Анализ деятельности налоговой инспекции

Опубликовано: 16.05.2024


Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры играет государственное регулирование, которое позволяет осуществлять социально-экономические функции. Финансовая система, образующая централизованные фонды денежных средств и выполняющая возложенные на него функции и задачи, является важнейшим механизмом государственного регулирования [1].

Основным инструментом государственного регулирования является налоговый контроль. Налоговый контроль представляет собой совокупность форм и методов государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

Целью данной статьи является изучение проблем налогового контроля и пути их решения. Главным средством мобилизации и расходования ресурсов является государственный бюджет. Все это позволяет политической власти воздействовать на экономику посредством стимулирования приоритетных отраслей экономики, проведение государственных социальных программ, направленных на поддержку наименее защищенных слоев населения. Указанный факт говорит о том, что успех экономического реформирования в нашей стране напрямую зависит от того, насколько бюджетная политика соответствует требованиям времени [2].

Налоговый контроль с целевой направленностью является одной из форм управленческого учёта. В узком смысле налоговый контроль представляет собой специализированный контроль со стороны государственных органов за соблюдением налогового законодательства, своевременностью уплаты налогов и сборов, полнотой уплаты обязательных платежей юридическими и физическими лицами. С позиции налогового права налоговый контроль, возлагаемый на налоговые инспекции, является формой реализации контрольной функции налогов, обеспечивая и охраняя имущественные права государства.

Налоговые инспекции в целях обеспечения соблюдения налогового законодательства на постоянной основе проводят мероприятия по усилению налогового контроля. Постоянный рост потребностей государства в финансовых средствах требует постоянного наполнения бюджета налоговыми поступлениями. К сожалению, несвоевременная уплата налогов, сборов и других обязательных платежей физическими и юридическими лицами стала частым явлением для налоговых агентов. По этой причине возникает проблема проведения эффективной государственной фискальной политики [3].

Контроль за соблюдением законодательства в налоговой сфере осуществляется налоговыми органами. Функции органов налогового контроля в соответствии с НК РФ исполняют налоговые и таможенные органы. Контроль за соблюдением налогового законодательства в рамках своей компетенции в той или иной мере осуществляет множество государственных органов, начиная с Прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации и заканчивая органами внутренних дел. Государственные органы, осуществляя контрольные полномочия, так или иначе, вовлечены в работу по контролю за соблюдением налогового законодательства [4].

В соответствии с требованиями налогового законодательства на налоговую службу возлагаются следующие функции по контролю и надзору:

– соблюдение законодательства РФ о налогах и сборах, принятых в соответствии с ними нормативных актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и иных обязательных платежей;

– за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– за правильность исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

– за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

– за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговые органы в праве:

– проводить проверки, подтверждающие соблюдение всех аспектов налогового законодательства;

– требовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие право на получение различных вычетов, льгот, документы подтверждающие статус освобождения от обязанности налогоплательщика, и другие документы, являющиеся основанием для уплаты или неуплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

– налагать арест на имущество и «замораживать» банковские счета плательщиков;

– производить осмотр складских, торговых, производственных помещений и территорий, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;

– расчетным путем определять суммы налогов, подлежащие к уплате налогоплательщиков в бюджет. В случае отказа от уплаты или несвоевременной уплаты налога в бюджет, взыскивать недоимки, пени, налагать штрафы с соответствии с законодательском РФ о налогах и сборах;

– регистрировать или ликвидировать предприятия.

Для таможенных органов налоговый контроль заключается во взимании налогов и пошлин при перемещении товаров через таможенную границу. В этой сфере платежи взимаются в соответствии с таможенным законодательством, федеральными законами, положениями НК РФ [5].

В научном подходе налоговый контроль имеет двухсторонний смысл. С одной стороны – это совокупность всех норм и правил, установленных законом, регулирующие все виды отношений по ведению, взиманию и установлению налогов и льгот. С другой стороны – своеобразная система органов государственного управления, к которым относятся и налоговые органы.

Целью налогового контроля является препятствование ухода от налогообложения.

В налоговой практике существуют три формы налогового контроля – это учет налогоплательщиков, выездные и камеральные проверки. Учет налогоплательщиков заключается как в обычной процедуре постановки и снятия с учета налогоплательщиков, так и в выявлении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность незаконно [6].

Основной задачей камеральных проверок является проверка правильности заполнения и составления налоговых документов, деклараций, различных документов о деятельности налогоплательщика. Камеральная проверка начинается с предоставления документов в налоговые органы.

Процесс камеральной проверки осуществляется в течение трех месяцев со дня предоставления декларации в налоговые органы. По окончанию проверки составляется акт, в котором указывается, были ли выявлены нарушения в ходе камеральной проверки. В случае установленных нарушений налоговый орган сообщает о своем решении налогоплательщику требование внести изменения в налоговую декларацию или предоставить пояснения. Разъяснения по поводу расхождения данных, плательщик обязан предоставить в налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения требования в письменном виде по почте или лично или по электронной почте с использованием электронной подписи. Налоговый орган вправе запросить дополнительные сведения или документы у налогоплательщика в тех случаях, когда:

– заявлен НДС к возмещению;

– предоставлены отчетности по НДПИ, а так же связанные с использованием природных ресурсов;

– предоставлены декларации по налогу на прибыль организаций или на доходы физических лиц участниками инвестиционного договора или товарищества.

Третий вид налогового контроля – это выездные налоговые проверки. Процедура проведения такой проверки у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и юридических лиц, имеет некоторые различия. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика, но в случае с физическим лицом без согласия налогоплательщика и всех проживающих в жилых помещениях, поверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. Исключением являются индивидуальные предприниматели. В случае, если плательщик препятствует проведению проверки, налоговые органы вправе определить сумму налога расчетным путём на основании имеющихся о налогоплательщике данных. Проверка проводится в течение двух месяцев. Срок может быть продлен до 4–6 месяцев в следующих случаях:

– информация, полученная налоговым органом, свидетельствует о возможном нарушении законодательства или требует дополнительной проверки;

– на территории проверки случилось чрезвычайное происшествие;

– налогоплательщик не предоставил необходимые документы, востребованные налоговыми органами.

Налогоплательщик обязан предоставить все необходимые документы по требованию инспекторов для ознакомления. Для юридических лиц выездная проверка проводится в отношении налога на прибыль организаций. В этом и состоит незначительное отличие проведения выездной проверки у физических и юридических лиц. Остальные пункты проведения проверки одинаковы для всех участников. Данный вид налогового контроля считается наиболее действенным.

Несмотря на предусмотренные законом меры ответственности за нарушение налогового законодательства, процедура налогового контроля нуждается в доработке.

Широкое распространение получила проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок. В группу наиболее подверженных попаданием под выездную налоговую проверку попадают те организации, которые:

– предоставили неточные сведения в декларации;

– не предоставляли отчетность в течение нескольких периодов или систематически не предоставляют отчетность;

– имеют более трех расчетных счетов;

– организации, чей показатель результативности проведенного анализа отличается от установленного предельно значения по отрасли.

Сюда так же можно отнести налогоплательщиков, у которых выявлены факты неоднократного нарушения налогового законодательства [7].

Для систематизации процесса отбора налогоплательщиков ФНС РФ разрабатывает единое программное обеспечение. Но всё же наиболее эффективным методом налогового контроля остается перепроверки предприятий, у которых зафиксированы факты сокрытия налогов в крупных и особо крупных размерах. Это позволит проконтролировать акты предыдущих проверок и достоверность текущего учета.

На сегодняшний день нередкими стали случаи уклонения налогоплательщиками от уплаты налогов в связи с неведением бухгалтерского учета или его ведения, но с нарушениями установленного порядка. Проверочные работы с данной категорией налогоплательщиков характеризуются повышенной сложностью из-за невозможности определения налоговой базы.

Одним из наиболее приоритетных направлений совершенствования налогового контроля является урегулирование споров в судебном и досудебном порядке. Но стоит отметить, что наиболее эффективной формой налогового контроля остается контрольная работа. Жесткие сроки взыскания задолженностей и другие законодательные изменения привели к ограничению полномочий налоговых органов. Такое ограничение привело к увеличению потери риска на бесспорное взыскание. Несмотря на повышенные требования к налоговым органам, с каждым годом число доначислений по результатам проверок неуклонно растет. Из-за некачественно проведенных проверок, несоблюдение установленных законом процедур, недостаточностью доказательств налоговых правонарушений, суд и вышестоящий орган принимаю решения по искам и жалобам в пользу налогоплательщика. [8]

Для решения выше перечисленных проблем налоговые органы намерены повышать эффективность контрольной работы, а так же работы при регистрации и снятии с учета налогоплательщиков. Для этого необходимо:

1. Повысить уровень качественного и количественного анализа сведений, включенных в информационные ресурсы налоговых органов.

2. Совершенствовать существующую законодательную, регулирующую осуществление и организацию налогового контроля в целом.

Все вышеизложенное говорит о том, что важнейший фактор повышения эффективной работы налоговых органов – это совершенствование действующих процедур налогового контроля, а именно:

– преобразование системы оценки работы инспекторов;

– расширения требований к системе отбора налогоплательщиков для проведения проверок;

– совершенствование форм и методов налоговых проверок.

Стоит отметить, что предложенные варианты решения проблемы проведения эффективной государственной фискальной политики, которая могла бы обеспечить экономическую безопасность России, не являются исчерпывающими, так как с постоянным развитием системы налогообложения, необходимо искать новые пути и методы улучшения контрольной работы налоговых органов [9].

Библиографическая ссылка на статью:
Родионова А.И., Трусова Н.С. Анализ и оценка эффективности налогового контроля (на примере города Курска) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6675 (дата обращения: 13.04.2021).

Актуальность исследования эффективности и результативности налогового контроля заключается в нацеленности на решение проблемы уклонения от налогообложения и соблюдения законодательства по налогам и сборам; повышении налоговой культуры налогоплательщиков. Цена недоплаты налогов становиться ощутимой для бюджета, ведь за счет налогов финансируются расходы государственного бюджета.

Проблемы построения эффективной системы налогового контроля исследуют многие ученые-экономисты: Гончаренко Л.И. Майбуров И.А., Пансков В.Г., Рыкунова В.Л., Ткачева Т.Ю. и другие. Анализ эффективности контрольной работы представляет интерес как для региональных органов власти, так и необходим самой налоговой службе, так как он позволяет оценить её работу на основе качественных показателей.

Эффективность контрольной работы налоговых органов выражается в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленых и взысканных сумм налогов, сборов и пени по результатам проведенных налоговых проверок.

В системе налогового контроля камеральная налоговая проверка играет ключевую роль.

На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты камеральных налоговых проверок на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.

Сведения о проведенных камеральных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Проведенные камеральные проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)

Можно сделать вывод, что количество налоговых проверок (камеральных и выездных) в 2012 году по сравнению с 2011 уменьшилось на 119808 единиц (92,4%), а в 2013 году проверок увеличилось на 4446 единиц и составило 104,1 %.

Уменьшение камеральных налоговых проверок связано с уменьшением количества зарегистрированных налогоплательщиков.

В 2012 году было проведено 1155075 единиц проверок. Это на 9349 единиц меньше, чем в 2011 году, что составило 92,3%. В 2013 году камеральных проверок увеличилось на 4545 единиц(104%). Из них выявивших нарушения в 2012 году 5523 единиц, что меньше на 2232 единиц (71,2%) по сравнению с 2011 годом. В 2013 году по сравнению с 2012 годом нарушений уменьшилось на 449 единиц и составило 91,8%.

Результативность камеральных проверок снизилась в период с 2011 -2013 год с 6,2 до 4,2 %. Низкая результативность камеральных налоговых проверок связана с тем, что налоговым инспекторам приходится обрабатывать большой объем документов, а также с тем, что они имеют право истребовать ограниченное количество документов, следовательно, уменьшаются шансы найти ошибку и выявить правонарушение.

Доначисление на одну результативную проверку, возросло. В 2011 году она составила 0,290 млн. руб., в 2012 году 0,399 млн. руб., что на 0,109 млн. руб. (137,6%) больше, в 2013 году доначислений составило 0,453. Это на 0,054 млн. руб. (133,6%) больше по сравнению с предыдущим годом. Связано это с тем, что налоговый орган эффективно проводит свою работу.

На первый взгляд, эффективность контрольной работы снижается. Но этот показатель без увязки с результатами проверок не может объективно оценивать эффективность налогового контроля.

Одним из самых эффективных направлений налогового контроля является выездная налоговая проверка.

Планирование и прогнозирование невозможно без анализа проведенной работы. Поэтому целесообразно провести анализ работы налоговых органов при проведении выездных проверок.

Отделы выездных налоговых проверок осуществляет налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которая выражается в сопоставлении документов (деклараций, балансов, расчетов и т.д.) с фактическими на предприятии. В процессе проверки проверяется ведение деятельности организации в соответствии с законодательством о налогах и сборах, эффективность использования отдельных финансовых ресурсов, выявляются нарушения налогового законодательства.

На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты выездных налоговых проверк на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.

Сведения о проведенных выездных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Проведенные выездные налоговые проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:48, дипломная работа

Краткое описание

Налоговая сфера жизни любой страны представляет собой экономическую базу для существования государства, при этом налоговые поступления составляют 85 - 95% доходов бюджета. В настоящее время в России идет становление современной налоговой системы, налаживание эффективной работы органов, призванных контролировать поступления налоговых средств в бюджет.

Содержимое работы - 1 файл

Диплом Динкин.doc

1.3. Нормативно-правовые основы регулирования деятельности ФНС

Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ.

Деятельность ФНС регламентируется следующими документами:

  1. Положением о федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ №506 от 30.09.2004г. [3, с. 2];
  2. Налоговым кодексом РФ [2, с. 9, 30];
  3. Постановлением Правительства РФ №319 от 17.05.2002г. «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» [4, с. 1];
  4. Конституцией РФ [1, с. 23], и т.д.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов ФНС осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

ФНС и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Место нахождения Федеральной налоговой службы - г. Москва [3, с. 1-3].

2.1. Характеристика деятельности Межрайонной ИФНС №16

Межрайонная ИФНС №16 является структурным подразделением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, контролирующая Краснокамский и Нытвенский районы.

Для того чтобы обеспечить необходимое качество проведения контрольных мероприятий и оптимизировать использование рабочего времени на каждом конкретном участке налоговой работы необходимо разделение труда внутри инспекции и специализация налоговых инспекторов на конкретных видах работ.

Все подразделения, входящие в состав инспекции одинаково необходимы для ее нормальной работы. В тоже время, разные отделы по-разному участвуют в процессе сбора налогов. В зависимости от характера такого участия, отделы делятся на две категории – основные и обеспечивающие.

Рассмотрим подробнее структуру Межрайонной ИФНС №16 со штатной численностью 140 человек.

Организационная структура Межрайонной ИФНС №16

Юридический отдел проводит правовую экспертизу документов, подготавливаемых в инспекции, и оказывает правовую помощь подразделениям инспекции по вопросам применения законодательства РФ.

Отдел регистрации и учета налогоплательщиков возложены функции по государственной регистрации юридических лиц, учету налогоплательщиков, снятие с учета налогоплательщиков, внесение изменений в их учетные данные, привлечение к постановке на учет налогоплательщиков, не состоящих на учете, предоставление сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствующие государственные органы, предоставление сведений из ЕГРЮЛ.

Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет: прием налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему РФ, прием от налогоплательщиков электронных носителей записи и выдачу программных продуктов, предназначенных для налогоплательщиков, визуальный и входной контроль, регистрацию представленных документов, оперативную передачу документов в соответствующие подразделения. Межрайонной ИФНС России №16 создано территориально обособленное структурное подразделение в г. Нытва с возложением на него отдельных функций по работе с налогоплательщиками.

Отдел информационных технологий обеспечивает: поддержание работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения общего применения. Администрирование сетевых ресурсов и обеспечение резервного копирования баз данных и программных средств.

Отдел ввода и обработки данных отвечает за обработку информационных массивов, ввод налоговых деклараций и иных документов.

Отдел учета, отчетности и анализа отвечает за взаимодействие с органами федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления по вопросам учета доходов бюджетов, контроль за правильностью зачисления платежей на счета по учету доходов бюджета в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в классификацию доходов бюджета.

Отдел урегулирования задолженности проводит мониторинг состояния, структуры, динамики и причин образования задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджетную систему РФ, а также эффективности мер по ее урегулированию. Занимается взысканием задолженности, а также подготовкой документов на возврат или зачет излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм. Подготавливает предложения по предоставлению права на реструктуризацию задолженности, лишению этого права, мониторинг исполнения организациями обязательств, связанных с реструктуризацией задолженности.

Отдел камеральных проверок возложены следующие функции: мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, с учетом анализа косвенной информации из внутренних и внешних источников.

Отдел выездных проверок реализует следующие функции: планирование и предпроверочная подготовка выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов в бюджетную систему Российской Федерации, налоговых агентов.

Отдел оперативного контроля осуществляет контроль за производством, оборотом алкогольной и табачной продукции.

Отдел финансового и общего обеспечения отвечает за общее делопроизводство, кадровую работу, организацию защиты государственной тайны, обеспечение соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, ведомственного режима, организация обеспечения охраны. Организует материально-техническое обеспечение. На начальника отдела финансового и общего обеспечения возлагаются функции главного бухгалтера.

По состоянию на 01.07.2009г., как видно из Таблицы 2.1, на учете в Межрайонной ИФНС №16 состоит 124 158 налогоплательщиков.

Таблица 2.1 – Сведения о численности налогоплательщиков

Налогоплательщики Количество, чел. Отклонение
по состоянию на 01.07.2008г. по состоянию на 01.07.2009г.
юридические лица 3 077 3 272 195
физические лица 115 099 117 388 2 289
индивидуальные предприниматели 3 347 3 492 145
главы крестьянско-фермерских хозяйств 6 6 0
Всего 121 529 124 158 2 629

Количество налогоплательщиков на 01.07.2009г., к уровню аналогичного периода увеличилось на 2 629 (или на 2%).

2.2. Анализ поступления налоговых платежей в Межрайонную ИФНС №16

Для проведения анализа поступлений налоговых платежей в бюджет использованы данные отчета 1-НМ, составляемого Межрайонной ИФНС №16. Сравнительный анализ начисления налоговых и иных платежей представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Начисление налоговых платежей и сборов в бюджет


Рассказываем в тезисах, как свою работу сейчас видят налоговики — со слов заместителя руководителя УФНС по СПб Ю.В. Костецкой.

«Сегодня нельзя считать цивилизованным бизнес, который минимизирует налоги с использованием фирм-однодневок. Важна чистота среды предпринимателей и добросовестность бизнеса.

Что сейчас в приоритете в работе налоговых

Во-первых, аналитическая, превентивная работа. Главная задача — это предупреждение налоговых правонарушений, а не выявление и наказание.

Доначисление по проверке — это не самоцель, цель — это обеспечение полного поступления налогов в бюджет.

Главная задача налоговых органов — побуждать налогоплательщика добровольно, в срок и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги. Желательно, чтобы это происходило не в рамках контрольных мероприятий, а самостоятельно и добровольно.

Во-вторых, налоговые органы не пытаются скрывать от налогоплательщиков имеющиеся сведения о возможном нарушении последними налогового законодательства. Если раньше налогоплательщики узнавали о своих нарушениях только при получении акта проверки, то сейчас налоговый орган не делает из выявленных нарушений тайн.

Налогоплательщики информируются посредством уведомлений, информационных писем, рабочих совещаний в налоговом органе.

Инспекции придерживаются в своей работе принципа открытого диалога с бизнес-сообществом.

В-третьих, в круг интересов налоговых и правоохранительных органов входит отработка, или иначе — борьба с так называемыми «площадками» — это группы юридических и физических лиц, предоставляющие услуги по «бумажному» НДС и обналичиванию денежных средств в интересах своих Заказчиков. В рамках отработки «площадок» вычисляется весь круг лиц, занимающихся незаконной деятельностью, и принимаются меры по «купированию» деятельности «площадок, а также побуждению выгодоприобретателей к уточнению своих обязательств.

Если уточнения не будет, то проводится следующий комплекс мероприятий:

  • включение в план ВНП (сейчас в СПб проводится 59 ВНП участников «площадок», с предполагаемой суммой доначислений в 6 млрд руб.);
  • внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности сведений;
  • передача в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовных дел по ст.ст.173, 172, 210 УК.

ФНС вышла с инициативой о внесении в УК изменений в части усугубления ответственности для организаторов площадок — как соучастников по ст. 199 УК.

В-четвертых, новые технологии позволяют сместить вектор контрольной работы с проверки отдельных налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды в целых секторах экономики. Это выравнивает условия конкуренции в целых сегментах рынка.

ФНС реализовала уже несколько таких пилотных проектов в сфере бытовой электроники, транспорт, сельхозпродукция. В 2017-2018 гг. ФНС провела отраслевой проект в сфере экспорта зерновых культур, растительного масла и внутренней переработки с/х сырья.

На рынке создана система саморегулирования. Удалось выдавить с рынка те технические компании, которые действовали на этом рынке, в том числе и посредством проведения мероприятий с участием МВД, ФСБ и отказом самих участников рынка от таких «серых» схем.

В 2019 г. создана саморегулируемая организация — Ассоциация клининговых и фасилити операторов. Деятельность АКФО направлена на обеление клининговых услуг.

По результатам ее деятельности сейчас назначено 18 ВНП, на сумму доначислений 1 млрд руб.

Что нужно знать про вызовы в налоговые органы

Прежде всего, не нужно рассматривать вызов в налоговый орган как принудительную меру. Обсуждение выявленных рисков — это прежде всего диалог, в ходе которого можно услышать позицию налогового органа, понять какие моменты тревожат налоговый орган, определить возможные последствия для бизнеса. И, соответственно, представить пояснения и документы, которые могли бы позволить налоговому органу разобраться и снять возникшие вопросы. Либо добровольно уточнить налоговые обязательства, без назначения ВНП.

Кроме того, нужно реагировать на те вызовы, которые осуществляет инспекция и лучше разобраться с рисками компании до назначения ВНП. Вызов в налоговую инспекцию — это всегда звонок, что стоит обратить внимание на те риски, которые есть в ее деятельности.

И конечно, у вас всегда есть возможность записаться на прием в налоговую инспекцию и проговорить все имеющиеся у компании риски.

О предпроверочном анализе

В первую очередь, в план выездных проверок включаются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об участии в налоговых схемах.

Сумма по предполагаемым нарушениям налогового законодательства по заключениям предпроверочного анализа зачастую отличается от фактического доначисления сумм по результатам выездных проверок. И суммы доначислений увеличивается в 2 — 3 раза, а иногда в 6 и более раз.

Представление уточненной налоговой декларации не гарантирует 100% отказ налогового органа от мероприятий налогового контроля. Это не индульгенция.

Если налоговому органу поступит иная информация об участии компании в иных схемах ухода от налогов, то налоговый орган оставляет за собой право выйти на внп.

«Должная осмотрительность» — это условная норма, не имеющая четких критериев. Первое, что важно — это фактическое исполнение обязательства по договору первым контрагентом. Также проверяется нетипичность сделки: запрашивается локальный ненормативный акт, которым регулируется выбор контрагентов. Если в нарушении данного акта не соблюдается стадийность согласования сделки, то это свидетельствует о нетипичности операции. Или вместо постоянных поставщиков вводится какой-то сомнительный контрагент.

В договорах с контрагентами нужно предусмотреть условие о налоговой оговорке и взыскать убытки (ВС назвал доначисление налогов по вине контрагентами — убытками). По длящимся договорам можно предусмотреть ситуацию, когда у налогового органа появились к контрагенту претензии, а у компании — незакрытые обязательства по договору, и включить возможность проведения зачета в счет уплаты доначисленного налога, то есть все последующие платежи в адрес контрагента будут за минусом сумм НДС, который тот не доплатил в бюджет.

Вина организации для выбора пункта статьи 122 НК определяется через вину ее должностных лиц.

При любых реорганизационных действиях налогоплательщиков налоговый орган обязан оценить все риски и оценить возможность выйти на ВНП. Схемы по «вливанию» работающей компании в техническую, чтобы вместе «умереть» или, наоборот, выделение компании и передача ей всех рисков, чтобы основная компания работала дальше — все это уже видно налоговой и отслеживается АИС.

Про налоговую реконструкцию

Ст. 262 НК предусмотрено обложение налогом прибыли, то есть доходы минус расходы. Письмо ФНС от 10.03.2021 вызывает много вопросов, планируется обсудить его с представителями юридической практики и судейским составом в мае-июне.

Возможность реконструкции зависит от того, с какими обстоятельствами налоговый орган сталкивается в ходе ВНП:

  • реальность самой сделки — «Дом построен. Дом стоит»;
  • определяем понесенные налогоплательщиком расходы. Для этого необходимо, чтобы налогоплательщик предоставил документы о понесенных расходах. Налоговый орган не может взять сумму расходов «из воздуха» — важна активная роль налогоплательщика: насколько он готов раскрыть информацию о реально понесенных им расходах.

Если налогоплательщик сам исполнил сделку, то есть его расходы: амортизация, ГСМ, з/п, которые уже учтены в его расходах, то в данном случае реконструировать нечего. Если сделка безтоварна, значит, реконструкции тоже быть не может, поскольку изначально налогоплательщик не понес.

Непредоставление документов и попытка противодействия налоговому органу будет рассматриваться в части умышленных действий налогоплательщика. Противодействием будет считаться:

  • непредоставление документов;
  • попытка сменить место учета;
  • попытка ликвидироваться.

Эти действия будут рассматриваться в ключе умышленных действий и приведет к еще большим доначислениям и уголовной ответственности.

Про ВНП

Нужно выстраивать диалог с налоговым органом в ходе проверки. Нужна обратная связь с налогоплательщиком:

  • в СПб 84% всех ВНП проводится при участии правоохранительных органов, так как средняя эффективность ВНП в Питере составляет более 166 млн руб;
  • значение для включение план ВНП имеет суммарное количество рисков компании, а не принадлежность ее к микро, малому или среднему бизнесу;
  • вопрос о субсидиарной ответственности будет подниматься".

Организационно-экономическая характеристика налоговой инспекции, ее сфера подчинения. Состав и функции структурных подразделений, система управления. Взаимоотношения с другими звеньями финансовой системы. Организация налогообложения юридических лиц.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид отчет по практике
Язык русский
Дата добавления 28.09.2015
Размер файла 101,1 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ "ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

о прохождении организационно-экономической практики

в Инспекции МНС по г. Новополоцку

в период с "06" июля 2015 г. по"17 "июля 2015 г.

Студент ФЭФ, 2 курса, группы 13-ФК Шахнова В.П.

Руководитель практики Богатырева В.В.

Содержание

1. Организационно-экономическая характеристика налоговой инспекции

  • 1.1 История образованияналоговой инспекции, статус, сфера подчинения
  • 1.2 Характеристика основных нормативных документов, регулирующих деятельность налоговой инспекции
  • 1.3 Состав и функции структурных подразделений налоговой инспекции
  • 1.4 Оценка системы управления налоговой инспекции: права и обязанности штатных сотрудников, степень централизации управления; методы принятия управленческих решений
  • 2. Взаимоотношения налоговой инспекции с другими звеньями финансовой системы
  • 2.1 Роль налоговой инспекции в организации и проведении финансового контроля
  • 2.2 Взаимодействие налоговой инспекции с местными органами исполнительной власти, органами Государственного комитета контроля и другими органами
  • 3. Организация налогообложения юридических лиц
  • 3.1 Порядок постановки на учет и снятия с налогового учета юридических лиц
  • 3.2 Порядок взимания налогов с юридических лиц
  • 3.3 Порядок и методика проведения камеральных и документальных налоговых проверок
  • 3.4 Состав и порядок взимания штрафных санкций с юридических лиц
  • 4. Организация налогообложения физических лиц
  • 4.1 Организация учета и налогообложения физических лиц
  • 4.2 Организация ведения личных дел налогоплательщиков
  • 4.3 Определение совокупного годового дохода граждан. Порядок подачи и проверки налоговых деклараций
  • 4.4 Состав и порядок взимания штрафных санкций с физических лиц
  • 5. Анализ деятельности налоговой инспекции
  • 5.1 Анализ динамики состава и структуры основных налогоплательщиков
  • 5.2 Анализ динамики состава и структуры налоговых платежей
  • 5.3 Анализ сведений о недоимке и мер по ее устранению
  • 6. Налогообложение деятельности организаций в современных условиях
  • Список использованных источников
  • Календарно-тематический план прохождения организационно-экономической практики

    Наименование разделов или вопросов практики

    Срок (дата прохождения практики)

    Непосредственный руководитель (фамилия, и. о., должность)

    Проведение инструктажа по охране труда. Знакомство с назначением, задачами практики, её программой, методикой проведения

    Организационно-экономическая характеристика ИМНС Республики Беларусь

    Захаренкова А.Ю., заведующий сектором экономического анализа управления учетом налогов и взысканием платежей

    Анализ деятельности ИМНС

    Организация налогообложения ЮЛ и ФЛ

    Индивидуальное задание и подведение итогов практики

    Захаренкова А.Ю., заведующий сектором экономического анализа управления учетом налогов и взысканием платежей

    Руководитель практики от предприятия должность Захаренкова А.Ю.

    Руководитель практики от кафедры финансов доцент Богатырева В.В.

    1. Организационно-экономическая характеристика налоговой инспекции

    1.1 История образования налоговой инспекции, статус, сфера подчинения.

    1.2 Характеристика основных нормативных документов, регулирующих деятельность налоговой инспекции.

    1.3 Состав и функции структурных подразделений налоговой инспекции

    1.4 Оценка системы управления налоговой инспекции: права и обязанности штатных сотрудников, степень централизации управления; методы принятия управленческих решений.

    2. Взаимоотношения налоговой инспекции с другими звеньями финансовой системы.

    2.1 Роль налоговой инспекции в организации и проведении финансового контроля.

    2.2 Взаимодействие налоговой инспекции с местными органами исполнительной власти, органами Государственного комитета контроля и другими органами.

    3. Организация налогообложения юридических лиц.

    3.1 Порядок постановки на учет и снятия с налогового учета юридических лиц.

    3.2 Порядок взимания налогов с юридических лиц.

    3.3 Порядок и методика проведения камеральных и документальных налоговых проверок.

    3.4 Состав и порядок взимания штрафных санкций с юридических лиц.

    4. Организация налогообложения физических лиц.

    4.1 Организация учета и налогообложения физических лиц.

    4.2 Организация ведения личных дел налогоплательщиков.

    4.3 Определение совокупного годового дохода граждан. Порядок подачи и проверки налоговых деклараций.

    4.4 Состав и порядок взимания штрафных санкций с физических лиц.

    5. Анализ деятельности налоговой инспекции.

    5.1 Анализ динамики состава и структуры основных налогоплательщиков.

    5.2 Анализ динамики состава и структуры налоговых платежей.

    5.3 Анализ сведений о недоимке и мер по ее устранению.

    налоговая инспекция юридическое лицо

    Подобные документы

    Общая характеристика исследуемого предприятия, его внутренняя структура и принципы управления, функциональное назначение. Организация деятельности налоговой инспекции, система управленческого учета в ней, направления и перспективы дальнейшего развития.

    отчет по практике [262,6 K], добавлен 14.05.2014

    Принципы, цели, функции и методы административного контроля в налоговой инспекции. Организационно-правовая и функциональная характеристика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю.

    дипломная работа [115,0 K], добавлен 27.06.2013

    Структура и должностные обязанности работников инспекции. Организация учета и налогообложения физических и юридических лиц. Порядок и методика проведения документальной и камеральной проверки. Виды налоговой отчетности и сроки ее предоставления.

    отчет по практике [54,3 K], добавлен 30.10.2010

    Анализ деятельности инспекции Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Ола, экономические показатели, оценка налоговых преступлений. Основные направления реформирования налоговой системы. Реформирование налоговой системы. Проект моделей налогообложения.

    дипломная работа [474,5 K], добавлен 09.03.2009

    Изучение деятельности подразделений Инспекции Федеральной налоговой службы города Тюмени. Организация работы отдела учета налогоплательщиков, его функции и связь с подразделениями инспекции. Сущность и значение автоматизации процессов налогообложения.

    отчет по практике [102,9 K], добавлен 18.12.2014

    Организация работы и полномочия инспекции федеральной налоговой службы, ее задачи и функции. Состав отделов, основные обязанности. Понятие налоговой декларации и порядок ее заполнения. Виды взимаемых налогов, их динамика и структура. Организация контроля.

    дипломная работа [48,1 K], добавлен 22.04.2011

    Организационная характеристика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (ФНС) № 8 по Белгородской области. Значение результатов работы инспекции и ее место в системе органов власти. Общая характеристика отделов Межрайонной инспекции ФНС России.

    отчет по практике [49,0 K], добавлен 23.11.2011

    Читайте также: