Подоходный налог в 1993 году ставка

Опубликовано: 01.05.2024

С 1 января 2001 года изменилось не только название подоходного налога (он называется теперь «налог на доходы физических лиц»), но и порядок налогообложения: введены но­вые ставки, частично изменен перечень доходов, освобожденных от налогообложения, ус­тановлены иные налоговые вычеты. Уточнен порядок удержания налога и перечисления удержанных сумм налоговыми агентами.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации.

К указанным физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

К физическим лицам, имеющим постоянное местожительство в Российской Федерации, относятся лица, проживающие в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в Российской Федерации, - от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

у физических лиц, не имеющих постоянного местожительства в Российской Федерации, от источников в Российской Федерации.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды

В целях налогообложения в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются: государственные пособия, все виды пенсий, суммы материальной помощи, выигрыши по облигациям государственных займов бывшего СССР, Российской Федерации, вознаграждения за сданную кровь и иную донорскую помощь, алименты, суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения высших, средних специальных, общеобразовательных учебных заведений и т.д.

7 декабря 1991 года

, за день до подписания Беловежских соглашений, Верховный Совет принял Закон РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц" (N1998-I), который вводился в действие с 1 января 1992, хотя и был опубликован только в марте (!) 1992 года.

Необлагаемый минимум приравнен к установленному законом минимальному размеру оплаты труда (в I квартале 1992 составлял 342 руб, а со II квартала - 900 руб).

Вместо множества шкал введена единая прогрессивная шкала:

С 1 января 1992

руб/год руб/мес ставка налога

до 42.000 до 2.500 12%

42.001- 84.000 2.500- 5.000 5.040 + 15% с превышения

84.001-120.000 5.000-10.000 11.340 + 20% с превышения

120.001-180.000 10.000-15.000 18.540 + 30% с превышения

180.001-300.000 15.000-25.000 36.540 + 40% с превышения

300.001-420.000 25.000-35.000 84.540 + 50% с превышения

свыше 420.000 свыше 35.000 144.540 + 60% с превышения


16 июля 1992

Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России (N3317-I) ставки задним числом - опять же с 1 января 1992 года - были изменены, из 7-ступенчатой шкала превратилась в 4-ступенчатую:

С 1 января 1992

руб/год руб/мес ставка налога

до 200.000 до 16.667 12%

200.001-400.000 16.667-33.333 24.000 + 20% с превышения

400.001-600.000 33.333-50.000 64.000 + 30% с превышения

свыше 600.000 свыше 50.000 124.000 + 40% с превышения


6 марта 1993 года

Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в законы РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения", законы Российской Федерации "О государственной пошлине", "О налоге на имущество предприятий", "О налоге на добавленную стоимость", "О подоходном налоге с физических лиц" (N4618-I) Верховный Совет сократил шкалу до 3 ставок - 12, 20 и 30%. Такой (хотя абсолютные цифры менялись) она оставалась до начала 1996 года.

С 1 января 1993

руб/год руб/мес ставка налога

до 1.000.000 до 83.333 12%

1.000.000-2.000.000 83.333-166.667 120.000 + 20% с превышения

свыше 2.000.000 свыше 166.667 320.000 + 30% с превышения


После октябрьского переворота Б.Н.Ельцин посчитал возможным менять ставки налогов указами, что и сделал за день до выбров и референдума по новой Конституции - 11 декабря 1993 года

. Указом N2129 "О регулировании некоторых вопросов налогообложения юридических лиц" он снизил ступеньки налога втрое за весь прошедший 1993 год и впятеро - на будущее, с 1994:

Ставка НДФЛ в 1993, 1994, 95,96,97,98 годах

Вопрос относится к городу Г.Нижневартовск

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Рекомендация эксперта
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПИСЬМОот 30 января 1992 г. N ИЛ-6-09/50О НОВОМ ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ ПОДОХОДНОГО НАЛОГАС ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦВ связи с поступающими с мест запросами о порядке исчисления подоходного налога с физических лиц в 1992 г. и учитывая необходимость проведения изучения нового порядка исчисления указанного налога, Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщает.Верховным Советом РСФСР рассмотрен проект Закона РСФСР "О подоходном налоге с физических лиц", предусматривающий существенные изменения в порядке исчисления и перечисления подоходного налога с доходов, получаемых гражданами.До 1 января 1992 г. исчисление подоходного налога производилось по различным ставкам в зависимости от источника получения дохода. По доходам, получаемым гражданами за выполнение ими трудовых обязанностей (по ставкам статьи 8 Закона РСФСР от 02.12.90 "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства" (в редакции Закона РСФСР от 03.07.91); доходам, получаемым от выполнения разовых работ и других выплат не по месту основной работы (по ставкам статьи 14); авторским вознаграждениям за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства (по ставкам статьи 17); доходам от предпринимательской деятельности и других видов доходов, не связанных с осуществлением трудовых обязанностей (по ставкам статьи 20).Начиная с доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме за выполненные работы и другую деятельность, осуществляемые после 1 января 1992 г., исчисление подоходного налога с граждан будет производиться исходя из совокупного годового дохода по единой шкале ставок с зачетом ранее удержанной суммы налога.При этом доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам.Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по рыночному курсу Центрального банка Российской Федерации.В 1992 году значительно расширяется база налогообложения. Практически все граждане привлекаются к уплате налога. В частности, с 1 января 1992 г. на одинаковом основании с рабочими и служащими будут привлекаться к уплате налога члены колхозов. До настоящего времени за членов колхоза уплату налога производили колхозы в размере 8% от суммы облагаемого фонда оплаты труда. Теперь этот налог с колхозов отменяется.Также с 1 января 1992 г. прекращается взимание на территории России налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.Новый Закон предусматривает, что у разных категорий плательщиков из полученного дохода до налогообложения будет исключаться различной суммы кратности необлагаемого налогом минимума, который соответствует размеру установленной Законом Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда.Размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации установлен начиная с января 1992 г. в сумме 342 руб., в последующем в случае его изменения будет меняться и сумма, на которую будет уменьшаться доход.В новом Законе изменен и порядок перечисления подоходного налога. Начиная с 1992 г. предприятия, учреждения и организации по истечении каждого месяца, но не позднее срока получения в учреждении банка средств на оплату труда обязаны перечислить в бюджет сумму исчисленного и удержанного с граждан за этот месяц налога независимо от того, получены ли денежные средства для оплаты труда либо произведено их перечисление на лицевые счета работников.Начиная с 1992 г. по окончании каждого календарного года граждане, имевшие в течение года доходы от нескольких источников, обязаны не позднее 1 апреля подать в налоговый орган по месту постоянного жительства декларацию о фактически полученных ими доходах, а также документально подтвержденных произведенных расходах и суммах начисленного и уплаченного налога.Граждане, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы (службы, учебы), в налоговые органы декларации о полученных за этот год доходах не представляют.В течение года исчисление подоходного налога с доходов, полученных гражданами по месту основной работы (службы, учебы) как за работу, связанную с исполнением трудовых обязанностей, так и за выполнение работ по месту основной работы по договорам гражданско - правового характера, в том числе за выполнение разовых работ, производится предприятиями, учреждениями и организациями ежемесячно с общей суммы дохода, начисленного с начала календарного года по новым ставкам, с зачетом ранее удержанной суммы налога.Следовательно, предприятия, учреждения и организации, производившие удержание подоходного налога по заработку за прошлый месяц, из январского заработка должны произвести удержание налога за два месяца - по доходу за декабрь 1991 г. и доходу за январь 1992 г.Общая сумма дохода, исчисленного по месту основной работы с начала года, до налогообложения уменьшается на:1. Сумму, не превышающую за каждый проработанный месяц пятикратный размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации у следующих категорий граждан:Героев Советского Союза, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;инвалидов Великой Отечественной войны;инвалидов с детства, а также I и II групп;участников гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;лиц вольнонаемного состава Советской Армии, Военно - Морского Флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения в 1986 - 1987 гг.;лиц, эвакуированных, а также выехавших добровольно из зоны отчуждения в 1986 г. в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. (независимо от срока пребывания).2. Сумму, не превышающую за каждый проработанный месяц трехкратный размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации у следующих категорий граждан:родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, РСФСР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей;военнослужащих и призванных на поверочные сборы военнообязанных, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия;одного из родителей, опекунов или попечителей (по выбору этих лиц) воспитывающего совместно проживающего и требующего постоянного ухода инвалида с детства или инвалида 1 группы, а также супруга этого инвалида.3. У граждан, не перечисленных в пунктах 1 и 2 настоящего письма, общая сумма дохода, начисленного по месту основной работы с начала года, до налогообложения дохода уменьшается на сумму, не превышающую за каждый проработанный месяц размер минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации.При наличии у гражданина права на уменьшение дохода по нескольким основаниям совокупный годовой доход уменьшается не более чем на сумму дохода, не превышающую за каждый проработанный месяц пятикратный размер минимальной месячной оплаты труда в РСФСР.Кроме вышеуказанных вычетов совокупный годовой доход за каждый проработанный месяц уменьшается также на расходы в размере минимальной месячной оплаты труда в Российской Федерации на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, на студентов и учащихся дневной формы обучения - до 24 лет и на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода.Этот порядок применяется и в том случае, если дети, студенты, учащиеся имеют самостоятельные источники дохода, а также сохраняется до конца года, в котором дети достигли возраста 18 лет, а студенты и учащиеся - 24 лет, и в случае смерти детей и иждивенцев.У родителей, дети которых учатся в военных училищах, эти расходы исключаются до достижения курсантами возраста 18 лет.Указанные вычеты на детей и иждивенцев производятся из дохода до налогообложения у одного из супругов (по их выбору) на основании письменного заявления, в котором заявитель указывает, что его супруг (супруга) этой льготой не пользуется. Разделение детей между супругами в целях налогообложения не допускается. Не исключаются расходы на содержание детей и у лиц, выплачивающих алименты на этих детей.При создании студентами семей расходы на содержание супругов - студентов учитываются только у каждого из их родителей. Дети студентов (внуки) в составе расходов деда и бабки не учитываются.Пример исчисления подоходного налога за 1992 г.:Герой Советского Союза, выполнявший интернациональный долг в Республике Афганистан, имеет на иждивении дочь в возрасте 17 лет и сына - студента медицинского института в возрасте 23 лет, работает на заводе, его доход составил в 1992 г.: январе - 12500 руб., феврале - 12500 руб., марте - 12500 руб., апреле - 18000 руб.1. Необлагаемый налогом ежемесячный размер дохода данного гражданина составляет 2394 руб.: (342 руб. х 5) + (342 руб. х 2).2. За январь доход, подлежащий налогообложению, составит 10106 руб. (12500 руб. - 2394 руб.). Подоходный налог удерживается при выплате заработка за январь в размере 1212 руб. 72 коп. (12% от 10106 руб.).3. Совокупный облагаемый доход за январь - февраль составит 20212 руб. (10106 руб. + 10106 руб.). Подоходный налог удерживается при выплате заработка за февраль в размере 1212 руб. 72 коп. (12% от 20212 руб. составит 2425 руб. 44 коп. минус налог, удержанный за январь, - 1212 руб. 72 коп.).

4. Совокупный облагаемый доход за январь - март составит 30318 руб. (10106 руб. + 10106 руб. + 10106 руб.). Подоходный налог удерживается при выплате заработка за март в размере 1212 руб. 72 коп. (12% от 30318 руб. составит 3638 руб. 16 коп. минус налог, удержанный за январь - февраль в размере 2425 руб. 44 коп.).5. Совокупный облагаемый доход за январь - апрель составит 45924 руб. (10106 руб. + 10106 руб. + 10106 руб. + 15606 руб.).Подоходный налог удерживается при выплате заработка за апрель в размере 1990 руб. 44 коп. (5628 руб. 60 коп. (12% от 42000 руб. + 15% от 3924 руб.) минус удержанный налог за январь - март 3638 руб. 16 коп.).6. Таким образом, за четыре месяца совокупный доход гражданина составил 55500 руб., а совокупный облагаемый доход для исчисления подоходного налога - 45924 руб. (55500 руб. - (2394 руб. х 4), или 83% от общего дохода. Сумма удержанного подоходного налога составила 5628 руб. 60 коп.С сумм, начисляемых к оплате труда и выплачиваемых по установленным законодательством СССР и РСФСР за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с тяжелыми климатическими условиями, коэффициентам (районным, за работу в высокогорных, пустынных и безводных районах), и с сумм надбавок за стаж работы в указанных местностях налог взимается только у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 12%. В совокупный годовой доход указанные суммы не включаются.В случае если сумма вычетов будет превышать основной заработок, а вместе с надбавкой и коэффициентом общая сумма оплаты труда превысит сумму вычетов, то исчисление налога должно производиться с совокупной суммы основного заработка, коэффициента и надбавки.Пример. Рабочему, имеющему на иждивении 4 детей, по месту основной работы за январь месяц начислено 2030 руб., в том числе основной заработок составил 1610 руб., надбавка за стаж работы 210 руб., сумма по коэффициенту 210 руб. Исчисление подоходного налога в данном случае исходя из совокупного дохода должно быть произведено в размере 38 руб. 40 коп. (12% от 320 руб. (2030 руб. - 1710 руб. (342 руб. + (342 руб. х 4)))).С доходов, получаемых гражданами не по месту основной работы (учебы, службы), по совместительству и по договорам гражданско - правового характера, исчисление подоходного налога производится предприятиями, учреждениями и организациями в таком же порядке, как и по месту основной работы, но без исключения из их доходов сумм минимальной месячной оплаты труда и расходов на содержание детей и иждивенцев.Однако, если гражданин не имеет места основной работы, он в праве подать в бухгалтерию одного предприятия заявление об исключении из дохода сумм минимальной месячной оплаты труда и расходов на содержание детей.О всех доходах, выплаченных гражданам в течение года, и суммах удержанного подоходного налога не по месту основной работы, предприятия, учреждения и организации обязаны представлять сведения (не позднее 1 марта следующего года) налоговым органам по месту своего нахождения с указанием адресов и постоянного места жительства граждан.В связи с введением названного Закона следует иметь в виду следующее:оплата труда, другие денежные и натуральные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением трудовых и гражданско - правовых обязанностей на предприятиях, в учреждениях и организациях всех организационно - правовых форм и у физических лиц, а также все другие доходы, полученные гражданами за работы, осуществленные до 1 января 1992 года, облагаются подоходным налогом в порядке, действовавшем до 1 января 1992 г.;при выплате после 1 января 1992 г. вознаграждения по договорам подряда, работы по которым были завершены и приняты до 1 января 1992 г., исчисление налога производится по ставкам, действовавшим в 1991 г. В доход 1992 г. эти вознаграждения не включаются;премии, дивиденды по акциям, вознаграждения по итогам работы за 1991 г., выплачиваемые после 1 января 1992 г., облагаются подоходным налогом отдельно по ставкам, определенным статьей 14 Закона РСФСР от 3 июля 1991 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке применения на территории РСФСР в 1991 году Закона СССР "О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Единовременные вознаграждения за выслугу лет (стаж работы), выплачиваемые за 1991 г., облагаются налогом отдельно по ставке 12%. Указанные суммы, полученные за 1991 г., в состав совокупного дохода за 1992 г. не включаются;доходы, получаемые членами колхоза в 1992 г. от колхоза, членами которого они являются, за выполненные в нем в 1991 г. работы, подоходным налогом не облагаются.Государственная налоговая служба Российской Федерации, сообщая об основных положениях нового законопроекта, полагает целесообразным организовать их изучение работниками налоговых органов с тем, чтобы своевременно подготовиться к проведению разъяснительной работы и практической помощи налогоплательщикам по этому Закону после его официальной публикации в печати.Руководитель Государственнойналоговой службыРоссийской ФедерацииИ.Н.ЛАЗАРЕВ

За свою историю налог на доходы граждан пережил множество изменений, но практически всегда высокие доходы облагались повышенным налогом, а минимально необходимые для жизни заработки налогом не облагались вообще. Но с момента вступления в силу части второй НК РФ в 2001 году в России действует фиксированная ставка налога в размере 13% и отсутствует минимальный не облагаемый налогами размер доходов.

Впервые подоходный налог был введен в России 11 февраля 1812 года в форме налога на доходы помещиков от принадлежащего им недвижимого имущества. Его ставка являлась прогрессивной и варьировалась от 1% до 10%, а не облагаемый налогом минимум дохода составлял 500 руб. в год. Для сравнения, на тот момент стоимость двухкомнатного дома в Петербурге оценивалась для целей налогообложения недвижимости в 250 руб.

Этот уровень налога продержался до 1992 года, когда в России было принято новое налоговое законодательство, которым также была установлена прогрессивная шкала подоходного налога. Она менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%.

В дальнейшем ставки налога почти ежегодно корректировались по мере роста инфляции, пока в 2001 году не был введен в действие современный НК РФ, впервые в России установивший плоскую шкалу налогообложения доходов физических лиц в размере 13% независимо от суммы дохода. Эта ставка действует и в настоящее время, подвергаясь постоянной критике сторонников прогрессивной шкалы налогообложения.

В марте 2015 года на рассмотрение Госдумы поступили сразу три законопроекта об изменении ставок НДФЛ и порядка его исчисления.

Первый законопроект 1 был внесен 16 марта депутатом от фракции КПРФ Николаем Рябовым и предполагает повышение ставки НДФЛ до 16% при одновременной освобождении от налогообложения суммы в размере прожиточного минимума. Как поясняет автор, это позволило бы снизить налоговую нагрузку на наименее защищенные слои населения.

Практически сразу после него, 18 марта, был внесен второй законопроект 2 от фракции КПРФ, предлагающий ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения по НДФЛ, при которой доходы в сумме свыше 1 млн руб. в месяц будут облагаться налогом по ставке 50%.

Третий законопроект 3 поступил в Госдуму 26 марта от депутатов Сергея Миронова, Василия Швецова, Валерия Гартунга, Михаила Емельянова и Александра Тарнавского. Он также предусматривает введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, превышающие 24 млн руб. в год. Максимальная ставка НДФЛ в случае принятия этого законопроекта достигнет 50% по доходам, превышающим 200 млн руб. в год.

Это не первые попытки отказаться от действующей в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Аналогичные законопроекты регулярно вносятся в Госдуму и так же регулярно отклоняются ею. Например, такой законопроект 4 , внесенный в октябре 2013 года депутатами от фракции "Справедливая Россия", был возвращен его инициаторам 12 декабря 2013 года по причине отсутствия заключения Правительства РФ, после чего так и не был внесен повторно.

История развития подоходного налога в России – в инфографике.

История НДФЛ в России

Материалы по теме:

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии

Вычет по НДФЛ для тех, кто думает про пенсии
В отличие от других социальных вычетов, вычет на уплату взносов по пенсионному страхованию можно получить и в налоговой инспекции, и у работодателя.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Новые правила налога на имущество физических лиц
С 1 января 2015 года налог на имущество физических лиц будет рассчитываться из кадастровой стоимости недвижимости, что повлечет за собой его резкое увеличение.

НДФЛ

НДФЛ
Одним из прямых налогов в России является налог на доходы физических лиц (НДФЛ). На практике у налогоплательщиков возникает множество вопросов, связанных с его уплатой. Как рассчитывается ставка НДФЛ? Какие существуют сроки подачи декларации? И нужно ли ее подавать? Имеет ли физическое лицо право на налоговый вычет? Какие доходы освобождаются от налога? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Материал из Documentation.

Налоговые ставки составляли: [1]

  • Налог на прибыль — 32 % к валовой прибыли
  • НДС + спецналог — 20 % к добавленной стоимости (по сравнению с 1992 годом ставка снижена на 8 процентных пунктов)
  • Начисления на фонд заработной платы — 39 % от фонда заработной платы

В пакете декабрьских указов президента России Б. Н. Ельцина были определены изменения налоговой системы на 1994 год. [2]

Содержание

Ставки налога на прибыль не претерпели изменений. Для банков с 1 января доходы по ценным бумагам и доходы от долевого участия в деятельности других предприятий на территории РФ стали облагаться по ставке 18 %. [2]

Эффективная ставка налога на прибыль составила 41,1 %. [2]

Были изменены налоговые льготы по налогу на прибыль, в частности, были освобождены от налога суммы, направляемые на финансирование капитальных вложений не только производственного, но и непроизводственного назначения. С 1 января 1993 года эта льгота распространяется на финансирование всех капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения и на погашение кредитов, направляемых на эти цели, при условии полного использования амортизационных отчислений. Уменьшение прибыли на сумму взносов на благотворительные цели ограничено перечнем организаций-адресатов перечислений и долей в налогооблагаемой прибыли. До 1 января 1993 года эта доля составляла 2 %, затем была увеличена до 3 %, а при направлении взносов в чернобыльские благотворительные организации — до 5 %. [2]

В предыдущем, 1992 году, наблюдался рост доли поступлений налога на прибыль в ВВП в первые месяцы, следовавшие за окончанием каждого квартала. Так, например, с 6-8 % месячного ВВП в январе-марте доля налога выросла до 16,5 % месячного ВВП и 12,3 % в апреле и мае 1992 года соответственно. Июльские поступления налога на прибыль составили 11,1 % (в июне — 6,8 %), а октябрьские — 13,4 % месячного ВВП (в августе 7,8 %, в сентябре −5,8 % ВВП). Начиная с 1993 года такие скачки не отмечаются, наоборот, наблюдается тенденция к росту поступлений налога в конце квартала. Причина этого заключается в изменения порядка уплаты авансовых платежей по данному налогу. [2]

Поступления налога на прибыль снизились в январе 1993 года до 7 % ВВП, а их доля в величине налоговых поступлений — до 26,3 %. На такую динамику повлияла, в частности переоценка основных фондов, но уже к марту поступления налога на прибыль стабилизировались на уровне 12 % ВВП (39,2 % налоговых поступлений). В дальнейшем на протяжении 1993 года доля налога на прибыль в структуре налогов существенно не менялась, сохраняясь на уровне около 42 %, так как в главных чертах сохранялось неизменным налоговое законодательство. Величина налога на прибыль в процентах ВВП была наибольшей в апреле (12,8 %), а к концу года постепенно, но существенно уменьшилась (до 10,3 %). Всего налоговые поступления составили 24,5 % ВВП. Увеличение поступлений в апреле во многом объясняется введением с 1993 года порядка уточнения недоперечисленных авансовых платежей на ставку процента ЦБ, так как годовой баланс предъявляется предприятиями в налоговую инспекцию до марта, а баланс за 1 квартал — в апреле. Помесячные поступления налогов сильно колебались, однако по сравнению с 1992 годом наблюдается некоторое снижение колебаний величины налога на прибыль в первый месяц каждого квартала. Это объясняется определенной адаптацией предприятий к введению штрафных санкций за занижение авансовых платежей. [2]

В 1993 году большинство предприятий не стремилось уклоняться от налогов. [3] Более того, нередко финансовые службы предприятий не предпринимали даже совершенно законных действий по снижению суммы уплачиваемых налогов за счёт оптимизации бухгалтерской отчетности. [3] В 1993 году ещё вполне можно было услышать из уст финансистов-производственников суждения о том, что не стоит заниматься минимизацией налогов, так как «это мало что дает, все равно налогов придётся платить столько, сколько насчитают, и поэтому лучше не портить отношения с налоговой инспекцией». [1] Однако с течением времени практика сбора налогов и налоговое законодательство только ужесточались, действие льгот во многих случаях было прекращено, а ресурсы прошлых лет были постепенно израсходованы. [3] Поэтому примерно во второй половине 1993 года предприятия, потеряв надежду на уменьшение фискального давления со стороны государства, начали поиск методов уклонения от налогов. [3] С лета 1993 года началось постоянное снижение уровня налоговых поступлений. [3]

Законом от 22 декабря 1992 года с 1 января 1993 года был определен порядок включения в доходы от внереализационных операций сумм, полученных безвозмездно от других предприятий. С этого же срока налог с суммы превышения расходов на оплату труда рассчитывается отдельно от валовой прибыли, поэтому его уплачивают и предприятия, получившие убытки. Превышение фондом оплаты труда удвоенной нормируемой величины в 1993 году облагалось по ставке 50 %. [2]

Важным новшеством в 1993 году стало введение порядка доплаты в бюджет суммы процентов в размере ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, начисленных на разницу между внесенными авансовыми платежами по налогу на прибыль и фактической величиной налога. Законом от 22 декабря 1992 года «О внесении изменений…» с 1 января 1993 года установлен порядок уточнения разницы между авансовыми взносами и фактически полученной прибылью. В целях противодействия занижению авансовых платежей разница между величиной, подлежащей взносу в бюджет по фактической прибыли, и авансовыми взносами индексируется исходя из ставки рефинансирования, устанавливаемой в истекшем квартале ЦБ России. Если же не позднее, чем за 20 дней до окончания квартала, подается перерасчет в налоговую инспекцию и уплачивается разница, то финансовые санкции не применяются. При изменении в течение квартала предполагаемой прибыли плательщик по согласованию с финансовым органом может пересматривать сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов в бюджет налога на прибыль и представлять справки об этих изменениях не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала. При внесении изменений в размер предполагаемой прибыли в финансовый орган по месту нахождения предприятия должны быть представлены основания (изменение производственных показателей, цен и т. д.) для осуществления этих изменений (Письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 13 апреля 1993 г. №№ ЮУ-4-01/53н, 04-02-01 «О порядке определения и полноты перечисления в бюджет разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли и авансовыми взносами налога на прибыль, уточненной на сумму, рассчитанную исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Центральным банком Российской Федерации»). Таким образом, при отсутствии наказания за неуплату авансовых платежей, многие предприятия платили всю сумму налога в сроки, установленные для окончательных расчетов с бюджетом по квартальным платежам налога на прибыль: в начале 1993 года предприятия перерасчет предполагаемой прибыли подали в марте и в марте- апреле уплатили налог, как за 1992 год, так и за 1 квартал 1993 года. В дальнейшем же, столкнувшись с необходимостью обосновывать изменение обстоятельств, многие предприятия стали предпочитать платить аванс своевременно. [2]

Указом Президента «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» № 2270 от 22 декабря 1993 года к списку льгот добавлено освобождение от налога прибыли, направленной на НИОКР в Российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития (до 10 % налогооблагаемой прибыли), в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, на пополнение страховых резервов на страхование жизни. Указом № 2270 установлено применение пониженной в 1,5 раза ставки налога банками, предоставляющими не менее 50 % кредитов сельскохозяйственным предприятиям и малым предприятиям, кроме торговых и посреднических, а также страховщикам, у которых не менее 50 % взносов получено от указанных предприятий. Указом список видов деятельности предприятий, на которые распространяется право не платить налог на прибыль в первые два года с момента регистрации, расширен за счет производства лекарств, изделий медицинского назначения и технических средств реабилитации инвалидов. Причем, если выручка от данных видов деятельности превышает 90 %, в третий и четвертый год работы налог уплачивается в размере 25 % и 50 % соответственно. Срок деятельности малого предприятия, после которого льгота становится необратимой, увеличен с трех до пяти лет. [2]

В соответствии с письмом Министерства финансов РФ № 147 от 13 декабря при применении с 1 января 1994 года повышающих или понижающих коэффициентов на издержки производства или обращения относится сумма амортизации, определенная по утвержденным нормам с учетом применяемых коэффициентов. [2]

  Налоги и ревизии

Подоходный налог платить все же стоит
1 апреля истек последний срок подачи гражданами декларации о доходах за 1993 год. Незадолго до этого, в прошлую среду, заместитель руководителя Госналогслужбы России Владимир Зверховский довольно откровенно признал, что налоговые органы не будут детально проверять налоговые декларации граждан. Тем не менее, некоторая эйфория, наступившая после этого заявления, по мнению экспертов Ъ, преждевременна — в настоящее время подоходный налог составляет одну из четырех основных доходных статей бюджета (наряду с налогом на прибыль, НДС и акцизами), особенно значительную в периферийных регионах. Поэтому маловероятно, что налоговые службы пустят уплату подоходного налога на самотек. Особенно в том, что касается лиц, получающих сверхдоходы.

Кто должен подавать декларацию
В соответствии с российским законодательством по окончании года все граждане, получившие какие-либо доходы за год, обязаны не позднее 1 апреля следующего за отчетным года представить в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию о фактически полученных доходах и произведенных расходах. Декларация должна содержать полный перечень полученных сумм, включающий источники выплат, а также суммы начисленного и фактически внесенного налога.
За 1993 год налоговую декларацию могут не представлять лишь те граждане, чей совокупный годовой доход не превысил 3 млн руб. Впрочем, не обязаны ее подавать и физические лица, получавшие доходы только по основному месту работы (службы или учебы) — в этом случае сумму налога, которая должна быть внесена в бюджет, рассчитывает бухгалтерия предприятия. Исключения составляют только граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — они обязаны сдавать в налоговые инспекции декларацию в любом случае, независимо от полученных ими доходов за год.

Кто и сколько должен платить
Немаловажно, что уплачивать подоходный налог обязаны не только российские граждане, но и иностранцы, а также лица без гражданства. При этом, вполне естественно, доходы граждан, не имеющих постоянного места жительства в России, облагаются налогом только если они получены на территории России.

В 1993 году ставка подоходного налога с суммы до 3 млн руб. составляла 12%; свыше 3 млн руб., но до 6 млн руб. — 360 тыс. руб. + 20% с суммы, превышающей 3 млн руб.; свыше 6 млн руб. — 960 тыс. руб. + 30% с суммы более 6 млн руб.

Какие доходы облагаются подоходным налогом
В налогооблагаемую базу (то есть в сумму, с которой исчисляется подоходный налог) входит не только заработная плата за год или авторские вознаграждения, но и любые другие доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. Так, например, в состав дохода включаются суммы различных благ, представляемые предприятиями, — например оплата питания сотрудников, проездных документов, возмещение затрат на коммунальные услуги или подписку на печатные издания.

Кто и на сколько имеет право уменьшать облагаемый доход
Уменьшить полученную налогооблагаемую сумму на величину одной минимальной заработной платы ежемесячно может любой российский гражданин. Кроме того, дополнительно на одну минимальную заработную плату сокращается доход у лиц, имеющих несовершеннолетних детей (или студентов), а также иждивенцев. Для некоторых налогоплательщиков — например, для инвалидов, чернобыльцев и участников войны — предусмотрены специальные льготы. Они вправе уменьшать свои доходы на сумму от 3 до 5 минимальных зарплат, а чернобыльцам разрешено вообще уплачивать подоходный налог только с сумм, превышающих размер совокупного дохода, облагаемого по минимальной ставке — 3 млн руб. в 1993 году. Если гражданин имеет право уменьшить свой доход по нескольким основаниям, вычеты из совокупного дохода ежемесячно производятся на основании одного, наиболее льготного положения.

Что не включается в совокупный доход
Прежде всего, подоходным налогом не облагаются различные государственные пенсии, пособия и компенсации, в том числе и расходы по командировкам. При этом следует учесть, что при возмещении командировочных расходов в облагаемый налогом доход не включаются только документально подтвержденные транспортные расходы, затраты по найму жилья (вне зависимости от их величины), а также суточные (только в пределах установленных законодательством нормативов).
Не включается в налогооблагаемый доход и материальная помощь, оказываемая по специальным решениям правительства и иностранных государств. Все другие виды материальной помощи, а также стоимость подарков, полученных от предприятий в виде вещей или услуг, не входят в облагаемый доход (в 1993 году), только в пределах 12 минимальных зарплат — сумма свыше 12 минимумов облагается подоходным налогом на общих основаниях. Весьма примечательно, что стоимость получаемых или приобретаемых гражданами товаров (будь то бартерная продукция или продукция собственного производства) учитывается при определении облагаемой базы по свободным рыночным ценам на момент получения товаров, а вовсе не по цене приобретения. При этом рыночные цены определяются, как правило, на основе биржевых цен.
Не включаются в налогооблагаемую базу и выигрыши по государственным облигациям и лотереям, проценты и выигрыши по банковским вкладам. Подоходный налог не взимается с доходов, полученных от продажи принадлежащих гражданам жилья, дачи, автомобилей, драгоценностей или произведений искусства в том случае, если эти суммы не превышают 500 минимальных оплат труда. Не облагаются налогом и суммы в пределах 50 минимальных зарплат, полученных в течение года от продажи другого имущества. При расчете подоходного налога в 1993 году из суммы доходов граждане вправе также исключить документально подтвержденные затраты на приобретение жилья, дачи или кредитов, полученных на эти цели.

Во что обойдется налогоплательщику непредставление налоговых расчетов?
В соответствии с действующим законодательством финансовые санкции за непредставление налоговых документов налагаются не только на предприятия, но и на физические лица (как на российских граждан, так и на граждан других государств). Так, за задержку декларации о предполагаемых доходах 10-процентный штраф придется уплатить предпринимателям без образования юридического лица, а также иностранцам, постоянно проживающим в России (не менее 183 дней). Аналогичные санкции налагаются и на граждан, не подавших документ о планируемых доходах, полученных из источников за пределами России. Интересно заметить, что за непредставление декларации о предполагаемых доходах, а также за несвоевременное представление деклараций, в которых отсутствуют сведения о предполагаемых доходах, штраф не налагается, поскольку отсутствуют данные для его исчисления.
Сумма штрафа налагается по результатам документальных проверок и определяется для физических лиц исходя из причитающихся к уплате сумм подоходного налога (с учетом ранее внесенных платежей), а для предпринимателей без образования юридического лица — в зависимости от величины подоходного налога и НДС. В этом случае понятие "ранее внесенные платежи" включает в себя как налоги, удержанные у источника выплаты доходов, так и уплаченные гражданином на основании декларации о предполагаемых доходах. Штраф за несвоевременное представление деклараций не налагается, если, как и в случае с юридическими лицами, платежей в бюджет (согласно представленным документам) не причитается.
Поскольку сумма совокупного годового дохода, облагаемого минимальной ставкой подоходного налога, была увеличена с 1 до 3 млн руб. только в декабре прошлого года, многие граждане в 1993 году переплатили подоходный налог (до декабря налоговые изъятия с сумм от 1 до 3 млн руб. составляли 20%). Для возвращения излишне внесенного налога необходимо обратиться с соответствующим заявлением в бухгалтерию предприятия или в налоговую инспекцию по месту жительства.

Читайте также: