Линия электропередач налог на имущество

Опубликовано: 06.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Относится ли к объектам недвижимости линия электропередачи (ЛЭП), проложенная под землей, или нет (ЛЭП подключены к трансформаторным станциям и используются для обеспечения электроэнергией плавильных печей)? Относится ли межцеховой газопровод к объектам недвижимости?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Анализ последних примеров судебной практики, а также разъяснений налоговых органов по вопросам квалификации имущества позволяет выделить следующие основания для квалификации объекта имущества как недвижимого:
1) наличие прочной связи объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению;
2) и (или) невозможность самостоятельного использования объекта без недвижимого имущества;
3) и (или) изначальное предназначение объекта имущества для его использования как части недвижимого имущества (на этапе проектирования объекта недвижимого имущества, например, завода, цеха и т.п.).
В связи с чем полагаем, что такие сооружения, как линии электропередачи, в том числе без опор (подземные), а также межцеховой газопровод, могут быть отнесены налоговым органом к недвижимому имуществу для целей исчисления налога на имущество.

Обоснование позиции:
При отнесении имущества к движимому или недвижимому для целей исчисления налога на имущество следует опираться на определения, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), а также на разъяснения Минпромторга (в силу п. 2 ст. 38 и п. 1 ст. 11 НК РФ, смотрите письма Минфина России от 11.04.2013 N 03-05-05-01/11960, от 25.02.2013 N 03-05-05-01/5322, письмо ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@).
Вопрос квалификации имущества важен, так как для вывода движимого имущества из объектов налогообложения с 2019 года следует точно определить, что к нему относится, а что нет. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Объект обложения налогом на имущество организаций.
В настоящее время к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 ГК РФ)*(1).
Как указано в письме Минпромторга России от 23.03.2018 N ОВ-17590-12 (рекомендовано к использованию письмом ФНС России от 28.03.2018 N БС-4-21/5834@), к объекту недвижимого имущества, кроме самого земельного участка, могут быть отнесены здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, которые возведены на земельном участке и выступают в гражданском обороте единым объектом с земельным участком (правами на земельный участок)*(2).
В связи с чем для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать наличие записи об объекте в ЕГРН. А при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие оснований, подтверждающих:
1) прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению (письмо ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@ "О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации");
2) невозможность самостоятельного использования объекта без недвижимого имущества (исходя из письма Минфина России от 24.08.2017 N 03-05-05-01/54266)*(3). Так, в Определении ВС РФ от 24.09.2018 N 307-КГ18-14515 суд пришел к выводу, что если без анализируемого имущества объект недвижимости не может функционировать по своему назначению, то такое имущество нельзя признать движимым имуществом);
3) изначальное предназначение объекта имущества как части недвижимого имущества (на этапе проектирования объекта недвижимого имущества)*(4).
При этом отсутствие государственной регистрации права на имущество еще не свидетельствует о том, что оно не является недвижимым (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638, постановление Второго ААС от 20.12.2018 N 02АП-9694/18 (по вопросу квалификации тепловых сетей, водопроводных и канализационных сетей)).
Отметим, что на основании именно последних двух признаков суды в последнее время принимают решения о квалификации таких объектов, как трубопроводы, линии электропередач и прочие линейные сооружения, в качестве недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество. Обращаем внимание, что налоговые органы учитывают такие выводы судов при проверках (письмо ФНС России от 18.10.2018 N БС-4-21/20327@).
При этом судьи исследуют следующий момент - являются ли спорные объекты неотъемлемой технологической (функциональной) частью недвижимого имущества. Ведь в силу положений статей 130, 133, 133.1 ГК РФ часть недвижимой вещи признается недвижимым имуществом. Например, в постановлении от 04.06.2018 N Ф07-6257/2018 по делу N А42-5598/2017 АС Северо-Западного округа, принимая решение о квалификации палубных кранов в качестве недвижимого имущества (несмотря на то, что они легко могут быть демонтированы и перенесены на новое место), исходил из того, что "палубное оборудование и все установки, находящиеся на палубе судна, являются его неотъемлемой составляющей, без них она неработоспособна".
В постановлении АС Московского округа от 23.08.2018 N Ф05-12789/2018 по делу N А40-176218/2017 (определением ВС РФ от 11.12.2018 N 305-КГ18-20539 оставлено в силе*(5)) суд также учел, что "спорные основные средства "Технологические трубопроводы" и "Газоходы" изначально проектировалась Обществом как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим (производственным) процессом (назначением) с иными основными средствами, включенными в установку Реконструкция установки прокаливания кокса "П-этап", для получения прокаленного кокса".
В постановлении АС Северо-Западного округа от 18.05.2018 N Ф07-5328/2018 по делу N А05-1595/2017 имеется вывод о том, что объект "трансформаторная подстанция с установкой новой модульной КТП" обладает предусмотренными законодательством признаками недвижимого имущества. Довод налогоплательщика о том, что трансформаторы, находящиеся внутри трансформаторной подстанции, могут быть без ущерба для своего назначения извлечены из нее и эксплуатироваться самостоятельно вне зданий и сооружения, то есть являются движимым имуществом, суды отклонили.
Исходя из анализа судебной практики, а также разъяснений налоговых органов, полагаем, что линии электропередачи, в том числе без опор (подземные), могут быть отнесены налоговым органом к недвижимому имуществу как сооружения (п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 6, 23 ч. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ, класс 41 "Здания и работы по возведению зданий", категория 42.22.12.110 "Линии электропередачи местные" класса 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008) (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, далее - ОКПД 2), смотрите также письмо Минэкономразвития России от 06.11.2009 N Д23-3650). Исходя из выводов, содержащихся в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146, трансформаторная подстанция также может быть признана недвижимым имуществом.
По этим же признакам межцеховой газопровод может быть признан как часть недвижимого имущества, поскольку он связан единым технологическим процессом с недвижимым имуществом (цехами).
Однако этот вопрос в значительной степени является техническим, а не правовым, поскольку квалификация таких объектов, как здания, строения или сооружения, зависит от их технических характеристик. Отметим, что, рассматривая вопросы квалификации имущества как недвижимого или движимого, суды учитывают технологический процесс налогоплательщика и участие объектов имущества в нем (в частности, могут ли объекты имущества использоваться вне технологического процесса самостоятельно).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

4 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Обращаем внимание на готовящиеся поправки в ГК РФ, которые направлены на изменение порядка определения недвижимого имущества. Так, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, здания. Сооружения будут являться недвижимостью, если они одновременно:
- прочно связаны с землей, то есть их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
- имеют самостоятельное хозяйственное значение и могут выступать в гражданском обороте обособленно от других вещей.
Предполагается, что Правительством РФ будет определяться перечень видов сооружений, не обладающих признаками объектов недвижимости.
С проектом федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования гражданского оборота недвижимости и создания режима единого объекта недвижимости" можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта 02/04/02-17/00062515).
Смотрите также материал Гензель В., Гавриленко В. Каких изменений в регулировании правового статуса недвижимого имущества можно ожидать с 2019 года? (ГАРАНТ.РУ, 18 октября 2018 г.)
*(2) В данном письме также отмечено, что в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.
Однако такие объекты, как оборудование для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, связанных с изменением предмета труда, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования.
По мнению Минпромторга России, факт установки такого оборудования на специальный или общий фундамент не меняет данной квалификации.
В связи с чем оборудование промышленных предприятий, указанное в разделе 330.00.00.00.000 "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь и другие объекты" ОКОФ, не может быть отнесено к недвижимому имуществу.
*(3) В указанном письме Минфин России указал, что технологическое оборудование признается движимым имуществом, если оно может использоваться по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества и его демонтаж не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимости независимо от того, входит ли соответствующее оборудование в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.
*(4) Например, в решении АС Архангельской области от 28.12.2018 по делу N А05-9793/2018 суд указал, что "общество не приобрело оборудование отдельно от строительства объектов, не разместило его в существующих зданиях и сооружениях, ранее поставленных на учет как объекты недвижимого имущества. Сами здания ранее не выполняли никакой иной функции, не были предназначены для использования в иных целях и были непосредственно возведены в целях установки в них спорного оборудования для достижения производственного результата. Использование зданий 5 туннельных камер непрерывного действия, 10 камер периодического действия, линии сортировки сухих пиломатериалов, цеха по производству древесных гранул, ТЭЦ без установленного в них оборудования в технологическом процессе невозможно.
Рассматриваемые объекты являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь; вынужденное деление единого имущественного комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления производственной деятельности. Такой правоприменительный подход нашел отражение в судебных актах по делу N А05-1595/2017 и в определении Верховного Суда РФ от 03.09.2018 N 307-КГ18-13146".
*(5) Данное Определение направлено в территориальные налоговые органы в целях администрирования налога на имущество организаций в отношении объектов основных средств типа "трубопровод технологический" и "газоход" письмом ФНС России от 18.12.2018 N БС-4-21/24643@.


Для решения вопроса об уплате либо неуплате налога на имущество с волоконно-оптической линии связи (ВОЛС) или ее отдельных объектов, необходимо определить, являются ли эти объекты движимым или недвижимым имуществом.

Движимое имущество, принятое на учет c 1 января 2013 года в качестве основных средств, было освобождено от уплаты налога на имущество до 1 января 2019 года. После этой даты движимое имущество вообще перестало быть объектом налога на имущество, а значит, и облагаться этим налогом. В результате возникли налоговые споры о квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого. Налогоплательщики пытаются доказать, что имущество, которое они традиционно считали движимым, не перестало таковым являться с момента появления налоговых преференций. Споры о квалификации коснулись трубопроводов, линий электропередачи, тепловых электростанций, производственного оборудования, смонтированного на фундаменте внутри цехов, заборов, асфальтированных площадок, световых конструкций на зданиях, и прочих объектов.

Операторы связи не остались в стороне от вопроса о квалификации профильных для своего бизнеса объектов, который приобрел актуальность в свете текущих судебных споров об уплате налога на имущество. Отрасль связи во многом регулируется специальными нормами. Вопрос о том, считать ли движимым/недвижимым имуществом линейно-кабельные сооружения (ЛКС), был урегулирован постановлением правительства РФ от 11.02.2005 №68. В этом нормативно-правовом акте зафиксировано, что ЛКС представляют собой совокупность разнородных недвижимых вещей, технологически образующих единое целое, соединенных являющимся движимым имуществом физическими цепями (кабелями), и кадастровый учет и государственная регистрация могут быть осуществлены как для единого недвижимого комплекса. Также ЛКС признается объект недвижимости, созданный или приспособленный для размещения кабеля связи, функционально и технологически не взаимосвязанный и не образующий единое целое с другими сооружениями связи.

Прямо в качестве объектов недвижимости в постановлении названы кабельная канализация, наземные и подземные сооружения специализированных необслуживаемых регенерационных и усилительных пунктов, кабельные переходы через водные преграды, закрытые подземные переходы (проколы, микротоннели, коллекторы).

Суды, поддержавшие пере­квалификацию имущества из движимого в недвижимое, вслед за налоговыми органами исходили из того, что любые технологически связанные между собой объекты являются недвижимостью или единым недвижимым комплексом (например, дело ООО "ЛУКОЙЛ-Волго­град­нефте­пере­работка" №А40‑176218/2017 в отношении трубопроводов и газоходов). Исходя из правоприменительной практики, несложно предположить, что аналогичная логика о технологической связанности объектов может быть применена налоговыми органами и к ВОЛС.

Некоторый "просвет" в этом вопросе для налогоплательщиков возник после принятия Верховным Судом РФ определения от 12.07.2019 по делу ЗАО "Лесо­завод 25" №А05‑879/2018 в отношении оборудования линии по производству древесных гранул. При квалификации имущества суд предложил оценивать такие параметры, как самостоятельное предназначение и возможность самостоятельного использования объекта, а не только его связанность со зданием цеха и другими объектами производства, а также наличие общего фундамента. Еще одним критерием для оценки стало отнесение объектов в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов к самостоятельной группе основных средств. Расходы на демонтаж оборудования, по мнению суда, автоматически не презюмируют несоразмерный ущерб. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, и хотя итоговое решение можно прогнозировать, полной уверенности в повороте практики в пользу налогоплательщиков нет.

Иллюстрацией этого служит решение Арбитражного суда города Москвы по делу ПАО "Орскнефтеоргсинтез" №А40‑85398/19‑20‑1574, принятое после появления позиции Верховного Суда РФ, в котором суд "возвращает" внимание к критериям, предложенным для квалификации имущества в гражданском обороте (непосредственная и опосредованная связь с землей, определение несоразмерности ущерба имуществу через расходы на его возможное перемещение).

Ранее вопрос о квалификации ВОЛС в качестве движимого/недвижимого имущества возникал только в судебных спорах о регистрации права собственности с Росреестром. Единственный налоговый спор, завершившийся в 2019 году постановлением суда кассационной инстанции не в пользу налогоплательщика, касался признания ВОЛС недвижимым имуществом только в силу того, что налогоплательщик не отразил в учете объекты незавершенного строительства и не уплатил с них налог на имущество. Какие-либо аргументы об основаниях признания ВОЛС недвижимым имуществом в судебных актах по делу А32‑38832/2018 отсутствуют.

Экспертный совет Федеральной налоговой службы России также не оставляет без внимания "операторские объекты" (и не только ВОЛС), в связи с чем в настоящее время перед налоговыми органами и операторами стоит задача в выработке единого подхода и критериев классификации "связного" имущества.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Начиная с 1 января 2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, действует положение, согласно которому из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций исключена такая категория, как движимое имущество.

Одним из спорных вопросов на данный момент является корректная классификация линейных объектов, числящихся в учете организации, на движимые и недвижимые, поскольку принадлежность объекта к той или иной группе влияет на формирование налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Определение недвижимых объектов дано в ст. 130 Гражданского Кодекса, к ним в частности, относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Насколько это определение применимо к таким сооружениям как линейные объекты, в настоящее время является областью дискуссий и споров.

В соответствии с законодательством линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

По мнению Минэкономразвития России, ранее отраженному в письме от 11.10.2016 № Д23и-4847, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, относятся к недвижимости.

Эту позицию поддерживают и суды. В конце прошлого года определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. № 305-КГ18-20539 (далее – Определение) была поддержана позиция Федеральной Налоговой Службы в том, что такие объекты основных средств, как технологические трубопроводы и газоходы, относятся к недвижимому имуществу.

Было установлено, что объекты основных средств «технологические трубопроводы» и «газоходы» представляют собой объемную линейную строительную систему, которая изначально была спроектирована как объект капитального строительства и объединена единым технологическим процессом, в силу отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации, а также смонтирована на специально возведенных фундаментах (эстакадах), что обеспечивает ее прочную связь с землей. Таким образом, суды пришли к выводу о правомерном отнесении налоговой инспекцией объектов основных средств общества к объектам недвижимого имущества и законности доначисления налога на имущество.

Вышеуказанное Определение направлено ФНС России в адрес территориальных налоговых органов для руководства в работе (письмо от 18.12.2018 № БС-4-21/24643@).

В 2018 году заинтересованными федеральными ведомствами по данной тематике было дано множество разъяснений. Налоговая служба на своем сайте разместила рекомендации по вопросу определения вида объектов имущества в целях налогообложения (Письмо от 02.08.2018 г. № БС-4-21/14968@). В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости, рекомендуется учитывать наличие записи об объекте в ЕГРН, а при отсутствии таковых - принимать к учету сведения, содержащие информацию о наличии оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей.

Таким образом, изучив существующую практику, можно сказать, что линейные объекты, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом, право на которые зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке, относятся к недвижимости.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, в соответствии с нормами Гражданского кодекса, признаются движимым имуществом, соответственно, линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Как известно, налог на имущество организаций является региональным налогом и подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ставки по налогу на имущество, в том числе в отношении линейных объектов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Налогового Кодекса. В соответствии с налоговым законодательством установлена и нулевая налоговая ставка, которая применяется в отношении объектов газоснабжения, таких как магистральные газопроводы, объекты газодобычи, при одновременном соблюдении условий, указанных в пункте 3.1 вышеуказанной статьи. При этом хочется обратить внимание, что по таким объектам, как магистральные нефтепроводы и объекты нефтедобычи, таких преференций не установлено, и их налогообложение происходит в установленном законодательством порядке, хотя и те и другие объекты относятся к сооружениям магистрального трубопроводного транспорта.

ОБЪЕКТЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Следует также обратить внимание, что в декабре 2018 года Правительством Российской Федерации был утвержден Перечень основных средств в сфере водоснабжения и водоотведения, амортизация которых осуществляется с повышающим коэффициентом.

Как известно, в соответствии со ст. 259.3 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий или понижающий коэффициент в отношении определенных в указанной статье основных средств.

Это связано с тем, что с 1 января 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 526 внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, а в пункт 2 статьи 259.3 Налогового Кодекса введен новый подпункт 4, в соответствии с которым налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения. Основная часть поправок коснулась сооружений и передаточных устройств, относящихся к 3-10 амортизационным группам. Поскольку амортизационные отчисления принимаются в расходы по налогу на прибыль, налоговое законодательство жестко регламентирует вопрос ускоренного списания затрат.

Налоговым Кодексом установлено, что Перечень таких основных средств устанавливает Правительство Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса в конце прошлого года принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1731 «Об утверждении перечня амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3».

Следует обратить внимание, что упомянутая норма имеет временное ограничение, распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию после 2018 года и действует до 1 января 2023 года.

Помимо общей дискуссии о критериях отнесения имущества к движимому или недвижимому, классификации основных средств по амортизационным группам, в настоящее время продолжается обсуждение вопросов, связанных с включением тех или иных конкретных объектов в соответствующие группы.

Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере имущественных отношений вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ и получить квалифицированную консультацию.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество

С 1 января 2013 года линии энергопередачи и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, облагаются налогом на имущество (письмо Минфина России от 11 декабря 2012 г. № 03-05-04-01/44).

Вступили в силу изменения в главу 30 Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ. Эти изменения исключают из состава льготируемого имущества, в частности, линии электропередачи.

До 1 января 2013 года линии электропередачи и сооружения, являющиеся неотъ­емлемой технологической частью таких линий, не облагались налогом на имущество организаций на основании положений пункта 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

С 1 января 2013 года эта льгота отменена. Теперь они облагаются налогом на имущество как в отношении вновь вводимых объектов основных средств, так и числящихся на балансе.

Для того чтобы налоговая нагрузка у организаций в связи с отменой льготы увеличивалась постепенно, предусмотрено дифференцированное повышение налоговых ставок каждый налоговый период (год) до 2019 года.

Так, согласно вновь введенному пунк­ту 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ, ставки налога на имущество в отношении линий электропередачи не могут превышать следующих размеров (напомним, общая ставка налога – 2,2%):

– в 2013 году – 0,4 процента;

– в 2014 году – 0,7 процента;

– в 2015 году – 1,0 процента;

– в 2016 году – 1,3 процента;

– в 2017 году – 1,6 процента;

– в 2018 году – 1,9 процента.

Аналогичные ставки налога на имущество предусмотрены также и в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных магистральных трубопроводов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (п. 3 ст. 380 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ и могут быть ниже, чем предусмотрено в статье 380 Налогового кодекса РФ.

Если же по каким-то причинам ставки не будут установлены, то организации должны будут применять налоговые ставки, установленные статьей 380 Налогового кодекса РФ.

Минфин России в письме от 30 ноября 2012 г. № 03-05-04-01/40 разъяснил, как быть в ситуации, если субъект РФ установит пониженные ставки с опозданием. Так, региональные законы могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Основание – пункт 4 статьи 5 Налогового кодекса РФ. Получается, если законы субъектов РФ, устанавливающие пониженные налоговые ставки на 2013 год, будут приняты с задержкой, то они могут предусматривать возможность применения пониженной ставки с 1 января 2013 года и предприятиям можно будет уточнить налоговые декларации, пересчитав сумму налога и потребовав ее возврата из бюджета.

Новым пунктом 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ установлено, что перечень имущества, относящегося к объектам, которые облагаются по пониженным ставкам, утверждается непосредственно Правительством РФ.

До 2013 года, когда эти объекты полностью льготировались, их перечень был утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Однако это постановление было принято в соответствии с пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ, который сейчас применяется только в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования.

Для целей применения пункта 3 статьи 380 Налогового кодекса РФ, который устанавливает пониженные налоговые ставки, должно быть принято новое постановление Правительства РФ.

При отсутствии утвержденного перечня, предусмотренного Налоговым кодексом РФ для применения того или иного льготного порядка налогообложения, применять такой льготный порядок нельзя. В том числе нельзя использовать перечни, принимаемые Правительством РФ во исполнение требований одних статей Налогового кодекса РФ, для расшифровки норм других его статей. Такие разъяснения Минфин России дал в письме от 26 де­кабря 2011 г. № 03-05-05-01/98 в отношении перечня энергоэффективного оборудования, льготируемого в соответствии с пунктом 21 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Несмотря на эти разъяснения, в настоящее время финансисты решили изменить свою позицию по этому вопросу. Минфин России в письме от 11 декабря 2012 г. № 03-05-04-01/44 рекомендовал руководствоваться Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504. Это письмо Минфина России по подведомственным инспекциям для использования в работе ФНС России направила письмом от 13 декабря 2012 г. № БС-4-11/21285@, при этом дав указание довести его до сведения налогоплательщиков.

Тем не менее предприятию следует проследить, когда выйдет новое постановление Правительства РФ, и если в нем перечень претерпит изменения, то предприятиям нужно будет произвести перерасчет с бюджетом по налогу на имущество с 1 января 2013 года.

В этот перечень, в частности, входят:

– линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ на металлических деревянных и железобетонных опорах;

– кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно;

– сооружения для прокладки линий энергопередачи, наземные мостовые и иные переходы через шоссейные дороги, железнодорожные пути и водоемы;

– инженерные сооружения для размещения специального оборудования;

– устройства для определения мест повреждения на линиях энергопере­дачи;

– устройства комплектные силовые и осветительные с различного вида аппаратами (пункты, щитки, шкафы, панели);

– приборы для импульсных измерений, аппаратура контрольно-испытательная и измерительная;

В составе технологической части недвижимого имущества (линий электропередачи) могут числиться объекты основных средств, которые можно отнести к движимому имуществу.

До 1 января 2013 года для применения льготы организации на основании перечня и технических документов старались доказать налоговым органам, что то или иное движимое имущество является неотъ­емлемой технологической частью льготируемой недвижимости и тоже попадает под льготу.

Сейчас стоит противоположная задача: исключить движимое имущество из состава недвижимости – сооружений линий электропередачи. Дело в том, что Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ дополнен подпунктом 8, согласно которому не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Безусловно, в отношении объектов, числящихся на балансе по состоянию на 31 декабря 2012 года и льготируемых организацией на эту дату, доказать обос­нованность разгруппирования объектов будет затруднительно, если движимое имущество ранее признавалось неотъ­емлемой частью сооружений линий электропередачи.

По отношению к вновь вводимым объектам можно воспользоваться нормами, которые указаны в пункте 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». В соответствии с ними единицей основных средств является инвентарный объект, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или работы.

Иными словами, с учетом положений Общероссийского классификатора основных фондов и постановления Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 504 необходимо установить, может ли движимое имущество, так или иначе связанное с линией электропередачи, работать независимо от этого недвижимого объекта. Затем на основании пункта 6 ПБУ 6/01 учесть его как отдельный инвентарный объект. В таком случае такой объект движимого имущества с 2013 года можно не облагать налогом на имущество.

Но такая практика может привести к спорам с налоговиками, и поэтому предприятию нужно быть готовым отстаивать свою позицию в суде.

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Читайте также: