических лиц);

- периода, за который представляются налоговые декларации (расчеты) и бухгалтерская отчетность;

- подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.

В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками налогового органа должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести в представляемые документы необходимые изменения.

Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая их представления не по установленной форме.

При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них какого-либо из обязательных реквизитов, налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документов по формам, утвержденным для данных документов, в случаях:

- отсутствия в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из обязательных реквизитов;

- нечеткого заполнения отдельных реквизитов документа, делающих невозможным их однозначное прочтение, их заполнения карандашом, наличия не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;

- составления налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского;

- несовпадения сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

В случае непредставления налоговых деклараций (расчетов) в установленный законодательством о налогах и сборах срок к налогоплательщику применяются меры ответственности, предусмотренные НК РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, если налогоплательщик несвоевременно сдал налоговую декларацию, то на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ, а на должностных лиц организации (руководителя или главного бухгалтера) - административный штраф согласно ст. 15.5 КоАП РФ.

По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными о фактическом представлении налоговых деклараций с использованием автоматизированной системы.

По результатам вышеуказанной сверки отдел камеральных проверок в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам подпунктом 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывает налогоплательщиков в налоговый орган посредством письменного уведомления для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок).

В соответствии с п. 3 ст. 76 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принимать решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган.

После получения налоговая декларация вводится в информационные ресурсы налоговых органов и поступает в отдел камеральных проверок.

Налогоплательщик может оказаться в ситуации, при которой налоговый орган отказывает в принятии бухгалтерской и налоговой отчетности организации из-за отсутствия отметки (штампа) территориального органа статистики о представлении ему бухгалтерской отчетности.

Но такие требования налоговых органов не соответствуют законодательству, что разъяснено в письме Минфина России от 18.02.2004 N 16-00-10/3.

В настоящее время получила распространение практика представления в налоговый орган отчетности через коммерческую службу доставки корреспонденции. В этой связи хотелось бы обратить внимание читателей журнала на то, что в силу ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и постановления Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" услуги почтовой связи являются лицензируемыми.

ЗАО "Видное" направило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за декабрь 2006 года в виде почтового отправления с описью вложения через коммерческую службу доставки корреспонденции. Опись вложения была заверена штемпелем коммерческой службы доставки корреспонденции. Срок отправки - 15 января 2007 года. При этом в налоговый орган декларация была доставлена 25 января 2007 года, то есть позднее предельного срока, установленного для сдачи декларации по НДС.

Налоговый орган привлек налогоплательщика к налоговой ответственности согласно ст. 119 НК РФ, указав при этом, что штемпель службы коммерческой доставки корреспонденции не подтверждает отправку почтового отправления, так как эта служба не имеет лицензии на оказание услуг почтовой связи.


3. Представление налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи

Принятие налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи осуществляется в соответствии с Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@, а также иными актами ФНС России.

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи бумажные экземпляры этих документов налогоплательщик не представляет.

Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых де-клараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме, после проверки требований к оформлению документов.

Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с просьбой распечатать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверить их в установленном порядке.

При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях представление бумажных экземпляров налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является обязательным.

Требования к оформлению документов, случаи, при которых налоговые органы имеют право отказать в приеме отчетности, представленной на электронных носителях, последствия непредставления декларации аналогичны требованиям, предъявляемым при подаче налоговой отчетности на бумажном носителе.

Читателям журнала следует обратить внимание на письмо ФНС России от 11.02.2005 N ММ-6-01/119@ "О приеме налоговых деклараций", в котором содержатся два указания нижестоящим налоговым органам, а именно:

- налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при ее представлении по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления;

- если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.

Автор: Е.Н. Исакина, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

336-основа.jpg

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают налоги и страховые взносы в зависимости от выбранной системы налогообложения и отчитываются перед Федеральной налоговой службой и другими контролирующими органами по утвержденным формам. В текущем году вступили в действие несколько новых форм отчетности.

Налог на прибыль

Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ утверждена новая форма декларации по налогу на прибыль. У нее появилось, в том числе приложение № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного вычета». Изменения и в самом листе 02. Признак плательщика теперь отражается двумя цифрами. А также введены новые коды: 07 — для участников региональных инвестиционных проектов, 09 — для образовательных организаций, 10 — для медицинских организаций и другие.

Кроме того, определен порядок отражения реквизитов субъектов РФ, которым установлены пониженные ставки (строка 171). И еще введены строки 268 и 269, где проставляются суммы, на которые уменьшаются авансовые платежи или налог в связи с применением инвестиционного вычета. А в приложении № 1 к листу 02 новые строки 200-220 служат для выделения налоговой базы по доходам от участия в инвестиционном товариществе. Обновлены также листы 01, 03, 08. По новой форме организации начали отчитываться за 2019 год.

Налог на имущество

Начиная с 2020 года, налогоплательщики не обязаны представлять расчеты авансовых платежей по налогу на имущество. Это нововведение нашло отражение в новой форме налоговой декларации, утвержденной приказом от 14.08.2019 № СА-7-21/405@. Кроме того, в ней появились новые коды налоговых льгот для некоторых организаций — владельцев недвижимости, например, для объектов высокой энергетической эффективности и других. Новая форма начала действовать с отчетности за 2019 год.

Страховые взносы

Из новой формы расчета по страховым взносам исключен лист о сведениях физических лиц, не относящихся к предпринимателям. В обязательном порядке нужно заполнять титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2 приложение 1 к разделу 1, приложение 2 к разделу 1 и разделу 3. Остальную информацию следует вносить по необходимости.

Новый отчет СЗВ-ТД

С начала этого года в Пенсионный фонд подается еще один ежемесячный отчет — СЗВ-ТД. В нем работодатель сообщает о кадровых изменениях у своих сотрудников. Форма СЗВ-ТД введена в связи с переходом на электронные трудовые книжки.

Отчетность организаций

Отчетные формы, которые обязаны сдавать в контролирующие органы организации, можно условно разделить на:

— налоговую отчетность в соответствии с выбранным режимом;

— отчетность за сотрудников;

— бухгалтерскую отчетность;

— налоговую отчетность по прочим налогам;

— статистическую отчетность (в Росстат).

Кроме того, пользователи контрольно-кассовой техники должны вести учет кассовых операций. Организации на «упрощенке» обязаны учитывать доходы и расходы в КУДиР.

Основные формы налоговой отчетности

— КНД-1151006 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;

— КНД-1151082 – Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции;

— КНД-1151038 – Налоговая декларация по налогу на прибыль иностранной организации;

— КНД-1152026 – Налоговая декларация по налогу на имущество организаций;

— КНД-1152028 – Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций;

— КНД-1151001 – Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;

— КНД-1151074 – Налоговая декларация по акцизам на табачные изделия;

— КНД-1151039 – Налоговая декларация по акцизам на нефтепродукты;

— КНД-1151090 – Налоговая декларация по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию;

— КНД-1151089 – Налоговая декларация по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо и т. д.;

— КНД-1151040 – Налоговая декларация по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ);

— КНД-1151088 – Налоговая декларация по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза;

— КНД-1151054 – Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых;

— КНД-1152011 – Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес;

— КНД-1152004 – Налоговая декларация по транспортному налогу;

— КНД-1152027 – Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу;

— КНД-1153005 – Налоговая декларация по земельному налогу;

— КНД-1153003 – Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу;

— КНД-1151072 – Налоговая декларация по водному налогу;

— КНД-1152017 – Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому по упрощенной системе налогообложения;

— КНД-1151059 – Налоговая декларация по единому сельскохозяйственному налогу;

— КНД-1151085 – Единая (упрощенная) налоговая декларация;

— 6-НДФЛ – Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом;

— 4-НДФЛ – Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (КНД-1151021);

— КНД-1151046 – Налоговая декларация по единому социальному налогу;

— КНД-1151063 – Налоговая декларация по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой;

— КНД-1110018 – Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

— КНД-1151065 – Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151058 – Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

— КНД-1151026 – Расчет регулярных платежей за пользование недрами;

— КНД-1151024 – Налоговая декларация о доходах, полученных российской организацией от источников за ее пределами.

Читайте также: