Политика обеспечения заготовок продовольствия за счет обложения крестьян налогом в виде зерновых это

Опубликовано: 23.04.2024

Иллюстрация:изъятие хлеба у ЦАРСКОГО крестьянина.https://subscribe.ru/

ОТ АВТОРА МАРЬШИ: СКОЛЬКО НЕГАТИВА "ВЫЛИЛИ" МОНАРХИСТЫ НА ПАРТИЮ БОЛЬШЕВИКОВ, КОТОРЫЕ ВВЕЛИ ПРОДРАЗВЁРСТКУ В ПЕРИОД НЕУРОЖАЯ И ГОЛОДА В СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В 1919 ГОДУ. И все россияне, в том числе и я, были уверены, что ПРОДРАЗВЁРСТКА-НОУ-ХАУ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ! Ведь монархисты придумали статистические данные 1913 года, когда ЦАРСКАЯ РОССИЯ ПРОСТО ПРОЦВЕТАЛА И ПРОДАВАЛА ХЛЕБ ПО ВСЕМУ МИРУ. А КОРОВЬЕМ МАСЛОМ ОБЕСПЕЧИВАЛА ЕВРОПУ И ДРУГИЕ ЗАОКЕАНСКИЕ СТРАНЫ.

ВСЁ ЭТО ОКАЗАЛОСЬ ОБЫЧНОЙ ЛОЖЬЮ ДЛЯ ОДУРМАНИВАНИЯ НАРОДОВ СССР. ИСТОРИЯ ГОВОРИТ СОВЕРШЕННО О ДРУГОМ!
БЕЗУСЛОВНО, Я НЕ СТАНУ ОТРИЦАТЬ ГОЛОД В СОВЕТСКОЙ РОССИИ.К СОЖАЛЕНИЮ, УМЕРЛО ОТ ГОЛОДА НЕСКОЛЬКО МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК!

НО ОТРИЦАТЬ ГОЛОД В ЦАРСКОЙ РОССИИ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО!

ПРОДРАЗВЁРСТКА И ПРОДУКТОВЫЕ КАРТОЧКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.

ИСТОЧНИКИ:
1).Википедия:https://ru.wikipedia.org/wiki/ Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продовольственная развёрстка) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»).
2).https://rg.ru/2016/04/24/rodina-hleb.html 1 апреля 2016 г. из журнала"Родина"Текст: Николая Заяца: Как изымали хлеб у крестьян Воронежской губернии в годы Первой мировой войны.
3)Интернет библиотека xliby.ru-голод в царской России.http://www.xliby.ru/
4).Автор: Evgeny 02 февраля 2017г..
5).https://arctus.livejournal.com/189201.html
Российская империя в период своего распада породила немало административных приемов, использованных впоследствии большевиками.

Это — продразвёрстка, экспроприации, продуктовые карточки, паспортизация городского населения, всеобщая воинская обязанность и круговая порука с целью пресечения посягательств на политическое руководство.

Первенство в применении этих способов мобилизации приписывают Советской России, но все они были созданы чиновниками царских ведомств, и практиковались в Российской империи еще до прихода к власти социалистов в 1917 году. Как царь, так и Временное правительство посылали в деревню карательные отряды для подавления крестьянских бунтов и изъятия хлеба, проводили конфискацию крестьянской собственности для ведения войны, де-факто использовали административно-разрешительную систему для распределения продовольствия и товаров первой необходимости.

Для подавления народных выступлений широко применялась практика взятия заложников. Идеологами ее были царские генералы: В.А.Золотарев, А.Макшеев и Н.Н.Обручев. Еще до войны ими были разработаны меры по взятию в заложники неблагонадежного населения Российской империи из числа фабрично-заводских рабочих, поляков, кавказцев и евреев. Под эту доктрину формировались специальные карательные войсковые соединения.

Мало кто знает, но практика продразверстки была введена не большевиками, а царскими чиновниками. Впервые идею изъятия хлеба официально сформулировал министр земледелия Российской империи Александр Риттих. Немец по национальности, он 29 ноября 1916 года подписал постановление «О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной», которое было опубликовано 2 декабря 1916 года. Продразверстка предполагала обязанность русских крестьян продавать зерно по установленной государственной цене.

Часто взамен зерна выдавались не деньги, а расписки или бумажные марки.

Обязательная продажа зерна шла плохо. Были случаи неповиновения крестьян. Были случаи насильственной экспроприации зерна. За два месяца — с момента выхода указа до свержения царизма — было зафиксировано до ста случаев насильственного изъятия зерна у крестьян.

Но разве воевала царская администрация с крестьянами после Первой русской революции 1905 года?

Чтобы ответить на этот вопрос следует обратиться не к «официальной» бело-эмигрантской истории, которую выдают сейчас за историю России, а ознакомиться с фактами из русской жизни 1914 — 1917 годов. Провоцируемое законами капиталистического развития, на селе продолжалось вооруженное противостояние государственной администрации и крестьян. Например, в мае 1914 г. крестьяне села Травное Барнаульского уезда Томской губернии в ответ на отрезку 49 огородов во время землеустройства, вооружившись ружьями и кольями, разгромили контору лесничества и убили четырех стражников.

Буквально через месяц в Новочихинской и Касмалинской волостях того же уезда, при заготовке сена, развернулось сражение, в ходе которого было убито девять крестьян и восемь полицейских.

С 31 мая по 1 июля 1911г. тянулся конфликт в селе Павловском Павловской волости, Барнаульского уезда, в котором участвовало до тысячи крестьян. Он сопровождался разгромом государственной конторы, домов объездчиков, управляющего, урядника. Только с прибытием роты солдат конфликт был погашен, общее число арестованных достигло 110 человек(1).

С началом войны положение на селе только ухудшилось. Например в Белоруссии, в 1915г. в связи с ростом реквизиций (отъема продовольствия, фуража и лошадей), произошло 99 крестьянских выступлений(2). Реквизиции происходили не только в прифронтовых областях, но и по всей России. В уже упомянутой Томской губернии сопротивление реквизициям продовольствия и скота для армии в январе—феврале 1917 г. привели к крупным волнениям в селениях: с.Хайрюзовское, Ложкинское, Верх-Шубенское, Усть-Гавриловка, Марушенское, Тайнинское. Только в названных селениях было арестовано 32 чел.

На Кубани против реквизиций и принудительных работ было 89 выступлений, из них 8 случаев сопровождались введением стражников и воинских команд(3). Касательно, реквизиций следует отметить, что насильственный (против воли крестьян) отъем продуктов питания был оправдан военным положением. Что в большей степени оправдывает и политику большевиков, ведь в городе также была всеобщая трудовая повинность, а рабочих и армию следовало кормить. Люди работали на Россию, на свою армию, а, как известно, — кормить свою армию нужно, чтобы не кормить чужую.

Кто же больше преуспел в продразверстке — царское правительство, эсеры-социалисты или большевики?

Царское правительство, хоть и придумало всю эту схему, преуспело в деле продразверстки мало. Ему не хватило времени (буржуи и генералы спихнули царя). В абсолютном выражении больше всего хлеба взяли большевики.

Но по интенсивности ограбления крестьян лидировало Временное правительство. Существует статистика сбора зерна по продразверстке в 1917 — 1921 гг.(4) Период Сбор зерна Сбор зерна (млн. цент.) в среднем за месяц (млн. цент.) Конституционные демократы и социалисты, март — декабрь 1917 г. 47,2 4,72 Большевики, январь — октябрь 1918 г. 5 0,55 Большевики, ноябрь 1918 — октябрь 1919 гг. 18 1,5 Большевики, ноябрь 1919 — октябрь 1920 гг. 35 2,91 Большевики, ноябрь 1920 — октябрь 1921 гг. 46,7 3,89

Из приведённых выше данных видно, что наибольшего успеха в продразверстке добилось Временное правительство и его представители на местах, умудрившиеся конфисковать 280 млн. пудов хлеба (1 пуд = 16,85 кг.). Кстати они планировали забрать у крестьян в три раза больше.

Вот такие вот были эсеры — «радетели за счастье крестьянства»!

Комиссары Временного правительства считали, что хлеба по государственным заготовкам и продразвёрстке поступает мало, и 25 марта 1917 года Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды. Характерно, что чиновники занимавшиеся продразвёрсткой до Октябрьской революции не бойкотировали власть и продолжали своё дело и после октября 1917 года. Однако что с ними делать новая власть решила лишь весной 1918 года. Тогда Совет народных комиссаров подтвердил «Хлебную монополию» своим декретом от 9 мая 1918 года.

Участие Советских органов в продразвёрстке наблюдается лишь с января 1919 года, когда голод и нехватка продовольствия для армии потребовали самых решительных действий. Продразверстка продовольствия сопровождалась ростом цен на промышленные товары по всей России, что также вызывало недовольство.

Но все это происходило и при царе. Например, летом 1916 г. жители села Лосева Воронежской губернии подняли бунт в связи с повышением цен на товары. В выступлении участвовали женщины-солдатки, которые разгромили лавку торговца, оказали сопротивление стражникам. Волнение было подавлено вооруженной силой, несколько десятков человек (в том числе много женщин) арестовали, всех участников подвергли избиениям(5).

21 марта 1914 года по всей России было объявлено о реквизиции всего сукна защитного цвета, а также байки и другой теплой материи. Все наличные запасы этих материалов были запрещены к продаже.

С ноября 1914 г. начались проблемы с поставкой продуктов питания. В Сибири были реквизированы все запасы коровьего масла. История «масляного голода» примечательна тем, что после частичного запрета на торговлю маслом, большая его часть стала вывозиться через Швецию в Германию, которая воевала с Россией.

Ну что тут скажешь… Капиталист найдет выгоду и в продаже своей Родины. В 1916 году были введены первые карточки на продукты питания — это были карточки на сахар. 10 октября 1916 г. на Особом совещании по продовольственному вопросу был выдвинут проект введения карточной системы по всей стране. Он не был принят, но к этому времени в некоторых городах России уже существовали свои карточки и продажа продуктов по ним осуществлялась в небольших размерах.

Подробная хронология введения карточной системы распределения продуктов в России во время Первой мировой войны описана в 1923г. С.Г.Струмилиным (в то время заведующий отделом статистики Наркомтруда и ВЦПС и профессор МГУ): «В Москве начали распределять по карточкам сахар — с 16 августа 1916 г., но лишь с момента революции, с марта 1917 г. начались выдачи хлеба по карточной системе. С июня 1917 г. карточки распространились на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — для яиц, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре 1917 г. — на кондитерские изделия и на чай. Аналогичную картину наблюдаем мы в Петрограде и в других городах».

Вот отдельные «сообщения» с мест: «В 1916 г. в Оренбурге, Орске, Челябинске, Троицке и рабочих поселках были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты питания…». «В 1916 г. во всех городах Уфимской губернии были введены карточки на сахар, соль, муку и другие продукты». Приметами военного времени в Ярославской губернии «становились нехватка продуктов и товаров, рост цен, спекуляция. Не решило проблемы введение в 1916 г. „продовольственных билетов“, т. е. карточек на муку, сахар и масло. Они отоваривались нерегулярно, и население вынуждено было пользоваться услугами „черного рынка“.

В 1916г. резко сократился подвоз хлеба, а губерния никогда не производила его в достаточном количестве. Отчаявшиеся местные жители останавливали баржи с хлебом, идущие по Волге и забирали хлеб себе». Вот что пишет историк Голубинов Я.А. в своей работе «Городские думы Самарской губернии и продовольственное обеспечение населения в годы Первой мировой войны»: «С середины 1915 г. во многих городах России, как продолжение мер по регулированию снабжения населения, были введены продовольственные карточки, служившие разрешением купить определенное количество продукта по твердой цене.

Однако острая необходимость равномерного распределения продуктов, закупленных городскими управлениями, среди населения заставила ввести ее. В Самаре дума признала своевременным введение в мае 1916г. только карточек на сахар. Большинство остальных городов при введении карточной системы также ограничились лишь этим продуктом.

Введение началось с переписи населения и тщательного подсчета норм выдачи продуктов. В Самаре все население города было переписано в июне за четыре дня силами 15 инструкторов, вставших во главе районов, на которые был разбит город, с подчиненными им 150 регистраторами. В уездных городах перепись была произведена за один день. Везде она была произведена городскими управлениями, лишь в Балаково эту работу произвел местный контрольный комитет как отделение Николаевского уездного продовольственного совещания. Нормы выдачи сахара были установлены в 1 фунт на человека в месяц, карточка выписывалась на главу семьи и в ней учитывались все ее члены, соответственно числу которых и продавалось определенное количество сахара.

Кроме сахара по карточкам могли распределяться и другие продукты, так в Балаково с ноября 1916г. по ним выдавалась мука и масло. Использовать карточки горожане могли в городских, частных и кооперативных лавках. А в первых месяцах 1917г. в Самаре и других городах губернии были введены продовольственные книжки, учитывавшие уже не только приобретение определенного количества сахара, но также и муки»(7). Самарский историк поведал нам историю ввода продовольственных карточек в России еще до февральской буржуазной революции. А были еще и принудительные работы, марки которые выдавали вместо денег, вооруженное изъятие хлеба, запрет частной доставки продовольствия, введение норм личного и хозяйственного потребления и т. д.

До чего довели Россию буржуи, придя к власти в 1917 году, мы хорошо помним.

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов

По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г., продразверстка была заменена продовольственным налогом. Это было началом перехода к новой экономической политике, к новым отношениям рабочего класса с крестьянством.

Продналог был установлен намного ниже продразверстки: на хлеб на 43,3%, масличные семена — в 2 раза, мясо — на 74,5%, масло — на 36,1%, льноволокно — в 15 раз и т.д. В крестьянских хозяйствах оставалась значительная часть произведенного продукта, которым крестьяне могли распоряжаться по своему усмотрению, использовать для улучшения своего хозяйства, повышения личного потребления и обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Декретом правительства от 24 мая 1921 г. разрешался «свободный обмен, покупка и продажа остающихся у населения после выполнения натурального налога продуктов сельского хозяйства» 91 .

Были, таким образом, определены два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства: натуральный налог и товарообменные операции. В порядке продналога намечалось заготовить 240 млн. пуд. хлеба и фуража (в дальнейшем, в связи с неурожаем, размер продналога был снижен до 162 млн. пуд.), путем товарообмена — 160 млн. пуд. Однако план товарообмена не был выполнен.

Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов применялся три года. В 1921/22 г. налог определялся по каждому продукту отдельно. Всего было установлено 18 продуктовых налогов (на хлеб, мясо и т.д.). В 1922/23 г. был введен единый натуральный налог, который исчислялся в хлебных единицах (рожь, пшеница), но крестьяне могли платить его другими продуктами по установленному переводному коэффициенту. В 1923/24 г. было разрешено вносить налог (по желанию крестьян) продуктами и деньгами. В 1924/25 г. был осуществлен переход к денежному обложению крестьян. Продналог как форма заготовок сельскохозяйственных продуктов государством перестал существовать.

Переход к денежному обложению крестьян потребовал установления обоснованных ставок обложения и обоснованных цен. Необходимо было также вытеснить с рынка (или значительно ограничить) частника, чтобы товары покупались и продавались с соблюдением устанавливаемых государственных цен. Для овладения рынком необходимо было сосредоточить в руках государства большие товарные массы. Эти предпосылки ко времени перехода к денежному налогу были созданы. В 1924/25 г. в оптовом товарообороте страны обобществленный сектор (государственная и кооперативная торговля) занимал 91,5%, частный — 8,5%, в розничном товарообороте — 51,5 и 48,5% 92 .

Крестьяне как товаропроизводители были заинтересованы в переходе к денежному налогу; они получали большую свободу в развитии отдельных отраслей своего хозяйства, продавали то, что им было выгодно, это усиливало специализацию сельского хозяйства.

Денежное налоговое обложение способствовало расширению сферы товарного обращения и укрепляло советскую денежную систему.

Продналог был первой формой экономической реализации общенародной земельной собственности, получения ренты государством. Маркс указывал, что при отсутствии частной собственности на землю «рента и налог совпадают, или, вернее, тогда не существует никакого налога, который был бы отличен от этой формы земельной ренты» 93 . В. И. Ленин писал, что «национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей» 94 . При общенародной земельной собственности и единоличном крестьянском землепользовании производимый сельскохозяйственный продукт разделяется на продукт, собственником которого является государство (рента), и продукт, собственником которого являются землепользователи-крестьяне; государство, если желает этот продукт приобрести, должно его купить. Следовательно, два пути обеспечения государства продуктами сельского хозяйства, которые определялись законом о продналоге, выражали собой объективные производственные отношения в сельском хозяйстве, сложившиеся в результате установления общенародной собственности на землю и крестьянского единоличного землепользования. Кроме того, (крестьяне через налоговую систему привлекались к участию в покрытии части общегосударственных расходов (содержание учебных заведений, здравоохранение и т.д.).

Земельная рента образуется в результате большей производительности труда на более плодородных почвах, в крупных хозяйствах, ведущих более интенсивное производство, когда одноименные продукты имеют различную стоимость, но продаются по одной цене. Поэтому налог должен быть дифференцирован в зависимости от урожайности и размера обрабатываемой земли в хозяйстве. Этому требованию отвечали ставки налогового обложения. По зерновым культурам в 1921/22 г. налог составлял с 1 дес. пашни при 1,6—2 дес. пашни на едока и урожайности до 25 пуд. — 2 пуда (8% к урожаю), при урожае 45—50 пуд. — 4,5 пуд. (9%) и при урожае 70 пуд. и выше — 7 пуд. (10%). При урожайности 50 пуд. с десятины, если в хозяйстве приходилось на едока 0,5 и менее дес. пашни, налог составлял 1,25 пуд. с десятины, при наличии 1,6—2,0 дес. пашни на едока налог поднимался до 4,5 пуд. и при 4 и более дес. пашни налог составлял 9 пуд. с десятины 95 .

Бедняцкие хозяйства получали различные льготы или освобождались от уплаты налога, а крупные многоземельные хозяйства облагались более высоким налогом. Эта классовая градация налогового обложения была усилена в последующие годы. «Наше законодательство (в первую очередь налоговое), — указывалось в решениях XII съезда партии, — должно учитывать классовые деления в деревне, соответственно возлагая главные экономические тяготы на наиболее зажиточные хозяйства» 96 . Классовый подход к обложению отдельных социально-экономических групп крестьянства продналогом в 1922/23 г. характеризуется данными табл. 1 97

Приходилось земли на едока, дес. Налог с хозяйства в % к годовому доходу по РСФСР на Украине До 0,25 5,0 2,9 0,25—0,5 8,1 6,4 0,5—1,5 10,6-12,5 8,9-9,8 1,5-3,0 12,5—16,5 12,4—16,8 Свыше 3 17,1 24,2

Таким образом, чем крупнее хозяйство, тем больше был налог. Особенно сильно облагалась верхушка деревни — кулацкие хозяйства. Беднякам и маломощным середнякам предоставлялись налоговые льготы. Были полностью освобождены от уплаты налога хозяйства, имевшие менее 1,5 дес. облагаемой пашни, а также хозяйства, не имевшие трудоспособных мужчин, если облагаемая площадь у них не превышала 2,5 дес. Освобождались от уплаты налога хозяйства, пострадавшие от интервентов и белогвардейцев. Значительные льготы получали семьи военнослужащих.

В 1923/24 г. от уплаты продналога по СССР (без Туркестана и Закавказья) полностью или частично были освобождены 5,9 млн. хозяйств. По маломощности были полностью освобождены от уплаты налога 2,9 млн. бедняцких крестьянских хозяйств 98 .

В последние два года восстановительного периода основная тяжесть налога ложилась на капиталистические кулацкие хозяйства. В 1925/26 г. были освобождены от налога 5,4 млн. бедняцких и маломощных хозяйств, что составляло более 23% общего числа крестьянских хозяйств 99 , получили различную скидку 4,4 млн. хозяйств. Кулацкие хозяйства уплачивали государству в виде сельхозналога (и других налогов) в 1925/26 г. свыше 10% своих доходов 100 .

Все это показывает, что советская налоговая политика строилась по классовому принципу. По своему типу сельскохозяйственный налог приближался к подоходному налогу. Такая политика помогала беднякам поднимать хозяйство, а усиленное обложение налогом кулацких хозяйств ограничивало их рост.

Буржуазные экономисты и оппортунисты из Наркомзема заявляли, что «прогрессия ставок сельскохозяйственных налогов в 1922—1923 гг. и особенно в 1923/24 г. была чрезвычайно велика. Высшая ставка превышала низшую в 10 раз. Такая прогрессия в корне противоречит основным соотношениям экономики крестьянского хозяйства» 101 . Вопреки научной теории и практике защитники кулачества выдвигали тезис о нерентабельности крупных хозяйств в сельском хозяйстве. Коммунистическая партия разоблачила кулацкую суть этих установок и последовательно проводила ленинскую политику налогового обложения.

В первые годы нэпа налоговые поступления из деревни играли значительную роль в формировании государственного бюджета. В 1922—1923 гг. сельское хозяйство обеспечивало около ? доходов государства, в том числе за счет прямых налогов — около 17% 102 . XII съезд партии призвал крестьянство, несмотря на трудности, выполнить свои обязательства перед государством. «…Общие интересы всех трудящихся, общие интересы охраны завоеваний рабоче-крестьянской революции требуют этого напряжения сил от рабочих и от крестьян, требуют этих жертв» 103 . В последующие годы удельный вес сельскохозяйственного налога в доходах государства систематически уменьшался.

Вся система обложения налогом крестьянских хозяйств строилась таким образом, чтобы после выполнения крестьянами налоговых обязательств перед государством постоянно увеличивался избыточный продукт, получаемый от дополнительных затрат труда на расширение посевных площадей, повышение урожайности, увеличение поголовья скота и повышение его продуктивности.

С переходом к нэпу перед Советским государством встала задача организации заготовок сельскохозяйственной продукции. В 1922 г. для осуществления коммерческих заготовок хлеба было создано акционерное общество «Хлебопродукт», заготовок кожевенного сырья — «Кожсырье», льна — «Заготлен». Заготовки хлопка осуществлялись Главным хлопковым комитетом и его органами на местах. Важную роль в заготовках продуктов сельского хозяйства играла кооперация.

Получил доступ к заготовкам сельскохозяйственных продуктов и частный скупщик. В ряде мест частные скупщики создавали свои объединения («Торгпромбюро», «Продсоюз») и выступали крупными оптовыми заготовителями.

С переходом в 1924 г. к денежному налогу заготовки сельскохозяйственных продуктов коммерческим путем стали единственной формой сосредоточения продуктов крестьянского хозяйства в руках государства. Это потребовало усиления деятельности на рынке государственных и кооперативных организаций. На заготовительный рынок было допущено большое число новых государственных организаций.

Мелкие заготовительные организации, не имея средств для создания собственной материальной базы и аппарата, сосредоточили свою деятельность главным образом в районах, находящихся вблизи железных дорог и судоходных рек. Это приводило к борьбе между ними за продаваемую крестьянами продукцию, что сказалось на росте заготовительных цен. В то же время глубинные районы не были охвачены государственными и кооперативными заготовителями, в них продолжали орудовать частные скупщики, которые снижали цены на скупаемые продукты, перевозили их к городам, пристаням и железнодорожным станциям и, перепродавая государственным и кооперативным заготовителям, получали высокие прибыли.

Государство провело реорганизацию заготовительного аппарата: были ликвидированы мелкие заготовители, усилена роль в заготовках сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Была прекращена выдача частным заготовителям банковского кредита и повышены тарифы по перевозкам их грузов, ограничено получение подвижного состава для перевозки заготовленной продукции. Государственным и кооперативным заготовителям было запрещено заключать торговые сделки с частниками, использовать их в качестве своих агентов. Эти меры способствовали усилению роли государства и кооперации на заготовительном рынке.

Восстановление сельскохозяйственного производства и упорядочение заготовительного дела способствовали увеличению поступления хлеба государству. В 1921/22 г. государство получило 233 млн. пуд., в 1922/23 г. — 429,6 млн. пуд., в 1923/24 г. — 397,2 млн. пуд., а в 1925/26 г. — 496 млн. пуд. 104 Возросли заготовки и других сельскохозяйственных продуктов. Так, заготовки маслосемян увеличились за 1921/22—1925/26 гг. в 4,2 раза, масла животного — в 3,1 раза, яиц — в 6 раз 105 . Заготовки хлопка-сырца увеличились за эти годы в 28,5 раза, кож крупных — в 1,9 раза, кож мелких — в 2 раза; увеличились также заготовки льноволокна, пеньки и другого сырья для промышленности. Это было вкладом крестьянства в восстановление промышленности, всего народного хозяйства.

Налоговая политика стимулировала развитие социалистических предприятий в сельском хозяйстве. Коллективным хозяйствам предоставлялась скидка с налога в размере 25%, а кооперативным обществам — в размере 10%. Существенное значение имело освобождение от налога коллективных запашек, а также премирование коллективных хозяйств и земельных обществ за применение улучшенных способов ведения хозяйства.

Налоговая политика Советской власти, рассчитанная на укрепление союза рабочего класса с крестьянством, была одним из важных рычагов экономического регулирования сельскохозяйственного производства.

• Налоговая система

• Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу

Финансовая и налоговая политика

Финансовая и налоговая политика К концу III в. назрела необходимость реформ в сфере денежного обращения. Проведенная Диоклетианом в 286 г. денежная реформа в основном повторяла попытки проведения таковой во времена Аврелиана. Целью ее было повышение курса денег и

§ 3. Финансовая система и налоговая политика

§ 3. Финансовая система и налоговая политика Опустошение страны, упадок земледелия, резкое сокращение численности крестьян, стихийное перераспределение податного населения серьезно сказались на состоянии государственного хозяйства. 1Пустая казна и расстроенные

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов

Рис. 1. Фактические заготовки зерна в 1916—1918гг., млн. пудов Источник: Свидерский А. Четыре года продовольственной работы. Статьи и отчетные материалы. М.: Государственное изд-во, 1922.

6. От заготовки к разверстке

6. От заготовки к разверстке До августа 1918 года без изменения оставались твердые цены на хлеб, назначенные еще Временным правительством. Между тем к осени 1918 произошел очередной резкий скачек «вольных» цен — в ряде губерний рост составил 13 037 %[898]. 18 августа твердые цены

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их

Глава IV Отступление сельскохозяйственных коммун и поиски их В то время, когда мы с Веретельником покидали Таганрог, я получил сведение, что через Таганрог проследовали эшелоны, в которых отступали члены сельскохозяйственных коммун, организованных в Гуляйпольском

Заготовки мяса в живом виде

Заготовки мяса в живом виде Печальное зрелище представляло Переделкино в послевоенные годы: «…Городок не благоустроен, отсутствует водопровод, дорога находится в очень плохом состоянии, требует серьезного ремонта мост через пруд, многие дачи не огорожены заборами, а

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ

Ограниченность времени сельскохозяйственных работ В ходе фотосинтеза растения запасают полученную ими солнечную энергию в органических веществах, построенных из получаемого из воздуха углерода и содержащихся в почве минералов. Для благотворного протекания

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Глава вторая. Заготовки

Глава вторая. Заготовки Против порчи продуктов Забота человека о добывании пищи долго господствовала над всеми другими. Однако перед нашими далекими предками встала и другая задача — как сохранить добытую пищу.На протяжении многих веков люди не знали, что порчу

Способы заготовки продуктов на Руси

Способы заготовки продуктов на Руси На Руси знали много способов заготовки продуктов впрок. Естественно, широко использовали холод для сохранения скоропортящихся продуктов. В записках Айрмана о Прибалтике и Московии 1666–1670 гг. говорится: «Выловленную в начале зимы рыбу

4. Налоговая политика и спекуляции.

4. Налоговая политика и спекуляции. Война стоит дорого, но она не является единственной причиной роста государственного долга и постоянного финансового дефицита. К войне добавляются необходимость содержания пышного и великолепного королевского двора, королевские

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов

VII. Техническая обработка сельскохозяйственных продуктов Выше мы имели уже случай заметить (гл. I, § I), что сельскохозяйственные писатели, разделяя системы сельского хозяйства по главному рыночному продукту, относят к особому типу заводскую или техническую систему

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих

Помещики об отхожих сельскохозяйственных рабочих Газета черносотенных помещиков «Новое Время» приводит интересные споры помещиков в Польше и вообще в пограничных местах России по поводу отхода сельскохозяйственных рабочих на заработки в Германию и другие

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка

Заготовки на случай вторжения Иностранные дела и внешняя разведка Западные политики уверяют: нынешняя власть Сирии не поддаётся уговорам и должна быть устранена международными усилиями.7-го февраля министр иностранных дел России Сергей ЛаврОв и директор Службы внешней

Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. С весны 1921 г. вплоть до 1923 г. крестьянство облагалось продналогом, включавшим натуральные поставки 18 видов продукции (зерновые, мясо, картофель, сено, гужевой налог и др.). Однако проведение денежной реформы, активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства. [c.103]


Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки (продовольственной разверстки), представлявшей собой способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, применявшийся в Советской России до введения продналога, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянскими хозяйствами государству всех излишков (сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В период Гражданской войны 1918—1920 гг. продразверстка официально определялась как чрезвычайная мера, вызванная исключительно тяжелым военным и экономическим положением страны. [c.201]

Завершение эпохи военного коммунизма и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом). Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства. [c.203]


Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Мобилизация государством сельскохозяйственной продукции сверх продналога производилась путем обмена на необходимые крестьянам промышленные товары, т.е. на основе товарного обмена между городом и деревней, сельским хозяйством и промышленностью. С восстановлением промышленности и транспорта и расширением на этой основе товарооборота задания по продналогу должны были снижаться. [c.203]

Введение продналога осуществлялось с одновременным установлением платности услуг для населения. В годы военного коммунизма существовала повсеместная практика бесплатных хозяйственных услуг для населения транспорт (в том числе и городской), жилище, почтовые отправления, газеты и т.д. предоставлялись бесплатно. [c.203]

Продналог 1921 г. фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г. взимались налоги на хлебные продукты — хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель сено молочные продукты мясо яйца птицу мед шерсть льняное волокно пеньку кожевенное сырье пушнину мелкое животное сырье табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения. [c.205]

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 г. установил на 1922/23 г. единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продуктами зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом. [c.205]

Новая экономическая политика (нэп) была разработана В.И. Лениным и начала осуществляться в 1921 г. по решению X съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б). В число основных мероприятий нэпа входили замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда. Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено. [c.207]


В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога — прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога. [c.210]

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая. [c.213]

С 1921 г. начинается новая полоса экономической политики в русской деревне. Переход от разверстки к продналогу создает повышенные стимулы к расширению площади крестьянских запашек. Потребность в рабочих руках возрастает, а демобилизация армии наряду с нарастающими процессами расслоения деревни поставляет все более широкие кадры наемной рабочей силы для удовлетворения этой возрастающей потребности путем дополнительного найма чужого труда во всех тех хозяйствах, где своего уже не хватает. [c.283]

При распределении прибыли предполагалось полнее использовать принцип продналога, т. е. строить платежи в бюджет не на основе прибыли, а из прибыли платить за ресурсы. [c.459]

В. И. Ленин, просмотрев два экземпляра доклада В. Г. Яковенко, на одном из них сделал пометку в папку о продналоге , на другом Яковенко член ВЦИК, Канского уезда . [c.59]

Во время работы X съезда партии В. И. Ленин получил от И. М. Шера — делегата съезда, руководящего партийного работника Красноярска, сведения о В. Г. Яковенко После решения съезда о замене продразверстки продналогом Владимир Ильич обратил внимание на то, что для успешного проведения в жизнь принятых съездом [c.59]

Важной чертой Н. п. в деревне на первом этапе переходного периода была замена продразверстки продналогом (см.). Серьезной задачей Н. п. являлся переход от натуральных налогов к денежным. В соответствии с постановлением XII съезда партии в 1923 г. был принят декрет о едином с.-х. налоге (натурой и деньгами), в 1924 г. налог стал полностью исчисляться и взиматься деньгами. Бедняцкие [c.82]

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) — натуральный налог с крестьянского х-ва, введенный декретами Советского правительства в марте—апр. 1921 г. Был установлен на хлеб, картофель, маслосемена, яйца и молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак и т. п. Заменил собой продовольственную разверстку (см. Продразверстка). Явился результатом провозглашения новой экономической политики и изменения государственной продовольственной политики. [c.244]

Финансы в восстановительный период нэпа. Победа над объединенными силами интервентов и внутренней контрреволюции открыла возможность перейти к мирной работе по восстановлению и дальнейшему развитию народного х-ва. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике. Необходимо было восстановить и последовательно проводить принцип материальной заинтересованности, овладеть новыми приемами и [c.536]

X. з., выпущенный на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи (в переводе на деньги — 3,8 млн. руб.), был первым займом Советского гос-ва. Облигации выпускались на предъявителя достоинством от 1 до 100 пудов ржи. Погашение производилось с 1 дек. 1922 г. по 15 марта 1923 г. X. з., гарантировавший помещенные в него средства от обесценения совзнаков, был успешно реализован. Он был особенно выгоден для крестьянства, к-рое, уплачивая продналог облигациями, не несло расходов на доставку и сдачу своей продукции гос-ву, освобождалось от обязательства сдавать по налогу [c.573]

После окончания гражданской войны и перехода к нэпу товарно-денежные отношения стали быстро развиваться, чему в значительной мере способствовала замена продразверстки продналогом. Перед партией и правительством встала неотложная задача — осуществить стабилизацию рубля. Одним из первых шагов в этом направлении были две деноминации, проведенные в 1921 —1922 гг., в результате к-рых 1 млн. прежних денежных знаков был приравнен к 1 руб. новых денежных знаков. Однако для полной стабилизации рубля [c.358]

Замена продразверстки продналогом означала, что каждый крестьянин заранее знал свои налоговые обязательства перед государством и, выполнив их, остальную часть сельскохозяйственной продукции мог свободно реализовать за деньги по ценам, складывающимся на рынке под воздействием цен государственной торговли. [c.53]

Приобретенные крестьянами за деньги облигации этого займа принимались в уплату продналога, который таким образом пре- [c.60]

Отметив, что переход от продразверстки к продналогу принес значительное облегчение крестьянству и вполне оправдал себя как экономически, так и политически , XII съезд партии (апрель 1923 г.) характеризовал его как первый шаг, который могла сделать Коммунистическая партия по пути к облегчению положения крестьянства и улучшению всей хозяйственной жизни разоренной войной и контрреволюцией страны . Начавшееся общее оздоровление хозяйства, выражающееся, в частности, в оживлении товарооборота, позволяло сделать следующий шаг — освободить крестьянина от обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде и дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме . Как указал далее XII съезд партии, это мероприятие облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек но взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направлять свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи в обеспечит устойчивость денежного обращения 8. [c.75]

Степень реализации принципа демократического централизма на разных этапах развития социалистического общества в силу объективных и субъективных обстоятельств была неодинаковой. В период военного коммунизма в СССР возобладало централизованное руководство, а демократические начала в хозяйственной жизни вследствие чрезвычайной обстановки гражданской войны оказались ограничен ными. Переход от продразверстки к продналогу, осуществление новой экономической политики резко усилили демократизм в хозяйственном управлении. Расширилась самостоятельность трестов и промышленных предприятий, повысилась роль местных органов в хозяйстве. При этом централизация управления приняла новый облик — был образован Госплан СССР, стали разрабатываться и осуществляться годовые планы, предусматривающие в первую очередь экономические методы [c.537]

В. И. Ленин указывает, что в России тогда были налицо политические условия перехода к социализму — диктатура пролетариата, но не было материально-производственных условий— крупного, базирующегося на новейшей технике машинного производства и его планомерной государственной организации. Страна была разорена войной, в экономике преобладало мелкое крестьянское производство. Замена продразверстки продналогом и связанное с этим допущение частной торговли заинтересовывали крестьян в подъеме сельского хозяйства, что способствовало восстановлению промышленности. Одновременно укреплялся союз рабочего класса с крестьянством — основа диктатуры пролетариата. [c.293]

Декретами советской власти в марте — апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак. Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ. Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов при этом учитывались урожайность, фактическое наличие скота, число едоков. Обложение основывалось на класовых принципах и было прогрессивным наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств , пониженные — для середняцких беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. [c.204]

В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населе- [c.210]

При переходе к нэпу вместо продразверстки был введен продналог (см.), посредством к-рого у крестьян изымалась только часть излишков продовольствия и с.-х. продукции, а остальной частью они могли распоряжаться самостоятельно. По мере восстановления народного х-ва и укрепления денежного обращения в стране возникла необходимость и возможность перехода от натуральной к денежной форме взимания налогов. Однако форма Н. н. сохранялась еще в первый период взимания единого с.-х. налога, к-рый исчислялся в пудах ржи, пшеницы или мяса и взимался в ряде мест (в основном в р-нах производящей полосы) частично натурой (по желанию плательщиков). Прием взносов натурой в уплату единого с.-х. налога был полностью прекращен с 1 янв. 1924 г. В настоящее время натурой взимаются в Венгрии поземельный налог, а в КНР — с.-х. налог. [c.93]

В годы становления Советской власти и гражданской войны (1917—1920) они осуществлялись в виде продуктообмена и продразверстки, при переходе к мирному строительству— продналога (1921 —1922) и рыночных закупок (1923—1927) в период коллективизации (1928—1932) — контрактации объемов производства и продажи государству по договору части валовой продукции после завершения социалистической перестройки села с 1933 г. — обя-зательских поставок и натуральной платы за работы МТС начиная с 1958 г. —в форме контрактации. [c.38]

Вместо трудовой и гужевой повинности периода гражданской воины в ноябре 1921 г. был установлен трудгужналог, что должно было устранить причины, мешающие проявлению и должному развитию у сельского населения хозяйственной предприимчивости, требующей оставления в, полном и свободном распоряжении сельского населения всего его времени и гужевых средств после того, как им выполнены точно установленные обязательства в пользу государства . Основное назначение этого налога заключалось в обеспечении проведения лесозаготовок и перевозки поступающих по продналогу продуктов рабочей силой и транспортными средствами. [c.73]

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог — органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог — наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог — местными органами власти. [c.121]

За счет налогов с населения формировалась незначительная часть доходов государственного бюджета СССР. На первом этапе были введены подоходно-поимущественный налог с высокопрогрессивными ставками, чрезвычайные революционные налоги, продразверстка (впоследствии замененная продналогом). К 1985 г. поступления налогов с населения играли второстепенную роль, а платежи по всем видам налогов с населения не превышали 9% доходов государственного бюджета. [c.275]

Смотреть страницы где упоминается термин Продналог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.244 ]

нуждения (через посевкомы) для прекращения дальнейшего сокращения посевной площади, с личной заинтересованностью крестьянства в повышении производительности труда и улучшении сельскохозяйственной техники, используя для, этого премирование крестьянских хозяйств продуктами и сельскохозяйственными машинами.

Однако в то время ещё не ставился вопрос о замене продразвёрстки продналогом, и закон, принятый VIII съездом, по выражению М. И. Калинина, оказался без фундамента. Фундаментом, на базе которого можна было поднять крестьянство и создать стимул в развитии сельского хозяйства, стал ленинский декрет о продналоге.

С декабря 1920 г. Ленин, партия в исключительно трудной обстановке, в ожесточённой борьбе с антиленинскими группами и фракциями, подходили к определению того решающего Исторического поворот. который был осуществлён на X съезде РКП(б). И троцкисты, и "рабочая оппозиция", и группа "демократического централизма", навязав партии дискуссию о профсоюзах, по существу, ставили своей задачей сорвать переход партии к новой экономической политике. Ленин и ленинское большинство ЦК в дискуссии о профсоюзах видели не только принципиальное разногласие большинства партии с троцкистами, "рабочей оппозицией", "децистами" по вопросу о роли и задачах профсоюзов, но и доказывали, что на деле шла борьба по вопросу "об отношении к крестьянству, подымавшемуся против военного коммунизма, об отношении к беспартийной массе рабочих, вообще о подходе партии к массе в полосу, когда гражданская война уже кончалась" 1 .

В докладе на II всероссийском съезде горнорабочих 23 января ,1921; г. Ленин говорил о роли и задачах профессиональных союзов: "Мы дошли до величайшего момента в своей революции, мы подняли массы пролетариев, мы подняли массы бедноты в деревне к сознательной поддержке нас" 2 . И здесь же Ленин указывал, что крестьянство будет, за нас в том случае, если мы "поведём правильную политику".

Обдумывая и разрабатывая основы новой экономической политики, Ленин внимательно прислушивался к голосу крестьянства, изучал крестьянские письма. В феврале и начале марта 1921 г. он неоднократно обращался в редакцию крестьянской газеты "Беднота" с просьбой присылать ему, крестьянские письма. Накануне X съезда партии (февраль - март 1921 г.) Ленин принимал ряд крестьянских делегаций от различных губерний. В конце 1920 и начале 1021 г. В приёмной Ильича в Москве побывало много крестьянских ходоков, рассказывавших о своих нуждах и заботах. В феврале - начале марта 1921 г. Ленин беседовал с крестья-

1 ВКП(б) в резолюциях. Ч. 1-я, стр. 651. 1938.

2 Ленин. Соч. Т. XXVI, стр. 100.

3 Там же, стр. 147, 148.

4 Там же, стр. 149.

нами Тамбовской губернии, с представителем крестьян Сибири, с крестьянскими делегациями Владимирской губернии, Чувашской области и др. Большинство делегаций высказывало Ленину свою затаённую мысль о продналоге, об уничтожении продотрядов, продразвёрстки, об установлении определённого процентного отчисления.

14 февраля 1921 г. в Кремле Ленин принял делегацию крестьян Тамбовской губернии из шести человек. Об этом приёме крестьяне-ходоки рассказывают следующее: "Тов. Ленин принял нас в зале один" любезно поздоровался, пожал руки и пригласил сесть и сказал: "Крестьяне-тамбовцы, дорогие товарищи, объясните мне, какое у вас неудовольствие и что такое банда Антонова и что она делает". Крестьянин Бочаров Ивановской волости объяснил: "Банда грабит советские хозяйства и потребиловки и частных граждан, у крестьян отнимают скот, лошадей, сбрую, фураж. А после приходят красные и тоже обижают крестьян". Тов. Ленин записал это на бумаге и просил высказаться ещё. Тов. Бочаров указал, что наложили непосильную продовольственную развёрстку. Тов. Ленин спросил: "А в 1918 и 1919 годах вы без скандала выполняли развёрстку?" Бочаров ответил: "Без скандала. Только в этом голу был сильный неурожай и развёрстку выполнить невозможно". Тов. Ленин. просил нас выбирать в советы самых лучших, добросовестных людей из трудового класса, также обратил наше внимание на беспартийную конференцию, куда, сказал, побольше посылать хороших людей и высказывать. все нужды крестьянства. "А если люди, избранные вами, и власти оказались негодными, то надо их смещать и заменять другими". Иван Кобозев спросил: "А как нам быть с землёй в смысле дележа? Тов. Ленин ответил: "Распоряжайтесь землёй как вам лучше. Хотите ежегодно делите, хотите - на многие годы". А ещё мы сказали тов. Ленину, как, бывает, сидят в советских имениях лодыри и все "'получают: и керосин, и спички, и соль. И он это записал, а после сказал: "Если теперь крестьяне будут обижены властью, сообщайте в губернию, а если губернская власть не примет внимания, то обращайтесь в Москву, в Кремль, ко мне. Можно письменно и лично". И ещё тов. Ленин сказал: "Вы вместе с рабочими проливали кровь за свободу, за свою власть. Держите её крепко в своих руках вместе с рабочими. И тогда увидите, какая будет власть". И товарищ Ленин просил передать веем крестьянам, что принял крестьян, как любезных гостей, и просит всех крестьян крепко Держать свою рабоче-крестьянскую власть и выбирать в советы самых честных людей из трудового крестьянства. И кончил так: "Я знаю, как трудно жить крестьянину, когда с них всё берётся и так мало им дают. Я знаю крестьянскую жизнь, люблю их и уважаю. Прошу крестьян немного потерпеть, приходить в сознание и итти на помощь своей власти". На этом, - передают крестьяне, - мы простились с тов. Лениным. И теперь, как вернёмся в свои волости, расскажем, что он нам говорил и как надо нам держаться советской власти и помочь общей нашей беде" 1 .

Так Ленин в многочисленных беседах и разговорах с крестьянами выяснял важнейшие вопросы политики того времени. Приведённая со слов тамбовских крестьян беседа, безусловно, не воспроизводит полностью её ход и содержание. Крестьяне передают её так, как она осталась в их памяти. Но даже в таком, виде эта беседа чрезвычайно знаменатель на, В. И. Ленин выясняет два основных вопроса - об отношении крестьян к бандитизму и к продразвёрстке.

Не случаен, конечно, вопрос Ленина: "А в 1918 и 1919 годах вы без скандала выполняли развёрстку?" В этом вопросе, как в зеркале, отражается то главное, над чем так напряжённо работал, что так внимательно изучал Ленин накануне X съезда Партий. На имя Ленина от крестьян поступало бесчисленное количество писем с предложениями, советами

Как продолжение традиций дореволюционной России в налоговой системе нэпа разграничивалось налогообложение деревни и города. С весны 1921 г. вплоть до 1923 г. крестьянство облагалось продналогом, включавшим натуральные поставки 18 видов продукции (зерновые, мясо, картофель, сено, гужевой налог и др.). Однако проведение денежной реформы, активизация торговли побуждали крестьянство производить наиболее выгодные виды продукции и продавать их за устойчивые деньги. В результате с 1 января 1924 г. все натуральные и трудовые повинности были отменены, а продналог стал взиматься только в денежной форме. Тем самым еще раз были продемонстрированы возможности и эффективность саморегулирования рыночного хозяйства. [c.103]


Налогообложение сельских хозяев заменяется системой продразверстки (продовольственной разверстки), представлявшей собой способ заготовки сельскохозяйственных продуктов, применявшийся в Советской России до введения продналога, заключавшийся в обязательной сдаче крестьянскими хозяйствами государству всех излишков (сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В период Гражданской войны 1918—1920 гг. продразверстка официально определялась как чрезвычайная мера, вызванная исключительно тяжелым военным и экономическим положением страны. [c.201]

Завершение эпохи военного коммунизма и переход к новой экономической политике были ознаменованы заменой продразверстки продналогом (продовольственным налогом). Продналог — натуральный налог, взимавшийся с крестьянских хозяйств, был введен Декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Введение продналога представляло собой важный шаг в переходе к товарно-денежному обмену. Экономический интерес крестьян обеспечивался тем, что после уплаты государству установленного продналога вся остальная часть произведенного хлеба и других сельскохозяйственных продуктов оставалась в их полном распоряжении. Свободный обмен излишков сельскохозяйственной продукции на продукты промышленности содействовал развитию и подъему крестьянского хозяйства. [c.203]


Продналог был значительно меньше продразверстки и устанавливался с таким расчетом, чтобы удовлетворить минимальные потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Мобилизация государством сельскохозяйственной продукции сверх продналога производилась путем обмена на необходимые крестьянам промышленные товары, т.е. на основе товарного обмена между городом и деревней, сельским хозяйством и промышленностью. С восстановлением промышленности и транспорта и расширением на этой основе товарооборота задания по продналогу должны были снижаться. [c.203]

Введение продналога осуществлялось с одновременным установлением платности услуг для населения. В годы военного коммунизма существовала повсеместная практика бесплатных хозяйственных услуг для населения транспорт (в том числе и городской), жилище, почтовые отправления, газеты и т.д. предоставлялись бесплатно. [c.203]

Продналог 1921 г. фактически представлял собой комплекс продовольственных и сырьевых налогов (в 1921/22 г. взимались налоги на хлебные продукты — хлеб, зернофураж, масличные семена, картофель сено молочные продукты мясо яйца птицу мед шерсть льняное волокно пеньку кожевенное сырье пушнину мелкое животное сырье табак и продукты огородничества и бахчеводства), взимавшихся с разных отраслей сельского хозяйства. Это обстоятельство чрезмерно усложнило систему обложения. [c.205]

Декрет ВЦИК от 17 марта 1922 г. установил на 1922/23 г. единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства (разновидность продналога), который исчислялся в единой весовой мере — пуде ржи, а в районах распространения пшеницы — пуде пшеницы, и вносился налогоплательщиками основными сельскохозяйственными продуктами зерновыми (продовольственно-фуражными) хлебами, масличными семенами, картофелем, сеном, маслом и мясом. [c.205]

Новая экономическая политика (нэп) была разработана В.И. Лениным и начала осуществляться в 1921 г. по решению X съезда Российской Коммунистической партии (большевиков) (РКП(б). В число основных мероприятий нэпа входили замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, допущение государственного капитализма в виде концессий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства перевод государственной промышленности на хозрасчет, замена натуральной заработной платы денежной по количеству и качеству труда. Новая экономическая политика обеспечила быстрое восстановление народного хозяйства. С конца 20-х гг. проведение этой политики было прекращено. [c.207]


В сфере сельского хозяйства основным видом налогообложения в начале нэпа выступает продналог. Параллельно осуществляется взимание денежного подворного налога — прямого реального налога, установленного Декретом ВЦИК от 25 мая 1922 г., предоставившим губернским исполнительным комитетам право взимать этот налог в сельской местности дополнительно к другим местным налогам. Предельная сумма налога определялась для каждой губернии СНК по данным губернских исполнительных комитетов. При обложении отдельных хозяйств учитывались площадь пашни, сенокосов, количество скота, а также доходы, не подлежавшие обложению промысловым налогом. Взимание денежного подворного налога прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога. [c.210]

В Советской России в 20-е гг. использовался также единовременный общегражданский налог. Этот налог, относящийся к целевым налогам, впервые был введен Декретом ВЦИК и СНК от 11 февраля 1992 г. для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении. Налогоплательщиками были трудоспособное население (мужчины в возрасте от 17 до 60 лет, женщины — от 17 до 55 лет). Налог взимался по твердым ставкам в размере 50 коп., 1 руб., 1 руб. 50 коп. (в золотом исчислении), устанавливаемым в зависимости от уровня дохода и социального положения плательщика. Освобождались от уплаты красноармейцы, находившиеся на действительной службе, учащиеся, женщины, имевшие детей в возрасте до 14 лет, лица, пользовавшиеся социальным обеспечением. Кроме того, налог не взимался с жителей сельских местностей, освобожденных в 1921 г. от зернофуражного продналога из-за неурожая. [c.213]

С 1921 г. начинается новая полоса экономической политики в русской деревне. Переход от разверстки к продналогу создает повышенные стимулы к расширению площади крестьянских запашек. Потребность в рабочих руках возрастает, а демобилизация армии наряду с нарастающими процессами расслоения деревни поставляет все более широкие кадры наемной рабочей силы для удовлетворения этой возрастающей потребности путем дополнительного найма чужого труда во всех тех хозяйствах, где своего уже не хватает. [c.283]

При распределении прибыли предполагалось полнее использовать принцип продналога, т. е. строить платежи в бюджет не на основе прибыли, а из прибыли платить за ресурсы. [c.459]

В. И. Ленин, просмотрев два экземпляра доклада В. Г. Яковенко, на одном из них сделал пометку в папку о продналоге , на другом Яковенко член ВЦИК, Канского уезда . [c.59]

Во время работы X съезда партии В. И. Ленин получил от И. М. Шера — делегата съезда, руководящего партийного работника Красноярска, сведения о В. Г. Яковенко После решения съезда о замене продразверстки продналогом Владимир Ильич обратил внимание на то, что для успешного проведения в жизнь принятых съездом [c.59]

Важной чертой Н. п. в деревне на первом этапе переходного периода была замена продразверстки продналогом (см.). Серьезной задачей Н. п. являлся переход от натуральных налогов к денежным. В соответствии с постановлением XII съезда партии в 1923 г. был принят декрет о едином с.-х. налоге (натурой и деньгами), в 1924 г. налог стал полностью исчисляться и взиматься деньгами. Бедняцкие [c.82]

ПРОДНАЛОГ (продовольственный налог) — натуральный налог с крестьянского х-ва, введенный декретами Советского правительства в марте—апр. 1921 г. Был установлен на хлеб, картофель, маслосемена, яйца и молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак и т. п. Заменил собой продовольственную разверстку (см. Продразверстка). Явился результатом провозглашения новой экономической политики и изменения государственной продовольственной политики. [c.244]

Финансы в восстановительный период нэпа. Победа над объединенными силами интервентов и внутренней контрреволюции открыла возможность перейти к мирной работе по восстановлению и дальнейшему развитию народного х-ва. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике. Необходимо было восстановить и последовательно проводить принцип материальной заинтересованности, овладеть новыми приемами и [c.536]

X. з., выпущенный на основании постановления ВЦИК от 20 мая 1922 г. на 10 млн. пудов ржи (в переводе на деньги — 3,8 млн. руб.), был первым займом Советского гос-ва. Облигации выпускались на предъявителя достоинством от 1 до 100 пудов ржи. Погашение производилось с 1 дек. 1922 г. по 15 марта 1923 г. X. з., гарантировавший помещенные в него средства от обесценения совзнаков, был успешно реализован. Он был особенно выгоден для крестьянства, к-рое, уплачивая продналог облигациями, не несло расходов на доставку и сдачу своей продукции гос-ву, освобождалось от обязательства сдавать по налогу [c.573]

После окончания гражданской войны и перехода к нэпу товарно-денежные отношения стали быстро развиваться, чему в значительной мере способствовала замена продразверстки продналогом. Перед партией и правительством встала неотложная задача — осуществить стабилизацию рубля. Одним из первых шагов в этом направлении были две деноминации, проведенные в 1921 —1922 гг., в результате к-рых 1 млн. прежних денежных знаков был приравнен к 1 руб. новых денежных знаков. Однако для полной стабилизации рубля [c.358]

Замена продразверстки продналогом означала, что каждый крестьянин заранее знал свои налоговые обязательства перед государством и, выполнив их, остальную часть сельскохозяйственной продукции мог свободно реализовать за деньги по ценам, складывающимся на рынке под воздействием цен государственной торговли. [c.53]

Приобретенные крестьянами за деньги облигации этого займа принимались в уплату продналога, который таким образом пре- [c.60]

Отметив, что переход от продразверстки к продналогу принес значительное облегчение крестьянству и вполне оправдал себя как экономически, так и политически , XII съезд партии (апрель 1923 г.) характеризовал его как первый шаг, который могла сделать Коммунистическая партия по пути к облегчению положения крестьянства и улучшению всей хозяйственной жизни разоренной войной и контрреволюцией страны . Начавшееся общее оздоровление хозяйства, выражающееся, в частности, в оживлении товарооборота, позволяло сделать следующий шаг — освободить крестьянина от обязанности вносить свои платежи государству в натуральном виде и дать ему возможность вносить часть этих платежей в денежной форме . Как указал далее XII съезд партии, это мероприятие облегчает положение крестьянства и дает выгоду крестьянскому хозяйству не только сокращением издержек но взносу налога, но и тем, что предоставляет крестьянину возможность свободно приноравливаться к рынку, избрать наиболее выгодные культуры, направлять свои силы в промысловые занятия и т. д. Вместе с тем эта мера улучшит и общее хозяйственное положение страны, ибо поведет к дальнейшему расширению товарного оборота, послужит путем к ликвидации финансовой разрухи в обеспечит устойчивость денежного обращения 8. [c.75]

Степень реализации принципа демократического централизма на разных этапах развития социалистического общества в силу объективных и субъективных обстоятельств была неодинаковой. В период военного коммунизма в СССР возобладало централизованное руководство, а демократические начала в хозяйственной жизни вследствие чрезвычайной обстановки гражданской войны оказались ограничен ными. Переход от продразверстки к продналогу, осуществление новой экономической политики резко усилили демократизм в хозяйственном управлении. Расширилась самостоятельность трестов и промышленных предприятий, повысилась роль местных органов в хозяйстве. При этом централизация управления приняла новый облик — был образован Госплан СССР, стали разрабатываться и осуществляться годовые планы, предусматривающие в первую очередь экономические методы [c.537]

В. И. Ленин указывает, что в России тогда были налицо политические условия перехода к социализму — диктатура пролетариата, но не было материально-производственных условий— крупного, базирующегося на новейшей технике машинного производства и его планомерной государственной организации. Страна была разорена войной, в экономике преобладало мелкое крестьянское производство. Замена продразверстки продналогом и связанное с этим допущение частной торговли заинтересовывали крестьян в подъеме сельского хозяйства, что способствовало восстановлению промышленности. Одновременно укреплялся союз рабочего класса с крестьянством — основа диктатуры пролетариата. [c.293]

Декретами советской власти в марте — апреле 1921 г. продналог устанавливался на хлеб, картофель, маслосемена, яйца, молочные продукты, шерсть, кожсырье, льняное и пеньковое волокно, табак. Размер налога и сроки сдачи сельскохозяйственной продукции доводились до хозяйств весной до начала полевых работ. Продналог взимался в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов при этом учитывались урожайность, фактическое наличие скота, число едоков. Обложение основывалось на класовых принципах и было прогрессивным наиболее высокие ставки устанавливались для кулацких хозяйств , пониженные — для середняцких беднейшие крестьяне освобождались от некоторых, а в ряде случаев и от всех видов натурального обложения. Предоставлялись льготы крестьянам, увеличивавшим площади посевов, производительность хозяйства. Однако множественность натуральных налогов осложняла их взимание, сдерживала рост товарности хозяйства, не позволяла полностью учесть и использовать все благоприятные для развития хозяйства особенности отдельных районов. [c.204]

В марте 1922 г. на отдельные сельскохозяйственные продукты продналог заменяется единым натуральным налогом. Единый натуральный налог представлял собой вид обложения сельского населе- [c.210]

При переходе к нэпу вместо продразверстки был введен продналог (см.), посредством к-рого у крестьян изымалась только часть излишков продовольствия и с.-х. продукции, а остальной частью они могли распоряжаться самостоятельно. По мере восстановления народного х-ва и укрепления денежного обращения в стране возникла необходимость и возможность перехода от натуральной к денежной форме взимания налогов. Однако форма Н. н. сохранялась еще в первый период взимания единого с.-х. налога, к-рый исчислялся в пудах ржи, пшеницы или мяса и взимался в ряде мест (в основном в р-нах производящей полосы) частично натурой (по желанию плательщиков). Прием взносов натурой в уплату единого с.-х. налога был полностью прекращен с 1 янв. 1924 г. В настоящее время натурой взимаются в Венгрии поземельный налог, а в КНР — с.-х. налог. [c.93]

В годы становления Советской власти и гражданской войны (1917—1920) они осуществлялись в виде продуктообмена и продразверстки, при переходе к мирному строительству— продналога (1921 —1922) и рыночных закупок (1923—1927) в период коллективизации (1928—1932) — контрактации объемов производства и продажи государству по договору части валовой продукции после завершения социалистической перестройки села с 1933 г. — обя-зательских поставок и натуральной платы за работы МТС начиная с 1958 г. —в форме контрактации. [c.38]

Вместо трудовой и гужевой повинности периода гражданской воины в ноябре 1921 г. был установлен трудгужналог, что должно было устранить причины, мешающие проявлению и должному развитию у сельского населения хозяйственной предприимчивости, требующей оставления в, полном и свободном распоряжении сельского населения всего его времени и гужевых средств после того, как им выполнены точно установленные обязательства в пользу государства . Основное назначение этого налога заключалось в обеспечении проведения лесозаготовок и перевозки поступающих по продналогу продуктов рабочей силой и транспортными средствами. [c.73]

Главная задача перестройки заключалась в дальнейшей унификации платежей крестьянства. Различие в системах обложения и сроках предъявления налоговых обязательств, связанное с множественностью платежей, лишало крестьян возможности заранее строить свои хозяйственные расчеты и затрудняло дифференцированное обложение отдельных слоев крестьянства соответственно их социальному положению и платежеспособности. Дело усложнялось тем, что налоги взимались несколькими органами продналог — органами Наркомата продовольствия, трудгужна-лог — наркоматов финансов (в денежной части) и труда (в натуральной части), подворно-денежный налог — местными органами власти. [c.121]

За счет налогов с населения формировалась незначительная часть доходов государственного бюджета СССР. На первом этапе были введены подоходно-поимущественный налог с высокопрогрессивными ставками, чрезвычайные революционные налоги, продразверстка (впоследствии замененная продналогом). К 1985 г. поступления налогов с населения играли второстепенную роль, а платежи по всем видам налогов с населения не превышали 9% доходов государственного бюджета. [c.275]

Смотреть страницы где упоминается термин Продналог

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) -- [ c.244 ]

Читайте также: