Политика обеспечения заготовок продовольствия за счет обложения крестьян налогом

Опубликовано: 03.05.2024

Иллюстрация:изъятие хлеба у ЦАРСКОГО крестьянина.https://subscribe.ru/

ОТ АВТОРА МАРЬШИ: СКОЛЬКО НЕГАТИВА "ВЫЛИЛИ" МОНАРХИСТЫ НА ПАРТИЮ БОЛЬШЕВИКОВ, КОТОРЫЕ ВВЕЛИ ПРОДРАЗВЁРСТКУ В ПЕРИОД НЕУРОЖАЯ И ГОЛОДА В СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1919 ГОДУ. И все россияне, в том числе и я, были уверены, что ПРОДРАЗВЁРСТКА-НОУ-ХАУ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ! Ведь монархисты придумали статистические данные 1913 года, когда ЦАРСКАЯ РОССИЯ ПРОСТО ПРОЦВЕТАЛА И ПРОДАВАЛА ХЛЕБ ПО ВСЕМУ МИРУ. А КОРОВЬЕМ МАСЛОМ ОБЕСПЕЧИВАЛА ЕВРОПУ И ДРУГИЕ ЗАОКЕАНСКИЕ СТРАНЫ.

ВСЁ ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ОБЫЧНОЙ ЛОЖЬЮ ДЛЯ ОДУРМАНИВАНИЯ НАРОДОВ СССР. ИСТОРИЯ ГОВОРИТ СОВЕРШЕННО О ДРУГОМ!
БЕЗУСЛОВНО, Я НЕ СТАНУ ОТРИЦАТЬ ГОЛОД В СОВЕТСКОЙ РОССИИ.К СОЖАЛЕНИЮ, УМЕРЛО ОТ ГОЛОДА НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК!

НО ОТРИЦАТЬ ГОЛОД В ЦАРСКОЙ РОССИИ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО!

ПРОДРАЗВЁРСТКА И ПРОДУКТОВЫЕ КАРТОЧКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ИСТОЧНИКИ:
1).Википедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/ Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продовольственная развёрстка) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»).
2).https://rg.ru/2016/04/24/rodina-hleb.html 1 апреля 2016 г. из журнала"Родина"Текст: Николая Заяца: Как изымали хлеб у крестьян Воронежской губернии в годы Первой мировой войны.
3)Интернет библиотека xliby.ru-голод в царской России.http://www.xliby.ru/
4).Автор: Evgeny 02 февраля 2017г..
5).https://arctus.livejournal.com/189201.html
Российская империя в период своего распада породила немало административных приемов, использованных впоследствии большевиками.

Это — продразвёрстка, экспроприации, продуктовые карточки, паспортизация городского населения, всеобщая воинская обязанность и круговая порука с целью пресечения посягательств на политическое руководство.

Первенство в применении этих способов мобилизации приписывают Советской России, но все они были созданы чиновниками царских ведомств, и практиковались в Российской империи еще до прихода к власти социалистов в 1917 году. Как царь, так и Временное правительство посылали в деревню карательные отряды для подавления крестьянских бунтов и изъятия хлеба, проводили конфискацию крестьянской собственности для ведения войны, де-факто использовали административно-разрешительную систему для распределения продовольствия и товаров первой необходимости.

Для подавления народных выступлений широко применялась практика взятия заложников. Идеологами ее были царские генералы: В.А.Золотарев, А.Макшеев и Н.Н.Обручев. Еще до войны ими были разработаны меры по взятию в заложники неблагонадежного населения Российской империи из числа фабрично-заводских рабочих, поляков, кавказцев и евреев. Под эту доктрину формировались специальные карательные войсковые соединения.

Мало кто знает, но практика продразверстки была введена не большевиками, а царскими чиновниками. Впервые идею изъятия хлеба официально сформулировал министр земледелия Российской империи Александр Риттих. Немец по национальности, он 29 ноября 1916 года подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года. Продразверстка предполагала обязанность русских крестьян продавать зерно по установленной государственной цене.

Часто взамен зерна выдавались не деньги, а расписки или бумажные марки.

Обязательная продажа зерна шла плохо. Были случаи неповиновения крестьян. Были случаи насильственной экспроприации зерна. За два месяца — с момента выхода указа до свержения царизма — было зафиксировано до ста случаев насильственного изъятия зерна у крестьян.

Но разве воевала царская администрация с крестьянами после Первой русской революции 1905 года?

Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться не к «официальной» бело-эмигрантской истории, которую выдают сейчас за историю России, а ознакомиться с фактами из русской жизни 1914 — 1917 годов. Провоцируемое законами капиталистического развития, на селе продолжалось вооруженное противостояние государственной администрации и крестьян. Например, в мае 1914 г. крестьяне села Травное Барнаульского уезда Томской губернии в ответ на отрезку 49 огородов во время землеустройства, вооружившись ружьями и кольями, разгромили контору лесничества и убили четырех стражников.

Буквально через месяц в Новочихинской и Касмалинской волостях того же уезда, при заготовке сена, развернулось сражение, в ходе которого было убито девять крестьян и восемь полицейских.

С 31 мая по 1 июля 1911г. тянулся конфликт в селе Павловском Павловской волости, Барнаульского уезда, в котором участвовало до тысячи крестьян. Он сопровождался разгромом государственной конторы, домов объездчиков, управляющего, урядника. Только с прибытием роты солдат конфликт был погашен, общее число арестованных достигло 110 человек(1).

С началом войны положение на селе только ухудшилось. Например в Белоруссии, в 1915г. в связи с ростом реквизиций (отъема продовольствия, фуража и лошадей), произошло 99 крестьянских выступлений(2). Реквизиции происходили не только в прифронтовых областях, но и по всей России. В уже упомянутой Томской губернии сопротивление реквизициям продовольствия и скота для армии в январе—феврале 1917 г. привели к крупным волнениям в селениях: с.Хайрюзовское, Ложкинское, Верх-Шубенское, Усть-Гавриловка, Марушенское, Тайнинское. Только в названных селениях было арестовано 32 чел.

На Кубани против реквизиций и принудительных работ было 89 выступлений, из них 8 случаев сопровождались введением стражников и воинских команд(3). Касательно, реквизиций следует отметить, что насильственный (против воли крестьян) отъем продуктов питания был оправдан военным положением. Что в большей степени оправдывает и политику большевиков, ведь в городе также была всеобщая трудовая повинность, а рабочих и армию следовало кормить. Люди работали на Россию, на свою армию, а, как известно, — кормить свою армию нужно, чтобы не кормить чужую.

Кто же больше преуспел в продразверстке — царское правительство, эсеры-социалисты или большевики?

Царское правительство, хоть и придумало всю эту схему, преуспело в деле продразверстки мало. Ему не хватило времени (буржуи и генералы спихнули царя). В абсолютном выражении больше всего хлеба взяли большевики.

Но по интенсивности ограбления крестьян лидировало Временное правительство. Существует статистика сбора зерна по продразверстке в 1917 — 1921 гг.(4) Период Сбор зерна Сбор зерна (млн. цент.) в среднем за месяц (млн. цент.) Конституционные демократы и социалисты, март — декабрь 1917 г. 47,2 4,72 Большевики, январь — октябрь 1918 г. 5 0,55 Большевики, ноябрь 1918 — октябрь 1919 гг. 18 1,5 Большевики, ноябрь 1919 — октябрь 1920 гг. 35 2,91 Большевики, ноябрь 1920 — октябрь 1921 гг. 46,7 3,89

Из приведённых выше данных видно, что наибольшего успеха в продразверстке добилось Временное правительство и его представители на местах, умудрившиеся конфисковать 280 млн. пудов хлеба (1 пуд = 16,85 кг.). Кстати они планировали забрать у крестьян в три раза больше.

Вот такие вот были эсеры — «радетели за счастье крестьянства»!

Комиссары Временного правительства считали, что хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке поступает мало, и 25 марта 1917 года Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды. Характерно, что чиновники занимавшиеся продразвёрсткой до Октябрьской революции не бойкотировали власть и продолжали своё дело и после октября 1917 года. Однако что с ними делать новая власть решила лишь весной 1918 года. Тогда Совет народных комиссаров подтвердил «Хлебную монополию» своим декретом от 9 мая 1918 года.

Участие Советских органов в продразвёрстке наблюдается лишь с января 1919 года, когда голод и нехватка продовольствия для армии потребовали самых решительных действий. Продразверстка продовольствия сопровождалась ростом цен на промышленные товары по всей России, что также вызывало недовольство.

Но все это происходило и при царе. Например, летом 1916 г. жители села Лосева Воронежской губернии подняли бунт в связи с повышением цен на товары. В выступлении участвовали женщины-солдатки, которые разгромили лавку торговца, оказали сопротивление стражникам. Волнение было подавлено вооруженной силой, несколько десятков человек (в том числе много женщин) арестовали, всех участников подвергли избиениям(5).

21 марта 1914 года по всей России было объявлено о реквизиции всего сукна защитного цвета, а также байки и другой теплой материи. Все наличные запасы этих материалов были запрещены к продаже.

С ноября 1914 г. начались проблемы с поставкой продуктов питания. В Сибири были реквизированы все запасы коровьего масла. История «масляного голода» примечательна тем, что после частичного запрета на торговлю маслом, большая его часть стала вывозиться через Швецию в Германию, которая воевала с Россией.

Ну что тут скажешь… Капиталист найдет выгоду и в продаже своей Родины. В 1916 году были введены первые карточки на продукты питания — это были карточки на сахар. 10 октября 1916 г. на Особом совещании по продовольственному вопросу был выдвинут проект введения карточной системы по всей стране. Он не был принят, но к этому времени в некоторых городах России уже существовали свои карточки и продажа продуктов по ним осуществлялась в небольших размерах.

Подробная хронология введения карточной системы распределения продуктов в России во время Первой мировой войны описана в 1923г. С.Г.Струмилиным (в то время заведующий отделом статистики Наркомтруда и ВЦПС и профессор МГУ): «В Москве начали распределять по карточкам сахар — с 16 августа 1916 г., но лишь с момента революции, с марта 1917 г. начались выдачи хлеба по карточной системе. С июня 1917 г. карточки распространились на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — для яиц, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре 1917 г. — на кондитерские изделия и на чай. Аналогичную картину наблюдаем мы в Петрограде и в других городах».

Вот отдельные «сообщения» с мест: «В 1916 г. в Оренбурге, Орске, Челябинске, Троицке и рабочих поселках были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты питания…». «В 1916 г. во всех городах Уфимской губернии были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты». Приметами военного времени в Ярославской губернии «становились нехватка продуктов и товаров, рост цен, спекуляция. Не решило проблемы введение в 1916 г. „продовольственных билетов“, т. е. карточек на муку, сахар и масло. Они отоваривались нерегулярно, и население вынуждено было пользоваться услугами „черного рынка“.

В 1916г. резко сократился подвоз хлеба, а губерния никогда не производила его в достаточном количестве. Отчаявшиеся местные жители останавливали баржи с хлебом, идущие по Волге и забирали хлеб себе». Вот что пишет историк Голубинов Я.А. в своей работе «Городские думы Самарской губернии и продовольственное обеспечение населения в годы Первой мировой войны»: «С середины 1915 г. во многих городах России, как продолжение мер по регулированию снабжения населения, были введены продовольственные карточки, служившие разрешением купить определенное количество продукта по твердой цене.

Однако острая необходимость равномерного распределения продуктов, закупленных городскими управлениями, среди населения заставила ввести ее. В Самаре дума признала своевременным введение в мае 1916г. только карточек на сахар. Большинство остальных городов при введении карточной системы также ограничились лишь этим продуктом.

Введение началось с переписи населения и тщательного подсчета норм выдачи продуктов. В Самаре все население города было переписано в июне за четыре дня силами 15 инструкторов, вставших во главе районов, на которые был разбит город, с подчиненными им 150 регистраторами. В уездных городах перепись была произведена за один день. Везде она была произведена городскими управлениями, лишь в Балаково эту работу произвел местный контрольный комитет как отделение Николаевского уездного продовольственного совещания. Нормы выдачи сахара были установлены в 1 фунт на человека в месяц, карточка выписывалась на главу семьи и в ней учитывались все ее члены, соответственно числу которых и продавалось определенное количество сахара.

Кроме сахара по карточкам могли распределяться и другие продукты, так в Балаково с ноября 1916г. по ним выдавалась мука и масло. Использовать карточки горожане могли в городских, частных и кооперативных лавках. А в первых месяцах 1917г. в Самаре и других городах губернии были введены продовольственные книжки, учитывавшие уже не только приобретение определенного количества сахара, но также и муки»(7). Самарский историк поведал нам историю ввода продовольственных карточек в России еще до февральской буржуазной революции. А были еще и принудительные работы, марки которые выдавали вместо денег, вооруженное изъятие хлеба, запрет частной доставки продовольствия, введение норм личного и хозяйственного потребления и т. д.

До чего довели Россию буржуи, придя к власти в 1917 году, мы хорошо помним.



Продразверстка – это сокращенное обозначение политики, проводимой правительством для выполнения заготовок продовольствия за счет обложения крестьян обязательным продовольственным налогом. Он выплачивался зерном и другими сельскохозяйственными продуктами. Продразверстка проводилась с 1916-го по 1921 г.

Немного истории

Ошибочно считать, что этот вид налога придумали большевики. Впервые продразверстка была применена правительством Николая II в декабре 1916 года, когда в стране разразился продовольственный кризис. На улицу вышли сотни тысяч людей с лозунгами дать народу хлеб. Тогда была введена продовольственная разверстка.

Это произошло вследствие прохождения военных действий на хлебородных территориях России и потому, что большая часть трудоспособных крестьян была призвана в действующую армию, которую также нужно было кормить. Это сказалось на снижении объемов зерновых и росте цен на хлеб. Численность армии выросла в два с лишним раза, с 6,5 миллиона в 1914 году до 15 миллионов 1917 году.


Продовольственная монополия

Если в 1916 году цены выросли в среднем в 3 раза, то уже в первых месяцах 1917 года - в 18 раз. Еще летом 1916 года вводится карточная система. К весне 1917 года положение с продовольствием ухудшилось, так как государственное задание было не выполнено. В феврале этого года Временным правительством была создана Продовольственная комиссия.

25 марта правительством издается указ о запрете торговли хлебом и передаче его в распоряжение государства, кроме норм, необходимых для питания крестьянских семей. Такая политика получила название продовольственная монополия. За изъятие зерновых полагалась денежное возмещение, которое было в два раза ниже рыночных цен. Так как хлебные поставки срывались, то 20 августа 1917 г. выходит предписание о применении принудительного (вооруженного) изъятия хлеба и другого продовольствия.


Продразверстка после октября 1917 года

С приходом к власти большевиков было арестовано Временное правительство, но Продовольственная комиссия продолжала работать. К концу 1918 г. городам, в особенности промышленным центрам, грозил голод. В начале 1919 года издается указ Совнаркома о введении на территории всей страны продразверстки.

Были установлены обязательные нормы поставки продовольствия, за которые крестьяне должны были получать деньги. Была установлена твердая цена на виды продовольствия. Продразверстка большевиков была намного мягче, чем у Временного правительства. Изымались только излишки. Но были проблемы, которые вызывали недовольство крестьян:

  • Деньги быстро теряли свою ценность, и выходило так, что продовольствие изымалось за бесценок.
  • Нормы сдачи были рассчитаны исходя из дореволюционных губернских данных о посевных площадях, запасах и урожайности. Не зная точных запасов крестьян, зачастую их считали на основе потребностей армии и горожан. Иногда они превосходили излишки, и практически забирался весь урожай.
  • Перегибы на местах. Когда вместо нормы забирался весь запас хлеба и продуктов.

Ввиду того что крестьяне не желали сдавать излишки добровольно, создавались вооруженные отряды, которые нередко изымали все запасы. Это привело к голоду в некоторых сельских районах. Но армию и рабочих как основную опору большевиков удалось сохранить.


Последствия

Продовольственный кризис, доставшийся большевикам в наследство от царского и Временного правительств, усугубился начавшейся Гражданской войной. Политика продразверстки имела негативные последствия не только для крестьянства, но и самой советской власти. На волне борьбы с ней подняли восстания Нестор Махно на Украине, эсер Александр Антонов в Тамбовской губернии, взялись за оружие крестьяне Западной Сибири.

В умении агитировать и говорить с населением большевикам трудно отказать. Беднейшее крестьянство, которого было большинство, встало на их сторону, очаги вооруженных восстаний удалось локализовать и разгромить.

Но самыми тяжелыми были экономические последствия. Нарушение товарно-денежных отношений, обесценивание денег, сворачивание торговли, натуральный расчет - все это привело к тому, что в начале 1921 г. был введен фиксированный налог. Излишки оставались у крестьян, и они могли свободно продавать их. Постепенно стали возрождаться рыночные отношения.

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов

По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г., продразверстка была заменена продовольственным налогом. Это было началом перехода к новой экономической политике, к новым отношениям рабочего класса с крестьянством.

Продналог был установлен намного ниже продразверстки: на хлеб на 43,3%, масличные семена — в 2 раза, мясо — на 74,5%, масло — на 36,1%, льноволокно — в 15 раз и т.д. В крестьянских хозяйствах оставалась значительная часть произведенного продукта, которым крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению, использовать для улучшения своего хозяйства, повышения личного потребления и обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Декретом правительства от 24 мая 1921 г. разрешался «свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства» 91 .

Были, таким образом, определены два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства: натуральный налог и товарообменные операции. В порядке продналога намечалось заготовить 240 млн. пуд. хлеба и фуража (в дальнейшем, в связи с неурожаем, размер продналога был снижен до 162 млн. пуд.), путем товарообмена — 160 млн. пуд. Однако план товарообмена не был выполнен.

Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов применялся три года. В 1921/22 г. налог определялся по каждому продукту отдельно. Всего было установлено 18 продуктовых налогов (на хлеб, мясо и т.д.). В 1922/23 г. был введен единый натуральный налог, который исчислялся в хлебных единицах (рожь, пшеница), но крестьяне могли платить его другими продуктами по установленному переводному коэффициенту. В 1923/24 г. было разрешено вносить налог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924/25 г. был осуществлен переход к денежному обложению крестьян. Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов государством перестал существовать.

Переход к денежному обложению крестьян потребовал установления обоснованных ставок обложения и обоснованных цен. Необходимо было также вытеснить с рынка (или значительно ограничить) частника, чтобы товары покупались и продавались с соблюдением устанавливаемых государственных цен. Для овладения рынком необходимо было сосредоточить в руках государства большие товарные массы. Эти предпосылки ко времени перехода к денежному налогу были созданы. В 1924/25 г. в оптовом товарообороте страны обобществленный сектор (государственная и кооперативная торговля) занимал 91,5%, частный — 8,5%, в розничном товарообороте — 51,5 и 48,5% 92 .

Крестьяне как товаропроизводители были заинтересованы в переходе к денежному налогу; они получали большую свободу в развитии отдельных отраслей своего хозяйства, продавали то, что им было выгодно, это усиливало специализацию сельского хозяйства.

Денежное налоговое обложение способствовало расширению сферы товарного обращения и укрепляло советскую денежную систему.

Продналог был первой формой экономической реализации общенародной земельной собственности, получения ренты государством. Маркс указывал, что при отсутствии частной собственности на землю «рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты» 93 . В. И. Ленин писал, что «национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей» 94 . При общенародной земельной собственности и единоличном крестьянском землепользовании производимый сельскохозяйственный продукт разделяется на продукт, собственником которого является государство (рента), и продукт, собственником которого являются землепользователи-крестьяне; государство, если желает этот продукт приобрести, должно его купить. Следовательно, два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства, которые определялись законом о продналоге, выражали собой объективные производственные отношения в сельском хозяйстве, сложившиеся в результате установления общенародной собственности на землю и крестьянского единоличного землепользования. Кроме того, (крестьяне через налоговую систему привлекались к участию в покрытии части общегосударственных расходов (содержание учебных заведений, здравоохранение и т.д.).

Земельная рента образуется в результате большей производительности труда на более плодородных почвах, в крупных хозяйствах, ведущих более интенсивное производство, когда одноименные продукты имеют различную стоимость, но продаются по одной цене. Поэтому налог должен быть дифференцирован в зависимости от урожайности и размера обрабатываемой земли в хозяйстве. Этому требованию отвечали ставки налогового обложения. По зерновым культурам в 1921/22 г. налог составлял с 1 дес. пашни при 1,6—2 дес. пашни на едока и урожайности до 25 пуд. — 2 пуда (8% к урожаю), при урожае 45—50 пуд. — 4,5 пуд. (9%) и при урожае 70 пуд. и выше — 7 пуд. (10%). При урожайности 50 пуд. с десятины, если в хозяйстве приходилось на едока 0,5 и менее дес. пашни, налог составлял 1,25 пуд. с десятины, при наличии 1,6—2,0 дес. пашни на едока налог поднимался до 4,5 пуд. и при 4 и более дес. пашни налог составлял 9 пуд. с десятины 95 .

Бедняцкие хозяйства получали различные льготы или освобождались от уплаты налога, а крупные многоземельные хозяйства облагались более высоким налогом. Эта классовая градация налогового обложения была усилена в последующие годы. «Наше законодательство (в первую очередь налоговое), — указывалось в решениях XII съезда партии, — должно учитывать классовые деления в деревне, соответственно возлагая главные экономические тяготы на наиболее зажиточные хозяйства» 96 . Классовый подход к обложению отдельных социально-экономических групп крестьянства продналогом в 1922/23 г. характеризуется данными табл. 1 97

Приходилось земли на едока, дес. Налог с хозяйства в % к годовому доходу по РСФСР на Украине До 0,25 5,0 2,9 0,25—0,5 8,1 6,4 0,5—1,5 10,6-12,5 8,9-9,8 1,5-3,0 12,5—16,5 12,4—16,8 Свыше 3 17,1 24,2

Таким образом, чем крупнее хозяйство, тем больше был налог. Особенно сильно облагалась верхушка деревни — кулацкие хозяйства. Беднякам и маломощным середнякам предоставлялись налоговые льготы. Были полностью освобождены от уплаты налога хозяйства, имевшие менее 1,5 дес. облагаемой пашни, а также хозяйства, не имевшие трудоспособных мужчин, если облагаемая площадь у них не превышала 2,5 дес. Освобождались от уплаты налога хозяйства, пострадавшие от интервентов и белогвардейцев. Значительные льготы получали семьи военнослужащих.

В 1923/24 г. от уплаты продналога по СССР (без Туркестана и Закавказья) полностью или частично были освобождены 5,9 млн. хозяйств. По маломощности были полностью освобождены от уплаты налога 2,9 млн. бедняцких крестьянских хозяйств 98 .

В последние два года восстановительного периода основная тяжесть налога ложилась на капиталистические кулацкие хозяйства. В 1925/26 г. были освобождены от налога 5,4 млн. бедняцких и маломощных хозяйств, что составляло более 23% общего числа крестьянских хозяйств 99 , получили различную скидку 4,4 млн. хозяйств. Кулацкие хозяйства уплачивали государству в виде сельхозналога (и других налогов) в 1925/26 г. свыше 10% своих доходов 100 .

Все это показывает, что советская налоговая политика строилась по классовому принципу. По своему типу сельскохозяйственный налог приближался к подоходному налогу. Такая политика помогала беднякам поднимать хозяйство, а усиленное обложение налогом кулацких хозяйств ограничивало их рост.

Буржуазные экономисты и оппортунисты из Наркомзема заявляли, что «прогрессия ставок сельскохозяйственных налогов в 1922—1923 гг. и особенно в 1923/24 г. была чрезвычайно велика. Высшая ставка превышала низшую в 10 раз. Такая прогрессия в корне противоречит основным соотношениям экономики крестьянского хозяйства» 101 . Вопреки научной теории и практике защитники кулачества выдвигали тезис о нерентабельности крупных хозяйств в сельском хозяйстве. Коммунистическая партия разоблачила кулацкую суть этих установок и последовательно проводила ленинскую политику налогового обложения.

В первые годы нэпа налоговые поступления из деревни играли значительную роль в формировании государственного бюджета. В 1922—1923 гг. сельское хозяйство обеспечивало около ? доходов государства, в том числе за счет прямых налогов — около 17% 102 . XII съезд партии призвал крестьянство, несмотря на трудности, выполнить свои обязательства перед государством. «…Общие интересы всех трудящихся, общие интересы охраны завоеваний рабоче-крестьянской революции требуют этого напряжения сил от рабочих и от крестьян, требуют этих жертв» 103 . В последующие годы удельный вес сельскохозяйственного налога в доходах государства систематически уменьшался.

Вся система обложения налогом крестьянских хозяйств строилась таким образом, чтобы после выполнения крестьянами налоговых обязательств перед государством постоянно увеличивался избыточный продукт, получаемый от дополнительных затрат труда на расширение посевных площадей, повышение урожайности, увеличение поголовья скота и повышение его продуктивности.

С переходом к нэпу перед Советским государством встала задача организации заготовок сельскохозяйственной продукции. В 1922 г. для осуществления коммерческих заготовок хлеба было создано акционерное общество «Хлебопродукт», заготовок кожевенного сырья — «Кожсырье», льна — «Заготлен». Заготовки хлопка осуществлялись Главным хлопковым комитетом и его органами на местах. Важную роль в заготовках продуктов сельского хозяйства играла кооперация.

Получил доступ к заготовкам сельскохозяйственных продуктов и частный скупщик. В ряде мест частные скупщики создавали свои объединения («Торгпромбюро», «Продсоюз») и выступали крупными оптовыми заготовителями.

С переходом в 1924 г. к денежному налогу заготовки сельскохозяйственных продуктов коммерческим путем стали единственной формой сосредоточения продуктов крестьянского хозяйства в руках государства. Это потребовало усиления деятельности на рынке государственных и кооперативных организаций. На заготовительный рынок было допущено большое число новых государственных организаций.

Мелкие заготовительные организации, не имея средств для создания собственной материальной базы и аппарата, сосредоточили свою деятельность главным образом в районах, находящихся вблизи железных дорог и судоходных рек. Это приводило к борьбе между ними за продаваемую крестьянами продукцию, что сказалось на росте заготовительных цен. В то же время глубинные районы не были охвачены государственными и кооперативными заготовителями, в них продолжали орудовать частные скупщики, которые снижали цены на скупаемые продукты, перевозили их к городам, пристаням и железнодорожным станциям и, перепродавая государственным и кооперативным заготовителям, получали высокие прибыли.

Государство провело реорганизацию заготовительного аппарата: были ликвидированы мелкие заготовители, усилена роль в заготовках сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Была прекращена выдача частным заготовителям банковского кредита и повышены тарифы по перевозкам их грузов, ограничено получение подвижного состава для перевозки заготовленной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было запрещено заключать торговые сделки с частниками, использовать их в качестве своих агентов. Эти меры способствовали усилению роли государства и кооперации на заготовительном рынке.

Восстановление сельскохозяйственного производства и упорядочение заготовительного дела способствовали увеличению поступления хлеба государству. В 1921/22 г. государство получило 233 млн. пуд., в 1922/23 г. — 429,6 млн. пуд., в 1923/24 г. — 397,2 млн. пуд., а в 1925/26 г. — 496 млн. пуд. 104 Возросли заготовки и других сельскохозяйственных продуктов. Так, заготовки маслосемян увеличились за 1921/22—1925/26 гг. в 4,2 раза, масла животного — в 3,1 раза, яиц — в 6 раз 105 . Заготовки хлопка-сырца увеличились за эти годы в 28,5 раза, кож крупных — в 1,9 раза, кож мелких — в 2 раза; увеличились также заготовки льноволокна, пеньки и другого сырья для промышленности. Это было вкладом крестьянства в восстановление промышленности, всего народного хозяйства.

Налоговая политика стимулировала развитие социалистических предприятий в сельском хозяйстве. Коллективным хозяйствам предоставлялась скидка с налога в размере 25%, а кооперативным обществам — в размере 10%. Существенное значение имело освобождение от налога коллективных запашек, а также премирование коллективных хозяйств и земельных обществ за применение улучшенных способов ведения хозяйства.

Налоговая политика Советской власти, рассчитанная на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, была одним из важных рычагов экономического регулирования сельскохозяйственного производства.

• Налоговая система

• Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу

Финансовая и налоговая политика

Финансовая и налоговая политика К концу III в. назрела необходимость реформ в сфере денежного обращения. Проведенная Диоклетианом в 286 г. денежная реформа в основном повторяла попытки проведения таковой во времена Аврелиана. Целью ее было повышение курса денег и

§ 3. Финансовая система и налоговая политика

§ 3. Финансовая система и налоговая политика Опустошение страны, упадок земледелия, резкое сокращение численности крестьян, стихийное перераспределение податного населения серьезно сказались на состоянии государственного хозяйства. 1Пустая казна и расстроенные

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов Источник: Свидерский А. Четыре года продовольственной работы. Статьи и отчетные материалы. М.: Государственное изд-во, 1922.

6. От заготовки к разверстке

6. От заготовки к разверстке До августа 1918 года без изменения оставались твердые цены на хлеб, назначенные еще Временным правительством. Между тем к осени 1918 произошел очередной резкий скачек «вольных» цен — в ряде губерний рост составил 13 037 %[898]. 18 августа твердые цены

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Заготовки мяса в живом виде

Заготовки мяса в живом виде Печальное зрелище представляло Переделкино в послевоенные годы: «…Городок не благоустроен, отсутствует водопровод, дорога находится в очень плохом состоянии, требует серьезного ремонта мост через пруд, многие дачи не огорожены заборами, а

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ В ходе фотосинтеза растения запасают полученную ими солнечную энергию в органических веществах, построенных из получаемого из воздуха углерода и содержащихся в почве минералов. Для благотворного протекания

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Глава вторая. Заготовки

Глава вторая. Заготовки Против порчи продуктов Забота человека о добывании пищи долго господствовала над всеми другими. Однако перед нашими далекими предками встала и другая задача — как сохранить добытую пищу.На протяжении многих веков люди не знали, что порчу

Способы заготовки продуктов на Руси

Способы заготовки продуктов на Руси На Руси знали много способов заготовки продуктов впрок. Естественно, широко использовали холод для сохранения скоропортящихся продуктов. В записках Айрмана о Прибалтике и Московии 1666–1670 гг. говорится: «Выловленную в начале зимы рыбу

4. Налоговая политика и спекуляции.

4. Налоговая политика и спекуляции. Война стоит дорого, но она не является единственной причиной роста государственного долга и постоянного финансового дефицита. К войне добавляются необходимость содержания пышного и великолепного королевского двора, королевские

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов Выше мы имели уже случай заметить (гл. I, § I), что сельскохозяйственные писатели, разделяя системы сельского хозяйства по главному рыночному продукту, относят к особому типу заводскую или техническую систему

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих Газета черносотенных помещиков «Новое Время» приводит интересные споры помещиков в Польше и вообще в пограничных местах России по поводу отхода сельскохозяйственных рабочих на заработки в Германию и другие

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка Западные политики уверяют: нынешняя власть Сирии не поддаётся уговорам и должна быть устранена международными усилиями.7-го февраля министр иностранных дел России Сергей ЛаврОв и директор Службы внешней

Денис Шолохов

После Октябрьской революции, когда большинство центральных ведомств прекратило работу, Министерство продовольствия продолжало вести её, признавая продовольственное дело вне политики, того же мнения придерживались и её органы на местах. На первых порах представители советской власти вели себя в отношении к существующим органам более или менее пассивно.
Показать полностью. Впрочем, ещё 26 октября (8 ноября) 1917 Декретом на основе Министерства продовольствия был создан Народный комиссариат продовольствия, в обязанности которого вменялась заготовка и распределение продуктов и предметов первой необходимости в общегосударственном масштабе.

Главой его становился, по Постановлению II Съезда рабочих и солдатских депутатов от того же числа — до заседания учредительного собрания, — дворянин, профессиональный революционер Иван-Бронислав Адольфович Теодорович, бывший заместителем председателя Петроградской городской думы. Но к середине декабря, когда он окончательно оставил пост наркома, результаты его деятельности в наркомате равнялись нулю и фактически функционировала прежняя структура Министерства. Заместителем наркома Совнарком назначил профессионального революционера, не имевшего высшего образования, — А. Г. Шлихтера, сторонника жёстких административных методов работы. Он очень быстро сумел восстановить против себя как новых, так и старых продовольственников.

Во время заседания Всероссийского продовольственного съезда (конец ноября 1917 года) Министерство продовольствия было занято представителями Советской власти, что вызвало прекращение работ его служащими. После этого начался длительный процесс формирования новой структуры центральной продовольственной власти. Образовывались и отмирали различные комбинации — вплоть до диктатуры (Троцкий). Это происходило до февраля 1918 года, когда высшая продовольственная власть стала постепенно сосредотачиваться в руках комиссара по продовольствию.

28 ноября 1917 года «товарищем наркома продовольствия» был назначен Цюрупа, а 25 февраля 1918 года Совнарком утвердил его наркомом продовольствия.

Но к весне 1918 года обнаружилось, что длительный кризис центральной продовольственной власти привёл к дезорганизации продовольственных органов и их деятельности на местах. Это выразилось в игнорировании распоряжений центра и фактического введения в каждой отдельно взятой губернии и уезде собственных «норм» и «порядков». Положение усугубляло стремительно обесценивающиеся деньги и отсутствие потребительских товаров для их обеспечения.

В марте 1918 года в докладе Совнаркому Цюрупа писал:

« Дело снабжения хлебом переживает тяжёлый кризис. Крестьяне, не получая мануфактуры, плугов, гвоздей, чая и проч. предметов первой необходимости, разочаровываются в покупной силе денег и перестают продавать свои запасы, предпочитая хранить вместо денег хлеб. Кризис усугубляется недостатком денежных знаков для расплаты в тех местах, где ссыпка ещё производится. Анализ существующего положения приводит к выводу, что только снабжение деревни тем, чего она требует, т. е. предметами первой необходимости, может вызвать на свет спрятанный хлеб. Все другие меры лишь паллиативы… Товарообмен уже и теперь повсеместно происходит в связи с мешочничеством (рабочие фабрик обменивают свой продукт на продовольствие для себя). Прекратить этот стихийный процесс можно лишь одним способом — организуя его в масштабе государственном… »

К весеннему севу государству удалось получить лишь 18 % необходимых семян. Их пришлось брать с боем. Так, в Воронежской губернии, где имелось 7 млн пудов хлебных излишков, из них 3 млн обмолоченных, крестьяне скармливали хлеб скоту, изводили на самогон, но не давали заготовителям. Курская губерния из 16,7 млн пудов излишков за четыре месяца 1918 года поставила по нарядам центра только 116 вагонов (116 тысяч пудов), в то время как частные хлеботорговцы вывезли из губернии 14 млн пудов зерна. А в это время в потребляющих губерниях на почве голода вспыхивали эпидемии и росла социальная напряжённость. В городе Белом (Смоленская губерния) голодной толпой был расстрелян уездный Совет. В голодающей Калужской губернии крестьяне получали не более 2-3 фунтов хлеба в месяц. Во многих местах к весне были съедены семена и поля остались незасеянными. Петроградская губерния за четыре месяца получила лишь 245 вагонов хлеба. В Псковской губернии к весне 50 % детей опухли от голода.

Продовольственное положение внутри страны становилось критическим. Экстремальные условия, сложившиеся в стране в конце весны 1918 г., заставили большевиков прибегнуть к чрезвычайным мерам получения хлеба. Основой вопроса дальнейшего существования советской власти становится продовольствие.

9 мая выходит Декрет, подтверждающий государственную монополию хлебной торговли (введённую Временным правительством) и запрещающий частную торговлю хлебом.

13 мая 1918 года декретом ВЦИК и СНК «О предоставлении народному комиссару продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», были установлены основные положения продовольственной диктатуры. Цель продовольственной диктатуры заключалась в централизованной заготовке и распределении продовольствия, подавлении сопротивления кулаков и борьбе с мешочничеством. Наркомпрод получил неограниченные полномочия при заготовке продуктов питания.

Для выработки планов распределения продуктов первой необходимости, заготовки сельскохозяйственных продуктов и товарообмена и для согласования организаций ведающих снабжением при Комиссариате продовольствия учреждается особый совещательный орган — Совет снабжения. В его состав входят представители Высшего Совета народного хозяйства, ведомств потребительских обществ (Центросоюз). Наркомпроду предоставляется право на установление цен на предметы первой необходимости (по соглашению с ВСНХ). Декрет от 27 мая, появившийся в развитие декрета от 9 мая, наметил некоторую реорганизацию местных продовольственных органов. Декрет, сохраняя уездные, губернские, областные, городские и волостные, сельские и заводские продовольственные комитеты, вменяет им неуклонное осуществление хлебной монополии, исполнение нарядов комиссариата и распределение предметов первой необходимости.

Советская власть в значительной степени осуществила намечавшиеся министерством Временного правительства реформы. Она усилила в продовольственной организации единоличную власть комиссаров и отстранила от заготовок волостные органы. Она ввела в состав членов продовольственных отрядов производящих районов представителей потребляющих областей и центра. Принятые декреты не содержали указаний в отношении прав и полномочий местных органов — что в новых условиях фактически означало развязывание рук местным представителям и произвол снизу.

Этот произвол фактически переходит в настоящую вооружённую борьбу за хлеб, идеологически мотивированную как одна из форм классовой борьбы рабочих и бедноты за хлеб. Слабое поступление хлеба представляется как определённая политика «деревенских кулаков и богатеев». Ответом на «насилие владельцев хлеба над голодающей беднотой должно быть насилие над буржуазией». Декрет от 9 мая объявлял всех имевших излишек хлеба и не заявивших о нём в недельный срок «врагами народа», которые подлежали революционному суду и тюремному заключению на срок не менее 10 лет, бесплатной реквизиции хлеба, конфискацией имущества.

Для тех, кто доносил на таких «врагов народа», полагалась половина стоимости не заявленного к сдаче хлеба. Логическим следствием декрета от 9 мая стало появление Декрета от 11 июля «Об организации деревенской бедноты» — согласно нему «повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты», в одну из двух задач которых входит «оказание содействия местным продовольственным органам в изъятии хлебных излишков из рук кулаков и богатеев». В качестве поощрения работы комбедов из излишков изъятых до 15 июля выдача хлеба бедноте производится бесплатно, между 15 июля и 15 августа — за половинную цену, а во второй половине августа — со скидкой 20 % с твёрдой цены.

Для успеха борьбы за хлеб согласно декрету от 27 мая организуются продовольственные отряды рабочих организаций. 6 августа выходит декрет об организации специальных уборочных и уборочно-реквизиционных отрядов. Каждый такой отряд должен состоять из не менее чем 75 человек и иметь 2-3 пулемёта. При помощи их Советское правительство планировало обеспечить уборку урожая озимых засеянных кулаками и помещиками осенью 1917 г. Результативность данных мер была весьма невысока.

В связи с введением продовольственной диктатуры в мае-июне 1918 г. была создана Продовольственно-реквизиционная армия Наркомпрода РСФСР (Продармия), состоящая из вооружённых продотрядов. Для руководства Продармией 20 мая 1918 года при Наркомпроде было создано Управление главного комиссара и военного руководителя всех продотрядов.

Несмотря на это, поступления зерна были весьма невысоки и давались большой кровью. За полтора труднейших месяца до нового урожая 1918 года рабочие добыли немногим более 2 млн пудов хлеба, оплатив его жизнями более 4100 коммунистов, рабочих и бедняков.

На вооружённое насилие деревня, наводнённая вернувшимися с фронта солдатами, ответила вооружённым сопротивлением и целым рядом восстаний.

Значительное внимание уделялось и агитации — форма воздействия на производителей, также начатая во время Временного правительства. И в центре, и на местах при продорганах в губерниях создана сеть курсов агитаторов-продовольственников. Регулярно издаются «Известия Наркомпрода», «Бюллетень Наркомпрода», «Справочник продработника», «Памятная книжка продовольственника» и ряд других агитационно-справочных изданий.

Несмотря на это, заготовки в мае 1918 упали в 10 раз по сравнению с апрелем того же года. В июне падение продолжилось — по сравнению с маем — по хлебу — в 5 раз по крупе — практически в 10 — составив всего 91 тысячу пудов (из них 67 — зернофураж) — в тот же период год назад было заготовлено 77 тысяч пудов.

Гражданская война вынуждала к чрезвычайным мерам. Цюрупа разъяснял:

« Сейчас, когда у нас нет… товаров, когда наши запасы не пополняются и живём полученным нами наследством, мы не можем провести товарообмена в широком масштабе. Сейчас, когда гражданская война отняла у нас громадные хлебные территории, топливные и др., формы будущего нам недоступны. Мы должны, прибегая к суррогатам, по одёжке и протягивать ножки. В условиях пожара нельзя допустить экспериментов. Мы должны получить хлеб. »
(недоступная ссылка)

1 июля Наркомпрод декретом предписывает продовольственным органам на местах произвести учёт хлеба и назначить сроки излишков согласно нормам оставления хлеба у владельцев (от 25 марта 1917), но не более, чем до 1 августа 1918 года.

27 июля 1918 года Наркомпрод принял специальное постановление о введении повсеместного классового продовольственного пайка с разделением на четыре категории, предусмотрев меры по учёту запасов и распределению продовольствия.

Постановлением от 21 августа был определён размер излишков для нового урожая 1918 года, исходя из тех же норм марта 1917 для семенного зерна, для продовольствия нормы снижались до 12 фунтов зерна или муки и 3 фунтов крупы. Сверх норм на каждое хозяйство до 5 едоков — 5 пудов, свыше 5 едоков +1 пуд на каждого. Снижались также нормы на скот. Как и раньше, эти нормы могли быть снижены по решению местных организаций.

Продовольственным органам, Наркомпроду и лично Цюрупе были предоставлены чрезвычайные полномочия по снабжению страны хлебом, другими продуктами. Опираясь на кадровое ядро Наркомата и старых, опытных продовольственников, Цюрупа проводит в жизнь разработанную царским министром Риттихом продразвёрстку и проведённый кадетом Шингарёвым закон о хлебной монополии.

Рекомендованные Лениным жёсткие меры сбора хлеба в 1918 г. не получили распространения. Наркомпрод искал более гибкие методы его изъятия, которые бы меньше озлобляли крестьян и могли дать максимальный результат. В качестве эксперимента в ряде губерний стала применяться система соглашений, договоров продовольственных органов с крестьянами через Советы и комбеды о добровольной сдаче ими хлеба с оплатой части его товарами. Впервые эксперимент был опробован летом в Вятской губернии А. Г. Шлихтером. В сентябре он применил его в Ефремовском уезде Тульской губернии, добившись значительного в тех условиях результата. Ранее, в Ефремовском уезде, продовольственные работники не могли накормить своих рабочих и бедноту даже при помощи чрезвычайных комиссаров и военной силы.

« Вы, конечно, знаете, товарищ, что мы придаём громадное значение выдержанной пролетарской линии в продовольственном вопросе. Но бывают условия, когда военные обстоятельства заставляют действовать по-военному. Хлеб надо достать во что бы то ни стало, купить даже по высшим ценам — сохраняя, конечно, военную тайну про это — чтобы помочь голодным.
В. И. Ленин »

Летом 1918 года в произошло крестьянское восстание в Пензенской губернии.

Опыт работы Шлихтера показал, что с крестьянами можно достичь соглашения при условии внимательного отношения к их нуждам, понимания их психологии, уважения к их труду. Доверие к крестьянам, совместное обсуждение с ними трудного вопроса определения излишков, твёрдое проведение своей линии без угроз и произвола, выполнение данных обещаний, посильная помощь им — всё это встречало понимание у крестьян, приближало их к участию в решении общенародного дела. Разъяснение, помощь, деловой контроль наиболее ценились крестьянами.

Договорно-развёрсточный метод давал гарантированный сбор хлеба. Он частично практиковался и в других губерниях — Калужской, Псковской, Симбирской. Однако в Казанской губернии применение договоров с крестьянами дало лишь 18 % сбора излишков. Здесь в организации развёрстки было допущено серьёзное нарушение классового принципа — обложение велось уравнительно.

Низкие поступления хлеба даже с началом уборки урожая привели к голоду в промышленных центрах.

Для ослабления голода среди рабочих Москвы и Петрограда правительство пошло на временное нарушение хлебной монополии, разрешив им по удостоверениям предприятий закупку по вольным ценам и провоз полутора пудов хлеба частным путём в течение пяти недель — с 24 августа по 1 октября 1918 года. Разрешением на провоз полутора пудов воспользовалось 70 % населения Петрограда, закупив или обменяв на вещи 1 043 500 пудов хлеба

Всего за 1918 год было заготовлено 73 628 тысяч пудов: хлеба — 43 995, крупы — 4347, зернофуража — 25 286. Из них 10 533 тысячи пудов было заготовлено до мая 1918 — в том числе 7205 тысяч пудов хлеба и 132 тысячи пудов крупы. Тем не менее выполняемость заготовительных планов была крайне низкой (Временное правительство планировало на 1918 год заготовку 440 млн пудов), а способы «безлимитных» хлебозаготовок на местах, в множестве случаев выглядевшие как грабёж и бандитизм, вызывали активное противодействие крестьянства, перераставшее в ряде мест в вооружённые восстания, носившие антибольшевистский подтекст.

Хлебозаготовительная политика и практика других режимов в годы гражданской войны

К осени 1918 года территория бывшей Российской Империи, находившаяся под контролем большевистских Советов, насчитывала не более 1/4 её первоначального размера. До завершения широкомасштабных операций Гражданской войны различные территории бывшей Российской Империи переходили из рук в руки и контролировались силами различной направленности — от монархистов до анархистов. Эти режимы, в случае более-менее длительного контроля над территорией также формировали собственную продовольственную политику.

15 июля 1918 года правительством Гетмана Скоропадского был принят закон «Про передачу хлеба урожая 1918 года в распоряжение державы», кот

В марте 1921 года ВЦИК принял решение о замене продразверстки продналогом. Так правительство попыталось облегчить положение крестьян.

Предыстория

Первая мировая война подорвала сельское хозяйство Российской империи. Количество посевных площадей уменьшилось более чем на 20 %, в связи с чем уменьшился и валовый сбор зерна, картофеля и других культур. В результате ряд крупных промышленных городов испытывал серьезный дефицит хлеба и прочих продуктах. Страна находилась на грани продовольственного кризиса.

Большевики, захватив власть в октябре 1917 года, сразу же приступили к решению вопроса с продовольствием. Они ввели учет продуктов и товаров первой необходимости, а также призвали население к борьбе с «кулаками» и спекулянтами.

Продовольственный налог 1921 г.

К весне 1918 года ситуация с продовольствием обострилась, в связи с чем правительство пошло на крайние меры. В мае был выпущен декрет, предоставляющий чрезвычайные полномочия наркому продовольствия в борьбе с сельской «буржуазией, укрывающей хлебные запасы». Местные продовольственные органы получили право изымать излишки хлеба у крестьян.

К концу 1918 года из-за Гражданской войны хлебные запасы центра России иссякали, а выполняемость заготовительных планов была очень низкой. По этой причине в январе 1919 года правительство объявило о введении продразверстки. Она представляла собой систему принудительных заготовок сельхозпродуктов, которая заключалась в централизованном «разверстании» (распределении) между губерниями обязательных норм поставок государству продовольствия.

Проведение данной продовольственной политики привело к тяжелым экономическим и социальным последствиям. В связи с запретом продажи хлеба и зерна существенно сократились товарно-денежные отношения, что делало невозможным восстановление экономики. Кроме того, из-за продразверстки ухудшились отношения между селом и властями. Крестьяне, работающие за бесценок, с оружием в руках выступали против Советов.

Издание Декрета

В начале 1921 года поднялся вопрос об отмене продразверстки. 8 февраля члены Политбюро утвердили решение о замене разверстки на продовольственный налог.

Продовольственный налог 1921 г.

В марте 1921 года на X съезде партии Ленин, нарком продовольствия Царюпа и делегаты из «хлебных центров» выступили с докладами по вопросу «натурналога». Эти доклады вызвали бурные споры среди членов партии. Но в итоге съезд принял резолюцию о замене разверстки натурналогом.

21 марта 1921 года ВЦИК на основании решения съезда РКП(б) издал декрет «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом». Он содержал следующие пункты:

  • в целях укрепления крестьянского хозяйства заменить разверстку натурналогом.
  • налог должен быть меньше предыдущего обложения (в период продразверстки).
  • сумма натурналога должна быть рассчитана так, чтобы покрыть основные потребности РККА, пролетариата и «неземледельческого населения».
  • продналог берется в виде процента или доли от произведенных в хозяйстве продуктов (с учетом его урожайности, количества иждивенцев и домашнего скота).
  • налог должен быть прогрессивным, т.е. процент отчисления для хозяйств городских рабочих, малоимущих и «середняков» должен быть сниженным.
  • сдача продуктов заканчивается в обусловленные законодательством сроки.
  • ответственность за выполнение продналога возлагается на каждого хозяина, а круговая порука отменяется.
  • для контроля за взиманием продналога на местах создаются организации крестьян, в которую входят плательщики разных размеров налога.
  • все продовольственные запасы, оставшиеся после выполнения налога, могут быть использованы хозяевами для личного потребления, укрепления хозяйства и обмена на товары и продукты.
  • хозяевам, сдавшие продовольственные излишки сверх налога, предоставляются товары широкого потребления и предметы сельхозинвентаря.

Внедрение

28 марта 1921 года СНК издал Декрет «О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.». Правительство утвердило размер натурналога на 1921-22 гг. — не более 240 миллионов пудов зерна (вместо 423, которые должны были быть заготовлены за этот же период путем продразверстки).

Продовольственный налог 1921 г.

Вскоре аналогичные декреты были приняты и в других советских республиках. В Белоруссии и на Украине продналог был введен весной, в Армении и Грузии – летом.

Читайте также: