Налоговая система как инструмент регулирования социально экономических процессов

Опубликовано: 24.07.2024

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе. 1

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке. 2

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства 3 .

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения 4 .

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. 5

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

- создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

- создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Роль и функции системы налогообложения

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 1 6 .

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П.Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной 7 . Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств» 8 . Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления такой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины. Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства. Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства.

В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.[1]

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.[2]

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства[3].

И.М. Александров рассматривает налоговую систему как совокупность и структура различных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные требования и принципы налогообложения[4].

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы законодательства о налогах и сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.[5]

На наш взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.

Цель налоговой системы:

- создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах,

- создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Роль и функции системы налогообложения

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая сознанием для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений. Теоретически потенциал налога как экономической категории реализует система налогообложения, которой и свойственны определённые функции. Данная совокупность отношений является также теоретизируемой областью научных знаний, однако, эта теория, основывающаяся на умозаключениях о закономерностях воспроизводственных процессов. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит от объективных и субъективных факторов, что отражено на рис. 1[6].

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической категории распределения. Общепризнанными являются две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Это составляет отправную методологическую основу для формулировки налоговых функций. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Однако теоретическое определение функций ещё не означает, что именно в заданном ими направлении будет действовать принятая в законе налоговая система. Функциональную ёмкость системы налогообложения, принимаемой в законе конкретной страны, задаёт не только наука, но и практика.

В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, перераспределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.

Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Л.П.Окунева даёт чёткую трактовку налоговых функций: фискальной и распределительной [7] . Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств» [8] . Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

Реферат

По дисциплине «Государственное регулирование экономики»

На тему:«Налоги и налогообложение в Российской Федерации»

Выполнил: студент 2 курса гр.25 Д

Очного отделения специальности ГМУ

Проверил: доц. Доценко Е.Ю.

Москва 2012 г.

Содержание

1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов.

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

2. Оценка современной налоговой системы России

2.1 Особенности современной налоговой системы РФ

2.2 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

2.3 Перспективы развития налоговой системы РФ

Введение

Целью данной работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ. Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

· проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;

· определить принципы построения налоговой системы;

· охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;

· перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы, а так же раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов.

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления определённой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на: таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины.

Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства.

Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства. В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы:

1). Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе. (На мой взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.)

2) налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

3) Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства .

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов (каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости):

· системы законодательства о налогах и сборах;

· системы налогов и сборов;

· плательщиков налогов и сборов;

· систем налогового администрирования;

Цель налоговой системы:

создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах. (А так же создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности)

Роль и функции системы налогообложения:

Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам.

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно она даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы вообще.

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ: от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

· Фискальная, посредством которой реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).

· Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

· Контрольная, суть которой состоит в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

(Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.)

· Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно быть сориентировано на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

2.3 Налоговый механизм и его элементы

Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.

Налоговый механизм — это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.

Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.

Элементы налогового механизма — планирование, регулирование, контроль.

Налоговое планирование — экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:

  • оперативное;
  • текущее;
  • долгосрочное;
  • стратегическое.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.

На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе — расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.

Налоговое регулирование — система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.

Принципы налогового регулирования:

  • экономическая обоснованность;
  • финансовая целесообразность;
  • сбалансированность интересов.

Основные задачи налогового регулирования — создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:

  • способы — льготы и санкции;
  • методы — инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.

Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов — налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

Существенный эффект налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, отдельных отраслей и организаций. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно сменить приоритеты в политике регулирования доходов. Роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования разных ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особое значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов разных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов разных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система имеет достаточную гибкость, что обеспечивается ежегодным уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие реальной экономической конъюнктуре.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики служат налоговые льготы. Это связано с тем, что физическим и юридическим лицам, отвечающим установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство прежде всего активизирует воздействие налогового регулятора на экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. К наиболее типичным формам налоговых льгот относятся, в частности:

  • полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения;
  • отнесение убытков на доходы будущих периодов;
  • применение уменьшенной налоговой ставки;
  • освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятельности или дохода от такой деятельности;
  • освобождение от налога отдельных социальных групп;
  • отсрочка или рассрочка налоговых платежей.

Чаще всего объектом налогового стимулирования становится инвестиционная деятельность. Во многих государствах (в России — до 2002 г.) полностью или частично освобождается от налогообложении прибыль, направляемая на эти цели.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические Проекты; стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка. Применение отдельных налоговых льгот преследует цель смягчить последствия экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такие виды налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога.

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо на доходы следующего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др. В ряде зарубежных стран предоставляются льготы в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации. Иногда налоговые льготы предоставляются в зависимости от гражданства в целях стимулирования иностранных инвестиций.

К важному элементу налогового механизма относятся налоговые санкции. Они, с одной стороны, служат в руках государства инструментом, с помощью которого обеспечивается безусловное выполнение налогоплательщиком налоговых обязательств, с другой стороны, нацеливают налогоплательщика на использование более эффективных форм хозяйствования. Налоговые санкции представляют собой косвенную форму использования налогового механизма, они непосредственно не воздействуют на эффективность хозяйствования. Кроме того, их действенность определяется эффективностью работы контролирующих органов.

Принципиальные подходы к регулированию налоговых правоотношений во многих странах определяются основным налоговым законом — Налоговым кодексом.

Конечная цель налогового регулирования — уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан.

Налоговый контроль — комплекс мероприятий по анализу причин отклонений от запланированной величины налоговых поступлений в целях принятия решений о проведении корректирующих мероприятий в области налогообложения, направленных на приближение фактического исполнения к запланированному. Правильно сформированная налоговая политика и достаточно отлаженный налоговый механизм, учитывающий требования к его построению и функционированию, — это необходимое условие эффективного налогообложения.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российский Государственный Торгово-Экономический Университет

Реферат

По дисциплине «Государственное регулирование экономики»

На тему:«Налоги и налогообложение в Российской Федерации»

Выполнил: студент 2 курса гр.25 Д

Очного отделения специальности ГМУ

Проверил: доц. Доценко Е.Ю.

Москва 2012 г.

Содержание

1. Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов.

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

1.2 Принципы построения налоговой системы

2. Оценка современной налоговой системы России

2.1 Особенности современной налоговой системы РФ

2.2 Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы

2.3 Перспективы развития налоговой системы РФ

Введение

Целью данной работы является рассмотрение современной налоговой системы РФ. Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:

· проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;

· определить принципы построения налоговой системы;

· охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;

· перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы, а так же раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Налоговая система как инструмент регулирования социально-экономических процессов.

1.1 Налоговая система понятие, цели, содержание, роль

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государству носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Налоги – законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Сбор – это всегда целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказание услуги налогоплательщику. Адресность сбора, как правило, содержится в его названии, Сбор может быть безадресным платежом с определенного вида или за право осуществления определённой деятельности.

Пошлина – это денежный сбор, взимаемый, с юридических и физических лиц за совершение специально уполномоченными органами действия и за выдачу документов, имеющих юридическую силу. Государственная пошлина подразделяется на: таможенно-пограничные и внутригосударственные пошлины.

Таможенная пошлина – это денежный сбор, взимаемый таможенными органами с плательщика за ввоз и вывоз товара (продукции) через таможенную границу государства.

Внутригосударственная пошлина – это денежная плата, взимаемая с физических и юридических лиц за совершение действий имеющих юридическое значение.

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образуют налоговую систему государства. В настоящее время сложилось несколько подходов к определению понятия налоговой системы:

1). Налоговая система - это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе. (На мой взгляд, наиболее полным и точным является первое определение налоговой системы, которое и будет взято за основу в данной работе.)

2) налоговая система - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

3) Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства .

Налоговую систему можно определить как целостное единство четырех основных ее элементов (каждый из которых при этом находится друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости):

· системы законодательства о налогах и сборах;

· системы налогов и сборов;

· плательщиков налогов и сборов;

· систем налогового администрирования;

Цель налоговой системы:

создание условий для эффективных воспроизводственных процессов в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем как в стране в целом, так и в отдельных регионах. (А так же создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности)

Роль и функции системы налогообложения:

Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

Конечные цели налогообложения - обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам.

В экономической литературе функции обычно рассматриваются по отношению к налогу как таковому. Данная трактовка некорректна с методологических позиций, поскольку налог как экономическая категория – сугубо теоретическая субстанция, вырабатываемая для представления о движении перераспределяемой стоимости при формировании фонда общегосударственных ресурсов. Экономическая категория как таковая не выполняет определённых функций. В ней заложен экономический потенциал, т.е. общественное предназначение – выражать ту или иную совокупность воспроизводственных отношений.

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно она даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы вообще.

Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ: от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры

Основными функциями налоговой системы государства и, соответственно, установленных в государстве налогов являются:

· Фискальная, посредством которой реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.).

· Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.

· Контрольная, суть которой состоит в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством налоги. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

(Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.)

· Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно быть сориентировано на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

Читайте также: