Погосты славянские кладбища княжеские терема места сбора дани форма налога

Опубликовано: 25.04.2024

Дань — подати, взимавшиеся со славян, населявших территорию Древней Руси.

До начала объединения древнерусских племен в государство население платило дань варягам и хазарам, совершавшим набеги на их территории.

Важнейшей функцией молодого древнерусского государства стала защита территорий от внешних врагов. Князю были нужны средства для содержания дружины, организации новых походов.

Дань с населения стала основным источником дохода княжеской казны.

Правление князя Олега.

Сначала дань взималась Олегом с подвластных ему ильменских племен, кривичей, мери.

С 883 года дань начинают платить древляне.

С 884 года — северяне и радимичи.

Олег установил систему сбора дани с покоренных племен.

  1. Налог платили с «дыма» — отдельного хозяйства, или с «рала» — плуга.
  2. Дань взималась натуральными продуктами, мехами, медом. Особенно ценились шкурки черной куницы и соболя. Иногда налог платили деньгами — арабскими металлическими монетами «шелягами».
  3. Население Новгорода было обязано выплачивать в княжескую казну ежегодно 300 гривен. Гривной называли серебряный слиток весом в 200 гр.
  4. Размер собираемой дани не был строго фиксированным. С новых покоренных племен князь Олег брал «легкую» дань, обещая защиту и покровительство.

Целью Олега было привлечение на свою сторону соседних славянских племен, оберегание территорий от разорения варягами и хазарами .

  1. Повоз и полюдье — два способа сбора дани.

Благодаря правильной налоговой политике князя Олега, в IX веке происходило постепенное объединение, расширение, укрепление древнерусского государства.

Повоз и полюдье.

Один из методов сбора дани назывался повоз. Заключался в обязанности населения по распоряжению князя доставлять продукты в определенное время в Киев на княжеский двор.

Основным способом взимания дани являлось полюдье — объезд князя с дружиной подвластных территорий.

  1. Совершалось полюдье ежегодно с ноября по февраль. Дороги становились проходимыми, легче было добраться в труднодоступные летом селения. Урожай был собран, население имело возможность платить.
  2. На пути князя с дружиной заранее устраивались становища. В них население окрестных земель свозило дань.
  3. Во время похода князь с дружиной полностью находились на содержании у местного населения.
  4. Князь во время полюдья вершил на своих землях суд, разбирал тяжбы и спорные вопросы.

Полюдье являлось способом поддержания и укрепления княжеской власти над славянскими племенами.

Реформы княгини Ольги.

В 945 году преемник Олега князь Игорь, совершавший полюдье, попытался взять с племени древлян дань в тройном размере. Древляне подняли восстание и убили Игоря.

Жена его, княгиня Ольга, подавила восстание и покарала древлян.

В 946 году она провела налоговую реформу и установила новую систему сбора дани:

  • князь перестал совершать полюдье, данники были обязаны сами свозить дань в назначенное место в определенное время;
  • были созданы специальные пункты сбора — погосты;
  • на погостах учреждалась должность тиуна, ответственного за прием и перевозку собранной дани в столицу;
  • был установлен урок — фиксированный размер взимаемой дани;
  • даннику, выполнившему урок, выдавалась специальная княжеская печать, запрещавшая повторно требовать с него плату.

Изменение системы сбора дани способствовало развитию дорог, возникновению новых поселений на местах погостов, укреплению местной власти. Полюдье постепенно превращалось в обязательный прямой налог .

В 966 году , во время князя Святослава Игоревича, взимание дани способом полюдья сократилось, но полностью не исчезло.

В 982 году с приходом к власти Владимира Святославича полюдье прекратилось.

Пошлины и сборы.

Кроме дани, взимаемой во время полюдья и на погостах, с населения собирались нерегулярные пошлины.

К торговым пошлинам относились:

  • мыт — оплата перевоза товара через заставы в городе и в горах;
  • перевоз — сбор за переправу через реки;
  • гостиную пошлину платили торговцы за возможность содержать в городе склады;
  • торговая — собиралась за торговлю на рынках;
  • вес и мера — пошлины за возможность взвесить и измерить товар.

Князь, в чью пользу собирались пошлины, должен был строить удобные переезды и мосты, обеспечивать безопасность купцов в дороге.

Судебные пошлины собирались за совершенные преступления:

  • за убийство бралась вира, размер платы зависел от обстоятельств;
  • за кражи, нанесение увечий в драке и другие преступления платили пошлину, называемую «продажа».

В 988 году князь Владимир принял христианскую веру. Для возведения храмов и содержания церквей нужны были средства. Новая специальная подать составляла одну десятую часть доходов и называлась «десятина».

К XIII веку полюдье полностью утратило свое значение как способ сбора дани. Большинство собираемых налогов оставалось в отдельных княжеских уделах. Это привело к ослаблению и распаду объединенного князем Олегом древнерусского государства.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Глава государства в Киевской Руси
Княжеский совет
Дружина
Князь
Посадник

2. Соответствие между правителями Киевской Руси и годами их правления:
Игорь — 912-945
Святослав — 964-972
Рюрик — 862-879
Ольга — 945-964
Олег — 882-912
— 972-980

3. Русская Правда
Первый письменный свод законов
Летопись, созданная в Киеве
Воспоминания Владимира Мономаха
Первое религиозное произведение христианской Руси

4. Аргументы историков-антинорманистов
преобладание рабского труда над свободным
потребности родоплеменной знати в аппарате
смена родовой общины соседской
отделение ремесла от земледелия
возникновение социального равенства людей
общая религия, язык, культура

5. Основные события внешней политики Ярослава Мудрого
Война с Византией
Походы в Прибалтику на чудь
Успешные походы против печенегов
Разгром половцев
Выдал замуж дочерей за королей Испанского, Французского и Венгерского
Походы в польские и литовские земли.

6. Причины Любечского съезда, закреплявшего за Рюриковичами наследственные княжения:
половецкая угроза
принятие христианства
отказ от «лествичного права»
необходимость стабилизации государства
усобицы князей
защита русской земли

7. Погосты — …
славянские кладбища
княжеские терема
места сбора дани
форма налога

8. Соотнесите значения терминов:
Смерды — свободные крестьяне-общинники
Холопы – рабы (зависимые люди)
Закупы — крестьяне должники, бравшие купу и как следствие отрабатывали свой долг
Рядовичи — полузависимые крестьяне, заключавшие ряд, договор с феодалом
— слуги, работающие при дворе князя

9. Чиновники, работающие в княжеской вотчине
Княжеский огнищанин
Подъездный мытник
Старший ловчий
Старший дружинник
Княжеский тиун
Старший конюший

10. Версии происхождения термина «Русь»
Олег из скандинавского племени русь
Славяне жили в основном по берегам рек, поэтому их называли «русами» («живущими на реках»)
Термин связан с название реки Рось
Одно из наиболее крупных и влиятельных племен в племенном союзе древлян
Термин из династического имени превратился в этническое название
Термин произошел от названия народа росов

11. Сторонники норманнской теории происхождения древнерусского государства
Н.М.Карамзин
М. В.Ломоносов
В.О.Ключевский
И.Е.Забелин
С.М.Соловьев
Г.Ф.Миллер

12. Основные направления внутренней и внешней политики Владимира I
Создание первых судебных и земельных уставов
Укрепление северных границ государства
Создание стольных городов
Принятие иудаизма
Основывает новые города-крепости
Покорение радимичей

13. Результаты правления Рюрика
присоединение Киева
начало создания славянского государства
перенос столицы в Ладогу
родоначальник династии князей

14. Основные события правления Владимира Мономаха
укрепление международного авторитета Руси
стал последним князем единой Киевской Руси
составлена первая русская летопись «Повесть временных лет»
стал Киевским князем в 1125 г.
создал дополнение «Русской Правды» — Устав Владимира Мономаха

15. Первым из киевских князей крещение принял(а) …
Рюрик
Олег
Святослав
Ольга
Игорь

16. В … году Олег захватил Киев, объединил Серенную и Южную Русь и создал Древнерусское государство.
862
872
882
892

17. Крещение Руси произошло в … году.
980
983
988
990

18. Соотношение терминов и их значений
Наместники — управляли отдельными землями по поручению князя
Бояре — вотчинники, владевшие большими землями
Посадники — управляли жителями городов
Волостели — управляли сельским населением на государственных землях
— руководили сбором налогов и податей в государственную казну

19. Основные походы Святослава
разгром болгар
подчинение вятичей
отмена полюдья
подчинение древлян
битва с Византией
разгром Хазарского каганата

20. Основные походы Олега
русский флот на Каспии
овладел Смоленском и Киевом
овладел Новгородом
захват Константинополя
подчинил половцев
подчинил северян и радимичей

21. Значение принятия христианства для развития Русского государства
Сплочение восточных славян внутри одного государства, внутри одной религии
Геополитическая ориентация русского государства
Оправдание социального равенства
Культурное развитие государства
Появление письменности
Разрушение семьи как основной ячейки общества

Наличие налоговой системы, как известно, является одним из основных признаков государство. Ни одно государство, даже древнее, не существовало без налогов.

Самым первым налогом была дань, которую собирали князья с подвластного населения. Для этого князь с дружиной ходил в полюдье . Так назывался ежегодный объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани.

В полюдье князем выполнялись и другие функции: князь осуществлял суд, а также общался со своим населением - а где же еще люди могли увидеть своего князя? Надо сказать, что при первых князьях племенные союзы, хоть и были включены в состав государства, еще долго сохраняли значительную долю самостоятельности. Их связь с Киевом и осуществлялась-то через полюдье. Помимо полюдья, практиковалась такая форма, как повоз - когда дань в установленное время привозилась в Киев.

Самым первым налогом в Древней Руси была дань.

Объезд земель совершался строго с осени до весны. Урожай был к тому времени собран, реки замерзали, а дороги покрывались снежком и были готовы к разъездам. "Уложиться" нужно было до весенней распутицы. Обычно княжеская дружина шла сначала на северо-запад к древлянам, затем - севернее в земли дреговичей , потом сворачивала к кривичам на восток, после кривичей - на юг к северянам и к концу марта дружина возвращалась в Киев. И дружина, и князь содержалась за счет местного населения.

Полюдье – это ежегодный (с осени до весны) объезд князем с дружиной подвластных земель для сбора дани, а также выполнения судебных и коммуникативных функций.

Повоз - привоз дани в установленное время в Киев.

Первым, кто стал взимать дань на территории Руси, был князь Олег (во всяком случае, первые летописные упоминания о сборе дани относятся к нему).

Первоначально дань князю Олегу отдавали ильменские словене , кривичи и финно-угорское племя меря. Совершив два похода, Олег обложил данью древлян и северян . Радимичи согласились отдавать Олегу дань добровольно, т.к. князь освободил их от хазарской дани . " Не давайте хазарам, но мне давайте" , - передает его слова ПВЛ. Уличи и тиверцы отказались от уплаты дани князю русов и отвоевали до поры до времени свою независимость.

Дань бралась мехами с дыма (т.е. с домохозяйства) или же по шлягу (по серебряной арабской монете) от рала (плуга, сохи). Рало, или соха - в то время имелось в виду именно сельскохозяйственное орудие; позже сохой стали называть единицу измерения земельной площади. Как мы видим, общая для всех единица налогообложения при первых князьях определена не была.

Размеры той первой дани тоже разнились - по территориям, по племенам. Так, древляне отдавали черную куницу с дыма, северяне - один шляг (арабская монета) с рала, "родные" новгородцы платили князю по 300 гривен, так сказать, "целевым назначением" - на содержание дружины для охраны северных границ.

Еще один момент. Историками давно замечено: то, что в "Повести временных лет" и других летописях называется данью , более походит на военную контрибуцию с побежденных (не забываем, что первые князья - варяжского происхождения).

Такая система не была прочна. Она "взорвалась" в 945 году, когда князь Игорь с дружиной в "одно лето" решил дважды взять дань. Чем это закончилось, известно - древляне взбунтовались и жестоко убили князя Игоря.

Почитаем, что пишет об этом событии летописец.

. Воевода Игоря Свенельд собрал дань с древлян и, как полагалось, часть дани была отдана ему и его дружине. Тогда дружина Игоря позавидовала свенельдовой дружине: " Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью. И послушал их Игорь: пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и много зла творили древлянам мужи его. Но и этого ему показалось мало. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины возвратился, желая большего богатства. Древляне же решили: если повадился волк к овцам, то выкосит все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьешь его, то всех нас погубит. Убили Игоря и дружину его, так как их было мало ".

В 945 году князь Игорь с дружиной решил дважды взять дань с древлян. Результатом было восстание древлян и убийство князя Игоря.

Последовала ответная жестокая месть вдовы Игоря, княгини Ольги.

Но Ольга была мудрой правительницей. Она извлекла урок из происшедшего. В 946 году Ольга начала проведение реформ. Она установила уроки - твердые размеры дани, которую следовало платить в определенные сроки, а также уставы , где содержался порядок ее сбора. Дань собиралась один раз в год в натуральной форме: продукты, меха, изделия ремесла.

Княгиня Ольга реформировала сбор дани: ввела уроки - твердые размеры дани - и установила сроки ее выплаты. Новая система защищала население от повторного требования дани.

Еще одним нововведением Ольги стало учреждение погостов и становищ. Погосты являлись центрами княжеской власти на местах, там производился сбор дани (впоследствии погосты превратились в административные центры). Становища были местами стоянок князя с дружиной. Не сразу, но была введена новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Людям, которые приносили дань на погосты, давали княжескую печать, что-то вроде гарантии от повторного требования дани. В ходе введения нового порядка сбора дани племенные князья теряли свою власть, т.е. реформы Ольги имели значение в развитии государственности. Последнему немало способствовала новая должность - назначение тиунов-сборщиков дани на погостах.

Выражаясь современным языком, прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население, и исключалась возможность повторного требования налога с плательщика.

Прежняя дань сменилась фиксированным налогом, который платило все население.

Дань можно назвать прямым налогом. Она существовала на Руси до первой половины XIII в. Помимо дани, были и косвенные налоги: торговые и судебные пошлины. К торговым пошлинам относились "перевоз" - плата за перевоз товаров через реку, "мыт" - за проезд через городскую заставу, "гостиная" - с купцов за право иметь в городе торговые склады (не забудем, что гость - это и есть купец).

После принятия христианства в 988 году на строительство церквей и храмов вводилась церковная десятина , т.е. 1/10-я часть дохода.

На Руси платился прямой налог (дань) и целый ряд косвенных налогов.

Ну, а потом монголо-татары пришли. Орде выплачивался ордынский выход, который собирали баскаки - ханские чиновники в русских городах; потом это право перешло к русским князьям. Ордынцы брали "выход" с каждой души мужского пола и с головы скота.

В Ордынский период был введен ряд новых косвенных налогов. Один из них - ям - являлся натуральным налогом. Население обязывалось доставлять в почтовые станции ( ямы ) подводы с ямщиками для перевозки чиновников, почты и грузов. В XVI веке тяжелый для населения ямской налог заменили ямские деньги , собираемые на содержание дорог.

. А еще я обратила внимание - как много картин русских художников посвящено сбору дани. Видно, тема была злободневная, болезненная.

\u041f\u043e\u043b\u044e\u0434\u044c\u0435-\u0441\u0431\u043e\u0440 \u0434\u0430\u043d\u0438.
\u041f\u043e\u0433\u043e\u0441\u0442\u044b-\u043c\u0435\u0441\u0442\u043e \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0434\u0430\u043d\u0438.
\u0423\u0440\u043e\u043a\u0438-\u0440\u0430\u0437\u043c\u0435\u0440 \u0434\u0430\u043d\u0438.
\u041c\u0435\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442-\u0433\u043b\u0430\u0432\u0430 \u0446\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438.
\u0421\u043c\u0435\u0440\u0434\u044b-\u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e \u00ab\u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0434\u0435\u00bb, \u043a\u0440\u0435\u0441\u0442\u044c\u044f\u043d\u0438\u043d \u043d\u0430 \u0420\u0443\u0441\u0438 IX\u2014XIV \u0432\u0435\u043a\u043e\u0432, \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u0446.
\u0425\u041e\u041b\u041e\u041f\u042b\u00a0\u2014\u00a0\u0425\u041e\u041b\u041e\u041f\u042b, \u0432 10 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0435 18 \u0432\u0432. \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043f\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u043c\u0443 \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u044e \u0431\u043b\u0438\u0437\u043a\u0430\u044f \u043a \u0440\u0430\u0431\u0430\u043c.
\u0417\u0410\u041a\u0423\u041f\u00a0\u2014 \u0432 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0435 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0432 \u0445\u043e\u0437\u044f\u0439\u0441\u0442\u0432\u0435\u00a0
\u0420\u044f\u0434\u043e\u0301\u0432\u0438\u0447\u0438\u00a0\u2014 \u0432 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u043b\u0438\u0446\u0430, \u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043b\u044c\u0446\u0430\u043c \u043f\u043e \u0440\u0430\u0437\u0440\u044f\u0434\u0443 (\u0434\u043e\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0443),\u00a0
\u0414\u0438\u043d\u0430\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0431\u0440\u0430\u043a\u00a0\u044d\u0442\u043e\u00a0\u0431\u0440\u0430\u043a\u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u044f\u0449\u0438\u0445 \u0434\u0438\u043d\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439 \u0440\u0430\u0437\u043d\u044b\u0445 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432.\u00a0
\u0412\u043e\u0442\u0447\u0438\u043d\u0430-\u0440\u043e\u0434\u043e\u0432\u043e\u0435,\u043d\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435">,<"id":22915034,"content":"\u0412\u043e\u0442\u0447\u0438\u043d\u0430 - \u043d\u0430\u0441\u043b\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0437\u0435\u043c\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435.
\u0412\u0435\u0447\u0435 - \u0441\u043e\u0431\u0440\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043d\u0430 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0451\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0437\u0430\u0434\u0430\u0447.
\u041f\u043e\u043b\u044e\u0434\u044c\u0435 - \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431 \u0441\u0431\u043e\u0440\u0430 \u0434\u0430\u043d\u0438 \u0441 \u0432\u043e\u0441\u0442\u043e\u0447\u043d\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u044f\u043d\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u043b\u0435\u043c\u0451\u043d, \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430\u0432\u0448\u0438\u0439\u0441\u044f \u0432 IX-XII \u0432\u0435\u043a\u0430\u0445 \u043d\u0430 \u0420\u0443\u0441\u0438.
\u0425\u043e\u043b\u043e\u043f\u0441\u0442\u0432\u043e - \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0435\u0441\u0432\u043e\u0431\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u043a\u043d\u044f\u0436\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430\u0445 \u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0420\u0443\u0441\u0438.
\u0421\u043c\u0435\u0440\u0434\u044b - \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u043e \u00ab\u0420\u0443\u0441\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0434\u0435\u00bb.
\u0417\u0430\u043a\u0443\u043f\u044b - \u043a\u0430\u0442\u0435\u0433\u043e\u0440\u0438\u044f \u0437\u0430\u0432\u0438\u0441\u0438\u043c\u043e\u0433\u043e \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0420\u0443\u0441\u0438.
\u0414\u0438\u043d\u0430\u0441\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0431\u0440\u0430\u043a - \u0431\u0440\u0430\u043a \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0447\u043b\u0435\u043d\u0430\u043c\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u044f\u0449\u0438\u0445 \u0434\u0438\u043d\u0430\u0441\u0442\u0438\u0439.
\u041f\u043e\u0433\u043e\u0441\u0442 - \u0430\u0434\u043c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e-\u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0435\u0434\u0438\u043d\u0438\u0446\u0430 \u043d\u0430 \u0420\u0443\u0441\u0438.
\u0420\u044f\u0434\u043e\u0432\u0438\u0447\u0438 - \u0432 \u0414\u0440\u0435\u0432\u043d\u0435\u0439 \u0420\u0443\u0441\u0438 \u043b\u0438\u0446\u0430, \u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0432\u0448\u0438\u0435 \u0437\u0435\u043c\u043b\u0435\u0432\u043b\u0430\u0434\u0435\u043b\u044c\u0446\u0430\u043c \u043f\u043e \u0440\u0430\u0437\u0440\u044f\u0434\u0443.
\u0423\u0440\u043e\u043a\u0438 - \u0444\u0438\u043a\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0434\u0430\u043d\u044c.
\u041c\u0435\u0442\u0440\u043e\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442- \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u043f\u043e \u0434\u0440\u0435\u0432\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0435\u043f\u0438\u0441\u043a\u043e\u043f\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0442\u0438\u0442\u0443\u043b \u0432 \u0445\u0440\u0438\u0441\u0442\u0438\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438.

азазазаза5

sashavyal

Вотчина - наследственное земельное владение.
Вече - собрание народа на Руси для решения определённых задач.
Полюдье - способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси.
Холопство - состояние несвободного населения в княжествах Киевской Руси.
Смерды - категория населения по «Русской правде».
Закупы - категория зависимого населения в Древней Руси.
Династический брак - брак между членами правящих династий.
Погост - административно-территориальная единица на Руси.
Рядовичи - в Древней Руси лица, служившие землевладельцам по разряду.
Уроки - фиксированная дань.
Метрополит- первый по древности епископский титул в христианской Церкви.

1

Налогово-данническая система; децимальная система; князь; посадник; тысяцкий; погосты.

В работе рассматривается проблема организации взимания налогов, или дани в домонгольский период истории Древней Руси. Выделяется три этапа функционирования налогово-даннической системы, в продолжении которых осуществление фискальной функции принадлежало определенным должностным лицам. Не вызывает сомнений, что только князь в Древней Руси был единственным адресатом дани и мог по своему усмотрению распоряжаться собранными средствами, как, впрочем, и освобождать население от налоговых тягот (об этом единодушно свидетельствуют источники).

Кто же входил в тот круг лиц, которым князь перепоручал функцию сбора налогов-дани? В историографии этот вопрос решался в целом однообразно. Принципиальное отличие можно обнаружить, во-первых, в определении происхождения тех или иных должностей (являлось ли их появление инициативой княжеской (государственной) власти или же они были созданы местными сообществами и их начало следует искать в родоплеменную, догосударственную эпоху), а во-вторых, в разделении должностей на общегосударственные (земские) и собственно княжеские (дворовые, вотчинные).

В функционировании налогово-даннической системы в Древней Руси домонгольского периода можно выделить три периода, для каждого из которого была характерна своя фискальная система с задействованием определенного круга должностных лиц: 1) конец IX – середина X в. – функционирование простейшей системы сбора налоговдани в форме полюдья; 2) середина X – вторая половина XI в. – складывание десятичной фискально-судебной системы, трансформация централизованной системы государственного фиска в сбор налоговдани в отдельных княжествах-землях; 3) XII – первая половина XIII в. – функционирование развитой налогово-даннической системы отдельных княжеств-земель и княжеств-волостей, объединявшей общегосударственную и княжескую дворцовую администрацию.

В предлагаемой периодизации делается попытка связать мероприятия государственной власти с объективными процессами общественно-политического и социально-экономического развития Древней Руси, что находило выражение в политической децентрализации (раздробленность) и в вызревании феодальных отношений (появление частного землевладения). Отметим общепринятую связь между ростом боярского землевладения и нарастанием дезинтеграционных процессов. В то же время перспективным представляется обнаружение в качестве основной причины начала раздробленности Древней Руси проведение в жизнь князьями-Рюриковичами отчинного принципа замещения княжеских столов [4, с. 5–17; 5, с. 137–141].

Можно увидеть прямую связь между стремлением князей к получению в полном объеме доходов с той территории, которая находилась в их ведении, с ослаблением подчинения местных центров Киеву. Обнаруживается крайне примитивная система сбора налоговданей (возможно изначально в форме добровольных подношений, даров) на раннем этапе истории Древнерусского государства. Кроме князя, который являлся не только адресатом, но и главным сборщиком дани, невозможно назвать иных должностных лиц государственного фиска. Необходимо согласиться, что уже на первом этапе складывается какая-то структура пунктов сбора дани и некая простейшая администрация, что было обусловлено невозможностью посещения князем всех хозяйственных единиц. Начало второго этапа в развитии налогово-даннической следует связать с реформами княгини Ольги, осуществленными, если верить летописи, в 946−947 гг. Их реализация привела к отмиранию института полюдья, как общегосударственного мероприятия [9, с. 157; 15, с. 188]. Именно в погостах сосредотачивается сбор дани, при этом присутствие князя оказывается не обязательным, функции сбора дани и различных оброков, как и судебные функции, поручались специальным должностным лицам – тиунам.

Считается, что погосты теряют свое прежнее значение либо к концу X в. – их функции перешли к городам [9, с. 159], либо к XII в. в связи с широким распространением княжеского и боярского землевладения [14, с. 64]. Но система погостов сохранялась и позднее в местах с более редким населением и большими лесными массивами (прежде всего, в Новгородской земле). Предположение о заимствовании системы погостов из Скандинавии не находит всеобщей поддержки исследователей. Отмечается, что возникновение этого института было естественным явлением в ранних государствах с их натуральным хозяйством, аналогичный институт известен в Польше под названием «стан» [7, с. 123–124]. Видимо, осуществление сбора даней-налогов посадниками для летописцев представлялось обыденным явлением, поэтому на страницах летописи можно обнаружить лишь косвенные тому свидетельства. Так, из Повести временных лет известно, что когда князь Олег Святославич в 1096 г. захватил Муромскую и Ростовскую земли, он «посажа посадникы по городом, и дани поча брати» [10, с. 108]. Должность посадника, несомненно, следует отнести к числу наиболее давних явлений древнерусской действительности [17, с. 137].

Вместе с реализацией высшей административной власти на местах от имени князя [14, с. 219] посадник в полном объеме сосредотачивал в своих руках сбор даней-налогов и взимание судебных пошлин, часть которых оставалась в его личном распоряжении. С конца X в. в Древнерусском государстве начинает формироваться децимальная (десятичная) система [6, с. 423]. Не вызывает сомнения участие десятских и сотских в осуществлении государственного фиска. С десятичной системой необходимо связать и должность тысяцкого, хотя в свидетельствах источников тысяцкие представляются, прежде всего, в качестве военных предводителей [11, стб. 298, 324–326, 767]. Однако к числу важнейших обязанностей тысяцких следует отнести именно гражданские дела; учитывая же принадлежность тысяцких к десятичной системе, среди важнейших их функций следует назвать сбор налогов-даней. В то же время возникает вопрос о распределении обязанностей между тысяцкими и посадниками. Несомненно, статус посадника был выше.

Поскольку посадник заменял князя, по необходимости тысяцкий оказывался в подчиненном ему положении. При князе же именно тысяцкий становился главным должностным лицом в той или иной земле и волости. Компетенция тысяцкого при осуществлении фискальной функции была несколько уже, чем посадника (следовательно, и князя). Тысяцкому были подвластны все структурные звенья десятичной системы. Но налогово-данническая система включала также сбор даней с подчиненных периферийных неславянских племен, эксплуатацию отдельных категорий населения (смерды) и т.д. Возможно, эти направления деятельности выделялись особым должностным лицам, известным под общим наименованием «тиуны». Представляется правильным видеть в «тиуне» именно родовое понятие, к тиунам принадлежали и огнищанин («тиун огнищный»), и конюший, и ключник. Последний вывод прямо подтверждает статья 110 Русской Правды пространной редакции, упоминающая «тивуньство без ряду или привяжеть ключь к собе без ряду» [12, с. 116]. Возможно, к тиунам можно отнести и упоминаемых в летописи «данников» [10, с. 108].

Осторожно предположим, что к тиунам относился и «княжий подъездной», единожды упомянутый в Русской правде краткой редакции («а въ подъездномъ княжи 80 гривенъ») [12, с. 71]. Вполне определенно тиуны подчинялись непосредственно князю, при отсутствии же в городе князя их «начальником» становился посадник. Но «княжие тиуны» не могли подчиняться тысяцким. Функционирование фискальной системы в Древней Руси на третьем этапе поддерживалось целой группой должностных лиц. К их числу следует отнести мечников (возможно, тождественны «метальникам» Русской Правды) [12, с. 107].

Вероятно, мечники, как представители военной организации – дружины, сопровождали лиц, непосредственно занимавшихся сбором налогов-дани и известных под наименованием «данников», «тиунов». Показательно, что слово «мечник» зафиксировано на ряде обнаруженных при раскопках в Новгороде цилиндрах-замках [20, с. 105, 110–113]. В целом обращает на себя внимание крайнее несовершенство системы налогообложения, еще не выделившейся в отдельную отрасль государственного управления. Налицо смешение функций ряда должностных лиц. Пересечение их компетенций, по-видимому, разрешалось волей князя. В то же время источники не позволяют точно установить обязанности отдельных должностных лиц аппарата государственного фиска.


Рубрика: Образование
Метки: история, налоги, Русь

Читайте также: