Единый сельскохозяйственный налог учебник

Опубликовано: 23.04.2024

8.3 система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) введена для поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и регламентируется гл. 261 НК РФ-

Цель введения этого налога — углубление аграрных преобразований, укрепление доходной части бюджета соответствующего уровня и государственных внебюджетных Фондов, создание экономических и правовых взаимоотношений сельскохозяйственных предприятий и органов власти, повышение социальной защиты жителей села.

Применение этого специального налогового режима освобождает организации и индивидуальных предпринимателей, имеющих долю доходов от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, не менее 70\%, от уплаты ряда федеральных и региональных налогов. НК РФ установлены критерии, позволяющие переходить на данную систему налогообложения.

Плательщики ЕСХН представлены на схеме.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями считаются следующие.

1. Юридические и физические лица, которые изготавливают продукцию сельского хозяйства и (или) осуществляют ее первичную переработку, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые, торговые, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие). При этом в совокупном доходе от продаж товаров (работ, услуг) этих хозяйствующих субъектов доля дохода от реализации упомянутой продукции должна составлять не менее 70\%.

Пример 8.12. ООО «Колос» выращивает и продает зерно озимой ржи. Выручка за девять месяцев 2008 г. составила 600 000 руб., в том числе:

480 000 руб. — за реализацию собственного зерна;

120 000 руб. — за зерно, приобретенное у других производителей.

Доля дохода от продажи собственного зерна в общей сумме полученного дохода составила 80\% (480 000 руб.: 600 000 руб. х 100\%); 80\% > 70\%.

Следовательно, в 2009 г. ООО «Колос» может перейти на уплату ЕСХН.

2. Градои поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта при условиях:

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за год не менее 70\%;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.

3. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:

если средняя численность работников не превышает за год 300 человек;

если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за год не менее 70\%;

если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.

К сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб, конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Пример 8.13. ООО «Луговое» выращивает и продает яровые культуры: пшеницу, ячмень и овес. Доля выручки от продажи этой продукции в общем объеме выручки за девять месяцев 2008 г. составила 78\%. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции пшеница, ячмень и овес относятся к продукции растениеводства сельского и лесного хозяйства. Значит, в 2009 г. ООО «Луговое» может быть переведено на уплату ЕСХН.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.

Освобождение от уплаты налогов в случае применения ЕСХН

Налог на прибыль организаций

НДС (за исключением операций по ввозу товаров на таможенную территорию РФ)

Налог на имущество организаций

Налог на имущество физических лиц

ЕСН с полученных доходов

ЕСН с сумм, выплачиваемых своим работникам

Организации и индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Иные налоги уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с иными режимами налогообложения.

Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на ЕСХН, не вправе до окончания календарного года перейти на иные режимы налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели утрачивают право на применение ЕСХН и обязаны провести перерасчет по налогам, отменяемым в связи с уплатой ЕСХН, если не выполнены критерии, установленные для перехода на ЕСХН.

Пример 8.14. ООО «Колосок» выращивает и продает масличные культуры и продукты их переработки. В 2008 г. ООО «Колосок» перешло на уплату ЕСХН. Доля выручки от реализации этой продукции в общем объеме выручки за 2008 г. составила 60\%.

Следовательно, ООО «Колосок» утрачивает право применения ЕСХН и обязано пересчитать с 1 января 2008 г. налог на прибыль, НДС, ЕСН и налог на имущество организаций с последующей их уплатой в бюджеты соответствующих уровней. В данном случае налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на этого налога не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН (п. 7 ст. 3463 НК РФ).

Налоговый период. Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом — полугодие.

Объект налогообложения и порядок признания доходов и расходов. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на расходы. Налоговая ставка установлена в размере 6\%.

Совокупные доходы организации-налогоплательщика, учитываемые при формировании налогооблагаемой базы, включают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст. 249 НК РФ), а также внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ), как это принято при традиционной системе налогообложения. При этом в традиционной системе налогообложения не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели при формировании объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Для определения объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы, перечисленные в п. 2 ст. 3465 НК РФ. К таким расходам, в частности, относятся расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов.

Условия формирования и признания расходов определены гл. 25 НК РФ для общего режима налогообложения.

Порядок принятия расходов по основным средствам определен (п. 4 ст. 3465 HK РФ) и заключается в следующем:

по объектам, приобретенным после перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются сразу при вводе в эксплуатацию;

по объектам, приобретенным до перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются в зависимости от срока полезного использования:

а) по имуществу сроком полезного использования до трех лет включительно — в течение первого года уплаты ЕСХН;

б) по имуществу со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно — в течение первого года работы на ЕСХН — 50\% стоимости; в течение второго года работы на ЕСХН — 30\% стоимости; в течение третьего года работы на ЕСХН — 20\% стоимости;

в) по имуществу со сроком полезного использования свыше 15 лет — в течение 10 лет равными долями от стоимости объекта основных средств.

Расходы на приобретение нематериальных активов учитываются (принимаются) так же, как и затраты по основным средствам.

Налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования таким имуществом с момента его приобретения до даты продажи или передачи с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

Налоговая база и порядок перенесения убытков при применении ЕСХН. Налоговой базой является денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату признания, и учитываются вместе с доходами и расходами, выраженными в рублях.

Величину доходов, полученных в натуральной форме, исчисляют исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 НК РФ. При расчете налоговой базы доходы и расходы определяют нарастающим итогом с начала года. В качестве расходов налогового периода разрешено учитывать сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Под убытком понимается превышение расходов над доходами. Налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую базу за текущий год на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих лет, также пере-

нести убыток на будущие годы в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором получен убыток.

Пример 8.15. ООО «Нива» производит сельскохозяйственную продукцию. С 1 января 2008 г. оно перешло на уплату ЕСХН. Доходы от производства сельскохозяйственной продукции за 2008 г. составили 800 000 руб., расходы — 1 000 000 руб. Сумма полученного убытка за 2008 г. 200 000 руб. (1 000 000 руб. 800 000 руб.) может быть перенесена на расходы будущих налоговых периодов.

В 2009 г. ООО «Нива» продолжает уплачивать ЕСХН. Доходы за 2009 г. составили 1 200 000 руб., а расходы — 700 000 руб., налогооблагаемая база 300 000 руб. (1 200 000 руб. 700 000 руб.). Размер убытка, который перенесен на 2009 г., равен 200 000 руб.

Следовательно, сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2009 г., — 18 000 руб. [(1 200 000 руб. 700 000 руб. 200 000 руб.) х 6\%: 100\%].

Для подтверждения правомочности списания сумм полученного убытка организации и индивидуальные предприниматели обязаны хранить документы, подтверждающие его размер и последующие суммы компенсаций, в течение всего срока использования права на уменьшение налогооблагаемой базы (п. 5 ст. 3466 НК РФ).

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН.

Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения

Налоговый и отчетный периоды. Налоговым периодом является календарный год, а отчетным периодом — полугодие.

Порядок расчета и уплаты ЕСХН. Организации и индивидуальные предприниматели представляют налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 31 марта следующего года. Организации представляют декларации по своему местонахождению, а индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.

Организации и индивидуальные предприниматели по итогам полугодия исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года до окончания полугодия. Авансовый платеж по ЕСХН должен быть уплачен не позднее 25 дней со дня окончания полугодия.

ЕСХН, подлежащий уплате по итогам года, уплачивается налогоплательщиками не позднее 31 марта года, следующего за истекшим годом. Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые по тем или иным соображениям или причинам будут работать в рамках традиционной системы налогообложения, предложены следующие ставки налога на прибыль по деятельности, связанной с производством и переработкой собственного сельскохозяйственного сырья:

Структурно-логическая модель ЕСХН приведена на схеме.

Какова цель введения ЕСХН?

Какие налоги перестают уплачивать организации в связи с переходом на уплату ЕСХН?

Соблюдение каких условий позволяет применять систему налогообложения в виде ЕСНХ?

ц. Каков порядок списания стоимости основных фондов и нематериальных активов при уплате ЕСХН?

В каких случаях организации и индивидуальные предприниматели теряют право уплаты ЕСХН?

Каков порядок включения убытков, полученных при уплате ЕСХН в расходы будущих периодов? Приведите пример.

Каков перечень основных расходов, учитываемых при расчете ЕСХН?

Какие периоды определены в качестве отчетного и налогового по ЕСХН?

Каковы сроки и порядок уплаты ЕСХН?

. Каковы ставки налога на прибыль, применяемые к сельхозтоваропроизводителям в случае отказа от применения ЕСХН?

1. Организации, производящие сельскохозяйственную продук цию, могут перейти на уплату ЕСХН, если доходы от данного вида деятельности составляют не менее:

2. Уплата ЕСХН освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты следующих налогов:

а) транспортного налога и налога на имущество физических лиц;

б) НДС, налога на имущество физических лиц, НДФЛ и ЕСН;

в) НДС, транспортного налога, НДФЛ.

3. Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, обязаны уплачивать:

б) налог на имущество организаций;

в) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

4. Организации, не перешедшие на уплату ЕСХН, в гою г. будут уплачивать налог на прибыль по ставке:

5. Ставка ЕСХН равна:

6. Отчетным налоговым периодом по ЕСХН является:

7. Размер убытка, полученного в текущем налоговом периоде, может уменьшать налогооблагаемую базу будущих налоговых периодов:

8. Стоимость основных средств, приобретенных в момент работы на ЕСХН, включается в расчет налогооблагаемой базы по налогу в следующем порядке:

а) в полном объеме — при вводе в эксплуатацию;

б) в течение трех лет в пропорции 50, 30, 20\% стоимости;

в) в течение 10 лет равными долями.

9. По окончании календарного года налогоплательщики должны представить декларацию по ЕСХН не позднее:

а) 31 марта года, следующего за отчетным;

б) 30 апреля года, следующего за отчетным;

в) 25 дней после окончания года, следующего за отчетным.

Этот материал обновлен 01.02.2021

ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог.

Это налоговый режим для производителей, которые работают в растениеводстве, животноводстве, лесном и сельском хозяйствах. Этот режим освобождает ИП и компании от уплаты нескольких налогов:

  1. Налога на прибыль. Исключение — налог на дивиденды и некоторые виды долговых обязательств для ООО.
  2. НДФЛ для ИП.
  3. Налога на имущество, если оно используется в сельскохозяйственном бизнесе.

Рассказываем, кто и при каких условиях может работать на ЕСХН. Статья поможет разобраться в общих моментах, но для нюансов рекомендуем обратиться к бухгалтеру.

Кто может работать на ЕСХН

Для работы на ЕСХН организации и ИП должны соответствовать таким требованиям:

  1. Заниматься производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции. Ключевое слово — производство. Если покупаете малину у фермера и делаете из нее варенье, перейти на ЕСХН не получится.
  2. Доля доходов от сельскохозяйственной деятельности должна быть не меньше 70% от всех доходов. Это все доходы, которые пришли по сельскохозяйственным кодам ОКВЭД. Например, группа кодов 01 касается растениеводства, животноводства, а 03 — рыболовства.

Для рыбохозяйств есть дополнительное условие: должны быть свои или арендованные судна, а численность работников меньше 300 человек.

А это список организаций и ИП, кому закон запрещает работать на ЕСХН:

  1. Производители подакцизных товаров, например алкоголя или парфюмерии.
  2. Представители игорного бизнеса.
  3. Казенные и бюджетные учреждения.

Если простым языком, то так: собираете малину, делаете варенье и продаете — можно работать на ЕСХН. Просто покупаете малину и делаете из нее варенье — нельзя работать на ЕСХН.

Как платить ЕСХН

Налог считают по такой формуле:

ЕСХН = Налоговая база × Ставка налога

Налоговая база — это доходы минус расходы и убытки прошлых лет.

В расчете налога ничего сложного нет. Сложно определить, какие доходы и расходы можно учитывать. В налоговом кодексе есть полный список доходов и расходов. Например, в список доходов входят доходы от продажи товара, от сдачи земельных участков в аренду и проценты по банковскому вкладу. В список расходов — расходы на зарплату сотрудникам, выплату компенсаций и пособий, покупку семян, рассады, удобрений, кормов и лекарств для животных, содержание служебного транспорта.

ст. 346.5 НК РФ — порядок определения доходов и расходов

Доходы можно уменьшить на убытки прошлых лет.

Ставка налога. Раньше ставка была фиксированной, но с 2019 года каждый регион может устанавливать свою. Максимально — 6%.
В Кемеровской области предприниматели на ЕСХН платят налог по ставке 3% до 2021 года, в Москве — по ставке 6%, а в Московской области нулевая ставка. Предпринимателям из Подмосковья не нужно платить налог — только заполнять декларацию.

Когда платить

ЕСХН платят дважды в год:

  1. До 25 июля текущего года — авансовый платеж по итогам первого полугодия.
  2. До 31 марта следующего года — платеж по итогам года.

В расчетах поможет бухгалтер, но вот короткий пример.

За первые полгода предприниматель заработал — 600 000 Р , расходы — 400 000 Р . Ставка налога — 6%.

Считаем авансовый платеж, который нужно заплатить до 25 июля:

(600 000 Р − 400 000 Р ) × 6% = 12 000 Р

Во втором полугодии предприниматель заработал 800 000 Р , расходы — 700 000 Р . Нужно рассчитать сумму ЕСХН за весь год, а потом вычесть из нее уже внесенный авансовый платеж.

Налог за весь год:

(600 000 Р + 800 000 Р ) − (400 000 Р + 700 000 Р ) × 6% = 18 000 Р

Вычитаем авансовый платеж:

18 000 Р − 12 000 Р = 6000 Р .

Эту сумму нужно уплатить по итогам года — до 31 марта следующего года.

В реальности расчеты обычно сложнее. Нужно понимать, какие расходы можно учесть, а какие — нет. Поэтому я рекомендую обратиться за помощью к опытному бухгалтеру.

НДС на ЕСХН

С 2019 года сельхозпроизводители на ЕСХН обязаны платить НДС. Но есть случаи, когда от этой обязанности компанию или ИП могут освободить:

  1. Если компания или ИП подали заявление о желании воспользоваться льготой в том же году, когда были зарегистрированы.
  2. Если перешли с ОСН на ЕСХН с 1 января и одновременно подали заявление на освобождение от НДС.
  3. Если доход от деятельности по ЕСХН за предыдущий год не превысил лимит. Для каждого года он разный. В 2018 году — 100 млн рублей, в 2019 году — 90 млн рублей, в 2020 году — 80 млн рублей, в 2021 году — 70 млн рублей, в 2022 и далее — 60 млн рублей..

Во всех случаях уведомление подают в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. Срок — до 20 числа месяца, в котором начали применять льготу.

Учет и отчетность на ЕСХН

ИП и компании по-разному отчитываются перед налоговой.

Учет ИП. Предприниматели не обязаны вести бухучет. Вся отчетность у них — это книга доходов и расходов и налоговая декларация.

Книгу доходов и расходов (КУДиР) можно вести онлайн или в бумажном виде. ЕСХН — единственный режим, на котором нужно регистрировать книгу в налоговой: бумажную — до начала ведения, электронную распечатывают и относят до 31 марта следующего года.

Налоговую декларацию нужно сдать до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 год декларацию нужно сдать до 31 марта 2021.

Если сельхозпроизводитель прекращает работу в течение года, он должен уведомить об этом налоговую и сдать декларацию до 25 числа следующего месяца. К примеру, предприниматель прекратил работать в мае и в этом же месяце уведомил об этом налоговую. Декларацию ему нужно подать до 25 июня.

Учет в компаниях. У компаний все сложнее — им нужно вести бухучет: составлять бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, вести учет доходов и расходов, которые участвуют в расчете налога. Налоговую декларацию подают один раз в год, до 31 марта.

Небольшие сельхозкомпании, например крестьянские и фермерские хозяйства и потребкооперативы, могут вести бухучет по упрощенной схеме. Но бухгалтер все равно понадобится.

Как перейти на ЕСХН

Перейти на ЕСХН с другого налогового режима можно один раз в год. Переход оформляют с 1 января следующего года. Порядок такой:

  1. Заполняете заявление в двух экземплярах.
  2. Несете его в налоговую по месту нахождения компании или месту жительства ИП.

Все это надо сделать до 31 декабря текущего года.

Новые ИП и компании могут подавать уведомление вместе с другими документами на регистрацию или в течение 30 календарных дней после регистрации. Если опоздать, придется работать на ОСН и платить все налоги.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД — единым налогом на вмененный доход, а компании — только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Снятие с учета ЕСХН

Компания или ИП должны сняться с учета по ЕСХН в трех случаях:

  1. Если потеряли право работать на ЕСХН.
  2. Если больше не ведут деятельность на ЕСХН, например если компания закрыла сельскохозяйственное направление бизнеса.
  3. Если хотят перейти на другую систему налогообложения.

В любом из этих случаев нужно подать уведомление в двух экземплярах в налоговую по месту нахождения компании или по месту жительства ИП. На это есть 15 дней с момента решения.

При утрате права на ЕСХН вместе с уведомлением подают специальное сообщение.

Потеря права на ЕСХН

Компания и ИП теряют право на ЕСХН, если больше не соответствуют требованиям законодательства по этой системе налогообложения. Например, начали производить подакцизные товары или выручка от сельхоздеятельности стала меньше 70%.

Если потеряли право на ЕСХН, об этом надо сообщить в налоговую. Тогда придется заплатить налоги, будто весь год работали на общей системе.

Например, первые полгода компания занималась производством и продажей меда. Во втором полугодии она сменила профиль и стала выпускать медовуху — это подакцизный товар. Больше работать на ЕСХН нельзя, поэтому компания перешла на ОСН. Она обязана заплатить налоги по ОСН за весь год, даже с дохода от производства и продажи меда.

Вернуться на ЕСХН можно только через год после того, как утратили право на спецрежим.

Преимущества и недостатки ЕСХН

Главный плюс ЕСХН — освобождение от уплаты других налогов. Что еще хорошо:

  1. Уведомительный характер перехода. Сначала начинаете работать, потом сообщаете в налоговую.
  2. ИП могут совмещать с ЕНВД и патентом, компании — только с ЕНВД.
  3. Простая система учета. Нужно платить налог два раза в год и один раз в год сдавать декларацию.
  4. К учету можно принять больше расходов, чем по УСН. Лимита расходов нет.

  1. Доходы и расходы учитываются по кассовому методу, то есть по фактическому поступлению и списанию средств со счета. Это влияет на расчет налога. Если какие-то оплаты задерживаются и, например, вместо декабря пройдут в январе, то учесть их можно будет только в следующем году.
  2. Нужно следить, чтобы выручка по сельхозпродукции была не ниже 70% от всего оборота.

Важно

Обратитесь к опытному бухгалтеру. Не решайте сложные вопросы и не считайте налог по статьям из интернета. Законы меняются, статьи устаревают, из-за этого потом могут быть проблемы с налоговой.

52. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): налоговая база, порядок исчисления.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается гл. 26.1 НК.

Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН.

Не вправе переходить на уплату ЕСХН:

1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) бюджетные учреждения.

Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

1) налога на прибыль организаций;

2) налога на имущество организаций;

3) единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

2) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);

3) единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением таможенного НДС), а также уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Иные налоги и сборы уплачиваются организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН.

Правила, предусмотренные в гл. 26.1 НК, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностран ной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка РФ, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы, исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 40 НК.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов.

Убыток не может уменьшать налоговую базу за налоговый период более чем на 30 %. Сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату ЕСХН.

Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Организации, которые до перехода на упла ту ЕСХН при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на уплату ЕСХН выполняют следующие правила:

1) на дату перехода на уплату ЕСХН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на уплату ЕСХН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;

2) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

3) расходы, осуществленные организацией после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на уплату ЕСХН, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату ЕСХН;

4) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату ЕСХН в оплату расходов организации, если до перехода на уплату ЕСХН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

5) материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к незавершенному производству на дату перехода на уплату ЕСХН, оплаченные до перехода на уплату ЕСХН, учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции.

При переходе организации на уплату ЕСХН в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату ЕСХН, в виде разницы между ценой приобретения основных средств и нематериальных активов и суммой начисленной амортизации.

При переходе на уплату ЕСХН организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов.

При переходе на уплату ЕСХН организации, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в учете на дату такого перехода отражается оста точная стоимость приобретенных основных средств и нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату ЕСХН, в виде разницы между ценой приобретения основных средств и нематериальных активов и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Организации, которые уплачивали ЕСХН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила:

1) признается в составе доходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщику за поставленные в период применения единого сельскохозяйственного налога товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) переданные имущественные права;

2) признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения единого сельскохозяйственного налога товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) полученные имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

Если организация переходит с уплаты ЕСХН на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение которых не полностью перенесены на расходы за период применения ЕСХН в порядке, предусмотренном НК РФ, то в учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на момент перехода на уплату ЕСХН, на сумму произведенных за период применения ЕСХН расходов.

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на уплату ЕСХН и с ЕСХН на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные НК РФ.

Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не учитываются при исчислении налоговой базы по ЕСХН.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетным периодом признается полугодие.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов; рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода.

Уплата налога и авансового платежа по ЕСХН производится по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

ЕСХН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период. [5, 7, 9, 10, 16]

1 УДК Азыркина Галина студентка 4 курса специальности «Экономическая безопасность» МГУ им. Н.П. Огарёва Сафонова Юлия студентка 4 курса специальности «Экономическая безопасность» МГУ им. Н.П. Огарёва ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Аннотация: В статье рассматриваются преимущества и недостатки применения специального налогового режима, предусматривающего уплату единого сельскохозяйственного налога. Проведен анализ статистических данных по собираемости ЕСХН на территории РФ за период с 2010 по 2014 год, а также по прогнозу на 2015 г. Особое внимание уделено существующим ограничениям в применении ЕСХН и условиям перехода на этот режим. Сделан вывод о недостаточной осведомленности сельскохозяйственных товаропроизводителей об особенностях применения альтернативных режимов налогообложения. Обоснована необходимость введения в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей нулевой ставки по НДС. Ключевые слова: единый сельскохозяйственный налог, налоговая база, налоговый период, консолидированный бюджет. Abstract: The article discusses the advantages and disadvantages of applying a special tax regime providing for the payment of the unified agricultural tax. The analysis of the statistical data collection of the single agricultural tax in the territory of the Russian Federation for the period from 2010 to 2014 and forecast for 2015, special attention is given to existing limitations on the application of the unified agricultural tax and the transition to this mode. The conclusion about the insufficient awareness of agricultural producers about the peculiarities of the application of the alternative tax regimes. The need to introduce in relation to agricultural commodity producers of the zero rate of value added tax. Keywords: single agricultural tax, tax base, tax period, consolidated budget. 1

2 Особенности применения ЕСХН В Российской системе налогообложения в составе действующих специальных налоговых режимов разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Основной целью организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственно-экономическую деятельность, является достижение улучшенных финансовых результатов. Но, к сожалению, большинство налогоплательщиков склоняются к мнению, того, что главный акцент - сокращение налоговых платежей. Снижение налогов может быть целесообразным до того момента, пока это вызывает увеличения чистой прибыли. Поэтому выбирая режим налогообложения целесообразно дать полный анализ и выявить преимущества и недостатки применения этого режима. Производители сельскохозяйственной продукции вправе выбрать для себя наиболее оптимальный режим налогообложения, а именно общий режим или специальные налоговые режимы. Положительным в применении ЕСХН является: - небольшой объем предельно простых отчетных документов; - возможность добровольно использовать как ЕСХН, так и УСН; - возможность уменьшения суммы выплачиваемого налога; - увеличенный срок налогового периода, в течении которого нужно выплачивать налог (особенно актуально при сезонных видах предпринимательской деятельности); - довольно понятная и простая система ведения бухгалтерского учета; - вновь зарегистрированный ИП, перешедший на уплату ЕСХН, не теряет право на применение этого спецрежима, даже если в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы. Учитывая, что по налогу на прибыль сельскохозяйственные организации имеют льготы, а НДС, ЕСН и налог на имущество составляют основную часть абсолютной налоговой нагрузки предприятия, освобождение от уплаты этих налогов дает предприятиям значительную сумму налоговой экономии. Кроме того, 2

3 для предприятий, перешедших на уплату ЕСХН, предусмотрен льготный порядок включения стоимости приобретенных основных средств в расходы. Он дает возможность предприятиям окупать затраты, связанные с приобретением основных средств, в более короткие сроки. Одновременно с положительными моментами применения ЕСХН существует и ряд недостатков, которые также учитываются при выборе системы налогообложения: - обязательным условием при переходе на ЕСХН является доля реализации сельскохозяйственной продукции или улова водных биологических ресурсов не менее 70 % в общей выручки предприятия; - предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме. Причем помимо общих требований, организации должны соблюдать и отраслевые рекомендации по ведению учета; - малое количество расходных статей; -при несвоевременном заявлении о переходе на ЕСХН предприниматель не имеет право использовать это систему. В случае если соотношение 70:30 в конце года нарушается, налогоплательщик теряет право на применение льготного режима с начала налогового периода, в котором допущены нарушения. Тогда в течение одного месяца после окончания отчётного (налогового) периода, т.е. до следует уведомить ИФНС и за весь отчётный (налоговый) период произвести перерасчёт налоговых обязательств (при общем режиме налогообложения). При этом налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним; - сложность при соблюдении всех требований для предпринимательской деятельности; - компания, применяющая ЕСХН, не имеет права предъявить к вычету из бюджета НДС. На практике, если сельхозпроизводитель работает на общей системе налогообложения, то большую часть своей продукции он реализует по ставке 10%, а закупают материалы, технику, ГСМ со ставкой НДС 18%. Получается, что сумма НДС, уплаченная поставщикам и подрядчикам, оказывается 3

4 выше, чем полученная от его покупателей и подлежащая уплате в бюджет. Поэтому такой плательщик вместо уплаты НДС имеет право на получение возмещения налога из бюджета в сумме этой разницы. При системе ЕСХН компания «скрыто» платит НДС поставщику (НДС включен в цену товара), а согласно НК РФ не имеет права предъявить к вычету из бюджета. Фактически сельхозпроизводитель платит данный налог и находится не в выигрыше, поскольку увеличиваются его затраты. Вновь зарегистрированный ИП, перешедший на уплату ЕСХН, не теряет право на применение этого спецрежима, даже если в первом налоговом периоде отсутствовали доходы, учитываемые при определении налоговой базы. Если сравнить налоговые ставки на ЕСХН и на УСН Доходы, то она одинакова и составляет 6%, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате. Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно только с УСН Доходы минус расходы (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Ну а сравнивать ЕСХН с ОСНО даже не стоит - налоговая ставка последней при схожей налоговой базе выше в три с лишним раза, и это без учета необходимости платить НДС. Таким образом, вывод можно сделать однозначный: ЕСХН это режим очень выгодный налогоплательщику, если он соответствует установленным законом требованиям. Динамика поступлений ЕСХН в консолидированные бюджеты РФ Анализ динамики поступлений ЕСХН в консолидированные бюджеты субъектов РФ, представленный в таблице 1, показал, что в структуре поступлений платежей по результатам применения специальных режимов налогообложения доля ЕСХН составляет в среднем 1,6 %, а в общей сумме налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ 0,08%. Вес в структуре поступлений не велик и в целом на протяжении периода с 2010 года по 2014 год не изменяется. 4

5 Таблица 1 Динамика поступлений ЕСХН в консолидированные бюджеты субъектов РФ тыс. руб прогноз ЕСХН Вес в структуре 1,29 1,65 1,69 1,65 1,67 1,67 поступлений от спецрежимов, % Вес в структуре 0,054 0,07 0,078 0,082 0,082 0,082 поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ,% Сумма поступлений ЕСХН имеет тенденцию к увеличению с 2010 года по настоящее время, в 2013 году она составила тыс. руб., что на тыс. руб. больше, чем в 2012 году или на 19%; в 2014 году она составила тыс. руб., что на тыс. руб. больше, чем в 2013 году или на 10 %. Прогнозы на 2015 год показывают увеличение ЕСХН на тыс. руб. по сравнению с 2014 годом или на 10%. Рис Поступление ЕСХН, тыс. руб Поступление 0 Рис. 1 Прогнозы на 2015 год Хотя заметно увеличение суммы поступления ЕСХН в бюджет, но все-таки удельный вес в структуре поступлений в консолидированный бюджет остается на прежнем уровне и составляет примерно 0,08%. Проблемы и пути их решения Несмотря на положительную динамику поступления в бюджет ЕСХН, есть и не очень приятные моменты, касающиеся сферы сельского хозяйства. 5

6 В настоящий момент большинство сельскохозяйственных производителей испытывают сложности в партнерских отношениях, а также несут материальные потери. Для хозяйствующих субъектов, активно ведущих техническое перевооружение, применение ЕСХН оказалось невыгодным вследствие невозможности принятия НДС к зачету. В связи с этим, целесообразно исключить НДС из перечня налогов, от которых освобождаются налогоплательщики ЕСХН, и ввести для них по данному налогу нулевую ставку, что позволит повысить рентабельность сельскохозяйственной деятельности. Но вероятность того, что при установлении нулевой ставки НДС отпускные цены на сельскохозяйственную продукцию снизятся, невелика. При этом одинаковые условия налогообложения по НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей, использующих как специальный налоговый режим, так и общий подход к налогообложению, создадут одинаковые условия реализации сельскохозяйственной продукции, от чего покупатель такой продукции только выиграет. Итак, возможность использования нулевой ставки НДС сельскохозяйственными производителями, применяющими ЕСХН, повысит привлекательность данного специального налогового режима по сравнению с действующим вариантом ЕСХН. [3] На законодательном уровне существуют следующие варианты решения этой проблемы: - путем разрешения добровольной регистрации плательщиков ЕСХН в качестве плательщиков НДС; - возможность определения НДС, отсутствующего в счетах-фактурах сельхозтоваропроизводителей-плательщиков ЕСХН, расчетным методом исходя из ставок НДС, установленных статьей 164 Налогового кодекса. - установление равных условий по взиманию НДС для организаций, закупающих сырье, как у физических лиц, так и у сельскохозяйственных организаций, перешедших на уплату ЕСХН. [6] 6

7 Наиболее приемлемым является первый вариант, он в большей степени соответствует принципу хозяйственного самоопределения субъекта, расширяет возможности оптимизации его налогового портфеля. Что касается вычисления недостающего в счете-фактуре НДС, такой порядок может увеличить количество правонарушений и финансовых махинаций, по которым НДС и так имеет лидирующие позиции. Выводы Поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из приоритетов внутренней экономической политики во многих странах мира. Россия не исключение. ЕСХН, то есть единый сельскохозяйственный налог это один из элементов такой политики. Применяли ЕСХН в 2014 году чуть менее 100 тыс. хозяйствующих субъектов: почти 75 тыс. индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств и около 24 тыс. организаций. Учитывая, что почти треть населения РФ проживает в сельской местности, а к плательщикам ЕСХН относят еще и рыболовецкие предприятия, это совсем немного. Преимуществами являются добровольная возможность применения, небольшой объем предельно простых отчетных документов, простота учета, возможность уменьшения суммы выплачиваемого налога. Но при этом нужно учитывать и условия, при несоблюдении которых можно утратить право на применение ЕСХН. Динамика поступления в консолидированные бюджеты дала представление о том, что происходит рост поступлений на протяжении последних 5 лет. Однако при этом почти не изменяется удельный вес налога в общей сумме налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ. Существует необходимость предоставить сельскохозяйственным товаропроизводителям право выбора обязательств по НДС, а также более полного и подробного информационного сопровождения применения ЕСХН предпринимателями и организациями. 7

8 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Брызгалин А.В. Методы налоговой оптимизации: конкретные примеры // Консультант С Доштаева Е. Д. Перспективы развития налогообложения аграрного сектора в условиях вступления России в ВТО // Бизнес. Образование. Право. Вестник волгоградского института бизнеса Жарова Е.Н. Специальные налоговые режимы/е.н. Жарова, Л.П. Королева. Саранск.: Изд-во Мордов. ун-та, с. 4. Кормишкина Л.А., Семенова Н.Н. Импортозамещение - важнейшая стратегическая задача развития агропромышленного комплекса России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность (293). С Королева Л.П. Проблемы и перспективы развития системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Бухучет в сельском хозяйстве С Полежайкина К.С., Королева Л. П. Налоговые льготы - эффективный инструмент регулирования экономики. Экономика и социум (11). С Рагимов С.Н., Волкова М.В. Ещё одни дебют упрощенной системы. Финансы, С Сахчинская Н.С., Каменнова Ю.О. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник СамГУПС 4 (26), С Тришкина Л.В. Льготы по налогообложению сельскохозяйственных предприятий // Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков С Хайруллина О.И. Налогообложение сельхозпредприятий в системе государственного регулирования. Аграрный вестник С


ПИ № ФС 77-69346

ISSN 2541-9250

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»


Апрель, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (13) 2018

Автор: Лаухина Анастасия Игоревна, студентка 4 курса юридического факультета
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Единый сельскохозяйственный налог: достоинства и пути его совершенствования

Статья просмотрена: 459 раз
Дата публикации: 04.04.2018

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ: ДОСТОИНСТВА И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Лаухина Анастасия Игоревна

студентка 4 курса юридического факультета

Чернов Григорий Юрьевич,

магистрант 1 курса учетно-финансового факультета

ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, г .К раснодар

Аннотация. В настоящей статье ставится задача рассмотреть в целом природу единого сельскохозяйственного налога как самостоятельной системы налогообложения, указать достоинства единого сельхозналога и вместе с тем указать на его недостатки, а также предложить пути совершенствования данной системы налогообложения в целях развития сельского хозяйства в РФ.

Ключевые слова : единый сельскохозяйственный налог, ЕСХН, ставки ЕСХН, сельскохозяйственный товаропроизводитель, специальный налоговый режим, преимущества и недостатки единого с/ х налога.

Государство определило специальную систему налогообложения для сельхозпредприятий – ЕСХН, который представляет собой единый сельскохозяйственный налог, позволяющий сельскохозяйственному товаропроизводителю (организации или индивидуальному предпринимателю) платить особым образом уменьшенный размер налога. Согласно главе 26.1 Налогового кодекса Р Ф( НК РФ) не все организации могут использовать такой вид налогообложения, а только те, которые обладают специальными признаками:

1) число работников на сельхозпредприятии не может превышать 300 человек за 1 календарный год;

2) объем реализации сельхозтоваров должен быть не меньше 70% от валового дохода предприятия за год;

3) доля выручки сельхозкооперативов должна быть не менее 70% за отчетный год.

Достоинством стала принятая норма НК РФ, позволяющая переходить на ЕСХН сельхозпредприятиям, имеющим филиалы и представительства, хотя ранее такие предприятия не могли перейти на ЕСНХ и терпели убытки.

Согласно ст. 346.2 НК РФ законодатель указал, какие предприятия не могут перейти на ЕСХН. В частности, это казенные предприятия, бюджетные организации, автономные учреждения и другие.

Много споров вызывало положение, позволяющее переход на ЕСХН по уведомительной системе, согласно которой предприятия, желающие перейти на ЕСХН должны подать специальное заявление установленной формы в срок от 20 октября по 20 октября, что совсем неудобно и ограничивает права производителей сельхозпродукции. На практике многие сельхозпредприятия нарушали данный принцип и без всякого согласия налоговой инспекции применяли спецрежим на основании действующего закона, без надлежащего уведомления.

Правоту сельхозпроизводителей обосновал Высший Арбитражный Суд, который в решении от 04.02.2011 по арбитражному делу №А01-2192/2009 Северо-Кавказского округа [ 5 ] однозначно высказался в пользу производителей, признав их работу по ЕСХН действительной, даже при отсутствия уведомительного порядка.

Преимущества единого с/ х налога для организаций налогоплательщиков:

1) не платит налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств);

2) не платит налог на имущество (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями);

3) не платит налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Преимущества единого с/ х налога для индивидуальных предпринимателей в том, что они:

- не уплачивают НДФЛ (в отношении доходов от предпринимательской деятельности);

- не уплачивают НДС (за исключение ввоза импортных товаров);

- налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Ставка ЕСХН взимается в размере 6% дохода за налогооблагаемый период, который исчисляется как разница между валовыми доходами и расходами производителей. При этом уплата налога в бюджет производится в течение календарного года: 1) до 25 июля текущего года; 2) до 31 марта следующего за ним года (за II полугодие текущего года) [1].

Если предприятие является сельскохозяйственным, но не перешло на ЕСХН по каким-либо причинам, оно перечисляет в бюджет налог на прибыль по пониженной ставке 20% [1].

Укажем также, что согласно абз.4 п.1 ст. 45 НК РФ с 1.01.2017 года налоги, в том числе ЕСХН, могут правомерно вноситься в бюджет не исключительно самими налогоплательщиками, как это было ранее, но и третьими лицами. С учетом специфики видов сельхозпроизводителей важно учитывать следующее: «вместо организации налоги или взносы может уплатить лишь другая организация. За физическое же лицо может расплатиться исключительно другое физическое лицо» [4.с.118]. В то же время появление возможности уплаты налога третьими лицами расширяет возможности кооперации сельхозпроизводителей – плательщиков ЕСХН.

Очевидным преимуществом ЕСХН является сниженный порядок уплаты страховых взносов, в частности: 16% - Пенсионный Фонд РФ, 1,9% - Фонд соцстраха РФ, 2,3% - фонд обязательного медстрахования – всего 20,2% составляет льготная ставка по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Основные преференции перехода на ЕСХН заключаются в сокращении совокупности налоговых обязательств, позволяющих облегчить налоговую нагрузку на предприятия с невысокими доходами, а также сохранении этого дохода внутри производственного оборота - не нужно расходовать средства на перечисление авансовых платежей в ИФНС, извлекая оборотные средства [3. с.267]. Кроме того, сами авансовые платежи также включены в общий доход предприятия, а основные средства, приобретенные в период ЕСХН, можно списать сразу после сдачи в эксплуатацию и не нести налоговой нагрузки на их содержание. Освобождение от НДС позволяет с / х предприятиям вести упрощенную бухгалтерскую отчетность, в частности, не вести журнал по счетам и не выписывать счета-фактуры с указанием процентов по НДС и тем самым снизить стоимость на сезонную продукцию [3.с.73].

В то же время к недостаткам ЕСХН можно отнести несколько усложненную систему отчетности сельхозпредприятий, на анализируемый специальный налоговый режим:

§ Статотчетность и сведения о численности работников;

§ Декларации по ЕСХН, по транспортному и по земельному налогу;

§ Расчетные ведомости по ФСС и в Пенсионный Фонд, расчет платы за негативное воздействие на экологию;

§ Бухгалтерская отчетность: книга доходов и расходов.

Индивидуальные предприниматели обременены несколько меньшей нагрузкой по отчетности и сдают статотчетность , сведения о численности, декларации по ЕСХН, по земельному и транспортному налогу, расчет платежа по негативному воздействию, а также ведомости по взносам в Пенсионный фонд и ФСС.

В целях дальнейшего роста сельскохозяйственного производства России, на наш взгляд, следует понизить критерии перехода и допустить понижение ставок по налогообложению для тех сельхозпредприятий, которые не могут перейти сегодня на ЕСХН. В частности, необходимо изменить уведомительный порядок перехода на сельхозналог, допустив возможность перехода предприятия на ЕСХН в любое время. Также необходимо отменить сбор на вредное воздействие на окружающую среду, так как данный вид налога абсурден по своей природе. Сельхозпроизводитель, возделывая культуры, лишь оказывает благоприятное влияние на почвы. При уничтожении вредителей и сорняков с/ х предприятия вкладывают личные средства в охрану окружающей среды.

Сегодня многие сельскохозяйственные объекты просят освободить их от транспортного и земельного налога, что позволит им за счет снижения налоговой нагрузки улучшить качество сельхозпродукции или снизить стоимость продукции для населения [ 3.с.78 ].

Для некоторых экспериментальных хозяйств переход на ЕСХН позволит существенно сократить налоговые нагрузки, если для них будет установлен пониженный критерий перехода на ЕСХН, например, объем реализации продукции - не меньше 50 % в год, ведь действующий высокий порог в объеме 70% валового дохода не позволяет начинающим хозяйствам применять научные эксперименты и новые безопасные новаторские технологии, а заставляет руководствоваться лишь объемами продаж, не заботясь о высоком качестве продукции.

Читайте также: