Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке

Опубликовано: 26.04.2024


Еще один прием налогового контроля — инвентаризация. Процесс инвентаризации — длительный и трудоемкий.

Кстати, налоговики тоже не любят эту нудную процедуру и прибегают к ней для сбора доказательств налоговых правонарушений крайне редко. Прежде всего потому, что факты, выявленные на текущую дату, не могут служить неоспоримыми доказательствами предполагаемых нарушений за прошлые годы, подвергаемые проверке.

Но если в результате проверки учетных документов, анализа информации из других источников или при осмотре территорий и помещений у налогового органа возникнут предположения о наличие неотраженного в учете имущества — прикатит инвентаризация.

Причем любого имущества — товарно-материальных ценностей, основных средств и всего такого, что можно увидеть глазами и потрогать руками.

Бывает, что это метод давления на руководство компании со стороны инспектора – быть сговорчивыми. Затянуть процесс проверки и «мурыжить» налоговыми процедурами. При противодействии доступу и осмотру могут звучать запугивания о проведении инвентаризация. Редко, но угрозы слышны. Не стоит бояться. Важно знать.

Для инвентаризации – свои правила

Порядок проведения инвентаризации предусмотрен пунктом 6 статьи 31 Налогового кодекса и регламентируется Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утвержденном приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н, № ГБ-3-04/39. Положение старое, но и контролеры и суды на него ссылаются.

Когда возможна

В рамках выездной проверки налоговики вправе провести инвентаризацию любых активов, кредиторской и дебиторской задолженности.

За противодействие могут выписать штраф – от 5 000 до 10 000 рублей а компанию, и от 2 000 до 4 000 руб. на руководителя или предпринимателя.

При камеральной проверке инвентаризация возможна только при согласии проверяемого лица. За отказ ответственность не предусмотрена. Только добровольно.

Вне рамок проверки — не допустима вообще.

Основание для проведения

Инвентаризация проводится на основании распоряжения руководителя инспекции, назначившей выездную проверку. В нем должны быть указаны дата начала и окончания инвентаризации, состав инвентаризационной комиссии, имущество, подлежащее инвентаризации и его местонахождение.

Кто присутствует

Проверку фактического наличия имущества ревизоры вправе проводить только при участии должностных лиц компании.

Участия понятых не требуется.

Результат

По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи, акты и ведомости. Обычные инвентаризационные документы.

Содействовать или нет

Проверка фактического наличия имущества производится путем подсчета, обмера, взвешивания.

Согласно пункта 2.7. Положения об инвентаризации, налогоплательщик обязан создать условия для проверки фактического наличия имущества – обеспечить рабочей силой, весами и контрольными приборами… Упс!?

Есть решение Верховного суда на эту тему: от 24 ноября 2015 г. № АКПИ15-1111 . Суд считает, что да, компания должна помогать проверяющим в измерении, взвешивании и подсчете своих материальных ценностей. Ведь это ей ничего не стоит.

Есть что возразить по тому вопросу: Налоговым кодексом не установлена обязанность компании помогать проверяющим при проведении инвентаризации. И ответственность за невыполнение таких действий ни Налоговым кодексом, ни КоАП не предусмотрена.

И резюмируем

В современных условиях диджитализации, хранения информации и документооборота в электронном виде — инвентаризация в целях налогового контроля по сути теряет смысл. Все легко выявляется и без визуального наблюдения за предметами учета.

Целью инвентаризации становится даже уже и не проверка информации, которой налоговики, выходя на налоговую проверку, уже владеют. Она проводится для документального подтверждения доказательств налогового правонарушения. Но, к счастью, не часто.

от 10 марта 1999 года N 20н

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

от 10 марта 1999 года N ГБ-3-04/39

Об утверждении Положения о порядке проведения
инвентаризации имущества налогоплательщиков при
налоговой проверке

Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.В.Боос

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 июня 1999 года,
регистрационный N 1804

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства
финансов Российской
Федерации и
Министерства
Российской Федерации по
налогам и сборам
от 10 марта 1999 года
N 20н/ГБ-3-04/39

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения инвентаризации
имущества налогоплательщиков при налоговой
проверке

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.

Под налогоплательщиками в дальнейшем понимаются организации и индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

1.2. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению).

Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации (приложение N 2 к настоящему Положению).

1.3. Под имуществом в соответствии со статьей 38 Налогового кодекса Российской Федерации понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Для целей настоящего Положения к имуществу налогоплательщика относятся основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

1.4. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.

Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и каждому материально ответственному лицу.

1.5. Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов. В соответствии со статьей 131 Налогового кодекса Российской Федерации порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируется из федерального бюджета.

2. Общие правила проведения инвентаризации

2.1. Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой инспекции (его заместителем).

2.2. Проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

2.3. При проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке инвентаризационной комиссией заполняются формы, приведенные в приложениях N 4-13 к настоящему Положению.

2.4. До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на ". " (дата)", что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

2.5. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

2.6. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

2.7. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

2.8. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.

Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток.

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

2.9. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями членов инвентаризационной комиссии.

2.10. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий.

2.11. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

2.12. Для оформления инвентаризации необходимо применять формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества согласно приложениям N 4-13 к настоящему Положению либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. В частности, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, птицы и пчелосемей, многолетних насаждений, питомников применяются формы, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации для сельскохозяйственных организаций.

3. Правила проведения инвентаризации
отдельных видов имущества

Инвентаризация основных средств

3.1. До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

б) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

в) наличие документов на основные средства, сданные или принятые налогоплательщиком в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

3.2. При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности налогоплательщика.

3.3. При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям - указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т.д.), год постройки и др.; по каналам - протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам - местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам - тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и др.) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей привлекаются эксперты.

3.4. Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.

Однотипные предметы хозяйственного инвентаря, инструменты, станки и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно из структурных подразделений организации и учитываемые на типовой инвентарной карточке группового учета, в описях приводятся по наименованиям с указанием количества этих предметов.

Инвентаризация нематериальных активов

3.5. При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить:

наличие документов, подтверждающих права налогоплательщика на их использование;

правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.

Инвентаризация финансовых вложений

3.6. При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

3.7. При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:

правильность оформления ценных бумаг;

реальность стоимости учтенных на балансе ценных бумаг;

сохранность ценных бумаг (путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета);

своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете полученных доходов по ценным бумагам.

3.8. При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.

3.9. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

3.10. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии налогоплательщика.

3.11. Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в специальные организации (банк - депозитарий - специализированное хранилище ценных бумаг и др.), заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок этих специальных организаций.

3.12. Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, а также займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.

Инвентаризация товарно-материальных ценностей

3.13. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

3.14. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.

Истребование документов является одним из немногих налогово-проверочных действий, возможность осуществления которого предусмотрена как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:

– направление требования о предоставлении документов;

Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.

Истребование документов может производиться:

– у проверяемого лица;

– у любых иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого лица.

Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов – носителей информации.

Основаниями для проведения выемки в НК названы:

– отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;

– непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.

Причинами проведения выемки документов в НК названы:

– наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки.

Выемке подлежат две категории документов:

– свидетельствующие о совершении правонарушений;

– запрошенные у проверяемого лица, но не представленные им в установленные сроки.

Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.

Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:

– для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;

– у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.

Целью проведения осмотра является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, представленной проверяемым, фактическому состоянию.

Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в НК названы:

– необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком;

– выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

О производстве осмотра составляется отдельный протокол.

НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:

– территория проверяемого налогоплательщика;

– помещения проверяемого налогоплательщика;

Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам предоставлено право осматривать любые, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:

– используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;

– связанные с содержанием объектов налогообложения.

Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:

– документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;

Инвентаризация проводится в целях:

– выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

– сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

– проверки полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.

Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом Минфина России № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.

В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:

– иные финансовые активы.

В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.

Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.

Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.

Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.

Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.

Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:

– в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

– получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.

По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.

При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 НК, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.

Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:

– иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.

Показания свидетеля заносятся в протокол. В протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля. После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.

Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.

Право заявлять отвод эксперту, как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.

Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:

Первичной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.

Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.

Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:

– ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;

– в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.

Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.

Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:

– необоснованности заключения эксперта;

– сомнений в правильности заключения.

Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.

Назначение и проведение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку. По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол.

По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки. В заключении эксперта излагаются:

– проведенные им исследования;

– сделанные в результате их выводы;

– обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:

– если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;

– если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.

Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.

При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.

Обязанности переводчика заключаются:

– в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода;

– обязательстве точно выполнить порученный ему перевод.

Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).

По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика.

Инвентаризация — это инструмент контроля не только для хозяйствующего субъекта, но и для налоговых органов. Так при проведении выездной проверки инспекторы могут провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. И чтобы для Вас этот факт не стало неожиданным рассмотрим, как данное мероприятие может организовать налоговый орган на территории вашего предприятия.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается совершением определенных мероприятий, направленных на сбор информации и фиксацию доказательств совершения налогового правонарушения. К таким мероприятиям Налоговое законодательство относит проведение инвентаризации имущества налогоплательщика (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Налоговики прибегают к такому инструменту налогового контроля как инвентаризация в следующих случаях:

1. Когда результаты проверки учетной документации налогоплательщика, анализа информации, полученной из других источников, или осмотра территорий и помещений налогоплательщика дают основания предполагать наличие материально-производственных запасов, основных средств или иного имущества, не отраженных в учете налогоплательщика;

2. Когда в ходе контрольных мероприятий выявлены данные, дающие основание предполагать отсутствие указанных ценностей или имущества при наличии соответствующих данных в документах бухгалтерского и налогового учета.

Налоговым кодексом РФ порядок проведения данного контрольного мероприятия не определен. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке законодатель поручил утвердить Минфину России (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ). Практически сразу за введением части первой НК РФ Минфин России и МНС России выпустили совместный Приказ от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, которым как раз и было утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке.

В соответствии с п. 1.5 Положения по инвентаризации основными целями инвентаризации являются:

- выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

- проверка полноты отражения в учете обязательств.

Отметим, что на момент утверждения данного Положения еще не вступила в силу гл. 25 НК РФ. Налог на прибыль исчислялся в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Сумма налога в то время определялась плательщиками на основании бухгалтерского учета с учетом корректировок, которые возникали в силу различий норм Закона N 2116-1 и Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (утв. Приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231) и положений нормативных правовых актов бухгалтерского учета. Поэтому в настоящий момент данное положение должно использоваться с учетом всех изменений в налоговом и бухгалтерском законодательстве.

Основания для налоговой инвентаризации

Выше приводилось, что проведение инвентаризации имущества налогоплательщика возможно лишь при выездной налоговой проверке. А вот рамках камеральной проверки налоговый орган не вправе производить инвентаризацию имущества налогоплательщика. В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ и п. 1.1 Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, утв. Приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39, должностные лица налоговых органов вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, только в рамках выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411).

Такую же позицию занимают и судьи в Постановлениях ФАС Московского округа от 20.11.2006 N КА-А40/11244-06, ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2007 N А56-27539/2006.

Порядок проведения инвентаризации налоговыми органами

Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится на основании распоряжения руководителя налогового органа (его заместителя). Причем это может быть руководитель (заместитель руководителя) инспекции как по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, так и по месту нахождения его недвижимого имущества или транспортных средств (п. 1.2 Положения об инвентаризации). В данном распоряжении (форма распоряжения приведена в Приложении N 1 к Положению об инвентаризации) указываются:

- наименование организации (фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя), в отношении имущества которой проводится инвентаризация;

- юридический адрес (место жительства налогоплательщика);

- состав инвентаризационной комиссии с ее председателем;

- имущество, подлежащее инвентаризации, и его местонахождение;

- сроки проведения инвентаризации (даты начала и окончания);

- причина проведения налоговой инвентаризации.

Форма распоряжения обязательна для использования налоговыми органами. Само же распоряжение регистрируется в специальном журнале, предназначенном именно для регистрации распоряжений о проведении инвентаризации.

Положение по инвентаризации во многом схоже с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49). Некоторые его положения идентичны требованиям, установленным названными Методическими указаниями, а отдельные - просто их повторяют. Отсюда основные постулаты общей инвентаризации используются и при налоговой ревизии.

Еще до начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационная комиссия получает от налогоплательщика последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием "до инвентаризации на ". " (дата)", что должно служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Последнее положение наводит на мысль о правомерности требования проверяющих о представлении документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, в рамках которой проводится налоговая инвентаризация. Поскольку инвентаризация проводится в рамках выездной проверки, представление документов должно осуществляться:

- во-первых, в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, - путем выставления соответствующего требования;

- а во-вторых, в соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ - только за период, не превышающий трех лет.

Соответственно, документы, не относящиеся к проверке, налоговики истребовать не вправе. Но это сводит на нет весь смысл процедуры инвентаризации.

Непредставление же документов, которые датированы ранее периода проведения выездной проверки, скорее всего, не найдет поддержки у судей, поскольку норма о возможности проведения инвентаризации налоговиками в НК РФ все же прописана.

Материально ответственные лица должны расписаться в том, что к началу инвентаризации:

- все документы на имущество сданы в бухгалтерию и отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии;

- все подотчетные ценности оприходованы, а выбывшие - списаны.

Такие же расписки дают лица, которым выданы подотчетные суммы на приобретение имущества (доверенности на его получение).

В ходе инвентаризации в двух экземплярах составляются инвентаризационные описи или акты инвентаризации имущества. Но при этом используются не унифицированные формы для инвентаризации (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26), а формы, которые приведены в Приложениях N 4 - N 13 к Положению об инвентаризации.

Отметим, что в некоторых формах (к примеру, в инвентаризационных описях основных средств и товарно-материальных ценностей (Приложения N 4 и N 5 к Положению об инвентаризации)) имеются графы "по данным бухгалтерского учета. ". Но фискалы, скорее всего, будут вносить информацию о количестве и стоимости активов по данным налогового учета.

Процесс инвентаризации

Наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания и обмера. Количество материалов и товаров, которые хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре части этих ценностей. Определение веса или объема навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и специальных технических расчетов (п. 2.7 Положения об инвентаризации). Этим же пунктом предлагается налогоплательщику создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.

В частности, обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, предоставить технически исправное весовое оборудование, а также измерительные, контрольные приборы и мерную тару.

Такое требование, конечно, удобно только для проверяющих. Но в НК РФ такой нормы не существует. К тому же ни Налоговый кодекс РФ, ни Кодекс РФ об административных правонарушениях не устанавливают ответственности за невыполнение таких действий. Единственная возможность налоговиков привлечь к ответственности налогоплательщика - это использование ст. 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)" КоАП РФ. Но для этого фискалы должны доказать, что налогоплательщик не подчинился именно законному требованию. Законодатель же, как было сказано выше, такую обязанность налогоплательщику не вменил.

Свою "нейтральность" в части создания условий налогоплательщик может обосновать тем, что у него на момент инвентаризации отсутствуют необходимые сотрудники, нет достаточных финансовых ресурсов для привлечения рабочей силы и техники и др.

Документальное оформление

В ходе проведения инвентаризации сведения о фактическом наличии имущества заносятся в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые оформляются не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения об инвентаризации). Заполнение данных описей и актов должно осуществляться с учетом требований, указанных в п. п. 2.8 - 2.10 Положения об инвентаризации.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, а также материально ответственные лица (п. 2.10 Положения об инвентаризации). При этом, как и при обычной инвентаризации, налоговики хотели бы получить расписку материально ответственного лица, подтверждающую проверку имущества комиссией в его присутствии и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий.

Материально ответственное лицо может отказаться от подписания описи ссылаясь на претензии к налоговикам. Положение об инвентаризации не содержит способа преодоления такого отказа налогоплательщика. Любые действия фискалов в данной ситуации станут процедурными нарушениями. На них-то и следует заострять внимание при рассмотрении дела в суде. Вполне возможно, что судьи не примут такую опись в качестве надлежащего доказательства.

Завершается все составлением ведомости результатов, выявленных инвентаризацией. Ее подписывает председатель комиссии. Нарушение приведенных положений может впоследствии стать основным доводом при оспаривании результатов инвентаризации, проведенной налоговиками, в суде.

Если налоговики нагрянули с выездной проверкой, есть все основания ожидать, помимо прочего, проведения ими инвентаризации имущества проверяемой организации. Какое имущество могут проинвентаризировать инспекторы? Ответ узнаете из статьи.

Статья 31 Налогового кодекса предоставляет налоговым инспекторам право проводить инвентаризацию имущества, принадлежащего налогоплательщику. В статье 89 кодекса данная норма более конкретизирована. Согласно ей, должностные лица налоговых органов в рамках выездной налоговой проверки при необходимости могут проводить инвентаризацию имущества проверяемой организации. Другими словами, налоговые инспекторы вправе провести инвентаризацию имущества фирмы или предпринимателя исключительно в рамках выездной налоговой проверки.

Правовая база

Основания проведения инвентаризации в ходе выездной налоговой проверки нигде не прописаны. По общему правилу, основанием проведения инвентаризации может быть необходимость проверить достоверность сведений, которые отражены в документах налогоплательщика. Наиболее распространенные ситуации, когда у налоговиков появляется предположение, что имущество не отражено в бухгалтерском учете или наоборот  имущества нет, а сведения о нем в учете имеют место. В любом случае проверяющие по своему усмотрению решают, проводить в таких ситуациях инвентаризацию или нет.

Минфином России утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ от 13 июня 1995 г. № 49) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ от 29 июля 1998 г. № 34н), в которых содержатся «универсальные» нормы, касающиеся плановой (ежегодной) инвентаризации, проводимой самой организацией.

Порядок проведения «выездной налоговой инвентаризации» регламентирован Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, которое утверждено приказом Минфина России от 10 марта 1999 г. № 20н и МНС России № ГБ-3-04/39 (далее − Положение). Как видно, документ не самый новый. В связи с этим те, кто его применяет, признают, что он несколько отстал от сегодняшних налоговых реалий. Тем не менее, налоговики руководствуются именно им. Этот документ применяют также сотрудники таможенных органов при инвентаризации товаров в рамках таможенной ревизии (п. 4 ст. 376 Таможенного кодекса).

Таким образом, Положение - это основной документ по инвентаризации, которым руководствуются налоговики. В нем достаточно подробно описан порядок инвентаризации различных видов имущества, а кроме этого, приведены формы документов, которые составляют инспекторы в процессе инвентаризационных действий, а также по результатам инвентаризации.

Документ-основание

Поскольку налоговики вправе провести инвентаризацию в рамках выездной проверки, соответственно решение об инвентаризации может быть вынесено только после или одновременно с принятием руководством налогового органа решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика. Таким образом, провести инвентаризацию без назначения выездной проверки налоговики не вправе. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика должно быть вынесено руководителем ИФНС или его заместителем по месту нахождения предпринимателя или фирмы, а также по месту нахождения недвижимости и/или транспортных средств.

Форма распоряжения об инвентаризации приведена в приложении № 1 к Положению. В распоряжении в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
- данные налогоплательщика;
- дата и номер распоряжения;
- состав инвентаризационной комиссии (председатель и члены);
- перечень имущества и его местонахождение;
- сроки проведения инвентаризации;
- причина проведения инвентаризации;
- подпись руководителя ИФНС (его заместителя).

В налоговой инспекции этот документ регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации (приложение № 2 к Положению).

Распоряжение о проведении инвентаризации должно быть вручено проверяемому налогоплательщику под расписку. Обратите внимание: в распоряжении о проведении инвентаризации налоговики указывают приблизительный срок ее проведения. Предугадать его невозможно. Но за сроки выездной проверки выходить нельзя.

Что могут проверить

С точки зрения Положения под имуществом следует понимать те виды объектов гражданских прав, которые отнесены к имуществу согласно гражданскому законодательству (ст. 128 ГК РФ). Таким образом, проверяющие могут провести инвентаризацию:
- основных средств;
- нематериальных активов;
- финансовых вложений;
- производственных запасов;
- готовой продукции;
- товаров;
- прочих запасов;
- денежных средств;
- кредиторской задолженности;
- иных финансовых активов.

Как сказано в пункте 1.4 Положения, в перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения. Саму инвентаризацию инспекторы проводят по местонахождению каждого объекта имущества и каждому материально ответственному лицу.

Основные цели, преследуемые налоговиками при проведении «выездной» инвентаризации:
- выявить фактическое наличие имущества и неучтенные объекты, подлежащие налогообложению;
- сопоставить фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверить полноту отражения в учете обязательств.

Как показывает практика, главная цель налоговой инвентаризации - обнаружить неучтенные объекты основных средств и остального имущества и включить их в состав базы по проверяемому налогу. Обычно предметом «выездной» инвентаризации выступают налог на прибыль и налог на имущество организаций.

А инвентаризацию денежных средств в кассе налоговики проводят на предмет выплаты зарплат «в конвертах».

Таким образом, цели налоговых инспекторов понятны, а вот полномочия − не совсем. Например, вправе ли они в ходе проверки списывать непригодные или неукомплектованные основные средства и товарно-материальные ценности? Ответ отрицательный. При инвентаризации имущества налогоплательщика инспекторы руководствуются исключительно Положением, которое не предусматривает права налоговиков на такое списание.

В.Е. Бельковец,
редактор-эксперт по правовым вопросам

электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ

Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
7 выпусков издания доступно подписчикам бератора бесплатно.

Читайте также: