Плательщиками таможенных пошлин налогов являются

Опубликовано: 30.04.2024

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения. Имеются в виду те из новаций, которые определяют и регулируют порядок уплаты, а также возврата таможенных платежей. Правовые основы осуществления данных процедур предусмотрены рядом документов.

Первостепенную роль среди них играют действующий с 1 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), который вступил в силу 4 сентября прошлого года.

Кроме того, специалисты в сфере таможенного дела руководствуются положениями ряда международных соглашений, принятых в рамках ЕАЭС, а также нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России. При этом единое таможенное регулирование на территории Союза осуществляется в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС и нормами уже упоминавшегося Кодекса, а также составляющих право Союза международных договоров и актов, которые регулируют таможенные правоотношения хозяйствующих субъектов ЕАЭС.

Как известно, среди прочих в сменивший Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) новый Кодекс были включены и положения, касающиеся администрирования таможенных платежей, которые ранее регулировались международными договорами ЕАЭС. В ходе составления ТК ЕАЭС удалось кодифицировать несколько документов. Например, Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

В Кодексе Союза таможенным платежам посвящен раздел II. Из него следует, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Уточним, что таможенным платежам посвящен и аналогичный раздел Закона № 289-ФЗ. При этом после начала действия данного документа порядок уплаты и возврата таможенных платежей должен был существенно измениться. Однако в полном объеме этого не произошло из-за того, что до сих пор не вступили в силу некоторые положения Закона № 289-ФЗ.

Так, часть 1 статьи 35 этого документа предусматривает, что авансовые платежи, внесение которых оговорено статьей 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы для уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Применить не получается

Из этого следует, что среди прочего авансовые платежи могут быть использованы в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Однако данное положение до сих пор не действует, так как пункт 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, утвержденного Договором о ЕАЭС, предусматривает, что ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

Напомним, что в соответствии с переходными положениями Закона № 289-ФЗ, а именно части 5 статьи 397 Закона, со дня начала применения положений статьи 36 Закона № 289-ФЗ теряют силу положения статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). Кроме того, согласно части 8 статьи 398, положения статей 28, 30, а также частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67-70 Закона № 289-ФЗ будут действовать только со дня вступления в силу соответствующего международного договора Российской Федерации, который предусматривает внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС. Суть данного положения в том, что со дня начала применения статьи 36 нового Федерального закона о возврате авансовых платежей перестанут применяться положения статьи 122 Закона № 311-ФЗ.

Кроме того, согласно части 6 статьи 35 Закона № 289-ФЗ изменился срок представления таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь он составляет 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения такого заявления (но не более чем за три года, предшествующие дню подачи указанного заявления). Ранее этот срок составлял 30 дней. По новым правилам заявление может быть подано на бумажном носителе и в электронном виде. Во втором случае оно должно быть подписано усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направлено через «Личный кабинет участника ВЭД», размещенный на официальном сайте ФТС России.

Здесь следует отметить, что уже издан, но еще не вступил в силу приказ ФТС России от 25.02.2019 № 321 «Об утверждении форм заявления лица, внесшего авансовые платежи, о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, порядка подачи лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка предоставления таможенным органом такого отчета».

Переплаты подлежат возврату

Как известно, статья 36 Закона № 289-ФЗ допускает возврат авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей. Согласно указанной статье заявление на возврат авансовых платежей может быть подано в электронной форме через «Личный кабинет». При этом форму, формат, структуру и порядок подачи заявления определяет ФТС России. После вступления указанной статьи в силу не нужно будет предъявлять платежный документ, подтверждающий внесение авансовых платежей. Кроме того, Закон сократил перечень документов, предъявляемых юридическими лицами для возврата авансовых платежей. В нем четко прописаны случаи, когда возврат авансовых платежей не производится, а также установлены сроки возврата средств (не более 10 рабочих дней).

Вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей посвящена глава 11 Закона № 289-ФЗ. Согласно статье 67 факт излишней уплаты таможенных платежей фиксируется таможенным органом рядом таможенных документов, на которых должны быть отметки уполномоченных должностных лиц таможенного органа. Имеются в виду корректировки декларации на товары (ДТ) и таможенного приходного ордера, а также иных таможенных документов, подтверждающих, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Таким образом, согласно положениям Закона № 289-ФЗ, основанием для возврата излишне уплаченных таможенных платежей будут являться документы, которыми фиксируется факт излишней уплаты. Как уже отмечалось, они обязательно должны иметь соответствующую отметку таможенного органа.

Здесь следует уточнить, что приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727 утвержден Порядок ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства. Однако данный документ вступит в силу не ранее дня начала применения положений статей 36 и 67 Закона № 289-ФЗ, в них речь идет о возврате авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей.

Разберемся с излишками

Далее разберемся с излишне уплаченными и излишне взысканными таможенными платежами. Закон № 289-ФЗ четко определяет, какие платежи относятся к излишне взысканным. Согласно пункту 12 статьи 67 таковыми признаются суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а само взыскание осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Закона № 289-ФЗ. Здесь следует отметить, что ранее само понятие «Излишне взысканные таможенные платежи» имело иную трактовку.

Так, в пункте 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» указано, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. При этом добровольное внесение декларантом изменений в ДТ и перечисление таможенных платежей в соответствии с изменениями, внесенными во исполнение решения таможенного органа, является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.

Из сказанного следует, что после вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ изменится сам подход к пониманию категории излишне взысканных таможенных платежей, а таможенные платежи, уплаченные по решению таможенного органа, не будут считаться излишне взысканными. Подчеркнем, что отнесение таможенных платежей к излишне уплаченным либо излишне взысканным имеет принципиальное значение, поскольку в отношении последних предусмотрена уплата процентов.

Согласно пункту 13 статьи 67 Закона № 289-ФЗ таможенный орган должен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возврата, уведомить плательщика о сумме подлежащих выплате процентов. При этом приказом ФТС России от 07.05.2019 № 766 утверждены формы заявления о выплате процентов и порядка подачи данного заявления. Однако данный документ вступит в силу не ранее даты начала применения статьи 67 Закона № 289-ФЗ.

Что же мы имеем?

Несмотря на то что на данный момент регулирующие положения Закона № 289-ФЗ не вступили в силу, таможенная служба с недавних пор уже применяет централизованный порядок уплаты таможенных платежей. Дело в том, что 13 сентября 2018 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Поэтому с конца сентября 2018 года до конца первого квартала текущего года осуществлялся поэтапный перевод плательщиков на Единые лицевые счета (ЕЛС). Он производился на основании учета места налоговой регистрации плательщика, исходя из идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Чтобы российские физические лица, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица могли использовать ЕЛС, ФТС России издала приказ от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Кроме того, Минфин своим письмом от 19 марта 2019 года разъяснил, что при заполнении ДТ в графу «B» должны быть обязательно внесены код вида платежа, сумма уплаченного таможенного платежа и цифровой код валюты уплаты. В данном документе также указано, что применение централизованного порядка уплаты таможенных платежей не предполагает отражение информации о расходовании денежных средств в разрезе платежных документов. Дело в том, что это не мешает внутреннему учету организации и налоговой отчетности.

Как показала практика, при использовании ЕЛС участники ВЭД столкнулись с рядом неудобств. Так, некоторых не устраивает тот факт, что при просмотре остатков на ЕЛС в «Личном кабинете» больше не отражаются номера платежных поручений. В результате у ряда компаний, по их утверждению, значительно усложнился внутренний учет таможенных платежей. Особенно если они имеют в своем составе несколько филиалов.

В новых условиях таможенные представители не имеют возможности доплачивать за клиента недостающие таможенные платежи. Теперь при возникновении такой нехватки средств они должны вносить всю сумму полностью. Кроме того, к большому сожалению, участники ВЭД больше не могут уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансового платежа.

В этой связи представляет интерес разбор порядка возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств, который применялся до вступления в силу положений Закона № 289-ФЗ. Отметим, что еще до начала его действия упомянутый выше приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 позволял таможенной службе осуществлять возврат участникам ВЭД излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.

Это можно было сделать с помощью информационной системы таможенных органов в форме зачета данных средств в счет авансовых платежей на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки ДТ (КДТ). Однако, к сожалению, сейчас декларанты не могут подавать через «Личный кабинет участника ВЭД» заявление о возврате в электронном виде. По действующим нормам о таком зачете посредством «Личного кабинета» плательщик должен информироваться не позднее одного рабочего дня, следующего за днем зачета излишнее уплаченных (взысканных) таможенных платежей в счет авансовых.

На практике из-за этого иногда возникали некорректные ситуации, когда даже при наличии КДТ зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не удавалось произвести. Чтобы устранить проблему, по данному поводу участнику ВЭД следует обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Что касается возврата плательщикам денежного залога, то в соответствии с пунктом 36 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, данная процедура осуществляется информационной системой таможенных органов в форме зачета в счет авансовых платежей. Это происходит в случаях, установленных ТК ЕАЭС - возврат денежного залога. При этом лицу, внесшему денежный залог, не нужно представлять заявление о таком зачете. Согласно статье 122 Закона № 311-ФЗ для возврата авансовых платежей плательщику необходимо обратиться в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств, с заявлением, заполненным по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (приложение № 1).

Решать комплексно

Из сказанного выше следует, что вопросы применения ЕЛС и возврата излишне уплаченных таможенных платежей сегодня нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством возврат таможенных платежей осуществляется посредством использования Единого лицевого счета после перечисления в счет авансовых платежей. Как показала практика, на сегодня у централизованного порядка уплаты таможенных платежей имеются и преимущества, и недостатки.

Первые, безусловно, заключаются в том, что администрирование таможенных платежей осуществляется посредством ЕЛС, открытого на уровне ФТС России. Кроме того, порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и денежного залога упрощен посредством зачисления этих средств в счет авансовых платежей. Сегодня применяется только одна форма заявления – о возврате авансовых платежей.

После вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ его можно будет подавать через «Личный кабинет участника ВЭД». Законодательство также предусматривает возможность получения через него отчета о расходовании денежных средств и информации о наличии задолженности по уплате таможенных платежей.

Недостатки, которые имеются у нововведений в порядок уплаты и возврата таможенных платежей, в первую очередь связаны со сложностями переходного периода. Убеждены, что многие из них будут устранены, когда в полной мере заработают положения, закрепленные статьями 36 и 67 Закона № 289-ФЗ. В них определен порядок возврата авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей.

Как отмечали, пока сложности с уплатой таможенных платежей посредством ЕЛС возникают и у декларантов, и у таможенных представителей. По нашему твердому мнению, ряд проблем, безусловно, будет решен после вступления в силу тех изменений в Договор о ЕАЭС, которые позволят участникам ВЭД уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей. Исходя из сказанного, посоветуем бизнесу набраться терпения и дождаться того момента, когда Закон № 289-ФЗ вступит в силу в полном объеме, без каких-либо исключений.

Валентина ИОНИЧЕВА, к.э.н., руководитель Информационно-аналитического центра Newved

Оксана КУРОЧКИНА, адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного совета ТПП РФ по таможенной политике,

Людмила ТЕСЁЛКИНА, генеральный директор ООО КА Just Logistics, член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России

Возврат таможенных платежей

Возврат таможенных платежей возможен в двух основных случаях. По заявлению компания может вернуть средства, хранящиеся на принадлежащем ей едином лицевом счете в системе ФТС, если она не планирует использовать их для расчетов с таможней. Второй случай — это возврат излишне уплаченных пошлин, налогов, сборов. Он проводится, если в результате корректировки или после разрешения спорной ситуации их сумма уменьшилась, из-за чего образовалась переплата. Вернуть переплату можно в досудебном и в судебном порядке.

Досудебный порядок возврата таможенных платежей

Процедура возврата в досудебном порядке определена ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Ст. 122. Описывает порядок возврата авансовых платежей. Средства могут быть возвращены в течение трех лет по заявлению, к которому прикладывают платежный документ, подтверждающий их зачисление, копии документов юридического лица.

Ст. 147. Описывает порядок возврата излишне уплаченных платежей. В досудебном порядке он выполняется по заявлению после предоставления документов, которые подтверждают факт оплаты, начисление сборов, пошлин, налогов, факт их излишнего взыскания, а также копии документов юридического лица.

Ст. 148. Устанавливает порядок возвращения уплаченных налогов и пошлин в случаях, когда таможня отказывает в выпуске товаров, происходит отзыв декларации, изменяется таможенная процедура, в ряде иных случаев.

Ст. 149. Определяет порядок возвращения неиспользованного денежного залога (неиспользованного остатка средств на едином лицевом счету компании). Выполняется в течение трех лет по письменному заявлению при условии, что заявитель может представить платежные документы, подтверждающие пополнение счета.

Случаи возврата таможенных платежей в досудебном порядке можно разделить на две большие группы.

Излишне уплаченные таможенные платежи. Их возврат выполняется в несколько этапов. Даже после обнаружения переплаты и уведомления импортера о ней таможня не возвращает средства, так как платеж продолжает считаться таможенным, и средства не принадлежат плательщику. Действовать нужно следующим образом:

  • устанавливают факт переплаты, получая уведомление об этом от таможни или собирая документы, подтверждающие начисление «лишних» сумм;
  • заполняют заявление установленной формы;
  • готовят документы, подтверждающие выполнение платежей в адрес таможни и сам факт переплаты, передают их сотрудникам таможни или направляют заказным письмом с уведомлением;
  • в течение месяца таможня должна представить решение о возврате (возможен или нет);
  • в случае неправомерного отказа средства возвращают в судебном порядке.

Авансовые платежи. Это — средства, перечисленные в счет будущих платежей. Они остаются в собственности плательщика, формально не являются таможенными платежами и возвращаются по упрощенной процедуре. В течение трех лет с даты зачисления средств на единый лицевой счет компании подают заявление на возврат. Таможня обязана в течение 1 месяца рассмотреть его и вернуть средства, перечислив их по указанным заявителем реквизитам. К заявлению прикладывают платежные документы, которые подтверждают зачисление авансовых средств.

В досудебном порядке таможня не возвращает средства, если:

  • сумма составляет меньше 150 рублей;
  • платеж являлся авансовым, и с момента зачисления прошло больше трех лет;
  • заявитель имеет задолженность по другим платежам. В этом случае «излишки» будут направлены на ее оплату.

Если сумма таможенных платежей при растаможке выросла из-за того, что инспектор изменил таможенную стоимость или код ТН ВЭД, у импортера есть три месяца, чтобы оспорить корректировку (в том числе через суд). По истечении этого срока вернуть средства можно только с помощью более долгой и сложной стандартной процедуры возврата (в срок до трех лет). Сотрудники таможенного представителя «СТТ Логистика» рекомендуют начинать оформление возврата сразу после обнаружения переплаты. Наша компания также предлагает услуги по перевозке, доставке сборных грузов, складской логистике и аутсорсингу внешнеэкономической деятельности.

Товары на складе

Возврат таможенных платежей через суд

Возврат в судебном порядке осуществляется, если:

  • отказ таможни возвращать излишне уплаченные таможенные платежи является неправомерным, его можно оспорить;
  • нужно вернуть авансовые платежи, с момента зачисления которых прошло больше трех лет.

В первом случае к исковому заявлению прикладывают документы:

  • подтверждающие начисление и уплату таможенных платежей истцом;
  • устанавливающие основания для выполненного начисления;
  • подтверждающие факт переплаты;
  • платежные документы;
  • решение таможни об отказе в возврате излишне уплаченных средств.

Во втором случае исковое заявление сопровождают документами, подтверждающими выполнение авансового платежа, а также документами, обосновывающими обращение после истечения установленного законом трехлетнего срока давности.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 16 мая 2017 г. N 33а-7808/2017

История рассмотрения дела

Судья: Карсакова Н.Г.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Бутковой Н.А.,

судей Белоногого А.В., Ивановой Ю.В.

при секретаре Г.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2017 года апелляционную жалобу Г.М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года по административному делу N 2а-19549/16 по административному иску Выборгской таможни к Г.М. о взыскании таможенных платежей и пени.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., судебная коллегия

Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Г.М. таможенные платежи и пени в сумме 813630,75 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 03 июля 2014 года Г.М. ввез на территорию таможенного союза транспортное средство - автомобиль года выпуска, который по заявлению владельца был помещен под таможенный режим временного ввоза, предполагающий обязанность владельца вывезти транспортное средство с территории таможенного союза по истечении установленного срока, однако Г.М. свою обязанность не исполнил, а направленное в его адрес требование об уплате задолженности по таможенным платежам не выполнил.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года требования административного иска удовлетворены. С Г.М. в пользу Выборгской таможни взыскана сумма таможенных платежей в размере 702597 руб., пени в размере 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб. Также с Г.М. взыскана государственная пошлина в размере 11336 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель административного истца, административный ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно ч. 2 ст. 150 , ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

03 июля 2014 года Г.М., проживающий в Республике Литва, временно, на срок до 03 октября 2014 года, осуществил ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортного средства , регистрационный номер , года выпуска, объем двигателя 3000 куб. сантиметров, (VIN) , через международный автомобильный пункт пропуска на границе Торфяновка Выборгской таможни.

В связи с невывозом временно ввезенного автомобиля в установленный таможенным органом срок, в адрес Г.М., таможенным органом было направлено требование от 19 апреля 2016 года N 107 об уплате таможенных платежей. Согласно требованию Г.М. подлежит уплатить таможенные платежи в размере 702597 руб., пени, начисленные за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года, в сумме 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза с территории таможенного союза временно ввезенного им транспортного средства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза ( часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом , международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ( статья 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Пунктом 4 статьи 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Согласно части 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Федерального закона.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров ( часть 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования ( часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ( часть 6 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Согласно части 2 статьи 287 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд ( пункт 6 части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации)

Как следует из материалов дела, по результатам проведения таможенного контроля установлен факт не вывоза Г.М. транспортного средства, автомобиля марки - , о чем 11 апреля 2016 года составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10206000/216/110416/А0040. В установленный срок, 19 апреля 2017 года таможенным органом сформировано требование от N 107 об уплате таможенных платежей и направлено в адрес проживания Г.М. Данное требование административным ответчиком оставлено без внимания, в связи с чем, таможенный орган 12 октября 2016 года обратился с настоящим административным иском в Приморский районный суд Санкт-Петербурга, то есть пределах шестимесячного срока. Таким образом, таможенным органом соблюдены порядок и сроки взыскания таможенных платежей.

Таможенный платеж для транспортного средства личного пользования, зарегистрированного на территории иностранных государств, и временно ввезенного физическим лицом, срок нахождения которых на территории таможенного союза превысил 1 год со дня их ввоза исчисляется по единым ставкам, установленным в пунктах 10 и 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению.

Пунктом 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которого составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров установлена ставка в размере 5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

В силу частей 2 , 10 статьи 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Проверив расчет таможенного платежа, начисленного в размере 702597 руб., пени, начисленных за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года в размере 111033,75 руб., судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные таможенные ставки, осуществлен арифметически верный расчет взыскиваемых платежей и пени, который в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспорен.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правомерно удовлетворил требования административного иска.

В апелляционной жалобе Г.М. указал, что таможенным органом был продлен срок временного ввоза до 29 октября 2014 года. 17 октября 2014 года в связи с неисправной электропроводкой автомобиль сгорел, не пригоден к эксплуатации. О данном происшествии он письменно уведомлял таможенный орган. По мнению административного ответчика, требование административного истца об уплате таможенного платежа за данный автомобиль необоснованно, так как автомобиль безвозвратно утрачен и в данном конкретном случае подлежит применению положения пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно ч. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80 и пункта 2 статьи 283 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании факта аварии, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) может свидетельствовать невозможность проведения ремонта поврежденного имущества либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии либо равенство этих стоимостей.

Из пояснений административного истца, поступивших в Санкт-Петербургский городской суд во исполнение запроса следует, что Г.М. не обращался в Выборгскую таможню по факту аварии, происшедшей с его автомобилем , а также что срок временного ввоза транспортного средства не продлевался.

Г.М. не представлено доказательств факта аварии и безвозвратной утраты автомобиля, а также сведений о продлении срока временного ввоза автомобиля ни в суд первой ни апелляционной инстанции. Кроме того, факт уведомления административным ответчиком таможенного органа о происшедшей аварии, признания таможенными органами факта аварии также не имеют подтверждения, в связи с чем, изложенные в апелляционной жалобе доводы признаются судебной коллегией несостоятельными.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального и процессуального права, и подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.




Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности "Экономист-менеджер". Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.

Виды таможенных платежей

В статье 70 ТК ТС расписаны платежи, которые законом отнесены к таможенным:

  1. НДС, который начисляется при ввозе товаров на территорию таможенного союза – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза (в апреле 2017 года в состав стран-участниц таможенного союза входят: Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия).
  2. Акциз (акцизы), начисленный по тем же причинам, что и НДС – это разновидность налога, который начисляется на товар импортируемый (ввозимый) на территорию стран таможенного союза.
  3. Ввозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при ввозе товаров на территории России.
  4. Вывозная таможенная пошлина – это платежи, которые выплачиваются при вывозе товаров из страны.
  5. Таможенные сборы (например: сбор за таможенное оформление, сбор за хранение товаров, сбор за таможенное сопровождение товаров).

Таким образом, при использовании термина «таможенный платеж» могут подразумевать каждый из перечисленных видов. Это основной перечень платежей, однако на практике встречаются выплаты к казну государства, связанные с перевозом товаров через границу, которые не прописаны в ТК ТС. Такие платежи можно отнести к сопутствующим таможенным платежам. К ним относятся: оплата консультаций, сбор за лицензию, оплата за участие в таможенных аукционах и т.д.

Большую долю в бюджете государства любой страны являются оплаты ввозной и вывозной таможенных пошлин, а так же НДС и акциза на импорт (ввоз) товаров через границу страны. Соответственно, можно сделать вывод, что эти платежи будут основной составляющей расходной части, в результате перевоза товара через границу. В результате чего, судебная практика распространена среди неуплаты (или уклонения от уплаты) этих таможенных платежей.

Порядок уплаты таможенных платежей

В остальных случаях заполнения декларации обязательно. В случае, когда товар завозится на территорию страны, ввозные пошлины оплачивает импортер – сторона, которая привезла этот товар в Россию. Когда товар, напротив, вывозится из страны, то вывозные пошлины оплачивает стороны, которая вывозят товар.

При ввозе товаров на территорию таможенного союза, начисленные таможенные пошлины подлежат перечислению на единый счет уполномоченного органа той страны, в которой пользу которой он начисляется. После чего общая сумма ввозных таможенных пошлин распределяется между государствами-участниками таможенного союза в пропорциях, установленных договорными соглашениями. На сегодняшний день пропорции таковы:

  • Республика Казахстан – 7,33%;
  • Республика Беларусь – 4,70%;
  • Российская Федерация – 87,97%.

Если речь идет о временном ввозе товара на территорию РФ, то в этом случает ввозную таможенную пошлину платить не надо. В некоторых случаях импортер уплачивает этот вид платежа, но при дальнейшем вывозе товара с территории России, эта пошлина возвращается. Так же освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин товары российского производства, которые ранее были вывезены с территории страны и по каким-либо обстоятельствам возвращаются обратно, без изменения качественных характеристик товара.

Но для физических лиц существуют возможность наличного расчета в кассу таможенного органа.

Примечательным аспектом является возможность запроса у таможенных органов отчета о расходовании авансовых отчетов. Отчет предоставляется в письменной форме. Но оплата авансов по таможенным платежам – это редкость, потому что очень часто платежи списываются в Федеральный бюджет в составе прочих доходов. Чаще всего это происходит в случаях, когда таможенными органами признается окончание периода «хранения» платежа на своих счетах, хоть законом и не предусмотрены сроки для авансовых платежей. При расчете суммы таможенного платежа декларант стакивается с тремя видами ставок:

  • адвалорная – это ставка, установленная в виде процента от таможенной стоимости товара;
  • специфическая – это ставка, установленная в виде фиксированной суммы за единицу измерения товара (литр, килограмм и т.д.);
  • комбинированная – это ставка, объединяющая в себе характеристика адвалорной и специфической ставок.

Структура таможенных платежей

Структура этого вида пошлин за анализируемый период имеет следующий вид:

  • ввозная таможенная пошлина – 0,1 млрд. рублей;
  • вывозная таможенная пошлина – 1 609,30 млрд. рублей;
  • таможенный сбор – 13,8 млрд. рублей;
  • НДС – 1 545,90 млрд. рублей;
  • акциз – 45,90 млрд. рублей;
  • прочие таможенные платежи – 3,50 млрд. рублей.

В данной ситуации следует помнить, что ввозная таможенная пошлина распределяется в виде долей между странами-учасниками таможенного союза.

Ответственность за неоплату таможенных платежей

Неуплата таможенных платежей предусматривает административную и уголовную ответственность.

  • На граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей.
  • На должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
  • На юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
  • Стоит отметить, что уголовную ответственность при неуплате таможенных платежей возникает только в том случае, если сумма задолженности превышает один миллион рублей.
  • Если эта сумма более трех миллионов рублей уклонение от уплаты таможенных платежей признается в особо крупных размерах. Наказание в этих случаях назначается от штрафа в размере от 100 000,00 до 500 000,00 рублей, до лишения свободы на срок до двух лет.
  • В случае незаконного перемещения товара через границу таможенного союза существует практика принудительного начисления всех, полагающихся, помаженных платежей с указанием виновного лица, которое будет уплачивать их.

Обязанность по оплате начисленной пошлины, в этом случае, признается лица осуществлявшее незаконное перемещение товара.

Все о таможенных платежах

Законодательство ТС различает следующие виды таможенных платежей:

- ввозную таможенную пошлину;
- вывозную таможенную пошлину;
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- таможенные сборы.

Таможенные сборы – обязательные таможенные платежи, которые взимаются таможенными органами за предоставляемые услуги по выпуску, хранению и сопровождению товаров. Соответственно по предоставляемым услугам, таможенные сборы делятся на:

- таможенные сборы за таможенные операции, связанные с выпуском товаров;
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение.

ТС делегирует национальным законодательствам регулирование следующих вопросов по таможенным сборам: установление видов, ставок, плательщиков, сроков уплаты, порядок исчисления, порядок уплаты, порядок возврата, освобождение от уплаты.

На территории РФ таможенные сборы исчисляются в рублях. Уплачиваются они на счет Федерального казначейства. Исключение составляют таможенные сборы за товары для личного пользования , которые могут оплачиваться в кассе таможенного органа . Пересчет иностранной валюты на рубли осуществляется по курсу ЦБ РФ, действующему на момент регистрации декларации таможенным органом.

Таможенные сборы исчисляются:

- непосредственно плательщиками;
- таможенными органами в случае выставления требований по уплате таможенных платежей;
- таможенными органами в отношении товаров, ввозимых для личного пользования.

После регистрации декларации в случае ее корректировки пересчет таможенных сборов не производится.

Таможенные сборы за таможенные операции уплачивает декларант или лицо, на которое возложена эта обязанность. Они уплачиваются одновременно с подачей декларации. Размер таможенного сбора за таможенные операции не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор, и не может превышать 100000 руб.

В ст. 131 ФЗ "О таможенном регулировании Российской Федерации" указан перечень товаров, которые освобождены от уплаты таможенных сборов.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение также уплачивает декларант или лицо, на которое возложена эта обязанность. Этот сбор уплачивается до начала самого сопровождения. Размер сбора зависит от количества сопровождаемых транспортных средств и расстояния. За каждое транспортное средство или единицу железнодорожного подвижного состава таможенный сбор равен:

- 2000 руб. при расстоянии до 50 км включительно;
- 3000 руб. при расстоянии от 51 до 100 км включительно;
- 4000 руб. при расстоянии от 101 до 200 км включительно;
- 1000 руб. за каждые 100 км при расстоянии сопровождения на 201 и более км (но сумма таможенного сбора должна быть не менее 6000 руб.);

За сопровождение единицы воздушного или водного транспорта таможенный сбор равен 20000 руб. независимо от расстояния.

Таможенный сбор за хранение уплачивает лицо, поместившее товар на СВХ таможенного органа. Данный сбор уплачивается до начала выдачи товара. Таможенный сбор за хранение составляет 1 руб. с каждых 100 кг веса за 1 день хранения. Если товар хранится в специально оборудованном помещении, то таможенный сбор составляет 2 руб. со 100 кг веса за 1 день хранения. При этом каждый неполный день приравнивается к полному дню, каждые неполные 100 кг – к полным. Таможенный сбор за хранение не взимается с товаров, помещенных на хранение таможенными органами. Правительство РФ имеет право определять иные случаи освобождения от уплаты таможенных сборов.

Авансовые платежи – денежные средства, внесенные в счет оплаты таможенных сборов, ввозных таможенных пошлин, налогов, которые предстоят, и назначение этих средств конкретно не определено плательщиком. Уплачиваются на счет Федерального казначейства. Авансовый платеж остается имуществом плательщика до его распоряжения либо до предоставления таможенным органом взыскания на этот платеж.

Плательщик имеет право требовать от таможенного органа отчет о расходовании авансовых платежей. Основанием для отчета является письменное заявление плательщика. Этот отчет предоставляется таможенным органом в течение 30 дней со дня получения заявления. Имеет утвержденную форму и должен содержать следующие сведения (за отчетный период):

- о суммах авансовых платежей, которые поступили на счет;
- о суммах авансовых платежей, которые были израсходованы. В случае проведения взыскания таможенных пошлин, налогов за счет авансовых платежей также предоставляются реквизиты документов, на основании которых проводилось взыскание;
- о суммах возвращенных авансовых платежей с указанием реквизитов заявлений и решений о возврате.

В случае несогласия плательщика с результатами отчета он имеет право на проведение, совместно с таможенным органом, выверки расходования авансовых платежей. Результаты проведенной выверки оформляются актом, который подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и плательщиком. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается плательщику.

Плательщик (или его правопреемник) имеет право на возврат авансового платежа. Основанием для этого является письменное заявление плательщика (правопреемника), поданное до истечения 3 лет со дня последнего распоряжения об использовании авансового платежа, либо со дня внесения авансового платежа на счет при отсутствии распоряжений об использовании. В случае истечения 3 лет авансовые платежи возврату не подлежат.

К заявлению о возврате обязательно предоставляются документы (ниже), перечень которых для физических лиц, физических лиц - индивидуальных предпринимателей, российских юридических лиц и иностранных юридических лиц отличается. Документы или их копии, кроме платежных, предоставляемых физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или российскими юридическими лицами должны быть заверены нотариально, либо таможенными органами при предоставлении оригинала документа. Документы или их копии, кроме платежных, предоставляемых иностранными юридическими лицами, должны быть заверены только нотариально.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению физического лица:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия паспорта гражданина РФ или иного документа, который может являться, в соответствии с законодательством РФ, удостоверением личности;
- в случае подачи заявления наследником – копия документа, подтверждающего право наследника на авансовый платеж;

Перечень документов, прилагаемых к заявлению физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- копия паспорта гражданина РФ.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению российского юридического лица:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление;
- образец подписи лица, подписавшего заявление;
- в случае подачи заявления правопреемником – копия документа, подтверждающего правопреемство.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению иностранного юридического лица:

- платежные документы, подтверждающие перечисление авансового платежа;
- копия документа, подтверждающего статус юридического лица по законодательству страны, где создано это лицо, с переводом на русский язык;
- копия документа, подтверждающего статус лица, подавшего заявление, с переводом на русский язык;
- образец подписи лица, подписавшего заявление.

Заявление о возврате подается в таможенный орган, который ведет администрирование данных авансовых платежей. В случае, если перечисленные документы подавались в таможенный орган ранее, то лицо имеет право не предоставлять эти документы повторно, а сообщить только данные о предоставлении этих документов и об отсутствии изменений в документах. Исключением из этого правила являются платежные документы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) уплачивается декларантом или иным лицом, которое, в соответствии с нормами законодательства ТС и РФ, имеет такое право, с товаров, которые ввозятся на территорию РФ.

Основой для исчисления НДС является сумма таможенной стоимости товара, таможенной пошлины и акцизов, подлежащих уплате. Акцизы и таможенные пошлины могут не приниматься за основу для исчисления НДС, в случае освобождения товаров от уплаты акцизов и таможенных пошлин.

Стандартная ставка НДС составляет 18%, в соответствии с п.3 ст.164 НК РФ. Но в соответствии с нормами законодательства РФ , она может составлять также 10% или 0%. К товарам, ставка НДС в отношении которых составляет 10%, законодательство РФ относит:

- продовольственные товары;
- товары для детей;
- периодические печатные издания;
- книжная продукция, связанная с наукой, культурой и образованием;
- лекарственные средства;
- изделия медицинского назначения.

Нулевую ставку НДС (освобождены от уплаты) применяют для товаров, вывезенных по таможенной процедуре экспорта, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Налогового Кодекса. Дополнительно, не облагаются НДС услуги международных перевозок, работы и услуги по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, товары (работы, услуги) в области космической деятельности и ряда других. Полный перечень приведен в п.1 ст.164.

НДС уплачивается до предоставления или одновременно с предоставлением декларации. Уплата производится:

- в таможенный орган, который проводит оформление товара;
- в государственное предприятие связи при пересылке товара в международных почтовых отправлениях ;
- на счет ГК РФ при наличии письменного разрешения.

Уплата производится деньгами или по безналичному расчету в рублях или, по согласию таможенного органа, в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ.

По уплате НДС может быть предоставлена рассрочка или отсрочка (далее отсрочка) на срок до 1 года. Отсрочка на срок от 1 года до 3 лет предоставляется по решению Правительства РФ, а от 3 до 5 лет – министра финансов РФ. Для получения отсрочки заинтересованное лицо подает в соответствующий орган заявление с указанием достаточных оснований для предоставления отсрочки и с приложением соответствующих документов. Перечень условий, которые относятся к достаточным основаниям, и документов, обязательных к приложению, указан в ст. 64 НК РФ.

Акциз – федеральный налог, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.

1) спирт этиловый;
2) спиртосодержащая продукция (объемная доля этилового спирта более 9%);
3) алкогольная продукция (объемная доля спирта более 1,5%);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) автомобили легковые;
7) мотоциклы (мощность двигателя свыше 112,5 кВт или 150 л.с.);
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла.

Исключением из этих групп являются товары, которые не подлежат акцизу:

- коньячные спирты (группа №1);
- лекарственные, лечебно-профилактические и диагностические средства, соответствующие требованиям законодательства РФ (группа №2);
- парфюмерно-косметическая продукция, в емкостях до 100 мл включительно и с объемной долей этилового спирта до 80% включительно (группа №2);
- парфюмерно-косметическая продукция, в емкостях до 100 мл включительно и объемной долей этилового спирта 90% включительно при наличии пульверизатора (группа №2);
- отходы, образовавшиеся при производстве этилового спирта, которые подлежат дальнейшей переработке или использованию для технических целей и соответствуют требованиям нормативной документации (группа №2).

За уплату акциза ответственность несет декларант, а при декларировании товара таможенным представителем декларант несет солидарную ответственность с таможенным представителем.

В отношении подакцизных товаров могут устанавливаться следующие виды налоговых ставок:

- адвалорные – устанавливаются в процентах относительно таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические (или твердые) – устанавливаются в зависимости от физических характеристик товара в натуральном выражении (объем, масса, количество);
- комбинированные – сочетают адвалорные и специфические.

Соответственно для исчисления акциза каждый вид ставок имеет свою отличительную налоговую базу. Налоговая база определяется отдельно по каждой партии ввозимых подакцизных товаров.

Нормы ТК ТС предусматривают возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей.

К таким льготам относятся:

- тарифные преференции;
- тарифные льготы;
- льготы по уплате налогов;
- льготы по уплате таможенных сборов.

Также предоставление льгот при уплате таможенных платежей регулируется нормами международных договоров и законодательства стран – участниц ТС.

Согласно Протоколу от 12.12.2008 «О предоставлении тарифных льгот» применение тарифных льгот, предоставляемых в отношении товаров, ввозимых на территорию ТС, не зависит от их страны – происхождения . По Соглашению от 25.01.2008 «О едином таможенно – тарифном регулировании» тарифные льготы применятся в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. В п.3, ст. 80 ТК ТС указан перечень действий с товарами, при которых таможенные пошлины не уплачиваются. Согласно п.3, ст.5 Соглашения тарифные льготы могут быть предоставлены в отношении следующих товаров:

- которые ввозятся под соответствующим контролем при соблюдении соответствующего таможенного режима;
- которые ввозятся в качестве вклада в уставной (складочный) капитал иностранным учредителем в соответствии с требованиями законодательства;
- которые ввозятся в рамках международного сотрудничества стран-участниц ТС в космической отрасли или в рамках соглашений об услугах по запуску космических аппаратов. По этой группе товаров Комиссия ТС ведет перечень.

В ст. 6 Соглашения указан перечень товаров, которые освобождаются от уплаты таможенной пошлины при их ввозе на таможенную территорию ТС из третьих стран.

Тарифные преференции – преимущества, предоставляемые товарам при их ввозе в целях расширения торговли между странами. Тарифные преференции (далее преференции) предоставляются на основании Протокола от 12.12.2008 «О единой системе тарифных преференций таможенного союза» . Согласно Протоколу преференции могут быть предоставлены странам, которые Всемирный банк не относит к странам с высоким уровнем дохода. Эти страны указаны в Перечне развивающихся стран-пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза и Перечне наименее развитых стран-пользователей системы тарифных преференций таможенного союза. В ст.2 Протокола указаны ряд факторов, которые могут стать основанием для не включения или исключения страны из Перечня.

Ст. 131 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» приводит перечень товаров, которые освобождены от уплаты таможенных сборов. Также, согласно нормам этого Закона правительство РФ имеет право освобождать иные товары от уплаты таможенных сборов.

Механизмы предоставления льгот по уплате налогов указаны в разделах «НДС» и «Акциз» этой статьи.

Дополнительно по теме:

Нуждаетесь в консультации?

Определить код товара в соответствии с ЕТН ВЭД ТС? Мы поможем! Подробнее об услуге

Читайте также: