Государственные финансы и налоги

Опубликовано: 01.05.2024

Государственные финансы — это система отношений, связанная с формированием централизованных фондов денежных средств и их использованием для осуществления государством экономических, социальных, политических и других задач.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам накопления или распределения денежных средств.

Финансовая система РФ — это совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев в их взаимосвязях. В нее входят следующие финансовые институты :

1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

2) внебюджетные целевые фонды (Пенсионный фонд, Фонд государственного страхования, Государственный фонд занятости);

3) негосударственные фонды (негосударственные пенсионные фонды, фонды общественных организаций);

4) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

5) имущественное и личное страхование;

6) кредит (государственный и банковский).

Государственный бюджет — это финансовый план государства, имеющий силу закона.

Через бюджет происходят перераспределение национального дохода, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики, контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Бюджет объединяет доходы и расходы государства.

Основными источниками доходов бюджета являются налоги, внутренние и внешние кредиты, эмиссия бумажных денег, доходы от продажи государственной собственности.

Среди расходов наибольшее значение имеют расходы на финансирование экономики, национальной безопасности, правоохранительной деятельности, социально-культурных мероприятий, научных исследований, обслуживание государственного долга, содержание аппарата управления.

Выделяют следующие виды бюджетов .

Сбалансированный бюджет — расходы полностью покрываются доходами.

Профицитный бюджет — доходы превышают расходы (положительное сальдо).

Дефицитный бюджет — расходы превышают доходы (отрицательное сальдо). В этом случае государство может увеличить налоговые поступления; пропорционально снизить расходы по всем статьям, кроме защищенных (заработная плата бюджетникам и т.д.); провести дополнительную эмиссию денег, что чревато инфляцией, прибегнуть к внутренним и внешним займам.

Бюджетная система РФ включает в себя:

1) федеральный бюджет;

2) бюджеты субъектов РФ;

3) местные бюджеты (муниципальных районов, городских и сельских поселений).

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РФ формируется на основе единой государственной политики, правовой базы и бюджетной классификации; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджета, самостоятельности и сбалансированности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, гласности и достоверности.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимых для выполнения функций органов власти, и поэтому является исключительным правом Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В основе проекта федерального бюджета лежат бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития страны и основные направления бюджетной и налоговой политики на финансовый год.

Рассмотрение проекта бюджета осуществляется в законодательных органах власти. Проект закона о федеральном бюджете на следующий год рассматривается и утверждается в Государственной Думе в 4 чтениях, затем принимается Федеральным собранием и Президентом.

Организация исполнения и исполнение бюджетов возложены на органы исполнительной власти. В РФ установлено казначейское исполнение бюджетов, обеспечивающее соблюдение принципа единства кассы . Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, что позволяет обеспечить полный учет и контроль за движением централизованных фондов денежных средств.

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2011 г. сформирован с учетом необходимости проведения активной государственной политики, направленной на преодоление технологического отставания, повышения конкурентоспособности отечественного производства, финансирования национальных проектов, повышения уровня жизни населения и преодоления последствий финансового и экономического кризиса.

Среди налоговых доходов федерального бюджета выделяются налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на прибыль организаций. Неналоговые доходы в основном формируются за счет доходов от внешнеэкономической деятельности, от использования государственного имущества, платежей за пользование природными ресурсами.

Приоритетными направлениями бюджетной политики государства являются финансирование национальной обороны и безопасности страны, обеспечение правоохранительной деятельности, стимулирование роста малого предпринимательства, развитие стратегически важных объектов производственной инфраструктуры, помощь бюджетам нижестоящего уровня, поддержка социальной сферы.

К сожалению, бюджет РФ существенно зависит от цены на нефть и природный газ на мировом рынке. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации доходы, образующиеся за счет превышения цены на нефть над базовой величиной (27 долл. США за один баррель сырой нефти марки «Юралс»), должны зачисляться в Стабилизационный фонд РФ. Он создан для обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Законодательно установлено, что средства фонда до 500 млрд руб. могут быть использованы только на финансирование дефицита бюджета, а превышение норматива направляется на иные цели государства.

Правительственная политика в области государственных расходов и налогообложения называется бюджетно-налоговой политикой .

Налоги — это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в денежной форме для финансового обеспечения функций и задач государства.

Субъект налогообложения — это налогоплательщик, лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.

Объект налогообложения — имущественное благо, доход, прибыль, денежная выручка от продаж, недвижимое и движимое имущество и т.д.

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (например, налоговой базой такого объекта как имущество, является стоимость).

Ставка налога — размер налога на единицу налоговой базы.

Сущность налога составляет процесс изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса.

Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйственные субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, с одной стороны, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, а с другой — государства, по поводу формирования государственных финансов.

Принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом , и включают следующие аспекты:

всеобщность налогов и их пропорциональность доходу;

справедливость (равноценность изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц);

определенность (должно быть определено время уплаты, количество, место уплаты);

удобность (каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие представляют наибольшее удобство для налогоплательщика).

Роль налогов определяется их функциями :

1) являются основным источником дохода государства;

2) регулируют экономику и стимулируют отдельные виды ее деятельности за счет налоговых льгот;

3) имеют социальное значение, т.к. способствуют перераспределению денежных средств от богатых к бедным, от одних отраслей и регионов к другим.

Налоговая система — это совокупность налогов, действующих на территории страны.

По экономическому содержанию:

прямые — уплачиваются с доходов, прибыли, стоимости имущества (налог на прибыль, на имущество, подоходный, налог с наследства и дарения);

косвенные — входят в цену товара (НДС, акцизные сборы, налог с продаж).

По виду плательщика:

с юридических лиц (предприятий, фирм) — НДС, налог на прибыль организаций, страховые взносы;

с физических лиц — налог на доход физических лиц, налог на имущество физических лиц.

По уровню бюджета:

федеральные — обязательные для уплаты на всей территории государства (НДС, НДФЛ и т.д.);

субъектов федерации — транспортный налог, на имущество организаций, на имущество физических лиц;

местные — земельный налог.

По виду налоговых ставок:

прогрессивные — налоговые ставки растут по мере увеличения налоговой базы (транспортный налог);

пропорциональные — налоговая ставка не зависит от величины дохода (налог на прибыль организаций);

регрессивные — налог уменьшается по мере увеличения доходов (пошлина за подачу искового заявления в суд тем меньше, чем больше сумма иска).

Законодательством предусмотрены налоговые вычеты :

на покупку недвижимости;

людям творческих профессий (актерам, писателям, художникам).

Налоговая система, построенная с учетом налоговых льгот и оптимальных налоговых ставок, стимулирует развитие производства и рост доходов экономики. Напротив, неоправданное увеличение ставок и отсутствие налоговых льгот снижают экономический рост и создают условия для «ухода экономики в тень».

Каковы структура и функции государственных финансов?

Что такое финансовый институт?

Какие элементы включает в себя финансовая система РФ?

Каковы сущность и структура бюджета?

В чем заключается сущность и функции налогов?

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Государственный бюджет»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие государственного бюджета.
  • Сальдо бюджета. Сбалансированный, дефицитный, профицитный бюджет.
  • Консолидированный бюджет. Бюджетная система Российской Федерации.
  • Доходы и расходы государственного бюджета.
  • Источники финансирования дефицита бюджета. Государственный долг.

Глоссарий по теме: государственный бюджет, сальдо бюджета, консолидированный бюджет, доходы государственного бюджета, расходы государственного бюджета, государственный долг, источники финансирования дефицита бюджета.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В переводе с английского «budget» (бюджет) – это сумка или кошелёк. Словарное определение понятия следующее:

Государственный бюджет – основной финансовый план государства на определённый период времени, объединяющий главные доходы и расходы государства и имеющий силу закона.

Главный финансовый документ действительно имеет силу закона, поскольку разрабатывается Министерством финансов РФ, утверждается и принимается Госдумой РФ, исполняется Правительством РФ, проверяется на исполнение Счётной палатой РФ.

Государственный бюджет состоит из расходной и доходной частей.

Доходная его часть показывает, откуда поступили средства для бюджета. Главный источник доходной части бюджета – это налоги. Именно в этой форме бюджет получает около 75% всех доходов. Кроме того, источниками доходной части являются так называемые неналоговые доходы: доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами); доходы от имущества, принадлежащего государству; поступления из целевых бюджетных фондов (фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, пенсионные фонды); доходы от государственных облигаций. Это так называемые внутренние неналоговые доходы. Не стоит забывать и внешние неналоговые поступления, т.е. средства, которые иностранные государства предоставляют на возвратной основе, по сути являющиеся процентными ссудами.

Расходная часть бюджета показывает, на какие цели направляются собранные государством средства. Государство через бюджет перераспределяет полученные доходы и направляет средства на реализацию государственной экономической политики, а именно на реализацию функций государства как важнейшего социального института и достижение его целей. В нашей стране расходы бюджета направлены на социальное обеспечение, поддержание обороноспособности, правоохранительную деятельность, государственное управление, обслуживание государственного долга, предоставление дотаций предприятиям, развитие инфраструктуры (связь, транспорт, внешнее энергоснабжение и др.).

Бюджетная политика предполагает определённое соотношение между доходной и расходной частями бюджета. Разность между доходами и расходами бюджета называется сальдо.

Бюджет считается сбалансированным, если доходы равны расходам. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Дефицитный бюджет имеет отрицательное сальдо. Это значит, что расходы выше доходов.

Бюджет профицитный, если расходы ниже полученных доходов. Профицитный бюджет имеет положительное сальдо.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

У бюджета федерации есть определённая иерархия. Государственный бюджет отражает доходы и расходы федеральных органов власти, региональный бюджет — региональных (краевых, областных и т.д.), муниципальный — муниципальных. Свод бюджетов всех уровней называется консолидированным бюджетом.


Рисунок 1 – Консолидированный бюджет

Если же госбюджет испытывает дефицит, то государство вынуждено искать внутренние и внешние источники покрытия бюджетного дефицита.

К внешним источникам финансирования относятся государственные займы. Это могут быть займы у международных организаций, иностранных банков, полученные как на льготных, так и на коммерческих условиях, либо займы у правительств иностранных государств.

Внутренние источники решения вопроса дефицитности бюджета – это, прежде всего, займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств посредством выпуска государственных облигаций и эмиссия денег.

Использование каждого названного способа решения бюджетного дефицита имеет свои недостатки, поскольку практически за каждым способом стоит государственный долг.

Государственный долг – это сумма задолженности государства кредиторам по внутренним и внешним обязательствам, включая начисленные по ним проценты. Выплата процентов по задолженности и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга.

Если государство использует внешние займы, то образуется государственный долг перед иностранными государствами и организациями, и обслуживание долга становится длительным и обременительным процессом, прежде всего, для будущих поколений. Если государство использует внутренние источники решения бюджетного дефицита, например, эмиссию наличных денег, то возникает угроза инфляции. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то государство вынуждено сокращать бюджетные расходы. В ситуации выпуска ценных бумаг, т.е. внутреннего займа, образуется государственный долг перед гражданами и предприятиями внутри страны.

Очевидно, что каждый гражданин страны заинтересован в том, чтобы финансовый план государства был рационально составлен и ответственно расходовался.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Определите бюджетное сальдо, принимая во внимание все условия государственной бюджетной политики.


Рисунок 2 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы определить сальдо государственного бюджета – разность между его доходами и расходами – в соответствии с заданными условиями, необходимо следовать следующему алгоритму, решая первую задачу:

1. Из суммы государственных доходов вычесть расходы:

1000 – 900 = 100 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 100 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

100 – 300 = –200 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно –200 ден. ед., что говорит о дефицитном бюджете. Дефицитный бюджет всегда имеет отрицательное сальдо.

Вторая задача решается аналогично:

1. Из суммы государственных доводов вычесть расходы:

1200 – 900 = 300 ден. ед.

2. Определить сумму, которую государство должно выплачивать, обслуживая государственный долг:

6000 ⋅ 0,05 = 300 ден. ед.

3. Приняв во внимание, что сальдо госбюджета – 300 ден. ед., а на обслуживание долга необходимо 300 ден. ед., получаем:

300 – 300 = 0 ден. ед.

Таким образом, очевидно, что бюджетное сальдо равно 0 ден. ед. что говорит о сбалансированном бюджете. Сальдо такого бюджета равно нулю.

Ответ: на рисунке 3.


Рисунок 3 – Пример решения задания практического модуля

2. В таблице представлены доходы государственного бюджета. Распределите перечисленные под таблицей доходы, группируя их по источникам поступления.


Рисунок 4 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • актуализировать понятие «налоги» (обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства), акцентируя внимание на том, что налог – это прежде всего принудительный платеж;
  • ответить на вопрос о том, кто осуществляет взносы на социальное страхование. Получив ответ на этот вопрос, станет очевидно, что граждане, осуществляя отчисления на социальное страхование, вносят в определённой степени принудительные платежи;
  • сформулировать определение понятия «приватизация» (форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи-продажи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки), обратив внимание, что приватизация может предполагать продажу, следовательно, и доход;
  • прибыль от государственных предприятий – это, безусловно, не налог, но доход.

Ответ: на рисунке 5.


Рисунок 5 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М. : Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 140–142.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М. : Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 112–120.

Финансы — денежные средства, рассматриваемые в процессе создания и движения; формируются в ходе производства, распределения и перераспределения ВВП (валового внутреннего продукта) страны.

Современная рыночная экономика не может функционировать без хорошо организованной финансовой системы. В современных условиях понятием «финансы» определяют всю систему экономических отношений, связанную с образованием, распределением и перераспределением денежных ресурсов. Условно можно выделить государственные финансы, финансы предприятий, фирм, корпораций и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы — это часть финансовой системы общества, охватывающая движение денежных средств, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий, фирм, корпораций — это денежные активы, образующиеся, распределяющиеся и использующиеся в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения — это часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Государственные финансы — сложная система, включающая четыре основных звена:

  1. государственный бюджет;
  2. местные финансы;
  3. финансы государственных предприятий;
  4. финансы специальных общественных фондов. Существующая в стране совокупность финансовых отношений называется финансовой системой (рис. 16.1).

Рис. 16.1. Схема финансовой системы

Рис. 16.1. Схема финансовой системы

Финансовая система России включает:

  1. государственную бюджетную систему;
  2. внебюджетные специальные фонды;
  3. государственный кредит;
  4. фонды имущественного и личного страхования;
  5. финансы предприятий различных форм собственности.

и используются для регулирования экономических процессов на макроуровне. Финансы предприятий — децентрализован ные и используются для регулирования экономических про цессов на микроуровне.

Государственные специальные внебюджетные фонды России составляют Пенсионный фонд, Фонд специального страхования, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР и региональные внебюджетные экономические фонды (в частности, фонды развития жилищной сферы).

Через государственные финансы перераспределяется значительная часть НД нашей страны (примерно 1/3).

Главное звено в этой системе — государственный бюджет. Его главные задачи состоят в том, что:

  1. деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;
  2. деньги надо рационально распределять по различным фондам;
  3. деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного).

В государственную бюджетную систему РФ (консолидиро- иаиный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);
  2. бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);
  3. местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:

  1. единство бюджетной системы;
  2. полнота бюджетной системы;
  3. самостоятельность бюджетов;
  4. гласность бюджетов;
  5. сбалансированность бюджетов;
  6. разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.

Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.

Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.

Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 16.1.

Прямые и косвенные налоги.

Государственные займы. Осуществляются выпуском и реализацией государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей).

Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто — из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

Разделы: Экономика

Классы: 10 , 11

Класс: 10

Цель: уяснение учащимися принципов и методов налогообложения, а также знакомство с видами налогов.

Задачи: определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей; учащиеся должны: знать/понимать основные виды налогов, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Раздаточный материал:

  • Схема кругооборота товаров, денег и услуг в смешанной экономике (приложение 1)
  • Упражнения и задачи (приложение 2)
  • Гипер-текст "Виды налогов" (приложение 3)
  • Уровни налоговой системы РФ (приложение 4)
  • Итоговый тест (приложение 5)

Вывод: любой налог имеет три характеристики: прямой или косвенный; федеральный, региональный или местный; пропорциональный , прогрессивный или регрессивный.

Литература:

  1. Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10, 11 кл. общеобразоват. учрежд. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2001. - 256с.: ил.
  2. Азимов Л.Б. Преподавание курса "Введение в экономику". Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 2002. - 234с.: ил.
  3. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 352с.: ил.
  4. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1. Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Вита-Пресс, 1998. - 447с.: ил.
  5. Трунин В.И. Самостоятельные и контрольные работы по экономике: Пособие для учащихся 9 кл. общеобразоват. учрежд. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 184с.

Приложения

Приложение 1


Приложение 2

Упражнение №1.Что общего в предлагаемом списке экономических событий? Определите группы (признак) и их состав.

  1. образование монополий
  2. отрицательные побочные эффекты
  3. отсутствие выпуска общественных благ
  4. определение правил ведения экономической деятельности и контроль за их соблюдением
  5. неравенство в распределении доходов и богатства
  6. здравоохранение
  7. теракты
  8. инфляция
  9. сложности в финансировании науки
  10. бесплатное основное образование
  11. безработица
  12. циклическое развитие экономики: спады, подъемы
  13. природоохранная деятельность
  14. трансферты
  15. антимонопольное законодательство
  16. гражданская оборона
  17. стабилизация экономического развития
  18. неограниченное влияние собственников факторов производства

Ответы

Недостатки рыночной экономики Функции государства
1,2,3,5,7,8,9,11,12,18 4,6,10,13,14,15,16,17

Упражнение №2.Каждому экономическому понятию соотнесите определение.

  1. Налогообложение
  2. прямые налоги
  3. налог на прибыль
  4. косвенные налоги
  5. налог на добавленную стоимость
  6. акциз
  7. пошлина
  8. ставка налога

А) Плата, взимаемая государством с граждан и хозяйственных организаций за оказание им определенного вида услуг.

Б) Налоговые платежи, которые не вносятся гражданином в государственную казну, а сначала накапливаются у продавцов определенных товаров, которые затем и перечисляют собравшиеся у них суммы налогов государству

В) Налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара

Г) Определяемый законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти

Д) Сборы в пользу государства, взимаемые с каждого гражданина или хозяйственной организации

Е) Подоходный налог с предприятий

Ж) Процент дохода, который взимается в виде налога

З) Один из видов косвенных налогов, взимаемый практически со всех товаров и услуг путем установления надбавки к цене или тарифу

Ответы

1 2 3 4 5 6 7 8
г д е б з в а ж

Задачи

№1. Какую сумму НДС перечислит коммерсант в налоговую инспекцию, если: ставка налога составляет 20%; цена, по которой он приобрел товар 150 руб., цена, по которой он реализует товар 200 руб.; количество проданного товара - 1200 шт.

Ответ: 12 000 руб.

№2. В стране действует схема подоходного налогообложения:

Доход,
тыс.руб. в год
До 10 От 10 до 30 От 30 до 50 Более 50
Налог, % 10 20 30 40

Какую сумму налога должен заплатить гражданин, если его годовой доход составляет 50 тыс.руб?

Ответ: 11 тыс.руб.

№3. В стране действует схема подоходного налогообложения:

Доход,
тыс.руб. в год
До 10 От 10 до 30 Более 30
Налог, % 10 20 30

Какую сумму налога должен заплатить гражданин, если его годовой доход составляет 45 тыс.руб?

Ответ: 9,5 тыс.руб.

№4. Уборщица (доход 5 тыс.руб.) и служащий банка (доход 30 тыс.руб) страстные любители собак и каждый месяц покупают для своих питомцев по 10 банок корма "Чаппи" ценой 20 руб. за банку. Предположим, что в розничной цене "Чаппи" 10% составляет акциз. Какой акциз за год платит каждый любитель собак (доля от своего дохода в %)?

Ответ: по 240 руб., для уборщицы это 4,8%, для банковского служащего - 0,8%.

Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5

Тест. Система налогообложения

1. Схема налогообложения, при которой ставка налога составляет 20% для дохода меньше 20 млн.руб., и 10% для дохода больше 20млн.руб., является примером:

а) прогрессивного налогообложения

б) регрессивного налогообложения

в) пропорционального налогообложения

г) недостаточно информации

2. Какие из указанных налогов уменьшают неравенство в благосостоянии?

а) подоходный налог

б) налог на имущество

в) налог на наследство

г) все вышеперечисленные

3. Прогрессивное налогообложение:

а) увеличивает заинтересованность в труде

б) снижает заинтересованность в труде наименее трудолюбивых граждан

в) снижает заинтересованность в труде наиболее трудолюбивых граждан

г) на заинтересованность в труде не влияет

4. На рисунке показана зависимость ставки налога от облагаемого дохода. Какой системе налогообложения (СН) соответствует данный рисунок?

а) прогрессивной СН

б) пропорциональной СН

в) регрессивной СН

г) недостаточно информации

5. Подоходный налог является:

в) прямым только в случае прогрессивной СН

г) для отнесения к прямым или косвенным нуждается в дополнительных сведениях

6. В структуре налоговой системы России можно выделить:

а) четыре уровня

г) только один уровень

7. Налоги необходимы:

а) для борьбы с монополизацией рынков

б) для обеспечения социальных трансфертов

в) для обеспечения страны общественными благами

г) все вышеперечисленное

8. Налог на землю является:

в) прямым только в случае, если он взимается как с предприятий, так и с граждан;

г) для отнесения к прямым или косвенным нуждается в дополнительных сведениях

9. В России НДС относится:

а) к федеральным налогам

б) к региональным налогам

в) к местным налогам

г) как к федеральным налогам, так и к местным

10. Целевой налог - это налог:

в) целиком взимаемый за определённый вид деятельности

г) привязанный к конкурентному направлению государственных расходов

Финансы, в буквальном смысле, означают финансовые отношения, связанные с образованием, распределением и перераспределением денежных средств. Финансовые отношения – совокупность экономических отношений, возникающих между государством, местными органами власти, хозяйствующими субъектами, а также отдельными гражданами, сопровождаемые денежными средствами.

Объектами финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Они включают чистый доход, амортизационные отчисления, налоги и неналоговые платежи.

Функции, выполняемые государством в области финансовой политики следующие:

Аккумулирующая состоит в концентрации денежных средств и формировании финансовой базы государства.

Регулирующая состоит в проведении регулирующих воздействий государства на экономические процессы.

Распределительная состоит в рациональном распределении денежных средств между субъектами государственного регулирования.

Стимулирующая состоит в стимулировании деятельности хозяйствующих субъектов со стороны государства.

Контрольная состоит в обеспечении надлежащего контроля за целевым расходованием денежных средств.

На основе финансовых ресурсов складывается финансовая система государства.

Финансовая система – это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов.

Централизованные государственные финансы включают в себя: госбюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, государственное имущественное, личное и другие виды страхования, а также государственный кредит.

Децентрализованные финансовые ресурсы состоят из финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций нематериального производства.

Основным звеном государственной финансовой системы выступает госбюджет. Бюджет – основной финансовый центр страны и регулятор денежных средств. Он состоит из двух частей: доходной и расходной. Бюджет представляет собой перечень сопоставлений доходов и расходов страны в целом.

Доходная часть бюджета формируется за счёт различных видов налогов. Налоги делятся, как правило, на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся: налоги на доходы граждан, предприятий и на имущество (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог на землю, дачные постройки, имущество, здания, сооружения). К косвенным налогам относятся налоги с продаж: НДС, акцизы, таможенные пошлины. Расходная часть бюджета представляет собой перечень статей расходов государства в целом, т.е. на развитие отдельных отраслей народного хозяйства. Она включает финансирование государственного сектора экономики, государственные инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, социальные расходы государства на пенсии, пособия, на национальную оборону, на правоохранительные органы, образование, здравоохранение, науку, спорт и т.д.

Государственный бюджет – это подробная роспись правительственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналом расходования средств (см. примерный перечень в таблицы).

1. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ

а) индивидуальные подоходные налоги;

б) налоги на прибыль предприятий, фирм;

в) налог на имущество.

2. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ:

а) налог на потребление (часть цены определённых товаров, таких, как табак, спиртные, сахар, соль, включает акциз);

б) отчисления в фонды социального страхования;

в) пошлины таможенные и сборы (на оформление документов, оформление покупок);

1. Финансирование развития народного хозяйства (государственные закупки товаров и услуг).

2. Финансирование государственного сектора экономики (государственные инвестиции, дотации, субсидии, субвенции производителям).

3. Финансирование сферы нематериального производства экономики (образование, медицина, культура и т.д.).

4. Социальные расходы (пособия, пенсии, стипендии, поддержание жизненного уровня населения).

5. Национальная оборона (военные расходы).

6. МВД (внутренняя милиция).

Доходная часть бюджета должна быть достаточной для покрытия всех направлений, утверждённых в расходной части бюджета. Соотношение доходов и расходов получило название сальдо бюджета. На практике сальдо бюджета может быть нулевым (сбалансированный бюджет), положительным, т.е. доходная часть бюджета превышает расходную (профицит бюджета), отрицательным, т.е. расходная часть бюджета превышает доходную, не покрывается доходной частью (дефицит бюджета). Дефицит бюджета может покрываться за счёт:

– выявления и сокращения непроизводительных расходов;

– изменение структуры бюджета;

– пересмотра отдельных статей расхода;

– за счёт изменения налоговых поступлений и увеличения доходной части бюджета, если такая возможность имеется;

– погашения дефицита за счёт кредита банка;

– покрытия дефицита государственного бюджета за счёт внутреннего и внешнего займа путём выпуска и продажи государственных ценных бумаг (облигаций);

– путём выявления теневой экономики и обложения необходимыми налогами;

– за счёт дополнительной эмиссии денег, не обеспеченных товарной массой.

Наибольшее влияние на рост дефицита бюджета оказывает снижение рентабельности хозяйствующих субъектов и доходов населения, а также наличие теневой экономики, характеризующейся множеством незарегистрированных предприятий.

Основной источник доходов государства – налоги. В каждой стране сложилась своя налоговая система.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.

Существуют две концепции налогообложения:

Как плата за те услуги, которыми пользуется налогоплательщик (оборона, внутренняя безопасность, дороги, образование, медицина и т.д.);

Уплата налогов в зависимости от получаемого дохода (получающие больший доход платят больше).

Обычно используют обе концепции (для разных видов налогов).

Налоговая система использует следующие понятия:

– субъект налога (налогоплательщик) – тот, кто обязан платить налог;

– носитель налога – тот, кто фактически уплачивает налог, но иногда субъект налога перекладывает налоговую сумму на другое лицо;

– объект налога – то, что облагается налогом (имущество или доход);

– источник налога – доход, из которого уплачивается налог;

– ставка налога – величина налога на единицу обложения.

Налоговые ставки бывают:

Твёрдые (когда устанавливается абсолютная сумма на единицу обложения).

Пропорциональные (устанавливается постоянный процент).

Прогрессивные (налоговая ставка повышается по мере роста доходов).

Регрессивные (с ростом дохода налоговая ставка понижается).

По форме взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с субъекта налога.

Косвенные налоги представляют собой надбавку к цене товаров и услуг.

После налоговой реформы в Беларуси с 1 января 1992 года установлены следующие виды общественных налогов:

Налог на добавленную стоимость.

Налог на прибыль и доходы.

Налог за пользование природных ресурсов (экологический налог).

Налог на недвижимость.

Налог на экспорт и импорт.

Земельный налог (плата за землю).

Налог на топливо.

Государственная пошлина и сборы.

Подоходный налог с граждан.

Кроме того, с предприятий в размере 18% от фонда заработной платы взимается налог чрезвычайный, связанный с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС.

Налог на добавленную стоимость.

Добавленная стоимость – это разница между ценами реализации продукции и потребленных сырья, материалов и амортизации.

Чем эластичнее спрос, тем большая доля налога уплачивается производителем, чем эластичнее предложение, тем большая доля налога на добавленную стоимость уплачивается потребителем.

Налог на добавленную стоимость используется во многих странах мира. В Беларуси он установлен в определённом размере в цене товара и перекладывается с продавцов на потребителей. Акционерные налоги распространяются только на некоторые виды товаров. В Беларуси ставки акцизов устанавливаются в процентах к выручке от реализации товаров. К примеру, на спирт, ликероводочные изделия ставка акциза – 75%, на вина 50 – 55%, коньяк и табачные изделия – 55%, пиво – 25 – 45%, натуральный мех – 40%, изделия из хрусталя – 50%.

Подоходные налоги применяются в мировой практике повсеместно и взимаются с юридических и физических лиц. Ставка налога должна быть оптимальной, так как при низкой ставке поступления в бюджет будут небольшими, но и при чрезмерно высокой ставке общая сумма налога уменьшается. Зависимость между ставкой налога и суммой поступлений от налогообложения описывает кривая Лаффера. С повышением ставок налога до величины «m» (рис. 18) налоговые поступления увеличиваются, после чего рост ставок налога приводит к снижению налоговых поступлений.

Ставки подоходного налога в различных странах неодинаковы. Эти различия обусловлены традициями, национальными, культурными и др. особенностями страны. В США законом о налоговой реформе 1986 году предельная ставка налога на прибыль корпораций снижена с 46 до 34%.

Налоговая ставка 100%










О Налоговые поступления

В Беларуси налогом облагается прибыль и доходы предприятий, осуществляющих хозяйственную и иную коммерческую деятельность.

Подоходный налог с граждан взимается по прогрессивной шкале.

Фискальная политика и её задачи.

Согласно кейсианской концепции, несовершенство рыночных механизмов делает необходимым вмешательство государства в экономику. Сознательное воздействие государства на доходы и расходы государственного бюджета в целях регулирования экономики, сбалансированности совокупного спроса и предложения получило название фискальной политики (фискал – сборщик податей).

Различают автоматическое (недискреционное) и дискреционное регулирование экономики. При недискреционной фискальной политике автоматические «встроенные» стабилизаторы заставляют работать экономику в режиме саморегулирования (к ним относятся: автоматические изменения налоговых поступлений, помощь по безработице, социальные выплаты и др.).

Под дискреционной фискальной политикой понимают манипулирование правительством государственными расходами и налогами в целях воздействия на платёжеспособный спрос.

Время такого манипулирования определяется государством.

Задачами фискальной политики являются достижение стабильности общественного производства и высоких темпов экономического роста, усиление устойчивости денежной системы, равновесие платёжного баланса и повышение на этой основе доходов населения.

Читайте также: