Основные проблемы налоговой политики

Опубликовано: 17.04.2024

к.э.н., доцент Коваленко Галина Васильевна

студент группы НИН-СB 31 Беляева О.И.

Одним из основных инструментов государственного регулирования экономики является налоговая политика, содержание и цели которой зависят от политического строя и задач, стоящих перед государством. Именно по этим причинам задачей первостепенной важности является формирование концепции налоговой политики с точки зрения равновесия финансовых интересов хозяйствующих субъектов и государства. Главной задачей налоговой политики РФ является обеспечение финансовыми ресурсами государства, создание благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышение уровня жизни населения. Как отмечается в современных публикациях Беспалова М. «Налоговая политика на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов», Орловой О.Е. «Перспективы налоговой политики», Лермонтова Ю.М. «Об основных тенденциях развития налогового законодательства Российской Федерации», несмотря на уже имеющиеся достижения российской налоговой политики: снижение налоговой нагрузки на предпринимательство, упрощение налоговой системы страны через установление закрытого перечня налогов, сокращения числа налоговых баз и порядка уплаты конкретных налогов, на долгосрочный период налоговая политика страны еще полностью не сформирована.

Основными недостатками современной налоговой системы являются следующие:

  • нестабильность налоговой политики;
  • чрезмерное налоговое бремя, которое несут налогоплательщики;
  • отсутствие стимулов для развития малого и среднего предпри- нимательства;
  • чрезмерное распространение налоговых льгот, приводящее к потерям бюджета;
  • эффект инфляционного налогообложения, при котором никакого роста экономики не может быть в принципе;
  • перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;
  • чрезмерный объем начислений на заработную плату. С заработной платы налоги взимаются автоматически в момент выплаты денег и никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется. А при получении налогов с фирм возникают трудности, связанные с разнообразными возможностями снижения облагаемой прибыли искусственным завышением издержек и использованием различных льгот, отсрочек, скидок и необходимых отчислений в различные фонды.
  • на микроуровне – расхождение между стандартами налогового и бухгалтерского учетов, что приводит к трудоемким корректировкам бухгалтерской прибыли при исчислении налоооблагаемой прибыли.
  • уклонение от уплаты налогов юридическими лицами. В теневой экономике сосредоточен большой резерв для налогообложения, но укрытым от налогообложения капиталам даже при желании их владельцев сложно вернуться в легальную производственную сферу, так как внимание налоговых органов к источникам средств могут привлечь крупные инвестиции. По этой причине капитал, попавший в теневой оборот, так там и остается либо вывозится за границу. [1]

Еще одним негативным направлением налоговой политики является нездоровая ориентация налоговой системы на косвенные формы налогообложения, от которых в бюджет поступает до 70% всех налоговых поступлений. Косвенные налоги являются ценообразующим фактором, и, если они будут высокими, это приведет к сокращению платежеспособного спроса, а следовательно, и объема производства и потребления товаров и услуг, что, в свою очередь, влечет за собой сокращение налоговых поступлений. Цена такой политики высока – инфляция, экономическая стагнация, рост цен на потребительские товары. [2]

Все эти проблемы нарушают систему доходов бюджета, серьезно влияют на инвестиционную привлекательность, ухудшают инновационное развитие. Поэтому необходимость налогового реформирования в нашей стране очевидна. И основная задача в данной ситуации – создание простой и стабильной налоговой системы. Следовательно, вносить каждый месяц изменения в налоговое законодательство недопустимо, необходимо накапливать необходимые дополнения и изменения, и вводить их с первого января следующего года. Усиление защищенности налогоплательщиков будет способствовать возврату в легальную сферу капиталов, находящихся в безналоговом обороте или вывезенных за границу. Должны быть удовлетворены интересы всех социальных слоев общества, имеющих большие различия в получаемых доходах – государственных служащих, работников, предпринимателей, пенсионеров, учащихся и других. Нестабильность и несовершенство налоговой системы России не может привлечь иностранные инвестиции в предприятия России, что так же отрицательно сказывается на экономической и социальной динамике общества. [3]

В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ в 2013 были определены приоритетные направления налоговой политики. В июне 2013 Министерство финансов разместило на своем сайте проект Основных направлений налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.Приоритеты налоговой политики остаются прежними – необходимость создания стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Основные цели налоговой политики – стимулирование инновационной деятельности и налоговой системы, а так же поддержка инвестиций.

В министерстве фмнансов, однако, отмечают, что достичь стабильности в условиях дефицита федерального бюджета будет трудно, что это возможно лишь при постепенном увеличении доходов. Достичь совершенствования налоговых доходов можно путем проведения широкомасштабных или частичных налоговых реформ, через изменение налоговой базы, отмену старых и введение новых налогов, изменение соотношения разных видов налогов.

С позиции реформирования налоговой политики планируется: во-первых, ежегодное повышение установленной ставки НДПИ на добычу полезных ископаемых при добыче газа горючего природного на период до 2015 года (в 2013 году —622 рубля, с 2014-го — до 700 рублей, с 2015-го — 788 рублей), во-вторых, постепенное снижение ставки вывозной таможенной пошлины на нефть с одновременной компенсацией выпадающих доходов за счет увеличения ставки НДПИ на нефть, в-третьих, предусматривается осуществление индексации ставок акцизов алкогольной и табачной продукции и планируется поэтапное повышение акцизов на данную продукцию, а так же на все классы автомобильного бензина и дизельного топлива с 2013 по 2015 год.

Еще одним направлением налоговой политики Российской Федерации является введение налога на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Облагаться будет только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности. Данный налог предполагается отнести к региональным налогам с передачей части поступающих сумм налоговых поступлений в местные бюджеты.

Действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов будет сохранена. Введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не планируется. От налогообложения НДФЛ может быть освобожден ряд социально значимых выплат (компенсационные выплаты работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, гранты Президента РФ, материальная помощь и др.).

В вопросе о налоговом стимулировании инвестиций предлагается только одна возможная мера - уточнение порядка восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении 5 лет с момента введения их в эксплуатацию.

Одним из источников дополнительных поступлений в бюджетную систему РФ так же будет совершенствование налогового администрирования. В числе планируемых изменений — предоставление налоговым органам дополнительных прав при проведении налоговых проверок и урегулирование процедур контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах. [4]

Минфин РФ и ФНС РФ, формируя налоговую политику, ошибочно считают, что действующую систему налогообложения необходимо сохранить прежней, предполагая частично и постепенно вносить изменения в её блоки и подсистемы, при этом отношения собственности, технологическое состояние производства, оплата труда и т.п. остаются практически неименными. Вследствие этого через определенное время возникают новые проблемы в системе налогообложения.

Список использованной литературы

1. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: Книжный мир, 2013

Реализация макроэкономического прогноза, разработанного в связи со сложившейся неблагоприятной внешней конъюнктурой в любом случае должна обеспечить социальную стабильность и среди прочих мер предполагает компенсацию дополнительных инфляционных издержек уязвимым категориям граждан. В связи с этим, и учитывая тот факт, что в России разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями населения значительно больше, чем в ведущих развитых странах, усиление социального характера налогообложения физических лиц является одним из важнейших направлений налоговой политики РФ в современных условиях.

Между тем 2015 и 2016 годы знаменательны вступлением в силу целого ряда законодательных поправок, влекущих за собой повышение налогового бремени, которое ложится на физических лиц. Во-первых, речь идет о главе НК, посвященной налогу на недвижимость (ее разработка началась еще в 2004 году, а принятие планировалось в 2010 году), которая существенно пересматривает всю систему личного поимущественного налогообложения. Самое главное в новом законе - переход на новый порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц и отказ от некоторых налоговых льгот действовавших ранее. Несмотря на то, что предусмотрен пятилетний переходный период для регионов, в течение которого сумма налога, рассчитываемого по новым правилам (не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости), будет повышаться на 20% в год, очевидно неизбежное увеличение налога примерно в три-четыре, а то и в пять раз. Кроме того, если раньше, право на полный имущественный вычет по НДФЛ при продаже объектов недвижимости, возникало у физических лиц при условии владения им не менее трех лет, то при продаже объектов с 2016 года предельный срок владения объектом недвижимого имущества в целях предоставления вычета по НДФЛ составит уже 5 лет (за некоторыми исключениями). Еще одна важная поправка призвана перекрыть канал увода доходов от продажи имущества от налогообложения: если ранее для целей исчисления НДФЛ, как правило, принималась договорная стоимость продаваемой недвижимости, то с 2016 года, если доход от продажи будет составлять менее 70% её кадастровой стоимости, то налогооблагаемый доход от продажи будет приравниваться к 70% кадастровой стоимости. При этом для физических лиц введена новая обязанность по информированию налоговых органов о принадлежащем им облагаемом имуществе в случае неполучения ими налогового уведомления на уплату налога по данному имуществу (недвижимость, транспортные средства).

В связи с названными изменениями, по сути ухудшающими положение налогоплательщиков - физических лиц, особое значение приобретает расширение льгот в области подоходного налогообложения. В настоящее время налоговым законодательством РФ предусмотрены следующие виды налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные, инвестиционные, а также профессиональные налоговые вычеты.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются только в отношении доходов, которые облагаются по ставке 13%, за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов. Право на стандартный вычет на себя получают отдельные категории физических лиц, например, Герои РФ, «чернобыльцы» и др. Вычеты на детей вправе получить родители, усыновители, опекуны, попечители, а также приемным родители и их супруги, на обеспечении которых находится ребенок. Вычеты полагаются на всех детей до 18 лет, а также на детей до 24 лет, являющихся учащимися очной формы обучения, аспирантами, интернами, ординаторами, студентами или курсантами. На первого и второго ребенка вычеты предоставляются в размере 1400 руб. в месяц. На третьего и последующих детей, а также детей-инвалидов или учащихся в возрасте до 24 лет, являющихся инвалидами I или II группы, вычет равен 3000 руб. в месяц. Единственным родителям (приемным родителям), усыновителям, опекунам и попечителям вычеты полагаются в двойном размере. Кроме того, вычет в двойном размере дается одному из родителей на основании его заявления, если другой родитель отказался от получения налогового вычета. Вычеты предоставляются с начала года до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 280 000 руб. Для получения вычета работник должен подать работодателю (налоговому агенту) соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы или по окончании года представить декларацию в налоговый орган.

Несмотря на то, что со следующего года предельный доход для получения стандартных вычетов на ребенка увеличивается до 350 000 руб., а родитель, усыновитель, жена или муж родителя ребенка-инвалида сможет получать в качестве вычета 12 тыс. руб. ежемесячно, (приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя - 6 тыс. руб.), данные изменения в налоговом законодательстве вряд ли приближают российскую налоговую политику в области налогообложения физических лиц к общемировой практике предоставления льгот и права выбора вариантов налогообложения доходов физическими лицами. Сумма вычета на детей – не инвалидов по-прежнему лишена экономической обоснованности и не привязана к величине прожиточного минимума региона.

В большинстве высокоразвитых стран мира существует необлагаемый налогом минимум, установленный для каждой группы налогоплательщиков, а для супругов имеется возможность, как рассчитывать налог и подавать налоговую декларацию отдельно, так и декларировать общий доход семьи. В России семья не является самостоятельным субъектом налогообложения, что, несомненно, лишний раз свидетельствует о нарушении социальной справедливости в подоходном налогообложении.

В современных условиях одним из приоритетных направлений налоговой политики выступает повышение эффективности налогового контроля в области трансфертного ценообразования. Российское законодательство не определяет понятие трансфертного ценообразования, но опирается на стандарты, выработанные в этой области на международном уровне, и в частности, Рекомендациями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию «О трансфертном ценообразовании для транснациональных компаний и налоговых ведомств». Во внутрироссийской налоговой практике под трансфертным ценообразованием подразумеваются отношения между хозяйствующими субъектами в области заключения сделок по ценам, отличным от рыночных, что позволяет налогоплательщикам минимизировать свои налоговые обязательства. Такого рода отношения складываются, прежде всего, при заключении сделок между взаимозависимыми лицами. В связи с этим Налоговый кодекс определяет критерии определения взаимозависимости организаций и физических лиц, к каковым относятся:

1) значительная (более 25%) доля участия:

· одной организации в другой;

· физического лица в организации,

· одного и того же лицо прямо и (или) косвенно в разных организациях.

2) доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%;

3) физические лица состоят в отношениях родства или одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

Налоговые органы вправе контролировать правильность применения цен по сделкам между взаимозависимыми лицами только при соблюдении определенных условий, касающихся суммы доходов по осуществленной сделке, применения хозяйствующими субъектами льготных режимов и ставок налогообложения. К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли и сделки с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах. Кроме того, в российском законодательстве четко определен круг лиц цены по сделкам которых налоговые органы не будут контролировать в любом случае.

Налогоплательщики сами должны представлять в налоговые органы сведения о контролируемых сделках, совершенных ими в течение календарного года, но в случае судебного разбирательства бремя доказывания отклонения цены от рыночной возложено на налоговые органы.

В России в соответствии с Руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию предусмотрены следующие методы определения рыночной цены:

1. Наиболее предпочтительные: метод сопоставимых рыночных цен; метод цены последующей реализации; затратный метод.

2. Методы сделок на основе прибыли (применяются в случае ограничения информации по аналогичным сделкам): метод сопоставимой рентабельности; метод распределения прибыли.

В целях предотвращения возникновения спорных ситуаций при определении рыночного характера цен в РФ крупнейшие налогоплательщики (сумма ежегодных налоговых платежей которых превышает 1 млрд руб. или годовая выручка составляет более 20 млрд. руб.) вправе подать заявление на заключение соглашения о ценообразовании с налоговыми органами, в котором закрепляется порядок применения цен или методы определения цен по контролируемой сделке.

Таким образом, в качестве существенных проблем современной российской налоговой политики можно выделить необходимость усиления социальной направленности подоходного налогообложения и реализации на практике механизма контроля международных и внутренних сделок с применением трансфертных цен.

1. Налоговый кодекс РФ часть первая. URL: www.consultant.ru.

2. Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых ведомств - 1995 г.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Кручинина Евгения Ильинична
Агапова Анна Александровна

1. факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова
2. к.э.н., доцент, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Kruchinina Evgeniya Ilyinichna
Agapova Anna Alexandrovna

1. Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Department of Accounting and Taxation
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

Аннотация: Для преодоления последствий пандемии многие страны используют различные инструменты поддержки экономики, в том числе бюджетные меры. Это неудивительно, поскольку значительная часть предприятий переживает падение спроса на свои услуги и, как следствие, резкое снижение прибыли. На фоне экономических проблем гибкое управление налоговыми обязательствами становится одной из важнейших задач любой компании. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В частности, если в начале 2020 года, до начала эпидемии COVID-19 в России, ожидался рост экономики на 1,9%, то к 2021 году увеличение должно составить не менее 3,1%. Вместе с тем приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла.

Abstract: To overcome the consequences of the pandemic, many countries use various tools to support the economy, including budgetary measures. This is not surprising, since a significant part of enterprises is experiencing a drop in demand for their services and, consequently, a sharp decline in profits. Against the backdrop of economic problems, the flexible management of tax liabilities becomes one of the most important tasks of any company. Given the macro-forecast prepared by the Ministry of Finance of Russia is fundamental, with great uncertainty due to the unpredictability of the abolition of quarantine measures, but does not take into account the measures currently included in the Economic Recovery Plan. In particular, while at the beginning of 2020, before the beginning of the coronavirus epidemic in Russia, the economy was expected to grow by 1.9%, by 2021 the increase should be at least 3.1%. At the same time, the priority of the national economic recovery plan is to increase citizens' incomes, restore effective employment and restart the investment cycle.

Ключевые слова: налогоплательщики, офшорные государства, инвестиции, налогообложение, государственная политика, налоговое планирование, корпорации

Keywords: taxpayers, offshore states, investment, taxation, government policy, tax planning, corporations

Введение. Необходимость регулирования процедуры налогового аудита сейчас как никогда актуальна. В Налоговом кодексе только 15 статей (статьи 87-101 НК РФ) посвящены налоговым проверкам и, соответственно, различным процессуальным действиям при их проведении. Регулировать все имеющиеся нюансы, появляющиеся при осуществлении налоговых проверок, с помощью пятнадцати статей для налогоплательщиков является очень затруднительно [1, 2]. В связи с этим существует необходимость совершенствования действующего налогового законодательства и определения процессуальных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Выездная налоговая проверка — это серьезная проверка для налогоплательщика, которую можно преодолеть, зная, в каких случаях налогоплательщик включен в план проверки, какие полномочия предоставляются налоговым органам, что происходит после завершения проверки [3, 4].

При этом по действующему законодательству налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, и предоставляет контролирующим органам право проводить выездные мероприятия. В этом случае выездная проверка является наиболее «проблемной» для налогоплательщика, так как связана с присутствием должностных лиц налоговой службы на территории налогоплательщика и представлением первичных документов [5, 6].

Целью исследования является изучение сущности налоговой политики РФ с учетом влияния карантинных мер. В качестве объекта исследования является действующая налоговая политика государства. Предметом исследования является сущность и роль налоговой политики государства, с учетом влияния на экономику по причине влияния COVID-19. Для решения поставленной цели были решены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность налоговой политики, выявить основные проблемы и сложности ее проведения с учетом влияния на экономику CОVID-19, определить степень влияния пандемии на рабочее население и государство в целом, с учетом сведений статистических данных.

Основная часть. Налоговая политика является неотъемлемой частью бюджетной политики государства, направленной на формирование такой налоговой системы, которая будет способствовать накоплению и рациональному использованию национального богатства страны, способствовать гармонизации экономических и социальных интересов и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества. Основными целями проводимой налоговой политики являются:

  1. Меры, направленные на снижение уровня инфляции [7].
  2. Факторы, способствующие увеличению национального дохода [8].
  3. Меры, направленные по решению проблем с безработицей в целях выравнивания экономических колебаний [9].

В этой связи целями налоговой политики для снижения инфляции могут достигаться за счет следующих факторов.

  1. Фискальный факторы, с помощью которых для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, осуществляется достижение заданных параметров экономической и социальной политики государства, с учетом управленческих функций государства.
  2. Экономическое взаимодействие, которое способствует более эффективному участию государства в регулировании экономики страны, а также способствует поддержанию заданных параметров экономического роста [10, 11]. При данном подходе в большей степени ликвидируется действующее неравенство в социальном аспекте, а также стимулируется накопление инвестиций, направленных на увеличение капитала.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства в отношении полученных доходов между категориями групп населения. При этом в большей степени направлено на защиту социальных слоев населения.
  4. Экологические — содействие охране окружающей среды и рациональному использованию природных биоресурсов, с учетом порядка сохранения природного наследия.
  5. Международные — контроль за устранением двойного налогообложения, устранить возможность уклoнeния oт уплаты налогов, унификация налоговых систем национальных экономических систем разных стран [12, 13].

Вместе с тем в текущем налоговом периоде из-за ограничительных мер во многих странах мира и, в частности, в России, экономическая сфера терпит значительные убытки (табл. 1).

Ограничительные меры, связанные с CОVID-19 в мировой экономике на август 2020г.


Составлено по данным https://interfax.by/news/policy/raznoe/1273122/

При этом, чтобы понять, необходимо составить список отраслей, наиболее пострадавших от пандемии: торговля ВЭД, транспорт (воздушный, автомобильный), туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, oфф-лайн услуги и развлечения (парикмахерские, фитнес, спортивные, театральные, кино и т.д.). Однако можно выделить и сферы экономики, в которых наблюдаются положительные тенденции: электронная торговля, продукты питания и готовые блюда, онлайн-развлечения, производство и реализация лекарственных товаров и медикаментов, медицина, особенно дистанционная медицина. При этом особенно примечательна нефтяная промышленность, которая вступила в зону турбулентности после неудачных переговоров в странах ОПЕК, когда влияние CОVID-19 начало распространяться на территории стран ЕС и США. Падение общемирового спроса более, чем на 20% привело к серьезному кризису перепроизводства, заполнив все возможные пробелы складских мощностей и полному использованию всех имеющихся танкеров. Продление этой ситуации на три-шесть месяцев приведет к вынужденному закрытию большого количества скважин, а не только битумных сланцев [14]. Но это также грозит заморозкой инвестиций в новые проекты, приостанавливая существующие, что может вызвать гораздо большие проблемы, чем просто переизбыток поставок нефти. Как следствие, многие малые и средние предприятия могут не выжить в текущем кризисе.

План восстановления экономики. Приоритетом плана восстановления национальной экономики является увеличение доходов и сокращение расходов, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла, по мнению Минфина России. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути цифрoвизации и дистанционной работы. Нет сомнений, что борьба с кoронавирусом — благородная и очень дорогая задача, однако решая ее, государство корректирует правила в экономике. Было установлено, что в какой-то ситуации — это возможно, для того, чтобы сохранить ежедневную работу бизнеса до очень благородных целей, ограничивать свободное передвижение товаров и людей по одним и тем же основаниям, изменить налоговую систему, которая формировалась на протяжении многих лет и расширить почти всю экономическую деятельность, находящуюся в состоянии неизвестности и неустойчивости, не дожидаясь возвращения к нормальной жизни.

В этой связи устойчивая бизнес-модель кризиса будет основана на близости к государству. Можно предположить, что крупнейшая российская компания совместно с ОАО «Газпром» и Сбербанком станет универсальным рынком («государственные услуги» условно), на котором можно будет сконцентрировать большую часть жизненно важных услуг и обеспечить население наиболее востребованными — сначала услугами, а затем и товарами. Выход из кризиса представляет собой комплекс мер, которые должны быть приняты в среднесрочной перспективе. Между тем важно понимать, что на макроэкономическом уровне кризисные явления в экономике 2020 года являются решающей проверкой качества и количества как науки, так и всей инновационной сферы экономики, а также способности государством объединить общие усилия для преодоления сложившейся ситуации. Прежде чем обсуждать необходимость принятия каких-либо мер по смягчению последствий и восстановлению, важно понять, какими ресурсами и инструментами государство располагаем. С начала 2020 года в стране накоплены значительные денежные средства в виде резервов, управляемых Банком России. При этом сбалансированные показатели бюджета страны наблюдается на протяжении последних нескольких лет. Полным ходом идет работа по импортозамещению и обеспечению продовольственной безопасности. Показатель инфляции достиг своего многолетнего минимума. Низкий уровень безработицы и рост реальных доходов населения. Сформирована и развивается независимая от государства информационная среда. Таким образом в стране имеются финансовые и нематериальные ресурсы.

Вместе с тем важно скорректировать для формирования новой структуры – антикризисной политики государства, которая способна скоординировать деятельность всех структур, связанных с эпидемией. При этом сформированная структура должна привлечь, включая сообщество экспертов и использование кадровых резервов для повышения эффективности работы гос структур. Многие эксперты и профессионалы, аналитики и предприниматели, по разным причинам не связанные с государственными органами, откликнутся на призыв и примут участие в борьбе с угрозой, которая нависает над обществом в целом. Таким образом, для снижения отрицательного воздействия на экономику важно в среднесрочной перспективе:

  1. Пересмотреть бюджет на 2020 год и разделить его на периоды, с возможностью немедленного перераспределения финансовых ресурсов., посредством осуществления вливания денежных средств в экономику.
  2. Восстановить в полном объеме величину денежной массы.
  3. Строго контролировать действующие операции, связанные с иностранной валютой и ее регулированием.
  4. Борьба с безработицей — субсидирование работодателей, в период действия антикризисных мер, части налогов, не превышающей один вид льгот, для новых работников, имеющих официальный статус безработного свыше двух месяцев.
  5. Вовлечение трудоспособного населения, получившего статус безработного, в сезонные или иные работы [15].

Следует отметить, что по мнению большинства экономистов безработица в России в 2020 году будет самой высокой с 2011 года и вырастет до 5,7%. В среднесрочной перспективе уровень безработицы начнет снижаться: в 2021 году он составит 5,4%, в 2022 году — 4,9%, в 2023 году — 4,7%. При этом реальные располагаемые доходы уменьшатся на 3,8% в конце этого года, а затем начнут увеличиваться на 2,8% в 2021 году, на 2% в 2022 году и на 2,6% в 2023 году. По данным Росстата, во втором квартале реальные доходы населения сократятся на 6%, без антикризисных мер поддержки населения снижение составит 7,5% (рис. 2).


Рисунок 2. Динамика безработицы в России на рынке труда за 2020 год.

Вместе с тем актуальный макропрoгноз является базовым и подготовлен в условиях высокой неопределенности из-за непредсказуемости снятия карантинных мер, поэтому министерство уточнит его параметры в августе — сентябре. Кроме того, макропрoгноз не учитывает мер, которые закладываются сейчас в план восстановления экономики. В январе, до начала эпидемии корoнавируса в России, МЭР прогнозировало рост экономики в 2020 году на 1,9%, в 2021 — на 3,1%. По данным Минэкономразвития, российская экономика не вернется на докризисный уровень до первой половины 2022 года. «Ключевым фактором снижения ВВП в этом году является внутреннее ограничение, по сути, второй квартал и постепенный выход из него. К 2021 году мы все еще ожидаем восстановления экономики на уровне 2,8%. Если говорить в годовом исчислении, то выход на докризисный уровень — это все равно первая половина 2022 года», — сказал Решетников журналистам на брифинге, добавив, что министерство ожидает отмены карантинных ограничений в августе-сентябре [16, 17]. По оценкам Минэкономразвития, самое большое падение ВВП в этом году ожидается во втором квартале, когда из-за карантина экономика замедлилась — на 9,5% по сравнению с предыдущим годом. Ожидается, что в третьем и четвертом кварталах падение замедлится до 6,3% и 5,2% соответственно. Отмечено, что с ослаблением карантинных ограничений активная фаза восстановления начнется в четвертом квартале и продолжится в 2021 году. В последующие годы рост российской экономики составит 2,8% в 2021 году, 3% в 2022 году и 3,1% в 2023 году (табл. 3).

Численность и состав рабочей силы в субъектах Российской Федерации.


Составлено по данным http://news.sarbc.ru/main/2019/07/29/235674.html

Поскольку в первом полугодии 2020 года стало ясно, что обычные способы не работают, на данный момент государство применяет ряд налоговых мер для минимизации уровня безработицы, в частности, к ним отнесены:

  • снижение ставок страховых взносов. Совокупная ставка взносом на социальное страхование малых и средних предприятий снижена с 30 до 15%. Сниженная ставка применяется к той части заработной платы работника, которая превышает минимальную заработную плату за календарный месяц [18, 19].
  • Отдельные категории плательщиков вправе уплачивать ежемесячные авансовые платежи по НДФЛ с апреля до конца 2020 года на основе фактически полученной прибыли. Соответствующий подход должен быть изложен в учетной политике и доведен до сведения налогового органа.
  • Введен особый порядок налогообложения федеральных субсидий для малых и средних предприятий, субсидии, освобождаемых от НДФЛ. Величина расходов, понесенных в связи с субсидиями, не учитываются при расчете налога на прибыль.
  • Поощрительные надбавки к определенным специальным условиям труда и дoпoлнитeльнaя нагрузка для работников медицины, оказывающих квалификационную и качественную помощь в связи с повышенной заболеваемостью СОVID-19, освобождаются от НДФЛ.
  • С апреля 2020 года был разработан третий пакет мер по поддержке экономики и бизнеса в условиях пандемии СОVID-19, в частности, предусмотрены дополнительные условия для таких категорий организаций по получению задержки или выплате [20].

Заключение. В соответствии с поставленной целью в исследовании были решены следующие задачи: раскрыто понятие и сущность налоговой политики в том числе в условиях влияния CОVID-19, выявлены основные проблемы в экономике. С учетом подготовленного Минфином России мaкрoпpoгнoза является фундаментальным, в условиях большой неопределенности из-за непредсказуемости отмены карантинных мер, однако не учтены меры, включенные в настоящее время в План экономического восстановления. В январе, до начала эпидемии кoрoнaвируca в России, ожидался рост экономики на 1,9% в 2021 году — 3,1% в 2020 году. Определено, что задачи плана восстановления национальной экономики России в ближайшее время будут представлены правительству сотрудниками министерства экономического развития.

Следовательно, приоритетной задачей плана восстановления национальной экономики является повышение доходов граждан, восстановление эффективной занятости и возобновление инвестиционного цикла. Одной из основных структурных задач плана является запуск новых механизмов, устранение всех барьеров на пути оцифровки и дистанционной работы. Очевидно, что экономика имеет больший запас прочности, чем это может показаться в один из моментов 2020 года.

Читайте также: