Платежи нерегулируемые налоговым кодексом

Опубликовано: 14.05.2024

Марина Крицкая

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей. В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены. Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментируемая статья устанавливает понятия налога и сбора, тем самым определяя их общие и различные свойства.

КС РФ в своих решениях неоднократно обращался к конституционному понятию "законно установленные налоги и сборы". Раскрывая содержание этого понятия, он указывал, что установить налог или сбор можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства (Постановления КС РФ от 04.04.1996 N 9-П и от 11.11.1997 N 16-П).

Вместе с тем это не означает, что правовое регулирование налогов и сборов должно быть во всем одинаковым. Учитывая правовые позиции КС РФ, федеральный законодатель при определении в НК РФ основных начал законодательства о налогах и сборах исходил из того, что налоги и сборы как обязательные платежи в бюджет имеют различную правовую природу: если налог - это индивидуальный безвозмездный платеж в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, то сбор - это взнос, уплата которого плательщиком является одним из условий совершения в отношении его государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Указанное различие предопределяет и различный подход к установлению названных обязательных платежей: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку (пункт 1 статьи 17 НК РФ); при установлении же сбора его элементы определяются индивидуально, т.е. применительно к конкретному виду данного платежа (пункт 3 статьи 17 НК РФ). Следовательно, вопрос о том, какие именно элементы сбора должны быть закреплены в законе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора (Определение КС РФ от 08.02.2001 N 14-О).

КС РФ также вводит различие между налогом и сбором по правовым последствиям их неуплаты (Определение от 10.12.2002 N 283-О). А именно неуплата налога влечет принудительное взыскание недоимки и применение санкции, неуплата же сбора - отказ соответствующего государственного органа от совершения необходимых лицу (плательщику сбора) юридически значимых действий.

Наконец, отличительным признаком сбора КС РФ называет индивидуальную возмездность. Он понимает ее как получение за плату возможности удовлетворить интерес плательщика, состоящий в приобретении каких-либо преимуществ, выгод.

Таким образом, последствием уплаты сбора, в отличие от налога, можно считать получение доступа к праву или получение самого права либо получение возможности реализовать право.

К вышеизложенному следует добавить, что в пункте 1 статьи 5 НК РФ указание на налоговый период отсутствует. Это означает, что уплата налога предполагает известную регулярность, систематичность и периодичность, то есть важнейшим элементом налога является налоговый период, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма самого налога, отсюда сбор носит разовый характер, уплачивается в строго определенных случаях, когда у плательщика возникает потребность в получении от государства каких-либо публично-правовых услуг, в которых он индивидуально заинтересован: предоставление прав, выдача лицензии, осуществление регистрационных или иных юридически значимых действий в пользу плательщика. Соответственно, уплата сбора не связана напрямую с тем или иным промежутком времени, а обусловлена стремлением плательщика вступить в публично-правовые отношения с государством (см. Постановления ФАС Центрального округа от 07.09.2005 N А08-11197/04-21 и от 30.03.2004 N А23-2716/03А-5-281, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.06.2004 N Ф04/3436-422/А67-2004).

В связи с введением в систему налогов и сборов торгового сбора комментируемая статья указывает также на такой признак сбора, как обусловленность его уплаты осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Положения НК РФ, определяющие понятия налога и сбора, имеют важное значение на практике.

В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.04.2015 N Ф02-1313/2015 по делу N А33-8699/2014 суд указал, что, как следует из содержания статьи 128 ГК РФ и статьи 8 НК РФ, налог (независимо от того, уплачен он в бюджет или нет) к объектам гражданского права не относится. Соответственно, не поступившая в бюджет сумма НДФЛ под гражданско-правовое понятие убытков не подпадает и не может быть взыскана с арбитражного управляющего в случае, если при выплате заработной платы работникам в период конкурсного производства им не был удержан и перечислен в бюджет НДФЛ.

В Определении Верховного Суда РФ от 28.10.2015 N 5-АПГ15-62 суд отклонил довод о введении не предусмотренного НК РФ сбора, отметив, что пользование на платной основе парковкой (парковочным местом), расположенной на автомобильных дорогах общего пользования, прямо предусмотрено статьей 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ. Взимание платы за пользование парковкой не подлежит регулированию налоговым законодательством, так как указанная плата не является налогом или налоговым сбором в смысле, который определен в статье 8 НК РФ. Плата за пользование парковками регулируется законодательством в сфере отношений, возникающих в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности.

В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2015 N 15АП-13613/2015 по делу N А32-27526/2014 суд пришел к выводу о том, что организацией не должно производиться взимание портовых сборов, отметив следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" портовые сборы подлежат уплате администрации морских портов, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.

Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ в морском порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический; транспортной безопасности акватории морского порта.

В Определении Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 37-О данные платежи косвенно были квалифицированы как сборы, соответствующие ст. 57 Конституции РФ, предусматривающей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В отношении порта Новороссийск в спорном периоде были утверждены корабельный, маячный, навигационный, лоцманский, экологический сборы.

Исходя из положений части 2 статьи 19 Закона N 261 портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, то есть хозяйствующему субъекту, осуществившему оказание соответствующих услуг в морском порту.

Взимание портовых сборов, за редким исключением, производится только государственными учреждениями. Соответственно, их взимание, в том числе и причального сбора, организацией (акционерное общество) не производится.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Страховые взносы:

1. Страховые взносы на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Плательщики: организации и ФЛ, в т.ч. ИП:

- нанимающие работников по трудовому договору;

- заключившие с лицами гражданско-правовые договоры, согласно условиям которых они обязаны уплачивать такие страховые взносы.

Тарифы страховых взносов устанавливаются в зависимости от основного вида деятельности. Документы для его подтверждения предоставляются всеми организациями ежегодно до 15 апреля след. года: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки бухгалтерскому балансу за предыдущий год, копию лицензии, если она есть.

Отчетность предоставляется по форме 4-ФСС, предоставляется ежеквартально не позднее 15 числа каждого месяца.

Объект, с которого начисляются страховые взносы:

- начисленная по всем основаниям оплата труда (доход работников, в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству; сумма вознаграждения по гражданско-правовым договорам);

2. Тарифы страховых взносов:

Класс профессионального риска Тариф в % Класс профессионального риска Тариф в %
0.2 2.1
0.3 2.3
0.4 2.5
0.5 2.8
0.6
0.7
0.8
0.9
4.5
1.2
5.5
6.1
6.7
1.5 7.4
1.7 8.1
8.5

3. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев уплачиваются в размере 60% от установленных тарифов:

1. организациями любых форм в части начисления работникам-инвалидам 1, 2, 3 групп.

2. следующим категориям работодателей: общественным организациям инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%; организациями, Уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля з/п в оплате труда – не менее 25%; учреждениям, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных и иных социальных целей, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.

4. Срок и источник уплаты страховых взносов:

По страхователям, нанимающих работников по трудовому договору – ежемесячно в срок, установленный для получения в банках средств на оплату труда.

Страховые взносы включаются в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль и единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (доходы - расходы), уменьшая сумму единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН (доходы) и ЕНВД.

5. Размер страховых выплат

Единовременная страховая выплата – определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исходя из установленной законом максимальной суммы (в 2010г. – 60 400 руб.).

Ежемесячная страховая выплата:

- определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности

- индексируется в порядке, определяемым Правительством РФ

- не может превышать максимального размера , установленного ФЗ «О бюджете ФСС» на очередной финансовый год (в 2010г. – 49 520 руб.)

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

1. Плательщики взносов:

– страхователи, определяемые в соответствие с федеральными законами, о конкретных видах обязательного социального страхования.

- лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации, ИП, лица, не признаваемые ИП. Оплачиваются взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

- лица, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: ИП, адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную практику. Они уплачивают взносы в пенсионный фонд и в фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный).

2. Объект обложения страховыми взносами:

Объект обложения установлен только для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу, исходя из стоимости страхового года: организации, ИП и лица, занимающиеся частной практикой. Объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым, гражданско-правовым договорам, договорам авторского заказа, издательским и лицензионным договорам.

3. База для начисления страховых взносов:

Определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения, отдельно в отношении каждого физического лица (по каждому сотруднику), по истечении каждого календарного месяца, нарастающим итогом с начала расчетного периода.

База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей. Суммы, превышающие эту величину, на них страховые взносы не начисляются.

Алгоритм исчисления базы для начисления страховых взносов




В базу для начисления страховых взносов не включаются:

1. В части уплаты в ПФР – суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, судьями федеральных судов, мировыми судьями.

2. В части ФСС – любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера

3. Государственные пособия

4. Все виды установленных законом компенсационных выплат (в пределах норм)

5. Выплаты, связанные с увольнением работников в качестве компенсации за неиспользованный отпуск

6. Суммы единовременной материальной помощи, установленной законом

7. Суммы платежей плательщика по договорам добровольного личного страхования работников или на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее 1 года.

8. Взносы работодателя, дополнительно уплаченные на накопительную часть трудовой пенсии (не более 12 000 рублей в год на каждого работника)

9. Суммы материальной помощи, не превышающие 4 000 рублей в год на одного работника

4. Тарифы страховых взносов

Годы Предельная величина базы ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС Итого
Для лиц 1966 года рождения и старше (страховая) Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая Накопительная
Для всех категорий страхователей, кроме указанных ниже
2,9 1,1 2,0 26,0
2011 и позже 415000*Киндексации 2,9 2,1
Для УСН и ЕНВД
- - -
415000*Киндексации - 2,1 31,1
Для ЕСХН
10,3 4,3 - - - 10,3
Для страхователей, непроизводящих выплаты физическим лицам
МРОТ*12месяцев (4330 рублей) - 1,1 2,0 23,1
МРОТ*12 месяцев - 2,1 31,1

5. Периоды для исчисления страховых взносов:

· Расчетный период – календарный год – период времени, в течение которого плательщик определяет базу для начисления страховых взносов путем суммирования выплат и иных вознаграждений

· Отчетные периоды – 1 квартал, полугодие, 9 месяцев – периоды, по окончании которых плательщик представляет расчеты по начисленными уплаченным страховым взносам в органы контроля

· Календарный месяц – период, по окончании которого налогоплательщик исчисляет и уплачивает ежемесячные авансовые платежи (до 15 числа следующего месяца). Ежемесячный платеж определяется следующим образом: база на отчисление страховых взносов*тариф страхового взноса - сумма уплаченных авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей осуществляется отдельно в каждый фонд.

Для лиц, уплачивающих страховые взносы «за себя», устанавливается фиксированный платеж, рассчитываемый исходя из стоимости страхового года (определяется как МРОТ*тариф*12 месяцев). На 2010 год фиксированный платеж составляет в ПФР – 10392 рубля, в федеральный фонд – 571,56 рублей, в территориальный фонд – 1039,2.

Такие плательщики представляют в территориальный орган ПФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 01.03. календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Пример: в соответствии с расчетно-платежными ведомостями сотрудница (1970 г.р.) начислено:

Месяцы Выплаты
Оклад Премии за счет чистой прибыли Материальная помощь Отпускные Договор гражданско-правового характера Больничный
Январь
Февраль 40000 10000
Март 40000 20000
Апрель 40000
Май 40000
Июнь - 20000 40000
Июль 40000
Август 40000 15000
Сентябрь 40000 10000
Октябрь 40000
Ноябрь 30000 10000
Декабрь 40000
Итого 430000 40000 20000 40000 15000 10000
Облагаемый доход 430000 40000 16000 40000 15000 (кроме ФСС) -

Определить суммы взносов на обязательное социальное страхование. Основной вид деятельности – оптовая торговля

Б1(без ФСС) = 541000

Б2(для ФСС) = 526000

Годы Предельная величина базы ПФР ФСС ФФОМС ТФОМС Итого
Для лиц 1966 года рождения и старше (страховая) Для лиц 1967 года рождения и моложе
Страховая Накопительная
Для всех категорий страхователей, кроме указанных ниже
2,9 1,1 2,0 26,0

Класс травматизма – 2. Коэфф-т - 0,2. База = 526 000. Сумма – 1052 руб.

Региональные налоги.

1. Налогоплательщики. Организации и ФЛ, на которых в соответствии с законодательством зарегистрированы транспортные средства.

2. Объект налогообложения: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты¸ теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы и другие водные и воздушные транспортные средства. Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не больше 5 лошадиных сил; легковые автомобили, оборудованные для инвалидов, а, также полученные через органы соц защиты с мощностью до 100 лошадиных сил; промысловые морские и речные суда, пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организации, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; тракторы, комбайны, специальные автомашины, используемые при сельхозработах; транспортные средства, находящиеся в розыске при условии подтверждения факта их угона.

3. Налоговая база определяется:

- в отношении транспортных средств, имеющих двигатели – как мощность двигателя в лошадиных силах

- в отношении водных несамоходных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость – как валовая вместимость в регистровых тоннах

- в отношении других водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства

4. Налоговый и отчетный периоды.

Налоговый – календарный год.

Отчетные периоды – для организаций – 1, 2, 3 квартал.

5. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости.

Налоговые ставки, установленные кодексом, могут быть изменены субъектов, но не более, чем в 10 раз.

6. Порядок исчисления суммы налога и авансовый платежей.

- организации исчисляют налог самостоятельно (подают Декларации до 1 февраля след года, оплата – до 15 февраля). ФЛ уплачивают налог на основании сведений налоговых органов (уплата до 1 апреля след. года).

- сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и ставки налога

- в случае регистрации транспортного средства или снятия его с регистрации в течении е налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. при этом, месяц регистрации транспортного средства, а, также, месяц его снятия с регистрации, принимаются за полный месяц

Налог на игорный бизнес.

Азартная игра – основанная на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками между собой.

Игровой автомат – специальное оборудование, установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр без участия представителей организатора.

Касса тотализатора или букмейкерская контора – специально оборудованное место у организатора, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша.

1. Налогоплательщики – организации или ИП, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса

2. Объект налогообложения – игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмейкерской конторы. Каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее, чем за 2 дня до даты установки. Объект считается зарегистрированным с даты представления в налоговый орган заявления о регистрации объектов. Объект налогообложения считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений. Налоговые органы обязаны в течение 5 дней с даты получения заявления выдать свидетельство о регистрации или внести изменения в ранее выданное свидетельство.

3. Налоговый период – календарный месяц

4. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов в следующих пределах:

- за 1 игровой стол - от 25 тыс. до 125 тыс. руб.

- за 1 игровой автомат – от 1,5 тыс. до 7,5 тыс. руб.

- за 1 кассу тотализатора или кассу букмейкерской конторы – от 25 до 125 тыс. руб.

С 2021 года нас ожидает оптимизация налоговых платежей (законопроект 02/04/10-18/00084496). Разберем, какие неналоговые платежи скоро станут налоговыми и попадут под строгое администрирование ФНС. А также вспомним, куда ранее они уплачивались и как будут уплачиваться после принятия законопроекта.

Проект федерального закона о включении отдельных неналоговых платежей в НК РФ

Законопроект от 02.10.2018 N 02/04/10-18/00084496 предусматривает с 2021 года оптимизацию неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер — тех, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога.

После принятия проекта список налогов и сборов пополнится следующими платежами:

  • федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
    • утилизационный сбор;
    • налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
  • местные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
    • гостиничный сбор.

Все эти платежи не претерпят кардинальных изменений. Единственное — их неуплата будет грозить наказанием (например, начислением пеней и штрафов).

Уголовная ответственность за неуплату новых налоговых платежей отсрочена и не действует в течение первых 10 лет после принятия закона.

Кроме того, предполагают расширить перечень юридически значимых действий, за которые уплачивается госпошлина, добавив в него предоставление сведений из государственных реестров (регистров).

Дополнительно на обсуждение представлены еще несколько законопроектов в части включения отдельных неналоговых платежей в НК РФ:

Утилизационный сбор

На основе этого закона в НК РФ добавятся:

  • Глава 25.5. Утилизационный сбор;
  • статьи:
    • 333.57. Плательщики утилизационного сбора;
    • 333.58. Объекты обложения;
    • 333.59. Ставки сбора;
    • 333.60. Порядок исчисления сбора;
    • 333.61. Порядок и сроки уплаты сбора.

В порядок исчисления и уплаты сбора законопроект изменений не внесет.

  • При импорте — в федеральную таможенную службу (п. 6 ст. 333.60, п. 2 ст. 336.61 НК РФ):
    • до помещения ТС под таможенную процедуру;
    • до регистрации ТС, если таможенное декларирование отсутствует.
  • При производстве в РФ — в ФНС (п. 1, 5 ст. 336.61 НК РФ):
    • до 15 числа следующего месяца после производства;
    • до 45 дней после окончания квартала (для 3-го квартала — 90 дней), в котором предоставлен расчет, — для крупнейших производителей ТС.
  • При приобретении транспортных средств у неплательщиков — в ФНС до регистрации ТС (п. 7 ст. 333.60, п. 4 ст. 336.61 НК РФ).

Налог на доходы операторов сети связи общего пользования

Налог на доходы операторов сети связи общего пользования придет на смену отчислениям в резерв универсального обслуживания, которые установлены и регулируются ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.

На основе этого закона в НК РФ добавятся:

  • Глава 25.6. Налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
  • статьи:
    • 333.62. Налогоплательщики;
    • 333.64. Налоговая база;
    • 333.65. Налоговый период;
    • 333.66. Налоговая ставка;
    • 333.67. Порядок исчисления налога. Налоговая декларация;
    • 333.68. Порядок и сроки уплаты налога.

Изменений в порядке исчисления для плательщиков также не предусматривается.

Единственный нюанс — налог будем платить в ФНС, а не в Россвязь, как сейчас.

Кроме того, в новом законопроекте предусмотрена сдача декларации по итогам квартала не позднее последнего числа следующего месяца (ст. 333.67 НК РФ).

Гостиничный сбор

Сейчас Курортный сбор, регулируемый Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ, действует только в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

По принимаемому законопроекту его заменит гостиничный сбор, который может действовать на всей территории РФ.

  • главой 33.1. Гостиничный сбор;
  • статьями:
    • 418.1. Общие положения;
    • 418.2. Плательщики сбора;
    • 418.3. Объект обложения;
    • 418.4. Определение базы для исчисления сбора;
    • 418.5. Период обложения;
    • 418.6. Ставки сбора;
    • 418.7. Порядок исчисления и уплаты сбора;
    • 418.8. Расчет сбора.

Необходимость уплачивать гостиничный сбор устанавливается региональным законодательством.

Сроки автоматизации в программе можно отслеживать в мониторинге законодательства на сайте 1С. Мы расскажем об этом в ближайших публикациях по мере принятия соответствующих законопроектов и выхода обновлений 1С:Бухгалтерия 3.0.

См. также:

  • Изменения в отчетности в 2020 году для бухгалтера
  • [07.04.2020 запись] Что будет с отчётностью за 1 квартал 2020 г во время эпидемии, подробный обзор

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Добрый день! При начислении заработной платы за апрель в документе «Начисление ЗП и стрх взносов» появились суммы НДФЛ начисленные в предыдущих месяцам с «-» значением. В анализе ЗП зв период (расчетная ведомость) они отражаютя как «суммы НДФЛ к зачету в счет будущих платежей». Как убрать из документа начисления ЗП суммы НДФЛ к зачету в счет будущих платежей. Как в ручную редактировать сумму насиленного НДФЛ?Добрый день! При начислении заработной платы за апрель в документе.
  2. Включение в средний заработок годовой премииДобрый день, вопрос по включению в средний з-к годовой премии.
  3. Перерывы для кормления включение в ФОТДобрый день. Сотрудница находится на окладе, на пол ставки (для.
  4. Включение премий в расчет средневного заработка для отпускныхДобрый день. Сотрудник отработал 6 месяцев и идёт в отпуск.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Участвовала в эфире Учет для ЭТК и СЗВ-ТД. Елена Грянина как всегда преподносит качественную и актуальную информацию. Показывает возможные варианты как примеры в 1С, что очень помогает. Но для более качественного усвоения просматриваю в записи, так как информации много, для меня трудно все запомнить. Спасибо большое за помощь.

Уплата налогов и сборов - это порядок внесения или перечисления налоговых платежей в бюджет.

Правовые аспекты определения порядка уплаты налогов и сборов

Своевременная оплата налогов и сборов – одна из основных обязанностей плательщика налога, неисполнение которой влечет за собой привлечение нарушителя к юридической ответственности, поэтому вопросы порядка и условий произведения соответствующих платежей, исчисления их размеров и сроков выполнения данной операции довольно актуальны.

Порядок уплаты налогов и сборов, наряду с субъектом и объектом обложения, налоговой базой и налоговой ставкой, - один из основополагающих элементов системы налогообложения, на основании которого осуществляется реализация налоговой политики РФ.

Основополагающие принципы, используемые при уплате налогов и сборов

Порядок и форма уплаты налогов и сборов, обязательства и права плательщиков регламентированы ст. 58 НК РФ.

Согласно с предписаниями данной нормы права:

  • оплата налога, произведенная в надлежащей форме, осуществляется разово и в полном объеме. Законом допускается перечисление предварительных платежей, однако они не обладают основными свойствами налога, поэтому нарушение сроков их проведения и порядка исчисления не является достаточным основанием для привлечения нарушителя к юридической ответственности, в частности к административной;
  • плательщик налога (налоговый агент) или его уполномоченный представитель должен перечислять всю сумму налога или сбора в срок, установленный соответствующими нормами права;
  • соблюдение порядка исчисления и уплаты предварительных платежей, установленных НК РФ, является обязательным для плательщиков налогов;
  • допускается проведение платежа наличными и в безналичной форме;
  • порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога устанавливается НК РФ, а также налоговыми законами отдельных субъектов РФ и подзаконными актами муниципальных органов.

Правоотношения, возникающие после корректного исчисления и уплаты налогоплательщиком обязательных налогов и сборов, что предусматривает надлежащее исполнение ним налоговой обязанности, регулируются бюджетными актами правотворчества.

Способы уплаты налогов и сборов и особенности их реализации

НК РФ установлено несколько способов взимания налога, к числу которых относят:

  • уплата налога на основании декларации;
  • взимание налогового платежа с источника дохода;
  • кадастровый способ взимания налогового платежа;
  • взимание налога во время реализации дохода;
  • исполнение обязанности по уплате налога в процессе использования имущества: как движимого, так и недвижимого.

Рассмотрим некоторые способы более детально.

1. Уплата налогового сбора по декларации.

Взимание налогового платежа производится на основании декларации.

Использование данного метода предполагает обязанность налогоплательщика предоставить в соответствующий налоговый орган информацию о полученных за определенный период доходах.

Сведения, на основании которых производится исчисление налога, необходимо подать в надлежащем виде и в установленный срок. После исполнения налогоплательщиком своего обязательства по уплате налогов, орган, принявший платеж, должен вручить плательщику уведомление об оплате.

Следует отметить, что способ исполнения обязанности по уплате налогов и сборов через декларацию является недостаточно эффективным, в силу безответственности некоторых граждан и стремления неблагонадежных налогоплательщиков уклониться от выполнения обязанности. К тому же, анализ и обработка данных, представленных в декларации, требует немалых усилий и времени.

2. Уплата налога с источника дохода.

Для данного способа характерен следующий порядок взимания налога: налоговый платеж удерживается с дохода лиц до того момента, как он переходит в их собственность.

То есть уплата налогового сбора производится автоматически, что делает его более эффективным, в отличие от предыдущего способа.

3. Кадастровый способ.

Кадастровый способ взимания налога реализуется с помощью использования кадастровых реестров (домового, земельного, имущественного, промыслового и прочих), содержащих перечни типичных объектов налогообложения, которые классифицируются по внешним признакам. Кадастровый способ позволяет определить среднюю доходность конкретного объекта налогообложения.

Для данного способа характерно установление фиксированных сроков, до истечения которых налогоплательщик обязан произвести оплату. Скажем, налог на имущество физических лиц требуется уплачивать равными частями в сентябре и октябре, до 15 числа каждого месяца.

Обязанность налогоплательщиков по уплате авансовых платежей

В некоторых случаях нормами налогового права устанавливается обязанность налогоплательщика произвести оплату предварительного платежа по налогу, так называемого авансового платежа.

Необходимость внесения авансового платежа обоснована необходимостью обеспечить равномерное наполнение бюджета, что требуется во избежание кассового разрыва.

Особенности, связанные с уплатой авансовых платежей:

  • порядок уплаты авансового платежа аналогичен тому, который предусмотрен для уплаты самого налога;
  • обязанность по уплате предварительного платежа считается выполненной надлежащим образом в случае исполнения ее в порядке, предусмотренном законодательством;
  • некорректное исчисление размера авансового платежа и нарушение порядка его уплаты не является основанием для привлечения плательщика к юридической ответственности по причине ненадлежащего исполнения налогового законодательства.

Обязанности представителей местной администрации и организаций почтовой связи РФ

В соответствии с 4 пунктом 58 статьи НК РФ организации почтовой связи и органы местной администрации должны:

1. Принимать и своевременно производить перечисление денежных сумм, основным предназначением которых является уплата налогов и сборов, в бюджет РФ. Следует отметить, что взимание вышеперечисленными органами платы за прием денежных средств на оплату налога законодательством не предусмотрено;

2. Вести учет денежных средств, перечисленных в бюджет РФ в счет уплаты налога;

3. Обеспечивать выдачу налогоплательщику (налоговому агенту), оплатившему налог, документа, подтверждающего исполнение обязательства надлежащим образом. Как правило, после оплаты налога плательщик получает соответствующую квитанцию;

4. По требованию должностных лиц налоговых органов предоставлять информацию, имеющую отношение к перечислению (исчислению) налогоплательщиком или налоговым агентом средств в счет оплаты налога в бюджет государства.

Юридическая ответственность местной администрации и почтовых организаций РФ за невыполнение обязанности и нарушение порядка уплаты налогов и сборов

На перечисление наличных средств, принятых органами местной администрации от плательщиков налогов, в банк либо организацию почтовой связи РФ отводится пять дней. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, данный срок может быть продлен до момента их устранения.

Неисполнение органами местной администрации или организациями почтовой связи возложенных на них обязательств является основанием для их привлечения к юридической ответственности, предусмотренной законодательными актами РФ. При этом от надлежащего исполнения обязательства по перечислению средств, принятых от налогоплательщика (налогового агента), нарушитель не освобождается.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства по перечислению средств банком или другим финансовым учреждением предусмотрена КоАП РФ. Согласно данному нормативно-правовому акту по отношению к нарушителям применяются такие штрафные санкции:

  • от 10 до 30 тысяч рублей для должностных лиц;
  • в процентном соотношении к сумме перечисления (от 1 до 5%) для юридических лиц.

Определение порядка и сроков уплаты разных видов налогов и сборов

Исчисление и уплата конкретных налогов осуществляются в порядке, предусмотренном такими нормативно-правовыми актами:

  • в отношении региональных налогов применяются предписания актов правотворчества, принятых уполномоченными органами субъектов федерации;
  • исчисление и оплата местных налоговых сборов осуществляются на основании правовых актов муниципальных органов;
  • федеральные налоговые сборы – в соответствии с нормами Налогового кодекса.

На выполнение налогового обязательства законом отводится срок в один месяц, истечение которого начинается с момента получения налогоплательщиком соответствующего извещения из органа налоговой службы.

Исключение составляют случаи, когда в извещении установлен более длительный период для проведения платежа.

Читайте также: