Акцизами облагаются самолеты и вертолеты

Опубликовано: 04.05.2024

Транспортный налог взимается не только с автомобилей и прочей техники, передвигающейся по дорогам общего пользования. Платить в казну нужно и тем, кто приобрел летательные аппараты, в том числе беспилотные.

Объекты налогообложения

Принципиальной разницы между исчислением транспортного налога на наземный и воздушный транспорт нет. Используется аналогичная формула и схожий принцип расчета ставки.

Оплачивать транспортный налог необходимо на технику, поставленную на учет гражданином или организацией в соответствии с действующими процедурами.

Разберемся с тем, что же считается воздушным судном, подлежащим регистрации. Эта информация зафиксирована в Воздушном Кодексе РФ. Согласно данному своду законов, воздушным судном следует называть аппарат, приводимый в движение благодаря взаимодействию с воздухом, но не отраженным от поверхности воды или земли. Получается, фактически подлежит регистрации все, что обладает крыльями.

Однако это не так. Перечень летательных аппаратов, подлежащих регистрации, определяется ст. 33 Воздушного кодекса:

  1. Беспилотные воздушные суда массой более 30 кг.
  2. Пилотируемые воздушные суда массой более 115 кг.

Если воздушное судно не подлежит регистрации в соответствии с указанной статьей, налог за него платить не нужно. Несмотря на необходимость передачи сведений контролирующим органам для надлежащего учета.

Частые вопросы о налогообложении воздушных судов

Один из наиболее популярных вопросов в сфере налогообложения летательных аппаратов связан с расчетом суммы оплаты для техники, не оснащенной двигателями. В этом случае расчет происходит не от мощности, а от количества машин во владении. Базовая ставка — 200 рублей за единицу.

Для самолетов с реактивными двигателями ставка в НК РФ установлена на уровне 20 рублей за 1 л.с., для остальных моделей с силовыми агрегатами — 25 рублей за 1 л.с. Поскольку транспортный налог является региональным, субъекты государства имеют право устанавливать собственные ставки. Указанные выше цифры могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем десятикратно.

Подавать в налоговую инспекцию информацию о приобретении объекта налогообложения не нужно. ФНС получит сведения из Государственного реестра гражданских воздушных судов.

Ставка, применяемая в конкретном случае, определяется на основании местонахождения ТС. В отношении воздушных судов таким местом считается место приписки или место регистрации. Однако в принятых на государственном уровне актах понятие «место приписки» используется только для водного транспорта, а место государственной регистрации не определено. В связи с этим оплата производится исходя из норм, действующих в регионе проживания собственника.

Всем ли нужно платить налог

Перечень категорий граждан и юридических лиц, освобожденных от уплаты транспортного налога на самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты, утверждается региональным законодательством.

Однако существует ряд категорий владельцев воздушных судов, которым можно не беспокоиться о платежах в соответствии со ст. 358 НК РФ. Так, п. 4 указанной статьи освобождает от налогов владельцев воздушных судов, если грузоперевозки или доставка пассажиров являются основной деятельностью лица, эксплуатирующего транспорт. Кроме того, не облагаются налогом ТС, принадлежащие санавиации и медслужбе.

Не являются объектами налогообложения находящиеся в розыске транспортные средства, а также не поставленные на регистрационный учет суда.

Если у гражданина есть право на получение льгот по оплате налогов на принадлежащую ему технику, необходимо уведомить об этом ФНС путем подачи заявления. Также можно сообщить в налоговую службу о применении льгот через личный кабинет налогоплательщика.

Как оплатить транспортный налог на воздушное судно

Для физических лиц процедура оплаты максимально упрощена. Необходимо дождаться уведомления от налогового органа, в котором гражданин стоит на учете. В письме будет вся необходимая информация:

  • отчетный период;
  • срок владения ТС в отчетном периоде;
  • сумма к оплате;
  • реквизиты для оплаты;
  • квитанция.

Произвести оплату можно любым удобным способом, включая сервисы «Госуслуги» и Личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России.

Если гражданин не получил уведомление, он обязан оплатить транспортный налог самостоятельно, воспользовавшись формулой:

Сумма = Налоговая ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период владения

Период владения рассчитывается как количество месяцев, в которых ТС принадлежало плательщику, к 12 месяцам. Например, если срок владения составлял 6 месяцев, в формулу выше нужно подставить 0,5.

Полным считается месяц, в котором собственник владел ТС более 50% дней.

Таможенное оформление воздушных судов

Таможенное оформление воздушного судна – это необходимый и очень важный этап при покупке самолета или вертолета в России. Собственный самолёт свидетельствует о высоком статусе его владельца и возможность быстро и комфортно совершить перелёт в любую страну. Для тех, кто хочет купить самолёт или вертолёт стоит непростая задача, ведь на международном рынке представлен огромный выбор как новых, так и подержанных воздушных судов, предназначенных для решения самых различных задач: пассажирских, представительских, бизнес, спортивных, медицинских, сельскохозяйственных. У самолётов много параметров, по которым они отличаются: дальность и высота полёта, скорость, размах крыльев, тип двигательной установки, количество двигателей, вес, вместимость и другие. По размеру они делятся на: широкофюзеляжные, большие, средние, лёгкие, сверхлёгкие самолёты, бизнес-лайнеры. После покупки самолёт доставляют в Россию "своим ходом" по воздуху или в контейнере в частично разобранном виде. Способ доставки определяется исходя из конкретных условий и пожеланий клиента, например, из Америки в Россию легкомоторный самолёт доставляется в контейнере, а из Европы "своим ходом" по воздуху. После доставки наступает важный этап: таможенное оформление самолета или вертолета.

Наша компания "Универсальные Грузовые Решения" - таможенный брокер (таможенный представитель) оформления воздушных судов, самолетов и вертолетов, помогающая провести затаможку при вывозе – экспорте или растаможку при ввозе – импорте. Наши специалисты помогут Вам оперативно растаможить самолёт или вертолёт на любых таможенных постах России:

Нами проводится оперативная:

  • растаможка самолетов, вертолетов и воздушных судов при импорте в Россию;
  • затаможка самолетов, вертолетов и воздушных судов при экспорте из России;
  • временный ввоз самолета, вертолета и воздушного судна;
  • временный вывоз самолета, вертолета и воздушного судна;
  • и другие таможенные процедуры необходимые Вам и вашей компании.

Мы работаем с любыми участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД):

Документы и информация для таможенного оформления
воздушного судна, самолета и вертолета в России

  1. Список документов для регистрации Физического лица в таможне (Смотреть)
  2. Список документов для регистрации Юридического лица в таможне (Смотреть)
  3. Список документов для регистрации Индивидуального предпринимателя в таможне (Смотреть)
  4. Список документов для таможенного оформления "Импорт" (Смотреть)
  5. Список документов для таможенного оформления "Экспорт" (Смотреть)

Для таможенного оформления судов очень важно правильно определить код ТН ВЭД, который состоит из 10 цифр, первые четыре из них обозначают товарную позицию. Код ТН ВЭД влияет на размер таможенной пошлины.

Растаможка самолетов и воздушных судов

Растаможка самолетов и воздушных судов – это вид таможенного оформления, которое проводиться при ввозе любых воздушных судов из-за рубежа путем подачи декларации в таможню. Несмотря на то, что растаможку считают несложной задачей, при отсутствии знаний таможенных правил и опыта можно столкнуться с трудностями, которые приведут к неоправданным потерям времени и средств. Обратившись к нашим специалистам Вы не только избежите трудностей, но и получите в лице нашей компании надёжного партнёра на таможне. При растаможке потребуется предоставить на таможне пакет необходимых документов и уплатить таможенные платежи, согласно выбранной таможенной процедуре. При выборе процедуры "выпуск для внутреннего потребления" или "импорт" потребуется уплатить: ввозную пошлину, таможенный сбор, НДС. Акциз не платиться, так как воздушные суда не относятся к подакцизным товарам. Если ввозимый вертолёт или самолёт не регистрируется в Российском реестре или реестре государства, с которым Россия заключила международный договор, то потребуется заплатить НДС в размере 20%. Освобождение от уплаты НДС может быть предоставлено при предоставлении на таможне копии свидетельства о государственной регистрации.

В данной таблице мы постарались отразить основные позиции воздушных судов, их коды ТНВЭД и какие таможенные платежи придется заплатить при ввозе на таможне России.

Таблица 1. Таможенные пошлины и НДС

Самолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг

Самолеты прочие с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг

Самолеты гражданские, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15000 кг, с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек

Самолеты прочие, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15000 кг

Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек и массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг, но не более 20000 кг

Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг, но не более 20000 кг, широкофюзеляжные, имеющие два прохода между рядами кресел, дальнемагистральные

Самолеты гражданские пассажирские прочие с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, с массой пустого снаряженного аппарата более 15000 кг, но не более 20000 кг

Вертолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата не более 1000 кг

Вертолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг

Вертолеты прочие не более 2000 кг

Вертолеты гражданские с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг

Вертолеты прочие с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг

Части самолетов и вертолетов

Воздушные винты и несущие винты и их части

Шасси и их части

Части самолетов и вертолетов прочие

Особенности растаможки воздушных судов участникам ВЭД

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) особенностью при ввозе воздушного судна в Россию, является проверка наличия торговой марки в Реестре Объектов Интеллектуальной Собственности (РОИС), служащей для защиты интересов правообладателей. Если торговая марка внесена в РОИС, то для его таможенного оформления: растаможки или затаможки потребуется получить разрешение - доверенность от правообладателя в РФ. Так как авиационная техника может быть отнесена к товарам военного назначения, при растаможке воздушных судов юридическими лицами и ИП может потребоваться лицензия Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС).

Для физических лиц проверка производителя в РОИС не требуется, но таможенные платежи при ввозе воздушной техники оплачиваются такие же, как и для юридических лиц (пошлина + НДС + сбор за таможенное оформление).

От стоимости ввозимых воздушных судов нужно заплатить таможенный сбор за обработку - оформление таможенной декларации!

Таблица 2. Таможенный сбор

Затаможка самолета или вертолета на экспорт

Затаможка самолета или вертолета на экспорт – так называют таможенное оформление, которое проводиться при вывозе любых воздушных судов за рубеж. Таможенные органы следят за перемещением товаров, чтобы предотвратить вывоз товаров запрещённых законодательством. Несмотря на то, что затаможку принято считать несложной задачей, при отсутствии знаний таможенных правил и опыта можно столкнуться с трудностями, которые приведут к неоправданным потерям времени и средств. Обратившись к нашим специалистам Вы не только избежите трудностей, но и получите в лице нашей компании надёжного партнёра на таможне. Специалисты нашей компании помогут Вам оперативно затаможить самолёт, вертолёт, подготовить документацию, подать таможенную декларацию.

Временный ввоз воздушных судов: самолетов и вертолетов

Временный ввоз воздушного судна, самолета и вертолета в Россию используется в различных случаях: для демонстрации на выставках или ярмарках. В России значительная часть воздушного гражданского флота — это самолёты, взятые в лизинг, когда воздушное судно предоставляется во временное пользование и с возможностью выкупа. Принято считать, что такой способ использования самолётов или вертолётов эффективнее с точки зрения ведения бизнеса. При этом воздушное судно помещают под таможенную процедуру временный ввоз. Чтобы избежать ошибок при таможенном оформлении, приводящим к потерям времени и средств, лучше обратиться к профессионалам. Специалисты нашей компании всегда готовы помочь Вам оперативно оформить временный ввоз воздушных судов: самолетов и вертолетов. Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 109 описывает ситуации при которых помещённые под процедуру временный ввоза самолета или вертолета, освобождаются от уплаты таможенных платежей и НДС.

Временный вывоз воздушного судна, самолета и вертолета практически не отличается от временного ввоза и процедура даже немного проще в оформлении, которую мы так же с радостью поможем провести в таможне.

Сроки и стоимость таможенного оформления самолетов и вертолетов

Цена или стоимость таможенного оформления самолета или вертолета, а также услуг таможенного брокера (представителя), являются минимальными по рынку и зависят от места таможни и многих других задач. Мы уверены что сделаем выгодное предложение и поможем Вам и вашей компании оперативно затаможить на экспорт, или растаможить при импорте любое воздушное судно на любой таможне Российской Федерации.

Мы уверены, что сроки, стоимость и качество услуг Вас приятно удивят!

Напугает ли олигархов налог на роскошь?

Дмитрий Родионов

Над самолетами и вертолетами



Депутаты предлагают обложить налогом жилую недвижимость и земельные участки стоимостью от 50 миллионов рублей, объекты незавершенного жилищного строительства аналогичной стоимости по истечении трехлетнего срока строительства, автомобили стоимостью от восьми миллионов рублей, пассажирские морские, речные и воздушные суда — самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера стоимостью от 15 миллионов рублей.

При этом, по задумке авторов, налог не должен распространяться на земли сельхозназначения, строительную и сельхозтехнику, морские и воздушные суда, недвижимое имущество, используемое организациями и индивидуальными предпринимателями для основного вида деятельности.

— Миронов сотрясает воздух из-за риска не войти в состав «большой четверки» парламентских партий, — уверен главный редактор портала ФОРУМ. Мск Анатолий Баранов.

— В конце прошлого года казалось, что на общем негативном фоне «Справедливая Россия» может заметно увеличить свое представительство в Думе и в российской политике в целом. Но после явно не пошедшего на пользу партии слияния с двумя аутсайдерами и резкой сменой риторики, последовавшей за этим, положение партии заметно ухудшилось. Миронов по понятным причинам волнуется.

«СП»: — Тема повышения налогов на роскошь старая. Каковы шансы на этот раз? Зависит ли успех от того, кто предлагает тему?

Вообще, конечно, надо не налогом роскошь облагать, а исключать возможность ее необоснованного появления. Не должно быть людей, получающих в тысячу раз больше среднего в цивилизованном обществе. Сверхдоходы — это всегда кража, пусть и более-менее завуалированная.

— На борьбу с бедностью? Обобрали тысячи людей, чтобы построить себе дворцы, а теперь обещают людям подкинуть «на мороженое» каждому? Это социальная справедливость такая?

— Судя по всему, сценарий избирательной кампании, которые пытается реализовать администрация президента, предполагает, что оппозиционные партии будут выступать с эффектными, но совершенно безопасными для нынешнего социально-экономического строя инициативами, а «Единая Россия» демонстрировать умение уважительно выслушивать простых людей, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Инициатива Миронова хорошо вписывается в этот сценарий. Она привлекательно звучит для большинства людей с низкими доходами, но при этом не создает серьезных проблем крупным собственникам и главам корпораций.

Как показывает опыт Украины, где действовал похожий закон, принятия которого добилась в свое время украинская Компартия, богатые люди без особых проблем могут переписать свои частные самолеты, яхты и обширные имения на подконтрольные им корпорации и оффшорные компании. Серьезные неприятности подобный закон может принести только наиболее обеспеченной части среднего класса, которым, возможно, придется заплатить налог за свои дорогие машины и большие дачи. Но принятие подобного закона откладывается не столько из-за того, что олигархов и их окружение волнуют проблемы представителей среднего бизнеса и медиа-сообщества, сколько из-за желания выбрать наиболее выгодный в политическом отношении момент для введения налога на роскошь.

По мере углубления экономического кризиса богатые начинают вызывать все большее раздражение в российском обществе. Поэтому, вполне возможно, власть решила, что подобный момент настал…

Этот налог имеет смысл только в том случае, если в стране запрещена или серьезно ограничена деятельность оффшорных компаний (например, им запрещено владеть недвижимостью или предоставлять в аренду своем имущество). В противном случае в скором времени вся дорогостоящая собственность будет формально принадлежать оффшорным компаниям.

Понятно, что у чиновников появится в случае принятия такого закона возможность на оценке отдельных объектов, сознательно занижая их стоимость в расчете на благодарность со стороны владельца. Но реальную стоимость значительной части автомобилей, яхт и дворцов скрыть невозможно. Поэтому, если будет действовать закон, запрещающий передавать юридическим лицам собственность, которая используется в личных целях, то какие-то платежи в государственный бюджет все-таки удастся собрать. Впрочем, не думаю, что это будут сколько-нибудь значительные суммы.

«СП»: — То есть и с бедностью бороться не получится?

— Чтобы побороть массовую бедность нужны рабочие места, особенно в малых и средних городах, а также законодательные меры, направленные на повышение уровня оплаты труда.

Любые социальные программы, которые не сопровождаются созданием новых рабочих места и повышением доходов наемных работников, приведут только к тому, что бедность в России приобретет наследственный характер. Тем более, что налог на роскошь сам по себе не сможет принести средства, необходимые для предоставления нуждающимся действенной поддержки.


  • Кто может быть признан плательщиком акцизов?
  • В каких случаях возникает обязанность по уплате акцизов?
  • Какие товары являются подакцизными?
  • Операции, порождающие «акцизную» обязанность
  • Что не облагается акцизами?
  • Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?
  • Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?
  • Итоги

Кто может быть признан плательщиком акцизов?

Перечень лиц, которые могут признаваться плательщиками акцизов, приведен в п. 1 ст. 179 НК РФ. К ним относятся:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, которые перемещают подакцизные товары через таможенную границу нашей страны, определяемые в соответствии с таможенным законодательством.

Как платить акцизы организациям, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

В каких случаях возникает обязанность по уплате акцизов?

Налогоплательщики акцизов имеют постоянный статус только в том случае, когда они регулярно совершают операции, облагаемые этим налогом. У остальных подобная обязанность может возникать от случая к случаю. Дело в том, что уплатить акциз любой из указанных выше субъектов должен только тогда, когда совершает какую-либо из операций, подпадающих под обложение акцизами, т.е. операцию с подакцизными товарами. Если такие обстоятельства не возникли, то это к налогоплательщикам акцизов субъекта не причисляют. Об этом прямо сказано в п. 2 ст. 179 НК РФ.

Какие товары являются подакцизными?

Подакцизными товарами являются:

  1. этиловый спирт, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый дистилляты;
  2. жидкая спиртосодержащая продукция с объемной долей этанола более 9%, кроме отдельных видов:
  • лекарств;
  • ветпрепаратов;
  • парфюмерно-косметической продукции;
  • перерабатываемых отходов алкогольного производства;
  • виноматериалов;
  1. алкогольная продукция крепостью более 0,5%, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ;

    Операции, порождающие «акцизную» обязанность

    Перечень таких операций содержится в ст. 182 НК РФ. Если говорить в общих чертах, то к ним относятся:

    1. любая реализация подакцизных товаров;
    2. передача произведенных подакцизных товаров:
    • переработчиком давальцу, а также их получение переработчиком в качестве платы за свои услуги;
    • внутри организации для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина, используемого для дальнейшего производства продукции нефтехимии, или денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции при наличии у организации необходимых свидетельств на совершение операций с этими веществами);
    • для собственных нужд;
    • в уставный капитал и т. п.;
    • участнику при выходе из общества;
    • на переработку на давальческой основе.
    1. ввоз подакцизных товаров в страну;
    2. получение отдельных видов подакцизных товаров, в том числе:
    • денатурированного этилового спирта;
    • прямогонного бензина;
    • бензола, параксилола или ортоксилола;
    • авиационного керосина.

    Внимание! На осуществление операций с отдельными товарами необходимы свидетельства на производство, переработку и т. п., предусмотренные ст. 179.1–179.3 НК РФ.

    Что не облагается акцизами?

    При условии ведения отдельного учета акцизами не облагаются (ст. 183 НК РФ):

    1. передача внутри организации одних подакцизных товаров для производства других подакцизных товаров; исключение предусмотрено подп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ для этилового спирта;
    2. экспорт подакцизных товаров, в том числе если их экспортирует собственник — заказчик переработки или кто-то по его поручению, а также ввоз таких товаров в портовую ОЭЗ с остальной части нашей страны;
    3. первичная реализация или передача конфиската, бесхозяйных или отказных подакцизных товаров на промышленную переработку под контролем таможенников или налоговиков либо на уничтожение;
    4. передача внутри организации:
    • произведенного этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащих парфюмерно-косметических аэрозолей, бытовой химии;
    • ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, производящему алкогольные напитки;
    1. произведенных алкогольных дистиллятов (винного, виноградного, плодового, коньячного, кальвадосного, вискового) для выдержки или купажирования в целях дальнейшего производства (розлива) этой же организацией алкогольной продукции;
    2. некоторые операции с авиационным керосином и бензолом, параксилолом и ортоксилолом.

    Признаются ли плательщиками акцизов индивидуальные предприниматели и спецрежимники?

    НК РФ в ст. 179 определяет, что налогоплательщиками акцизов являются не только юрлица, но и индивидуальные предприниматели. Основное условие здесь одно для обоих категорий хозяйствующих субъектов – чтобы им был присвоен такой статус, они должны проводить соответствующие операции. Исключение составляют перекупщики, но о них пойдет речь ниже в отдельной главе.

    Как ИП платить акцизы, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.

    Для спецрежимников ситуация требует отдельного пояснения: они могут быть плательщиками акцизов, но не всегда могут применять спецрежимы. Сразу обратим внимание, что речь здесь идет только о лицах на ЕСХН и УСН.

    Теперь объясним наш вывод подробнее.

    Такие системы, как ЕСХН и УСН, недопустимы для тех, кто занят производством подакцизных товаров, в том числе на давальческих началах (подп. 2 п. 6 ст. 346.2, подп. 8 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письма Минфина России от 18.03.2011 № 03-07-06/70).

    Важно! Под производством в целях «акцизной» главы НК РФ понимается не только выпуск подакцизных товаров сам по себе, но и:

    • розлив алкогольной продукции и пива, являющийся частью общего производственного процесса;
    • любое смешение товаров в местах их хранения и реализации (кроме общепита), в результате которого получается подакцизный товар, облагаемый акцизом по большей ставке, чем само сырье.

    При совершении операций не с произведенными, а с приобретенными товарами применять упрощенку и сельхозналог можно.

    При этом нужно иметь в виду, что данные спецрежимы не освобождают лиц, их применяющих, от уплаты акцизов. Ведь в п. 3 ст. 346.1 и пп. 2–3 ст. 346.11 НК РФ в числе налогов, которые заменяются специальным, акцизы не указаны.

    Это значит, что упрощенец или плательщик ЕСХН, совершая допустимые для него подакцизные операции, должен выполнять все обязанности плательщика акциза.

    Кто будет плательщиком акциза, если товары продает посредник?

    При реализации подакцизных товаров плательщиками акцизов являются практически всегда производители. Исключение составляет продажа конфиската, бесхозяйных и отказных ценностей. Поэтому и при заключении посреднического договора платить акциз должен производитель. Причем здесь особенностью налогообложения будет то, что акциз нужно начислять уже в момент передачи подакцизной продукции посреднику, не дожидаясь продажи товаров конечному покупателю. Объясняется это положениями п. 2 ст. 195 НК РФ, который определяет дату реализации подакцизных товаров как день их отгрузки или передачи. Поэтому, несмотря на сохранение права собственности на подакцизные товары за производителем, посчитать налог нужно сразу при передаче их посреднику. Так считает Минфин России (см. письмо от 01.10.2008 № 03-07-06/87).

    Итоги

    Плательщиками акцизов являются и организации и ИП. При этом неважно какую систему они применяют. Ни один спецрежим не освобождает от обязанности платить акцизы. Но спецрежимники не вправе заниматься производством подакцизных товаров. В этом случае они должны перейти на ОСНО.

    Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

    Как Путин вступился за авиакомпании

    В соглашения о стабилизации цен на нефтепродукты с нефтяниками, предполагающие демпфирующую надбавку (компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на бензин и дизтопливо), необходимо включить авиакеросин и битум. Об этом президент Владимир Путин заявил во время своей 17-й прямой линии.

    «Проблема в том, что в эти меры стабилизации на внутреннем рынке не включили авиационный бензин (авиакеросин. — РБК). Цена на авиационное топливо в прошлом году скакнула на 30%, на билет на самолет — на 9% с лишним. У нас никогда такого не было. У нас рост [цен на авиабилеты] в среднем составлял в год 2%, а здесь сразу почти 10%», — сказал он. Путин привел в пример «Аэрофлот», у которого 30% стоимости авиабилета — это как раз цена за керосин.

    «Я разговаривал по этому поводу с правительством, с теми, кто в правительстве за это отвечает, и хочу еще раз напомнить: это явное упущение, и оно должно быть немедленно исправлено. Это касается и авиационного топлива, и битума, потому что дороги надо строить», — добавил президент.

    В пресс-службе Минтранса сообщили РБК, что механизм демпфирования цены на авиатопливо позволит быть готовым к резким колебаниям на рынке в будущем. «Для этого необходимо распространить механизм обратного акциза на авиакеросин. А также на автомобильный битум, чтобы, как совершенно справедливо отметил президент, стоимость наших дорог не взлетела до небес», — сообщили в пресс-службе ведомства. Представитель Минтранса напомнил, что в 2018 году министерство предложило разовую компенсацию перевозчикам в размере 22,5 млрд руб. из-за резкого скачка стоимости авиатоплива (на 50 млрд руб.). Однако на совещании в Белом доме 12 февраля 2019 года по руководством вице-премьеров Дмитрия Козака (курирует ТЭК) и Максима Акимова (транспорт) решили отказаться от этой идеи.

    «Подготовленные поправки в налоговое законодательство по корректировке демпфера будут оперативно доработаны с учетом возможности предоставления обратного акциза производителям авиационного керосина», — сообщил РБК представитель Козака. Представитель Акимова отказался от комментариев.

    «Мы проработаем вопрос по поручению президента», — сказал представитель Минфина, отказавшись от деталей.

    В конце мая гендиректор S7 Владимир Объедков сообщил, что за последние десять лет объем пассажирских перевозок вырос в три раза, но тарифы остались прежними. Тогда он отметил, что убытки авиакомпаний за 2018 год стали рекордными и перевозчикам необходимо усиление государственной поддержки, чтобы не повышать цены на билеты. В феврале гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что, несмотря на рост расходов на топливо, компания не будет поднимать стоимость билетов из-за невысокой платежеспособности пассажиров. Но 4 марта перевозчик повысил топливный сбор, а 22 марта отменил самый дешевый вариант билетов с багажом, одновременно введя безбагажные тарифы.

    В первом квартале 2019 года совокупный убыток российских авиакомпаний составил 45,3 млрд руб. и стал рекордным (за весь 2018 год убыток составил около 50 млрд руб.). Среди основных затрат перевозчиков в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) называли авиатопливо, лизинг и обслуживание в аэропортах.

    Заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров рассказал РБК, что компенсации для производителей керосина, которые имел в виду Путин, позволят стабилизировать финансово-экономическое состояние авиакомпаний. «Это поможет снизить темпы роста убытков перевозчиков, несколько стабилизирует ситуацию и даст им, наконец, выдохнуть. Эти меры перевозчики смогут заложить и в тарифную политику. Возможно, на некоторых направлениях получится даже снизить цены на билеты», — говорит он. Шокуров добавил, что для полного оздоровления отрасли важен комплекс мер, в том числе выплата единовременной компенсации и увеличение возмещения акциза на топливо.

    Как правительство сдерживало цены на бензин

    В прошлом году после резкого скачка цен на бензин и дизель правительство решило заморозить цены на топливо на внутреннем рынке. Осенью чиновники договорились с нефтяниками, что те будут сдерживать цены на топливо до июля 2019 года, подняв их в начале года лишь на 1,7% из-за повышения НДС, а затем не выше прогнозируемого уровня инфляции. За сдерживание цен предусмотрены компенсации — так называемый демпфирующий акциз, действие которого Путин предложил распространить на авиакеросин и битум. Нефтяники стали получать его с 2019 года: государство компенсирует им 50–60% потенциально недополученной прибыли при поставках на внутренний рынок. Субсидия считается от разницы между высокими экспортными ценами нефти и условной внутренней ценой на топливо (по решению правительства, 56 тыс. руб. за тонну для бензина и 50 тыс. руб. для дизеля).

    Источники субсидии — деньги, которые согласно бюджетному правилу государство направляет в ФНБ, а также рост НДПИ на нефть. Если внутренний рынок снова станет выгодным, нефтяники начнут делиться прибылью с бюджетом. Минфин предварительно оценивал компенсацию для компаний в 300 млрд руб. в 2019 году, в том числе 90 млрд — за счет роста налога на добавленную стоимость для нефтяников. Но в первом квартале демпфер сработал неправильно: вместо субсидий нефтяникам пришлось самим доплатить в бюджет. В итоге правительство и нефтяники после нескольких месяцев тяжелых переговоров договорились изменить формулу демпфера и по факту увеличить субсидию во второй половине 2019 года, но частично за счет роста налога на добычу полезных ископаемых и введения акцизов на все жидкие нефтепродукты, которые раньше ими не облагались: «суррогаты» средних дистиллятов, вакуумный газойль, мазут. Дополнительная субсидия может превысить 200 млрд руб. в год, говорил РБК главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

    Авиаперевозчики получают обратный акциз с 2015 года, он был придуман в рамках завершения налогового маневра, когда снижались экспортные пошлины на светлые нефтепродукты и, соответственно, должна была вырасти их цена на внутреннем рынке (цена формируется по принципу нетбэка: экспортная цена минус пошлина и транспортные расходы), напоминает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Если авиакеросин попадет в «систему демпфера», субсидию будут получать уже нефтяные компании, которые, как предполагается, будут устанавливать цены на авиакеросин в комфортном для государства диапазоне. По словам Борисова, демпфер — более совершенный механизм субсидирования, чем действующий обратный акциз, так как учитывает ценовую конъюнктуру на рынках нефтепродуктов, и правительству необходимо только правильно его настроить.

    «Нужно повышать коэффициент возврата акциза, это самая действенная мера поддержки авиакомпаний. И дополнительно на региональных рынках фиксировать потолок цен [на авиатопливо], потому что цена топлива в региональных аэропортах выше, чем в столице, из-за отсутствия конкуренции поставщиков», — передал РБК через представителя президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков.

    Постепенное завершение налогового маневра (обнуление экспортных пошлин и рост НДПИ) к 2024 году создаст предпосылки для роста цен на битум на 6,4 тыс. руб. за тонну при текущих 16–17 тыс. руб. с НДС, оценивает Борисов. По его словам, необходимая компенсация для заводов составит порядка 15 млрд руб. в 2020 году и может вырасти до 40 млрд руб. к 2024-му. Субсидию для производителей керосина должно определить правительство, добавил эксперт.

    Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» пока не ответили на запрос РБК.

    Читайте также: