Плательщики налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр

Опубликовано: 17.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 ноября 2020 г. N 03-04-05/98164 Об уплате НДФЛ с суммы выигрыша, полученной от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц с суммы выигрыша, полученной от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 и пунктом 2 статьи 228 Кодекса физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами азартных игр, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц самостоятельно, исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей.

При этом согласно абзацу восьмому пункта 28 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4 000 рублей, в виде стоимости выигрышей, полученных участниками азартных игр, проводимых в том числе в букмекерской конторе и тотализаторе, за налоговый период.

В этой связи исчисление и уплата налога на доходы физических лиц в отношении доходов физических лиц, полученных в виде выигрышей от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, производится исходя из сумм выигрышей с учетом не подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц суммы в размере 4 000 рублей за налоговый период.

При этом уменьшение суммы выигрыша в указанных целях на сумму ставки или интерактивной ставки, в случае когда сумма выигрыша, полученного от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, не превышает 15 000 рублей, Кодексом не предусмотрено.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 229 Кодекса налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, физические лица, получившие выигрыши, не превышающие 15 000 рублей, от участия в азартных играх, проводимых в букмекерской конторе и тотализаторе, обязаны самостоятельно исчислить сумму налога исходя из всех полученных в налоговом периоде выигрышей, а также представить в налоговый орган по месту своего жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента В.В. Сашичев

Обзор документа

Не облагаются НДФЛ доходы до 4 тыс. руб. за год в виде выигрышей от участия в азартных играх. Выигрыши до 15 тыс. руб. не уменьшаются на сумму ставки или интерактивной ставки.

Физлица, получившие выигрыши до 15 тыс. руб. от участия в азартных играх, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ исходя из всех полученных за год выигрышей, а также представить декларацию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Письмо Минфина России от 27.05.05 № 01-02-03/03-233
" О налогообложении игр на деньги в сети интернет"

Е.В. Садовникова, эксперт «УНП»

Владельцам виртуальных тотализаторов и казино повезло. Сам заместитель министра финансов освободил их от уплаты НДС и налога на прибыль! Чтобы поверить в правдоподобность случившегося, достаточно прочитать письмо, оказавшееся недавно в распоряжении редакции «УНП».

В документе, о котором идет речь, рассказано, какие налоги должна платить компания, организовавшая тотализатор в сети интернет. И из письма Минфина следует, что тем, кто проводит виртуальные азартные игры, можно вообще забыть о каком-либо налоговом бремени. Впрочем, обо всем по порядку.

Игорный бизнес или услуга?

Вопрос о налогообложении виртуальных казино возник не на пустом месте. Дело в том, что налоговики упорно не разрешают таким фирмам платить налог на игорный бизнес. Вместо него их обязывают перечислять НДС и налог на прибыль (например, письмо Управления МНС России по Московской области от 29.04.04 № 07-36/84).

Рассуждают налоговики так. В виртуальных игорных заведениях нет объектов по игорному налогу - столов, автоматов и касс тотализаторов. Получается, что глава 29 НК РФ не регулирует налогообложение интернет-игр. Поэтому фирмы, осуществляющие подобную деятельность, должны платить налоги в общеустановленном порядке.

Контролеров не смущают исключения, которые сделаны в главах 21 и 25 НК РФ для представителей игорного бизнеса. Подпункт 8 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождает от НДС операции по организации тотализаторов и других азартных игр. А пункт 9 статьи 149 НК РФ исключает из расчета налога на прибыль доходы и расходы, которые относятся к игорному бизнесу. Налоговики решили, что интернет-казино к игорному бизнесу не относятся. Поэтому упомянутые нормы не для них.

Бизнес есть, а налогов нет

В Минфине рассуждают иначе. Там согласились лишь с тем, что налог на игорный бизнес платить действительно не нужно. Аргументы следующие.

Игры на деньги в интернете отвечают определению игорного бизнеса, которое дано в статье 364 НК РФ. Одним из объектов налогообложения в пункте 1 статьи 366 НК РФ названа касса тотализатора. Однако под такой кассой понимается «специально оборудованное место , где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате» (ст. 346 НК РФ). А у виртуальных тотализаторов такого места нет. Не говоря уже о столах, игровых автоматах и т. д. Следовательно, данная деятельность вообще не подпадает под действие главы 29 НК РФ и платить игорный налог не нужно.

Затем минфиновцы берутся за анализ понятия «игорный бизнес» в целях НДС и налога на прибыль. И тут пути-дорожки Минфина и ФНС расходятся.

Авторы письма рассуждают так. Что считать игорным бизнесом, ни в главе 21, ни в главе 25 НК РФ не сказано. А раз так, воспользуемся определением из главы 29 «Налог на игорный бизнес». В статье 364 НК РФ сказано, что организации игорного бизнеса извлекают доход «в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари». Никакого исключения для виртуальных игр в этой статье нет. Значит, проведение таких игр - один из видов игорного бизнеса. Поэтому их организаторы вправе не платить НДС (подп. 8 п. 3 ст. 149 НК РФ) и налог на прибыль (п. 9 ст. 149 НК РФ).

Но это еще не все. Применять «упрощенку» интернет-казино тоже не могут. Ведь раз они относятся к игорному бизнесу, то платить налоги по упрощенной системе им запрещает подпункт 9 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

Знал бы прикуп, жил бы в Сочи

Получается, что, заплатив ЕСН и налог на имущество, владельцы виртуальных тотализаторов могут спать спокойно. Тем более что суммы этих налогов вряд ли отяготят фирму - все ее имущество может быть представлено столом в офисе, а все работники - директором и бухгалтером в одном лице.

Такое положение вещей, конечно, огорчает специалистов Минфина. Ведь сегодня количество казино, тотализаторов и других азартных игр в рунете растет в геометрической прогрессии. Поэтому письмо заканчивается назидательным: «Вопрос, касающийся налогообложения указанной деятельности, заслуживает внимания и необходимости его законодательного урегулирования».

Так что налогоплательщику остается ждать, когда нормативные акты будут доработаны. А на данный момент у него есть все основания не платить налоги. Тем более что к этому призывает главное финансовое ведомство страны.

date image
2015-06-04 views image
1333

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Электронные интерактивные игры (далее – ЭИИ) – это одна из разновидностей игорного бизнеса, широко распространенная в настоящее время и соответственно вызывающая пристальное внимание со стороны государства. На данный момент организация и проведение ЭИИ регулируются следующими основными законодательными и нормативными актами:

- Указ Президента РБ от 10.04.2008 № 201 «Об электронных интерактивных играх»;

- Декрет Президента РБ от 10.04.2008 № 6 «Об отдельных вопросах организации и проведения электронных интерактивных игр» и др.

Электронная интерактивная игра – это основанная на риске игра, в которой:

а) игрок делает ставку на предполагаемый исход события, относительно которого неизвестно, наступит ли оно;

б) организатор и игрок не имеют возможности оказывать воздействие на исход события;

в) размер выигрыша зависит от частичного или полного совпадения прогноза игрока с наступившими, документально подтвержденными событиями;

г) процесс приема, регистрации, передачи, обработки, учета, накопления и сохранения информации осуществляется с использованием программных, программно-аппаратных и аппаратных средств.

Организатором электронной интерактивной игры может быть государственное юридическое лицо, республиканское государственно-общественное объединение или иное юридическое лицо, решения которого может определять государственное юридическое лицо либо республиканское государственно-общественное объединение, владея не менее чем 2/3 акций (долей в уставных фондах), имеющее специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр, осуществляющее организацию и проведение электронной интерактивной игры.

Организаторы ЭИИ ведут раздельный учет доходов и расходов по каждой проводимой игре. При осуществлении иных видов деятельности организаторы обязаны вести раздельный учет доходов и расходов и уплачивать по этим видам деятельности налоги, сборы (пошлины) и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством.

Целевым назначением на развитие физкультуры и спорта, в т.ч. олимпийского и паралимпийского движений, здравоохранения, образования, охрану исторических и культурных ценностей, а также на иные цели, определяемые Президентом РБ, направляются:

- организаторами, являющимися государственными юридическими лицами или республиканскими государственно-общественными объединениями, – не менее 2/3 чистой прибыли, полученной от организации и проведения таких игр;

- государственными юридическими лицами и республиканскими государственно-общественными объединениями, являющимися учредителями (участниками) организаторов, - дивиденды (в полном объеме) после их налогообложения в соответствии с законодательством, выплаченные организаторами при распределении прибыли, полученной от организации и проведения таких игр.

При этом организаторы обязаны ежеквартально выплачивать дивиденды своим учредителям (участникам).

Организаторы и их учредители (участники) ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Минфин РБ отчет о направлении части чистой прибыли и дивидендов на вышеуказанные цели.

Выигрышный фонд ЭИИ:

а) не является доходом организатора и не может быть использован на другие цели, кроме выплаты выигрышей игрокам;

б) формируется в размере не менее 50 и не более 70 % от выручки;

Плательщиками налога на доходы от проведения ЭИИ признаются юридические лица – организаторы ЭИИ. Объектом налогообложения являются доходы, полученные от проведения ЭИИ. Налоговая база определяется как разница между суммой доходов от проведения ЭИИ и суммой сформированного выигрышного фонда. Ставка налога на доходы от проведения ЭИИ устанавливается в размере 8 %. Сумма налога на доходы от проведения ЭИИ, подлежащая уплате в бюджет, определяется как произведение налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной за этот налоговый период.




За регистрацию электронной интерактивной игры взимается государственная пошлина (30 б.в. за выдачу свидетельства о регистрации ЭИИ).

Налоговым периодом является календарный месяц. Плательщики представляют налоговым органам по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога на доходы производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

7Сбор за осуществление ремесленной деятельности

Плательщиками сбора за осуществление ремесленной деятельности являются физические лица, осуществляющие ремесленную деятельность.

Плательщики в части доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, освобождаются от подоходного налога с физических лиц и единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

При декларировании физическими лицами доходов, имущества и указании в качестве доходов, за счет которых были произведены расходы, доходов, полученных от осуществления ремесленной деятельности, в декларации отражаются фактически полученные доходы. При декларировании указанных доходов в размерах, превышающих стократный размер сбора за осуществление ремесленной деятельности в календарном году, доплачивается сбор в размере 10 % от суммы такого превышения. Доплата производится в месячный срок со дня вручения физическому лицу налогового извещения.

Объектом налогообложения признается осуществление видов ремесленной деятельности, определяемых Президентом РБ.

Ставка сбора устанавливается в размере 1 б.в. в календарный год, определяемой на момент его уплаты (вне зависимости от количества осуществляемых видов этой деятельности).

Налоговым периодом сбора за осуществление ремесленной деятельности признается календарный год. Уплата сбора производится до начала осуществления ремесленной деятельности.

Уплата сбора за осуществление ремесленной деятельности за каждый последующий календарный год производится не позднее 28-го числа последнего месяца текущего календарного года, в котором ремесленная деятельность осуществляется.


Продолжаем серию заметок о налогах при монетизации мобильных приложений на зарубежных площадках.

В прошлой статье Налоги на доходы от продажи приложений в Apple iTunes мы кратко изложили алгоритм расчета налогов при получении дохода в iTunes Apple. Теперь предлагаем обсудить налоги с продаж приложений Google Play и рекламы Google AdSense.

Руководствоваться будем следующими договорами с Гугл, которые есть в официальном русском переводе на сайте корпорации:

1) Налоги автора-разработчика приложения


Как и в прошлый раз, начнем с самого интересного – автора-одиночки, получающего доход от результатов своей творческой деятельности.

Действующее законодательство не требует регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в случае получения гражданином доходов от использования собственных произведений. Программы для ЭВМ защищаются авторским правом в качестве литературных произведений. Отсюда вывод: любые способы использования программного обеспечения, приносящие автору доход, не подпадают под определение предпринимательской деятельности.

Но при этом есть существенный нюанс: под «использованием» ПО мы понимаем распоряжение правами на него с точки зрения авторского права. Другими словами получение автором дохода по лицензионному договору на программное обеспечение не связано с осуществлением предпринимательской деятельности.

В результате по завершении финансового года автору достаточно подать декларацию о доходах, где указать поступления от продажи своих приложений в Google Play и заплатить с них 13% НДФЛ. При этом автору не важно где и как Гугл платит налоги с таких доходов и какие комиссионные при этом удерживает.

Следует помнить, что рассмотренный вариант действует только при продаже собственного программного обеспечения. Иными словами автор, при необходимости, должен подтвердить исключительные права на такое ПО.

Самым простым способом подтверждения является государственная регистрация программ для ЭВМ в Роспатенте. По результатам регистрации выдается Свидетельство, в котором четко указан правообладатель и автор. В рассматриваемом случае они должны совпадать на 100%. Пока не доказано иное лицо, указанное в Свидетельстве, будет считаться автором и правообладателем программы.

Другие варианты систематического извлечения дохода на базе применения ПО могут быть отнесены к предпринимательской деятельности. Что сюда относится? Например, показ объявлений Google AdSense в приложении может рассматриваться как оказание рекламных услуг. При таком способе монетизации приложений мы рекомендуем автору зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и выводить доход от Google AdSense на банковский счет ИП со всеми вытекающими налоговыми обязанностями.

2) Налоги разработчиков приложений в форме ИП и организаций

Налог на прибыль и доход по УСН


Вопрос о налогообложении доходов от продажи приложений подробно изложен в предыдущем материале о выводе денег с Apple iTunes. Поэтому не будем повторяться.

В отношении рекламного дохода по программе Google AdSense подход следующий: доходом считаются только поступившие на ваш счет денежные средства, поскольку Гугл выступает в качестве заказчика рекламных услуг.

Иными словами в рассматриваемом случае применяется не агентская схема работы с конечными потребителями, а субподряд. Гугл покупает и перепродает рекламные услуги от своего лица. Поэтому маржа Гугл не увеличивает сумму дохода разработчика в отличие от продажи приложений через площадку Google Play по агентской схеме.

НДС с реализации приложений и агентских услуг


Как вы помните, с 01 января 2017 г. в Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ) введено понятие «услуг в электронной форме» и установлена обязанность уплачивать с их стоимости НДС, который принято называть «налог на Гугл».

В предыдущей статье о налогах с доходов от Apple мы подробно обсудили, какие виды услуг подпадают под НДС по новому закону.

Однако разработчики продолжают задавать вопросы по обоснованности удержания зарубежными сервисными компаниями, включая Гугл, НДС с сумм реализации российским потребителям.

Вернемся к определению услуг в электронной форме:


Смотрим п.2 ст.174.2 НК РФ:


Вывод: данное условие должно применяться исключительно в случае, когда иностранная организация предоставляет права на ПО от своего имени. Если в случае с Apple еще можно с натяжкой согласиться с выполнением данных условий, то по договору с Гугл, на наш взгляд, они отсутствуют.

Поясним, что Apple действует по договору с разработчиком в качестве комиссионера. Поэтому договоры с конечным пользователем заключаются от имени Apple. Гугл, напротив, позиционирует себя в отношениях с конечными пользователями в качестве агента разработчика, который заключает сделки от имени разработчика.

Смотрим раздел 2 Условий использования Google Play:

Продажи напрямую, через посредника и через приложения. Приобретая Контент в Google Play, вы покупаете его:

a) напрямую у компании Google (далее – Прямая продажа);
б) у поставщика Контента (далее – Поставщик), в отношении которого Google выступает как Посредник (далее – Продажа через посредника);
в) у Поставщика приложения в случае покупки через приложение Android (далее – Продажа через приложение).
При каждой покупке Контента вы заключаете отдельный договор купли-продажи:
г) на основе Условий (если это применимо) с компанией Google Commerce Limited (в случае Прямой продажи);
д) на основе Условий (если это применимо) с Поставщиком приобретенного Контента (в случае Продажи через посредника);
е) с Поставщиком приобретенного Контента (в случае Продажи через приложение).
Такой отдельный договор, предусмотренный подпунктом (д) или (е) выше, дополняет договор с компанией Google Inc. об использовании Службы (то есть настоящие Условия использования Google Play).

Определенные затруднения у разработчиков вызывает толкование положений пункта 3.4. Соглашения Google Play о распространении программных продуктов. Последние прямо касаются условий уплаты Гугл НДС за разработчика.


Однако мы е рассматриваем данные условия в качестве отдельного договора о перепродаже ПО через Гугл, поскольку в совокупности с другими положениями цитируемого Соглашения и Условий использования Google Play сохраняется условие о выплате комиссионного вознаграждения и заключении договора с конечным пользователем от лица разработчика.

Дополнительно, обратим внимание на второй существенный момент. Вознаграждение по лицензионному договору на программное обеспечение освобождается от российского НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ. Данные положения в равной мере распространяются на иностранные организации. Смотрите, например, по данному вопросу Письмо Минфина от 03.04.2017 г. N 03-07-08/19407.

Налоговые последствия разночтений для разработчиков.


Часто задают вопросы, не создают ли такие положения дополнительные риски по НДС для российских разработчиков. Как быть, если Гугл не платит НДС в России или платит его не обоснованно? Не должен ли в таком случае разработчик как налоговый агент повторно уплачивать НДС?

Думаю, что такие риски отсутствуют по следующим причинам:

  1. Налогоплательщиком НДС по договорам с физическими лицами в рассматриваемом случае считается иностранная организация (см. ст.174.2 НК РФ);
  2. Дополнительно можно сослаться на то, что реализуются права по лицензионному договору на ПО, которые освобождены от НДС (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ).
  3. Разработчики на УСН в принципе не уплачивают НДС, а обязанности налогового агента здесь отсутствуют.


Если выполнение первого условия от вас не зависит, то второе вполне по силам каждому разработчику. Чтобы снизить риски привлечения к налоговой ответственности за неуплату НДС с реализации приложений российским пользователям разработчикам на ОСН, достаточно представить при загрузке ПО собственное Лицензионное соглашение с конечным пользователем (EULA), которое учитывает нюансы освобождения от НДС программных приложений. При желании условия EULA можно распространить и на онлайн-сервисы. Как это сделать грамотно, предмет отдельной статьи.

НДС с суммы вознаграждения Гугл по договору с разработчиком.


Здесь нет отличий от оплаты услуг Apple. В рассматриваемом кейсе Гугл однозначно оказывает российскому разработчику услуги в электронной форме с местом реализации в России. Поэтому разработчик как налоговый агент обязан удержать и уплатить НДС с суммы агентского вознаграждения Гугул.

НДС с реализации рекламных услуг


В данном вопросе все достаточно просто и однозначно. Смотрим раздел 6 Условий использования Google AdSense:


По ст.148 НК РФ место реализации рекламных услуг определяется по месту нахождения покупателя. Покупателем рекламных услуг выступает Гугл. Следовательно, место реализации на территории России отсутствует. Поэтому российский НДС на вознаграждение разработчика за размещение рекламы Гугл в приложениях не начисляется.

При этом если разработчик применяет УСН, то у него в принципе отсутствует обязанность по уплате НДС со стоимости своих услуг.

Если у вас возникли вопросы, пишите комментарии.

Орг-ция и проведение лотереи осущ-ся на тер. РБ только гос. ЮЛм, получившим лицензию на лотер. деят-ть, выдаваемую Минфином.

Плательщики – орг-ции, являющиеся организаторами лотерей.

При осущ-нии видов деят-ти, не относ-ся к орг-ции и проведению лотерей, плательщики обязаны вести раздельный учет дох. (расх) и уплачивать по этим видам деят-ти налоги, сборы.

Объект: дох., получ-ные от орг-ции и проведения лотерей.

Налоговая базаопред-ся как разница м/у суммой дох., полученных от орг-ции и проведения лотерей, и суммой начисленного призового фонда. Приз. фонд формир-ся в размере 45-50% от общего V-ма реал-ции лотер-х билетов. Приз. фонд не явл. доходом плат-ка налога и используется исключ-но для выплат выигрышей.

Налоговым периодом признается календарный мес.

Сумма налога опред-ся как произвед-е налог. базы и ставки налога.

Плат-ки предст-ют декл-цию не п.20 ч. мес., след за истекшим налог. периодом.

Уплата н-га производ-ся не п.22 ч. мес., след за истекшим налог. периодом.

Суммы выигрышей, не востребованные в течение 6 месяцев со дня розыгрыша призов фонда зачисляются в соответствующий бюджет и используется на цели лотерей.

Плательщикиналога на дох. по средствам, полученным от орг-ции лотер. процесса,не уплачивают: НДС (за искл. НДС, взимаемого при ввозе товаров на тамож. тер. РБ), НПриб.

Проведение электронных интерактивных игр

Плательщики: орг-ции, являющиеся организаторами электр-х интерактивных игр.

Освобождаются от: - НДС (за искл. НДС, взимаемого при ввозе тов на тамож. тер. РБ); - НПриб.

Объектом н/о признаются дох., полученные от проведения электр-х интерактивных игр.

Налог. база опред-ся как разница м/у суммой дох, полученных от проведения электр-х игр, и суммой сформированного выигрышного фонда. Не учитыв-ся собствен-е ср-ва плат-ков, направляемые ими на увеличение выигрышного фонда.

Налоговым периодом признается календ. мес.

Сумма н-га исчисл-ся как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налог. декл-ция представл-ся в налог. орган не п. 20 ч. мес., след. за истекшим налог. периодом. Уплата налога произв-ся не п.22 ч. мес., след. за истекшим налоговым периодом.

31. Особенности налогообложения в свободных экономических зонах.(Глава 42 НК РБ, с. 326-327)

Резиденты СЭЗ исчисляют и уплачивают в порядке, установленном настоящим Кодексом, Таможенным кодексом РБ, законами РБ и (или) актами Президента РБ:

налог на прибыль по ставке не более, чем 12% (=50% от ставки н-га на прибыль без льгот);

НДС; акцизы; н-г на недвижимость; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; земельный налог; государственную пошлину; патентные пошлины; оффшорный сбор; гербовый сбор; сбор при ввозе на территорию РБ озоноразрушающих веществ; таможенные пошлины; таможенные сборы; местные налоги и сборы;

Резиденты СЭЗ выполняют обязанности налоговых агентов.

Прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. Отсчет этого пятилетнего периода производится с первого месяца (включительно), в котором возникла валовая прибыль, включающая прибыль от реал-ции товаров (работ, услуг), за исключением ранее приобретенных товаров. При этом месяцем, с которого производится отсчет пятилетнего периода, не может быть месяц регистрации организации в качестве резидента СЭЗ.

Организация, к которой в рез-те реорганизации резидента СЭЗ перешел статус резидента СЭЗ, вправе применять освобождение от налога на прибыль, с даты реорганизации на срок, равный периоду, оставшемуся у реорганизованного резидента СЭЗ до истечения пяти лет с даты объявления им прибыли.

Прибыль, освобождаемая от налога на прибыль за налоговый период, в котором истекает пятилетний период, не может превышать валовую прибыль, исчисленную нарастающим итогом по отчетный период включительно, являющийся последним в указанном пятилетнем периоде.

Резиденты СЭЗ освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования. Указанное освобождение предоставляется в квартале, если в непосредственно предшествовавшем ему квартале резидентом СЭЗ осуществлялась деятельность, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

НДС, исчисляемый по ставкам 0%, 10%, 20%, 9,09 или 16,67%, 0,5% и 24%, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается резидентами СЭЗ в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории РБ товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, кроме случаев, указанных в пункте 5 статьи 326 настоящего Кодекса.

Суммы налога на добавленную стоимость, высвобождаемые в соответствии с настоящим пунктом, не подлежат обложению налогами (сборами).

32. Налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств, коллегий адвокатов, Нацбанка РБ и его структурных подразделений.(Глава 43, ст. 328-330 НК РБ)

Крестьянские (фермерские) хозяйства (КХ) в течение трех лет со дня их гос. регистрации в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных настоящим Кодексом.

КХ не освобождаются от таможенных платежей, а также от обязанностей налоговых агентов, в том числе от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

Коллегии адвокатовосвобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных Налоговым Кодексом, но они не освобождаются от таможенных платежей, местных налогов и сборов, а также от обязанностей налоговых агентов, в том числе от обязанности удерживать при выплате заработной платы и иных доходов с начисляемых (перечисляемых) сумм налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Нацбанк РБ и его структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин). НБ РБ и его структурные подразделения не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

33. Налог на услуги(Глава 29, ст. 266-268)

Плательщиками налога на услуги признаются организации и ИП.

Объектомналогообложения налогом на услуги признается оказание плательщиками услуг: рынков, ярмарок, выставок-продаж; гостиниц (кемпингов, мотелей); ресторанов (баров, кафе); дискотек, бильярдных, боулинг-клубов; парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг; с недвижимым имуществом; сотовой подвижной электросвязи абонентам; кабельного телевидения; по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физ. лиц; туристических.

Налоговая база налога на услуги определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги.

Ставки налога на услуги устанавливаются в размере, не превышающем 5%.

Налоговым периодом налога на услуги признается календарный квартал.

Сумма налога на услуги исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога на услуги устанавливается как надбавка к цене реализуемых услуг с учетом налога на добавленную стоимость и исключается из выручки при исчислении налогов, сборов и иных платежей в бюджет или государственные внебюджетные фонды.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, след. за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога на услуги производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

34.Сбор на развитие территорий.(Глава 31 НК РБ, ст.273-276)

Плательщиками сбора на развитие территорий признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения сбором на развитие территорий признается осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

Налоговая база сбора на развитие территорий определяется:

- для организаций – как сумма валовой прибыли (сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов), оставшаяся в их распоряжении после налогообложения;

- для ИП – как сумма дохода (доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, уменьшенные на сумму налогов и сборов, уплачиваемых из выручки), оставшаяся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей.

Ставки сбора на развитие территорий устанавливаются в размере, не превышающем 3%.

Налоговым периодом сбора на развитие территорий признается календарный год.

Отчетным периодомсбора на развитие территорий признается календарный квартал.

Сумма сбора на развитие территорий исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При наличии у организаций – юр. лиц РБ филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, исполнение налоговых обязательств этих организаций по сбору на развитие территорий производится такими обособленными подразделениями.

Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории РБ через постоянные представительства, расположенные на территории РБ, уплачивают сбор на развитие территорий в порядке, установленном на территории административно-территориальной единицы по месту осуществления деятельности.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата сбора на развитие территорий производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Суммы сбора на развитие территорий не включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

35. Налог за владение собаками.(Глава 30, ст. 269-272 НК РБ)

Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица.

Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.

Налоговая база налога за владение собаками определяется как количество собак в возрасте трех месяцев и старше на 1-е число первого месяца налогового периода.

Ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты в холке:

1. до 40 сантиметров - в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

2. от 40 до 70 сантиметров - в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;

3. 70 и более сантиметров, а также если породы собак включены в перечень потенциально опасных пород собак, - в размере не более 1,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода.

Налоговым периодом налога за владение собаками признается календарный квартал.

Сумма налога за владение собаками исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Уплата налога за владение собаками производится плательщиками путем внесения сумм налога ЖЭСам не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а также представляют в налоговый орган по месту постановки на учет инф-цию о перечислении налога за владение собаками в произвольной форме не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.

Суммы налога за владение собаками не включаются индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

36. Сбор с заготовителей. (Глава 33, ст. 281-284 НК РБ)

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и ИП.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5%.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал.

Сумма сбора с заготовителей определяется как произведение налоговой базы и ставки сбора с заготовителей.

Плательщики ежеквартально представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата сбора с заготовителей производится ежеквартально не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы сбора с заготовителей включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

37. Курортный сбор.(Глава 32, ст. 277-280 НК РБ)

Плательщикамикурортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц РБ.

Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.

Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.

Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Сумма курортного сбора исчисляется как произведение налоговой базы и ставки курортного сбора.

Уплата курортного сбора производится плательщиками путем внесения сумм сбора санаторно-курортным или оздоровительным организациям, которые осуществляют прием сумм курортного сбора и их перечисление в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Санаторно-курортные и оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме.

Налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.

Суммы курортного сбора не включаются индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

Читайте также: