Поддержание экономической свободы обычно требует высокого уровня налогов и государственных расходов

Опубликовано: 01.05.2024

Глава 3.
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА.

§ 8. Причины государственной экспансии в экономику. Экономические функции государства*

В период Великой депрессии 30-х гг. ХХ в., а затем в годы Второй мировой войны в США был сформирован довольно значительный государственный сектор экономики. Были национализированы обанкротившиеся промышленные и энергетические предприятия, государство интенсивно занималось строительством производственной инфраструктуры, военно-промышленных предприятий, развитием новых отраслей экономики, т.е. всем, что было не под силу частным корпорациям. В результате появились и начали функционировать многочисленные государственные предприятия. Такое развитие событий было вызвано суровой необходимостью, так как, с одной стороны, выявилась неспособность традиционными (частнокапиталистическими) средствами преодолеть кризис, а с другой – возможность частных предприятий форсировать производство военной продукции была ограничена. Кроме того, усложнение производства объективно требовало вмешательства государства в экономические дела.

Таким образом, в 30-х гг. ХХ в., а также в военные и послевоенные годы, вплоть до конца 70-х гг., экономическая роль государства в США и во всех экономически развитых странах была необычайно велика. При этом вмешательство государства осуществлялось по двум направлениям. Прямые формы вмешательства позволили сформировать мощный государственный сектор экономики практически во всех отраслях и сферах производства и обращения. Косвенные формы вмешательства реализовывались через законодательство, налоги, кредитно-денежную политику, инвестиции, заработную плату, социальные трансферты и т.д.

Экономические функции государства. Государство обеспечивает основные условия, необходимые для бесперебойного, устойчивого развития капиталистической системы. Оно охраняет частную собственность, экономические свободы граждан, разрабатывает законы для действия рыночных (конкурентных) механизмов. Однако помимо этого нужны контрольные механизмы, предотвращающие нечестное поведение рыночных игроков и принуждающие их к должному поведению, разрешающие споры и конфликты и т.д.

Государство осуществляет «коррекцию» свободных рыночных сил через налоговую и кредитно-денежную политику, проводит политику в области труда и занятости, создавая определённые льготы и стимулы, воздействует на предпринимателей с целью активной инвестиционной деятельности в областях и регионах. Оно же, осуществляя перераспределение доходов, до некоторой степени «смягчает» социальное неравенство в обществе.

Государство самостоятельно производит общественные блага, которые частные предприниматели не могут производить в силу больших затрат, долгой окупаемости и малой прибыльности. Это крупные предприятия энергетики, железные и автомобильные дороги, мосты, многие отрасли оборонной промышленности, системы ЖКХ и др.

Рыночный механизм, каким бы совершенным он ни был (с точки зрения конкуренции), не в состоянии препятствовать монополизации и росту цен. Поэтому задача государства предотвращать такого рода монополистические процессы с помощью действующего законодательства. В России соответствующие органы неохотно пресекают монополистическую деятельность крупных торговых компаний. Это иллюстрирует пример с ценами на бензин. И в периоды развития экономики, и в период кризиса 2008–2009 гг. цены на бензин в России на заправках всегда были высокими, превышая цены в США, Канаде и Австралии. В итоге основные нефтяные компании страны были обвинены Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в нечестной ценовой практике и оштрафованы на крупные суммы. Тем не менее и в начале 2010 г. с ценами на бензин мало что изменилось. В данном случае можно говорить о том, что ФАС плохо выполняет свои задачи антимонопольного государственного органа.

В конце XIX в. немецкий экономист Адольф Вагнер установил, что промышленное развитие сопровождается ростом доли государственных расходов в валовом национальном продукте. Эта гипотеза получила название «закон Вагнера». Он формулирует три основные причины этого явления:

1) относительный рост затрат на государственное управление, законность и порядок, а также на регулирование экономической деятельности по мере развития общества;

2) возрастающий спрос на культурную и благотворительную деятельность государства, превышающий рост доходов;

3) экономическое развитие сопровождается ростом промышленных монополий, что требует государственного контроля.

Развивая положения закона Вагнера, можно сделать следующие выводы.

Более активная роль государства необходима для стран со слабым развитием факторов производства (для развивающихся стран и стран с переходной экономикой), а также для стран, характеризующихся крупными территориальными пространствами, с низкой плотностью населения, плохим состоянием инфраструктуры, «зонами застоя», «депрессией» и социально-экономическими контрастами.

По мере выравнивания уровня экономического развития в стране в целом (в региональном измерении), а также развития факторов производства степень присутствия государства в прямых формах постепенно сокращается. Государство переносит основную тяжесть государственного регулирования на косвенные формы: государственный бюджет, налоги, законодательное регулирование отношений собственности, труда, заработной платы, инвестиционной деятельности, стимулирование компаний через систему льгот и т.д.

Таким образом, государство:

• разрабатывает и утверждает правовые основы нормативного развития рыночной экономики, законодательно определяет «правила игры» предприятий, организаций и физических лиц на рынке;

• способствует поддержанию здоровой конкуренции и предпринимательства, помогает в борьбе с монополизмом, осуществляет меры по регулированию экономического цикла, препятствует кризисным спадам экономики, появлению массовой безработицы и высокой инфляции;

• содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может предотвратить значительную социальную дифференциацию, осуществляет меры по социальному выравниванию (поддержание платёжеспособного спроса бедных слоёв населения, предоставление возможностей в сфере образования и медицинского обслуживания и др.);

• осуществляет меры, которые не могут выполнить (или эффективно выполнить) рынок и частный капитал;

• производит общественные блага и предоставляет общественные услуги, например, в сфере образования и медицины;

• стимулирует потребление полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает производство и потребление вредных для здоровья товаров, например сигарет и алкоголя.

Формы участия государства в экономике в современных условиях. Государственная собственность не является «изобретением» ни социализма, ни капитализма. Она существовала ещё в древних цивилизациях (Египте, Китае и др.). Это было связано с тем, что создание крупных объектов, в том числе ирригационных сооружений, строительство городов и дорог, было возможно только с использованием государственной власти, которая могла мобилизовать огромные людские ресурсы и организовать работы. Уже в Древнем Риме в отношении граждан, которых император считал своими противниками, применялась национализация. Их имена заносились в проскрипционный список, который утверждался сенатом и становился законом. Человек, занесённый в список, как правило, обрекался на смерть, а его имущество передавалось в государственную казну. Знаменитый оратор Цицерон вынужден был бежать из Рима из-за того, что осмелился выступить в качестве адвоката одного из таких обвинённых в «измене» Риму. Национализированное имущество использовалось в разных целях. Из него награждали воинов-ветеранов римских легионов и даже освобождённых от рабства гладиаторов.

Типы государственной собственности. В современных развитых странах государственная собственность однотипна вертикальной организации власти:

• собственность государства, которую регулирует федеральная или центральная власть;

• собственность штатов, провинций, земель, автономных республик или областей и краёв, которую регулируют региональные власти;

• природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

В настоящее время соотношение масштабов государственной собственности на этих уровнях власти в разных странах складывается по-разному. Например, во Франции, Канаде и Швеции достаточно равномерно развиты и действуют государственные предприятия на всех уровнях власти. В Великобритании, Италии, Германии, Бельгии развиты региональные секторы экономики, в то время как общегосударственная собственность сильно сократилась по сравнению с 50–70-ми гг. XX в. В США и Японии сокращены и федеральный, и региональный типы государственной собственности. Однако во всех западных странах без исключения большое развитие получила муниципальная (коммунальная) собственность.

Муниципальная (коммунальная) собственность существует в Западной Европе около 15 веков. Она сильно укрепилась в эпоху городов-государств Италии (Генуя, Флоренция, Рим, Венеция и др.) и стала необходимым звеном в системе политической и экономической организации современных западных обществ.

Муниципальные предприятия, как правило, действуют в производстве и сфере распределения общественных благ: электроэнергии, водоснабжении, здравоохранении, образовании, общественном транспорте, системах ЖКХ, в том числе строительстве муниципального жилья. Общественные блага, производимые муниципальными предприятиями, обходятся населению значительно дешевле, чем у частных компаний. Поэтому население выступает, как правило, против попыток приватизации таких предприятий.

Муниципальная собственность в Российской Федерации – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и районным (в составе города) органам власти, а также другим муниципальным образованиям. Сосредоточение различного рода предприятий и служб в ведении городских властей даёт немало преимуществ как самим городам, так и населению. Благодаря упорядочению финансов содержание муниципальной собственности и городского хозяйства обходится дешевле и государственному бюджету.

• государственное регулирование экономики

• прямые и косвенные методы регулирования экономики

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 21. Роль государства в экономике

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Роль государства в экономике.
  2. Общественные блага.
  3. Основы денежной и бюджетной политики государства.
  4. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  5. Государственный бюджет.
  6. Государственный долг.

Внешние эффекты – это связанные с производством или потреблением благ издержки и выгоды для третьих лиц.

Государственное регулирование экономики — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам.

Кредитно-денежная политика (монетаризм) – экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.

Налогово-бюджетная политика (фискальная) – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями.

Общественные блага – блага, которыми граждане пользуются независимо от того, оплачивают они их или нет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Белявский А. В. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Лазебниковой А. Ю., Телюкиной М. В. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2016. - С. 80-91.

Бурковский, Петр Государственное регулирование аграрной экономики Краснодарского края / Петр Бурковский. - М.: LAP Lambert Academic Publishing,. 2015. – С. 156

Мельников, В. В. Государственное регулирование национальной экономики. Учебное пособие / В.В. Мельников. - М.: Омега-Л, 2015. – С. 352

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В передовых странах со смешанной экономической системой влияние государства на функционирование экономики не всегда одинаково.

Участие государства различается по масштабам, формам и методам влияния государства на экономику, по готовности людей мириться и поддерживать такое вмешательство государственных органов в экономическую жизнь.

Эти различия вызваны некоторыми факторами реального состояния дел, а также воздействием традиций и представлений, присущих для данного типа общества, что в настоящее время носит название менталитет.

В целом, роль государства в экономике может быть представлена через следующие экономические функции:

- законодательство в области хозяйственной деятельности, обеспечение правовой базы и общественного климата, которые помогают эффективному функционированию рыночной системы;

- поддержка конкурентной борьбы и гарантия сохранности рыночного механизма;

- перераспределение денежных средств и материальных благ, которое направлено, прежде всего, на выполнение социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней разных категорий граждан;

- контроль распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;

- стабилизация экономической системы в условиях колебания ситуации на рынке, а также поддержка экономического роста;

- предпринимательская деятельность государства.

Экономическими целями, которые стоят перед государством на современном этапе развития, являются:

- повышение доходов и уровня качества жизни людей;

- обеспечение постоянных темпов качественного экономического подъема;

- улучшение позиций страны и ее регионов в мире по сравнению с конкурентами, обеспечение международной конкурентоспособности страны;

- развитие человеческого капитала, повышение географической и образовательной мобильности населения;

- улучшение ситуации в окружающей среде для сбалансированности экономического развития.

- обеспечение полной занятости

Общественные блага – это блага, используемые людьми независимо от того, оплачивают они их или нет (защита государства, охрана правопорядка, средства массовой информации, дорожное покрытие, метеорологическая служба).

Общественные блага доступны всем, они не находятся в продаже и финансируются из государственного бюджета.

Созданием общественных благ занимается государство, потому что в большинстве случаев это производство невыгодно для частных предпринимателей, а поддержка таких, сфер, как социальная защита, образование, научная деятельность, экология, частные производители не в состоянии обеспечивать самостоятельно.

Для создания общественных благ требуются большие финансовые средства, а у государства они есть, так как оно занимается сбором налогов. Таким образом налогоплательщики участвуют в производстве общественных благ.

Большую роль государство играет в тех сферах, в которых задействованы только частные фирмы, которые функционируют по законам рынка. Вмешательство государства в эти сферы необходимо из-за проблемы внешних эффектов или воздействий.

Внешние эффекты – это сопутствующие производству или потреблению благ расходы и выгоды для третьих лиц.

Хозяйственная деятельность предприятий может быть причиной таких последствий, отражающихся на людях, которые непосредственно не участвуют в производстве и потреблении этих благ.

Различают положительные и отрицательные внешние эффекты.

Отрицательные эффекты обусловлены появлением издержек у других лиц в результате производства или потребления товара, а положительные – если у данных лиц имеются выгоды, которые не оплачиваются ими производителям.

Реализация экономической политики связано с применение некоторых методов и форм ее регулирования.

В экономической политике государства выделяют два главных вида: стабилизационное и структурное.

Стабилизационная политика работает на оздоровление экономики, а структурная – на обеспечение ее сбалансированного развития.

Первое направление использует такие методы влияния на экономику, как бюджетно-налоговая (фискальная) и кредитно-денежная(монетарная) политика.

Второе направление включает в себя поддержку особо важных для развития всего хозяйства страны сфер, производство общественных благ, передача государственной собственности в частные руки, обеспечение конкуренции, антимонопольные меры и др.

Влияние государства на рыночный механизм может проводиться двумя путями: путем прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование административного ресурса, а косвенное – экономических методов.

Примером прямого регулирования является прежде всего деятельность законодательной власти, увеличение государственных заказов, расширение государственного сектора в экономике.

Регулирование рынка с помощью методов фискальной и монетарной политики называется косвенным регулированием. В рыночной экономике как правило используют именно этот метод.

Монетаризм – экономическая политика государства, в которой решающая роль принадлежит регулированию объема наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения поэтапного роста государственной экономики.

Центральный банк является главным инструментом денежно-кредитной политики государства, также в этом участвуют и коммерческие банки.

Коммерческие банки получают денежные средства в центральном банке и выдают их своим клиентам за определенную плату, которая называется «процент»

Учетная ставка – это процент, под который коммерческие банки получают кредиты у центрального банка.

Центральный банк может делать кредиты дорогими или дешевыми путем повышения или понижения учетной ставки.

В случае подорожания кредитов, уменьшается количество людей, готовых их взять. Таким образом уменьшается количество денег, находящихся в обращении, а это приводит к снижению инфляции. Но при этом происходит спад производства. Понижая учетную ставку процента и делая кредит более дешевым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производства. Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимулируя или ограничивая производство.

Часть средств коммерческих банков должна в виде резервов находиться в центральном банке для обеспечения выплат клиентам, пожелавшим забрать со счетов свои деньги.

Причиной удорожания кредита может быть увеличение нормы обязательных резервов, так как у коммерческих банков остается мало денег на выдачу кредитов. Это приводит к сокращению числа заемщиков и уменьшению денежной массы в обращении.

Роста денежной массы, находящейся в обращении и удешевление кредитов можно добиться уменьшив норму резервирования.

Так, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обращении, помогать экономике развиваться стабильно.

Государственный бюджет – это сводный план доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.

Бюджет утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за его исполнение.

Через бюджет государство перераспределят созданные обществом блага от непосредственных производителей к другим группам.

Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социальные процессы.

Основные рычаги этого влияния – регулирование налогообложения и государственных расходов. Большинство правительств в условиях дефицита госбюджета предпочитает занимать деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организация. Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам называется государственным долгом.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания – продажа государственных ценных бумаг.

Путем покупки и продажи государственных ценных бумаг центральный банк может либо вливать резервы в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные механизмы воздействия на экономику.

Примеры и разбор решения заданий

1. Впишите слово, пропущенное в таблице.

Направлена на оздоровление экономики

На обеспечение сбалансированного развития экономики

Правильный вариант/варианты: структурная политика.

2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный ____ (А) во взаимодействии с коммерческими банками. Центральный банк выдает денежные средства ____________ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ______ (В) – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную ставку, центральный банк делает кредиты более дорогими или более ________ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается _____ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ________ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

1) дешевый 4) ставка 7) корреляция

2) импорт 5) число 8) кредит

3) коммерческий 6) банк 9) инфляция.

Правильный вариант: банк, коммерческий, ставка, дешевый, число, инфляция.

2. Дефицит и профицит бюджета

Между государственным бюджетом и величиной ВВП существует тесная взаимосвязь. Если представить, что сумма государственных закупок товаров и услуг – постоянная величина, не зависящая от уровня доходов, то при низком уровне доходов будет наблюдаться дефицит, а при высоком – излишек бюджета.

Если бюджет сбалансирован, то величина налоговых поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в экономике наблюдается экономический спад, то сумма налоговых поступлений в бюджет при неизменном уровне государственных закупок сокращается, возникает бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.


Рис.8.1. Циклическое балансирование госбюджета

Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.

Если правительственные расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета. При превышении доходов над расходами государство имеет положительное сальдо бюджета.

Бюджетный дефицит = Расходы – Доходы.

Чистые налоги = Налоговые поступления – Социальные выплаты.

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг – Чистые налоги.

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема национального выпуска. В периоды депрессии, когда ВВП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета.

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных единиц, а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y = 0 налоговые поступления Т = 0. Когда расходы возрастают до 1000 единиц, то налоговые поступления становятся равными государственным расходам (200 единиц). При доходах 1500 единиц государственные расходы составят 300 единиц и т.д.

Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком – избыток бюджета.

Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такого прироста налогов, который «окупал бы» возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.

Если в государственном бюджете имеется избыток, т.е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВВП.

Напротив, если госбюджет испытывает дефицит, т.е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВВП увеличивается.

Таким образом, бюджетный дефицит – это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е годы Дж. Кейнс и шведские экономисты Г. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе – люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов.

Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Для анализа источников образования дефицита госбюджета выделяют:

1) структурный дефицит;

2) циклический дефицит.

Структурный дефицит бюджета возникает в периоды коренной ломки отраслевых структур экономик, которые повторяются с периодичностью в 45-55 лет. Он рассчитывается как разность между текущими государственными расходами (G) и доходами, которые могли бы поступить в бюджет при условии полной занятости при существующей системе налогообложения:

где Встр – структурный дефицит государственного бюджета;

Yf – ВВП при условии полной занятости;

t – ставка подоходного налога.

Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

где Вцикл – циклический дефицит госбюджета;

Y – фактический ВВП за данный год.

В период экономического спада государство проводит политику инъекций в национальную экономику и вынуждено увеличивать размер государственных расходов. Первоначально уровень возросших государственных расходов увеличивает объем бюджетного дефицита. Но уровень государственных расходов и ставка налогообложения могут воздействовать не только на величину бюджетного дефицита, но и на уровень совокупного спроса, следовательно, на объем ВВП. Возросший объем государственных закупок увеличивает объем доходов, тем самым увеличивает общий объем налоговых поступлений в казну, следовательно, уровень бюджетного дефицита должен, наоборот, сократиться.

Однако налоги влияют на величину совокупного спроса через мультипликатор. Поэтому изменение равновесных доходов (D’-D) равно изменению государственных расходов (G’-G), умноженному на величину мультипликатора (МРС). Так как изменение уровня доходов может быть записано как изменение величины ВВП (Y’-Y), то:

Известно, что изменение бюджетного дефицита (B’-B) равно изменению уровня государственных расходов минус изменения суммы налоговых поступлений t (Y’-Y), которое имело место в результате изменения уровня доходов:

Таким образом, прирост государственных расходов будет способен вызвать оживление экономической активности, при котором сумма взимаемых налогов превысит данный прирост государственных расходов. При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений (S) и чистых налогов (Т) равна сумме правительственных закупок (G) и инвестиций (I), а мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1:

В период экономических спадов государство допускает увеличение дефицита государственного бюджета. При анализе зарубежными экономистами стабилизационных фискальных мероприятий было обнаружено, что прирост дефицита государственного бюджета на равную величину оказывает разное влияние на совокупный спрос в стране – в зависимости от того, финансировался прирост дефицита бюджета за счет снижения налогов либо за счет изменения государственных закупок. При снижении налогов домашние хозяйства часть увеличившегося располагаемого дохода направляют на сбережения, поэтому первоначальный прирост потребления оказывается меньше величины снижения налогов. В результате прирост дефицита госбюджета, финансируемый за счет налогов, оказывает большее влияние на прирост совокупного спроса. Это явление открыл лауреат Нобелевской премии Т.
Хаавельмо. Оно получило название теоремы Хаавельмо. Суть его состоит в следующем.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального дохода равен первоначальному приросту государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета при этом равен 1.

В механизме действия изменения налогов на уровень ВВП налоговый мультипликатор показывает чистое влияние на величину ВВП роста налоговых сборов на 1 доллар. Тем не менее, изменение налогов сопровождается обычно изменением величины государственных расходов. Такое комбинированное влияние на ВВП отражает мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор устанавливает, что прирост правительственных расходов d(G), сопровождаемый равным по величине приростом налоговых поступлений d(Т), имеет своим результатом рост выпуска продукции (ВВП). Такое явление возникает при одновременном действии встречных эффектов:

1. Прирост правительственных расходов (dG) ведет к увеличению совокупного спроса (dAD) на такую же величину;

2. Прирост налогов (dT) сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину ( с учетом МРС), падение совокупного спроса с учетом располагаемого дохода будет равно МРС (Y-dT) + a = MPC * Y(1 – t) + a.

Попробуем вывести значение мультипликатора математическим способом.
Представим функцию совокупного спроса в виде

AD = Y = MPC * Y + a + I.

Введем в ее формулу математические значения G, T, TR, характеризующие степень вмешательства государства в экономику страны. При этом чистые налоги равны T – TR (налоговые поступления минус социальные бюджетные выплаты), а государственные закупки G равны государственным расходам минус транcфертные платежи TR:

Y = MPC (Y – T + TR) + G + a + I.

Раскроем скобки и представим налоговые поступления в бюджет как

Т = Y*t, при условии, что это – пропорциональные налоги:

Y = MPC*Y – MPC*t*Y + MPC*TR + G + a + I.

Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, обозначим их А
(автономное потребление в экономике):

Y – MPC*Y + MPC*Y*t = A + I, где А = МРС * TR + a + I;

Выражение 1/1-МРС(1-t) и есть мультипликатор государственных расходов.

Мультипликатор государственных расходов давно применяется в макроэкономическом моделировании, в частности в модели делового цикла Хикса–Самуэльсона. Смысл этой модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины государственных расходов
(неокейнсианский подход).

Существует три способа для финансирования бюджетного дефицита:

1) путем дополнительной эмиссии денег;

2) за счет кредитов ЦБ;

3) посредством заимствований у населения и фирм.

Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.

Существуют три концепции балансирования бюджета:

1. Концепция ежегодного балансирования (рикардианство). Экономические субъекты исходят из убеждения, что любые долги надо рано или поздно отдавать. Они прирост задолженности государства воспринимают как прирост налогов в будущем, т.к. другого, кроме налогов, источника доходов у государства нет. Государственное бюджетное ограничение:

Тнаст. + Тбуд./ (1 + i) = Gнаст. + Gбуд./ (1 + i).

Концепция отрицает положительные эффекты стабилизационной фискальной политики. Так, рост госрасходов не приводит к стимулированию совокупного спроса вследствие эффекта вытеснения инвестиций. Снижение налогов не приводит к росту потребительских расходов, а приводит к росту сбережений, так как субъекты должны быть готовы к повышению налогов в будущем.

2. Концепция циклического балансирования. Утверждается допустимость балансирования бюджета в ходе экономического цикла. Дефициты в периоды спада позволяют стимулировать совокупный спрос, а излишки в периоды подъемов – сдерживать «перегрев» экономики. Такая политика позволяет сгладить амплитуду колебаний цикла на 30 – 35%.

3. Концепция функциональных финансов. Проблема сбалансированности бюджета рассматривается как второстепенная, на первый план выдвигается задача стабилизации экономического развития. Поддержание высокой занятости имеет приоритет. Рост госдолга не приведет к угрозе банкротства государства при условии хорошо отлаженной финансовой системы и высокой степени доверия к государственным институтам.


Формула процветания

На протяжении всей своей истории человечество ищет формулу процветания. К «хорошей жизни» с самого своего рождения стремится каждый человек. Именно ее — «хорошую жизнь» — в качестве своей цели провозглашают и обещают гражданам политики, депутаты, министры, президенты почти во всех странах и почти у всех народов.
Однако понятие «хорошей жизни» субъективно, хотя можно выделить общепринятые составляющие. Материальная база «хорошей жизни» — высокий уровень благосостояния. Кроме того, далеко не последнюю роль играют достойная работа, хорошее здоровье, качественное образование, благоприятная окружающая среда, гарантии прав человека, равные возможности, мир и безопасность. Практически любой из названных показателей можно измерить. Так, скажем, здоровье непосредственно связано с продолжительностью жизни или уровнем младенческой смертности. Если взять в качестве критерия богатства той или иной страны такой показатель, как ВВП на душу населения, и разбить эти страны на 10 групп, несложно заметить, что в богатых странах люди живут в среднем на четверть века дольше, чем в беднейших. Младенческая смертность в богатых странах на порядок — более чем в 10 раз — ниже. В богатых странах, в отличие от бедных, население имеет доступ не только к медицинскому обеспечению или образованию, но и к такому жизненно важному ресурсу, как питьевая вода. С некоторых пор ООН рассчитывает индекс человеческого развития, в который включается большинство из перечисленных критериев. Статистика подтверждает прямую корреляцию между этим индексом и уровнем ВВП на душу населения.

Экономическая свобода и ВВП
Высокий уровень благосостояния обеспечивается прежде всего экономическим ростом. Классические экономические школы ставят уровень ВВП в зависимость от наличия трех видов ресурсов: природных, трудовых и финансовых (капитал). Однако подобный подход не объясняет, почему одни страны, чрезвычайно богатые природными и трудовыми ресурсами, не способны обеспечить даже среднемирового уровня ВВП на душу населения, а другие, лишенные подобных, природой данных преимуществ, находятся на вершине списка. Что же касается финансовых ресурсов, в условиях глобализации и свободного перемещения капитала доступ к ним может получить практически любая экономика.



Выясняется, что гораздо большую роль играет экономическая модель, принятая в той или иной стране. Проще говоря, уровень благосостояния, который отражает ВВП на душу населения, зависит от того, насколько экономически свободным является общество. Подобно тому как понятие «хорошая жизнь» можно разделить на составные части, можно вычленить и элементы экономической свободы. Это свобода производить, торговать, сберегать и инвестировать; свобода пользоваться различными денежными инструментами и валютами; свобода граждан от конфискации собственности государством, от государственного произвола, равно как и от криминального насилия.


Высокому уровню экономической свободы соответствуют низкие налоги, ограниченные размеры нерыночного сектора,включающего в себя не только государственные предприятия, но и монополии, а также ограниченные масштабы государственного регулирования. Не менее важно обеспечение равных условий ведения бизнеса, стабильности покупательной способности национальных денег, а также гарантия прав собственности и исполнения контрактов. Наконец, экономическая свобода означает свободу заключения контрактов внутри страны и с зарубежными партнерами.


Все эти факторы учитываются в существующем с 1974 года индексе экономической свободы, который вычисляется ежегодно по большинству стран. Разбив государства на пять категорий в зависимости от значения индекса и сопоставив полученные группы по уровню ВВП на душу населения по ППС (паритету покупательной способности), несложно заметить, что 20% самых экономически свободных стран (верхний квинтиль) в 10 с лишним раз богаче, чем 20% наименее экономически свободных государств (нижний квинтиль).
И разрыв этот год от года увеличивается, поскольку экономическая свобода обеспечивает более высокие темпы роста ВВП. Если государства верхнего квинтиля способны обеспечить ежегодный экономический рост в среднем на уровне 2,5%, то в нижнем квинтиле наблюдается только 0,6% в год. Стоит ли удивляться, что практически по всем составным частям «хорошей жизни» наиболее экономически свободные страны держат пальму первенства.

Не выдерживает критики и тезис о том, что страны, где более развито государственное регулирование и государственный сектор занимает более значительное место в экономике, обеспечивают более «справедливое» распределение ресурсов и, несмотря на более низкий общий уровень благосостояния, гарантируют достойное существование подавляющему большинству граждан, тогда как в экономически свободных странах этого нет. В реальности уровень бедности в несвободных странах (37,4% населения) значительно выше, чем в свободных (15,7%).


Политическая свобода и ВВП
Для кратко- и среднесрочного успеха экономическая свобода абсолютно необходима, однако, как показывают результаты сопоставления долгосрочных данных, одной ее недостаточно. Долгосрочные гарантии успеха обеспечивает политическая свобода. Политически свободные страны богаче, чем политически несвободные, экономический рост в них выше, а переход от политической свободы к политической несвободе ведет к экономической деградации. Переход же от несвободы к политической свободе, напротив, ускоряет экономический рост. Более того, политическая несвобода создает непреодолимый барьер для экономического роста. В странах, перешедших от политической свободы к политической несвободе, ВВП на душу населения не превышает 15 тыс. долл. по ППС в ценах 2002 года.

Материальная база «хорошей жизни» — высокий уровень благосостояния, достойная работа, хорошее здоровье, качественное образование, благоприятная окружающая среда, гарантии прав человека, мир и безопасность.

Этот барьер существует даже для купающихся в ресурсах стран — экспортеров энергии, являющихся политически несвободными, таких как Иран, Ирак, Ливия, Алжир, Саудовская Аравия. В то же время для политически свободных экспортеров нефти такого барьера не существует.

Разные политические институты по-разному защищают политическую свободу и по-разному воздействуют на экономический рост. Возникает вопрос, какая политическая система наилучшим образом способствует экономическому росту — «сильная» или «слабая».

Более быстрому экономическому росту в долгосрочной перспективе содействуют такие политические институты, как парламентская форма правления по сравнению с президентской, германо-скандинавская система права по сравнению с французской, политическая конкуренция по сравнению с политической монополизацией, федерализм по сравнению с централизацией, политические и гражданские свободы по сравнению с их отсутствием, большое количество сдержек и противовесов по сравнению с их недостатком или отсутствием. В долгосрочной перспективе «слабая» («легитимная») политическая система оказывается более эффективной, чем «сильная» («решительная»).

Смысл прогрессивной шкалы НДФЛ — в выравнивании доходов, но политика перераспределения не помогает бороться с неравенством, пишет независимый эксперт Юлий Юсупов и рекомендует книгу по теме — «Этика перераспределения» Бертрана де Жувенеля.


Считается, что прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц может уменьшить экономическое неравенство (богатые будут платить больше налогов, а бедные -меньше), но политика перераспределения приводит лишь к перераспределению власти, пишет независимый эксперт Юлий Юсупов. Чтобы понять, как это работает, он рекомендует прочитать книгу французского экономиста Бертрана де Жувенеля «Этика перераспределения» и приводит основные тезисы автора.


Юлий Юсупов

Директор Центра экономического развития Узбекистана, независимый эксперт-экономист

Прогрессивная или плоская шкала налогообложения?

Сейчас активно обсуждается вопрос, каким быть налогу на доходы физических лиц: прогрессивным (то есть чем больше доход, тем выше ставка налога), либо пропорциональным (ставка не зависит от размера дохода). Смысл прогрессивного налогообложения — в выравнивании доходов: государство забирает «излишки» денег у богатых и тратит их на бедных.

Мне лично больше нравятся иные методы борьбы с неравенством:

  • устранение дискриминации (гендерной, национальной, социальной и пр.) при доступе к ресурсам, работе, общественным благам;
  • создание общественных благ, способствующих улучшению качество человеческого капитала и расширяющих возможности бедных в улучшении своего материального положения и социального статуса (услуги образования, здравоохранения, поддержка начинающего бизнеса и прочее);
  • устранение разного рода монополий и преференций, позволяющих обогащаться за счет неравных условий ведения бизнеса;
  • борьба с коррупцией и обеспечение прозрачности и эффективности использования государственных средств.

Политика перераспределения доходов через налоги, в моем представлении, не находится в числе приоритетных инструментов в борьбе с неравенством. Больше напоминает лечение симптома, а не болезни.

И тут вспомнилась классическая работа экономиста Бертрана де Жувенеля (1903−1987). По его мнению, перераспределительная политика государства — это форма наступления на экономическую свободу.

В книге «Этика перераспределения» (1952) он выдвигает аргументы против усиления правительственного вмешательства в распределение доходов.

К чему приводит перераспределительная политика на самом деле

Перераспределительная политика в целом оказывает дестимулирующее воздействие на производство: прогрессивная шкала налогообложения и рост налогов уменьшают стимулы к предпринимательской и трудовой деятельности, ограничивают возможности частных лиц осуществлять инвестиции.

Вопреки распространенному мнению, на практике перераспределение носит скорее не вертикальный (от бедных к богатым), а горизонтальный характер. Иллюзия, что благосостояние бедных можно «подтянуть» до социально приемлемого (для данного общества) уровня, отняв сверхдоходы, превышающие некий «потолок», на самом деле не подтверждается статистикой доходов.

Дело в том, что сверхдоходы получает лишь небольшая социальная группа и поэтому их явно недостаточно для достижения поставленной цели. Кроме того, необходимо помнить, что значительную часть своих доходов богатые люди направляют на инвестиции.

Поэтому, если общество не желает уменьшения капиталовложений, оно не станет перераспределять эту часть. Следовательно, решение социальных задач, которые ставят перед государством сторонники активного перераспределения доходов, возможно лишь за счет налогообложения средних и даже низших слоев населения. В результате подавляющая часть перераспределяемых средств черпается из тех же слоев, которым впоследствии и возвращается!

Жювенель выражает сомнения в справедливости тезиса о росте общественного благосостояния при перераспределении доходов от богатых к бедным. Предполагается, что перераспределенный доллар имеет для бедного большую предельную полезность, чем для богатого.

Во-первых, пишет Жювенель, бедных гораздо больше, чем богатых. Поэтому, чтобы каждый бедный мог получить по доллару, богатый должен отказаться не от одного, а, например, от 500 долларов.

Во-вторых, увеличение доходов бедного позволит ему удовлетворять нужды, которых до этого, может быть, и не было. Зато падение уровня доходов богатого заставит его отказаться от удовлетворения уже сформировавшихся потребностей. Если же падение дохода настолько велико, что приходится менять образ жизни, то это связано с колоссальным неудовольствием.

Перераспределение доходов ущемляет права меньшинства, потребности и вкусы которого не совпадают с потребностями и вкусами большинства членов общества. Удовлетворение нетипичных нужд требует дополнительных расходов, так как товары и услуги немассового производства относительно дороги.

Поэтому в результате изъятия «излишков», во-первых, сокращаются усилия людей, направленные на получение более высоких доходов (а значит, и на возрастание национального дохода) для удовлетворения своих оригинальных потребностей.

Во-вторых, теряется разнообразие укладов жизни. В-третьих, необходимо помнить, что многие широкораспространенные сегодня товары были когда-то предметами роскоши, доступными избранным, и что их массовое производство стало возможным лишь благодаря расходам меньшинства.

Изъятие «излишков» у состоятельных граждан лишает последних возможности осуществлять ряд социально полезных функций: инвестировать деньги в производство, финансировать культуру и искусство, осуществлять расходы на образование, оказывать прочие «непрофессиональные» услуги обществу.

Эти социальные функции должно теперь взять на себя государство. Но разве не противоречит здравому смыслу стремление уменьшить отрицательные последствия перераспределения за счет еще большего перераспределения? Не говорит ли это о том, что на самом деле «оптимум благосостояния» не достигнут?

Передача функций, выполняемых ранее частными лицами, государству означает, с одной стороны, всевластие государства, с другой — лишение граждан фундаментальной ответственности перед обществом и семьей. Под удар попадает прежде всего частная жизнь людей, так как государство забирает значительную часть функций по воспитанию и обучению детей и обеспечению жизненного уровня.

В тяжелых условиях оказываются представители свободных профессий (поддержание профессиональной деятельности которых требует дополнительных расходов, а значит и доходов). Напротив, коллективные институты (прежде всего корпорации) имеют возможность не платить налоги со своих расходов (в отличие от частных лиц).

«Но разве расходы практикующего врача на восстановление сил или отца семейства на обучение своего ребенка менее социально полезны, чем расходы корпораций, являющиеся вычетом из прибыли и поэтому не облагаемые налогом?» — спрашивает Жювенель.

Автор приходит к следующему выводу: на практике активная перераспределительная политика означает не перераспределение доходов от богатых к бедным, а перераспределение власти от индивидуумов к государству и корпорациям. Происходит смена элиты. Новый правящий класс — это государственные чиновники и менеджеры корпораций.

Есть над чем подумать.

Ранее налоговый консультант Татьяна Шалунова специально для Spot писала о преимуществах плоской шкалы налогообложения.

Читайте также: