Письмо минфина о налоге на имущество организаций

Опубликовано: 16.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 июля 2020 г. N 03-05-05-01/62338 Об особенностях уплаты налога на имущество организаций

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты налога на имущество организаций и сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщается, что с 1 января 2020 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом обложения налогом на имущество организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое па балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса (как среднегодовая стоимость имущества), если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

В этом случае налог на имущество организаций исчисляется в отношении объекта недвижимого имущества с даты постановки его на учет в качестве основного средства по правилам ведения бухгалтерского учета.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения также признается недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 Кодекса.

Пунктом 2 статьи 375 Кодекса установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.

Таким образом, в отношении объектов недвижимого имущества, принадлежащих организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (учтенных на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса исходя из кадастровой стоимости при условии, если эти объекты недвижимого имущества поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.

Кроме того, в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, необходимо, чтобы эти объекты были также поименованы в определяемом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на соответствующий налоговый период (далее - Перечень).

Поэтому налог на имущество организаций в отношении указанных в статье 378.2 Кодекса объектов недвижимости исчисляется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 Кодекса с учетом даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости.

Если объекты недвижимого имущества не поименованы в законе субъекта Российской Федерации (или Перечне в рамках пункта 7 статьи 378.2 Кодекса), то такие объекты подлежат обложению налогом на имущество организаций в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из балансовой (остаточной) стоимости, если они учитываются в качестве основных средств.

По вопросу применения Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" в соответствии со статьей 34.2 Кодекса следует обращаться в финансовый орган Санкт-Петербурга.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов

Обзор документа

В отношении недвижимости, принадлежащей организациям на праве собственности или хозяйственного ведения (учтенной как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, если объекты поименованы в законе региона.

Налог на имущество организаций исчисляется с учетом даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости.

Если объекты не поименованы в законе региона или региональном перечне, то они облагаются налогом на имущество организаций исходя из балансовой (остаточной) стоимости, если учитываются в качестве основных средств.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 14 декабря 2020 г. N БС-4-21/20578@

ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО

ОРГАНИЗАЦИЙ В ОТНОШЕНИИ ЛИЗИНГОВОГО ИМУЩЕСТВА

Направляем для сведения письмо Минфина России от 11.12.2020 N 03-05-04-01/108908 о порядке исчисления лизингополучателем налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении учтенного на балансе в качестве основных средств предмета лизинга (объекта недвижимого имущества), полученного по договору финансовой аренды (лизинга).

Доведите настоящую информацию до сотрудников нижестоящих налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 декабря 2020 г. N 03-05-04-01/108908

Департамент налоговой политики совместно с Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности, аудиторской деятельности, валютной сферы и негосударственных пенсионных фондов рассмотрел письмо по вопросу исчисления лизингополучателем налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении учтенного на балансе в качестве основных средств предмета лизинга (объекта недвижимого имущества), полученного по договору финансовой аренды (лизинга), и сообщает.

Из пункта 4 статьи 15 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) следует, что по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность имущество для его передачи за определенную плату на определенный срок, на определенных условиях в качестве предмета лизинга лизингополучателю.

Исходя из пункта 1 статьи 28 Федерального закона N 164-ФЗ лизингополучатель обязуется уплачивать лизингодателю лизинговые платежи, под которыми понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), согласно которому основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

При этом установлено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

Согласно Указаниям об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденным приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 (далее - Указания N 15), если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю в сумме затрат, связанных с получением лизингового имущества, и стоимости поступившего лизингового имущества отражается на счете 01 "Основные средства".

Исходя из взаимосвязанных положений Федерального закона N 164-ФЗ, ПБУ 6/01 и Указаний N 15, стоимость, по которой лизинговое имущество приходуется лизингополучателем на его баланс, определяется лизингополучателем как общая стоимость лизинговых платежей по договору лизинга, а в случае, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю - выкупная цена предмета лизинга (включающая лизинговые платежи).

Дата публикации 29.12.2020

Документ:

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Напомним, с 01.01.2021 отменяется обязанность организаций по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (начиная с отчетности за 2020 г.). Кроме того, изменены сроки уплаты этих налогов организациями (начиная с уплаты налога за 2020 г.). Мы писали об этом здесь и здесь.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес дополнительные изменения по этим налогам, а также по налогу на имущество, вступающие в силу 1 января 2021 г. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения.

Установлен случай, когда деловая и торговая недвижимость облагаются по среднегодовой стоимости

Как известно, орган исполнительной власти субъекта РФ до 1 января должен сформировать перечень объектов административно-делового и торгового назначения (пп. 1, 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ), облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости (далее – Перечень) (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Однако бывают ситуации, когда объект недвижимости назван в Перечне, но при этом его кадастровая стоимость так и не была определена в течение текущего налогового периода. По мнению контролирующих органов, по такой недвижимости налог на имущество вообще не платится, поскольку в НК РФ отсутствует порядок определения налоговой базы в этом случае (п. 12 ст. 378.2 НК РФ, письма Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999, от 27.09.2017 № 03-05-04-01/62799, доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 29.09.2017 № БС-4-21/19633@).

Законодатель исправил этот пробел. С 2021 г. такая недвижимость должна облагаться по среднегодовой стоимости. Это следует из новой редакции пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. "б" п. 45 ст. 2 Закона).

Информация о движимом имуществе в налоговой декларации

Напомним, до 2019 г. объектом обложения по налогу на имущество организаций было как движимое, так и недвижимое имущество. Однако с 2019 г. облагается только недвижимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Несмотря на это, в налоговую декларацию по итогам 2020 г. и в дальнейшем необходимо включать сведения о среднегодовой стоимости движимого имущества, которое учтено в бухучете организации в составе основных средств. Соответствующее изменение внесено в п. 1 ст. 386 НК РФ (пп. "а" п. 48 ст. 2, п. 13 ст. 9 Закона).

Это связано с тем, что Минфин России прорабатывает возможность возвращения к обложению движимого имущества организаций при одновременном снижении предельной ставки налога. В результате ожидается упрощение администрирования налога, снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам. (См. Приложение 3 к Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, которые приведены на сайте финансового ведомства).

Как действовать, если кадастровая стоимость недвижимости изменилась в течение года?

Сегодня для недвижимости (в т. ч. земельных участков) действует общее правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости этой недвижимости в течение налогового периода (года) не учитывается при определении базы по налогу на имущество и земельному налогу (как в этом, так и в предыдущих налоговых периодах). Но из этого правила есть исключения. Эти исключения и порядок их влияния на величину налоговой базы неоднократно корректировались (см. п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ).

В 2021 г. изменение кадастровой стоимости имущества в течение года по-прежнему не будет учитываться при определении налоговой базы (пп. "в" п. 45, пп. "а" п. 49, пп. "б" п. 52 ст. 2 Закона).

При этом в качестве исключения из этого правила в НК РФ оставили только изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости. Как и раньше, в этой ситуации налог пересчитывается исходя из новой кадастровой стоимости (внесенной в ЕГРН) с начала года, в котором была впервые применена ранее установленная кадастровая стоимость. Определяться новая кадастровая стоимость (в размере рыночной) будет в соответствии со ст. 22 или 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (см. п. 2 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ).

В отношении иных исключений из общего правила теперь нужно руководствоваться Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". Так, 11.08.2020 вступила в силу новая редакция ст. 18 этого Федерального закона, в которой подробно прописали, с какой даты начинает применяться измененная по тем или иным основаниям кадастровая стоимость земельных участков и иной недвижимости. При этом действующие с 2019 г. правила учета для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости из-за изменения характеристик объекта недвижимости (в т. ч. качественных и количественных), а также исправления технических и иных ошибок, перечисленные в п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ, в 2021 г. не изменятся.

Отметим, что такое основание для исправления кадастровой стоимости, как ее пересмотр по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда из-за недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, с 2021 г. не применяется.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

1. В письме от 14 октября 2020 г. № СД-4-3/16830@ ФНС РФ разъяснила вопрос о месте уплаты НДФЛ с доходов в виде оплаты труда работников, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, организациями, имеющими обособленные подразделения.

Адвокатские образования создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации и являются юридическими лицами (ст. 123.16-2 ГК РФ) и вправе иметь обособленные подразделения.

В результате перевода работников на дистанционный режим работы отсутствует необходимость наличия стационарных рабочих мест, что предполагает расторжение договоров аренды и снятие с налогового учета обособленных подразделений адвокатского образования (налогового агента). В этом случае налог на доходы физических лиц правомерным будет уплачивать по месту учета филиала, в котором по штатному расписанию исполняет обязанности работник.

При этом привлечение дистанционных работников само по себе не создает обособленных подразделений организаций (письма Минфина России от 29 мая 2019 г. № 03-15-06/38981, от 19 января 2018 г. № 03-02-07/1/3617, от 1 декабря 2014 г. № 03-04-06/61300).

С 1 января 2020 г. налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, вправе перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, выбранного налоговым агентом (п. 7 ст. 226 Кодекса, п. 16 ст. 2, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

2. В письме от 13 ноября 2020 г. № 03-04-05/99236 Минфин РФ счел правомерным удержание и перечисление в бюджет налоговым агентом (в том числе адвокатом, учредившим адвокатский кабинет) НДФЛ с аванса (предоплаты), выплаченного физическому лицу в рамках гражданско-правового договора (акт выполненных работ не подписан).

Это разъяснение противоречит письму Минфина России от 11 июня 2019 г. № 21-08-11/42596 «Об уплате НДФЛ», согласно которому авансовый платеж по заработной плате обложению НДФЛ не подлежит.

По правилам п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Как следует из подп. 6) п. 1 ст. 223 НК РФ, НДФЛ с авансов работникам, направленным в командировку, удерживается и уплачивается в бюджет не в момент выдачи, а в последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки.

До исполнения физическим лицом своих обязательств как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору у заказчика и работодателя отсутствует обязательство по расчету с ним. Следовательно, аванс (предоплату) преждевременно считать доходом физического лица. Иное в НК РФ не указано.

Не случайно Письмо снабжено оговоркой, что письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства РФ о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

3. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-05/101219 Минфин РФ отрицательно ответил на предложение по снижению фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. для адвокатов.

Во исполнение перечня поручений Президента РФ В.В. Путина № Пр-818 от 15 мая 2020 г. по итогам совещания по вопросам, связанным с санитарно-эпидемиологической обстановкой в РФ, состоявшегося 11 мая 2020 г., был принят Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ». Он предусматривает предоставление только индивидуальным предпринимателям, занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434, возможности уменьшить фиксированный размер страховых взносов за 2020 г. на величину минимального размера оплаты труда.

С учетом того, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, предложения о снижении для адвокатов фиксированных размеров страховых взносов за 2020 и 2021 гг. Минфином РФ не рассматриваются.

4. В письме от 20 ноября 2020 г. № 03-15-03/101230 Минфин РФ также отклонил предложение по снижению для адвокатов-пенсионеров фиксированных размеров страховых взносов и предоставлению им отсрочки по уплате страховых взносов.

Минфин РФ сослался, что это не предусмотрено поручениями Президента РФ В.В. Путина, налоговым законодательством РФ. Кроме того, ведомство напомнило, что в случае, если гражданин является получателем пенсии по старости, уплачиваемые страховые взносы влияют на перерасчет получаемой пенсии.

5. В письме от 1 декабря 2020 г. № БС-4-11/19702@ ФНС РФ разъяснила вопросы исчисления и уплаты налоговыми агентами (в том числе – адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты) налога на доходы физических лиц с доходов физических лиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период (начиная с 2021 г.), а также заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).

В приложении к письму приведены примеры заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

6. В письме от 4 декабря 2020 г. № 03-04-05/106356 Министерство финансов РФ разъяснило, что согласно нормам НК РФ и положениям Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в составе профессионального налогового вычета могут учитываться расходы на уплату платежей за жилое помещение, частично используемое адвокатом под адвокатский кабинет.

При этом с учетом того, что соответствующие расходы должны быть документально подтверждены и непосредственно связаны с извлечением соответствующих доходов, они могут учитываться в составе профессионального налогового вычета в той части, которая непосредственно относится к адвокатской деятельности.

Ранее схожая правовая позиция высказывалась в Решении ФНС России от 12 февраля 2020 г. № КЧ-3-9/1051@ и в определении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2019 г. № 2171-О. При этом ни КС, ни ФНС не рассматривали ситуацию, когда жилое помещение использовалось для адвокатской деятельности не полностью, а частично.

Письмом от 10 декабря 2020 г. № БС-4-11/20427 ФНС РФ довела эти разъяснения до нижестоящих налоговых органов.

7. В письме от 15 декабря 2020 г. № 03-01-11/109419 Минфин РФ рассмотрел обращение по вопросу освобождения от уплаты налогов военных пенсионеров.

Повторив нормы НК РФ, позволяющие пенсионерам применять специальные налоговые режимы (НПД), льготы по земельному налогу, налогу на имущество физлиц и транспортному налогу (на региональном уровне) Минфин РФ сообщил об отсутствии у них льгот по уплате страховых взносов.

Положениями гл. 34 НК РФ не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – адвокатов, в том числе являющихся пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением периодов, в частности, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в п. 1, 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ (п. 7 ст. 430 Кодекса), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов, а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Читайте также: