Ответственность за непредоставление налоговой отчетности нко

Опубликовано: 15.05.2024

Ответственность некоммерческих организаций
за непредставление (несвоевременное представление)
в Управление необходимых сведений и документов

В силу действующего законодательства некоммерческие организации (НКО) имеют ряд обязанностей, определенных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и другими законами, регулирующими деятельность различных видов НКО.
К наиболее частым нарушениям, связанным с невыполнением НКО своих обязанностей, можно отнести непредставление в Управление Минюста России по Ярославской области (Управление) в установленный срок:
- ежегодной отчетности;
- необходимых документов для проведения проверки деятельности НКО;
- документов, свидетельствующих об устранении НКО нарушений, указанных в вынесенном в ее адрес предупреждении;
- документов, необходимых для внесения в устав и единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) соответствующих изменений, произошедших в сведениях о НКО (избрание нового руководителя, изменение адреса и др.)
Однако, многие НКО не знают об ответственности, которая наступает в результате невыполнения ими своих обязанностей. Так, наиболее часто Управление применяет в отношении таких НКО следующие меры правового реагирования:
- вынесение в адрес руководящего органа НКО предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства;
- составление протокола об административном правонарушении;
- направление в суд искового заявления о ликвидации НКО (прекращении деятельности в качестве юридического лица).

При выявлении случаев нарушения НКО законодательства РФ, в том числе в связи с невыполнением ими своих обязанностей, Управление выносит в адрес НКО предупреждение об устранении нарушений действующего законодательства, которое направляется по адресу ее руководящего органа и месту жительства руководителя НКО. В предупреждении устанавливается срок (не менее месяца), в течение которого НКО должна устранить выявленные нарушения и представить в Управление соответствующие документы.
В противном случае НКО может быть:
- привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ (влечет наложение административнго штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 2 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей);
- признано прекратившим деятельность в качестве юридического лица и исключено из ЕГРЮЛ (в отношении общественных объединений) или ликвидировано по решению суда.

Привлечение к административной ответственности

Протокол об административном правонарушении в отношении НКО составляется должностным лицом Управления как в случае явки руководителя НКО либо его представителя по доверенности, так и в случае неявки представителя НКО при условии его надлежащего уведомления о дате и времени составления протокола) и направляется в судебные участки Ярославской области для рассмотрения мировыми судьями.
Кроме вышеуказанного основания, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, НКО может быть привлечена к административной ответственности:
- в случае непредставления в установленный срок ежегодной отчетности (до 15 апреля года, следующего за отчетным), а также документов, необходимых для внесения в ЕГРЮЛ произошедших изменений (в течение 3 дней с момента таких изменений) – по ст. 19.7. КоАП РФ (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей);
- в случае непредставления руководителем НКО в Управление документов для проведения плановой документарной проверки деятельности НКО – по ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей).

Направление в суд искового заявления

Исковое заявление о прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ (в отношении общественных объединений) или о ликвидации НКО может быть направлено в случаях, установленных законом. Наиболее часто указанные исковые заявления направляются в суды общей юрисдикции Ярославской области по месту нахождения НКО на основании ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» и ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» - неоднократное (2 года и более) непредставление НКО отчетности о продолжении своей деятельности, иной информации в установленные законодательством сроки и объеме.
Вступившее в законную силу решение суда о прекращении деятельности общественного объединения (в том числе профсоюза) и исключении его из ЕГРЮЛ является основанием для принятия Управлением решения об исключении сведений о нем из ЕГРЮЛ и направления соответствующих документов в налоговый орган. В данном случае общественное объединение не проходит процедуру ликвидации.
Вступившее в законную силу решение суда о ликвидации НКО является основанием для принятия Управлением решения о принятии судом решения о ликвидации НКО и направления соответствующих документов в налоговый орган для внесения сведений о начале процедуры ликвидации юридического лица. В данном случае назначенное решением суда лицо (обычно это учредители НКО) либо орган НКО, на которого суд возложил обязанности по ее ликвидации, должны осуществить процедуру ликвидации НКО, предусмотренную действующим законодательством.

Кроме того, достаточно часто НКО исключаются из ЕГРЮЛ по решению налогового органа на основании ст. 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность и может быть исключено из ЕГРЮЛ (без прохождения процедуры ликвидации) в порядке, предусмотренном вышеназванным федеральным законом, если оно в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом соответствующего решения:
- не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
-не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Ведущая рубрики

  1. Штрафы
  2. Минюст

Согласно старой поговорке «Не ошибается тот, кто ничего не делает», неудивительно, что даже опытный бухгалтер способен ошибиться. Кроме ФНС, ПФР и ФСС есть и другие ведомства. В зависимости от специфики работы, в них тоже придется регулярно отчитываться:

  • Министерство юстиции.
  • Росстат.
  • Служба занятости.
  • Ростехнадзор.
  • Росприроднадзор.
  • Военный комиссариат.

Статистику сдают почти все организации и даже ИП, так же как и ведут воинский учет. В теории. На практике статистика и военкоматы игнорируются. Надеяться на отсутствие последствий не рекомендую: сегодня к вам нет претензий, а завтра получите «письмо счастья».

Собственно о таких случаях сегодня и поговорим: когда просрочка в сдаче отчетности или уплате налога — свершившийся факт и надо что-то с ним делать.

Штрафы

Забыть сдать отчет – ночной кошмар бухгалтера. Я веду список в виде таблицы, где указаны организации и ИП, с которыми работаю, виды отчетов и сроки. Программа учета тоже напоминает о приближении даты «икс». Можно дополнительно настроить оповещения в смартфоне (и все равно пропустить сигнал). В этом плане хвалю Пенсионный фонд – обязательно присылает напоминания о передаче СЗВ-М каждый месяц через оператора ТКС. Иногда спасает.

Если не повезло и грозит наказание, надо знать, к чему готовиться. Привлекают к ответственности в зависимости от вида отчетности.

Налоговая

НК по основной части деклараций (расчетов) устанавливает минимальную санкцию в сумме 1000 рублей. Даже когда указаны нулевые показатели, ее необходимо заплатить.

Если по отчету к уплате показан налог (взнос), но не оплачен в срок, то штраф составит 5% от недоплаченной суммы за каждый месяц просрочки (в т. ч. неполный), но не более 30% и не меньше тысячи рублей. Это правило относится к следующим налогам: НДС, единый налог на УСН, ЕНВД, взносы в ПФР и т.д. В данном случае применяется статья 119 НК РФ.

Обратите внимание! Если не ведется деятельность, не поступают доходы и налогоплательщик не собирается заявлять расходы (в т.ч. убыток или вычет по НДС), не имеет движений по счетам и в кассе, то может вместо нескольких деклараций подать одну – единую.

Если в течение года подаются отчеты промежуточного характера (авансовые), как при налоге на прибыль, то по ним штраф будет гораздо ниже – 200 рублей за один документ. Руководствоваться необходимо другой статьей НК – 126-й. Аналогичные санкции применяются в отношении справок о доходах по форме 2-НДФЛ, сведений о среднесписочной численности.

За несвоевременную подачу 6-НДФЛ организация или ИП раскошелятся на 1000 рублей за месяц просрочки (пп. 1.2 ст. 126 НК). Размер фиксированный и не зависит от сумм налога.

Бухгалтерская

До 2020 года балансы и другие формы бухгалтерской отчетности представлялись еще и в статистику, но, спасибо правительству, теперь отправлять еще один экземпляр в Госкомстат не требуется.

Важно! Начиная с 1 января 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Послабление сделано для СМП, на них норма распространяется с 1 января 2021 года.

В состав отчета входит несколько форм:

  • Бухгалтерский баланс.
  • Отчет о финансовых результатах.
  • Отчет об изменениях капитала.
  • Отчет о движении денежных средств.
  • Отчет о целевом использовании денежных средств.
  • Пояснительная записка (при необходимости).

Существует усеченный вариант – для тех, кто вправе вести упрощенный учет и предоставлять такую же отчетность, к тому же не обязательно включать в состав информацию о целевых средствах или изменениях капитала, при отсутствии соответствующих операций.

Учитывая, что баланс и прочие приложения не относятся к декларациям, то на них распространяется действие пункта 1 ст. 126 Налогового кодекса и штраф составит всего 200 рублей за один документ.

Статистическая

Писать о формах для Госкомстата бесполезно. Универсального списка не существует, ориентироваться необходимо на специфику деятельности и организационно-правовую форму. Проверить, нужно ли конкретной организации или предпринимателю что-то сдавать, можно на официальном сайте. Учтите, обновление происходит регулярно, стоит делать запрос хотя бы пару раз в месяц и выписать себе список регулярных отчетов.

Некоторые программы учета способны сформировать их самостоятельно и напомнить об обязанности налогоплательщика, но часто формы приходится заполнять вручную. Небольшой совет – загляните в инструкцию, там указывается, в каких случаях не нужно заполнять отчет или можно отправлять его пустым. Иногда при отсутствии соответствующих показателей потребуется передать информационное письмо.

Кстати! На состав форм статотчетности влияют коды ОКВЭД в ЕГРЮЛ. Рекомендуется их удалять, когда они не используются, внесены «на всякий пожарный», деятельность прекращена добровольно или в результате решения государственного органа (например, при лишении лицензии) и организация не собирается ее возобновлять в обозримом будущем.

Штрафы по статистике указаны в статье 13.19 Кодекса об административных правонарушениях и делятся на два типа:

  • Для руководителя (или другого ответственного лица, включая главного бухгалтера) ­– 10 000 – 20 000 рублей, при повторном нарушении – от 30 до 50 тысяч.
  • Для юрлиц — 20 000 – 70 000 рублей, повтор – от 100 до 150 тысяч.

Более чем солидные суммы для небольшой организации, причем касаются не только несвоевременной подачи, но и предоставления недостоверных сведений.

Пенсионный фонд

В ПФР количество передаваемых документов значительно сократилось, теперь передаем три отчета: СЗВ-М (ежемесячный), СЗВ-СТАЖ (ежегодный) и СЗВ-ТД (в 2020 году предоставляется по-разному в зависимости от наличия увольнений/принятий).

Самый простой, но коварный — СЗВ-М. Всего-то данных, что ФИО, ИНН и СНИЛС, однако в одной из моих первых статей про ошибки в элементарных отчетах мы уже говорили. Не забудьте: данные по СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ должны совпадать по периодам.

С 1 января 2021 года в КоАП начнут действовать поправки. Так в статье 15.33.2 будут предусмотрены штрафы в сумме от 300 до 500 рублей по несвоевременной подаче или ошибкам в сведениях о трудовой деятельности, а не только в привычных СЗВ-формах.

Фонд социального страхования принимает 4-ФСС, где отражаются взносы по несчастным случаям на производстве. Статья 26.30 Федерального закона №125-ФЗ от 24.07.1998 г. устанавливает за его несдачу такие же санкции, как для налоговой отчетности – 5% взносов, начисленных к уплате (за последний квартал в документе) за каждый месяц задержки, но не выше 30% и минимум 1000 рублей.

Обратите внимание! Некоторые отчеты сдаются только в электронном виде, например, декларация по НДС. Отправка почтой бумажного экземпляра не считается исполнением обязанности налогоплательщика.

Если расчет 4-ФСС сдается по закону электронно, а вместо этого передан на бумаге, придется разориться на 200 рублей, так сказано во втором пункте ст. 26.30.

Экология

Сдавать или не сдавать, вот в чем вопрос. Небольшие организации, в которых никогда и не пахло производством, а также большинство ИП экологией решили пренебречь. В 2019 году внесен ряд правок в КоАП, увеличивший ответственность за нарушение охраны окружающей среды и в том числе за отсутствие отчетов.

В статье 8.5.1 КоАП установлены санкции отдельно для ИП и организаций:

  • Отчетность представлена, но недостоверна или в ней не хватает каких-то данных. ИП получит штраф минимум 100 тысяч, а вообще он рассчитывается в двойном размере от суммы сбора по каждой группе товаров (упаковки товаров), по которым считается норматив утилизации. Организации накажут по тому же расчету, только минимум для них уже 250000.
  • Отчет не представлен. ИП заплатит от 50000 до 70000 рублей, а организация — от 70 до 150 тысяч. Существует административное денежное наказание на должностных лиц — 3-6 тысяч рублей.

Если вы работаете с государственными контрактами, выполняя ремонтные, строительные работы, демонтаж, то в тексте договора поищите пункт (наверняка будет) о складировании и вывозе мусора. Т.е. за утилизацию старых ламп, проводки, непригодных к эксплуатации оборудования и мебели придется отвечать исполнителю, он должен заключать договора и вывозить отходы, а не сваливать их в ближайший мусорный контейнер. Вот вам экологический сбор и утилизация.

Военкомат

В 2020 году КоАП претерпевает еще одни изменения ­– в области воинского учета. Если вы ни разу не сталкивались с отчетностью в военкомат, знайте, сдавать ее должны все. Конечно, речь идет не о декларациях или расчетах, а специальных сведениях. Например, о приеме или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету. Когда в штате числятся сотрудники моложе 17 лет, то об их семнадцатилетии нужно сообщать заранее – за год до дня рождения.

Штрафы предусмотрены в КоАП: статья 21.4 обещает наказать административкой от одной до пяти тысяч рублей за неоповещение о приеме или увольнении, столько же придется заплатить, если не ответите на запрос военкомата. В статье 21.1 чуть меньшие санкции от 1000 до 3000 установлены для работодателя, вовремя не отчитавшегося о 17-летних сотрудниках.

Центр занятости

В 2020 году список пополнился отчетами в службу занятости. Вернее, и раньше требовалось передавать туда сведения, но только в отдельных случаях: при ликвидации организации, сокращении штата, когда увольнения коснулись предприятия с численностью более 500 человек и т.д.

В связи со сложной эпидемической обстановкой (многие предприятия на фоне с коронавирусного кризиса закрываются) освобождается большое количество рабочей силы, а государство обещало поддерживать безработных. В этих целях формы дополнили некоторыми данными: долги по зарплате, количество работников на удаленке, работающих неполное время, уволенных или предполагаемые к увольнению с начала карантина.

Важно! В основном требуют передачи сведений от тех, у кого произошли изменения: увольнение, сокращение, переход на неполное время или удаленку. При отсутствии изменений в работе отправлять ничего не нужно.

Пока санкций не применяют, но служба проявляет завидную настойчивость. Кроме того, ЦЗН необходимо передавать информацию о вакансиях, что прямо указано в пункте 3 ст. 25 закона №1032-1 от 19.04.1991 г. В КоАП есть статья 19.7, которая устанавливает штрафы за непредставление сведений на должностных лиц – от 300 до 500 рублей, на организации – от 3 до 5 тысяч рублей. Теоретически применяется к сведениям в ЦЗН.

Минюст

Когда руководство организации нарушает сроки регулярно или затягивает подачу документов, то в дело вступает КоАП:

  • Ст. 19.5 – штраф на ответственное лицо от 1 до 2 тысяч, на юридическое – от 10 до 20 тысяч рублей. При худшем раскладе – дисквалификация руководителя до 3-х лет. Распространяется на неисполнение требования Минюста.
  • Ст. 19.7 – должностное лицо ответит скромными 300-500 рублей, а организация получит в 10 раз больше.

Если довести Минюст до ручки, он обратится с иском в суд, требуя исключить компанию из ЕГРЮЛ, но решение принимается с учетом мнения ФНС.

Что касается административной ответственности по КоАП в отношении налоговой и бухгалтерской отчетности, то в статьях 15.5 и 15.6 предусмотрены санкции к ответственным лицам. Размеры небольшие – 300-500 рублей.

Естественно, перечень неполный. Есть специфическая отраслевая отчетность – в строительстве, для саморегулируемых организаций, благотворительных фондов (помимо указанной для Минюста) и т.д. Конечно, особняком стоит бюджет, ведение учета в бюджетных организациях мы немного обсуждали в материале «Стоит ли переходить из коммерции в бюджет?»


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Может ли некоммерческая организация (является общественной организацией) сдавать нулевую отчетность (баланс, декларация, РСВ) в налоговую инспекцию на бумажном носителе (организация применяет УСН "доходы", в 2019 году сотрудников не было)?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общественные организации обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде. Если численность работников этой организации за 2019 год не превышает десяти человек, расчет по страховым взносам может быть представлен в бумажном виде. Декларация по УСН может быть представлена в бумажной виде, если численность сотрудников за 2019 год не превышает предел в 100 человек.

Обоснование вывода:

Бухгалтерская отчетность

Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности регламентирован Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В конце 2019 года в данный Закон были внесены довольно существенные поправки. Так, в частности, ст. 13 Закона N 402-ФЗ была дополнена ч. 7.1. В соответствии с данной нормой бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Одновременно, в ст. 18 Закона N 402-ФЗ введено понятие государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности - совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту.
Частью 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ определено, что в целях формирования государственного информационного ресурса экономический субъект обязан представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта*(1).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
При этом в отношении отчетности, представляемой за 2019 год, предусмотрены переходные положения. На основании ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ, обязательный экземпляр отчетности за 2019 год представляется:
1) субъектами малого предпринимательства на бумажном носителе или в виде электронного документа;
2) иными экономическими субъектами в виде электронного документа.
Таким образом, все организации, на которых возложена обязанность по формированию государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в электронном виде. При представлении отчетности за 2019 год выбрать носитель, на котором отчетность подлежит представлению в налоговый орган (на бумаге или в виде электронного документа), вправе только субъекты малого предпринимательства. Организации, не обладающие таким статусом, обязаны представить экземпляр отчетности за 2019 год только в электронном виде (смотрите информационное сообщение Минфина России от 25.12.2019 N ИС-учет-21).
Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки определены Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон N 209-ФЗ). Категории субъектов малого предпринимательства установлены ст. 4 Закона N 209-ФЗ. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, из всех существующих видов некоммерческих организаций субъектами малого предпринимательства могут являться только потребительские кооперативы. Общественные организации в силу прямого указания закона не отнесены к юридическим лицам, которые могут быть признаны субъектами малого и среднего предпринимательства*(2). Соответственно, общественные организации бухгалтерскую (финансовую) отчетность представлять в налоговый орган обязаны в электронном виде. Смотрите также Энциклопедию решений. Изменения в законодательстве, которые необходимо учесть при подготовке годовой отчетности 2019.

К сведению:
В связи с непредставлением в установленный срок бухгалтерской (финансовой) отчетности организация и ее должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности на основании ст. 19.7 КоАП РФ (письма Росстата от 04.12.2017 N 04-4-04-4/136-СМИ, от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ, от 16.12.2013 N 1578/ОГ, постановление Свердловского областного суда от 06.08.2015 по делу N 4А-660/2015, постановление Президиума Самарского областного суда от 26.08.2011 N а-424/2011, решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 07.09.2012 по делу N 12-824/2012).
Санкция указанной статьи предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц - от 300 до 500 рублей; на юридических лиц - от 3000 до 5000 рублей.
Также обращаем внимание, что Минфин России 28.11.2018 разработал законопроект "О внесении изменений в КоАП РФ в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней", который содержит положения, существенно увеличивающие штрафные санкции за нарушение сроков представления юридическим лицом в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащей обязательному аудиту, и (или) аудиторского заключения о ней (от 10 до 700 тыс. руб.).
В настоящее время данный проект не прошел процедуру оценки регулирующего воздействия (получено отрицательное заключение N 12531-СШ/Д26и от 22.04.2019). Однако не исключено, что в случае доработки Проекта в соответствии с рекомендациями, содержащимися в данном заключении, до конца 2020 года штрафные санкции будут увеличены.

Декларация по УСН и Расчет по страховым взносам

Порядок представления налогоплательщиками налоговой отчетности в налоговые органы регламентирован ст. 80 НК РФ.
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
- налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
- налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).
Таким образом, в общем случае налоговая отчетность может быть представлена в налоговый орган на бумажном носителе в том случае, если численность работников организации за предшествующий год не превышает 100 человек.
Специальных положений, регулирующих порядок представления декларации по УСН, касающихся ее формы (бумажная или электронная), гл. 26.2 НК РФ не содержит.
Что касается страховых взносов, то на основании п. 10 ст. 431 НК РФ плательщики, у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период превышает десять человек, а также вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по телекоммуникационным каналам связи. Плательщики и вновь созданные организации (в том числе в результате реорганизации), у которых численность физических лиц, в пользу которых начислены выплаты и иные вознаграждения, за расчетный (отчетный) период составляет десять человек и менее, вправе представлять расчеты в электронной форме.
Таким образом, в рассматриваемом случае некоммерческая организация, не имеющая наемных сотрудников, вправе представлять декларацию по УСН и Расчет по страховым взносам в бумажном виде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

11 марта 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Исключение сделано только для (ч. 4 ст. 18 Закона N 402-ФЗ):
1) организаций бюджетной сферы;
2) Центрального банка РФ;
3) религиозных организаций;
4) организаций, представляющих бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк РФ;
5) организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ;
6) организаций, включенных в перечень резидентов, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с ч. 4.2 ст. 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (постановление Правительства РФ от 22 января 2020 г. N 35).
У перечисленных субъектов обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, отсутствует, поэтому они, как и раньше, представляют бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения на основании п. 5.1 ст. 23 НК РФ. Отметим, что налоговым законодательством не установлена обязанность представления налогоплательщиком в налоговый орган бухгалтерской отчетности исключительно в электронной форме (письма Минфина России от 14.03.2019 N 03-02-07/1/16617, от 13.02.2018 N 03-02-07/1/8624, ФНС России от 07.12.2015 N СД-4-3/21316). Соответственно, указанными организациями бухгалтерская отчетность может быть представлена на бумажных носителях.
*(2) Например, в постановлении АС Центрального округа от 29.07.2016 N Ф10-2405/16 по делу N А83-3561/2015 сказано, что заявитель в соответствии с его уставом является некоммерческой общественной организацией, следовательно, он не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Некоммерческие организации (НКО) работают на благо общества и развитие социальной сферы, а получение прибыли для них не является целью. Тем не менее, такие организации должны отчитываться о работе в различные государственные структуры.

Какую отчетность сдают НКО

НКО сдают бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. В отличие от коммерческих организаций НКО также отчитываются в Министерство юстиции.

Бухгалтерская отчетность НКО

Некоммерческие организации сдают бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.

У отдельных категорий НКО есть право сдавать упрощенную отчетность. НКО — иностранный агент не может отчитываться по упрощенным формам.

Составляя бухгалтерскую отчетность, бухгалтер НКО руководствуется ПБУ 4/99, Законом о бухгалтерском учете, Планом счетов, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Особенности формирования и раскрытия информации разъяснены в Информации Минюста ПЗ-1/2015.

Срок сдачи бухгалтерской отчетности — 31 марта.

При опубликовании отчетности НКО, подлежащей обязательному аудиту, следует также опубликовать аудиторское заключение.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

Отчеты НКО в основном зависят от системы налогообложения.

НКО на ОСНО

Основные налоги, по которым придется отчитываться, — НДС, НДФЛ, налог на прибыль.

Каждый квартал некоммерческие предприятия формируют и сдают декларации по НДС и прибыли. Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Например, во II квартале нужно сдать декларацию по итогам полугодия. Декларацию по НДС необходимо направлять в налоговую службу в январе, апреле, июле и октябре не позднее 25-го числа. Во многих случаях НКО могут быть освобождены от уплаты НДС.

Если по каким-то причинам у НКО в отчетном периоде не было операций и соответствующих объектов налогообложения, можно сократить количество отчетов и сдать единую упрощенную декларацию. Отчитываться по этой форме нужно также раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если была хотя бы одна операция с НДС или операция, облагаемая налогом на прибыль, упрощенная декларация не понадобится.

За сотрудников, получающих доходы по месту работы, НКО платит НДФЛ. По этому налогу предусмотрено два вида отчетности. Ежеквартально подается отчет по форме 6-НДФЛ: до 30 апреля, до 31 июля, до 30 октября, до 1 марта включительно. Данные в отчете формируются нарастающим итогом.

Раз в год до 1 марта нужно отчитываться по форме 2-НДФЛ. Если налог не получилось удержать у физического лица до конца отчетного года, НКО должна сообщить об этом в ИФНС, сдав 2-НДФЛ не позднее 1 марта. По итогам 2021 года и в последующие годы справка 2-НДФЛ не сдается.

Если у НКО есть недвижимость, раз в год нужно сдавать декларацию по налогу на имущество. Успеть отчитаться следует до 30 марта включительно.

Еще один важный и довольно объемный по содержанию отчет — расчет по страховым взносам. Сотрудники ИФНС ждут его раз в три месяца: до 30 апреля, до 30 июля, до 30 октября до 30 января. Взносы показываются в расчете нарастающим итогом.

НКО на УСН

Применяя упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации освобождаются от подачи декларации по НДС и налогу на прибыль. Причина проста — у упрощенцев отсутствуют объекты по данным налогам. Иногда НКО может выступать в качестве налогового агента по НДС, тогда придется сдать и соответствующую декларацию.

Отчет, характерный для упрощенцев, — декларация по УСН. Подать отчет нужно по итогам года в срок до 31 марта включительно. При этом авансы по налогу необходимо уплачивать раз в квартал.

Отчетность по работникам ничем не отличается от отчетности, представляемой на ОСНО. Также сдаются 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, расчет по страховым вносам.

При наличии имущества подается декларация по налогу на имущество.

Во внебюджетные фонды нужно отчитываться независимо от режима налогообложения. НКО как работодатель отчитывается в ПФР и ФСС.

Раз в месяц до 15 числа в ПФР необходимо представить форму СЗВ-М. В форме отражаются данные по работникам (ФИО, СНИЛС и ИНН). Также Пенсионный фонд ждет от работодателей до 1 марта форму СЗВ-СТАЖ. Если на предприятии происходят кадровые изменения (прием, увольнение и т.п.), нужно отчитаться по форме СЗВ-ТД. Сдать СЗВ-ТД нужно в день издания приказа или на следующий день.

В Фонд социального страхования нужно отчитываться ежеквартально. Для этого предусмотрена форма 4-ФСС. Сроки отчетности зависят от формы представления информации. Если отчитываетесь на бумаге, сдать 4-ФСС нужно четыре раза: 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января. Отчитаться можно и раньше указанных сроков. Для тех, кто отчитывается электронно, сроки увеличиваются на пять дней и отчитаться нужно успеть до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января включительно. Ежегодно нужно подтверждать вид экономической деятельности путем направления в ФСС соответствующего заявления и справки (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55). Документы нужно сдать в ФСС до 15 апреля.

Отчетность НКО в Минюст РФ

НКО сдают специальные отчеты о своей работе. Виды таких отчетов закреплены в Приказе Минюста РФ от 16.08.2018 № 170. До лета 2020 года НКО могли принимать во внимание методические рекомендации Минюста, но с 15.06.2020 рекомендации утратили силу (Приказ Минюста РФ от 15.06.2020 № 135).

Отдельные категории НКО имеют право не отчитываться по утвержденным формам в Минюст. Такие организации могут представлять информацию в произвольном виде (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Не сдают специальную отчетность НКО при соблюдении трех критериев:

  • в составе нет иностранных учредителей и лиц без гражданства;
  • в текущем году не было поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
  • сумма полученных в отчетном году денежных средств и имущества составляет не более 3 млн рублей.

Для каждого вида НКО предусмотрен свой состав отчетности.

НКО, получившие имущество из отечественных источников, сдают формы ОН0001, ОН0002. Некоммерческие организации, получившие иностранный капитал или имущество, плюсом сдают форму ОН0003.

Казачьи общества сдают формы ОН0001, ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности, также нужно сдать форму ГРК003.

Религиозные организации заполняют отчет по форме ОР0001.

Структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации отчитываются по формам СП0001, СП0002, СП0003.

О порядке представления отчетности некоммерческими организациями

Бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО сдают по общим правилам.

Порядок и сроки сдачи специальной отчетности зафиксированы в Приказе Минюста от 26 мая 2020 № 122.

Отчеты ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 нужно сдавать раз в год до 15 апреля включительно.
Сроки отчетности по форме СП0001: 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. Срок отчетности по форме СП0002 — 15 апреля, а по форме СП0003 — 31 октября.

Отчеты о деятельности некоммерческих организаций с функцией иностранного агента, в объеме сведений, представляемых в Минюст России, подлежат обязательному размещению в интернете или предоставлению средствам массовой информации один раз в полгода (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

Способы передачи отчетов:

  • личный визит;
  • почтовое отправление;
  • через оператора электронного документооборота;
  • по электронной почте при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера;
  • публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста;
  • публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете.

Ответственность НКО за непредставление отчетности

Некоммерческие организации несут ответственность согласно ст. 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».

За непредставление отчетности НКО, как и любая коммерческая организация, несет ответственность. НКО с функцией иностранного агента за непредставление отчетности привлекается к административной ответственности (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). Наказания предусмотрены разные: от предупреждения до административного штрафа. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Административная ответственность также возможна при нарушении сроков сдачи отчетности.

Если филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации вовремя не представит информацию согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, то соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.

Непредставление или несвоевременное представление статистической отчетности либо представление недостоверных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.

Неоднократное непредставление в установленный срок отчетов и информации в Минюст России (его территориальные органы) служит основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации НКО (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в некоммерческих организациях


Некоммерческие организации оказывают большую поддержку государству в социальной сфере. Несмотря на это, НКО не освобождены от подготовки и сдачи отчетности. Расскажем о том, какую отчетность должны сдавать НКО в 2020 году.

Отчетность в Минюст РФ

НКО в России разделены на три группы:

  • общественные объединения (общественные организации и движения);
  • НКО, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
  • иные НКО (ассоциации, союзы, фонды, частные учреждения, автономные НКО).
Разберем подробнее особенности подготовки отчетности в Минюст РФ для каждой группы.

Общественные объединения

1. Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании.

Отчет заполняется по форме ОН0003 и сдается в Минюст РФ не позднее 15 апреля 2020 года. Для этого нужно разместить его на официальном сайте Минюста РФ. Отчет сдается независимо от наличия поступлений: если их не было, отчет сдается нулевым с прочерками вместо сумм.

2. Уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление подается в территориальный орган Минюста РФ по почте, лично или через представителя по доверенности. Законодательно срок предоставления не определен, но обязанность подачи ежегодная. Обычно его подают одновременно с отчетом ОН0003.

нко1

НКО, выполняющие функции иностранного агента

НКО2

Иные НКО

1. отчет о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов по форме ОН0001;

2. отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников по форме ОН0002.

Если НКО не соответствует ни одному из указанных критериев, достаточно подать уведомление о продолжении деятельности.

Уведомление и отчеты подаются не позднее 15 апреля 2020 года, путем размещения его на сайте Минюста.

Фонды и благотворительные организации должны ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности. Форма данного отчета не утверждена законодательно и не представляется в Минюст РФ. Отчет формируется организациями в информативной форме и публикуется в свободном доступе, например, на собственном интернет портале. Срок размещения не определен, но формироваться отчет должен ежегодно. Например, так выглядит отчет одного из наших клиентов — благотворительного общественного движения «Искорка Фонд».

Благотворительные организации готовят и сдают в Минюст РФ отчет благотворительной организации. Отчет сдается руководителем, лицом по доверенности или по почте не позднее 30 марта 2020 года.

НКО3

Ответственность за непредставление отчетности

При нарушении сроков в адрес НКО выносится предупреждение об устранении нарушений. В предупреждении указывается срок (не менее месяца), в течение которого необходимо представить необходимые отчеты. Если его не выдержать, последствия будут такими:

Бухгалтерская отчетность

Фонды; НКО, владеющие крупным целевым капиталом; НКО, выполняющие функции иностранного агента, и структурные подразделения иностранных некоммерческих организаций обязаны предоставить аудиторское заключение в региональные органы статистики не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года.

Также, с 2017 года организации обязаны в течение трех рабочих дней с даты получения аудиторского заключения разместить сведения о результатах аудита в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды

НКО4

Статистическая отчетность

НКО — это самые человечные хозяйствующие субъекты в российской экономике.

Читайте также: