Почему налоговая политика по другому называется фискальной

Опубликовано: 11.05.2024

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

1.3.2. Фискальная политика государства

Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, это сбор налогов, а с другой - их расходование. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, решает социальные и экологические проблемы.
Налоги это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц.
Налоговая система основана на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов. Другими словами, законы определяют конкретные элементы налогов. К элементам налога относятся:
1. субъект налога - лицо, которое по закону обязано платить налог;
2. объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и др.);
3. ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица дохода, единица земельной площади, единица измерения товара);
4. источник налога - доход, из которого уплачивается налог;
5. налоговая льгота - полное или частичное освобождение субъекта от уплаты налога.
В настоящее время налоги выполняют три основных функции.
1. фискальную;
2. регулирующую;
3. социальную.
Сущность основной, фискальной, функции налогов состоит в том, что с помощью налогов формируются финансовые средства государственного бюджета. Сущность регулирующей функции в том, что налоги выступают главным инструментом экономической политики государства, способным воздействовать на все процессы воспроизводства. Сущность социальной функции налогов направлена на выравнивание доходов различных групп населения. Реализация этой функции зависит, прежде всего, от установления системы налогообложения: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.
Основные принципы формирования налогов.
1. принцип обязательности;
2. принцип определенности по срокам;
3. принцип удобства с точки зрения того, кто платит налоги;
4. принцип градации ставок на основе пропорционального, прогрессивного или регрессивного налогообложения.
Существуют различные признаки, по которым устанавливают различные виды налогов. С точки зрения субъекта налогообложения можно выделить три вида налогов: налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги, взимаемые как с юридических, так и физических лиц. По характеру принуждения налоги принято делить на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно (подоходный налог с граждан, налог на недвижимость). Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги (взимаются через надбавку к цене).
Всю совокупность налогов делят на три группы: федеральные, региональные и местные.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы на отдельные группы товаров; налог на доходы от страховой деятельности; таможенная пошлина; налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; государственная пошлина и др.
К региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий; дорожный налог; налог с продаж; налог на игорный бизнес.
К местным налогам относятся более 20 видов налогов и сборов, основные: курортный сбор; земельный налог; сбор за право торговли; регистрационные сборы, на рекламу и др.
Система налогообложения в России имеет недостатки: большое количество налогов, сложность их подсчета, постоянные изменения и дополнения, высокий уровень налогообложения. В связи с этим планируется серьезное реформирование действующей налоговой системы. Новый налоговый кодекс действует с 2001 г.
Экономическая наука предпринимает попытки выработать четкие критерии оптимальной величины налогового бремени. Современный американский экономист Артур Лаффер доказал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы предприятий лишает их стимула к капиталовложениям, замедляет экономический рост и, в конечном счете, уменьшает поступление доходов в государственный бюджет.
“Кривая Лаффера” представляет собой графическое изображение зависимости между доходами государственного бюджета (величиной налоговых поступлений) и величиной процентной ставки налогов. По абсциссе откладывается величина процентной ставки, а по ординате - величина налоговых поступлений. Если величина процентной ставки будет равна 0. то государство никаких налоговых поступлений не получит. При процентной ставке
равной 100%, т.е. все доходы производителя идут на выплату налогов, результат для
государства также нулевой. При любых значениях процентной ставки государство получит в
том или ином размере налоговые поступления. При каком-то конкретном значении ставки
общая сумма этих поступлений становится максимальной.
Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения ведет к увеличению налоговых поступлений; дальнейшее же ее повышение обусловливает их уменьшение.
Следует иметь в виду, что теоретически выявить величину процентной ставки невозможно, она определяется эмпирическим путем.
Государство поставило следующие основные задачи налоговой реформы.
1. существенное снижение и выравнивание налогового бремени;
2. упрощение налоговой системы.
Снижение налогового бремени предполагается достигнуть за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, за счет внесения изменений в правила расчета (сближение налога на прибыль и фонд оплаты труда, ликвидация налоговых льгот). Упрощению налоговой системы будут способствовать установление предельного перечня налогов и сборов и единой ставки подоходного налога, введение единого социального налога и отмена некоторых налогов.
Мы рассмотрели важные вопросы: финансовую систему и фискальную политику государства. Теперь вы имеете представление о государственном бюджете, о его формировании и расходовании средств.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Фискальная политика

См. Политика фискальная

Фискальная политика

Использование государственных расходов и налогообложения для конкретной цели - стабилизации экономики.

Фискальная политика

способ воздействия государства на национальную экономику путем использования бюджетной, налоговой политик.

Фискальная политика

fiscal policy) – государственная политика в области расходов и налогов, определяемая как правило парламентом страны.

Фискальная политика

политика государства в области налогообложения и формирования доходной и расходной частей государственного бюджета.

Фискальная политика

воздействие государства на экономическую конъюнктуру посредством изменения системы налогообложения и государственных расходов.

Фискальная политика

налогово-бюджетная политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, осуществляемая в жестком режиме.

Фискальная политика

институт управления спросом, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путем изменения налогообложения и государственных расходов.

Фискальная политика

мероприятия правительства в области налогообложения и государственных расходов, призванные регулировать уровень деловой активности; использование государственных расходов для воздей-ствия на макроэкономические условия.

Фискальная политика

совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей (антикризисного регулирования, обеспечения высокой занятости, борьбы с инфляцией).

Фискальная политика

политика правительства в области налогообложения, государственных расходов, государственного бюджета, направленная на обеспечение занятости населения и получение антиинфляционного валового национального продукта. Является стержневой частью финансовой политики и составной частью экономической политики государства.

Фискальная политика

1) институт системы управления спросом, предназначенный для регулирования уровня экономической активности в стране путем изменения налогообложения и государственных расходов; мероприятия правительства в области налогообложения и государственных расходов, призванные регулировать уровень деловой активности;3) использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия.

Фискальная политика

это регулирование экономики с помощью доходов и расходов, т.е. совокупность правительственных мер по изменению государственных расходов и налогообложения для достижения поставленных целей: обеспечение устойчивого экономического роста, увеличение занятости, снижение инфляции. Если эта политика проводится по усмотрению правительства и на основе решений парламента, то это дискреционная политика. Если это политика встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и автоматически реагируют на изменение экономической ситуации, то это автоматическая политика.

Фискальная политика

сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей. В случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих возможностей, проводится расширительная фискальная политика. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к увеличению бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов применяется ограничительная фискальная политика, которая основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Для стимулирования спроса во время рецессии и ограничения его во время оживления применяется антициклическая фискальная политика, состоящая в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Это означает, что правительство должно предусматривать плановый бюджетный дефицит, если экономике грозит рецессия, либо бюджетный излишек во время экономического оживления.

Фискальная политика

от слова фиск – лат. fiscus – корзина для денег, означавшего в Древнем Риме военную кассу, затем – кассу императора; теперь во мн. языках – напр. англ., фр. fisc – государственная казна; англ. fiscal policy) – совокупность финансовых мероприятий государства в области налогов и расходов для сдерживания колебаний совокупного спроса, воздействия на уровень занятости, инфляции и других макроэкономич. показателей экономики. Ф.п., наряду с кредитно-денежной политикой, – один из двух гл. относительно самостоят. инструментов регулирования рыночной экономики. Различают автоматическую и дискреционную Ф.п. Автоматическая Ф.п. выражается в действиях, обеспечивающих автоматич. изменение налоговых поступлений и гос. расходов в результате изменения объема произ-ва и доходов. Напр., при экономич. спаде доходы предприятий и частных лиц сокращаются, след., автоматически сокращаются и налоговые поступления. Поскольку нек-рые налоги взимаются по прогрессивной шкале, то снижение доходов приводит к непропорционально быстрому сокращению налогов. Кроме того, в период экономич. спада гос-во вынуждено предоставлять населению дополнит. доходы: пособия по безработице и др. соц. выплаты. Эти автоматич. приросты доходов действуют как стабилизаторы, компенсирующие колебания доходов и, соответственно, колебания частных расходов. Дискреционная Ф.п. предполагает принятие спец. решений для смягчения последствий экономич. цикла. В ее арсенале такие инструменты, как осуществление дополнит. гос. расходов в производств. и соц. сферах, а также изменение в налоговой системе. Как показывает опыт США и др. стран, стабилизационные и др. мероприятия пр-ва могут оказывать на деле дестабилизирующее воздействие.

Фискальная политика

fi cal policy) политика государства в области сбора налогов и государственных расходов, которая направлена на достижение определенных целей в области стимулирования экономического роста и полной занятости, решение задач структурной, региональной и социальной политики. В годы после второй мировой войны уровень налогообложения во всех странах существенно возрос в связи с повышением роли государства в экономике и ростом его расходов. Однако, решая задачи увеличения сборов налогов, государство стремится с помощью налоговой системы стимулировать капиталовложения в интересах экономического роста. Этой задаче отвечает введенная во многих странах ускоренная амортизация, которая позволяет переводить в амортизационные фонды часть прибыли компаний, но при этом заставляет их увеличивать капиталовложения, так как амортизационные фонды могут использоваться только для капиталовложений. На решение этой же задачи было направлено вводившееся в некоторых странах дифференцированное налогообложение распределяемых и нераспределяемых прибылей. Последние облагались значительно более низкими налогами, что создавало дополнительные возможности для компаний обеспечивать самофинансирование капиталовложений. Для стимулирования экономического роста правительства в опредленные периоды идут на снижения общего уровня налогообложения, расширяя возможности компаний для финансирования капиталовложений. Для проведения структурной политики некоторым отраслям, выделяемым в качестве приоритетных, предоставляются налоговые льготы, в том числе путем введения схем особенно ускоренной амортизации, льгот на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и др. Часто налоговые льготы предоставляются экспортным отраслям производства. В число отраслей с льготным налогообложением иногда попадают старые отрасли, подвергающиеся реструктуризации. Для создания благоприятных условий для развития отсталых или депрессивных регионов компании, в том числе иностранные, производящие капиталовложения в этих регионах, также получают налоговые льготы. При проведении Ф.п., особенно в развивающихся странах, учитывается необходимость привлечения финансовых средств из-за рубежа, стимулирования иностранных инвестиций. Для этого иностранные инвесторы получают более льготный по сравнению с национальными предприятиями налоговый режим. Создаются свободные экономические зоны, где для иностранных инвесторов создаются особо льготные условия. Составной частью Ф.п. является таможенное обложение. Уровень таможенных пошлин определяется не только соображениями защиты национального производства (протекционистские пошлины), но и увеличением доходов бюджета (особенно фискальные пошлины). В некоторых развивающихся странах таможенные пошлины дают значительную часть доходов государственного бюджета. Социальные аспекты Ф.п. проявляются в стремлении государства с помощью введения прогрессивных ставок налогообложения уменьшить разрыв в доходах бедных и богатых семей, сдерживать путем введения налога на наследство накопление богатства в руках одних и тех же семей и т.п. Однако эффективность этой стороны Ф.п. недостаточно высока, поскольку богатые семьи находят разнообразные пути для обхода высоких налогов, налогов на наследство и др. Государственные расходы также направлены на решение задач структурной и региональной политики, в том числе развития некоторых отраслей (например, за счет государства развивалась атомная промышленность, значительные государственные средства выделялись на развитие сельского хозяйства, развитие образования, науки и здравоохранения и поддержку определенных слоев населения (пенсии, пособия по безработице), особенно в условиях ухудшения экономической конъюнктуры).

Понятие и цели фискальной политики

Фискальная политика предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Проведение фискальной политики – прерогатива законодательных органов власти страны, поскольку именно они контролируют налогообложение и расходование этих средств. Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Вторая составляющая фискальной политики – автоматическая фискальная политика, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.

Экономическая наука выделяет цели фискальной политики:

  • Сглаживание колебаний экономического цикла.
  • Стабилизация темпов экономического роста.
  • Достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Фискальная политика: дискреционная и автоматическая

Фискальная политика подразделяется на дискреционную и автоматическую.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

  • наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;
  • административные задержки;
  • пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов – популярное в политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить парламентариям карьеры).

Тем не менее максимально разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Основной рычаг фискальной политики государства – изменение налоговых ставок в соответствии с целями правительства. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики – изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом.

В основе бюджетной политики государства могут лежать различные концепции: концепция ежегодно балансируемого бюджета; концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла; концепция функциональных финансов.

В области налоговой политики создание благоприятных условий экономического роста в производственном секторе предполагает повышение действенности налоговых льгот при осуществлении инвестиций. Налоговые льготы могут осуществляться в виде:

  • освобождения от налогообложения части прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений с целью развития собственной производственной базы и на финансирование жилищного строительства;
  • скидок, действие которых связано с расходами, влияющими на результаты налогообложения;
  • налоговых кредитов;
  • налоговых каникул.

Наиболее эффективным видом налоговых льгот, получившим распространение в западной практике, является инвестиционный налоговый кредит. Он предусматривает уменьшение в течение определенного срока и в допустимых пределах платежей по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. В отличие от других видов льгот налоговый инвестиционный кредит выступает как прямое снижение налогового обязательства и в большей степени учитывает имущественное положение налогоплательщика. Если использование налоговых скидок является более выгодным для налогоплательщиков, чьи доходы облагаются по высоким ставкам, то применение инвестиционного налогового кредита – для налогоплательщиков с низкими доходами.

Под налоговыми каникулами понимают определенный период времени, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога.

Управление налогообложением

Управление налогообложением – это комплексное понятие, включающее в себя налоги как объект управления и налоги как инструмент.

Управление налогообложением подразумевает целенаправленную деятельность работников финансового и налогового аппаратов по управлению процессами формирования централизованных и децентрализованных фондов, образуемых в основном за счет налогов, и контроля за этими процессами, и управление органами системы Минфина РФ, ФНС РФ. Таким образом, управление налогообложением охватывает:

  • управление налоговыми отношениями в обществе;
  • управление контролем за сбором налогов;
  • управление финансово-налоговым аппаратом.

Деятельность финансово-налогового аппарата направлена на решение общенациональных и отдельных задач на макро- и микроуровне.

В составе общенациональных задач управления выделяют:

  • образование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;
  • установление наиболее оптимального соотношения налоговых ресурсов между звеньями бюджетной системы;
  • составление краткосрочных и долгосрочных программ и планов поступления налогов с использованием данных учетной и статистической отчетности, а также информации для принятия решений.

К числу отдельных специфических задач управления налогообложением относят следующее:

  • определение участия юридических и физических лиц в налоговых доходах бюджетной системы;
  • разработка научно обоснованных ставок налогов, системы оценочных показателей налогооблагаемой базы;
  • осуществление контроля за налоговыми поступлениями физических лиц и организаций, а также проведение жестких мер против лиц, уклоняющихся от уплаты налогов.

В структуре объектов управления налогообложением важная роль отводится совокупности законов, регулирующих систему налоговых отношений. Вопросы организационной системы управления налогообложением неразрывно связаны с органами государственной власти: Парламентом, аппаратом Президента РФ, Правительством РФ. Именно они определяют принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Федеральное собрание РФ рассматривает Законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов вносятся в парламент при наличии заключения Правительства РФ.

Финансовый аппарат

Оперативное управление осуществляется финансовым аппаратом. В систему органов оперативного управления налогообложением входят:

  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральная налоговая служба РФ;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Отделы по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ.

Круг решаемых задач Минфином РФ достаточно обширный:

  • совершенствование бюджетной системы РФ, развитие бюджетного федерализма;
  • разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • обеспечение в пределах своих компетенций государственного финансового контроля;
  • осуществление методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью.

В соответствии с возложенными на него задачами Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции в области налогов:

  • разработка положений в области налоговой политики, развитие законодательства о налогах и сборах, совершенствование налоговой системы;
  • координация политики федеральных органов, на которые возложена ответственность за обеспечение своевременного поступления налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет;
  • разработка предложений об установлении размера ставок таможенного тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;
  • посредническая функция, связанная с заключением договоров между РФ и иностранными государствами об устранении двойного налогообложения и пр.

Вопросами взимания и контроля за правильностью уплаты налогов занимается специальный аппарат – налоговая служба. В большинстве стран налоговая администрация или налоговое ведомство является, как правило, составной частью Министерства финансов. В США и Великобритания к этому аппарату относится служба внутренних доходов, во Франции – Главное налоговое управление, в Германии – Федеральное налоговое управление и налоговые управления земель и т. д. Налоговые ведомства имеют огромный штат работников, например, в США – 120 тыс. человек, в Великобритании – около 100 тыс. человек, во Франции – 82,4 тыс. человек, в России – более 167 000 человек.

В России налоговые органы имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями. В конце 15-го века сложились предпосылки для создания специализированных органов, ведающих сбором налогов в масштабе государства, и при князе Иване III прообраз единой налоговой службы оформился. В 1718 году Петром I образовано учреждение камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание» и правление окладными и неокладными доходами. Во времени Екатерины II Указом от 24.10.1780 года была учреждена экспедиция о государственных доходах, а 08.09.1802 года было создано Министерство финансов, структурным подразделением которого был департамент податей и сборов. 31.10.1918 года организованы финансовые отделы губернских и уездных комитетов Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а 26.07.21 в составе Наркомфина создано налоговое управление, которое позднее переименовали в управление по налогам и сборам. Налоговая реформа 1930 года внесла изменения и в организацию налогового аппарата – основным звеном системы становится налоговая инспекция – структурное подразделение районных и городских финотделов. В 1959 году Управление по налогам и сборам переименовано в управление государственных доходов, основная оперативная работа была возложена на районные (городские) инспекции госдоходов, которые входили в состав финотдела исполкома. В 1990 году была образована Главная налоговая инспекция Минфина СССР. В 1991-92 годах процесс создания единой централизованной системы налоговых органов РФ был завершен. Закон РСФСР от 21.03.91. «О Государственной налоговой службе» был первым российским законом, который определял задачи и структуру государственной налоговой службы, права и обязанности налоговых органов, ответственность их должностных лиц, социальные гарантии сотрудников налоговых органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 28.12.98. Государственная налоговая служба России с 01.01.99. преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу России. Правительство РФ Постановлением от 30.09.04 №506 утвердило Положение о Федеральной налоговой службе России.

  • Мухина Е.Р. Основы государственного управления налогообложением // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2014. – № 5. – С. 5.

Читайте также: