Почему увеличился налог на имущество в 2019 году

Опубликовано: 17.05.2024

Информация Федеральной налоговой службы от 27.12.2018

В своей информации от 27.12.2018 ФНС РФ напомнила обо всех изменениях, которые кардинально изменили порядок налогообложения налогом на имущество организаций, начиная с 01.01.2019.

Разберем их более подробно.

Объект налогообложения

С 2019 года движимость больше не облагается налогом на имущество. Соответствующие поправки в пункт 1 статьи 374 и другие нормы НК РФ внес закон от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ.

В последний раз компании отчитаются по налогу на движимое имущество за 2018 год. На основании этих данных в 2019 году инспекции будут проверять имущество компании: к движимому или недвижимому оно относится. В письме от 2 августа 2018 года № БС-4-21/14968@ ФНС РФ разъяснила инспекциям, как это делать.

При отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу нужно исходить из норм статей 130–131 ГК РФ: возможно или невозможно перемещать объект и обязан ли владелец регистрировать права на недвижимость.

С учетом этого для подтверждения правильности отнесения имущества к недвижимости контролерам рекомендовано устанавливать следующие обстоятельства:

  • есть ли запись об объекте в ЕГРН;
  • если сведений в реестре нет, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению.

В сложных случаях налоговики будут проводить осмотры, назначать экспертизы, привлекать специалистов, истребовать документы или информацию.

Например, объекты капитального строительства. По ним должны оцениваться наличие документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию; проектной или иной документации на создание объекта и о его характеристиках.

Пока понятие недвижимости четко не прописано в гражданском законодательстве, Минфин в письме от 24 декабря 2018 г. № 03-05-05-01/94044 подсказал, чем нужно руководствоваться при отнесении объектов к недвижимости в целях налогообложения налогом на имущество.

Разумеется, в первую очередь, это статьи 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются:

  • подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Для квалификации зданий и сооружений рекомендовано использовать два документа:

  • Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»;
  • общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденный Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

Для имущества инженерного и технологического оборудования промышленного производства финансисты советуют руководствоваться письмами Минпромторга РФ:

  • от 23.03.2018 № ОВ-17590/12;
  • от 02.04.2018 № 19919/17.

В ряде случаев установить, относится объект к недвижимости или движимости только на основе норм ГК РФ и классификаторов невозможно. Поэтому в отношении объектов, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН и которые только лишь по своему наименованию не могут быть однозначные отнесены к недвижимым вещам, налоговая служба рекомендует руководствоваться судебной практикой (Письмо ФНС РФ от 18.10.2018 № БС-4-21/20327@).

Корректировка налоговой базы

Налоговую базу по налогу на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости объекта, можно корректировать:

  • при исправлении технической ошибки, допущенной Росреестром;
  • при изменении кадастровой стоимости объекта на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

Изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано:

  • с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда (п. 2 ст. 375, п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 1-2 ст. 403 НК РФ).

Имеются два основания для пересмотра кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости;
  • установление рыночной стоимости объекта недвижимости (ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

С 1 января 2019 года в целом порядок оспаривания кадастровой стоимости остается прежним. Если налогоплательщик не согласен с величиной кадастровой стоимости, результаты определения кадастровой стоимости он оспаривает в суде или специальной комиссии при Росреестре.

Но порядок уплаты налогов на недвижимость с учетом оспоренной кадастровой стоимости объекта меняется. С этой даты вступят в силу нормы Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

До 1 января 2019 г. при определении налоговой базы сведения о кадастровой стоимости учитываются с момента подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а не с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости.

С 2019 года сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, учитываются при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления (абз. 3 п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

То есть налог за предыдущие годы можно будет вернуть или зачесть.

Например, если налог на имущество рассчитан по кадастровой стоимости объекта с 2017 года, а заявление об оспаривании этой стоимости удовлетворено в 2019 году, то вам пересчитают налоговые платежи с 2017 года.

Указанное положение будет применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Кто освобожден от налога на имущество организаций

Перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций, в отношении имущества, используемого ими для ведения уставной деятельности, является закрытым. В него входят (ст. 381 НК РФ):

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные организации;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (отвечающие определенным критериям);
  • организации фармацевтической отрасли – производители ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
  • организации – в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ;
  • специализированные протезно-ортопедические предприятия;
  • коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации;
  • организации со статусом государственного научного центра;
  • организации (кроме судостроительных) имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны (в отношении имущества, учитываемого на балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на ее территории и расположенного на этой же территории), в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями, а также организации, получившие и подтверждающие статус участников проекта в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре "Сколково"»;
  • судостроительные организации – резиденты промышленно-производственной особой экономической зоны в отношении отдельных видов имущества;
  • организации, признаваемые управляющими компаниями особых экономических зон и учитывающие на балансе в качестве объектов основных средств недвижимое имущество, созданное в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества;
  • организации в отношении имущества, расположенного во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ либо в российской части дна Каспийского моря (на основании закона субъекта РФ);
  • организации в отношении имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ;
  • организации – в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утверждаемым правительством, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством РФ предусмотрено определение классов их энергетической эффективности (п. 21 ст. 381 НК РФ). По данной статье до 01.01.2019 освобождались от налога на имущество только товары и жилые объекты (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.11.2017 № Ф05-13841/2017 по делу № А41-90181/2016), с 01.01.2019 - только многоквартирные жилые дома.

С 01.01.2019 к этому перечню организаций, освобождаемых от платы налога на имущество, добавлены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах. Они освобождаются от уплаты налога в отношении имущества, учитываемого на балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем его постановки на учет (п. 28 ст. 381 НК РФ).

Отчетность по налогу на имущество

Ежеквартально нужно подавать в налоговую инспекцию налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество. Его нужно подать в течение 30 дней после окончания соответствующего отчетного периода (п. 2 ст. 386 НК РФ).

По итогам года подают декларацию – не позднее 30 марта следующего за завершившимся налоговым периодом года (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, а также налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Приказом ФНС РФ от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@ в форму декларации по налогу на имущество организаций внесены изменения.

Изменения расчета и декларации потребовались, прежде всего, в связи с тем, что Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ отменен налог на движимое имущество. Поэтому из отчетности убраны все данные по основным средствам, относящимся к движимому имуществу. Их не нужно будет указывать даже справочно.

Вот основные отличия новой формы от пока еще действующей формы, по которой надо сдавать отчет за 2018 год:

  • из раздела 2 удалены строки 141 и 270. Изменение вызвано освобождением с 2019 года от налога движимого имущества;
  • в раздел 3 включена новая строка 095. Здесь нужно отражать расчет налога при корректировке кадастровой стоимости объекта;
  • раздел 2.1 дополнен строкой 030. Строку надо заполнять, если недвижимость не имеет кадастрового и условного номеров, отраженных в ЕГРН, но имеется инвентарный номер.

Подавать отчетность по налогу на имущество организаций нужно не по своему местонахождению или местонахождению имеющих отдельный баланс обособленных подразделений, а по местопребыванию объектов недвижимости. На титульном листе необходимо указать код представления этой отчетности:

  • 281 – если объекты находятся в том же регионе, в котором компания стоит на учете. В таком случае отчетность можно сдать по выбору: либо в ИФНС, где числится фирма, либо в ИФНС по месту расположения недвижимости;
  • 214 – в прочих случаях, например, когда российская организация не является крупнейшим налогоплательщиком и не состоит на учете в инспекции по месту нахождения налогооблагаемого объекта недвижимости.

Декларацию по налогу за 2018 год нужно предоставлять по форме без учета перечисленных изменений. Расчет за I квартал 2019 года нужно заполнять уже по новой форме. А новый бланк декларации предстоит заполнять только в 2020 году при предоставлении отчета за 2019 год (письмо ФНС РФ от 22.11.2018 № БС-3-21/8670@).

Марина Крицкая

С 1 января 2019 года движимое имущество перестало включаться в расчет налоговой базы. Теперь налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество. Стоит учесть и другие изменения.

Летние поправки в законодательстве 2018 года привели к изменению взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Были внесены ряд изменений, которые затронули как камеральную, так и выездную проверку. В этих изменениях есть полезные нюансы для налогоплательщиков, которые помогут грамотно отвечать на вопросы налоговой.

Основные новшества

Налог на имущество — это региональный налог: помимо гл. 30 НК он устанавливается еще и региональными органами власти. С 1 января 2018 года прекратила действие федеральная льгота, которая частично или полностью освобождала от налога движимое имущество компаний, принятое на учет как основные средства с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК). Право устанавливать самостоятельно такую льготу предоставили регионам. Именно они решают, будут ли льготировать или нет эти объекты основных средств. И часть субъектов приняли соответствующие нормативные акты на 2018 год. Такое решение, в частности, было принято Владимирской областью (Закон от 27.12.2017 № 135‑ОЗ), Ивановской областью (Закон от 11.12.2017 № 94‑ОЗ), Московской областью (Закон от 03.10.2017 № 159/2017‑ОЗ) и др. Получить актуальную информацию о ставках и льготах по имущественным налогам можно на сайте ФНС с помощью специального сервиса.

Минфин и налоговая не раз напоминали о том, что, если субъект не принимал никаких решений, то тогда нужно ориентироваться на нормы федерального закона, согласно которому льгота отсутствует и поэтому объекты основных средств следует включать в расчет налогооблагаемой базы. Если региональные нормы приняты не были, то ставка налога в 2018 году была 1,1 %.

Когда организация заявляет льготу, налоговые органы, согласно п. 6 ст. 88 НК, могут проводить углубленную камеральную проверку налоговой декларации. То есть в субъектах, в которых предоставлена льгота, нужно пояснять, что нормой воспользовались правильно.

На 2019 год действует Федеральный закон от 3.08.2018 № 302-ФЗ. Но в силу п. 6 ст. 88 НК по годовой декларации за 2018 год придется давать пояснения по льготируемому движимому имуществу. А начиная с отчетности за первый квартал 2019 года у таких компаний уже не будет оснований обосновывать при камеральной проверке, какое имущество они включили в расчет налоговой базы.

Существенные поправки внес Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ, согласно которому при изменении характеристик объекта налог на имущество считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Субъекты своими законодательными актами устанавливают, у кого какое имущество будет облагаться по кадастровой стоимости. По-прежнему налог на имущество не платится, но если недвижимость попала по кадастровой стоимости в перечень субъекта, то налог на недвижимость возникает и при спецрежиме.

На 2019 год установлено, что налог можно пересчитывать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2019 году изменилась кадастровая стоимость. Это связано с поправками, внесенными в ст. 52 и ч. 2 НК РФ. Изменения кадастровой стоимости могут быть связаны с исправлением технической ошибки в величине кадастровой стоимости или уменьшением налога в результате корректировки ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости. Также могут быть изменения из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости.

В 2019 году с 1,9 до 2,2 % повышаются предельные налоговые ставки по законам субъектов РФ — в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью этих объектов (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ).

К 70 субъектам РФ, в которых в соответствии с региональными законами действует порядок налогообложения объектов недвижимости организаций исходя из кадастровой стоимости, присоединились еще четыре региона: Иркутская, Курская, Смоленская области и Чувашия. Поэтому нужно обращать внимание на то, какие законодательные особенности предусмотрены субъектами. Как правило, субъекты принимают законодательные акты с учетом того, что они должны быть опубликованы не позднее чем за месяц до начала налогового периода.

Поскольку налоговый период на налог по имуществу — год, то все законодательные акты должны были быть приняты к 1 декабря 2018 года. Однако есть исключение с Законом г. Москвы от 20.02.2019 № 7, который был принят в феврале, но распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Для расчета налога на имущество организаций помимо Налогового кодекса используется бухгалтерский учет, но в нем существенных изменений не произошло. Поэтому основными документами для ведения учета и расчета налога на имущество остаются:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (утвержден Приказом Минфина от 30.03.2001 № 26Н);
  • Методические рекомендации по учету основных средств (утверждены Приказом Минфина от 12.10.2003 № 91Н);
  • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34Н);
  • Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета (утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н);
  • Приказ Минфина РФ от 17.02.97 № 15;
  • Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утверждено Письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
  • Учет по аренде (утвержден Приказом Минфина РФ от 16.10.2018 № 208Н – документ, принятый относительно недавно, в котором рассматриваются ситуации лизинга и аренды. В обязательном порядке он будет применяться только с 2022 года. По арендным отношениям по нему можно начинать работать с 2019 года, и это намерение нужно отразить в учетной политике.

Движимое и недвижимое имущество: как разграничить?

В прошлом году вышли сразу два письма налоговой – Письмо ФНС от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@ и Письмо ФНС РФ от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@. В этих документах приводятся критерии разграничения видов имущества.

Так, недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации, о чем свидетельствует запись в ЕГРН. Если такой записи нет, то дальше смотрим: если в соответствии со ст. 130 ГК РФ есть прочная связь объекта с землей и невозможно перемещение либо если при перемещении будет несоразмерный ущерб для эксплуатации основного средства, то тогда это будет считаться недвижимым имуществом.

Для объекта капитального строительства нужны документы: технический учет или техническая инвентаризация объекта в качестве недвижимости, разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию, проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

В Письме ФНС от 18.10.2018 № БС-4-21/20327@ анализируется судебная практика по налогу на имущество, когда возникают вопросы о квалификации объектов в качестве движимых или недвижимых. В частности, в нем приводится постановление Арбитражного суда Московского округа, в котором разбираются объекты типа «технологические трубопроводы» и «газоходы». У компании был вывод апелляционной инстанции о том, что эти объекты движимые. В качестве аргументов указывалось то, что такие объекты являются сборно-разборными конструкциями, имеющими в своем составе отводы, тройники, клапаны, опоры и т.д., что делает возможным их перемещение на новое место при сохранении эксплуатационных качеств. Но суд все же вынес окончательное решение о том, что такое имущество — недвижимое.

Другая спорная ситуация приводится в Постановлении Арбитражного суда СЗО от 18.05.2018 № Ф07-5328/2018 по делу № А05-1595/2017. В данном случае поднимается вопрос об отнесении комплекта трансформаторов к недвижимому имуществу и, как следствие, значительному занижению налоговой базы по налогу на имущество организаций. Суды рассматривают трансформаторную подстанцию с находящимися в ней трансформаторами как единую сложную вещь и считают, что она является объектом недвижимого имущества, поскольку вынужденное деление единого комплекса «приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии».

Новая налоговая декларация

Приказ ФНС от 4.10.2018 № ММВ-7-21/575@ утвердил новую форму декларации и расчета по налогу на имущество и изменил порядок ее заполнения. Ее нужно применять, начиная с отчетности за 2019 год.

На что нужно обратить внимание:

  • исчезло поле Раздела 2 «в том числе недвижимое имущество» (код строки 141) и «Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 (в рублях)» (код строки 270);
  • удалены поля для указания местонахождения обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс;
  • добавлены положения, позволяющие учитывать изменение кадастровой стоимости при исчислении налога (в Разделе 3 появилась строка с кодом 095 «Коэффициент Ки»);
  • появились новые положения — чтобы можно было исчислить налог в случае изменения кадастровой стоимости в результате изменения в течение налогового периода качественных или количественных характеристик объекта, при возникновении или, наоборот, прекращении у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности;
  • внесено поле «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации» (код строки 030 Раздела 2.1). Его нужно заполнять, если у объекта недвижимого имущества отсутствует кадастровый номер и условный номер, которые указаны в ЕГРН, и имеется инвентарный номер, а также присвоенный адрес на территории РФ;
  • В Порядке заполнения декларации появилось приложение № 7 «Коды субъектов Российской Федерации»;
  • в п. 1.6 Порядка исчезли положения о процедуре представления одной налоговой декларации в отношении подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ суммы налога, по согласованию с налоговым органом по субъекту РФ.

Еще стоит обратить внимание на Письмо ФНС от 05.12.2018 № БС-4-21/23605. Перед тем как сдать налоговую декларацию, вы можете благодаря этому письму посмотреть, какие должны быть соотношения показателей декларации по налогу на имущество.

В 2019 году начинает действовать новшество: если у налогоплательщика в нескольких инспекциях одного субъекта есть объекты недвижимости, то у него есть возможность предоставлять единую отчетность и единую декларацию в любой из налоговых органов (Письмо ФНС от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@). Поскольку налог на недвижимость — региональный, всё будет идти в один субъект. В отчетность нужно будет включать все объекты недвижимости, которые находятся в этом регионе и облагаются налогом по среднегодовой стоимости.

Налоговый орган следует поставить в известность о выборе конкретной инспекции и о том, что вы намерены сдавать отчеты в эту инспекцию: это нужно успеть сделать до 1 апреля 2019 года.

В Письме ФНС от 03.12.2018 № БС-4-21/23363 уточняется, в каких случаях в единой налоговой отчетности могут отказать:

  • если уведомление подано после 30 апреля 2019 года;
  • если в уведомлении указаны ошибочные реквизиты;
  • если налогоплательщик не стоит на учете в том налоговом органе, который он выбрал для представления единой налоговой декларации;
  • если уведомление представлено в случае, когда у налогоплательщика имеются исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость;
  • если в субъекте принят закон, устанавливающий в налоговом периоде нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

В случае если вы неправильно рассчитали налог, то обратите внимание на Письмо Минфина от 23.08.2017 № 03-03-06/2/53941. В нем говорится о том, что если сумма налога или авансового платежа завышена по ошибке, то тогда можно подать уточненную декларацию. Хотя абз. 2 п.1 ст. 81 НК РФ не обязует, а дает в таком случае право вносить уточнения.

Сроки представления декларации

За 2018 год декларацию нужно успеть представить до 1 апреля 2019 года. Отчетность подается по форме, утвержденной Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@.

Обновленные формы для отчетности по налогу на имущество следует использовать с первого отчетного периода 2019 года — с учетом поправок, внесенных Приказом ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Изменения по налогу на имущество, вступающие в силу с 1 января 2019 года порадуют многих налогоплательщиков. Мы расскажем о самых важных поправках.

Объект – только недвижимое имущество

С 1 января 2019 г. движимое имущество исключено из объекта обложения налогом на имущество организаций (п.1 ст.374 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № ). Это значит, что организации, не имеющие недвижимости, перестанут быть плательщиками налога на имущество и представлять отчетность по этому налогу им будет не нужно (п.1 ст.373, п.1 ст.386 НК РФ).

ФНС РФ напомнила, понятие недвижимого имущества установлено ст. 130 ГК РФ (Письмо ФНС России от 02.08.2018 N БС-4-21/14968@).

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Также являются объектами недвижимости подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

К недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (п.1 ст.130 ГК РФ).

Права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации (п.1 ст.131 ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом (п.2 ст.130 ГК РФ).

Определять наличие недвижимости налоговые органы будут по следующим признакам:

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению - при отсутствии сведений в ЕГРН.

Например, для объектов капитального строительства таким подтверждением могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

ФНС пояснила, что при отсутствии государственной регистрации объекта квалифицировать его в качестве недвижимости следует в том случае, если в частности, здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится (Письмо ФНС России от 24.09.2018 N БС-4-21/18582, п.38 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).

Многие организации уже проводят инвентаризацию объектов основных средств, с целью их классификации в качестве недвижимости. Например, необходимо учитывать, что объекты инженерного оборудования здания, могут учитываться в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Но они являются частью недвижимости, а значит и объектом по налогу на имущество в 2019 году.

Так, из Федерального закона от 30.12.2009 N «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений), системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы), безопасности).

ФНС РФ также разъясняет, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты (Письмо ФНС России от 23.04.2018 N БС-4-21/7770).

Если здание будет облагаться по среднегодовой стоимости, то стоимость таких объектов, составляющих часть здания также будет учитываться при расчете налога по данной недвижимости. Если же здание будет облагаться по кадастровой стоимости, то отдельно налог на имущество по его составляющим не начисляется (налог исчисляется по кадастровой стоимости здания) (Письмо Минфина России от 03.12.2015 N 03-05-05-01/70618).

Новый порядок представления отчетности

Начиная с отчетных периодов 2019 года налогоплательщики налога на имущество будут отчитываться по налогу по месту нахождения недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. Исключения, как и прежде, составят владельцы недвижимости, находящейся на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ (для российских организаций).

По данной недвижимости налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков (ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 03.08.2018 № ).

ФНС РФ уже утвердила новые формы декларации по налогу на имущество и расчета по авансовому платежу. Они будут применяться, начиная с отчетности за квартал 2019 года (Приказ ФНС от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@).

Также разработаны контрольные соотношения к новым формам отчетности, чтобы налогоплательщики смогли проверить правильность ее заполнения (Письмо ФНС России от 05.12.2018 N БС-4-21/23605@ «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»).

Код 214 должны будут указать организации, учитывающие на своем балансе произведенные неотделимые улучшения арендованной недвижимости. В этом случае они не являются собственниками недвижимости, но должны исчислить налог на имущество со среднегодовой стоимости неотделимых улучшений, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств (Письмо ФНС России от 14.05.2018 N БС-4-21/9061).

Если налогоплательщики имеют несколько объектов недвижимости на территории одного субъекта РФ и состоят на учете в нескольких налоговых органах, то они вправе представлять единую налоговую отчетность в отношении всех объектов, находящихся на территории субъекта РФ в одну налоговую инспекцию по своему выбору.

Но если такие объекты облагаются налогом на имущество по среднегодовой стоимости и если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога на имущество организаций в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований.

Для этого до сдачи отчетности нужно уведомить налоговый орган, в который будет представляться единая отчетность. Рекомендуемая форма такого Уведомления приведена в Письме БС-4-21/22551@.

Если налоговый орган решит, что налогоплательщик не может сдавать единый отчет, он уведомит организацию об этом (Письмо ФНС России от 03.12.2018 N БС-4-21/23363@). Причинами для отказа в представлении единой отчетности по налогу на имущество могут быть:

  • представление Уведомления после окончания предельного срока для представления налоговой отчетности по налогу за первый отчетный период 2019 года;
  • представление Уведомления без заполнения соответствующих реквизитов или с ошибочными реквизитами (например, представление Уведомления за налоговый период, не совпадающий с периодом представления Уведомления);
  • отсутствие постановки на учет налогоплательщика в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом органе, который выбран для представления единой налоговой декларации (расчетов) по налогу;
  • наличие в субъекте Российской Федерации закона, устанавливающего в налоговом периоде представления Уведомления нормативы отчислений от налога в местные бюджеты;
  • представление Уведомления в случае, если у налогоплательщика в субъекте Российской Федерации имеются (на праве собственности или праве хозяйственного ведения) исключительно объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость.

Изменение кадастровой стоимости учитывается с начала применения неправильной

С 1 января 2019 года будет не важно по какой причине изменилась кадастровая стоимость объекта. Т.е. не только в случае исправления ошибки, но и при изменении кадастровой стоимости в результате установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (п. 15 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N ).

Напомним, что в настоящее время при изменении кадастровой стоимости в результате установлении рыночной стоимости объекта, налог на имущество может быть пересчитан по «правильной» кадастровой стоимости, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

ФНС РФ разъяснила, если решение об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости принято комиссией или судом после 1 января 2019 года (в т.ч. по искам, заявленным до 01.01.2019), то налог на имущество будет пересчитываться в порядке, установленном с 1 января 2019 (Письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019»). Т.е. новую кадастровую стоимость нужно будет учесть при расчете налогов за период с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

Собственники недвижимости и транспортных средств начали получать налоговые уведомления с начислениями за 2019 год. Указанные там суммы нужно заплатить до 1 декабря 2020 года. Размер платежей может оказаться выше, чем в прошлом году, а некоторые собственники впервые получили право на льготы.

Вот что нужно знать владельцам имущества, чтобы не заплатить лишнего.

Что это за уведомления

Собственники имущества должны платить налоги:

Эти налоги не добровольные, а обязательные. Их начисляет налоговая инспекция. Суммы, которые подлежат уплате за календарный год, указывают в специальных документах — налоговых уведомлениях. Эти уведомления отправляют собственникам по почте или через личный кабинет налогоплательщика.

Рассылка за 2019 год уже идет полным ходом. Несмотря на сложности, связанные с пандемией, никаких послаблений с этими налогами нет. Даже если у собственника нет работы, проблемы с бизнесом, просрочки по кредитам или сильно снизился доход, все равно нужно платить налоги.

Где взять уведомление

Налоговые уведомления приходят двумя способами:

  1. В личный кабинет на сайте nalog.ru. Если такой кабинет есть, уведомление придет только туда. В бумажном виде его присылают только по специальному запросу.
  2. По почте. Если нет личного кабинета или был отдельный запрос для отправки уведомлений на бумаге, их присылают почтой.

На госуслуги эти уведомления не приходят — не ждите их там и не проверяйте.

Что изменилось при начислении налога на имущество

Новые льготы. Предпенсионеры впервые используют льготу, которая позволяет не платить налог на имущество за один объект каждого вида. Раньше такую льготу давали тем, кто достиг пенсионного возраста. Но с его повышением ее сохранили и для тех, кто мог бы выйти на пенсию по правилам, действовавшим до 31 декабря 2018 года. Обычно это женщины 55 лет и мужчины 60 лет — или моложе, если есть право на досрочную пенсию. Или старше, если они госслужащие.

Кадастровая стоимость. Могла измениться кадастровая стоимость объекта. Она влияет на налоговую базу и сумму налога к уплате. Кадастровую стоимость устанавливает государство. Проверить ее можно на сайте Росреестра — вот инструкция. Завышенную стоимость можно оспорить.

Переходный период. Регионы постепенно переходят на исчисление налога на имущество по кадастровой стоимости. В первые годы начисленный налог уменьшается с помощью коэффициента. Сначала он составляет 0,2, потом — 0,4 или 0,6. В прошлом году в вашем регионе коэффициент мог составлять 0,2, а в этом — уже 0,4. Тогда начисления вырастут. Например, так будет в Саратовской, Калужской, Липецкой и других областях.

Коэффициент-дефлятор. Если налог считают по инвентаризационной стоимости, сумма тоже будет больше: за 2018 год использовали коэффициент-дефлятор 1,481, а за 2019 — 1,518.

Местные льготы. В 2019 году мог измениться перечень муниципальных льгот. Местные власти могут добавлять новые категории льготников или менять условия. Это можно проверить через сервис на сайте ФНС. Даже если список не изменился, собственник мог получить скидку или освобождение от налогов. Например, если семья в 2019 году стала многодетной или собственник квартиры получил инвалидность.

Что изменилось в расчете земельного налога

Льготы предпенсионерам. Предпенсионеры могут не платить налог с шести соток земли. Эту льготу им дали вместо пенсии, но впервые при расчете земельного налога ее применили для начислений за 2019 год. Если у вас или кого-то из близких есть право на льготу, проверьте, чтобы ее предоставили. Налоговая обещает проверять статус самостоятельно, но бывает всякое — вопросы со своими деньгами лучше держать под контролем. Справки о статусе предпенсионера формируются за минуту и помогут сэкономить несколько тысяч рублей.

Кадастровая стоимость. Изменение кадастровой стоимости участка влияет на сумму налога. Если стоимость увеличилась, начисления могут вырасти. Но не больше чем на 10% в год.

Местные льготы. Льготы на уровне муниципальных образований нужно проверять каждый год отдельно: они меняются, а без заявления их не предоставят. Возможно, у кого-то из ваших близких земельного налога за 2019 год быть не должно или он снизится. Если заявление уже подавали и льгота применяется, ничего делать не нужно.

Что изменилось в расчете транспортного налога

Отмена вычетов. С 2019 года больше нет вычетов в размере взносов в систему «Платон». Владельцы большегрузов не смогут так сэкономить на транспортном налоге.

Налог на роскошь. Обновился перечень автомобилей, которые облагаются налогом по повышенной ставке. Владельцам Ауди Q8, Кадиллаков CT6 и XT5, Шевроле Траверса, Вольво XC40 теперь тоже придется платить больше обычного.

Льготы в регионах. Могли измениться региональные льготы, проверьте через сервис. Если не подавали заявление — еще не поздно все пересчитать.

В уведомлениях 2020 года указаны суммы налогов за 2019 год. Если вы продали машину или купили квартиру в 2020 году, это не повлияет на текущий размер начислений. Поэтому иногда налог должны платить даже те, кто сейчас без автомобиля.

До 2015 года налог на имущество физических лиц рассчитывался исходя из инвентаризационной стоимости. После 2015 года страна начала переходить на новый справедливый расчёт налога — по кадастровой стоимости. С 1 января 2020 года все регионы должны считать по-новому. В связи с этим начались недовольства — люди получают огромные квитанции и не знают что с этим делать. Дальше — больше. Постепенно закончится переходный период с понижающими коэффициентами, и налоги ещё больше вырастут. Так ли страшна новая система, как о ней рассказывают, и кому особенно не повезло.

Изменения в расчёте налога с 2020 года

Инвентаризационная стоимость рассчитывается из площади, степени износа и затрат на строительство. Несложно догадаться, что чем старше дом, тем меньше инвентаризационная стоимость. Так, двухкомнатная хрущёвка в центре города может оцениваться по инвентаризационной стоимости в 300 тыс рублей, в то время, как её рыночная стоимость около 3 млн рублей. С новостройками обратная ситуация. Стандарты расчёта были введены в 1969 году и с тех пор не менялись, даже для оценки домов новой постройки. Отсюда возникает несправедливость и расхождение между реальной и инвентризационной стоимостью.

Фото: orenburzhie. Стандарты оценки инвентаризационной стоимости не менялись с 1969 года и одинаковы для всех домов, что не отражает рыночную стоимость.

Кадастровая стоимость приближена к рыночной. В неё заложена не только площадь, но и удалённость района, его престижность, инфраструктура, класс жилья, материал стен и прочее. Расхождение с рыночной стоимостью будет, но не такое большое. Раз в пять лет Росреестр будет пересматривать кадастровую стоимость, чтобы учитывать изменения на рынке.

Итак, по новому порядку налоговая база будет исчисляться не из инвентаризационной стоимости, а из кадастровой. Цель — восстановить справедливость и уравнять плательщиков налогов.

Сколько платить?

Региональные власти могут устанавливать свои налоговые ставки, но не превышающие базовые больше, чем в три раза. Так, базовый тариф на квартиру — 0,1%. В Москве введена прогрессивная шкала ставок в зависимости от стоимости недвижимости:

  • до 10 млн — 0,1%;
  • 10−20 млн — 0,15%;
  • 20−50 млн — 0,2%;
  • 50−300 млн — 0,3%;
  • свыше 300 млн — 2%.

Для снижения размера налога предусмотрены вычеты:

  • для квартир — 20 кв. м;
  • для домов — 50 кв. м;
  • для комнат — 10 кв. м.

Для примера. Есть квартира площадью 39 кв. м. Минусуем из этой площади вычет и получаем 19 кв. м. Налог надо будет уплачивать только на эту площадь. Второй пример — дом 45 кв. м. По нему вычет 50 кв. м, что даёт отрицательное значение. Налогооблагаемая база равна нулю.

Даже при изменении кадастровой стоимости, налог не должен повышаться более, чем на 10%.

Как меняется стоимость

Новые правила расчёта налогов породили панику и недовольство. Не повезло владельцам квартир в старых домах, которые находятся в центре города. Если взять пример выше: инвентаризационная стоимость на двухкомнатную квартиру — 300 тыс, кадастровая — 3 млн. Разница по налогу более 3000 рублей. Если взять московские квартиры, там налог будет ещё выше. Особенно с учётом большого метража, на который действует повышающая ставка.

Ещё одна категория тех, кому не повезло — владельцы апартаментов. Если жильё не числится как квартира, комната или дом, то придётся платить 0,5%.

Фото: novosti s. Апартаменты — это не квартира, а, значит, налоговая ставка для них выше.

Но нельзя оценивать нововведение только негативно. Например, новостройка на окраине города. Инвентаризационная стоимость будет высокая, поскольку все расходы на строительство посчитаны и заложены в неё, а износа пока нет. Если ту же самую квартиру посчитать по кадастровой стоимости, то налогооблагаемая база понизится, к тому же будет заложен вычет.

Итак, в выигрыше окажутся владельцы маленьких недорогих квартир в новостройках, а владельцы больших квартир в старых домах, которые находятся в центре, проиграют.

Фото: E1. Владельцы квартир в новостройке будут платить меньше.

Представители налоговой службы уверяют, что в любом случае повышение не будет большим. Впрочем, народ не согласен. Для большинства 3, 4, 5 тысяч плюсом к расходам — ощутимо.

Ещё одна категория владельцев недвижимости, которая будет недовольна новой системой расчётов, — бизнесмены. Для них ставка налога 2%, нет никаких льгот и вычетов. И-за этого увеличение налогооблагаемой базы сильно скажется на окончательной сумме налога.

Что делать?

Для начала надо проверить кадастровую стоимость на сайте Росреестра. Иногда она может быть завышенной, поскольку сотрудник не учёл того, что дом в аварийном состоянии или другие особенности. Чтобы восстановить справедливость, придётся проводить переоценку и писать обращение в Росреестр. При этом практика показывает, что удовлетворены бывают только 40% дел. Обращение в суд — дорого, долго и не гарантирует результат. В этом случае надо считать выгоды. Из-за 500 рублей разницы по налогам нет смысла тратить более 30 тыс на судебные разбирательства и переоценку.

После получения квитанции лучше пересчитать налог самостоятельно. Это можно сделать, подставив свои данные в формулу, или воспользоваться калькулятором на сайте налоговой. Для этого надо знать: кадастровый номер, метраж жилья, количество собственников, инвентаризационную стоимость (можно запросить в БТИ). Если есть расхождения, то надо обратиться в своё отделение УФНС за новой квитанцией. Если квитанция не пришла, значит её надо искать не в почтовом ящике, а в электронном. Подробнее об этом мы писали в статье «Ничего не забыли?»

Фото: samara bezformata. Распространённая схема ухода от налогов — переоформление недвижимости на льготников.

Проверить наличие льгот. На них имеют право инвалиды I и II группы, инвалиды детства, пенсионеры, предпенсионеры, участники ВОВ, военные, чернобыльцы. Один из распространённых способов ухода от налогов — переоформление недвижимости на родственника, имеющего льготу. Здесь тоже есть свои нюансы и опасности.

Итак, со следующего года все регионы перейдут на новую систему расчёта налога. Чтобы сумма в квитанции не стала неожиданностью, лучше рассчитать примерную сумму самостоятельно.

Читайте также: