Первая налоговая реформа на руси

Опубликовано: 21.04.2024


Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая реформа княгини Ольги, пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

икона княгини Ольги

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. Князь Мал, управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

взымание налогов

Налоговая реформа Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

крещение княгини Ольги

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

равноапостольский князь Владимир и княгиня Ольга

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.

О роли и значении налогов знает, наверное, каждый человек. Именно эти средства используются для выполнения государством своих важнейших функций: охраны прав и свобод граждан, обеспечения безопасности, развития экономики и социальной сферы. Без налогов – важнейшего источника доходной части госбюджета – стало бы невозможным само его существование. Платить налоги на Руси начали довольно рано. Однако сама система претерпела существенные перемены. Многие монархи пытались провести налоговые реформы, с сутью и значением которых мы предлагаем ознакомиться.

суть налоговой реформы

Налоги Древней Руси

Налоговая система на Руси появилась намного позднее, чем в Греции или Риме. Как полагают исследователи, произошло это к концу IX века. Сначала сбор дани носил нерегулярный характер (князья со своей дружиной посещали побежденные народы и взыскивали с них средства в свою пользу по мере необходимости, например, перед запланированным очередным походом). Постепенно такая форма налога становится прямой и получает характер одного из основных источников княжеского дохода. Так, князь Олег обложил данью несколько племен:

  • Кривичей.
  • Мерю.
  • Ильменских славян.
  • Позднее – древлян.

Способов взимания дани было два:

  • Полюдье – князь с дружиной объезжал покоренные племена и собирал дань.
  • Повоз – плательщики дани сами привозили ее в Киев.

Суть налога на данном раннем этапе состояла в том, что племена, покорившиеся Киевской Руси, находились под защитой князя и были обязаны платить ему своеобразное вознаграждение.

налоговые реформы

Первые преобразования

Во времена первых князей размер дани был не регламентирован, чем они нередко злоупотребляли. Так, князь Игорь со своей дружиной собрал налоги с племени древлян дважды, за что был ими убит.

Его вдова жестоко отомстила убийцам мужа, велев убить представителей знати своенравного племени, а позднее – даже сожгла столицу, Искоростень. Рассмотрим налоговую реформу княгини Ольги:

  • Она ввела определенную сумму дани – урок.
  • Были установлены конкретные места сбора – погосты.

Согласно древнейшим источникам, такое преобразование произошло в 946 году. После уплаты налога каждое племя получало княжескую печать из глины, что защищало его от повторной уплаты дани. Такова была первая налоговая реформа в Древней Руси, которая, несомненно, была важна: она стала шагом на пути упорядочения системы налогов. Теперь каждое племя понимало, что определенный объем дани выплатить ему придется, но было уверено в своей защищенности от своеволия князей. Вместе с тем это преобразование способствовало укреплению централизованной княжеской власти.

налоговая реформа княгини ольги

Дальнейшее развитие

Рассмотрим, по какому пути пошли последующие налоговые реформы в Древней Руси:

  • В отдельных случаях взимание дани проводилось в натуральном выражении. Так, новгородцы были вынуждены платить по 300 гривен раз в год, эти средства использовались для содержания дружины. Известно, что гривна – это небольшой серебряный свиток.
  • Присутствовало и поземельное налогообложение.
  • Активно использовались судебные пошлины, представляющие собой систему штрафов в современном понимании. Например, за убийство чужого холопа убийца был обязан компенсировать хозяину раба его стоимость, а также заплатить пошлину, именуемую вирой, в княжескую казну.

Были и косвенные налоги, которые оплачивались купцами. Таких пошлин было несколько:

Все эти виды налогов способствовали пополнению княжеской казны.

первая налоговая реформа

Эпоха монголо-татарского ига

Нашествие монголо-татар существенно изменило саму систему налогов. В период ига основным видом подати стал так называемый выход, особенности которого следующие:

  • Изначально взимался баскаками, доверенными лицами хана, позднее – русскими князьями.
  • Облагались таким налогом все мужчины и каждая голова скота.
  • Удельные князья собирали дань в своих уделах, потом передавали ее великому князю, который, в свою очередь, направлял собранные подати в Орду.
  • Сумма данного налога зависела от договоренности великого князя и хана.

Кроме выхода, жители Руси были обязаны выполнять другие действия принудительного характера:

  • Для чиновников Орды доставлять поводья.
  • Содержать ордынских послов.

проведение налоговой реформы

Из-за тяжелой ситуации сбор налогов с населения в пользу княжеской казны стал практически невозможным. Однако большую роль продолжали играть пошлины, торговые сборы:

  • Платились они с каждого воза (деньга) или ладьи (алтын).
  • При этом если торговец приезжал без воза, но для торговой деятельности, он также платил деньгу.
  • Торговцы уплачивали в казну определенный процент с выручки (алтын с одного рубля).

Древние источники говорят нам о том, что в этот период пошлинами облагались и некоторые виды деятельности:

  • Клеймение лошадей.
  • Рыболовный промысел.
  • Выплавка серебра.

Уплачивалась также и пошлина с браков.

В XII столетии появляется профессия сборщика податей, осьменника. С XIII века в ходу уже знакомое нам слово «таможник», именно так именовали главного сборщика пошлин за занятие торговой деятельностью. Его помощник носил название мытника.

Правление Ивана III: прямые налоги

Налоговая реформа Ивана III в 1480 году прекратила уплату выхода татарам и положила начало новому этапу развития системы податей и сборов внутри Руси. Власть ордынских ханов осталась в прошлом, все земли сконцентрировались вокруг нового центра, коим стала Москва. И теперь государству необходимы были средства для восстановления, развития и укрепления. Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы Ивана III.

Посадские люди и черносошные крестьяне обязались уплачивать прямой налог, получивший название «данные деньги». Черносошные крестьяне, в отличие от крепостных, сами зависимыми не были, тягло они оплачивали в пользу государства, а не помещика. Посадские люди также относились к тягловым.

Появились и иные виды целевых налогов:

  • Пищальные (за их счет финансировалось производство пушек).
  • Засечные (целевые сборы на укрепление границ, возведение так называемых засек).
  • Стрелецкая подать (для поддержания регулярной армии).
  • Полоняничные (для выкупа пленных солдат).

Чтобы собирать налоги со всего населения, Иван III приказал провести первую на Руси перепись населения. Были подробно описаны все населенные пункты: их наименование, число жителей, род деятельности, угодья, количество хлебных посевов и скота. Все это помогало определить порядок уплаты налогов.

Развитие косвенных налогов

Рассмотрим, в чем суть налоговой реформы в России времен Ивана III в части уплаты податей и пошлин. Развитие получили винные и таможенные откупы:

  • Винные выплачивали питейные заведения и торговцы спиртным, эта подать постепенно стала одним из основных источников государственного дохода.
  • Таможенные сборы взимались при ввозе и вывозе товара.

Оба вида налогов в дальнейшем получили развитие.

налоговые реформы в россии

Первая российская налоговая декларация

Рассматривая налоговые реформы, следует обязательно уделить внимание Сошному письму, именно так называется самая первая на Руси налоговая декларация. Оно представляло собой описание земель в городах и селах, используемое для поземельного налогообложения. Именно это письмо помогло появиться посошной подати, взимаемой с каждой сохи – единицы измерения земельного участка, так и появился земельный налог. Интересно, что для его определения использовалось не только количество земли, но и ее плодородие. Земли делились на категории:

  • Добрая.
  • Средняя.
  • Худая.

При этом земли двух последних категорий могли быть приравнены к «доброй», если участки были велики по размеру. Составлением документа занимался писец, а также подьячий.

Времена Ивана Грозного

К периоду его правления остро ощущалась необходимость преобразований в финансовой системе страны, поэтому изменения в сфере налогов стали особенно своевременны и актуальны. В чем заключалась суть налоговой реформы Ивана Грозного:

  • Сфера налогообложения была подчинена насущным потребностям государства, укреплению его централизации.
  • Была отменена система «кормления». Теперь местные должностные лица лишались возможности жить за счет населения.
  • Не побоялся Иван IV лишить всемогущую церковь большого числа привычных привилегий. Были отменены выплаты в пользу монастырей налогов и торговых пошлин, которые составляли основную долю церковных доходов.
  • Появились новые налоги и сборы, в частности, пошлина на убой скота.
  • Этот монарх стал первым, кто ввел государственную монополию на реализацию крепкого спиртного. Появились так называемые царские кабаки, ставшие одним из ключевых доходов казны.
  • Многие имеющиеся налоги были существенно увеличены. Так, существенно возросла ставка так называемых ямских денег.

Отметим, что налоговая реформа Ивана Грозного совпадает по срокам с ведением Казанской войны, поэтому становится очевидным, что преобразованиями царь изыскивал всевозможные способы пополнения казны, ведь на содержание нормальной армии требовалось немало средств.

налоговая реформа ивана грозного

Значение преобразований

Реформы Ивана Грозного в области налогов позволили добиться единообразия в данном вопросе, поскольку до преобразований в связи с царившей ранее феодальной раздробленностью существовали различные налоги и повинности. Новое централизованное государство нуждалось в обновлении, что и было сделано при данном царе.

Также Ивану Грозному удалось создать сильную армию, лишить церковь части основных доходов. Продолжило развиваться таможенное законодательство, косвенные налоги стали боле значимы. При этом, несмотря на то, что налоговое бремя крестьян было увеличено, военные люди стали платить гораздо меньше, в отношении к ним применялись льготы. Итогом реформаторской деятельности Ивана IV в области налогов стал рост государственных доходов.

реформы в налоговой системе

Петр I: преобразование косвенных налогов

Рассмотрим еще одну важнейшую веху в становлении налоговой системы, суть налоговой реформы Петра 1. Она носила комплексный характер. Необходимость совершенствования аппарата налогов была обусловлена тем, что уже первые годы правления молодого амбициозного императора ознаменовались серьезными финансовыми проблемами. Именно поэтому было принято решение о преобразовании системы косвенных налогов:

  • Увеличены ставки по ним.
  • Возросло число самих сборов.
  • Появились даже специальные лица, в обязанности которых входило изыскание источников государственной прибыли, они носили название «прибыльщики».

какова суть налоговой реформы петра 1

Новые налоги

Какие же налоги появились в этот период? Их довольно много:

  • Поземельный.
  • Водопойный.
  • Ледокольный.
  • Посаженный.
  • С печей.
  • Погребной и многие другие.

Налоги платили с кузниц, с сусляных и квасных напитков, с мыльного и кожевенного промыслов, с лавок, воскобоен, с продажи свечей. Всего в начале петровских преобразований появилось 40 новых налогов. Была усовершенствована и система таможенных сборов.

Необычные налоги

Говоря о сути налоговой реформы императора, который «прорубил окно в Европу», отметим самые странные и нелепые налоги и сборы:

  • Налог на бороды, от уплаты которого освобождалось только духовенств. Суть проста: если дворянин не жалел расставаться с бородой, он платил весьма приличную сумму.
  • Налог на бани: каждый владелец собственной бани был обязан платить за нее в казну, при этом размер ставки зависел от сословия.
  • Налог на глаза. Просуществовал недолго, был ограничен территорией Башкирии, но заслуживает упоминания как один из самых нелепых в истории: обладатели темных глаз (черных и карих) платили наименьшие суммы, затем следовали сероглазые, наконец, самыми крупными сборами облагались зеленоглазые и голубоглазые башкиры.

Налогообложению подергались также различные религиозные убеждения. Сборами облагались похороны, свадьбы, рождение детей.

суть налоговой реформы петра 1

Прямые налоги: преобразования Петра

Рассмотрим, какова суть налоговой реформы Петра 1. Целью таких преобразований было увеличение доходной части бюджета, именно поэтому новый налог получил название «поголовщины», он взимался с каждого человека. Сначала была проведена перепись населения, данные которой позволили определить число налогоплательщиков. Далее была рассчитана сумма налога: Петр 1 поделил необходимую для содержания армии сумму на число плательщиков. При этом размер выплат зависел от сословия: государственные крестьяне платили больше, чем владельческие. Таковы реформы в налоговой системе эпохи петровских преобразований. При всей своей жесткости (многим семьям попросту нечем было платить огромное число податей), они выполнили свое прямое назначение – позволили казне пополниться, а Петру – воплотить в жизнь идеи грандиозных преобразований.

Налоговая система прошла длительный путь, ее развитие продолжается и в наше время. Мы рассмотрели ключевые вехи проведения налоговой реформы. В завершение отметим, что с глубокой древности именно на плечи населения ложится необходимость содержания армии, оплата проведения военных кампаний и прочих преобразований.

Как упорядочить грабёж и сделать его законным: рецепт от варягов

Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма». Враждовавшие между собой славянские и не только племена были удобной «дойной коровой» для заморских гостей, в том числе варягов. Сначала те наведывались «по пути в греки», а затем приняли решение здесь остаться. Варяги быстро смекнули: если и дальше позволять, кому не лень обирать местные племена, тогда себе не останется.

С созданием государства у князей возникла необходимость строительства оборонительных укреплений, подготовки новых походов, но главным в этом деле стала защита населения от других желающих прийти на Руси и поживиться.

Чаще всего для сбора дани князья использовали известную им форму – «полюдье». Это был зимний (с ноября по апрель) объезд князем с дружиной подвластных земель во время которого собиралась дань и кормилась дружина. Византийский император Константин Багрянородный описывал этот «ритуал» так: «Когда наступит ноябрь, … князья выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно – в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там, они в апреле, когда растает лед на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию». Население относилось к этому вполне лояльно, особенно те племена, которые добровольно пускали к себе Олега и его дружину.

Неопределённость размера дани и излишние запросы князя и дружины могли вызвать негативную реакцию со стороны данников, и надо сказать, что Олег «держал» себя в руках. Но вот Игорь отступил от этого негласного правила, за что и поплатился. Возмущённые неумеренностью Рюриковича древляне убили князя.

Вдова покойного Ольга, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу – вводит уроки (размеры взимаемой дани) и погосты (места сбора дани).

Немного погодя в Древнерусском государстве появляются специальные представители князя, следившие за сбором налогов и взимавшие штрафы. В «Русской Правде» уже чётко зафиксирован размер сбора в пользу должностных лиц на местах. Вирник получал в свою пользу семь вёдер солода, баранью тушу (на неделю), по две курицы в день, сыр в постные дни, ежедневно хлеб и пшено по потребности. Также люди обязаны были кормить до четырех коней «чиновника». Так, ещё в Древней Руси содержание чиновника становится одной из форм налога, который не поступает в казну, а достаётся непосредственно должностному лицу.

Со временем к постоянным налогам/дани добавляются чрезвычайные и косвенные сборы. Это «дары» и «поклоны», которые были нерегулярными и взимались по случаю каких-либо событий в семье князя. По мере втягивания Руси в междоусобицу в княжествах распространяется «откуп» – своего рода контрибуция с города, осажденного или захваченного враждебным князем. Предтечей косвенных налогов в современном понимании стали сборы, взимаемые при совершении различных сделок или действий. Эти налоги платили только те, кто участвовал в сделке или в судебной тяжбе.

Больше всего было торговых пошлин. Древнейшей пошлиной, связанной с торговлей, по-видимому, был мыт, который упоминается уже в 907 году. Далее возникают сборы с провоза товаров, использования амбаров, взвешивания, обмеривания, наклеивания ярлыков и прикладывания печатей. Причём каждый раз местные власти придумывали всё новые и новые поборы, которые достигли максимальной дробности в XV-XVI веках.

С принятием христианства связано введение церковной десятины, символом которой стала выстроенная Владимиром в Киеве Десятинная церковь. Теперь церковь получала десятую часть от всех налогов – дани, судебных и прочих пошлин, вир и других сборов с населения. В отличие от Западной Европы в России десятина носила централизованный характер, т.е., человек просто платил налоги, десятая часть которых обязательно перечислялась в пользу церкви.

К XIII веку большинство налогов уже остаётся в регионах/княжеских уделах, и лишь незначительная их часть поступает в Киев. Раздробление налоговой системы в узкокорыстных интересах удельных князей, которые думали лишь о себе и иногда о великокняжеском престоле, привела в итоге к ослаблению единого древнерусского государства и его распаду.

Не платишь своим, будешь платить чужим

Монгольское нашествие существенно изменило фискальную систему на Руси. Удельные княжества превратились в главных данников Золотой Орды.

Заинтересованные в регулярном поступлении налогов, монголы проводят реформу и впервые за историю Руси проводят переписи населения. Несмотря на то, что первая попытка оказалась неудачной (1253), в 1257 году ордынцы «исчетоша» население Владимиро-Суздальской, Рязанской и Муромской земель, а в 1259-м и Новгородской. Это были многоуровневые переписи – хозяйственные, подомовые и военные. Завоевателям была важна не столько численность населения, сколько количество воинов, которое сможет выставить та или иная территория.

Сначала золотоордынские ханы использовали откупную систему, требуя десятую часть всех доходов, а откупщиками были богатые купцы из восточных стран – армяне, евреи, хазары, бухарцы, хивинцы, арабы. Произвол откупщиков часто становился причиной выступлений. Самое крупное восстание вспыхнуло в 1262 году, охватив всю Владимиро-Суздальскую землю: люди уже не могли терпеть «… насилия от поганых», созывали веча, выгоняли «бесермен», откупивших сбор дани. После недовольства и многочисленных восстаний ханы доверяют сбор дани на русских князей. Теперь сами князья должны были собирать «ордынский выход», а для надзора на Русь посылают баскаков, которые не столько собирают, как у нас принято думать, сколько следят за тем, чтобы всё было собрано и до последнего отправлено в Орду.

Платить будем, а по головам считать не дадим

Перепись 1273 года стала последней. С XIV века старший из русских князей должен был поставлять «выход», отсюда и ярлык на княжение становился одновременно правом на сбор налогов в пользу хана Орды. Развернувшееся соперничество между московскими и тверскими князьями показывает, насколько выгодно было собирать налоги. Победителем в борьбе за ярлык стал московский князь, который до конца XV столетия был главным сборщиком налогов на Руси.

Основной единицей обложения теперь становится «соха». «Сохой» считалось 3-4 человека без лошади или два работника и 3 лошади. Одной «сохой» было и хозяйство кожевника, имеющего один чан, или кузница с одним мастером.

С XIV века князья предпочитают взимать налоги деньгами. Дани подлежало большинство населения за исключением бояр, духовенства и полных холопов. Помимо общего обложения в это время увеличиваются косвенные налоги. Ханы вводят специальную пошлину с торговли – тамгу (от «тамг» клеймо или печать), кроме того, с торговых сделок взималось осмичее, с судов брали «водяной мыт», а за перевозку товаров по суше – «сухой мыт». Усложнение и увеличение числа налогов стало естественным результатом ордынского ига.

Выход собирали, а про себя не забывали

Получив в руки контроль над денежными потоками в Орду, московские князья не забывали и о себе любимых. Помимо уплаты дани в Золотую Орду и содержания своей семьи, московские князья выделяют особые налоги, поступления с которых тратились на конкретные потребности государства – организацию войска, строительство крепостей, дорог, доставку казённых грузов и др.

Частая нехватка денег компенсируется натуральными повинностями – трудовой, гужевой, ямом, хотя со временем часть этих повинностей переводятся в денежные. Так, если раньше крестьяне или горожане должны были «стоять на яму», т.е. находиться со своими лошадьми на станциях больших дорог, то в XVI веке появляются «ямские деньги», которые шли на содержание ямщиков, чьей обязанностью была служба по перевозке казённых грузов и должностных лиц. Но от повинностей никто не собирался отказываться, поэтому люди продолжали заготавливать лес на нужды двора, «кормить» войска, поставлять лошадей, косить сено для государевых коней.

В XIV-XV столетиях «десятое» взимается в натуральной форме (хлебом или рыбой). Главным же источником доходов церкви становятся повинности крестьян на церковных землях. Лишь к XVI веку удалось ограничить рост церковных, прежде всего, монастырских вотчин.

Расширение и усложнение системы управления привело к необходимости содержания многочисленных княжеских чиновников, прежде всего, наместников и волостелей. Вместо жалованья наместники получали «корм». Так возникла система «кормлений», которая просуществовала до Ивана Грозного. Получая неплохие доходы, обирая население, наместники могли существовать весьма безбедно, что, с одной стороны, усиливало их желание выслужиться и не потерять должность, а с другой – стремление нажиться за счёт вверенной территории.

Налоговая система в период ордынского завоевания усложняется. На Руси формируется несколько центров власти, которые соперничают между собой за право сбора налогов в пользу хана. Именно в этот период сбор налогов становится самым главным символом власти. Победа московских князей в борьбе за право сбора дани привела к возвышению Московского княжества, которое со временем становится центром собирания налогов и… земель русских. Как говорится, власть – не тот, кто платит, а тот, кто собирает.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Первым правителем Руси, который осуществил на государственном уровне реформу системы налогообложения, можно считать княгиню Ольгу (945-964) – четвертого представителя династии Рюриковичей. Понимание смысла ее преобразований невозможно без понимания сущности объекта реформы – полюдья.

Полюдье являлось ежегодным сбором дани с подвластных Киевскому князю территорий. Это была самая первая форма налогообложения в Киевской Руси, причем ее сущность носила двойственный характер. С одной стороны, полюдье выступает перед нами, как контрибуция с покоренных племен, с другой – как определенный сбор с населения, имевший, возможно, традиционно-добровольный характер. В этом смысле полюдье выступало в качестве дара, представленного князю его подданными. Единицей обложения выступал «плуг» или «дым», под которым подразумевалось отдельное домохозяйство. Полюдье взималось в натуральной форме, его размеры были неодинаковыми для разных частей государства. Размер и характер дани своими корнями уходили еще в дофеодальный период, и к середине Х века стали обычаем. И крестьянами, и феодалами они рассматривались как законные, а отступление от них как нарушение норм обычного неписаного права.

На практике полюдье собиралось в течение шести месяцев. С ноября по апрель князь со своей дружиной объезжал территорию Киевского государства по периметру длиною 1200-1500км, неспешно собирая по пути дань.

Полюдье играло огромную роль в жизни Древней Руси. Это был не просто акт реализации сбора натуральных повинностей, это был основной экономический процесс, объединяющий государство. Полюдье было не только источником существования князя, дружины, всего государственного аппарата, но и, в условиях, когда земля еще не стала главной ценностью, основным средством обогащения. Экспортная часть полюдья – пушнина, воск, мед, наряду с рабами пользовалась большим спросом на международном рынке.

Реализация излишков дани имела для русских князей огромное значение, поэтому ежегодно весной Киевская Русь осуществляла свою вторую после сбора полюдья государственную задачу – вывоз огромного количества товаров, полученных за полгода кругового объезда. Сборщики дани превращались в мореплавателей, в купцов, пробивавшихся через кочевнические заслоны к основному торговому партнеру – Византии.

Первый достоверно состоявшийся поход Руси против Византии относится к 860 году. Походы князя Олега (879-911) в 907 и 911 годах закрепили успех русского оружия и обеспечили возможность самого привилегированного торга в столице Византии – Константинополе. Между византийским императором, с одной стороны и киевским князем и его дружиной, с другой, был подписан исключительно выгодный для Руси договор на основании следующих положений.

- Русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, что являлось беспрецедентной уступкой со стороны Византии.

- Русские послы получали на время своего пребывания в Константинополе содержание за счет местной казны «елико хотящи» (сколько хотят), а русские «гости» (торговцы) – подобное обеспечение помесячно в течение полугода. Шесть месяцев русские гости распродавали все то, что было собрано в зимнюю половину года во время полюдья. Таким образом, его реализация не была каким-то оптовым одноразовым актом, а производилась неспешно, обеспечивая максимальную торговую прибыль.

- Казна императора снабжала русских торговцев всем необходимым для обратной дороги – продовольствием и корабельной снастью «елико надобе».

В дальнейшем в 922, 944, 971, 988 годах были подписаны новые соглашения, которые, несмотря на различную выгодность для Руси, в целом свидетельствовали о том, что усилия русских князей достигали цели, подтверждая высокий уровень организации торговых отношений с Византией.

Поход на Константинополь в 943 году предопределил роковую судьбу князя Игоря (911-945), а его последствия стали поводом для проведения первой экономической реформы в истории Руси, осуществленной на государственном уровне.

В 941 и 943 годах Игорь совершает два похода на столицу Византии, целью которых была пролонгация договора 911 года. Походы потребовали огромных затрат. Чтобы частично возместить их, великий князь в 945 году предпринимает попытку повторного сбора дани в земле древлян, нарушив тем самым вековые обычаи. В результате внутри древлянского общества происходит консолидация всех его слоев. Против киевского князя выступили как рядовые общинники, так и местные князья во главе с «князем князей» Малом. Игорь и его немногочисленная свита были перебиты.

Жена Игоря княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам. Первое их посольство в Киев было живьем закопано в землю, второе сожжено. После долгой осады столица древлянской земли город Искоростень был разрушен, жители перебиты.

После осуществления мести, в 947 году Ольга ввела ряд новшеств, обеспечивающих порядок и регламентацию повинностей, которые официально придавали законность ежегодным сборам. Изменения выразились в следующих мероприятиях.

1. Создание системы погостов и становищ. Погост – это специально оборудованная крепость, являвшаяся ставкой сборщиков полюдья. Сбор дани переносился из населенных пунктов подвластных земель в погосты

2. Введение «уроков» и «уставов». Урок – это четко фиксированный размер дани. Под уставами первоначально понимались должностные инструкции для сборщиков полюдья, а позднее принятые князьями постановления, которыми должно было руководствоваться судопроизводство. Поскольку есть все основания полагать, что размер дани и до Ольги был строго определенным, то появление уроков и уставов означало юридическое закрепление норм, ранее регулировавшихся обычаем и традицией.

3. Появление «ловищ» - специальных княжеских охотничьих угодий, за нарушение границ которых предусматривалось суровое наказание. В экономическом смысле мы видим здесь начало организации княжеского домена (личного хозяйства князя), который окончательно оформится столетием позже.


Ольга. (945– 969 гг.)

Всё о княгине Ольге.

Ольга — княгиня в 945-969 гг., жена киевского князя Игоря.

Годы жизни Ольги: ок. 890 - 969 гг.

  • Княгиня Ольга — хитрая (по преданию), святая (такой нарекла ее церковь), мудрая (такой осталась в истории).
  • В летописи её описывают как красивую, умную, энергичную женщину и, одновременно, дальновидную, хладнокровную и довольно жестокую правительницу
  • Существует легенда, как Ольга жестоко отомстила за смерть мужа- Игоря. Первое посольство было закопано заживо в землю. Второе – перебито после пьяного пира. По приказу Ольги была сожжена столица древлян - Искоростень (попросила с каждого двора по два голубя и воробья, к лапам которых была привязана зажженная пакля). Погибло 5000 человек.
  • Такая месть не считалась в те времена жестокостью. Это было естественное желание отомстить за близкого человека.
  • Ольга правила в период малолетства сына Святослава, но и после она долгое время оставалась у руководства, так как Святослав большую часть времени проводил в военных походах.
  • Княгиня Ольга была одной из первых правителей, которые большое внимание уделяли дипломатии в отношениях с соседними странами.
  • В 1547 г. была причислена к лику святых.

Внутренняя политика.

Налоговая реформа.

Цель: Совершенствование системы налогообложения.

  • Провела налоговую реформа, установила размера дани в пользу Киева, сроки и периодичность её уплаты — «уроки» (нормы дани) и «уставы» (время сбора дани)

Административная реформа.

Цель: совершенствование системы административного деления Руси.

Провела административную реформу: ввела административные единицы – становища и погосты, куда свозилась дань. Это были центры торговли и обмена, в которых происходил сбор податей.

Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — «тиун».

Дальнейшее подчинение племён власти Киева.

Жестоко подавила восстание древлян, подожгла Искоростень (отомстила за смерть мужа согласно обычаю). Именно при ней были окончательно подчинены древляне.

Укрепление Руси, активное строительство.

При Ольге были построены первые каменные здания, положено начало каменному строительству. Продолжала укреплять столицу- Киев. При ней активно благоустраивались города, был основан город Псков ( где она родилась).

Города окружались каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода (первые каменные здания Киева - городской дворец и загородный терем Ольги), окруженная верной дружиной.

Четыре мести Ольги.

  1. После убийства Игоря, князь древлян Мал решил жениться на вдове -Ольге. Древляне приплыли на своих кораблях к Киеву. Тогда Ольга приказала, чтобы гостей уважили и доставили в дворец прямо в лодках, неся их на руках. Когда посланников, прямо из лодок, выбросили в заранее заготовленные ямы, Ольга подошла к послам и сказала: "Хороша ли вам честь моя?". После чего древлян закопали заживо.
  2. Ольга в Киев "лучших мужей" из древлянского княжества.В Киев приехала целая делегация знати: купцы, бояре, представители княжеского рода. Но Ольга не хотела сразу принимать их, а вместо этого предложила им совершить мовь, то есть помыться и очиститься в бане. По приказу Ольги, древлян заперли внутри, а потом подожгли баню.
  3. Перед походом на древлян Ольга отправила к ним посла, сообщив, что княгиня едет к ним. По пути она предложила древлянам совершить совместную тризну (поминки) над убитым Игорем. Во время тризны древляне стали спрашивать Ольгу, а где их сваты, которые отправились в Киев. Она ответила, что те придут с киевской дружиной чуть позже. Когда гуляния закончились, Ольга приказала своим людям перебить мертвецки пьяных древлян.
  4. Далее Ольга попросила небольшую дань, которую когда-либо взимали с осажденных городов, — три голубя и три воробья с каждого двора. И пообещала, что уйдет с их земли навсегда. Позднее Ольга приказала своим войнам привязать ко всем птицам трут, а когда стемнеет, поджечь его и отпустить птиц на свободу. "Огненные" птицы полетели к своим гнездам в домах древлян. В городе произошел пожар. Жители в ужасе выбегали из города Искоростень, но тут их ловила дружина Ольги. Часть древлян была убита, часть взята в плен, а после продана в рабство.

Внешняя политика.

Стремление укрепить престиж страны на мировой арене путём принятия христианства.

В 955 г. (957г). приняла христианскую веру под именем Елены. Но её сын, Святослав, не поддержал мать.

Укрепление связей с Западом и Византией. Защита восточных границ.

957 г.- посольство в Константинополь, был заключен военный союз против хазар и Арабского халифата.

959 г.- войны с Хазарией.

963 г.- война Киева с печенегами против Хазарии.

959 г. — посольство в Германию к Оттон I. Германский епископ Адельберт изгнан язычниками из Киева в этом же году.

Защита Киева от набегов.

968 г. – руководила защитой Киева от печенегов.

Значение правления княгини Ольги.

  • После смерти князя Игоря Ольга не дала распасться русской государственности.
  • Значительно усилила княжескую власть.
  • Она с успехом проводила реформы, имеющие огромное значение, касающееся становления древнего государства.
  • При Ольге укрепилось и расцвело государство, его могущество.
  • Было положено начало принятия единой религии – христианства.
  • Пыталась повысить престиж государства не военными походами, а умелой, мудрой дипломатией. При ней расширились международные связи Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, с Германией.
  • Княгиня Ольга на протяжении 20-летнего управления Киевской Русью сумела сохранить мир в своей стране, а также с иностранными государствами и соседями – кочевниками. При Ольге Русь стала известной в самых дальних странах Европы
  • Русская православная церковь канонизировала и причислила княгиню Ольгу к Лику Святых. Ей по праву присвоили прозвище «Мудрая». После смерти народ назвал ее хитрой, церковь – святой, история мудрой.

ТЕРМИНЫ.

Канонизация – причисление к лику святых.

Погосты — места сбора дани. Были установлены реформой княгини Ольги.

Регентство – временное осуществление полномочий главы государства коллегиально или единолично при малолетстве, болезни, отсутствии правителя, монарха.

Уроки — размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.

Устав – время сбора дани.

Муж Ольги. Ольга была мудрой женщиной, во всём поддерживала своего мужа, занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини. После его смерти в 945 году в период регентства сама возглавила государство.

Сын Ольги. Княгиня во всём поддерживала сына. В периоды его отсутствия в связи с военными походами она занималась правлением государства: провела налоговую реформу, которая способствовала упорядочению сбора дани; строились города; укреплялся Киев; при ней значительно укрепился государственный авторитета, причём не при помощи военных методов, но дипломатией. Были укреплены связи с Византией и Германией. Все данные направления деятельности Ольги происходили при полной поддержке Святослава.

В одном расходились их взгляды: Святослав оставался язычником и не принял христианство, как Ольга в 957 году.

Воевода варяжского происхождения. Играл большую роль в государстве, особенно в период правления Святослава. При Ольге его военная деятельность только начиналась. Прославился как смелый, отважный, даже жестокий военачальник.

Богатство и знатность Свенельда сделали его не последним человеком в Киеве, а после смерти князя Игоря он становится одним из советников княгини Ольги, одним из воспитателей малолетнего Святослава и воеводой города.

Именно он возглавил карательный поход по подавлению восстания древлян в 945, поддержав вдову Игоря, княгиню Ольгу.

Кормилец (воспитатель, «дядька»-наставник) малолетнего князя Святослава.

Вместе с воеводой Свенельдом поддержал вдову Игоря Ольгу в качестве правительницы Киевской Руси.

Принимал участие в сражении между киевским войском и древлянами (под 946 г.). Асмуд вместе Свенельдом возглавлял киевское войско.

Древлянский князь, возглавивший восстание в 945 году против Игоря, против повторного сбора дани в древлянской земле. В ходе восстания Игорь был убит.

Мал предпринял попытку жениться на Ольге, однако Ольга жестоко расправилась с послами, а затем и уничтожила Искоростень, отомстив за смерть мужа.

Имя императора Константина VII вошло в историю Руси в связи с крещением Ольги.

Он стал крёстным отцом Ольги ) в крещении – Елены).

КАРТА.


Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Читайте также: