Доступ к банковской тайне у налоговой комментарии

Опубликовано: 15.05.2024

С 17 марта ФНС может вне рамок налоговой проверки получать в банках информацию о том, кто реально может управлять счетом и снимать с него деньги. По мнению экспертов, это поможет эффективнее бороться с обнальщиками и выявлять теневых бенефициаров, у которых, например, есть доверенность на получение денег со счета номинала. Но изменения могут затронуть и добросовестных налогоплательщиков, опасаются некоторые.

Доступ ФНС к банковской тайне не затронет добросовестных граждан?

В ст. 86 Налогового кодекса «Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля» появился новый пункт. Согласно нему, кредитные организации в течение трех дней после запроса обязаны выдавать налоговой данные о своих клиентах (организациях, ИП и физлицах), отнесенные к банковской тайне:

  • копии паспортов;
  • копии доверенностей на получение находящихся на счете денег;
  • копии договоров на открытие, обслуживание и закрытие счета;
  • копии карточек с образцами подписей и оттиска печати;
  • информацию о бенефициарах, представителях клиента, выгодоприобретателях.

Таким образом, банки будут раскрывать, кто реально может управлять счетом. Основаниями для запроса могут стать истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. В прежнем режиме будет происходить доступ к выпискам по операциям, то есть движению средств.

ФНС и раньше могла получить такие сведения, но только в рамках налоговой проверки. Это было трудоемко для налоговиков. Поправки значительно облегчили и ускорили получение нужных данных. По сути, инициатива нужна для более эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, которые применяют все более сложные схемы ухода от налогов.

Эксперты отмечают явный плюс для налоговой: станет проще сопоставлять официальные доходы и фактические расходы и выявлять их несоответствие. Например, до сих пор фирмы-однодневки обналичивают средства с помощью физлиц. И теперь можно будет получать сведения о таких гражданах.

Налоговая получит возможность без проверок, то есть быстрее и эффективнее, выявлять тех, кто занимается обналичкой с фирм-однодневок, а также выявлять тех, кто может управлять счетами и снимать с них деньги.

Доступ к информации о конкретных бенефициарах и выгодоприобретателях позволит прицельно выявлять теневых бенефициаров, формально не связанных с компаниями . Это сделает налоговый контроль более точечным: к моменту проверки у налоговой уже будет информация о подозрительных операциях, которую раньше получали только в рамках проверки.

Теперь лазеек для сокрытия информации о доходах и уклонения от налогов станет еще меньше. Новые риски возникнут у тех, кто занимается «обналом» и работает с подставными лицами, а также у тех, у кого на счетах происходит движение крупных сумм, хотя они не имеют официального заработка и не платят налоги.

Если вы добросовестный налогоплательщик, то беспокоиться вам не о чем, говорит пресс-служба Федеральной налоговой службы. Но как именно выяснить, что налогоплательщик добросовестный, до получения данных о его счете, задаются вопросом некоторые юристы. Разве это не означает, что, вопреки уверениям ФНС, беспокоиться нужно всем? Хотя по факту интеграция налоговых и банковских баз данных случилась три года назад, в целом банковская тайна оставалась одной из немногих приватных зон в отношениях государства и гражданина. Более того, ей отдается приоритет в ситуациях, когда банковская тайна конкурирует с адвокатской: никаких персональных сведений по запросу адвоката банк не предоставляет. И в нововведении видится этим экспертам очередная экспансия государства в личное пространство граждан.

Возможны злоупотребления налоговой в борьбе с легализацией, поэтому добросовестным налогоплательщикам надо приготовиться при необходимости подтвердить законность появления крупной суммы на счете. Формально изменения не возлагают дополнительных обязанностей на налогоплательщиков, тем не менее ожидается, что банки при открытии счета или совершении операций будут требовать с клиентов дополнительную информацию. В частности, о бенефициарах.

Новая обязанность банков: сообщать данные о клиентах

Курс на прозрачность – тенденция последних лет. В декабре 2020 года Минфин опубликовал два законопроекта, которые расширяют доступ налоговиков к банковской тайне – они смогут получать данные об операциях по счетам банков и их клиентов не только по запросу, как сейчас, а в рамках регулярного информационного обмена с Центробанком.

В каких случаях счета физлиц подпадают под налоговые проверки?

Банк России, в свою очередь, сможет получать от ФНС сведения, составляющие налоговую тайну. Это сделает более прозрачными отношения государства и налогоплательщика. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, это нужно из-за «недобросовестных налогоплательщиков, которые применяют все более сложные схемы ухода от налогообложения с высокой латентностью».

ФНС специально подчеркнула, что «к выпискам по операциям по счетам физлиц непосредственного доступа у налоговиков не будет».


Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Поправки к закону вступили в силу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Налоговая сможет получить от банка больше информации, но только по запросу

Фото: Роман Данилкин / 63.RU

С сегодняшнего дня в силу вступают поправки к Налоговому кодексу, которые заранее успели всех взбудоражить. Много говорилось о том, что у ФНС стало больше доступа к банковской тайне, а делиться тайнами (особенно банковскими) мало кому захочется. Мы разобрались, что именно поменялось и какую информацию налоговая теперь может получить.

Что произошло?

В феврале Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. Среди прочего изменения вносятся в статью 86, которая регламентирует обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля. В ней появляется подпункт 2.1, обязующий банки по запросу в течение трех дней делиться с налоговой дополнительной информацией.

Что теперь будет знать налоговая?

На самом деле ФНС и так получала много информации — банки обязаны сообщать налоговикам об открытии или о закрытии счетов, вкладов, изменении реквизитов и многом другом. Изменения дают налоговой возможность узнать информацию не только о том, на кого счет открыт, но и о том, кто пользуется им по доверенности. По запросу банк должен предоставить копии паспортов лиц, имеющих доступ к деньгам на счете, доверенности, договор на открытие счета и использование интернет-банка, карточки с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию о бенефициарных владельцах, выгодоприобретателях и представителях клиента.

Данные могут узнать в любой момент?

Нет, информация предоставляется по запросу. Законом предусмотрен конкретный список ситуаций, когда ФНС может затребовать информацию у банка. Например, основанием для запроса про организацию или ИП может стать налоговая проверка, истребование документов, решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления. Данными физлица могут поинтересоваться при согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя, а также при проведении налоговой проверки либо истребовании у него документов. И, наконец, данные могут потребовать на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами.

Зачем это нужно?

В ФНС объясняют, что изменения «вводятся для повышения эффективности риск-ориентированного подхода при проведении налогового контроля и предотвращения ущерба от недобросовестных налогоплательщиков, применяющих различные схемы для ухода от налогов». Если совсем просто: налоговая сможет увидеть всех аффилированных лиц, а не только номинальных директоров компаний или владельцев счета.

— Раньше налоговая видела компанию и директора, а кто совершал операции, было непонятно, потому что это уже были внутренние документы, — объясняет экономист Максим Марамыгин. — В налоговую документы уходили за подписью директора. Сейчас они могут посмотреть, кто помимо директора имеет доступ к счету, хотя формально никак не числится.

— Эти нововведения — первый шаг по выводу из тени физических лиц. По юридическим лицам и ИП налоговая и так может получить достаточный объем информации, и всем было понятно, что попытка пролить свет на финансовые отношения рано или поздно доберется и до «физиков», — объясняет Денис Валдеев, юрист компании «Бенефактум». — У принятого закона свои цели: во-первых, преследование обналичивания денег. Во-вторых, тот же 115-й закон о легализации денежных средств, полученных преступным путем. Сейчас достаточно большой объем граждан, которые не имеют официального заработка, налоги не отчисляют, при этом по их счетам бегают огромные денежные суммы. Соответственно, у налоговой задача номер один — обложить эти доходы налогом.

Но принятый закон эту задачу полностью не решает, уверен эксперт: с одной стороны, ФНС получит больше информации о счете и его владельцах, с другой стороны, в законе прописан механизм, по которому информация предоставляется только в рамках камеральных проверок и только по согласованию с вышестоящим налоговым органом.

— Этот механизм частично является защитным от злоупотреблений налоговиками. Но принятый закон — это только первый шаг, ФНС однозначно будет добиваться того, чтобы все денежные операции в стране были прозрачными, — отмечает юрист.

В СМИ началась очередная истерика насчет доступа налоговиков к сведениям, которые составляют банковскую тайну:

Вроде бы теперь банки обязаны передавать ФНС что-то суперсекретное, это усилит контроль над доходами и расходами всех клиентов. А банковская тайна как будто и вовсе теперь не тайна — и это чуть ли не ущемление прав и свобод.

Налоговый кодекс и правда меняется с 17 марта. Теперь банки обязаны передавать больше сведений, но на обычных людей это не повлияет. А вот тем, кто занимается обналом и работает с подставными лицами, будет чуть сложнее бесконтрольно выводить деньги.

Вот что на самом деле изменилось в законе о банковской тайне и чем это грозит.

О каких изменениях речь

17 марта 2021 года вступают в силу поправки, внесенные в первую часть налогового кодекса. В статье 86 появится пункт 2.1 с новыми обязанностями банков. Там и идет речь о передаче некоторых сведений и документов по запросу налоговой.

Т⁠—⁠Ж теперь в приложении

Как было раньше

На самом деле вся статья 86 НК РФ посвящена обязанностям банков в связи с налоговым контролем. Например, банки обязаны сообщать об открытии счетов и вкладов, изменении реквизитов, остатках денег и операциях. Когда вы открыли счет как физлицо или ИП, налоговая автоматически узнает об этом из единой системы. А если она решит проверить декларацию, то узнает и обо всех зачислениях на счет.

Налоговая знает, какая у вас квартира, у кого вы ее купили, сколько зарабатываете, кто ваш супруг и как зовут детей, на какой машине вы ездите и какая у нее мощность двигателя. У налоговой есть данные о ваших родственниках — потому что она ведет реестр ЗАГС. Она знает, есть ли у вас фирмы или статус ИП, какими видами деятельности вы занимаетесь, где работали пять лет назад и кого нанимали, используете ли электронные кошельки и имеете ли счета за границей.

Росреестр передает налоговой сведения о сделках с недвижимостью, ГИБДД — о регистрации транспорта, нотариусы — о наследстве, а МВД — о смене паспортных данных и адресе. И банки тоже передают информацию налоговой — автоматически или по запросу, в рамках действующего закона. Доступ к банковским данным имеют суды, Росфинмониторинг, приставы, следственные органы, Агентство по страхованию вкладов, ЦБ, финансовые управляющие.

Нет такого, что все сведения о вас налоговая получит, только истоптав три пары железных башмаков. Закон позволяет государству знать о вас очень многое. А часть данных вообще находится в открытом доступе — особенно если вы занимаетесь бизнесом.

Что меняется с 17 марта

Вот что еще теперь обязаны передавать банки по запросу налоговой:

  1. Копии паспортов лиц, которые имеют доступ к деньгам на счете.
  2. Доверенности на получение денег со счета.
  3. Договор на открытие счета и использование интернет-банка.
  4. Карточки с образцами подписей и оттиска печати.
  5. Информацию о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях.
  6. Сведения о представителях клиента.

Срок — в течение 3 дней со дня мотивированного запроса.

Мотивированным будет считаться запрос в конкретных случаях.

У организации или ИП. Если проводится налоговая проверка или истребованы документы. Или есть решение о взыскании налога, приостановлении операций по счету или об отмене приостановления.

У физлица без статуса ИП. При согласии руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя. А также если в отношении человека проводится налоговая проверка или у него истребованы документы.

У всех. По запросу другого государства в рамках международного сотрудничества.

В статье 26 федерального закона о банках, посвященной банковской тайне, и в статье 857 ГК РФ изменений нет: там и так написано, что тайну надо сохранять, но есть обязанность предоставлять сведения по запросу и в рамках закона. Банк не вправе отказать, если запрос правильно оформлен и мотивирован.

А вот партнерам, конкурентам, сотрудникам и просто любопытным людям сообщать сведения о счетах и операциях банк не будет.

Кого коснутся эти изменения

Изменения коснутся тех, кто выдавал или получал доверенности на распоряжение деньгами. А также тех, кто открывал счета на подставных лиц и работает через представителей.

Например, есть фирма, которая обналичивает деньги. Обычно такие компании оформляются на людей, которые не имеют отношения к бизнесу и деньгам, а только дают свои паспорта и ставят подписи там, где нужно. А распоряжаются счетом другие люди. Чтобы они имели доступ к интернет-банку, могли снимать деньги и подписывать документы, номинальный директор оформляет доверенность и указывает нужных людей в карточке с подписью и печатью. Больше этот директор о счете и фирме ничего не знает — зато к деньгам имеют доступ те, кому это нужно.

Теперь налоговая сможет узнать, кто именно снимает деньги и распоряжается счетом. Но для этого ей нужно как минимум что-то заподозрить. Хотя и с этим проблем давно нет: все махинации с налогами и обналичиванием видны в автоматизированных системах контроля, где подсвечиваются подозрительные данные в декларациях и странные сделки между конкретными контрагентами.

Или бывает, что фирма проводит операции не в своих интересах, а платит за кого-то или получает деньги как комиссионер или агент. А на самом деле бенефициар сделки — другая компания или человек. Обычно банк запрашивает такие сведения для себя и Росфинмониторинга, но теперь доступ к ним сможет получить и налоговая.

Этого не произойдет автоматически, но при налоговой проверке или взыскании налога — вполне возможно.

Что изменится для обычных людей

Если у вас есть счета в банках и вы сами распоряжаетесь этими деньгами, не занимаетесь обналом в чьих-то интересах и не отмываете преступные деньги в больших объемах — вас эти изменения не коснутся.

Фактически для людей без статуса ИП ничего не меняется: о контроле за операциями речи в поправках не идет, а для запроса информации, как и раньше, нужно решение руководства или проведение проверки. При этом для проверки тоже нужны основания.

Банк сообщает о том, что у вас есть счет, но он не передает информацию о зачислениях и переводах. Пока что в России все еще нет официального контроля над расходами. Если вы купили машину, не имея официального дохода, — это не повод вас штрафовать. Деньги могла подарить бабушка, или вам вернули долг — а с денежных подарков и займов налога нет.

Если у вас есть статус ИП или даже фирма и доверенность на главбуха для распоряжения счетом, беспокоиться тоже не о чем. Даже если представить, что налоговая получит эту информацию, — ну и пусть знает, что условная Марьиванна работает у вас в бухгалтерии и может снимать деньги. У налоговой нет ни желания, ни ресурсов, чтобы запрашивать и обрабатывать данные обо всех доверенных лицах любого бизнеса. Обнальщикам может быть неспокойно, остальных поправки не касаются.

Налоговая мечтает получить доступ к данным о счетах вне налоговых проверок. Но пока таких полномочий у нее все еще нет. И ничего нового, что помогло бы доначислить вам налоги, в законах 17 марта не появится.

Сложности с подозрительными деньгами на счете могут возникнуть и без участия налоговой — примеров достаточно. А за вашими сделками следят и те, от кого вы этого совсем не ожидаете, и те, кто помогает вам с деньгами и документами.

Если волнуетесь за деньги на счете, почитайте:


Обнал был бы злом, с которым нужно бороться, если бы не одно но.
Надо понимать, что деньги, ушедшие в бюджет, проваливаются туда как в черную дыру. На меньшую часть из них будет сделано действительно что-то полезное, а на большую будут совершенно официально переложены в десятый раз московские бордюры или назначена миллионная премия себе-любимому, а неофициально, после некоторых махинаций, куплены атрибуты красивой жизни и остаток выведен из страны в оффшоры.
В данных условиях считаю и обнал, и уклонение от налогов, благом, а обнальщиков - этакими робингудами. Изменю свое мнение, когда у нас будет государство для людей.

Государство как раз и состоит из таких людей. Ворюг. Все воруют. Кто-то из бюджета, кто-то не платит налоги, но пользуется какими-никакми благами этого самого государства. Но каждый считает, что Дартаньян - именно он.


Nadezhda, есть проблема в том, что обнал образует собой грязные деньги, которые используются для дачи взяток, в том числе - откатов. Поэтому обнал способствует коррупции

Nadezhda, а как вы думаете воруют деньги из бюджета? Вот как раз через обнальщиков!


Eugene, В год выводится из страны порядка $100-150 млрд, такого количество нала не существует. Давайте немного все же использовать мозг и калькулятор.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну

Рассматривается понятие банковской тайны, кто из внешних органов может запрашивать и получать такую информацию от коммерческих банков и от Банка России.

Прокомментируем последние изменения в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и оценим суть изменений данной статьи.

Что такое банковская тайна?

Банковская тайна – это общее определение того, что любой коммерческий банк и Банк России должны сохранять в ограниченном доступе или с соблюдением полной конфиденциальности.

Определённая информация о клиентах, их документы, а также сведения, связанные с клиентами, которые становятся известны банку в ходе его регулярной коммерческой деятельности (для Банка России – в ходе исполнения ним своих контрольно-регулирующих функций), подлежит неразглашению, нераспространению или весьма ограничена в этом, согласно законодательным актам.

Кроме банков, под обязательность соблюдения банковской тайны подпадают:

электронные платежные системы

  • Все другие кредитные организации небанковской формы;
  • Аудиторские компании;
  • Операторы платёжных систем, сами платёжные системы;
  • Операционные центры, платёжные клиринговые центры;
  • Банковские платёжные агенты и субагенты;
  • Организации, оказывающие услуги страхования.

За распространение либо ненадлежащую сохранность банковской тайны, банки и лица, указанные выше, могут быть привлечены к административной, уголовной и финансовой ответственностям.

Кто и почему имеет доступ к банковской тайне

Доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, имеют:

открытая банковская ячейка

  • Суды любой юрисдикции;
  • Налоговые и таможенные органы;
  • Орган валютного контроля, уполномоченный Президентом РФ;
  • Счетная палата РФ;
  • Фонд соцстраха РФ;
  • Пенсионный Фонд РФ;
  • Органы исполнения судебных решений (судебные приставы);
  • Милиция, как следственный орган, при наличии постановления о предварительном следствии по находящимся в производстве делам, при обязательном наличии согласия руководителя такого следственного органа;
  • Нотариальные конторы;
  • Консульские учреждения иностранных государств;
  • Орган по противодействую отмывания преступных доходов и противодействующий финансированию терроризма;
  • Единое бюро кредитных историй РФ;

  • Материнские (управляющие) компании организаций, в случае их не нахождения на территории Российской Федерации (им могут передаваться сведения, содержащие банковскую тайну, за исключением сведений, являющихся государственной тайной).

Упомянутые органы имеют право запрашивать и получать следующую информацию:

валютные операции

  • Справки о наличии текущих, расчётных счетов и вкладов у юридических лиц, физических лиц и лиц, являющихся предпринимателями, что ведут свою деятельность без образования юрлица (далее – «субъекты тайны»), об операциях и остатках по этим счетам;
  • Документы, связанные с проведением субъектам тайны валютных операций, открытию и закрытию счетов;
  • Данные о корреспондентах и связанных лицах субъектов тайны;
  • Данные о наличии, получении и отправке электронных средств оплаты (денег) субъектами тайны;
  • Данные о корпоративных платёжных системам, которые используются для перевода и получения электронных денежных средств, про их реквизиты, об изменениях реквизитов.

Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту "Кредитный договор с банком", где подробно объясняются наиболее распространенные нарушения банков

Или ТУТ вы узнаете как производится реструктуризация кредита

Оформление аренды банковской ячейки:

https://legalmap.ru/articles/gp/estate/bankovskaya-yacheyka/

Чем регламентируется банковская тайна. Изменения 2015 года

Статья 26 Федерального Закона РФ определяет:

  • Все основные понятия банковской тайны и её составляющие части;
  • Круг организаций и учреждений, которые обязаны соблюдать требования о сохранности банковской тайны;
  • Органы, имеющие право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, с определением того, какая её часть может быть получена каждым конкретным органом в каждом конкретном случае;
  • Ответственность за разглашение банковской тайны.

В прошлом, 2014 году, было принято два законодательных акта, которые вносят изменения в статью 26 упомянутого Федерального закона:

  • Федеральный закон от 28.06.2014 № 189-ФЗ, в редакции от 22 декабря 2014 (вступает в силу с 01.03.2015 года);
  • Федеральной закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2015 года).

Наши комментарии по изменениям к банковской тайне

Статья 26 Федерального закона № 189-ФЗ

Федеральный закон № 189-ФЗ внёс такие изменения к статье 26: были исключены слова "с их согласия" в части 16 статьи 26.

Фактически это означает, что ранее сведения о субъектах тайны, их операциях и счетах могли передаваться в Единое бюро кредитных историй только с разрешения самих субъектов тайны.

бюро кредитных историй

Такое положение вещей не могло устраивать коммерческие банки, кредитные организации и создателей Единого бюро кредитных историй, ведь его наполнения реально не происходило.

Да и какая должна быть система, когда у каждого субъекта тайны необходимо было запрашивать его согласие на такую передачу?

Скорее всего, все банковские и кредитные организации должны были дополнять анкеты и договора с клиентами пунктом о согласии последних на передачу сведений о них в Единое бюро кредитных историй.

При этом, система могла заработать только для новых клиентов.

И то – спустя какое-то время, необходимое для проведения банками подготовительной работы, что обычно занимает месяцы.

Текущими изменениями Федеральный закон № 189-ФЗ исключил необходимость выполнения такой работы и сделал систему единой для всех клиентов, как для уже существующих, так и всех новых автоматически, упростив жизнь кредитным операторам.

Надеемся, что это будет следующим логичным шагом в построении реально действующего бюро кредитных историй, из которого со временем можно будет получить не только достоверную, но и полную информацию.

Статья 26 часть 29 Федерального закона № 189-ФЗ

Федеральный закон № 189-ФЗ излагает 29-ую часть статьи 26 в новой формулировке, которая теперь включает слова: «разработки и поддержания в актуальном состоянии планов восстановления финансовой устойчивости».

кризис 2014

Суть изменений можно выразить в том, что новая редакция направлена на лучшее урегулирование деятельности по повышению финансово-операционной устойчивости кредитных и банковских организаций.

Её необходимость, как следует понимать, была обусловлена началом периода кризиса в 2014 году и, как следствие, требованием банков дать им возможность вывести свою устойчивость на новый уровень.

Это изменение формулировки позволяет кредитным учреждениям передавать сведения, составляющие банковскую тайну, во внешние органы (включая материнские компании) в ходе процесса по разработке и внедрению шагов по улучшению краткосрочной и долгосрочной ликвидности, сокращению издержек и финансовому оздоровлению, на период кризиса.

Статья 26 часть 31 Федерального закона № 189-ФЗ

Этим же Федеральным Законом вносятся аналогичные изменения к части 31 статьи 26, только уже для Банка России.

Последний должен разработать общие рекомендации для кредитных учреждений по преодолению негативных последствий экономического кризиса и дать им возможность согласовать такую деятельность с положениями статьи 26 Закона «О банках и банковской деятельности».

Статья 26 часть 32 Федерального закона № 189-ФЗ

Этим же Федеральным Законом вносится новая часть 32 статьи 26, которая гласит, что Банк России может передавать сведения согласно части 31, при условии, что получающие такие сведения органы (в т.ч. других государств):

банк России

  • будут соблюдать такую же или более высокую защиту данных сведений, как и Банк России;
  • не передавать их правоохранительным органам без письменного согласия на это Банка России;
  • не использовать их иначе, кроме как для исполнения своих прямых функций, без письменного согласия на это Банка России.

Такое дополнение призвано повысить защищённость Банка России от запросов надзорных, регуляторных, кредитно-финансовых и правоохранительных органов, за счёт создания дополнительных требований, которые таки органы теперь будут обязаны соблюдать, чтобы получить сведения от Банка России.

Банковская тайна (БТ) представляет собой данные о клиентах, запрещенные к разглашению и передаче третьим лицам. Законом установлена ответственность за разглашение подобной информации. Банковское учреждение в соответствии с существующим законодательством должно гарантировать клиентам сохранение в секрете всех данных, относящихся с БТ.

Вопрос: Обязаны ли банки представлять сведения, составляющие банковскую тайну, органам прокуратуры по запросу?
Посмотреть ответ

Нормативная база

Понятие банковской тайны регламентируется 26 статьей ФЗ от 28.06.2014 № 189-ФЗ. В частности, закон устанавливает следующие нормы:

  • Понятие БТ и ее составляющих.
  • Ряд структур, которые могут получить доступ к БТ.
  • Ряд структур, которые обязаны соблюдать БТ.
  • Ответственность за обнародование тайных сведений.

В ФЗ также указан перечень информации, которая может передаваться установленному перечню структур.

Сведения, относящиеся к банковской тайне

ВАЖНО! Претензия о возмещении убытков, причиненных разглашением банковской тайны от КонсультантПлюс доступна по ссылке

Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:

  • Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
  • Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
  • Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
  • Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
  • Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.

Что не может являться банковской тайной?

К БТ не могут относится следующие сведения:

  • Учредительные документы, а также Устав ЮЛ.
  • Бумаги, на основании которых лицо занимается предпринимательской деятельностью (к примеру, свидетельство о регистрации ИП, лицензия на осуществление конкретной работы).
  • Отчетность о финансовой деятельности ЮЛ.
  • Информация, нужная для контроля над расчетом и уплатой налогов и прочих обязательных платежей.
  • Документация, подтверждающая платежеспособность.
  • Данные о структуре учреждения: число сотрудников и их состав, зарплата, условия труда, наличие вакансий.
  • Бумаги, подтверждающие уплату налоговых отчислений и прочих платежей в бюджет страны.
  • Данные о правонарушениях: загрязнении природы, проблемы с антимонопольным законом, игнорирование необходимости обеспечить безопасные условия труда, продажа вредных для здоровья человека товаров.
  • Информация о предпринимательской деятельности должностных лиц банковского учреждения, их участии в акционерных сообществах, товарищеских союзах.

ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.

Кто обязан соблюдать банковскую тайну?

Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:

  • Кредитные структуры.
  • Организации, занимающиеся аудитом.
  • Платежные системы.
  • Банковские агенты по платежам.
  • Операционные центры.
  • Страховые компании.

Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.

Кто имеет доступ к банковской тайне?

Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:

  • Судебные органы всех юрисдикций.
  • Налоговые и таможенные структуры.
  • Орган контроля валюты.
  • Счетная палата страны.
  • Фонд социального страхования.
  • Пенсионный фонд.
  • Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
  • Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
  • Нотариусы.
  • Консульские структуры других стран.
  • Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
  • Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
  • Официальное бюро кредитных историй.
  • Определенные должностные лица.

Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.

Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:

  • Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
  • Производимые финансовые операции.
  • Остаток на р/с.
  • Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
  • Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
  • Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.

Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:

  • Гражданская. Предполагает возмещение банком убытков клиента. Для привлечения финансового учреждения к данной форме ответственности нужно доказать, что разглашение БТ повлекло за собой убытки или упущенную выгоду. Потребуется обосновать причинно-следственную связь между двумя событиями. Данное правило оговорено пунктом 2 статьи 15 ГК РФ. Сначала клиент подает в банковское учреждение требование о возмещении убытков. Если на претензию поступил отказ, подается иск в суд. Данный порядок должен быть обязательно соблюден: сначала подается претензия в банк, и только потом иск в суд. На судебных слушаниях нужно будет подтвердить, что клиент принимал попытки досудебного урегулирования дела, но банк отказал.
  • Административная. Для привлечения работника банковского учреждения к данной форме ответственности нужно подать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. Данный порядок установлен пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
  • Уголовная. Лицо привлекается к уголовной ответственности в ограниченном количестве случаев. К ним относится получение информации, относящейся к БТ, преступным путем (подкуп, угрозы). Также к уголовной ответственности можно привлечь и в том случае, если вследствие разглашения информации возник крупный ущерб или тяжкие последствия, раскрытие БТ было сделано из корыстных побуждений. Данные правила оговорены в статье 183 УК РФ. Для начала уголовного дела нужно составить соответствующее заявление и подать его в полицию. Порядок установлен пунктом 3 частью 1 статьи 140 УПК РФ.

Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.

Читайте также: