Расходы на обучение сотрудников налог на прибыль

Опубликовано: 04.05.2024

Спросили у владельцев и руководителей компаний, окупаются ли расходы на обучение и есть ли смысл переживать, что после обучения сотрудники уйдут к конкурентам.

Расходы на обучение окупаются, и это можно посчитать

Обучение сотрудников — хороший инструмент, который решает две задачи:

  • обучить сотрудников. Когда сотрудник учится, он получает новые знания и навыки, которые можно применять в бизнесе, делать его более эффективным и прибыльным. При этом сотрудники могут больше зарабатывать, потому что приносят больше пользы бизнесу;
  • мотивировать их. Когда работодатель вкладывается в обучение сотрудников, они понимают, что нужны работодателю и ценны для него. Это мотивирует их работать лучше.

По моему опыту, мотивация и вовлеченность сотрудников в обучение выше, если они тоже вкладываются в обучение. Например, работодатель оплачивает 60%, а сотрудник — 40%, или 70% и 30%. Это делает процесс обучения более эффективным.

Я вкладываюсь в обучение сотрудников, пример из последних — оплачивал курсы таргетированной рекламы для сотрудницы. И в этот раз не взял с нее денег, решил, что сам всё оплачу. Она прошла обучение, и на какое-то время это ее мотивировало брать больше задач. Но потом она подскисла и ушла. У меня есть гипотеза, что если бы сотрудница оплатила часть обучения, толку было бы больше, потому что когда я так делал в других своих компаниях, результаты были удовлетворительнее.

Сколько тратить на обучение сотрудников, зависит от возможностей компании. Но можно посчитать примерно так:

Допустим, сммщик получает зарплату 50 000 рублей. Он пока не умеет настраивать таргетированную рекламу, а она нужна компании. Компания оплачивает ему курс по таргету за 100 000 рублей.

После курса сммщик может взять на себя настройку рекламы, и за это работодатель поднимет ему зарплату на 10 000 рублей.

Если бы сммщик не обучился, компании пришлось бы нанять таргетолога, например, тоже за 50 000 рублей. Тогда получается, что компания окупает вложения в обучение сотрудника за два месяца его работы, а потом экономит на таргетологе по 40 000 рублей в месяц.

Так можно оценивать окупаемость вложений в обучение сотрудников.

При этом вкладываться стоит в обучение тех сотрудников, которые уже показывают хорошие результаты, чтобы дальше их развивать. Обучать тех, кто работает плохо, смысла нет.

Андрей Гурин, сооснователь консалтингового бюро HorecaExperts, акционер Jeffreys Coffeeshop, основатель производства «РосВывески»

Стоит вкладываться в обучение сотрудников, если компания хочет становиться более эффективной и конкурентоспособной. Но при этом важно сохранить баланс прибыли и расходов.

Иногда для развития сотрудников не нужно много денег, а достаточно лишь политической воли собственника бизнеса. Есть разные инструменты, например, начальник отдела может составлять с сотрудниками индивидуальные планы развития: разбирать, какие точки роста есть у каждого, и определять, какие знания и навыки могут вывести специалиста на новый уровень. А обучаться сотрудник может самостоятельно по материалам, книгам в открытом доступе и на недорогих курсах.

Сколько вкладывать, зависит от целей компании, ее прибыли и других факторов, но в любом случае нужно оценивать эффективность расходов. Всё можно посчитать: измерить ключевые показатели по сотрудникам, затем сравнить, сколько потратили на обучение, как изменились показатели и как это отразилось на чистой прибыли компании.

Сравнить, сколько потратили на обучение, как изменились показатели и как это отразилось на чистой прибыли компании

Например, возьмем такие показатели:

  • средний чек продавца до обучения — 5000 рублей;
  • количество чеков в месяц — 50 штук;
  • стоимость обучения — 50 000 рублей;
  • средний чек продавца после обучения — 10 000 рублей;
  • количество чеков в месяц — 50 штук.

Получается, после обучения продавец стал приносить компании в два раза больше денег: 500 000 рублей вместо 250 000 рублей. И его обучение окупилось в первый же месяц.

Некоторые боятся, что сотрудники после обучения уйдут к конкурентам, но это нормальный процесс: иногда сотрудники уходят в другие компании, иногда еще более подготовленные переходят от конкурентов к нам. Если компания привлекательна для сотрудника и они видят перспективы, расходы на обучение не будут напрасными.

Обучение сотрудников для небольших компаний не менее важно, чем для корпораций, потому что они конкурируют с крупными игроками за человеческий ресурс. Сильные сотрудники с хорошим потенциалом обычно выбирают рабочие места, на которых можно учиться и развиваться — это дает возможность построить успешную карьеру.

Обучение сотрудников — не вопрос выбора, а необходимость

Антон Верт, владелец компаний Vertcomm — производство корпоративных подарков, и Merchcomm — мерч для брендов и блогеров

Затраты на обучение сотрудников — это одна из статей расходов компании. Какой бы ни была по размеру компания, обучение сотрудников поможет ей экономить на внешних подрядчиках, оптимизировать внутренние расходы на типовые операции и выйти на новый уровень качества. При этом в маленьких коллективах обучение даже важнее, потому что эффект от него в разы выше, чем в больших.

У нас около пятидесяти сотрудников и несколько параллельных потоков обучения, например продуктовые мастер-классы, дизайн, пиар и маркетинг, инструменты продаж.


Я бы выделил два вида обучения сотрудников:

  • обязательное — то, без которого не получится нормально работать. Например, обучение по изменениям в законодательстве или бухучете. Тут нет выбора, вкладываться или нет;
  • желаемое — обучение новым навыкам и подходам к работе, например курсы по работе с новым оборудованием или тренинги по продажам. Здесь важно, чтобы сотрудники сами хотели учиться.

С выбором курсов для желаемого обучения два варианта: по инициативе работодателя или сотрудника. В первом случае нужно понять, какие цели у компании, определить тех, кто готов учиться, или вместе с сотрудниками обсудить их желания и соотнести их с целями компании, а затем выбрать курсы.

А если сотрудник сам проявляет инициативу, нужно попросить у него список курсов, которые хочет пройти, сравнить их по цене, качеству, отзывам с другими и принять решение.

Ольга Кулиш, директор по персоналу сети коворкингов «Практик»

Самая главная ценность Практика — сотрудники, поэтому во внутренних документах мы пишем слово сотрудник с большой буквы и по этой же причине вкладываемся в их обучение.

У нас есть корпоративный университет, в рамках которого разработана система адаптации новых сотрудников. Эта система помогает знакомиться с правилами, изучать стандарты работы, зоны ответственности и структуру работы в компании. Мы также используем дистанционный формат обучения, поэтому сотрудники могут изучать учебные и рабочие материалы в любое время. Еще сотрудничаем с внешними образовательными провайдерами.

После стажировки сотрудник может выбрать интересное для него направление развития, например управление проектами, наставничество, управление локацией. В этом году мы пошли дальше и начали обучать сотрудников тому, как учить коллег. Того, кто их учит, мы называем наставником наставников.

Для нас вопрос, обучать сотрудников или нет, не стоит, — это производственная необходимость. Мы не думаем, стоит ли вкладываться, вместо этого поощряем стремление сотрудников учиться. Например, у нас действует гибкая система мотивации «Практик Коинс»: сотрудники получают бонусы в виде коинов и раз в квартал могут потратить их на то, что им нужно. Если сотрудник выбирает потратить коины на обучение, мы добавляем грант от компании — частичную или полную оплату учебы.

Если сотрудник выбирает потратить коины на обучение, мы добавляем грант от компании — частичную или полную оплату учебы

Обучение и развитие сотрудников в Практике носит прикладной характер: мы отслеживаем эффективность вложений по качеству переговоров с клиентами, сервиса в локациях, организации мероприятий и результативности проектов.

Расходы на обучение — это инвестиции в продукт

Всем компаниям каким-то образом нужно растить сотрудников. Маленьким компаниям и стартапам растить сотрудников важнее, чем корпорациям, потому что такие компании нацелены на кратный рост, постоянно сталкиваются с новыми задачами и нуждаются в сотрудниках с разными навыками, а в корпорациях нет задачи по кратному росту — они растут по несколько процентов.

Обучение может стоить дорого, но оно выгодно компании. Например, у нас есть два типа сотрудников: линейные и руководители. На позиции руководителей мы берем людей с ценностью развития, обучения, самообучения, и для них оплачиваем коучинг, онлайн-курсы. Моя задача — найти людей с такими ценностями, а их — учиться, находить материалы и развиваться. Для меня важно, чтобы человек мог сам найти варианты обучения, как платные, так и бесплатные.

С линейными сотрудниками — у нас это преподаватели и менеджеры по продажам — немного другая история. Преподаватели — это часть продукта, его ключевая ценность, и в них мы вкладываемся: нанимаем тренеров, чтобы работать над определенными навыками, и собираем базу знаний. Преподаватели могут уйти к конкурентам, но это не так важно, потому что их обучение — это инвестиция в наш продукт. Чем круче преподаватель, тем интереснее детям учиться и больше вероятность, что они придут к нам снова.

Преподаватели — это часть продукта, его ключевая ценность, и в них мы вкладываемся

Эффективность обучения преподавателей мы оцениваем по повторным конверсиям: купили ли их ученики следующий модуль или другой курс. На этот показатель влияют не только навыки преподавателя, но мы используем этот критерий.

У менеджеров по продажам есть тренер, который постоянно с ними работает, — это человек со стороны. Здесь эффективность измеряем по конверсиям: стали ли у этого менеджера покупать больше. И по этому показателю принимаем решение о том, кого обучать дальше, а кого нет, и делаем вывод о качестве работы тренера.

Роман Виноградов, юрист, владелец юридической фирмы «Виноградов и партнеры»

Всё, что я буду говорить, применено к области юриспруденции, то есть сферы услуг, где важны личный контакт и репутация специалистов. Я считаю, что сотрудников нужно обучать, хотя бы потому, что квалифицированные специалисты повышают репутацию компании среди клиентов и коллег.

Квалифицированные кадры позволяют юрфирме брать более сложные проекты, проекты из смежных отраслей, заниматься спорами и судебными делами более высокой категории и брать за это больше денег.

На курсы и лекции по изменениям в законодательстве нужно отправлять всех принудительно или проводить такие лекции внутри фирмы. Например, если что-то поменялось в процессуальном законодательстве, все сотрудники должны в этом разобраться, чтобы правильно писать заявления, подавать их куда надо и соблюдать сроки. Иначе фирма не сможет нормально работать.

Ограничивать сотрудников в знаниях, чтобы они не ушли к конкурентам, глупо. Потому что хороший специалист понимает, что работать и учиться внутри фирмы проще, чем открывать свой бизнес. Но даже если сотрудник уйдет после обучения, это не страшно: мы получим хорошего коллегу по рынку, а не конкурента. Вообще, юристы внутри отрасли друг другу не конкуренты, а партнеры, клиентов на всех хватает.

Если доходить до паранойи, можно заключать ученические договоры. Но такой договор не с каждым сотрудником получится заключить, есть ограничения. Да и когда работодатель говорит сотруднику: «Сейчас я вложу в твое обучение двести тысяч рублей, а ты потом будешь обязан пять лет у меня отработать», — это не мотивирует.

Стоит начать с бесплатного обучения

В Level One почти тридцать человек работают в редакции, и вопросы обучения чаще встают именно там. Поэтому дальше речь пойдет о редакции.

Мотивированные сотрудники всегда найдут способ обучаться самостоятельно и бесплатно или почти бесплатно. Редакторам просто: подпишись на редакторские каналы, открой справочник главреда, учись, применяй на практике.

Если предложить платные курсы слабо мотивированному сотруднику, возможно, у него появится внешняя мотивация, которая поможет на первом этапе, а потом он втянется, но, может, и нет. Я так никогда не делала.

Другое дело, когда сотрудник приходит и говорит: на последнем ревью стало понятно, что мне нужно подтянуть такие-то скилы. Я долго думал, сравнивал курсы и решил пойти учиться сюда. Можем поделить расходы, но, если не согласишься, я всё равно туда пойду. В таком случае отказывать не здорово. Если, конечно, эти компетенции нужны не только сотруднику, но и компании.

Чтобы понять, сколько вкладывать в обучение, можно сравнить две суммы:

  • стоимость обучения сотрудника с небольшим опытом и его зарплату;
  • расходы на наем опытного сотрудника и его зарплату.

Но мы так не делали, потому что кажется, что вложения в обучение сотрудников — это вопрос веры. Я верю, что обучение всегда выгодно, потому что бизнес не может расти, если команда не растет в компетенциях.

Я пока вкладываюсь в обучение сотрудников своими человекочасами. Это сложно, муторно и не всегда того стоит. Но обычно уходят как раз те, которые не хотят учиться. Те, кто учатся и берут от процесса максимум, остаются с нами.

Но я всегда предлагаю сотруднику начать с бесплатных курсов, собираю и передаю базу знаний по его рабочим задачам. А потом жду, что человек придет и скажет: я в этом всём разобрался, теперь хочу учиться системно и за деньги, а результат будет таким-то.

Обучение — удел больших компаний

Евгений Боровков, коммерческий директор BotCreators

На мой взгляд, обучение сотрудников — это удел больших компаний. Но тут есть разделение: кто-то вкладывается и подписывает контракты, чтобы сотрудники не уходили, а кто-то обучает, чтобы поднять общий уровень ниши, отрасли. Выигрывают вторые.

Мы сейчас никого не обучаем — пробовали, но на это уходит много сил руководителя, если не говорить о формате «иди пройди вон те курсы».

Например, сотрудник во время обучения может меньше времени уделять работе, из-за чего растет нагрузка на других специалистов и руководителя; может начать захаживать в соседний отдел, в котором планирует работать после обучения; может обсуждать что-то конструктивное или эмоциональное с руководителем, просить помочь разобраться в чем-то.

Сотрудник может начать вести себя так, будто он лучше коллег, и руководителю придется вмешиваться, чтобы не было конфликтов. Так один обучающийся сотрудник увеличивает нагрузку на руководителя.

Но вообще обучение сотрудников выгодно, если подходить к нему с включенной головой. Одно дело, когда руководитель четко понимает, куда расти этому специалисту. Другое — когда сотрудник готов расти по вертикали, а его всё ещё отправляют учиться вширь. Или наоборот.

Надо вкладываться и не бояться: пусть растут и становятся крутыми

Александр Вьюшков, генеральный директор «ЛидМашины»

Тратиться на обучение сотрудников однозначно нужно. Чем более профессиональные сотрудники работают в компании, тем выше ее результаты и КПД.

Задача любого бизнеса — увеличивать такой параметр, как прибыль на человека. И чем круче кадры, тем лучше они делают свою работу и тем выше прибыль на сотрудника, а значит, и финансовые результаты компании. При этом у обучения есть и второстепенные выгоды: мотивация, заряд энергии.

У нас нет ограничений по расходам на учебу. Все сотрудники, которые хотят учиться, могут пройти курс, поехать на конференцию или семинар за счет компании. Но есть такое условие: если сотрудник сможет провести лекцию для коллег, мы оплачиваем 100% обучения. А если нет, то 60%. Например, если сотрудник проходит полугодовой курс, чтобы получить новые навыки, знания не получится упаковать в лекцию, тогда он сам платит 40%, а мы — 60%.

Если сотрудник сможет провести лекцию для коллег, мы оплачиваем 100% обучения. А если нет, то 60%

Бояться, что кто-то после обучения уйдет к конкурентам, — тупиковая история. Не надо ничего бояться, а надо понимать, что есть два типа компаний:

  • те, кто растят сотрудников;
  • те, кто боятся, что сотрудники вырастут.

Те, кто боятся, стоят на месте, набирают слабых сотрудников, а кто хочет, чтобы сотрудники росли, не задаются такими вопросами. Ушел — значит, время пришло, возьмем нового. Это философия и внутренняя культура компании, которая в долгосрочной перспективе всё равно приводит к выигрышу.

Если задаваться мелкими вопросами и бояться житейских вещей, можно стать скучными и узколобыми, а классным ребятам рядом с такими неинтересно находиться. Так что вопрос, уйдет ли сотрудник к конкурентам после обучения, — вопрос для трусов.

Мы покупаем книги, которые сотрудники заказывают, вкладываемся в обучение, отправляем на семинары, мастер-классы, вместе ездим на конференции и сами проводим обучающие мероприятия.


У нас царит культура передачи и получения знаний: есть свое издательство, блог, школа маркетеров. Я считаю, надо вкладываться и не бояться: пусть сотрудники растут и становятся крутыми. Расти вместе интересно, и это — главное.

p1.jpg

Анна Кеменова, менеджер,
Департамент
налогового и юридического
консультирования

p2.jpg
Диана Марфицына, старший консультант,
Департамент
налогового и юридического
консультирования

В статье рассмотрены вопросы принятия указанных расходов к вычету для целей налога на прибыль, необходимости удержания налога на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и уплаты страховых взносов, а также даны практические рекомендации по структурированию компенсационного пакета иностранного сотрудника.

Налог на прибыль

В главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ расходы на оплату обучения детей иностранных сотрудников прямо не поименованы как расходы, которые можно учесть для целей налога на прибыль.

Минфин России в своём письме от N /1/68362 пришел к выводу, что подобные расходы налогоплательщика направлены на удовлетворение потребностей иностранного сотрудника и, соответственно, не могут быть учтены в составе расходов, связанных с производством и реализацией. При этом, ссылаясь на положения ст. 131 ТК РФ и ст. 255 НК РФ, Минфин России указал, что если указанные выплаты предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, то они могут быть учтены в качестве оплаты труда в натуральной форме в размере, не превышающем 20% от суммы заработной платы работника (Письмо Минфина России от N /1/835).

На практике суды принимают сторону налогоплательщика и признают обоснованным вычет указанных расходов для целей налога на прибыль в полном объеме (согласно Постановлению ФАС Московского округа от /), если расходы на обучение детей иностранных работников

предусмотрены трудовыми договорами;

направлены на стимулирование трудовой деятельности иностранных работников и создание благоприятных условий для членов их семей.

Соответственно, несмотря на наличие положительной судебной практики, в случае принятия указанных расходов для целей исчисления налога на прибыль, нельзя исключить риск спора с налоговым органом об экономической обоснованности данных расходов, поскольку дети иностранных сотрудников не являются работниками самого налогоплательщика.

Во избежание споров с налоговыми органами можно закрепить обязанность работодателя компенсировать расходы на обучение детей иностранного сотрудника в трудовом договоре.

В соответствии с п. 21 ст. 217 НК РФ от обложения НДФЛ освобождаются суммы оплаты за обучение налогоплательщика по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, его профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус. При этом в указанной норме не уточняется следующее:

распространяется ли освобождение от НДФЛ на случаи, когда производится оплата обучения детей налогоплательщика, а также

связано ли освобождение от налогообложения суммы платы за обучение налогоплательщика с наличием трудовых отношений между организацией, оплачивающей обучение, и обучающимся лицом.

Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 207 НК РФ, обязанность по уплате НДФЛ обусловлена фактом получения доходов, облагаемых соответствующим налогом, и не зависит от возраста налогоплательщика. Это подтверждается также разъяснениями Минфина России (Письмо Минфина России от N /54905).

При этом в соответствии с разъяснениями Минфина России (Письма Минфина России от N /6694, от N /53509), суммы оплаты организацией стоимости обучения как сотрудников, так и детей сотрудников в образовательных учреждениях не подлежат обложению НДФЛ. Для этого российские образовательные учреждения должны иметь соответствующую лицензию, а статус иностранной организации в качестве образовательного учреждения должен подтверждаться документами, предусмотренными законодательством соответствующего иностранного государства. В случае, если образовательное учреждение, в котором обучаются дети иностранного сотрудника, не имеет указанной лицензии или статуса, риск доначисления НДФЛ может возрасти.

Сложившаяся судебная практика по вопросу обложения НДФЛ сумм оплаты обучения детей иностранных сотрудников отсутствует.

Существующие положения налогового законодательства и разъяснения финансовых органов позволяют не удерживать НДФЛ с сумм компенсации расходов на образование детей иностранного работника. Однако в отсутствие сложившейся судебной практики мы не можем исключить вероятность того, что налоговый орган может оспорить такой подход.

Вместе с тем, при определении размера налоговой базы по НДФЛ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов. К таким вычетам, в частности, относятся суммы, уплаченные за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, () за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя) (Пп. 2 п.1 ст. 219 НК РФ).

То есть, если на сумму компенсации расходов на образование детей увеличивается оклад иностранного сотрудника, то в последствии такой сотрудник может заявить социальный налоговый вычет при подаче декларации по налогу на доходы физических лиц и получить возмещение излишне уплаченного в бюджет налога на свой счет в банке, если указанный сотрудник является российским налоговым резидентом в соответствующем налоговом периоде. Напомним, согласно п.2 ст. 207 РК РФ, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев

Страховые взносы

Общие вопросы исчисления страховых взносов были рассмотрены в предыдущей статье Общие вопросы исчисления страховых взносов были рассмотрены в предыдущей статье . Напомним, что с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее — страховые взносы) регулируются положениями главы 34 «Страховые взносы» раздела XI «Страховые взносы в Российской Федерации» НК РФ (Письмо ФСС РФ от N /08–13985).

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов может различаться в зависимости от статуса иностранных работников. В Федеральном законе от № «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N ) выделены следующие категории иностранных граждан: временно пребывающий в РФ, временно проживающий в РФ, постоянно проживающий в РФ, высококвалифицированный специалист и лицо, получившее временное убежище в РФ.

Наличие или отсутствие обязанности по исчислению и уплате страховых взносов за иностранных сотрудников, а также размер и виды подлежащих уплате страховых взносов, должны определяться с учетом конкретных обстоятельств, в том числе статуса иностранного работника.

В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно официальной позиции ФСС РФ стоимость обучения в высших учебных заведениях физических лиц, не состоящих с организацией в трудовых отношениях (в том числе членов семьи работника, бывших работников ), не подлежит обложению страховыми взносами (Письмо ФСС РФ от N /08–13985).

Президиум ВАС РФ постановил, что выплаты социального характера, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации сотрудника, а также сложности, качества, и условий выполнения работы не относятся к оплате труда и не признаются объектом обложения страховыми взносами (Постановления Президиума ВАС РФ от N 10905/13, от N 17744/12).

Более того, суды разъясняют, что компенсационные выплаты на оплату обучения детей работника носят социальный характер и не обладают признаками заработной платы в смысле ст. 129 ТК РФ. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что выплаты, начисляемые работникам, являются оплатой их труда. Таким образом, суды признают, что выплаты социального характера, в том числе компенсация части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении и другие подобные выплаты не должны облагаться страховыми взносами (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от N /2015 по делу N /2014 (Определением Верховного Суда РФ от N отказано в передаче дела N /2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

С учетом изложенного выше компенсации работодателем расходов иностранного сотрудника на обучение детей не подлежат обложению страховыми взносами.

При привлечении в штат иностранного работника российская может выбрать, каким способом будет производиться компенсация расходов на обучение детей иностранных сотрудников. В частности, возможны следующие варианты:

1) увеличение оклада работника, установленного в трудовом договоре, на сумму, эквивалентную стоимости обучения ребенка;

2) включение в трудовой договор с работником условия о компенсации расходов обучение детей.

В первом случае компании смогут вычитать расходы на обучение детей сотрудников, включая их в состав расходов на оплату труда при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, однако в отношении таких выплат у работодателя возникнет дополнительная обязанность по удержанию НДФЛ и уплате страховых взносов (если они применимы). Вместе с тем, при определении налоговой базы по НДФЛ иностранный сотрудник имеет право на получение социальных налоговых вычетов на обучение (если иностранный сотрудник является российским налоговым резидентом).

Во втором случае компания не должна уплачивать НДФЛ и страховые взносы (если они применимы) с суммы такой компенсации. Однако позиция компании по налогу на прибыль будет менее однозначной. Мы полагаем, что сумму расходов на выплату компенсаций компания также сможет учесть для целей налога на прибыль. Однако, во избежание споров с налоговыми органами, компании необходимо обеспечить достаточное документальное подтверждение того обстоятельства, что компенсация расходов на обучение детей направлена на стимулирование трудовой деятельности иностранных работников и создание благоприятных условий для членов их семей и соответствующие расходы были фактически понесены и являются экономически обоснованными.

В настоящее время многие организации уделяют большое внимание обучению своих сотрудников. При этом следует различать получение профессионального образования и профессиональную подготовку. Чем же отличаются эти два понятия?

Согласно ст. 9 Закона Российской Федерации от 30.06.2007 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) целью профессиональных образовательных программ являются последовательное повышение профессионального и общеобразовательного уровней, подготовка специалистов соответствующей квалификации.

К профессиональным программам относятся:

  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование.

Профессиональная подготовка в соответствии с п. 1 ст. 21 Закона N 3266-1 имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Расходы на получение профессионального образования

Если работодатель в соответствии с трудовым договором взял на себя обязанность по оплате высшего профессионального обучения работника, то учет и налогообложение таких расходов будут зависеть от необходимости их осуществления.

Если работники совмещают работу и обучение в образовательных учреждениях высшего (среднего и т.п.) профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, то гарантии и компенсации устанавливаются коллективным или трудовым договором.

Основанием для предоставления учебного отпуска служит справка-вызов, утвержденная Приказом Минобразования России от 13.05.2003 N 2057.

В бухгалтерском учете суммы, уплаченные за учебу, начисленные за учебный отпуск, а также стоимость проезда к месту учебы и обратно являются расходами по обычным видам деятельности (п. п. 5, 8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» (44 «Расходы на продажу») в корреспонденции с кредитом счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Оплата обучения

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 264 НК РФ не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров расходы, связанные с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования. Указанные расходы для целей налогообложения не принимаются.

В связи с тем что стоимость обучения работников в высших (средних и др.) профессиональных учебных заведениях не учитывается при расчете налога на прибыль, она согласно п. 3 ст. 236 НК РФ не облагается ЕСН. Следовательно, на указанные суммы не начисляются и взносы в ПФР (ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее — Закон N 167-ФЗ).

Что касается НДФЛ, то согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Таким образом, стоимость обучения подлежит включению в налогооблагаемый доход работника и будет облагаться по ставке 13%.

По данному вопросу возникает немало споров. Они связаны с тем, что в пп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ в налогооблагаемый доход работника включаются суммы оплаты обучения, проводимого в интересах работника. В связи с этим некоторые предприятия не включают такие суммы в налогооблагаемый доход работников, руководствуясь тем, что обучение в высших учебных заведениях производится в интересах предприятия (т.е. в связи с производственной необходимостью). Следует отметить, что некоторые суды встают на сторону налогоплательщика (Постановления Президиума ВАС РФ от 18.07.2000 N 355/00, ФАС ПО от 06.09.2004 N А65-5492/2004-СА2-34, ФАС МО от 14.07.2005 N КА-А40/6346-05, ФАС УО от 29.11.2005 N Ф09-5353/05-С2, ФАС СЗО от 29.12.2005 N А05-6119/2005-12 и др.).

Основанием для невключения таких сумм в налогооблагаемый доход является приказ руководителя о направлении работника на обучение в связи с производственной необходимостью.

Кроме того, на стоимость обучения необходимо начислить страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ. В Перечне выплат, на которые эти взносы не начисляются, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 (далее — Постановление N 765), оплата обучения работников не поименована.

Оплата учебного отпуска

Расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством на время учебных отпусков, предоставляемых работникам, согласно п. 13 ст. 255 НК РФ относятся к расходам на оплату труда и учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии со ст. 236 и ст. 237 НК РФ стоимость оплаты учебных отпусков подлежит включению в состав налоговой базы по ЕСН и соответственно обязательному пенсионному страхованию (ст. 10 Закона N 167-ФЗ).

Оплата проезда к месту учебы.

Расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно, в том числе когда к учебному отпуску по согласованию с работодателем присоединяется ежегодный отпуск, учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 13 ст. 255 НК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2006 N 03-03-04/4/24).

В связи с тем что оплата стоимости проезда к месту учебы и обратно является компенсационной выплатой, производимой в соответствии с ТК РФ, она не подлежит обложению ЕСН (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ), страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ), НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ) и страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Постановления N 765).

Напомним, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются только при получении образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ). Однако на налоговые последствия в части ЕСН и ПФР это не влияет, так как оплата учебного отпуска и проезда к месту учебу не будет облагаться ЕСН и взносами в ПФР по другим основаниям, а именно как расходы, не уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Расходы на профессиональную подготовку и переподготовку кадров

Права и обязанности работников и работодателей по профессиональной подготовке отражены в ст. ст. 196, 197 ТК РФ, в соответствии с которыми работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, необходимость которых определяет работодатель. Согласно п. 1 ст. 21 Закона N 3266-1 профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

На основании п. 1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденного Приказом Минобразования России от 06.09.2000 N 2571, профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой — получение дополнительной квалификации.

В соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам для целей исчисления налога на прибыль относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе. Затраты на повышение квалификации также относятся к таким расходам.

Пункт 3 ст. 264 НК РФ содержит основные условия, при соблюдении которых организация может включить расходы на подготовку и переподготовку кадров в расчет налогооблагаемой базы:

  1. соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;
  2. подготовку (переподготовку) проходят работники налогоплательщика, состоящие в штате, а для эксплуатирующих организаций, в соответствии с законодательством Российской Федерации отвечающих за поддержание квалификации работников ядерных установок, работники этих установок;
  3. программа подготовки (переподготовки) способствует повышению квалификации и более эффективному использованию подготавливаемого или переподготавливаемого специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика.

Отправляя работника повышать свою квалификацию, работодатель обязан в соответствии со ст. 187 ТК РФ сохранить за ним среднюю заработную плату. Если работники направляются для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, то им производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Заключая договор на повышение квалификации, организации необходимо помнить, что согласно п. 3 ст. 264 НК РФ не признаются расходами на подготовку и переподготовку кадров и для целей налогообложения не принимаются расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения; на содержание образовательных учреждений или оказание им бесплатных услуг.

При оплате счетов по оплате услуг, связанных с повышением квалификации, следует обратить внимание на перечень оказываемых услуг. Так, например, если в документах отдельной строкой выделена стоимость питания, то расходы на него нельзя учесть при расчете налога на прибыль, поскольку они являются необоснованными, не связанными с производственной деятельностью. Кроме того, эти суммы включаются в налогооблагаемый доход работника для исчисления НДФЛ.

Что касается стоимости самого курса повышения квалификации или переподготовки, то согласно п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов на повышение профессионального уровня работников, не подлежат обложению НДФЛ и ЕСН и, как следствие, страховыми взносами в ПФР.

Если обучение работника производится по приказу руководителя и связано с исполнением сотрудником своих трудовых обязанностей, страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются.

На практике возникает много вопросов по налогообложению расходов на повышение квалификации работников. Например, надо ли включать в облагаемый доход по НДФЛ:

  1. стоимость экзамена для получения аттестата профессионального бухгалтера;
  2. стоимость обучения иностранным языкам.

Что касается первого вопроса, да, нужно, так как в получении аттестата заинтересован прежде всего сам работник, а не предприятие.

Порядок налогообложения расходов на обучение иностранным языкам зависит от того, по чьей инициативе оно проводится. Если обучение проводится на основании приказа руководителя, соответствует программе повышения квалификации сотрудников на предприятии и напрямую связано с выполнением его трудовых обязанностей, то данные суммы включаться в налогооблагаемый доход работника не должны.

Следует отметить, что налоговые органы в некоторых своих письмах придерживаются иной точки зрения (Письмо ФНС России от 16.11.2005 N 04-1-03/792).

А.Вагапова
ЗАО «Гориславцев и К.»


Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Сегодня многие организации вкладывают деньги в обучение своих сотрудников. Налоговики при проверках не упускают случая заявить, что такие суммы нельзя списать на расходы при налогообложении прибыли. Кроме того, инспекторы настаивают, что стоимость учебы — это доход, полученный в натуральной форме, и с него нужно удержать НДФЛ. В настоящей статье мы рассмотрели виды обучения, которые чаще всего являются поводом для конфликта: получение высшего образования, диплома магистра, статуса МВА и учеба в аспирантуре. И выяснили, в каких случаях претензии налоговиков не обоснованы.

Общие правила

Налог на прибыль

Организация вправе отразить в расходах стоимость обучения персонала по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам. Кроме того, компания может списать на затраты сумму, потраченную на профподготовку и переподготовку работников. Об этом прямо говорится в подпункте 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Однако, подобные расходы можно учесть не всегда, а при выполнении двух условий. Первое условие — это наличие договора, заключенного с российским образовательным учреждением, которое имеет соответствующую лицензию (либо с иностранным учебным заведением, имеющим соответствующий статус). Второе условие — это наличие трудового договора с работником, который проходит обучение за счет фирмы. Альтернативой данного документа может быть договор, согласно которому студент обязуется в течение трех месяцев после окончания учебы заключить трудовой договор с компанией, оплатившей его обучение, и отработать в ней не менее года. Оба условия приведены в пункте 3 статьи 264 НК РФ.

Помимо этого, организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму отпускных по дополнительным отпускам, которые предоставляются студентам, совмещающим работу и учебу. Такие отпуска относятся к гарантиям и компенсациям, предусмотренным главой 26 Трудового кодекса.

В общем случае плата за обучение работника, которую внесла компания или предприниматель, считается доходом, полученным в натуральной форме. Как следствие, бухгалтерия должна удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ.

Но существуют и исключения. Так, от налога на доходы освобождается стоимость учебы по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам. Кроме того, под НДФЛ не подпадает профессиональная подготовка и переподготовка в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию (либо в иностранных учебных заведениях, имеющих соответствующий статус). Об этом сказано в подпункте 21 статьи 217 НК РФ.

Частные случаи

Высшее образование

Традиционно пристальное внимание инспекторов привлекают суммы, перечисленные на счета вузов при получении сотрудниками высшего образования. Причина в том, что формулировка «высшее образование» отсутствует и в статье 264 НК РФ, и в статье 217 НК РФ. Из этого налоговики делают вывод, будто организация, оплатившая учебу работника, не должна учитывать данную сумму в расходах, и обязана удержать НДФЛ.

Как правило, налогоплательщикам удается отстоять расходы. Для этого достаточно представить договор с вузом, копию лицензии учебного заведения и приказ, либо иной внутренний документ, на основании которого компания платила за обучение. Данные документы доказывают, что затраты экономически обоснованы и документально подтверждены.

Сложнее обстоит дело с налогом на доходы физлиц. По мнению инспекторов, высшее образование не имеет отношения ни к общеобразовательным, ни к профессиональным программам. Поэтому плата, внесенная работодателем за получение работником высшего образования, облагается НДФЛ на общих основаниях.

Правда, судьи придерживаются иной точки зрения. Так, одна организация из Владивостока перечислила деньги за обучение своего главбуха по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Налоговики, а за ними первая и апелляционная судебные инстанции пришли к выводу: поскольку главбух получил диплом о высшем образовании, работодатель обязан удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Но в кассационной инстанции победила компания. Основным аргументом стала статья 196 Трудового кодекса, которая дает работодателю право самостоятельно определять необходимость обучения и образования персонала. Данное право в полной мере распространяется и на случаи высшего образования. И если директор решил, что компания заинтересована в получении высшего образования главбухом, то у последнего не возникает налогооблагаемый доход (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.02.13 № Ф03-44/2013).

Магистратура

До недавнего времени налогообложение сумм, потраченных работодателем на обучение работника по программе магистратуры, было связано с определенными трудностями. Специалисты Минфина не разрешали включать в расходы отпускные, выданные сотруднику за время дополнительного учебного отпуска.

Доводы чиновников были следующими. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются в том случае, если образование соответствующего уровня получено впервые (ст. 177 ТК РФ). А магистратура относится к тому же образовательному уровню, что и бакалавриат, а именно к уровню высшего профессионального образования. Это следует из пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ)*. Значит, получая диплом бакалавра, студент уже проходил данный образовательный уровень, и магистратура является повторным прохождением этого уровня. Поэтому гарантия в виде дополнительного отпуска уже не полагается, и расходы на отпуск нельзя учесть при налогообложении прибыли. Такую позицию Минфин России изложил, в частности, в письме от 31.08.12 № 03-03-06/1/454 (см. «Минфин разъяснил, в каком случае нельзя учесть расходы на оплату учебного отпуска сотрудника»).

Но теперь данный запрет потерял актуальность. С 1 сентября 2013 года вступила в силу новая редакция статьи 173 Трудового кодекса. И отныне в ней ясно сказано, что дополнительный учебный отпуск полагается не только при обучении по программе бакалавриата, но и при обучении по программе магистратуры. Как следствие, отпускные можно смело относить на расходы.

Аспирантура

Организация, которая оплатила за своего работника учебу в аспирантуре, рискует привлечь повышенное внимание налоговиков. С их точки зрения, такое обучение производится исключительно в личных интересах студента, и стоимость учебы необходимо включить в его облагаемый доход.

Подобную позицию инспекторы пытаются отстаивать в суде, но это им, как правило, не удается. Одним из ключевых доводов в защиту работодателя является то обстоятельство, что учеба в аспирантуре, цель которой — получение степени кандидата наук, относится к основным профессиональным образовательным программам. Это закреплено в статье 3 Закона № 273-ФЗ**.

Соответственно, здесь можно применить освобождение от НДФЛ, предусмотренное подпунктом 21 статьи 217 НК РФ. Главное, чтобы получение ученой степени было непосредственно связано с профессиональной деятельностью работника на данном предприятии. К таким выводам пришел, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 27.06.11 № КА-А40/6199-11.

Степень MBA

Часто конфликты с проверяющими возникают в ситуации, когда организация оплатила для своего сотрудника получение квалификационной степени магистра бизнес- администрирования (MBA). Инспекторы зачастую полагают, что обучение по такой программе приравнено ко второму высшему образованию. А раз так, то стоимость учебы надо включить в облагаемую базу по НДФЛ и исключить из состава расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.

На самом деле степень MBA означает, что работник получил не второе высшее, а дополнительное профессиональное образование. Обычно это следует из договора, заключенного с образовательным учреждением. В нем может быть написано, что целью учебы является профессиональная переподготовка, присвоение дополнительной квалификации и проч.

Судьи принимают это во внимание и подтверждают, что плата за учебу по программам MBA уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль и освобождается от налога на доходы физлиц (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.04.13 № А32-23147/2011).

* До 1 сентября 2013 года соответствующая норма содержалась в пункте 5 статьи 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании».

** До 1 сентября 2013 года соответствующая норма содержалась в Федеральном законе от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем послевузовском образовании».

От редакции

На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.

Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.

Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.

Список доступных аудиосеминаров

Инструкция по оплате

Бесплатно сдать декларацию по налогу на прибыль через интернет
Елена Строкова,
главный эксперт-консультант Управления обучения клиентов ООО «ТЛС-ПРАВО»

В последнее время все больше руководителей компаний стали задумываться об обучении своих сотрудников, ведь все заинтересованы в высококвалифицированных специалистах. Причем такое обучение может быть проведено как собственными силами, так и профессионалами. Бухгалтеру же надо правильно учесть расходы по этому обучению в бухгалтерском и налоговом учете.

Как может проводиться обучение

Обучение сотрудников может проводиться по-разному:

  • собственными силами организации (внутреннее обучение). Например, обучение тайм-менеджменту отделом обучения персонала, работники которого получают зарплату. Необходимости в отдельном учете такого обучения не возникает;
  • в организации, не имеющей образовательной лицензии, или приглашенным лектором в частном порядке. Такие мероприятия проходят, как правило, в виде лекции, семинара или вебинара.
  • в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии. Это могут быть, к примеру, курсы повышения квалификации. Причем такое обучение может проводиться в виде очно-заочной, вечерней формы или в виде дистанционного обучения (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

На учете обучения сотрудников с помощью двух последних вариантов мы и остановимся.

Кто имеет право обучаться

Статьей 197 ТК РФ предусмотрено, что у сотрудников есть право на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Это право реализуется путем заключения договора между сотрудником и работодателем.

Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию сотрудников прописаны в ст. 196 ТК РФ. Необходимость обучения сотрудников для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование сотрудников, если это является условием выполнения ими определенных видов деятельности.

К примеру, обязательное повышение квалификации должны проходить аудиторы. Это прямо предусмотрено в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». При этом для налогового учета расходов обучаться за счет работодателя могут (пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • сотрудники, с которыми заключен трудовой договор;
  • потенциальные сотрудники, которые по договору должны не позднее трех месяцев после обучения заключить трудовой договор с организацией и отработать в ней не менее одного года.

Если трудовой договор между указанным лицом и организацией был прекращен до истечения одного года с даты начала его действия или не был заключен по истечении трех месяцев после окончания обучения, то сумму затрат, потраченных организацией на обучение, надо восстановить путем отражения ее в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Исключением из этого может быть расторжение договора по не зависящим от воли сторон обстоятельствам, приведенным в ст. 83 ТК РФ, в частности:

  • призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
  • признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством РФ.

Отметим, что трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора, поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, должен решаться в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств (Письмо Минтруда России от 18.10.2017 № 14-2/В-935).

Во избежание возможных споров лучше прописывать уважительные причины для увольнения непосредственно в соглашении об обучении (Письмо Роструда от 18.10.2013 № 852-6-1).

Какими документами подтвердить расходы на обучение

Для подтверждения расходов на обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии, для бухгалтерского и налогового учета нужны следующие документы (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 10.10.2016 № 03-03-06/1/58742, от 21.04.2010 № 03-03-06/2/77):

  • приказ руководителя о направлении сотрудника на обучение. Этот приказ может быть оформлен только на того сотрудника, который должен получить в процессе обучения соответствующие имеющимся или предполагаемым после окончания обучения трудовым обязанностям навыки и знания;
  • договор на обучение с российской образовательной организацией, предусматривающий обучение по основным программам профессионального обучения или дополнительным профессиональным программам (ч. ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Такой договор должен быть заключен именно работодателем.

Если договор заключил работник, то компенсация стоимости такого обучения не включается в расходы на обучение (письма Минфина России от 09.12.2016 № 03-03-РЗ/73562 и от 19.01.2018 № 03-03-06/1/2614).

Сведения о видах и уровне образования можно увидеть в приложении к лицензии, которая должна быть у вуза (ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Поэтому желательно иметь копию лицензии (особенно, если ее номер не указан в договоре на обучение), а также учебную программу образовательного учреждения с указанием количества часов посещений.

Если сотрудники обучаются в иностранном образовательном учреждении, то для подтверждения в целях налогообложения расходов организации на обучение сотрудника необходимо наличие договора об оказании услуг по обучению, заключенного с иностранным образовательным учреждением (Письмо Минфина России от 09.11.2012 № 03-03-06/2/121);

  • документ о прохождении обучения или его этапа. Это может быть справка образовательной организации, копия диплома, сертификата, акт об оказании образовательных услуг.

Документы, подтверждающие расходы на обучение, организация обязана хранить в течение всего срока действия соответствующего договора обучения и одного года работы физического лица, обучение, профессиональная подготовка или переподготовка которого были оплачены налогоплательщиком, в соответствии с заключенным с яалогоплательщиком трудовым договором, но не менее 4-х лет (абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ).

Расходы на обучение сотрудников в бухгалтерском учете

В бухучете затраты на обучение можно включить в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н) и учитывать в составе общехозяйственных расходов организации на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтерские проводки будут следующие:

  • Дебет 26 Кредит 60 — отражены расходы на обучение;
  • Дебет 60 Кредит 51 (50) — погашена кредиторская задолженность, возникшая в связи с проведением обучения.

Как учесть обучение сотрудников в целях налогообложения

Для налога на прибыль и при УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» можно учесть расходы на любое профессиональное образование сотрудников, если оно не только подтверждено документально, но и осуществлено в интересах организации (п. 3 ст. 264 и пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 13.02.2018 № 03-11-06/2/8502).

Повышение квалификации, участие в профессиональном семинаре или вебинаре, профессиональная переподготовка, оплата высшего образования в организации, имеющей лицензию на образовательную деятельность, — это все расходы на обучение (ч. ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Если же оплачено участие сотрудников в семинаре или вебинаре, организованном организацией, не имеющей образовательной лицензии, или проведенном лектором в частном порядке, то компания такие затраты может учесть в целях налогообложения прибыли, но в составе прочих расходов (пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Для этого нужно наличие договора, плана семинара или вебинара, акта оказанных услуг по проведению мероприятия или акта об оказании информационных или консультационных услуг (Письмо УФНС России по Москве от 28.06.2007 № 20-12/060987).

При этом не признаются расходами на обучение сотрудников расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения (п. 3 ст. 264 НК РФ).

Если обучение оплачено авансом, то сразу уменьшить налогооблагаемую базу нельзя (п. 14 ст. 270 НК РФ). Учитывать такие расходы надо по окончании всего обучения или его этапа на основании документа, подтверждающего прохождение сотрудником обучения (подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Окончанием обучения следует считать дату распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (Письмо Минфина России от 14.04.2016 № 03-03-06/1/21364).

Затраты на выплату стипендии по ученическому договору можно учесть в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, на дату их возникновения, если они документально подтверждены и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 и пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188).

При этом принять расходы по выплате стипендии учащимся, не принятым в организацию по окончании обучения, для целей налогообложения прибыли нельзя (письма Минфина России от 03.07.2014 № 03-03-06/1/32275, от 26.03.2015 № 03-03-06/1/16621, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34188). Кроме того, оплата обучения сотрудника не облагается НДФЛ и страховыми взносами (Письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-04-05/2319, пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расходы на проезд к месту обучения и обратно — это не расходы на обучение

Расходы организации по оплате сотруднику проезда к месту обучения и обратно для целей налогообложения прибыли относятся к расходам на оплату труда (п. 13 ст. 255 НК РФ).

Для признания этих расходов не имеет значения, соответствует ли специальность, которую получает сотрудник в процессе обучения, его трудовым обязанностям или нет (Письмо Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/389).

При этом работодатель только один раз в год оплачивает проезд до места обучения и обратно сотруднику, который успешно обучается по аккредитованной образовательной программе заочно, в следующем размере:

  • при обучении в образовательной организации высшего образования (программы бакалавриата, специалитета или магистратуры) — полную стоимость проезда (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 ТК РФ);
  • при обучении в профессиональной образовательной организации (программы среднего профессионального образования) — 50% стоимости проезда (ч. 3 ст. 174 ТК РФ).

Компенсации подлежит оплата проезда, даже если сотрудник присоединил к учебному отпуску ежегодный оплачиваемый отпуск (ч. 2 ст. 177 ТК РФ, Письмо Минфина России от 06.02.2006 № 03-03-04/4/24). Также для целей налогообложения учитываются расходы на оплату гарантий и компенсаций сотрудникам на время учебных отпусков, которые предоставляются им в рамках трудового законодательства (письма Минфина России от 19.03.2018 № 03-03-07/16735, от 21.08.2017 № 03-03-06/1/53351, от 25.04.2016 № 03-03-06/1/23694).

Такие гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются только при получении образования соответствующего уровня впервые (ст. 177 ТК РФ). Кроме того, если организация компенсирует работнику расходы на проезд до места обучения и обратно, такая компенсация освобождена от НДФЛ и страховых взносов, но только один раз в учебном году (ч. 3 ст. 173, ч. 1 ст. 173.1 и ч. 3 ст. 174 ТК РФ, п. 3 ст. 217 и пп. 2 и 10 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо Минфина России от 01.09.2015 № 03-04-06/50182).

Как видим, для бухгалтерского и налогового учета расходов на обучение сотрудников не имеет значения, является учебное заведение государственным или нет.

Наличие государственной аккредитации у учебного заведения также не является обязательным условием для признания затрат на обучение в расходах.

Главное для отражения затрат на обучение сотрудников, как и для всех других расходов — это заинтересованность в них организации (экономическая оправданность) и первичные подтверждающие документы.

Читайте также: