Подтверждение налоговой добросовестности фосагро

Опубликовано: 16.05.2024

Добросовестность участника закупки по 44-ФЗ — это одна из антидемпинговых мер в контрактной системе. Участник показывает сведения из реестра контрактов об исполненных ранее обязательствах, чтобы не увеличивать обеспечение. Разберемся, как подтвердить добросовестность, а также предоставим образец подтверждения добросовестности для скачивания.

Что такое добросовестность по 44-ФЗ

Когда предложение победителя аукциона или конкурса дешевле НМЦК на 25 % и более, в ход идут антидемпинговые меры. Это делается для того, чтобы не допустить ограничения конкуренции за счет чрезмерного занижения стоимости продукции, а также чтобы обезопасить заказчиков и, как следствие, конечных потребителей от некачественных результатов закупки.

Если при этом начальная цена тендера меньше 15 млн руб. (включительно), то у поставщика есть выбор. Он может предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5-кратном размере либо обычное обеспечение плюс документы, показывающие его деловую репутацию в контрактной системе.

С 01.01.2019 при начальной максимальной цене контракта до 15 млн. руб. толкование статьи 37 44-ФЗ перестало быть двусмысленным. По новым правилам, такие меры применяются следующим образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

ВАЖНО! Только «добросовестности» без денег или банковской гарантии, как обеспечения исполнения госконтракта, теперь недостаточно!

С 01.07.2018 вступили в силу изменения в 44-ФЗ. В связи с этим конкретизировано, что антидемпинговые меры будут действовать при проведении:

А также они распространяются на новые электронные закупки:

  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме .

При этом сам порядок предоставления будет аналогичен электронному аукциону по действующему законодательству. Т. е. сведения о добросовестности будут предоставляться победителем при направлении заказчику подписанного проекта контракта.

Материалы КонсультантПлюс по закупкам помогут все сделать правильно.
Воспользуйтесь ими БЕСПЛАТНО.

Как подтвердить добросовестность поставщика по 44-ФЗ

Нужные сведения содержатся в ЕИС, а именно в реестре контрактов, которые были ранее заключены с госзаказчиками. Причем все сделки должны быть полностью закрыты, то есть быть в статусе «Исполнение завершено» или «Исполнение прекращено».

Информация, подтверждающая добросовестность участника закупки 44-ФЗ, может быть следующей (на выбор):

  1. Три и более исполненных контракта в течение одного года до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.
  2. Четыре и более исполненных контракта в течение двух лет до даты подачи заявки. 75 % из которых без штрафных санкций.
  3. Три и более исполненных контракта в течение трех лет до даты подачи заявки. Без штрафных санкций.

Важно учесть, что в вышеперечисленных вариантах сумма хотя бы по одному из документов не должна быть ниже 20 % от предложенной участником цены в текущих торгах. Более того, предмет завершенных сделок законом не уточняется, то есть он может быть любым, от участника не требуется подтвердить факт исполнения аналогичных госконтрактов.

Для участия в конкурсе документы, свидетельствующие о честности победителя, прикладывают к конкурсной заявке. В случае их отсутствия заказчик может заключить сделку только после того, как получит увеличенное в 1,5 раза обеспечение, по сравнению с указанным в документации. Причем эта сумма должна быть не меньше размера аванса, если он предусмотрен документацией.

При демпинге цены на электронном аукционе поставщик обязан предоставить сведения, подтверждающие добросовестность, одновременно с подписанным контрактом по текущей закупке.

Конкурсная комиссия или непосредственно заказчик, в зависимости от вида процедуры, сверяют предоставленные сведения с реестром контрактов. Если обнаружатся поддельные или неточные сведения, заявка отклоняется (в конкурсе) либо участник признается уклонившимся от сделки (в аукционе). В последнем случае результаты публикуются в ЕИС в виде протокола, а право оформить сделку переходит ко второму по цене участнику. Если предложение последнего тоже снижено на 25 % и больше от НМЦК, то и к нему применяются все антидемпинговые меры.

Образец подтверждения добросовестности по 44-ФЗ

Закон не устанавливает четких требований к форме предоставления рассматриваемой информации. Поэтому такие документы могут быть составлены в произвольной форме. Но для того чтобы участнику легче было безошибочно собрать все необходимые бумаги, а заказчику быстрее их проверить, удобно воспользоваться таблицей, которая содержит всю информацию, которую требуется предоставить по закону. Образец письма, подтверждающего честность поставщика, вы можете скачать ниже.

Заказчикам при определении победителя закупки важно не только сэкономить. Они хотят быть уверены, что победитель профессионально исполнит работы или поставит качественные товары. Мы собрали в одной статье все способы, которыми заказчик может отсеивать недобросовестных участников.


Отсутствие в Реестре недобросовестных поставщиков

В реестр попадают те, кто отказался заключать выигранный контракт или грубо нарушил условия его исполнения. Мы писали подробно о Реестре недобросовестных поставщиков . В этой статье подчеркнем важные нюансы:

  • Раньше можно было самостоятельно декларировать отсутствие в РНП, и был был шанс, что заказчик не проверит эту информацию. Теперь ЭТП автоматически проверяют информацию и просто не пропустят заявку от участника из РНП.
  • В ЕИС отдельно ведется реестры по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, по 615 постановлению правительства. Попав в один Реестр, еще можно участвовать в закупках по другому закону или в коммерческих торгах.
  • Если вы подали заявку не находясь в РНП, а во время исполнения контракта в него попали, это не повод расторгать контракт (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. № 09АП-11847/2015-ГК по делу № А40-178922/14).

Обеспечение контракта

Заказчик устанавливает обеспечение контракта практически во всех конкурентных закупках:

  • от 5 до 30 % от НМЦ, если закупка на 50 млн руб. или меньше,
  • от 10 до 30 % от НМЦ, если закупка дороже 50 млн руб,
  • не меньше суммы аванса, если он установлен в закупке (ч. 6 ст. 96 44-ФЗ).

Из этой суммы удерживают штрафы за некачественное неисполнение контракта и пени за срыв сроков. После того как контракт успешно исполнен, обеспечение возвращают.

Антидемпинговые меры

44-ФЗ разрешает снижать цену сколько угодно, но если пересечь порог в 25% от начальной цены, то придется дополнительно подтвердить свою добросовестность ( ст. 37 № 44-ФЗ ). Это называется антидемпинговыми мерами. В любых закупках, кроме закупок жизненно необходимых товаров, подтвердить добросовестность можно двумя способами:

  1. В закупках на любую сумму можно предоставить увеличенное в 1,5 раза обеспечение.
  2. В закупках дешевле 15 млн есть еще один вариант — предоставить обычное обеспечение плюс успешно исполненные госконтракты. Что учесть:
  • Заказчик примет информацию строго из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  • Таких контрактов должно быть не меньше трех, а заключены они должны быть не позже трех лет до заключения текущего контракта.
  • Все они должны быть исполнены без штрафов и пеней.
  • Сумма минимум одного из контрактов должна быть не меньше 20% от суммы закупки, в которой нужно подтвердить добросовестность ( ч. 3 ст. 37 44-ФЗ ).
  • Объект закупки не важен. Например, вы можете выиграть закупку на ремонт, а подтверждать добросовестность контрактами на грузоперевозки.
  • Не получится подтвердить добросовестность «малыми закупками» у единственного поставщика (закупки до 300 или 600 тыс. руб.), так как заказчики не обязаны включать их в реестр контрактов ( ч. 1 ст. 103 44-ФЗ ).

Как узнать, что исполненный госконтракт есть в Реестре? На сайте госзакупок во вкладке Контракты и договоры можно найти любой контракт по названию заказчика, идентификационному номеру контракта и другим фильтрам.


Если не нашли контракта нет в Реестре, в первую очередь обратитесь к заказчику. Он обязан выкладывать информацию в Реестр за 7 дней после подписания акта приемки. За срыв сроков его ждет штраф.

В закупках товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения (продукты, лекарства, топливо и пр.) действует другое правило. Если победитель закупки опустил цену закупки на 25 % ниже НМЦ, он предоставляет заказчику обоснование этой цены. Например, гарантийное письмо от производителя, приходные документы, подтверждающие наличие товара на склада и другие документы ( ч. 9 ст. 37 44-ФЗ).

Качественные критерии при оценке заявки

Акцент на качество

В конкурсе и запросе предложений заказчик может использовать в выборе поставщика нестоимостным критерии оценки — наличие опыта, рекомендаций, квалифицированных сотрудников и т.д.

Вес цены и качества зависит от закупаемых товаров, работ, услуг. Например, в закупке товаров нестоимостные характеристики могут “весить” не больше 30%, которые может получить участник за заявку. В строительстве — 20%, в создании государственных инфосистем — 70%.

Если участник не прикрепил к заявке документы, подтверждающие опыт, его не будут отклонять. Просто в этом критерии он заработает ноль баллов.

При расчете баллов за качество заказчик может использовать только те формулы и шкалу, которые прописаны в постановлении № 1085:

  1. Формула, которая учитывает наибольшее или наименьшее количество документов в составе заявки. В этом больше баллов зарабатывает тот, кто предоставил максимум контрактов, и остальные получают пропорционально меньше.
  2. Предельно необходимое (минимальное или максимальное) число квалификационных характеристик. Например, участник должен предоставить не меньше пяти исполненных контрактов, чтобы получить баллы по этому критерию. А максимум можно предоставить 10. Все что выше 10, все равно будет считаться как 10.
  3. Шкала. Это самый простой способ оценки. В нем каждый показатель попадает в диапазон и получает определенное количество баллов. Например, ноль контрактов — 0 баллов, 1-3 контракта — 5 баллов, 5-10 контрактов — 10 баллов.

Чем подтвердить добросовестность?

Необязательно показывать успешно выполненные контракта только из Реестра по 44-ФЗ. Это могут быть документы по 44-ФЗ, 223-ФЗ и коммерческим сделкам:

  • Копии договоров, которые отражают предмет договора и время, когда он был исполнен.
  • Копии актов приемки и документов об оплате, которые отражают объем работ.
  • Другие документы, которые подтверждают успешность выполнения работ.

В законе это четко не сказано, но арбитражные суды решают, что заказчик может требовать:

  • Соответствие предмету закупки. Если закупка на строительство, то и исполненные контракты должны быть на строительство.
  • Успешность поставки или работ. Заказчик вправе требовать договоры без нарушений по вине подрядчика.

Также по решению арбитражей заказчик не может требовать:

  • Наличие договоров на территории определенного региона.
  • Более узкую квалификацию, чем предмет проводимой закупки.
  • Исполненных контрактов на сумму больше чем 20% от объем текущей закупки. Например, если закупка на строительство школы за 74 млн, достаточно иметь один исполненный контракт примерно на 20 млн.

Разный вес у “справедливой” и “демпинговой”цены

44-ФЗ дает заказчику возможность уменьшать “вес” цены, которая на 25 % ниже максимальной. Если поставщик снизится больше, чем на 25%, то значимость цены будет равна всего 10 % от суммы величин значимости других критериев оценки заявок. Правда, это правило применяют только в конкурсах на научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы, а также оказание консультационных услуг ( ч. 7-8 ст. 37 44-ФЗ).

Что хотят добавить?

В концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг сказано, что в госзакупки будут пускать только квалифицированных участников с опытом исполнения контрактов (распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р 1).

  • Организацию детского досуга предлагают закупать только конкурсом с ограниченным участием. Сейчас закупки таких услуг проводят в виде аукционов, запросов котировок или запросов предложений, где главный критерий отбора победителя — цена путевки. В итоге страдает качество исполнения услуг.
  • Также хотят автоматизировать проверку поставщиков в реестре юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Текст и иллюстрации запрещено копировать без активной ссылки на сайт Контур.Закупок.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .


Содержание

1. Добросовестность поставщика по 44 ФЗ

2. Информация подтверждающая добросовестность поставщика

  • Отсутствие в РНП

В данный реестр могут попасть лишь те поставщики, которые отказываются в заключении интересных контрактов или который нарушил требования по исполнению условий контракта. Более подробную информацию про РНП вы можете найти, прочитав данную статью.

  • Обеспечение контракта

  • Антидемпинговые меры

Согласно с 44 ФЗ существует возможность по снижению цены, но не стоит при этом переступать порог в 25% от НМЦ. Иначе потребуется дополнительно подтвердить поставщику свою добросовестность. Данная процедура и будет называться антидемпинговыми мерами. Ранее мы уже писали о том, что из себя представляют антидемпинговые меры, об этом можно прочитать при переходе по указанной ссылке.

Во всех закупках, за исключением закупок жизненно важных товаров, необходимо осуществлять действия по подтверждению добросовестности поставщика, а ее можно подтвердить с помощью следующих способов:

  • В закупках вне зависимости от их суммы потребуется предоставить увеличение обеспечения в 1,5 раза;
  • В тех закупках, которые будут меньше 15 млн руб можно предоставить обеспечение и успешные контракты. В данном случае заказчик принимает сведения, находящиеся в реестре контрактов по 44 ФЗ.

  • 3 и более контрактов за 3 года, которые были исполнены без неустоек;
  • 4 и более контрактов за 2 года, из которых не менее 75% исполнены без штрафных санкций
Необходимо учесть тот момент, что цена одного контракта обязана быть не менее 20% от НМЦ закупки, в которой потребуется подтвердить добросовестность. В данном случае не будет играть роли объект закупки.

Если нельзя подтвердить добросовестность с помощью “малых закупок” у единственного поставщика, к которым относятся закупки до 100 и 400 тыс руб. Все дело в том, что заказчики не должны вносить их в реестр контрактов.

Для того чтобы узнать имеется ли в реестре исполненный контракт, для этого потребуется зайти на сайт госзакупок во вкладке контракты и договоры, там можно будет найти какой-угодно контракт введя название заказчика и идентификационный номер контракта и иным фильтрам.

Когда найти нужный контракт не получается с помощью реестра, то вы имеете возможность обратиться к заказчику. В обязанности заказчика входит действие по выкладыванию сведений в реестр в течение 7 дней после того, как происходит подписание акта приемки, если происходит срыв сроков, тогда его будет ожидать наложение штрафных санкций.

При закупке товаров обеспечивающих нормальное жизнеобеспечения может иметь действие иное требование. Если участник одержавший победу в закупке снижает цену закупки на 25% от НМЦ, тогда он обязан предоставить заказчику обоснование данной цены.

ВЫ может есвязаться с нашими экспертами, которые готовы ответить на все ваши вопросы!

3. Как проверить поставщика на добросовестность

Можно будет не показывать успешное выполнение контракта из реестра согласно с 44 ФЗ. В данном случае могут применяться документы по 44 и 223 ФЗ и коммерческим закупкам:

  • Копии контрактов, которые смогут отразить предмет контракта и промежуток времени, когда произошло его выполнение;
  • Копии актов приемки и документации по оплате, которые смогут отразить весь объем работ;
  • Остальные документы, которые смогут подтвердить успешность исполнения сделки.
Если вам нужна помощь в подготовке документации для конкурса или аукциона, тогда вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам, которые подготовят данную документацию в самые короткие сроки и под ключ.
Кроме того в законе нет четкого указания данных действий, но на основании решений арбитражного суда заказчик имеет возможность потребовать следующее:

Наличие соответствия предмету закупки. В том случае, если закупка на строительство, тогда исполненные контракты обязаны должны иметь отношение к строительству. При этом, если происходит осуществление успешных поставок или работ. Тогда заказчик имеет право требовать договоры без нарушений по вине поставщика.

4. Видео-инструкция реестр недобросовестных поставщиков-реальный кейс как избежать внесения в РНП

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Ведущая рубрики

  1. Что такое добросовестность
  2. Критерии проверок ФНС
  3. Как подтвердить добросовестность
  4. Доверяй, но проверяй: досье контрагента
  5. Как реагировать на мошенничество и оспорить действия ФНС

Налоговая не приняла расходы, опять проверка по НДС, запросили документы по встречке – не только бухгалтерам, работающим с общей системой налогообложения, попадаются похожие проблемы. Можно винить всех вокруг или поискать решение в себе и своих контрагентах, ведь заинтересованность ФНС не носит случайный характер, это результат выбора по особым критериям, в частности добросовестности.

Что такое добросовестность

Неформально существует два понятия – добросовестность и осмотрительность. Несмотря на сходство, по сути, они отличаются. В Налоговом кодексе при этом соответствующих определений нет, отсылки приходится искать в ГК.

Например, п. 3 статьи 307 упоминает, что стороны обязательств должны действовать с учетом законных интересов и содействовать достижению общей цели (в том числе предоставлять необходимую информацию). Об осмотрительности говорится в статье 401 (пункт 1).

Кстати! Верховный суд дает некоторые пояснения к Гражданскому кодексу в Постановлении № 25 от 23.06.2015 г., к примеру, указывает на то, что добросовестность оценивается по поведению каждой стороны сделки, а также может быть рассмотрена судом.

Все же нет в законе четкого и ясного определения этих двух понятий, поэтому сформулирую их самостоятельно, исходя из применения именно в отношении сделок и налоговых проверок.

Добросовестность – организация деятельности и заключение сделок исключительно исходя из экономической целесообразности, не подразумевая прикрытие иной деятельности или обязательств (притворные сделки), учитывая цели, установленные уставом организации (для коммерции – извлечение прибыли, как основная). При этом все действия, совершаемые сторонами, прозрачны, документально подтверждены, и каждая готова предоставить необходимую информацию не только контрагенту, но и проверяющим.

Осмотрительность – при осуществлении деятельности и выборе бизнес-партнеров (клиентов, поставщиков, инвесторов, подрядчиков и т.д.) сбор сведений и документов о контрагентах, подтверждающих:

  • Реальность, срок существования, место регистрации юридического лица.
  • Отсутствие непогашенных, просроченных обязательств в крупном размере (кредиты, зарплата, налоги, взносы).
  • Полномочия руководителя, представителя, иных лиц, подписывающих документы от имени организации, действительность предъявляемых доверенностей.
  • Отсутствие судебных дел в отношении самой компании, ее руководителя, главного бухгалтера, а также дисквалификации указанных лиц.
  • Опыт в выполнении конкретных работ, поставке товаров, оказании услуг, если требуют обычаи делового оборота или законодательство (например, при закупке в порядке аукциона).
  • Наличие лицензий, сертификатов, исключительных прав, патентов при необходимости.
  • Систему налогообложения.
  • Другую информацию (в частности, рекомендации, исполненные госконтракты, регистрации, различные способы связи, сайт, отчетность).

Почему для ФНС важны эти два подхода (добросовестность, с точки зрения работы самой организации, и осмотрительность в части выбора контрагентов)? На их основе формируют критерии, составляют списки выездных проверок, камералят декларации, делаются запросы.

Критерии проверок ФНС

Проверять все организации налоговой неинтересно. Сплошная проверка не принесет пользы бюджету – тратить время и деньги на благонадежных налогоплательщиков невыгодно, а на нарушителей будет не хватать рук. Поэтому была разработана система планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года).

Чем руководствуется ведомство при отборе:

  1. Расчет налоговой нагрузки. Можно провести самостоятельно, используя таблицу-приложение № 7 к другому письму ФНС от 2017 года (применяется для ОСНО, УСН, ЕСХН). Сравниваем данные с Приложением № 3 к первому письму за соответствующий год.
  2. Убыточная отчетность в течение более двух лет подряд. Даже если причины объективные, такая тенденция может привести к сокращению стоимости чистых активов и ликвидации или банкротству.
  3. Высокий процент вычетов по НДС (от 89% по отношению к налогу).
  4. Рост расходов опережает рост доходов (рассматривается налоговая и бухгалтерская отчетность).
  5. Зарплата ниже установленной в субъекте РФ среднеотраслевой (по данным Росстата, ФНС, в т. ч. полученных по письменному запросу), а также сведения, полученные при рассмотрении обращений (жалоб). К примеру, заявление работника о незаключении официального трудового договора и выплате заработка «в чёрную».
  6. Приближенность показателей деятельности по спецрежимам к предельным. В зависимости от системы налогообложения – выручка, количество работников, площадь торговли, количество автотранспорта, доля участия других компаний. Для ЕСХН процент дохода от продажи сельскохозяйственной продукции. Если до предела остается менее 5%, то велика вероятность повышенного внимания со стороны ФНС.

Важно! Для ИП на ОСНО повышенные расходы от 83% по отношению к доходам также рассматриваются как фактор риска.

  • Многоходовые и посреднические операции, не имеющие разумного объяснения. Это так называемые сомнительные сделки, о них я писала в статье о блокировках счета.
  • Отсутствие ответа на запросы ФНС при проведении камеральной, встречной налоговой проверки, отказ или игнорирование требования о представлении подтверждающих документов, устранении противоречий и ошибок в отчетах.

    Утрата документов в результате чрезвычайной ситуации (например, пожара) и их последующее восстановление хоть и является объективным обстоятельством, но включено в перечень критериев.

  • Перерегистрация компании и изменение ее юридического адреса. Сама по себе смена местонахождения не вызывает интереса, а вот неоднократное перемещение, влекущее смену инспекции ФНС, пусть даже в границах одного города (характерно для Москвы или Санкт-Петербурга), — повод сомневаться в добрых намерениях организации.
  • Уровень рентабельности. Это показатель, отражающий эффективность (если совсем утрированно – окупаемость) использования активов и реализации товаров (работ, услуг). Для расчета применяется формула: финансовый результат/себестоимость (стоимость актива)*100. Снова придется сравнить результат с таблицей, на этот раз смотрим Приложение № 4 к Приказу. Требует проверки отклонение на 10 и более процентов.
  • Последний критерий связан с осмотрительностью. Если организация регулярно рискует, работая с ненадежными партнерами, или просто не спешит проводить предварительную проверку перед сделками, то считается, что такая деятельность требует контроля со стороны налоговой службы.
  • Кстати! Посмотреть, не попала ли ваша компания «под раздачу» в 2020 году, можно на сайте Генеральной прокуратуры. Для СМП проверки приостановлены до 31 декабря 2020 года в связи с пандемией.

    Это не закрытый список, ФНС вправе руководствоваться сложившейся судебной практикой, выявленными новыми схемами ухода от налогообложения и сокрытия доходов, рассматривает другие факторы, например, наличие контролируемых сделок, ВЭД со странами, которые не обмениваются с российскими службами информацией, сотрудничество налогоплательщика с компаниями, ранее уличенными в незаконных махинациях и т.д.

    Как подтвердить добросовестность

    Из критериев, в принципе, понятно, что нужно делать, чтобы не попасть под пристальное внимание: больше доходов и налогов, высокая зарплата, сказать «нет» сомнительным сделкам. На практике самая обычная операция может превратиться в небезопасную. Частично в прошлых статьях мы уже разбирали сложные ситуации:

    • Контролируемые сделки – практика по 115-ФЗ
    • Объяснения низкой средней зарплаты ­– применение МРОТ

    Отмечу, что тщательный отбор поставщиков при работе с НДС актуален не только для крупных организаций, ведь небольшая компания на УСН иногда обязана заплатить налог (при импорте).

    Что касается других способов обеспечить подтверждение собственной добросовестности, понадобится:

    1. Проверять при создании компании участников и руководителя на наличие дисквалификации, незавершенных судебных дел, крупных задолженностей, чтобы на начальном этапе избежать отказа в регистрации и ненужного внимания.
    2. Как-то не принято (да и закон не требует) при регистрации интересоваться происхождением имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, а следовало бы. У супругов, к примеру, есть совместное имущество (включая деньги), если другой супруг не знал о его использовании для создания общества, он вправе обратиться в суд, потребовать возврата, вхождения его в долю, что, разумеется, не пойдет на пользу организации. Проще всего – заручиться нотариально заверенным согласием.
    3. Вести максимально открытый диалог в сделках, руководствуясь, тем не менее, принципом разумности, сохраняя коммерческую тайну.

    Обратите внимание! В положении о персональных данных предусмотрите случаи передачи сведений третьим лицам. Примером служат пропуска на закрытую территорию поставщика. Т.к. они изготавливаются другой стороной, необходимо получить согласие сотрудников заранее. Не обязательно, но желательно запросить от контрагента письменные гарантии использования данных исключительно в указанных целях.

  • Избегать в договорах слишком лояльных условий, если это не является одним из обычаев делового оборота или не дает компании дополнительных выгод. Например, долговременная беспричинная отсрочка платежа на крупный контракт для нового клиента будет подозрительна с точки зрения налоговой, а вот рассрочка с ежемесячными платежами и процентом – нормально.
  • Не бросать дебиторскую задолженность на самотек. Это значит: писать претензионные письма, если предусмотрены санкции (пени, неустойки), рассчитывать их и требовать уплаты, обращаться в суд, вступать в ряды кредиторов при банкротстве.
  • Проявлять внимание к оформлению операций и оперативно (не откладывая!) решать вопросы с ошибками, неточностями и неполным заполнением в документах, подтверждающих расходы, и счетах-фактурах.
  • Пример: поставщик указал в счет-фактуре старый юрадрес, сразу ошибку менеджер заметил, но не стал отправлять на исправление, документ был представлен на проверку. Поставщику налоговая доход не уберет, максимум, что его ждет – замечание, а вот для покупателя реален отказ в вычете по НДС.

    Чем тщательнее отношение к работе по безопасности сделок, тем надежнее вы защищены от претензий налоговиков. Теперь разберем, что требовать от контрагента и какие признаки должны стать тревожным звонком.

    Доверяй, но проверяй: досье контрагента

    Выше, описывая понятие осмотрительности, я указала базовые сведения о контрагентах, необходимые для работы. Что должно насторожить при поиске информации (проверяющие наверняка зададутся связанными вопросами):

    Составляя досье контрагентов, старайтесь вести белый список. Черный обычно бесполезен – однодневки и прочие авантюристы меняют фирмы и руководителей как перчатки. Теперь представим, что вам не повезло с ФНС или встретился мошенник, – как действовать?

    Как реагировать на мошенничество и оспорить действия ФНС

    Если поставщик или клиент не исполнили обязательства в срок, а выйти на контакт или решить мирно вопрос не выходит, не затягивая (можно параллельно переговорам), направьте претензию с расчетом санкций. Если они не были описаны в контракте, то ГК предусматривает выплату неустойки (статьи 487 и 395).

    Важно! Существует законная неустойка (статья 332 ГК РФ), она определяется иными кодексами и федеральными законами в зависимости от сути обязательства.

    В 2020 году реально обратиться в суд для получения судебного приказа, не вступая в долгоиграющие судебные споры. Правда, нужно учесть, что упростить процедуру в Арбитражном суде возможно только в отношении денежных требований. Что необходимо сделать:

    • Получить признание долга: акты сверки, переписку, гарантийные письма, накладные, акты, договора, дополнительные соглашения и т.п. Желательно также приложить претензию и подтверждение ее получения.
    • Обратиться в суд с заявлением и доказательствами наличия задолженности.
    • Получить через 5 дней на руки судебный приказ, у должника будет 10 дней на возражения.
    • Обратиться в банк, где находится счет дебитора, для списания суммы долга.

    Кстати! Установлено ограничение на размер взыскания: согласно пункту 1 статьи 229.2 АПК сумма должна быть не более 500 000 рублей.

    Если должник отменит приказ, то остается обратиться в суд с обычным иском. Не увенчавшиеся успехом дела хотя и не вернут средств, зато будут доказательством, что вы старались это сделать, и помогут опровергнуть недобросовестность сделки.

    Налоговая служба проверяет сделки не однобоко, если пришли с проверкой или запросили документы у вас, то, скорее всего, и у контрагентов потребуют. Это и есть встречная проверка, когда сравнивают данные двух сторон. Пока складывается нелучшая судебная практика, обзор которой можно посмотреть в системе Консультант Плюс.

    В качестве дополнительных аргументов за признание сделки нереальной (на чем чаще всего налоговая настаивает) называется отсутствие у контрагента:

    • административных, управленческих расходов в выписках банка;
    • постоянного остатка на счете – деньги переводились на другие счета (в т. ч. физлиц);
    • договора аренды по месту нахождения;
    • подтверждение наличия необходимых складских остатков;
    • деловой репутации (рекомендаций, как ее подтверждения);
    • подписей уполномоченных лиц (т.е. документы подписаны неизвестными или отсутствует подтверждение полномочий).

    Несмотря на безрадостную статистику, организации не опускают руки и идут по всем инстанциям в поисках правды. Вот одно из свежих дел (хотя речь в нем идет о периодах 2013-2015 годов, но проверка прошла в 2017, а разбирательства продолжаются в 2020-м) о недобросовестности при получении вычета по НДС – А42-7695/2917, по нему вынесено Определение № 307-ЭС19-27597 от 14.05.2020.

    Высший суд РФ решил, что не все претензии ФНС в деле обоснованны, а организация предоставила достаточно доказательств как осмотрительности, так и добросовестности. Рекомендую прочитать определение и выделить для себя полезные аргументы суда в пользу налогоплательщика (в частности привлекает внимание напоминание ВС, что сама по себе неуплата контрагентом НДС не означает лишение вычета налогоплательщика).


    Участнику закупок

    Подтвердить добросовестность поставщика потребуется, когда у заказчика есть объективные причины для сомнений в благонадежности контрагента. Подтверждается добросовестность путем предоставления информации о факте исполнения государственных контрактов за определенный период времени.

    1. Для чего необходимо подтверждение добросовестности?
    2. Информация и документы подтверждающие добросовестность поставщика
    3. Исключения

    Для чего необходимо подтверждение добросовестности?

    Широкое распространение в рыночной экономике, а в госзаказе с момента существования рынка государственных закупок, получила распространение практика чрезмерного снижения цены, для достижения неких иных целей, помимо очевидного получения прибыли. Этот метод конкурентной борьбы носит обобщенное название «демпинг», и является негативным элементом нормальных конкурентных отношений, поскольку в случае его применения иные участники рынка теряют возможность получить прибыль, а участник применивший демпинг чаще всего ее и не получит, сработав себе в убытки. Но поскольку на рынке государственных и муниципальных закупок самым распространенным критерием определения победителя торгов был и остается критерий самой низкой цены, то существование демпинга на этом рынке является необходимым атрибутом по нескольким причинам.

    Во первых, это связано с несовершенством и необязательностью методики обоснования начальной цены государственными заказчиками. Это позволяет им устанавливать далеко не рыночные цены при публикации извещения. Как правило, заказчики намеренно завышают начальные цены, для того, чтобы торги с большей вероятностью состоялись, и у заказчика был минимален риск не освоения бюджетных средств. По этой же причине, начальная цена и ее обоснование зачастую намеренно формируются под выделенные лимиты бюджетных обязательств. Установить это в большинстве случаев достаточно легко, следует только внимательно изучить обоснование начальной цены, где весьма распространенным явлением является использование абсолютно одинаковых цен при использовании разных источников информации о них.

    Во вторых, снижение начальной цены, является в большинстве случаев, единственной возможностью победить на торгах, что в условиях развитой конкуренции на отдельных рынках, приводит к неизбежному демпингу. В период до вступления в силу 44 ФЗ, государство никак не регулировало и не защищало заказчиков от демпинга. Но при подготовке проекта 44 ФЗ, обсуждение механизма борьбы с демпингом при осуществлении государственных закупок, было наиболее актуальным и острым вопросом, поскольку к тому моменту демпинг серьезно влиял на рынок госзаказа и нес в себе весьма существенные риски. В результате появилась статья 37 44 ФЗ, которая содержала в себе механизм определения демпинга и способы защиты от него.

    Было установлено, что по общему правилу демпингом является снижение начальной цены на 25 и более процентов от НМЦК. Таким образом, зачастую может сложиться ситуация, когда вопрос даже одной копейки может определить был демпинг или нет. Учитывая распространенное завышение заказчиками начальной цены контракта, стоит отметить, что появление механизмов защиты от демпинга нисколько не снизило самое явление демпинга, он все так же распространён на рынке государственных закупок. Отчасти это связано с тем, что сами механизмы не выглядят отпугивающими для большинства участников. Рассмотрим их подробнее.

    В зависимости от величины начальной цены, существуют разные варианты действий при демпинге. Разграничительной суммой являются пятнадцать миллионов рублей. Если НМЦК больше этой суммы, то в случае демпинга у победителя появляется обязанность увеличить начальный размер обеспечения исполнения контракта в полтора раза, в не зависимости от способа обеспечения, будь то банковская гарантия или сумма денежных средств, перечисленная на счет заказчика. Предоставление такого увеличенного размера обеспечения и будет подтверждать добросовестность поставщика.

    Если же сумма начальной цены меньше 15 миллионов рублей, то тогда в случае демпинга законодатель предоставил победителю торгов выбор. Он может, как и в первом случае, увеличить в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, либо обеспечить подтверждение добросовестности поставщика в нематериальном виде. Для этого, победитель торгов должен предоставить заказчику информацию о ранее заключенных и успешно исполненных государственных или муниципальных контрактах (далее — ГК). В случае с конкурсом эта информация обязательно предоставляется в составе заявки на конкурс, а при проведении аукциона – при подписании проекта ГК со стороны поставщика.

    Информация и документы подтверждающие добросовестность поставщика

    Несмотря, на то, что 44 ФЗ добросовестность поставщика не раскрывает и не дает ему определения, косвенно из его норм можно определить, что эта характеристика поставщика, которая основывается на опыте предыдущего исполнения ГК. Соответственно такой контракт должен быть исполнен относительно недавно, до момента подачи заявки на участие в тендере, без нарушений со стороны поставщика. И здесь стоит обратить внимание на следующее.

    Подтверждением добросовестности поставщика обязательно должен ГК, следовательно, не является подтверждением добросовестности обычные гражданско-правовые договоры, заключенные не с государственными заказчиками, а с другими представителями бизнеса или гражданами. Так же, информация по этому ГК обязательно должна быть опубликована заказчиком в реестре контрактов, который находится по следующему адресу: http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html. При этом в соответствии с частью 1 статьи 103 44 ФЗ не подлежат включению в реестр контрактов контракты, заключенные на основании пунктов 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46, 52 части 1 статьи 93 44 ФЗ. Таким образом, достаточно распространенные контракты по пунктам 4 и 5, которые на бытовом уровне называются повсеместно как «закупки, договоры до 100 тысяч», «малые закупки», не будут подтверждать добросовестность поставщика. Следовательно, наилучшим вариантом для подтверждения по 44 ФЗ добросовестности поставщика являются контракты, заключенные в результате торгов.

    Так же информация подтверждения добросовестности поставщика должна соответствовать одному из следующих условий:

    1. три и более ГК выполненные в течение года до дня подачи заявки без нарушений;
    2. 4 и более ГК, выполненные в течение 2 лет до дня подачи заявки, 75% которых без нарушений;
    3. три и более ГК выполненные в течение трех лет до дня подачи заявки без нарушений.

    И во всех случаях цена одного из контрактов должна быть не меньше двадцати процентов предложения победителя.

    Если внимательно посмотреть на вышеуказанные случаи, то вы явно увидите недоработку законодателя при их формировании, поскольку случай 3 полностью поглощает случай 1, а случай 2 по сути соответствует случаю 3. Поэтому рекомендую ориентироваться только на случай 3.

    Форма подтверждения информации о добросовестности поставщика не установлена. Но поскольку победитель торгов должен предоставить информацию из реестра контрактов, наиболее подходящим вариантом является предоставление реестровых номеров, с кратким перечислением в табличной форме основных условий, которым ГК должны соответствовать, чтобы подтвердить добросовестность поставщика. Не стоит направлять заказчику сканированные копии контрактов, с приложением платежных и приемочных документов, вся необходимая заказчику информация содержится в реестре контрактов.

    Если заказчик из реестра контрактов, установит несоответствие информации вышеуказанным условиям, то участник будет признан уклонившимся от заключения ГК с дальнейшим включением в РНП при проведении аукциона. При проведении конкурса, его заявка будет отклонена.

    Исключения

    Выше мы рассмотрели общие правила антидемпинговых мер. Но существуют некоторые исключения из них, в частности, если заказчик закупает продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарственные средства, топливо, то победитель, в случае демпинга, должен обосновать свое предложение путем представления гарантийного письма от производителя или документов, которые подтверждают возможность исполнения контракта по предложенной цене.

    В случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств, демпингом признается снижение цены на двадцать пять и более процентов относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством. При этом снижение относительно начальной цены не берется в расчет.

    Ну и конечно, антидемпинговые меры не применимы, если заказчиком не установлено обеспечение исполнения контракта.

    Читайте также: