Налог обязательный платеж взимаемый государством с каждого производителя

Опубликовано: 06.05.2024

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

По способу платежа налоги делятся на:

Прямые

Косвенные

Обязательные платежи, взимае­мые государством с доходов или имущества юридических и физи­ческих лиц, например:

1) подоходный налог с на­селения (в России с 1 января 2001 г. он составляет 13%);

2) налог на прибыль с фирм;

4) на недвижимость;

6) на наследство;

7) на финансовые операции.

Устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг, например:

1) акцизные (от лат. accidere — обрезать) сборы;

2) налог на добавленную стоимость (НДС);

3) таможен­ные пошлины.


Домашнее задание § 23, выполнить работу

«Роль государства в экономике»

1.В приведенном списке указаны черты сходства прямых и косвенных налогов и отличия пря­мых налогов от косвенных. Выберите и запишите сначала порядковые но­мера черт сходства (2), а затем — порядковые номера черт отличия (2).

  1. взимание с конкретного лица
  2. зависимость от размеров дохода
  3. безвозмездные отчисления
  4. обязательные платежи
  5. Какой из приведённых ниже налогов является косвенным?

1) на автотранспортное средство

2) на недвижимость

3) на доходы физических лиц

4) на добавленную стоимость

3.В 2002 и 2012 гг. в стране Z ученые проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что вы думаете об уплате налогов?».

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Варианты ответа

2002 г.

2012 г

Я плачу налоги, потому что это обязанность каждого гражданина.

Я плачу налоги, потому что за их неуплату следует юридическая ответственность.

Я плачу налоги, так как за счёт налоговых поступлений финансируется здравоохранение и образование.

Я плачу налоги, так как их часть обеспечивает пенсии и социальные пособия.

Я использую любую возможность уклониться от уплаты налогов.

Я не буду платить налоги, пока правительство не наведет порядок в полиции, здравоохранении, образовании.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

4.Роспись доходов и расходов государства на определенный период ________

5.Как называется бюджет государства, если доходы меньше расходов________

  1. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги существуют в виде надбавок к цене определённых товаров.

Б. К прямым налогам относят налог на имущество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7.Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца. Запишите полученную последовательность цифр.

В. на добавленную стоимость

Г. на наследство

  1. Найдите в приведенном списке характеристики, присущие любому налогу, и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите все правильные ответы:

6.приблизительность размера для налогоплательщиков

9.Какой из приведённых ниже налогов является косвенным?

1) на автотранспортное средство

2) на недвижимость

3) на доходы физических лиц

4) на добавленную стоимость

10.Какой из приведённых ниже налогов является прямым?

1) на добавленную стоимость

3) таможенная пошлина

4) на доходы физических лиц

11.Составьте схему «Расходы государства»

затраты на социальную сферу; затраты на хозяйственные нужды; административно-управленческие расходы; оборона и внешняя политика; платы по государственному долгу.

  1. Раскройте на трёх примерах значение налоговой системы в жизни общества.

Какие они бывают и чем отличаются от косвенных

Прямые налоги физические и юридические лица платят с дохода и принадлежащего им имущества. Кроме того, такие налоги платят те, кто занимаются определенным видом деятельности — так устроен, например, налог на игорный бизнес или добычу полезных ископаемых.

Владелец имущества или получатель дохода обычно должен сам платить такие налоги. И чем больше доход или стоимость имущества в собственности, тем выше налоги.

Какую функцию выполняют прямые налоги

Прямые налоги не только позволяют государству собирать деньги с тех, у кого они есть. Они выполняют и другие функции:

    Пополнять федеральный бюджет. Например, доходы российского бюджета на 2019 год — около 20 трлн рублей, из них 6 трлн — это налог на добычу полезных ископаемых, а 1 трлн — налог на прибыль.

Отличие прямых налогов от косвенных

Главное отличие косвенных налогов от прямых в том, что прямые налоги компания или гражданин платят из своих денег. Например, человек, который сдает квартиру, сам заплатит 13% НДФЛ; автовладелец — транспортный налог; предприятие — налог на прибыль.

Косвенный налог, например НДС или акциз, перечисляет государству продавец товара или услуги, но, так как налог включен в конечную цену продукта, фактически эти деньги платит покупатель.

Соотношение прямых и косвенных налогов. В разных государствах количество прямых и косвенных налогов соотносится между собой по-разному. Например, в США или Великобритании, где частный бизнес играет заметную роль в экономике, большая часть доходов бюджета приходится на прямые налоги. В странах Латинской Америки и Африки — на косвенные, так как здесь часто происходят финансовые кризисы, и надо синхронизировать сбор налогов с ростом цен.

Российская экономика ближе к латиноамериканской модели: косвенные налоги составляют чуть меньше половины доходов госбюджета, на прямые приходится около трети, остальное — доходы от экспорта энергоносителей.

Виды прямых налогов

Все косвенные налоги зачисляются напрямую в федеральный бюджет. Прямые налоги поступают и в федеральный, и в региональный, и в местные муниципальные бюджеты.

Например, весь собранный налог на добычу полезных ископаемых станет доходом федерального бюджета, транспортный налог — регионального, а земельный — муниципального. А налог на доходы физических лиц разделят между собой регион и муниципалитет, причем большая часть денег попадет на региональный уровень.

В налоговом кодексе налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Но эта классификация не привязана к тому, в какой именно бюджет попадают деньги.

Федеральные налоги обязательны на всей территории страны, а их размер и порядок сбора везде одинаковый: например, основная ставка налога на доходы физлиц равна 13%. К федеральным прямым налогам помимо НДФЛ относятся налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, а также сборы от предпринимателей, которые работают по упрощенной системе налогообложения.

Региональные налоги — ставки, сроки уплаты, льготы для налогоплательщиков — могут отличаться в разных субъектах. Например, ставка транспортного налога на легковой автомобиль мощностью до 100 л.с. в Москве — 12 Р за одну л.с., а в Башкортостане — 25 Р . Какими будут налоги, решают власти на местах. К региональным налогам относятся транспортный налог, налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций, а еще сборы от предпринимателей, работающих по патентной системе и налоги на профессиональный доход.

Местные налоги — налоги, которые обязательны к уплате на территории отдельных муниципальных образований. Так же, как и в случае с региональными налогами, величина и сроки уплаты местных налогов могут отличаться в разных муниципалитетах. К местным налогам относятся земельный налог, налог на имущество физлиц и единый налог на вмененный доход.

Налог на доходы физических лиц, еще его называют подоходным налогом, рассчитывается как процент, полученный от дохода:

  1. 13% — основная ставка, которую применяют в том числе для доходов, полученных от репетиторства, продажи или сдачи в аренду недвижимости, дивидендов и выигрышей в лотерею больше 4000 Р .
  2. 35% — для выигрышей в рекламные лотереи более 4000 Р , а также от экономии на беспроцентных займах или займах со ставкой меньше ⅔ от ключевой ставки. Такие выгодные ссуды часто выдают работодатели. Получается, что тот, кто берет заем — экономит за счет низких процентов. С этой экономии надо заплатить НДФЛ. Выгоду считают как разницу между ключевой ставкой Центробанка и процентом, под который дали ссуду.
  3. 15% — для нерезидентов по дивидендам российских компаний.
  4. 30% — для нерезидентов.

Часть доходов не облагается НДФЛ. Например, этот налог не платят с пенсий, социальных пособий и компенсаций, алиментов, грантов, с дохода от продажи продукции с личных подсобных хозяйств.

НДФЛ можно вернуть, если деньги пошли на покупку или строительство жилья, лечение, образование или хранились три года на индивидуальном инвестиционном счете. Это называется налоговым вычетом.

Налог на прибыль — аналог подоходного налога, но платят его организации. Прибыль, которую облагают налогом, рассчитывают как доходы минус расходы предприятия. Все расходы надо обосновать документами. Затраты, которые государство не признает расходами, перечислены в статье 270 налогового кодекса.

Базовая ставка налога на прибыль в России составляет 20%. Из них 3% уходит в федеральный бюджет, а 17% — в региональный. Раньше налоговый кодекс разрешал снижать региональную ставку налога на прибыль для отдельных категорий организаций до 12,5%, но теперь этого делать нельзя — правда, ставки, которые снизили до 1 января 2018 года, продолжают действовать.

Налог на имущество организаций — региональный налог, ставку которого устанавливает каждый субъект федерации. При этом в налоговом кодексе установлена верхняя граница — 2,2%. Организации платят налог на имущество только с недвижимости. Для этого учитывают кадастровую или балансовую стоимость — в зависимости от региона и вида объекта. Земельные участки таким налогом не облагаются, движимое имущество с 2019 года — тоже.

Налог на имущество физических лиц — местный налог. Ставки на него устанавливают муниципалитеты. Но налоговый кодекс устанавливает пределы ставок, которые зависят от инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество платят владельцы недвижимости — жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.п.

Государство освобождает от уплаты налога на имущество льготные категории граждан — инвалидов 1 и 2 групп, героев России, чернобыльцев, военных пенсионеров и т.д. Обо всех льготниках можно прочитать в статье 407 налогового кодекса. Кроме того, муниципалитеты могут устанавливать свои льготы по этому налогу.

Земельный налог — местный налог, который платят собственники земельных участков — и юридические, и физические лица. Участки, которые входят в состав общего имущества в многоквартирном доме, земельным налогом не облагают.

Ставки по этому налогу устанавливают муниципалитеты. При этом ставка не может превышать 1,5% от кадастровой стоимости земли, а для земель сельхозназначения, занятых жилыми домами или коммунальной инфраструктурой, а также дачными и садовыми участками — 0,3%.

Транспортный налог относится к региональным. Ставки по нему, срок уплаты и льготы устанавливают законодательные собрания регионов. Налогом облагаются автомобили, мотоциклы, а также воздушные и водные транспортные средства — например, моторные лодки и гидроциклы. Налоговые ставки на автомобили зависят от мощности двигателя.

Водный налог платят и физические и юридические лица за пользование водными объектами. Налог рассчитывается по-разному, в зависимости от того, с какой целью используется водоем:

  1. Если предприятие берет воду для своих нужд, налог будет зависеть от выкачанного объема воды за определенный период времени.
  2. При использовании акватории, например для организации пляжа — от площади используемого водного пространства.
  3. Для получения электроэнергии на гидроэлектростанциях налог рассчитают в зависимости от количества произведенной энергии.
  4. При сплаве леса налог зависит от объема древесины и расстояния, на которое ее транспортировали.

Ставки налога устанавливают отдельно для разных морей, рек, озер и других водоемов в зависимости от экономического района страны.

Налог на игорный бизнес — региональный налог. Его платят не только казино и залы с игровыми автоматами, но и букмекерские конторы. Ставки определяют сами регионы, но налоговый кодекс устанавливает ограничения. Например, за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 до 14 тысяч рублей.

Букмекеры имеют право работать во всех регионах России, а казино и игровые залы — только в шести специальных зонах, которые расположены в Приморском, Алтайском и Краснодарском крае, Калининградской области, Ростовской области и Крыму.

Налог на добычу полезных ископаемых относится к федеральным налогам, которые платят организации, занимающиеся разработкой недр. При этом налогом не облагается добыча подземных вод и метана из угольных пластов. Виды полезных ископаемых, добыча которых облагается налогом, есть в статье 337 налогового кодекса.

Ставки этого налога бывают двух видов: твердые — конкретная сумма на определенный объем добытых полезных ископаемых, и адвалорные — процент от стоимости добытого.

Твердые ставки применяются для нефти, газа, газового конденсата и угля. Например, при добыче нефти налог составляет 919 Р за тонну, газа — 35 Р за 1 тысячу кубометров.

Для всех остальных ископаемых применяются адвалорные ставки, которые зависят от вида полезных ископаемых. Например, добыча калийных солей облагается по ставке 3,8%, торфа — 4%, 4,8% — железной руды.

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Налоговая политика - это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков.

Как часть общей экономической политики государства она определяется целями общества. Эти цели формулируют требования к налоговой базе, тяжести налогооб­ложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора. Государство вынуждает частный сектор подчиниться макроэкономическим и национальным интересам.

Налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц государству.

Уплата налогов является одной из главных обязанностей граждан.

Налогообложению подлежат:

  • прибыль;
  • доходы;
  • стоимость определенных товаров;
  • стоимость, добавленная обработкой;
  • имущество;
  • передача собственности (дарение, продажа, наследование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности.

Налогоплательщики:

  • физические лица - работники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • юридические лица - хозяйствующие субъекты.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц. 1

  • подоходный налог с населения
  • налог на прибыль с фирм;
  • на имущество;
  • на недвижимость;
  • на дарение;
  • на наследство;
  • на финансовые операции. 2

Косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товара и услуг (акцизные сборы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог на экспорт). 3

  • акцизные сборы;
  • налог с продаж;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • таможенные пошлины;
  • налог на экспорт. 4

Можно выделить три системы налогообложения.

  • пропорциональный налог - сумма налога пропорциональ­на доходам работ­ников;
  • регрессивный налог - налог тем выше, чем ниже доход;
  • прогрессивный налог - налог тем выше, чем выше доход

Принципы налогообложения - это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. Основные принципы налогообложения:

  • Принцип справедливости - равенство налогов на доходы рыночных структур. Налоги должны быть равными для каждого уровня дохода.
  • Принцип определенности и точности налогов - размер налогов, сроки, способ и порядок их начисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам.
  • Принцип удобства взимания налогов для налогоплательщиков - каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, при котором плательщику легче выполнить требования налогообложения.
  • Принцип экономичности (эффективности) - необходимость соблюдения условий, при которых: разрыв между расходами по сбору и организации налогообложения и самими налоговыми поступлениями должен быть наибольшим; тяжесть налогообложения не должна подрывать возможность продолжения производства и лишать государство в последующем налоговых поступлений.
  • Принцип обязательности - неизбежность осуществления платежа.

Функции налогов:

  • фискальная - обеспечение финансирования государственных расходов на содержание государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет достаточных средств, например, фундаментальной науки, многих учебных заведений, библиотек и т.д.;
  • распределительная - перераспределение доходов между разными социальными слоями с целью сглаживания неравенства в обществе;
  • стимулирующая (антиинфляционная) - стимулирование развития научно-технического прогресса, увеличения числа рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства путем применения льготного налогообложения;
  • социально-воспитательная - сдерживание потребления вредных для здоровья продуктов путем установления на них повышенных налогов;
  • конкретно-учетная - осуществление учета доходов граждан, предприятий и организаций. 5

Уровни налогов

Федеральные - устанавливаются Налоговым кодексом РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ, поступают в федеральный (государственный) бюджет.

  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
  • Акцизы.
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) или подоходный налог.
  • Налог на прибыль организаций.
  • Таможенные пошлины.
  • Налог на добычу полезных ископаемых.
  • Единый социальный налог.
  • Налог на покупку валюты и др.
  • Государственные пошлины.

Региональные - устанавливаются Налоговым кодексом РФ, законодательными актами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории субъектов РФ, поступают в региональные бюджеты (субъектов РФ).

  • Налог на имущество предприятий.
  • Транспортный налог.
  • Платежи за пользование природными ресурсами.
  • Лесной налог.
  • Плата за воду и др.

Местные - устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, поступают в местный бюджет.

  • Земельный налог:
  • Курортный налог.
  • Налог на рекламу.
  • Налог на имущество физических лиц.
  • Налог на содержание жилого фонда и др. 6

Налоги и сборы

Налоги - обязательные платежи, безвозмездные, носят обязательный характер.

Сборы - это платежи за определённую государственную услугу, то есть пошлины. Такая плата носит единовременный характер и носит добровольный характер (например, госпошлина за техосмотр автомобиля, таможенные пошлины за перевозку товаров и др.).

Различия между налогом и сбором

  • Налог исчисляется в процентном отношении к какой-либо базовой единице, а сбор является фиксированным размером платы за услугу;
  • Налог удерживается со всех субъектов налогообложения без учета их желаний, тогда как сбор является свободным действием плательщика;
  • Налог уплачивается на безвозмездной основе, а сбор подразумевает получение от государственных органов какой-либо информации или услуги.
  • Налог имеет определенную периодичность оплаты, в то время как сбор является разовым платежом.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик - это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.

Права налогоплательщика

  • получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
  • требовать соблюдения налоговой тайны и др.

Обязанности налогоплательщика

  • уплачивать законно установленные налоги
  • предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
  • предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
  • В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др. 7

Читайте также: