Госконтракт бухучет и налогообложение

Опубликовано: 16.04.2024

Раздельный учет ГОЗ — это отдельная регистрация финансовых результатов по каждому контракту. Так делают, только если у исполнителя открыт счет в Федеральном казначействе. В 2021 году правила изменились.

Раздельный учет результатов ФХД

Казначейское сопровождение предусматривает открытие головным исполнителем или исполнителем отдельного счета в ТОФК. На этот счет заказчик переводит оплату за исполнение контракта.

Вот что обязаны выполнять организации:

  • вести раздельный учет всех операций;
  • распределять накладные расходы;
  • раскрывать структуру цены госконтракта;
  • осуществлять корректный аналитический учет;
  • предоставлять документы на проверку в органы ФК.

ВАЖНО! Правила раздельного учета результатов ФХД перестали работать для соглашений, которые оплачиваются деньгами, подлежащими казначейскому сопровождению. Минфин и Казначейство считают, что обязанность вести такую регистрацию результатов следует из закона о бюджете и подзаконных актов.

По новым правилам, раздельный учет затрат по гособоронзаказу и формирование результатов финансово-хозяйственной деятельности не отличается от других получателей целевых средств. Все исполнители утверждают порядок его ведения в учетной политике и производят аналитическую регистрацию операций по статьям затрат в бухучете.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что требуется от участников гособоронзаказа. Используйте эти инструкции бесплатно.


Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.

Вот основные правила для получателей целевых средств:

  1. Разделение применяется к доходам, расходам, активам, обязательствам и другим объектам. Подробнее: «Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу».
  2. Аналитика расходов по статьям затрат.
  3. Фактические издержки на исполнение госконтракта группируются на аналитических бухгалтерских счетах. Накладные расходы включаются в себестоимость.
  4. Распределение накладных расходов пропорционально срокам исполнения контракта.
  5. Структурирование фактических затрат на исполнение государственных (муниципальных) контрактов.
  6. Подготовка и ведение первичной документации.
  7. Прохождение контрольных мероприятий в органах ФК с предоставлением информационной справки и подтвердительных первичных документов.

Казначейство проверяет организации, и если проверка пройдет успешно, то платеж по госконтракту с лицевого счета одобрят и пропустят. Если по итогам проверки специалист вынесет отрицательный вердикт, то оплата не пройдет. Если документы получателя содержат государственную тайну, их предоставление проводится по особым требованиям.

Правила ведения раздельного учета в 2021 году

В Приказе №334н от 30.12.2020 Минфин утвердил новый порядок ведения раздельного учета по гособоронзаказу на 2021 год. Общие правила довели до соответствия Федеральному закону о бюджете на 2021 год и 2022–2023 плановый период №385-ФЗ от 08.12.2020. Все получатели целевых средств обязаны вести раздельный учет:

  • доходов;
  • расходов;
  • активов (имущественные права, основные средства, нематериальные активы, деньги, дебиторская задолженность);
  • обязательств (кредиторская задолженность);
  • других объектов учета.

В бухгалтерии разделительный учет по гособоронзаказу ведется по каждому госконтракту, договору о капитальных вложениях или проведении капитального ремонта, соглашению, контракту по ГОЗ. Получатели денег проводят бухучет по правилам из Приказа Минфина №334н и локальной учетной политики учреждения.

Общие правила утверждены Приказом Минфина №255н от 25.12.2019. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения предыдущего Приказа №4н.

Инструкция, как вести бухучет гособоронзаказа по Постановлению 47 в 2021 году:

  1. Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ. Источники финансирования — субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
  2. Разделяют не только доходы, но и расходы, активы и обязательства.
  3. Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
  4. Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
  5. Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
  6. Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
  7. Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
  8. Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.
  9. Заказчик обязан проинформировать территориальное отделение ФК (ТОФК) об исполнении контракта.

Основные документы, подтверждающие ведение раздельного учета по гособоронзаказу:

  • бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфина №52н от 30.03.2015);
  • расчет суммы накладных расходов (приложение №1 к Приказу №255н);
  • структура цены — расходная декларация (приложение №2 к Приказу №255н).

Расходную декларацию подписывает руководитель получателя целевых средств или другое уполномоченное лицо. Он указывает фамилию, имя, отчество, должность и дату составления. К указанным документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов.

ВАЖНО! Подтверждающие документы (и их копии) не предоставляют, если они ранее передавались в Казначейство!

Раздельный учет гособоронзаказа

Его ведут не все. Вот кто должен вести раздельный учет по гособоронзаказу (пп. 18 п. 1, пп. 16 п. 2 ст. 8 275-ФЗ):

  • головной исполнитель — тот, кто заключил контракт с заказчиком по государственному оборонному заказу;
  • исполнитель — тот, кто находится в кооперации с головным исполнителем и подписал с ним соглашение на исполнение ГОЗ.

Такая форма фиксации операций необходима для обоснования расходования бюджетных средств и ведения отчетности перед Казначейством и заказчиками. Деятельность исполнителей регламентируют:

Основной закон для исполнителей ГОЗ — это 275-ФЗ от 29.12.2012, ст. 8. Приведем пример раздельного учета по гособоронзаказу для исполнителя третьего уровня. Для таких поставщиков ГОЗ правила закрепляет действующий закон о бюджете и его подзаконные акты. Если у соисполнителя третьего уровня открыт отдельный счет в ТОФК, то придется разделять результаты финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту. Если казначейского сопровождения нет, ведите бухучет как обычно.

Головные исполнители и исполнители организуют раздельный учет следующим образом:

  1. Открывают специальные счета в ФК (инициируют казначейское сопровождение).
  2. Создают отдельные аналитические счета бухучета для регистрации расходов по каждому контракту.
  3. Раскрывают структуру цены по статьям калькуляции (расчет цены единицы продукции ведется по форме из приложения №1 к порядку, утвержденному Приказом Минпромторга №334 от 08.02.2019).
  4. Составляют перечни общепроизводственных и общехозяйственных затрат по типовым номенклатурам (приложения №5, 6 к Приказу №334).
  5. Фиксируют другие расходы в отдельных калькуляциях.

Все косвенные расходы необходимо распределять в тех формулировках и пропорциях, которые утверждены в учетной политике организации. Обязательно распределение общехозяйственных затрат при отсутствии выручки при гособоронзаказе, но следует изменить формулы и пропорции.

ФК периодически проверяет информацию, указанную в контракте на выполнение гособоронзаказа и документах-основаниях. Подвергаются казначейскому контролю и сведения раздельного учета о результатах финансово-хозяйственной деятельности, и показатели структуры цены по ГОЗ. Если головной исполнитель или исполнитель не пройдет проверку, ФК вправе отменить платеж по договору и пропустить его только после успешных контрольных мероприятий.

Когда не ведут учет

В п. 4 ПП РФ 47 о правилах ведения раздельного учета доходов и расходов указано, что исполнителям необходимо его вести, даже если нет казначейского сопровождения. Но есть исключение. Правила из ПП №47 не применяются, если поставщики и исполнители гособоронзаказа получают из федерального бюджета деньги, подлежащие казначейскому сопровождению.

Поставщики продолжают вести раздельный учет

При казначейском сопровождении целевых средств юрлица ведут регистрацию результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому госконтракту. При казначейском сопровождении целевых средств необходимо прописать обязанность юрлица вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности, определять базу распределения накладных расходов по ГОЗ, распределять накладные расходы пропорционально срокам исполнения госконтракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта либо срокам использования аванса (пп. «в» п. 6 ПП РФ №1765 от 30.12.2018). Это делается для:

  • соглашений;
  • госконтрактов;
  • договоров о капвложениях;
  • контрактов учреждений;
  • договоров о проведении капремонта.

Для головного исполнителя (исполнителя) установлена обязанность вести отдельный бухучет результатов ФХД по каждому государственному контракту и договору и распределять накладные расходы по государственному контракту и договору пропорционально срокам его исполнения (пп. «ж» п. 36 ПП РФ №1702 от 28.12.2018).

К каждому госконтракту оформляют:

1. Расчет суммы накладных расходов (приложение №1 к Приказу №255н).


  • Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов
  • Как оформить положение по раздельному учету затрат?
  • Элементы организации раздельного учета по госконтрактам
  • Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты
  • Итоги

Нормативные документы в сфере исполнения госконтрактов

Для грамотного построения учета при исполнении госконтрактов их исполнителям необходимо учитывать требования следующей «контрактной» нормативки:

  • кодексов РФ — бюджетного, гражданского, налогового;
  • федеральных законов (от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами и др.);
  • нормативных правовых актов (НПА) в сфере госзакупок (Президента и Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» и т. д.);
  • НПА в сфере бухучета (ПБУ 9/99 «Расходы организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н, и др.);
  • нормативных актов, учитывающих отраслевые и иные особенности деятельности организаций (порядок ведения раздельного учета результатов ФХД организациями, выполняющими госзаказ за счет средств федерального бюджета, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 47, порядок раздельного учета затрат организаций водоснабжения, утв. приказом Минстроя и ЖКХ РФ от 25.01.2014 № 22/пр и др.).

Изучайте положения по бухучету, не покидая нашего сайта:

Минфин разъяснил вопросы ведения раздельного учета при использовании на основании госконтрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению. Получите пробный бесплатный доступ к системе К+ и узнайте мнение чиновников.

Как оформить положение по раздельному учету затрат?

Положение по раздельному учету затрат при исполнении госконтрактов является элементом учетной политики организации и может быть составлено в следующих формах:

  • в виде раздела учетной политики;
  • в форме приложения к учетной политике (например, с названием «Методика раздельного учета при выполнении госконтрактов»);
  • в качестве самостоятельного внутрифирменного учетного положения по раздельному учету;
  • отдельной инструкцией;
  • в иной, удобной для организации форме.

Независимо от способа оформления разработанный организацией порядок раздельного учета подлежит:

  • обязательному утверждению приказом (распоряжением) руководителя (п. 4 ПБУ «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н);
  • безусловному применению в рамках учетных процедур организации начиная с даты, указанной в распорядительном документе, утвержденном руководителем.

Знакомьтесь с алгоритмами оформления учетной политики с помощью размещенных на нашем сайте материалов:

Элементы организации раздельного учета по госконтрактам

Для разработки методики раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам требуется введение дополнительных счетов аналитического учета. При этом необходимо:

  • закрепить в учетной политике порядок кодировки счетов аналитического учета — данный аспект законодательством не регламентирован и разрабатывается организацией самостоятельно исходя из требуемой степени детализации с учетом отраслевой специфики (например: субсчет первого порядка включает наименование госконтракта, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.);
  • счета аналитического учета, введенные специально для цели раздельного учета, необходимо включить в рабочий план счетов — неотъемлемый элемент учетной политики каждой организации.

За основу разработки раздельного учета доходов и расходов по госконтрактам берутся специализированные методики и инструкции (в том числе отраслевые) — это позволяет учесть особенности деятельности организации и специфичные требования в учетных «контрактных» вопросах.

Например, правила ведения раздельного учета по госконтрактам, финансируемым за счет средств федерального бюджета (постановление № 47), предусматривают следующие требования:

  • общеорганизационные — учет затрат по каждому госконтракту осуществляется раздельно;
  • оформительно-документальные — первичка составляется на предусмотренное в госзаказе отдельное изделие (или группу изделий), работу, услугу;
  • группировочно-аналитические — фактические затраты отражаются в специальных аналитических регистрах;
  • методические — содержат перечень включаемых в себестоимость продукции затрат и порядок их учета;
  • итогово-отчетные — финансовый результат по госконтракту исчисляется в виде разницы между договорной ценой и фактическими затратами, сформированными в соответствии с п. 3 указанного порядка.

О требованиях к учету затрат по госконтрактам согласно п. 3 постановления № 47 узнайте из следующего раздела.

Алгоритм учета затрат при выполнении госконтракта и иные важные аспекты

Фактические затраты по госконтракту, выполняемому за счет средств федерального бюджета группируются на (постановление № 47):

  • прямые (МПЗ, услуги производственного контракта и др.) — они включаются непосредственно в себестоимость продукции, выпускаемой по госзаказу;
  • накладные (управленческие, общезаводские и др.) — их включение в себестоимость производится пропорционально прямым затратам, количеству продукции и иным показателям, характеризующим продукцию, изготовляемую по госзаказу, и иную продукцию, выпускаемую предприятием;
  • коммерческие (сбытовые) — они включаются в себестоимость пропорционально производственной себестоимости продукции (прямые затраты + накладные расходы).

В положении о раздельном учете также должны найти отражение и иные важные аспекты:

  • формы применяемых учетных документов (лимитные карты, требования, рабочие наряды и др.) и аналитических регистров учета (ведомость затрат на производство, карточка фактических затрат по калькуляционным статьям затрат и др.);
  • описание технологии документооборота, связанного непосредственно с исполнением госконтракта;
  • сроки и формы отчетности по гособоронзаказу;
  • порядок контроля выполнения алгоритмов раздельного учета при исполнении госконтракта;
  • иные аспекты.

С разработанным порядком раздельного учета по госконтрактам необходимо ознакомить всех причастных исполнителей и должностных лиц организации.

Итоги

Методика раздельного учета затрат разрабатывается самостоятельно организацией и утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При ее разработке необходимо учитывать общие требования законодательства в учетных вопросах исполнения госконтрактов, а также специфические аспекты (особенности деятельности организации, отраслевые нюансы и др.).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Бухгалтерия


К нам все чаще поступают вопросы о государственных оборонных заказах (ГОЗ). Министерство обороны и их ведомства привлекают коммерческие организации для участия в своих проектах, поэтому бизнес все чаще сталкивается с термином «гособоронзаказ».

Что такое гособоронзаказ

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Заказчиком ГОЗ может быть Министерство обороны РФ, а также госкорпорации, например, «Роскосмос» и «Росатом». Финансовое обеспечение гособоронзаказа осуществляется федеральным бюджетом. Формирование происходит на основе планов развития Вооруженных сил. Целевое использование выделяемых средств контролируется банковским сопровождением, государственным надзором и Министерством обороны.

К нормативным документам по ГОЗ можно отнести Гражданский кодекс, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ. Кроме этого, различные ведомственные приказы (Минобороны, МЧС, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, Центробанка, Федерального казначейства, ФАС).

Но основным документом, регулирующим все отношения в рамках ГОЗ, является Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (далее — № 275-ФЗ).

Закон № 275-ФЗ

Для начала важно понять, кто же может участвовать в гособоронзаказе. В 275-ФЗ четко сказано, что головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу. Также в законе применяется термин «исполнитель ГОЗ» — это участник кооперации, созданной головным исполнителем, для осуществления гособоронзаказа. Кооперация представляет собой взаимодействие лиц, участвующих в заказе в рамках сопровождаемых сделок.

Необходимо выделить основные обязанности для головных исполнителей и участников коопераций.

В соответствии с законом, головной исполнитель для начала должен определить состав исполнителей, обосновать участие каждого из них в ГОЗ, выбрать уполномоченный банк, предоставить возможность государственным заказчикам осуществлять контроль за исполнение госконтракта и обосновать формирование цен.

Конечно же, одним из главных пунктов является соответствие товара или же оказание услуги требованиям контракта.

Ко всему прочему, предприятия обязаны предоставлять по требованию всю отчетность и информацию о затратах, а также каждый месяц сдавать в Министерство обороны регламентированный отчет по исполнению контракта. Также условием участия является ведение раздельного учета.

Банковское сопровождение ГОЗ

Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.

Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.

Что такое раздельный учет и как его организовать

Предприятию необходимо подтвердить наличие раздельного учета по контрактам ГОЗ. При интеграции раздельного учета в бухгалтерский требуется закрепление правил и методов ведения учета. Каким образом должен быть организован раздельный учет, законодательство не устанавливает.

Предприятие самостоятельно принимает решение и выбранный способ прописывает в своей учетной политике или иных положениях организации.

Отчетность по гособоронзаказу

Ежемесячно, не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за отчетным, предоставляют Отчет об исполнении государственного контракта (Постановление от 19.01.1998 г. № 47). Организации, не имеющие военных ведомств, предоставляют отчет по требованию Минобороны.

Правила заполнения отчета содержат следующие основные положения:

  1. Отчет составляется по каждому контракту отдельно.
  2. Отчетным является весь период с даты заключения контракта по дату составления формы.
  3. Составление отчета ведется нарастающим итогом. Организация должна отразить все хозяйственные операции, любые движения денежных средств, взаиморасчеты, понесенные затраты и финансовый результат.
  4. Отчет предоставляется вплоть до исполнения контракта.
  5. Отражение стоимостных показателей производится в рублях и копейках, а процентные до десятых долей.

Как реализовано в программах «1С»

Если вы выбираете для ведения учета по ГОЗ «1С:Бухгалтерию 8», ПРОФ или КОРП, то будьте готовы, что автоматически отчеты по ГОЗ заполняться не будут. Кроме этого, раздельный учет придется организовывать самостоятельно. Для этого можно создать отдельные номенклатуры и склады под каждый контракт ГОЗ, здесь уже предприятие самостоятельно находит способы для того, чтобы отразить свой учет в программе.

Если же говорить о «1С:Комплексная автоматизация 8», ред. 2.4 и «1С:ERP Управление предприятием 2», то эти программы полностью отвечают всем параметрам для ведения раздельного учета. Для ведения раздельного учета в этих программах необходимо включить все функциональные опции в разделе «НСИ и администрирование» — «Настройка НСИ разделов»:

1. «Финансовый результат и контроллинг» — «Финансовый результат» — Финансовый результат по направлениям деятельности«.

Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает ту самую сквозную аналитику, которая впоследствии помогает собрать отчетность по всему контракту.

2. «Казначейство» — установить флажок «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».

3. «Финансовый результат и контроллинг» — выбрать «Учет товаров», так как применяется партионный учет.

Также в карточке учетной политики организации стоит определить метод оценки стоимости запасов по ФИФО.

Для применения сквозной аналитики и соответственно ведения раздельного учета по ГОЗ используется классификация направления деятельности по типу деятельности. Для выбора доступно два типа: «Контракт ГОЗ» и «Иная (деятельность)». Выбирая значение «Контракт ГОЗ», появляется гиперссылка «Параметры контракта», в которой указываются планы по выполнению контракта. Данные показатели попадут в отчет «Исполнение контрактов ГОЗ».


Форма отчета об Исполнение контракта ГОЗ

Ведущая рубрики

  1. Площадки для 44-ФЗ
  2. Виды закупок
  3. Требования к участникам, декларации
  4. Показатели товара и страна производства
  5. Участие в электронном аукционе
  6. Типичные ошибки
  7. Включение в РНП

В одной из прошлых статей я обещала вернуться к теме государственных закупок более подробно. Это одна из тех сфер деятельности, которая не останавливает работу даже в условиях кризиса и имеет стабильное финансирование. Регламентируются закупки федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ. Информация обо всех торгах находится на сайте zakupki.gov.ru.

Участие в закупках может принимать любая организация или ИП, а также могут самозанятые (как физлица или в качестве предпринимателей). Однако в отдельных случаях для исполнения контракта потребуются специальные разрешения или лицензии, соответствующие требования указаны в документации.

Обратите внимание! Чтобы подавать заявки или отправлять котировки, необходимо зарегистрироваться в ЕИС – единой информационной системе.

Площадки для 44-ФЗ

По состоянию на 15 апреля 2020 года в рамках 44-ФЗ аккредитованы всего 9 площадок:

После регистрации на ЕИС зайдите на площадки с помощью ЭЦП или записи Госуслуг, некоторые требуют дозаполнения данных, но в целом процесс ускорился и упростился. Особняком выделяется АСТ ГОЗ, там проходят закрытые процедуры, например, для ФСБ или МВД.

Список пересматривается и может меняться, пока лидирующие позиции занимают Сбербанк АСТ и РТС-тендер. Помимо основной функции, ЭТП предлагают сопутствующие услуги: получение электронных подписей, оформление банковских гарантий, рассылку процедур по подписке, юридические услуги, обучение и т.д.

Виды закупок

В соответствии с 44-ФЗ есть несколько видов процедур, некоторые из них в свою очередь делятся на подвиды. Основные – конкурс, аукцион, запрос котировок или предложений, в некоторых случаях допускаются закупки у единственного поставщика или прямое заключение договора.

Конкурсы делятся на:

  • Открытый.
  • С ограниченным участием.
  • Двухэтапный.
  • Закрытый (и дополнительно две разновидности – с ограниченным участием и двухэтапный).

  • Электронный.
  • Закрытый.

В чем отличие конкурса от аукциона? Все представляют, что такое аукционные торги: когда продается имущество, выигрывает предложивший самую высокую цену, а когда ищут исполнителя госконтракта, победитель – тот, кто указал наименьшую сумму. Т.е. в данном случае все решает цена – чем она ниже, тем вероятнее победа.

Обратите внимание! Чтобы участника допустили к закупке, необходимо следить за актуальностью данных, указанных при регистрации в ЕИС, своевременно носить изменения.

При проведении конкурса принимается во внимание не только финансовый вопрос, но и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком). К ним относятся – техническое обеспечение, последующее гарантийное обслуживание (его продолжительность), наличие необходимых специалистов, сроки поставки и т.д. Конечно, пожелания, требования и условия, а также способ оценки указываются в документации, исполнитель видит, что от него ждет заказчик.

Котировки и предложения

Запрос котировок (статья 72) чем-то напоминает аукцион: определяющий фактор – самая низкая цена. Его проводят, если НМЦК контракта не превышает 500 тысяч рублей. Зато за подачу заявки не возьмут платы (обеспечения участия).

С запросом предложений (статья 83) сталкиваются многие организации, когда получали письма с просьбами предоставить коммерческую информацию: стоимость, сроки поставки (выполнения работ).

Похожим образом происходит сбор предложений для госзакупок. Заказчик размещает на площадке запрос для всех желающих. Выиграет в отборе тот, чей отклик содержит наилучшее предложение в части требований к товару (услуге, работе), т.е. процесс похож на проведение конкурса.

Требования к участникам, декларации

Поскольку в качестве участников выступают организации, физические лица или ИП, то по логике требования к ним должны иметь отличия, ведь у каждой категории разный юридический статус. Больше всего вопросов к физлицам.

Есть в законе те, кто обладает особым статусом – адвокаты, нотариусы, оценщики и т.п. Они работают не как индивидуальные предприниматели. Обычные «физики» так же могут участвовать в аукционах, подачах котировок и других закупках с учетом ограничений (например, если вид деятельности требует лицензии без регистрации ИП или организации не обойтись).

Есть два вида требований к участникам:

  • Единые. Действуют для всех участников, указаны в пункте 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ. Если присутствует хотя бы одно несоответствие, то либо заявку отклонят на первом же этапе, либо при последующем представлении документов (заключении контракта). Возможно, в процессе исполнения выяснится, что поставщик представил недостоверные сведения и уже заключенный договор расторгнут.

Обратите внимание! Для определенных товаров, услуг или работ действуют требования с особыми условиями (см. п. 1 ст. 49 части первой Гражданского кодекса).

  • Дополнительные. Определяются для некоторых видов конкурсов и всех аукционов (пункт 2 статьи 31). Заказчик вправе указать эти требования, но не обязан.

Существуют преимущества, предоставляемые отдельным юрлицам и ИП:

  1. Представителям СМП (статья 30).
  2. Организациям инвалидов (статья 29).
  3. Социально ориентированным организациям (статья 30).
  4. Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (статья 28).

Подтверждение соответствия требованиям осуществляется с помощью дополнительных документов (выписок, копий, свидетельств и т.д.), но обычно достаточно подать специальную декларацию. Для этого не нужно заполнять бланки или составлять какую-то форму, можно просто поставить галочку при заполнении электронной заявки. Аналогично декларируется соответствие общим (единым) требованиям.

Показатели товара и страна производства

При проведении закупки товаров указываются разные характеристики, например:

  • Размер.
  • Мощность.
  • Цвет.
  • Объем.

При этом не допускается указывать признаки товара, которые ограничивают круг поставщиков. К примеру, требовать поставки строго определенной марки, продукции конкретного производителя. Исключение – когда необходимо приобрести комплектующие, части, детали и т.п. к оборудованию и они должны быть совместимы, и другие аналогичные случаи.

Заказчик описывает параметры либо в конкретных значениях (10 см, 5 литров, 16 кВт), либо диапазон (сечение от 3 до 5 миллиметров), либо ограничения (не более 40Вт, не менее 10 метров). Участник же (если иное не предусмотрено документацией) указывает точный показатель.

Кстати! В требованиях может фигурировать понятие «эквивалент». Это значит, что если указана конкретная марка товара (материала), то можно поставить другой, но с соответствующими характеристиками.

Есть сомнения? Сделайте запрос на разъяснение документации. Заказчик обязан дать ответ, но не факт, что результативный. Недавно я просматривала документы к аукциону, где один из потенциальных поставщиков попросил предоставить смету. В сведениях было указаны технические характеристики для двух видов светильников и их общее количество, при этом непонятно, сколько светильников конкретного вида нужно поставить (только загадочная фраза «по проекту», но самого проекта не было), а стоимость отличалась довольно значительно. В предоставлении сметы отказали – все необходимые критерии, по мнению заказчика, в техзадании были.

Важно! С 1 января 2020 года в большинстве закупок обязательной стала информация о стране происхождения товара. Причем речь не только о прямой покупке, но и о выполнении работ или оказании услуг, если при этом используются материалы подрядчика (исполнителя).

Графическая информация как со стороны заказчика, так и поставщика тоже может присутствовать: графики, фото, чертежи, рисунки. Вероятно, это более актуально при участии в конкурсах или ответе на запрос предложений, т.к. для этих процедур важна не только стоимость, но и другие свойства товара и условия поставки.

Участие в электронном аукционе

Для госзаказчика выгодно — на первичном этапе отклоняются заявки, которые нарушают условия, а затем проходят торги, где потенциальные поставщики снижают цену от НМЦК.

Алгоритм для участия:

  1. Находим подходящую закупку, изучаем документацию (подходит ли организация или ИП по условиям). При отборе на площадке можно ориентироваться на предназначенные именно для своей категории, например, СМП, выбрать предел суммы контракта, регион и т.д.
  2. Оформляем согласие на поставку (выполнение работ, оказание услуг). Опять смотрим сведения аукциона, в них будет или образец рекомендуемой формы или рекомендации по заполнению. В заявке на первом этапе (первая часть заявки) не указывают данные участника, ведь заказчик должен быть объективным. Иногда потребуется добавить к согласию еще и характеристики товара или материала (конкретизированные).

Важно! Для обеспечения подачи заявки открываем в банке специальный счет. С него же можно списать комиссию ЭТП, если одержите победу. Открыть счет и внести на него средства нужно заранее.

  • Готовим данные для второй части (все остальные сведения и документы): выписки, подтверждение наличия специалистов или оборудования (техники, приборов и т.п.), реквизиты и основную информацию об организации или ИП и прочее.
  • Находим нашу закупку на площадке, выбираем опцию (нажимаем кнопку) «подать заявку» и затем попадаем в окно, где предлагается подписать прямо в электронном виде и/или прикрепить в виде сканов документацию.
  • Отправляем заявку. Если предусмотрено обеспечение участия, то проверяем наличие нужной суммы на спецсчете. Она заблокируется в день окончания срока подачи.
  • Заходим в торги по времени – ждем дня аукциона, раньше ЭТП не допустит, только в строго определенные час и минуты.
  • Правила ведения торгов всегда есть на площадке. С регламентом стоит ознакомиться еще при регистрации, потому что на разных ЭТП он может отличаться. Обычно при входе на страницу аукциона видны поля, где указаны:
    • НМЦК.
    • Заказчик.
    • Объект закупки.
    • Количество участников-онлайн (их условные номера, названий организаций или ФИО предпринимателей видно не будет).
    • Текущая сумма-ставка.
    • Поле для ввода вашего предложения (с указанием диапазона, в каких пределах делать предложение).
    • Динамика – список участников с их ставками и ваше положение в списке.
    • Время до окончания очередного шага.
    • Общую продолжительность аукциона.
  • Делаете предложение цены. Начинается отсчет времени, например, 10 минут. До конца отсчета кто-то еще может сделать шаг и время пойдет по новой. Ставка происходит не только вручную, но и автоматически с помощью «робота» — настройки, которая станет делать шаг за вас.
  • Пункт 8 повторяется, пока никто из участников больше не захочет делать предложения о цене. Заканчивается отсчет времени шага и начинается еще один дополнительный. На результат торгов он не повлияет, хотя участники могут передумать и сделать еще одно предложение.
  • После окончания аукциона дожидаемся изменения его статуса на сайте https://zakupki.gov.ru/. Там будет указано, кто стал победителем. Если это вы – поздравляю, теперь начинается второй этап.

    Проходит проверка сведений в заявке и на ЕИС, в том числе выписки из ЕГРЮЛ. Если все сделано правильно, то на ЭТП в вашем профиле (личном кабинете) появится госконтракт, отправленный на подпись заказчиком.

    ЭТП подскажет сроки подписания, а обо всех изменениях в кабинете напомнит по электронной почте, поэтому не забудьте без ошибок указать ее при регистрации. Если исполнение контракта требует обеспечения, то, до того как его подписать, отправьте платеж или оформите банковскую гарантию.

    Обратите внимание! Для СМП есть послабления. В обычном случае, если НМЦК снизилась более чем на 25%, нужно перечислить обеспечение в полуторном размере. В некоторых случаях достаточно представить доказательства добросовестности взамен обеспечения. Полная информация в статьях 37 и 96 Федерального закона №44-ФЗ.

    После того как соблюдены формальности, прикрепляем в электронном виде при подписании контракта копию платежки или скан банковской гарантии, если требуется и направляем заказчику. Если есть требования к гарантийным обязательствам (еще один вид обеспечения), то перечисляем его до передачи закрывающих документов.

    Обычное обеспечение вернется к вам после успешной приемки работ (услуг) или товаров. Гарантийное – после окончания гарантийного срока, притом нужно написать заявление на возврат (обязательно).

    Отдельно надо упомянуть контракт с единственным поставщиком. Его заключают, когда на торги вышел только один участник, полностью соответствующий всем требованиям. Аукцион признают несостоявшимся и заключают договор напрямую. Выгодно для поставщика, но сразу возникает вопрос: почему никто не захотел участвовать?

    Типичные ошибки

    Несмотря на автоматизацию и активный переход на работу в электронном виде, человеческий фактор никто не отменял. Главное — придерживаться правила: «умный учится на чужих ошибках». Посмотрим, какие из них чаще всего совершаются:

    Конечно, это далеко не все ошибки. Нарушаются сроки, гарантии, не передаются сертификаты на товары или оборудование, поставляется не то, что заявлено. Просить поставщика «понять и простить», наверное, можно, а вот ждать прощения не стоит.

    Включение в РНП

    Про РНП я уже рассказывала в предыдущих статьях. Это реестр недобросовестных поставщиков. Попасть в него все равно что загреметь в черный список по закупкам. Во-первых, работать с вами госзаказчики попросту не смогут – не положено по закону (отстранение от торгов на 2 года). Во-вторых, само попадание в РНП говорит о снижении доверия к поставщику и падения уровня репутации. В-третьих, реестр открытый, а проверке контрагентов уделяется особое внимание.

    Попадание в РНП оспаривается через ФАС, но придется запастись железными доказательствами. Ими, кстати, могут стать записи ГИС «Независимый регистратор». Это новая система, позволяющая фиксировать действия пользователя на ЭТП и сайте ЕИС (без дополнительных действий), в т. ч. проводить видеозапись (придется настроить рабочее место).


    Л.М. Золина,
    автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

    ВОПРОС

    Нужно ли вести раздельный учет по госконтракту исполнителям третьего уровня? В чем он выражается? Как организовать?

    ОТВЕТ

    Обязанность вести раздельный учет при выполнении работ (оказании услуг) по госконтракту законодательно установлена для организаций, которым открывается лицевой счет в казначействе (казначейское сопровождение).

    Для организации-соисполнителю по госконтракту, в отношении которой не осуществляется казначейское сопровождение, обязанность вести раздельный учет нормативными актами не установлена.

    Однако следует учитывать, что если расходование бюджетных средств, которые будет получать головной исполнитель по госконтракту, подотчетно казначейству, то головной исполнитель и исполнитель вправе включить в условия договора обязанность соисполнителя третьего уровня вести раздельный учет по расходованию бюджетных средств, поскольку их отчетность без отчета соисполнителя будет неполной.

    При этом не исключена ситуация, когда работы, услуги соисполнителя будут включены в отчет головного исполнителя без расшифровки статей расходования.

    Таким образом, если расходование средств по госконтракту будет сопровождаться казначейством, вести раздельный учет вы обязаны. Также вы будете обязаны вести раздельный учет, если это включено в договор.

    В любом случае нужно быть готовым к тому, что у вас могут запросить определение финансового результата в части выполнения госзаказа. Поэтому направляю рекомендации, какими документами следует воспользоваться при разработке методики раздельного учета затрат.

    Механизм ведения раздельного учета Минфин России не устанавливает. В идеальном варианте затраты отражаются на специальных субсчетах бухгалтерской программы. Но если это невозможно, то раздельный учет может выполняться в разработочных таблицах, а в бухгалтерской программе отражаться в виде суммарных показателей.

    ОБОСНОВАНИЕ

    С 2019 года организации, выполняющие работы по госконтракту при казначейском сопровождении должны вести раздельный учёт затрат по каждому контракту в порядке, установленном для организаций, выполняющих гособоронзаказ.

    При ведении раздельного учета нужно руководствоваться порядком, утвержденным Минфином.

    В совместном письме Минфина России (N 09-01-05/11480) и Федерального казначейства от 21 февраля 2019 года (N 07-04-05/22-3551) разъясняется, что в случае, если исполнение государственного заказа сопровождается казначейском сопровождении целевых средств, юридические лица обязаны вести в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному (муниципальному) контракту (контракту, договору) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

    В указанном совместном письме сообщается:

    "… при казначейском сопровождении целевых средств юридические лица обязаны вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Порядком ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного (муниципального) контракта, контракта (договора) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 января 2019 г. N 4н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2019 г. N 53759) . "

    Приказ Минфина России от 10.01.2019 N 4н "О Порядке ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, распределения накладных расходов, раскрытия структуры цены государственного контракта, договора о капитальных вложениях, контракта учреждения, договора о проведении капитального ремонта, договора (контракта) и проведения территориальными органами Федерального казначейства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проверок при осуществлении казначейского сопровождения средств в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»" издан в категоричной форме, обязывающей получателя целевых средств:

    • вести раздельный учет доходов, расходов, активов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств;
    • утвердить в учетной политике порядок ведения раздельного учёта;
    • вести аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета.

    Помимо указаний по формированию фактических затрат на исполнение договора, распределения накладных расходов, оформления первичных учетных документов, Приказ № 4н устанавливает обязанность получателя представлять отчетность в казначейство по установленным формам (п. 11 Приказа № 4н) с приложением копий первичных (сводных) учетных документов.

    На основании изложенного рекомендую детально изучить Приказ Минфина России № 4н, а также обратить внимание на Приказ Минфина России от 30.06.2017 N 500 "Об утверждении документов, предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации о казначейском сопровождении средств, получаемых на основании отдельных государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов (договоров), заключаемых в рамках их исполнения". Поскольку до издания приказа № 4н порядок раскрытия структуры цены государственного контракта, ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, а также порядок проведения Федеральным казначейством проверки документов на соответствие фактически поставленным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности и информации о структуре цены государственного контракта регулировался приказом № 500.

    Учитывая, что приведенные в обоих приказах формы носят все-таки рекомендательный характер, для разработки и утверждения порядка раздельного учета использование обоих приказов будет полезным. Тем более, что в приказе № 500 рекомендации изложены более конкретнее.


    Л.М. Золина,
    автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

    Читайте также: