Налог на прибыль на платные услуги

Опубликовано: 21.09.2024

Бюджетное учреждение представляет собой некоммерческую структуру. Однако такой субъект может осуществлять деятельность, дающую доход. Как правило, это оказание услуг за деньги. Право на коммерческую деятельность обусловлено ФЗ от 12.01.1996 г. №7.

Какой коммерческой работой может заниматься бюджетный субъект?

Под коммерческой работой подразумевается предоставление услуг за деньги. Пояснение дано в письме Минфина от 22 октября 2013 года. Это может быть:

  • покупка и продажа акций;
  • реализация прав собственности;
  • вклады в товарищество.

Субъект не может заниматься оказанием любых коммерческих услуг. Они должны соответствовать целям формирования субъекта. К примеру, образовательные субъекты не могут заниматься оказанием медицинских услуг. Законной коммерческая работа будет в том случае, если она отвечает этим требованиям:

  • Соответствие целям, ради которых создавался субъект.
  • Работа прописана в учредительной документации.

Цели образования субъекта прописаны в уставе. Это основная бумага, на основании которой создается перечень оказываемых платных услуг.

Пример

Целями формирования субъекта являются содержание и совершенствование структуры автомобильных дорог, их ремонт и обеспечение эксплуатации. Такая структура может заниматься оказанием этих услуг:

  • Деятельность по предотвращению дефектов (ямы и прочее).
  • Ремонтные работы.
  • Работа по увеличению сцепных свойств дорог.

То есть учреждение может заниматься любой деятельностью, которая связана с автомобильными дорогами.

Создание перечня платных услуг

Введение платных услуг должно быть обосновано. Обосновать подобное решение можно соответствующими целями деятельностями, прописанными в уставе, утвержденном учредителем. Платные услуги могут быть следующими:

  • Услуга, которая относится к основному направлению деятельности.
  • Неосновная услуга.

Услуги по основному направлению можно оказывать сверх перечня, оговоренного госзаданием. Иногда услуги могут входить в госзадание, однако возможно это только в ситуациях, оговоренных в законе.

Определение стоимости платных услуг

В пункте 4 статьи 9.2 ФЗ №7 («О некоммерческих структурах») указано, что порядок расчета основной стоимости определяется учредителем. Стоимость услуг утверждается нормативным актом. Обратная ситуация возможна только в том случае, если это оговорено ФЗ. Учреждение также может оказывать услуги, которые не относятся к перечню основных. Стоимость их определяется бюджетным учреждением.

В письме Минфина от 12 августа 2006 года перечислены ФЗ, в которых указаны конкретные лица, ответственные за установление стоимости услуг:

  • Ст. 52 Закона о культуре, утвержденного ВС РФ 09.10.1992 г. №3612-1. Культурные субъекты могут самостоятельно назначать цены на услуги и продукцию (к примеру, билеты).
  • Ст. 9 Закона о госуслугах от 27.07.2010 г. №210. Стоимость необходимых услуг определяется на основании нормативного акта, принятого исполнительными структурами.
  • Ст. 84 ФЗ от 21.11.2011 г. №323. Стоимость медицинских услуг утверждается Правительством страны.

Обычно тарифы на услуги устанавливаются не самим бюджетным субъектом. Если же учреждение само определяет тарифы, при расчетах нужно учитывать себестоимость оказания услуги. В нее могут входить следующие направления:

  • Зарплата сотрудникам.
  • Различные начисления работникам.
  • Материальные траты.
  • Затраты на ЖКХ.
  • Транспортировочные расходы.

Во внимание принимаются нюансы предоставления услуги, а также ее себестоимость. Учитываются накладные траты, рентабельность. Стоимость услуги не может быть меньше нормативных затрат. При данной ситуации контролирующие органы могут сделать следующие выводы:

  • Неправильное планирование.
  • Вложение в оказание услуг средств из субсидий, что является незаконным.

К СВЕДЕНИЮ! Платные услуги субъект должен оказывать на тех же условиях, что и бесплатные. Нельзя устанавливать разную стоимость на одну и ту же услугу, если это решение ничем не обосновано. Если субъект не имеет ресурсов для оказания платной услуги, к работе может быть привлечена сторонняя компания. В этом случае заключается договор. Он не должен противоречить Закону о конкуренции.

Прибыль от платных услуг

Если платные услуги входят в госзадание, объем финансирования учреждения уменьшается на планируемую сумму поступлений. То есть даже при занятии платной деятельностью некоторые коммерческие структуры существуют на один и тот же объем финансирования.

Бухучет

Каждая хозяйственная операция должна подтверждаться проводкой. К учету доходов и трат, касающихся услуг за деньги, применяются стандартные правила.

Учет доходов

Поступления фиксируются на счете 130. Учет проводится на счете 2 205 31 000. Рассмотрим используемые бухгалтерские проводки:

  • ДТ2 205 31 560 с корреспонденцией КТ2 401 10 130. Фиксирование поступлений от предоставления услуги.
  • ДТ2 201 11 510 с корреспонденцией КТ2 205 31 660. Услуги оплачены, средства направлены на счет.
  • ДТ2 201 34 510 КТ2 205 31 660. Зачисление в кассу бюджетной структуры.
  • ДТ2 201 23 510 КТ2 205 31 660. Поступление через терминал банка.

То есть корреспонденция определяется способом перечисления оплаты за услуги.

Учет трат на услуги

Затраты могут включать:

  • Общехозяйственные траты, нужные для управленческих целей. Фиксируются на счете 0 109 00 000.
  • Издержки, нужные до доведения товара до покупателя. Фиксируются на счете 0 109 90 000.

Список накладных трат устанавливается учетной политикой структуры. При учете используются проводки в следующей корреспонденции:

  • ДТ2 109 70 223 КТ2 302 23 730. Фиксирование трат на электроэнергию, расходуемую при оказании платных услуг.
  • ДТ4 109 70 223 КТ4 302 23 730. Фиксация трат на энергию, расходуемую при оказании платных услуг в пределах госзадания.
  • ДТ4 302 23 830 КТ4 201 11 610. Оплата энергии поставщику.
  • ДТ2 109 60 223 КТ2 109 70 223. Учет трат в составе себестоимости.
  • ДТ2 401 10 130 КТ2 109 60 272. Списание трат на оказание услуг.

Учет предполагает детализацию трат. То есть прописываются траты по каждой операции.

Налогообложение

Если учреждение оказывает коммерческие образовательные услуги, они не будут облагаться НДС на основании пункта 2 статьи 149 НК РФ. Однако доход будет облагаться налогом на прибыль за некоторыми исключениями (касаются они образовательных субъектов):

  • Образовательная услуга входит в Перечень форм образовательной деятельности.
  • Наличие лицензии на соответствующую деятельность.
  • В учреждении работает не меньше 15 сотрудников.

Если платные услуги оказываются казенными структурами, доход не будет учтен при определении налоговой базы.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Образовательная организация дополнительного профессионального образования оказывает услуги юридическим лицам по обучению их сотрудников на платной основе.
Субсидии от государства не получает. Организация пользуется освобождением от налогообложения НДС, по налогу на прибыль применяется налоговая ставка 0%. Лицензия на осуществление образовательной деятельности у организации есть.
Может ли организация проводить обучение некоторых физических лиц на безвозмездной основе (бесплатно)?
Как это отразить в налоговом и бухгалтерском учете?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оказание образовательных услуг на безвозмездной основе не приводит к увеличению налоговой базы учреждения ни по НДС, ни по налогу на прибыль.

Обоснование вывода:
Исходя из п. 1 ст. 572 ГК РФ, дарением признается не только безвозмездная передача в собственность вещи либо имущественного права, но и освобождение лица от имущественной обязанности перед собой (например, обязанности оплатить оказанные услуги).
Законодательством установлен запрет на дарение в отношениях между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Однако ваше учреждение является некоммерческой организацией (ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Следовательно, установленное ГК РФ ограничение в случае оказания образовательных услуг на безвозмездной основе не применяется.
Поэтому считаем, что ваше учреждение вправе бесплатно оказывать образовательные услуги.

НДС

В общем случае реализация услуг на территории РФ признается объектом налогообложения НДС. При этом в целях главы 21 НК РФ оказание услуг на безвозмездной основе также признается реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Одновременно в ст. 149 НК РФ приведены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Так, согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) реализация услуг в сфере образования, оказываемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
При этом реализация услуг в сфере образования освобождается от налогообложения при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149 НК РФ, ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ), пп. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", письма Минфина России от 06.03.2015 N 03-07-07/12127, от 28.04.2012 N 03-07-07/47, от 21.06.2012 N 03-07-07/59).
Таким образом, из буквального прочтения изложенных выше норм для освобождения от НДС реализации образовательных услуг необходимо выполнение следующих условий:
- образовательная услуга должна быть оказана некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- организация должна иметь соответствующую лицензию;
- реализуются основные и (или) дополнительные образовательные программы, указанные в лицензии.
Как мы поняли, в отношении вашей организации все перечисленные условия выполняются. Следовательно, реализация образовательных услуг на безвозмездной основе освобождается от НДС.

Налог на прибыль

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг), а также внереализационные доходы.
Понятие дохода дано в п. 1 ст. 41 НК РФ, который предусматривает, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 и 25 НК РФ.
Очевидно, что при оказании образовательных услуг на безвозмездной основе ваше учреждение экономической выгоды не получает. В этой связи бесплатное оказание услуг к увеличению ваших налогооблагаемых доходов не приводит. Аналогичное мнение нашло отражение, например, в письмах Минфина России от 17.08.2017 N 03-03-06/1/52899, от 17.11.2016 N 03-03-06/3/67725, ФНС России от 07.09.2009 N ММ-20-3/1313.
Вместе с тем расходы в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг, а также расходы, связанных с оказанием таких услуг, в силу п. 16 ст. 270 НК РФ не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Однако ваше учреждение оказывает образовательные услуги также и на платной основе. В этой связи считаем, что Вам в целях налогообложения прибыли следует организовать раздельный учет расходов, связанных и не связанных с оказанием образовательных услуг на безвозмездной основе.

Бухгалтерский учет

При безвозмездном оказании услуг увеличения экономических выгод у учреждения не происходит. Соответственно, дохода в бухгалтерском учете не возникает (п. 2 ПБУ 9/99 "Доходы организации").
По нашему мнению, расходы (долю расходов), связанные с оказанием бесплатных услуг, целесообразнее учитывать в составе прочих расходов организации на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Причем в бухгалтерском учете (в отличие от налогового) расходы учитываются вне зависимости от факта получения соответствующих доходов или от порядка учета таких расходов в целях налогообложения (п.п. 12, 17-19 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
При этом никаких дополнительных записей, связанных с безвозмездным оказанием образовательных услуг, в бухгалтерском учете не формируется.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Если не было предоплаты, налоговую базу по НДС исполнитель услуг определяет на дату, когда он подписал акт оказания услуг. Если был аванс – на дату поступления денег. По факту оказания услуги доход включается в базу по налогу на прибыль независимо от оплаты.

Нужен ли акт оказания услуг

НК РФ требует, чтобы документы, подтверждающие расходы, были оформлены в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). В пункте 2 статьи 272 НК РФ сказано, что датой осуществления материальных расходов в виде работ и услуг производственного характера считается дата подписания налогоплательщиком, применяющим метод начисления, акта приемки-передачи услуг (работ). Значит, для целей налогообложения прибыли для признания услуг производственного характера акт необходим.

А вот ГК РФ не обязывает подтверждать факт оказания услуг актом. В нем можно найти только нормы о составлении акта о выполненных работах по договору подряда (ст. 720 ГК РФ) и по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Вместе с тем пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса предусматривает, что условия договора определяются по усмотрению сторон. То есть необходимость составления акта и порядок его подписания сторонами можно предусмотреть в договоре.

В комментируемом письме момент определения налоговой базы по двум главным налогам у компании – исполнителя услуг финансисты увязывают именно с датой подписания акта оказания услуг.

База по НДС у исполнителя услуг

О том, в какой момент определяется налоговая база по налогу на добавленную стоимость, сказано в статье 167 НК РФ. Этот порядок имеет прямое отношение и к оказанию услуг.

Налоговую базу определяют в момент, соответствующий наиболее ранней из двух дат:

  • день отгрузки (предоставления) услуги покупателю;
  • день оплаты или частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг.
  • Следовательно, налог нужно начислить, если:
  • услуга оказана, а оплачена она или нет – не важно;
  • услуга не оказана, но за нее получена предоплата (аванс).

В случае с предоплатой никаких других вариантов нет – как только деньги поступили, нужно начислять налог.

Что касается определения налоговой базы по НДС “по отгрузке”, как указывал Минфин России в письме от 23.01.2017 № 03-07-11/2832, таким моментом является дата подписания акта оказанных услуг заказчиком или исполнителем.

В комментируемом же письме моментом определения налоговой базы по НДС в такой ситуации финансисты назвали дату подписания акта оказанных услуг конкретно исполнителем. А не “или-или”, заказчиком или исполнителем.

Действительно, проверяющие не обойдут вниманием признание налоговой базы по НДС у исполнителя услуги после подписания акта заказчиком. Ведь здесь могут обнаружить и некий умысел, когда стороны имеют возможность договориться и на свое усмотрение регулировать налоговые обязательства.

А ведь при таком оформлении договорных отношений рискует исполнитель, который сдвинет момент определения налоговой базы и несвоевременно начислит НДС. Что касается заказчика, то дата акта для него существенного значения не имеет. Вычет НДС он вправе заявить в течение трех лет.

Поэтому позиция финансистов в комментируемом письме является более безопасной для исполнителя услуг.

База по налогу на прибыль у исполнителя услуг

Для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль датой возникновения дохода от услуги является дата их фактического оказания (см., например, письмо Минфина России от 27.05.2015 № 03-03-06/1/30408).

А в письме Минфина России от 19.10.2015 № 03-03-06/59640, сказано, что доходы организации, полученные по договору об оказании услуг, следует учитывать для целей налогообложения прибыли в том налоговом периоде, в котором документально подтвержден факт оказания услуг.

Таким образом, доходы по оказанным услугам должны быть отражены в том периоде, к которому они относятся. Выручка от реализации услуг подлежит признанию в целях налога на прибыль на дату оказания услуг. А эту дату исполнитель указывает в акте об оказанных услугах.

Более позднее отражение доходов у исполнителя, например, на дату подписания акта заказчиком, может привести к начислению пеней и штрафов и по налогу на прибыль – за несвоевременное отражение доходов в налоговом учете.

Эксперт по налогообложению Б.Л. Сваин

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Учет в госсекторе

Новый закон об образовании, который вступает в силу с 1 сентября, предусматривает возможность оказания платных образовательных услуг, в том числе для детей. При этом нужно правильно учесть поступающие от родителей (представителей) детей средства в бухгалтерском и налоговом учете. Рассмотрим, как это сделать.

Возможность взимания платы

При этом следует помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 505 (далее Правила).

В уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления (п. 3 Правил).

К платным образовательным услугам, которые предоставляются государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:

  • обучение по дополнительным образовательным программам;
  • преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
  • репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка и переподготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования, осуществляемые сверх финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся;
  • другие услуги.

Установление размера платы

Примерные формы договоров на оказание платных образовательных услуг утверждены приказами Минобразования России:

от 28 июля 2003 г. № 3177 для сферы профессионального образования;

от 10 июля 2003 г. № 2994 для сферы общего образования.

Размер платы за оказанные образовательные услуги устанавливается бюджетными и автономными образовательными учреждениями самостоятельно. Обратимся к пункту 5 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 декабря 2010 г. № 1898. Там указано, что размер платы определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат, необходимых для оказания соответствующих платных услуг, с учетом требований к качеству оказания платных услуг и конъюнктуры рынка.

Бухгалтерский учет поступлений

Это закреплено в пункте 197 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н.

Расчеты по суммам доходов от выполнения работ, оказания услуг отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

  • казенные учреждения учитывают суммы на счете 1 205 31 000 В«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услугВ»;
  • бюджетные на счете 2 205 31 000 В«Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услугВ»;
  • автономные учреждения на счете 0 205 30 000 В«Расчеты по доходам от оказания платных работ, услугВ».
Аналитический учет расчетов по поступлениям ведется в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов в карточке учета средств и расчетов и (или) в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Отражение операций по счету осуществляется в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам.

Применение ККТ при наличных расчетах

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54‑ФЗ В«О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных картВ» определено, что организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт с населением без применения контрольно-кассовой техники.

Но только при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности.

Важным моментом является тот факт, что порядок оплаты (наличным или безналичным расчетом) необходимо прописать в договоре с заказчиком образовательной услуги в соответствии с пунктом 14 Правил.

В случае приема наличных денежных средств уполномоченными лицами последние ежедневно сдают в кассу учреждения денежные средства, оформленные реестром сдачи документов, с приложением квитанций (копий).

Форма квитанции (ф. 0504510) утверждена приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н В«Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применениюВ».

Применение приходного кассового ордера предусмотрено пунктом 3.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12 октября 2011 г. № 373-П). Приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как в условиях методов ручной обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники.

При поступлении денежных средств в учете составляются бухгалтерские записи с использованием счетов 201 01 «Денежные средства учреждения на счетах» в журнале операций с безналичными денежными средствами или 201 34 «Касса» в журнале операций с безналичными денежными средствами.

Налогообложение платных услуг

Налог на добавленную стоимость

Такая льгота прописана в подпункте 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

При этом, по мнению автора, платный отбор детей для поступления в школу или кружок вряд ли является предметом реализации образовательных программ в учреждении, указанном в лицензии. Поэтому с данной суммы необходимо начислить и уплатить НДС во избежание разногласий с налоговыми органами.

Налог на прибыль

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 284 Налогового кодекса РФ учреждения, ведущие образовательную и (или) медицинскую деятельность, могут применять ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов.

Правда, только при соблюдении условий, перечисленных в пунктах 1, 3 статьи 284.1 Налогового кодекса РФ. Они таковы:

  • вид образовательной деятельности учреждения должен быть включен в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ;
  • учреждение должно иметь лицензию (лицензии) на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы учреждения за налоговый период от ведения образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов от доходов, учитываемых учреждением при определении налоговой базы. Либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы. При этом средства целевого финансирования в определении процентной доли доходов не учитываются (письмо Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-03-06/4/53);
  • в штате учреждения непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
  • учреждение не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Что касается доходов казенных учреждений, то в соответствии с подпунктом 33.1 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Важно запомнить

Образовательные учреждения вправе устанавливать самостоятельно размер платы за оказываемые услуги.

Читайте также: