Перспективы развития налоговых органов

Опубликовано: 17.05.2024

Минфином России утверждены Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

Один из разделов документа раскрывает меры по совершенствованию налогового администрирования в 2021-2023 годах. Все они перечислены нами ниже в настоящем материала.

Изменения в налоговом администрировании в 2021-2023 годах

Налоговый мониторинг - уменьшение пороговых требований и увеличение объёма доступной для налоговиков информации. Министерство финансов РФ планирует снижение пороговых требований для вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг с целью расширения количества его потенциальных участников. Кроме того, будут совершенствоваться аппаратные возможности налогового мониторинга и информационное взаимодействие налоговиков со смежными государственными базами данных с целью снижение административной нагрузки на налогоплательщиков. Попросту говоря, в рамках налогового мониторинга объём получаемой ВНС информации о налогоплательщике будет настолько велик, что исключит необходимость в выездных, и даже камеральных налоговых проверках.

Кодификация законов и норм о ККТ - интеграция законодательства о ККТ в нормы налоговых законов. Предлагается устранение законодательства о применении контрольно-кассовой техники в качестве самостоятельных законов и подзаконных нормативных актов. Все нормы о ККТ будет включены в налоговый кодекс. Налоговики получат официальное право на применение оперативных мероприятий: контрольных закупок и негласного наблюдения. Проверки ККТ, как самостоятельная форма контроля будут отменены, они будут включены в качестве одной из мер налогового контроля в НК РФ. Увеличится объём бесконтактного налогового администрирования, в том числе статистического наблюдения, будут внесены масштабные изменения в нормы Налогового кодекса о применения ККТ при осуществлении удалённых расчётов при продаже товаров (работ, услуг).


Единый налоговый платёж - уплата всех налогов одной платёжкой. Институт единого налогового платежа предполагается ввести с 2022 года (хотя многие эксперты предполагают, что он может быть введён и раньше). Новшество позволит уплачивать, одним платежом все налоги. Уплаченную в бюджет сумму налоговые органы по установленным Налоговым кодексом РФ правилам распределять в уплату налогов, пеней, процентов и штрафов. При этом будут исключены случаи при которых долгое время по одним налогам (в один уровень бюджета) числилась переплата, а по другим - недоимка.

Приостановление операций по счетам - налоговики будут предупреждать. На ФНС РФ будут возложена обязанность информирования налогоплательщиков о том, что к нему будут применены меры по обеспечению уплаты налогов в бюджет - приостановление операций по счетам в банках (за непредоставление налоговой декларации).

Квалификация налоговой декларации, как не предоставленной. Этот вопрос в настоящее время имеет большое количество споров, зачастую незначительный дефект при заполнении налоговой декларации квалифицируется налоговиками как её непредоставление. Конец такой практике положат изменения в НК РФ, которые определят исчерпывающий перечень случаев, когда налоговая декларация считается непредоставленной.

Развитие электронного документооборота - личные кабинеты, налоговые уведомления в электронной форме. Бумажный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом будет постепенно устранятся. Все налоговые уведомления будут направляться налоговиками через личные кабинеты. Исключения будут предусмотрены для инвалидов, пенсионеров, малоимущих граждан, несовершеннолетних, граждан предпенсионного возраста, а так же некоторых других категорий граждан. В первую очередь систему электронных налоговых уведомлений реализуют к крупных городах - миллионниках

Возмещение НДС в заявительном порядке - на основе электронных банковских гарантий. Предлагается введение института электронной банковской гарантии для возмещения НДС в заявительном порядке, логистика предоставления банковской гарантии и возмещения НДС будет прозрачной и оперативной.

Налоги на операции с Биткоином и другими цифровыми валютами. Особенно старается здесь Минфин, предвкушая увеличение количества операций с цифровыми валютами и стараясь наложить на них «лапу». Законопроект внесён Минфином в Госдуму и по мнению экспертов весьма не идеален, в первую очередь, с точки зрения понятийного аппарата при налогообложении цифровых валют.

Получение налоговиками информации от кредитных организаций, в том числе, иностранных. Для осуществления налогового контроля возможности налоговиков получения информации от кредитных организаций будут расширены, в том числе будет увеличена оперативность предоставления данных. Еще налоговики смогут получать сведения от иностранных банков через запрос компетентного органа иностранного государства.

Банк России и ФНС РФ обменяются «таинственной информацией». Информация составляющая банковскую тайну и информация, составляющая налоговую тайну будут направляться налоговиками - ЦБ РФ, а регулятором - ФНС РФ в соответствии с новыми нормативными актами, свободней, чаще и в большем объёме.

Сроки хранения первички увеличат. Первичные документы, необходимые для исчисления, удержания и перечисления налогов будут храниться не 4, а 5 лет, изменения будут внесены в законодательство в ближайшее время.

Налоговые льготы инвестиционного характера. Будут предоставляться на основе инвестиционных соглашений с Правительством РФ пери условии выполнения условий указанных соглашений.

Ещё Минфин обещает привести законодательство о налогах и сборах в соответствии с изменениями в Конституцию РФ, поправки в которую были одобрены всенародным голосованием.

На повестке дня важный документ о дополнительных планах ФНС России. Я уже я уже рассказывал вам про Планы ФНС России на 2021 год, про АИС «Налог-3». Сегодня поговорим о «дополнениях».

Приказ ФНС России от 05.03.2021 №ЕД-7-1/173@ «Об утверждении Стратегической карты ФНС России на 2021 — 2023 годы»

Господин Егоров в своих многочисленных выступлениях объявил нам следующее:

  • налоговые органы превратятся в цифровую компанию по обслуживанию налогоплательщиков;
  • налогоплательщики смогут спокойно работать и зарабатывать деньги, не связываясь ни с какой отчетностью. Налоговики смогут контролировать каждый рубль, они самостоятельно будут считать за налогоплательщика, какие налоги он должен заплатить. А уже на следующем этапе государство сможет взыскивать налоги буквально с каждой транзакции. Это уже объявлено;
  • объявлено, чтобы налоговые органы стали работать таким образом, что они были даже незаметны для налогоплательщиков;
  • сервисы должны быть очень простыми для всех налогоплательщиков как для физических лиц, так и для юридических лиц. Чтобы можно было без проблем отчитаться, зарегистрироваться, вести деятельность и прочее. То есть чтобы не было никаких препятствий на пути к тому, чтобы деньги в бюджет поступали беспрепятственно;
  • введена отдельная программа, которая должна приучить налогоплательщиков платить налоги и сделать так, чтобы они согласились, что это нормально. Именно этому посвящена налоговая система «Налог на профессиональный доход», где налоговые ставки низкие, а зарегистрироваться можно за 5 минут.

Какие цели преследуют налоговики?

1.Создание клиент-ориентированной системы предоставления услуг, в том числе цифровых, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством.

2.Снижение издержек государственного управления.

3.Обеспечение высокого уровня эффективности налогового администрирования, в том числе сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации.

Например, «задача 3.1. Развитие администрирования имущественных налогов». Чтобы все взыскивалось с вас в автоматическом режиме.

«Задача 3.2. Создание аналитической подсистемы «Налоговые расходы». Зачем она нужна? Ты деньги потратил? Вау! А где ты их взял? А почему налоги не заплатил, уважаемый «физик», ИП-шник или организация? Вот для чего нужна эта подсистема.

«Задача 3.3. Реализация системы налогового администрирования «под ключ» (техническая помощь и обмен опытом в области цифровизации налогового администрирования в рамках международного сотрудничества)». Тут Россия впереди планеты всей, и она готова делиться своим опытом.

«Задача 3.4. Развитие инструментов риск-анализа и дистанционного автоматизированного контроля».

Разрабатывается целая платформа, чтобы узнать и контролировать, как ты, бизнесмен, работаешь и как ты платишь налоги, и как ты там осуществляешь транзакции и правильно ли ты ставишь НДС к вычету.

«Задача 3.5. Создание системы электронного документооборота».

Чтобы все было стандартизировано. И в качестве первого шага будут полностью стандартизированы счета-фактуры, которые будут только в электронном виде. Вы понимаете, к чему это приведет.

Вернемся к целям.

4.«Обеспечение высокого уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры».

Егоров заявил, что от них ничего никуда не уйдет.

5.«Обеспечение равных для всех условий ведения бизнеса».

Что значит, равные условия ведения бизнеса? И здесь тоже процитирую задачи.

«Задача 5.1. Обеспечение достижения результатов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по вопросам, входящим в компетенцию ФНС России».

Все малое и среднее предпринимательство уравняют, все будет хорошо. И еще будут поддерживать.

«Задача 5.2. Создание условий для развития блокчейн-технологий и криптоэкономики».

И тут тоже будут взиматься налоги. НДС вы с этого платить не будете, но налог на прибыль и НДФЛ — будете. Условия для развития блокчейн-технологий будут созданы в 2021 году.

«Задача 5.3. Создание типовой технологии удостоверяющего центра».

Это отдельная тема. Все нормально, вся биометрия уже законами предусмотрена.

Давайте углубимся в цели Стратегической карты ФНС России на 2021-2023 годы.

«Создание цифровой платформы оценки налогоплательщиков на основании данных ФНС России»

В качестве критериев оценки будут использоваться:

«Количество кредитных организаций — участников информационного взаимодействия в режиме онлайн в целях сокращения издержек бизнеса для оценки риска при оказании налогоплательщикам финансовых услуг и предоставления мер поддержки».

Что будет сделано в 2021-2023 годах

Естественно, у налоговиков все будет как на ладони. В 2021 году все будет разработано, в 2022 году будет введено в опытную эксплуатацию, а с 2023 года — в промышленную. Во время опытной эксплуатации 60 коммерческих банков будет охвачено этим делом, при введении в промышленную эксплуатацию — 100. Поэтому ждем начала 2022 года.

Будет усовершенствована процедура регистрации ИП-шников. Я уже сказал, что налоговики сделают все возможное, чтобы налоговые органы стали незаметны для вас. Чтобы вы могли быстро зарегистрироваться, быстро платить налоги с каждой транзакции и чтобы вы могли спокойно работать и зарабатывать деньги. Государство эти деньги взыщет с вас самостоятельно. Вам со временем больше ни о чем не придется беспокоиться.

Отдельно будет введена в промышленную эксплуатацию система по борьбе с преднамеренным и умышленным банкротством. Эта система будет введена в опытную эксплуатацию уже в этом году. А начиная с 2022 года, она будет введена в промышленную эксплуатацию.

Также вводится система по так называемому налоговому мониторингу. Налоговики будут погружаться во «внутренности» компаний, и, что называется, отслеживать каждую операцию, каждую транзакцию по следующим критериям:

  • по НДС;
  • по акцизам;
  • по налогу на прибыль;
  • по НДПИ.

Короче, по абсолютно всем критериям.

Пока под эту раздачу попадут только крупные компании. У которых совокупные налоги составляют больше 300 млн рублей, оборот больше 3 млрд рублей и активов тоже больше 3 млрд рублей. И даже среди таких компаний под контроль в 2021 году попадут только 9 %, в 2022 — 10 %, в 2023 году — 11 % налогоплательщиков.

Но Егоров в своем интервью на 1 канале объявил, что в будущем налоговики, когда все это заработает, научатся взыскивать налоги с каждой транзакции по каждому бизнесмену.

В апреле этого года будет запущен супер-сервис «Рождение ребенка». Это хороший сервис, на самом деле. Также будет запущен хороший сервис, когда вы взяли кредит в банке на покупку квартиры, налоговики должны будут возвращать вам НДФЛ в автоматическом режиме. Там тоже поэтапная трехфазная программа разработана.

Запланировано много всего, эти планы расписаны на 90 страницах. Давайте еще кое-какие вещи вам расскажу.

На базе АИС «Налог-3» будет создана платформа, где вся бухгалтерская отчетность будет систематизирована и автоматизирована. И будет еще одна платформа, которая позволит иметь доступ ко всей информации, собранная на нас с вами, и на нашу бухгалтерскую отчетность другими ведомствами и министерствами, чтобы они могли посмотреть, как мы там живем.

Создан сервис предоставления банками сведений по начисленным процентам на банковские вклады, который заработает с апреля 2021 года. И налоговики смогут видеть, какие проценты по банковским вкладам вы получили и взыскивать с вас налоги в автоматическом режиме.

Про Единый реестр населения и унификацию налогоплательщиков

Это совершенно замечательный сервис. Потому что, с точки зрения налоговых органов, это пойдет нам во благо. Они будут видеть все о нас. Всех поставят в равные условия, с точки зрения налоговых органов. Нам от этого будет только хорошо.

Все эти системы планируется использовать во благо. Но вы, наверное, догадываетесь, как их можно использовать еще и во вред. Поэтому посмотрим, как это все будет происходить. Единый реестр населения заработает уже в этом году.

По ИП-шникам будут активно разрабатывать единый портал. Также разработают единый налоговый счет для всех налогоплательщиков. И с 2023 года все юридические лица смогут иметь единый налоговый счет. Можно заранее загонять туда деньги, а налоговики сами будут платить все налоги. Этот сервис окончательно заработаете в 2023 году. Запускать этот сервис будет Управление по работе с заложенностью, а законопроект подготовлен Минфином России и направлен на рассмотрение Правительства.

Также у нас потихонечку вводится прогрессивная шкала налогообложения по НДФЛ. Сейчас это запускается в опытную эксплуатацию, а с 1 апреля 2022 года все это ПО по автоматическому взиманию НДФЛ и по автоматическим расчетам прогрессивной шкалы, будет запущено в промышленный оборот.

Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@

Будет резко расширено международное взаимодействие. И наши налоговики будут делиться успешным опытом с другими странами. Будет осуществляться автоматический обмен данных с органами правопорядка, в том числе с ФСБ. И в опытную эксплуатацию это будет запущено в 2021 году. А в 2022 году система обмена данными с правоохранителями будет запущена в промышленную эксплуатацию, в том числе в части, касающейся регулирования валютного рынка.

Речь идет о соглашении об информационном обмене между ФНС России и ФСБ России. И самое главное, что будут побеждены схемы. Вот, по мнению налоговиков, является главным в борьбе за деньги налогоплательщиков. И здесь, в части, касающейся того, как победить схемы, налоговики ссылаются на Приказ ФНС России от 20.07.2020 №СД-7-15/459@. И в 2021 году запускается в опытную эксплуатацию прикладное ПО аналитических инструментов для целей контрольной работы в рамках единой информационно-аналитической подсистемы АИС «Налог-3». И здесь будет введено несколько, а конкретно, 5 технологических процессов.

  1. «Взаимодействие налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля в отношении потенциальных участников схем».
  2. «Анализ налоговой отчетности и окружения налогоплательщика в целях выявления кооперации, подконтрольности, согласованности действий».
  3. «Управление рисками контрольно-надзорной деятельности».
  4. «Управление типологией схем уклонения от уплаты налогов».
  5. «Ведение реестра паспортов рисков налогоплательщиков, возникающих в ходе проведения камеральных налоговых проверок».

И весь этот запуск делится на 4 очереди. И, например, в первую очередь входит «Единая информационно-аналитическая подсистема (ЕИАП) в части модуля „Досье проверки“ информационно аналитической системы контрольного блока». То есть автоматическое создание досье на каждого налогоплательщика в части камеральных проверок. Еще выйдет система управления рисками, разработка программного обеспечения с целью создания и тестирования профилей рисков. Визуально-сетевой анализ загрузки основных источников.

Какой будет визуально-сетевой анализ загрузки основных источников?

Первая очередь. АБД — Анализ банковской деятельности. Это то, что происходит у вас в банке, сколько тратите, сколько получаете.

ЦУН — прикладная подсистема «Централизованная система учета налогоплательщиков» АИС «Налог-3». Здесь же будет осуществлена подгрузка ЦУН, ЦСР и НБО.

ЦСР — прикладная подсистема «Централизованная система регистрации» АИС «Налог-3».

НБО — налоговая и бухгалтерская отчетность.

И все это на первом этапе загружается в визуально-сетевой анализ, чтобы потом искусственный интеллект все это типировал, обрабатывал и выдавал налоговикам предположительно схему ухода от уплаты налогов. Не верите? Цитирую:

«- типизация схем уклонения: реализация функций по созданию шаблонов схем (на основе существующих и экспертных);

— реестра рисков: интеграция реестра рисков с результатами расчета рисков в части КНП, интеграция АРМ-методолога и реестра рисков в части КНП».

Мы с вами понимаем, что уже первой очереди достаточно, чтобы мы задумались над необходимостью легальной работы.

Вторая очередь:

  • «досье проверки: чат и форум;
  • система управления рисками: проектирование проверки рисков СУР в „песочнице“ ЕИАП;
  • типизация схем уклонения: поиск схем на основе шаблонов (экспертные правила) в части КНП;
  • визуально-сетевой анализ: разработка части АРМ по управлению связями, в т.ч. оценки их эффективности в ВСА».

Также будет еще и третья очередь. Много всего перечислено. Но один пункт все-таки назову. На каждого налогоплательщика будет создано досье проверки.

«В досье проверки: реализация системы уведомлений пользователей (новое событие, приближается срок исполнения, просрочено); реализация автоматического назначения задания инспектору».

В этом документе 19 страниц и я не вижу ни малейшей возможности это как-то более-менее расшифровать в этой статье. А этот 19-страничный документ расшифровывает только один из пунктов плана, который направлен на борьбу со схемами в 2021-2023 году. В январе 2021 года это введено в промышленную эксплуатацию, потому что приказ от 2020 года.

Про электронный документооборот

Вернемся к ПриказуФНС России от 05.03.2021 № ЕД-7-1/173@. Все счета-фактуры в электронной форме. Это ПО первой очереди будет введено в промышленную эксплуатацию, и в 2021 году 10 % налогоплательщиков перейдут на электронный документооборот. В 2022 году — 20 %, а к 2023 году — минимум 50 %.

Но, зная, как работает господин Егоров¸ я вас уверяю, все это произойдет гораздо быстрее.

Также будет разработана платформа по открытости перед властями и организовано межведомственное взаимодействие. Министерства и ведомства всей этой информацией смогут пользоваться. Чтобы все это заработало, налоговики будут выпускать разъясняющие письма о том, как все эти системы будут работать. И в 2021 году запланировано выпустить не меньше 230 писем ФНС России, в 2022 году — не меньше 240, а в 2023 году — не меньше 250 писем с разъяснениями для налогоплательщиков.

Отдельно будет организовано межведомственное взаимодействие, и разработано соответствующие соглашения с правоохранительными органами в борьбе по неуплате налогов. Я уже говорил про ФСБ, плюс к ним присоединятся и иные правоохранительные органы.

«Актуализация и совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе разработка предложений по внесению изменений в соглашения Федеральной налоговой службы с органами исполнительной власти, правоохранительным и органами и др. по вопросу противодействия от уклонения уплаты налогов».

Тут несколько блоков написано, что и как будет сделано в 2021-2023 годах с каждым конкретным органом.

Отдельно блок Плана предназначен для полной легализации сельскохозяйственных, транспортных и логистических компаний. Все грузоперевозки будут на 100 % легализованы и взяты под автоматизированный контроль.

Дальше идет раздел про НПД-шников, и что это программа автоматического взыскания налогов будет расширена на дополнительные категории налогоплательщиков, в том числе, всю торговлю и рынки. Петрушку бабушка на рынке продает — с этого тоже собираются брать налоги.

Отдельный бок посвящен легализации криптовалюты на территории России. Точнее, она уже легализована № 259-ФЗ. И в 2022 году вам придется сдавать отчетность и платить налоги с криптовалюты. Но налоговики для себя поставили задачу развития АИС «Налог-3» в части получения сведений от юридических и физических лиц об операциях с цифровой валютой, а также сведений от крпитобирж. И они будут получать сведения от криптобирж, контролировать вход в цифру, выход из цифры, вход в биток, выход из битка, чтобы в автоматическом режиме взыскивать с вас налоги.

Ну и, конечно же, налоговики будут заботиться о повышении качества услуг. В планах написано, что налогоплательщики будут удовлетворены качеством работы налоговых органов не менее чем на 90 %.

Также будет организована работа по повышению престижа государственной гражданской службы в ФНС России среди молодежи, школьников, студентов, выпускников вузов. То есть налоговики будут поднимать престиж работы на государство.

Также будет организована работа по созданию системы управления талантами, и организация мониторинга гражданских служащих в период прохождения гражданской службы. То есть налоговики будут привлекать таланты в свои ряды.

«Организация работы по планированию найма и отбора кадров для замещения должностей государственной гражданской службы в налоговых органах».

Короче, благодаря всему этому планируется резко поднять качество работы налоговиков. Ну, разве не шикарный план: организация работы по разработке и внедрению единой корпоративной культуры ФНС России. Вы же не против, чтобы налоговики ввели свои этические стандарты и ввели единую корпоративную культуру? И чтобы мы с вами больше чем на 90% были удовлетворены деятельностью налоговых органов и гордились тем, какая качественная у нас налоговая инспекция.

Вывод

Шутки шутками, а это план. И давайте скажем честно, с точки зрения государства, налоговый орган — это фискальный орган. Что такое налог? Налог — это безвозмездный платеж в пользу государства. То есть государство вам за это ничего не должно, в виде безвозмездно отчуждаемого у вас имущества, денег и всего остального.

И вот в части, касающейся именно фискальной цели, налоговики работают великолепно и работают с каждым годом все лучше и лучше. Любой премьер-министр и президент должны гордиться качеством работы такого ведомства. Цифровизация, ИИ, мгновенное обслуживание, личные кабинеты, единые правила игры для всех налогоплательщиков, контроль каждой копейки и взыскание налогов с каждой транзакции, биткоины под контролем, все электронные деньги под контролем, государство эмитирует электронную валюту, которая будет оцифрована. Все полностью под контролем. Любое государство, конечно, должно гордиться таким налоговым органом. И естественно, мы, как налогоплательщики, тоже должны гордиться нашими налоговыми органами.

Другое дело, что хотелось бы, чтобы кроме налоговых органов и другие министерства и ведомства, которым предписано о нас заботиться, заботились о нас также качественно, как налоговики. Хочется, чтобы у нас была лучшая в мире медицина, лучшие в мире дроги, образование, социальное обеспечение, лучшее в мире отношение к молодым людям, которые получают среднее и высшее образование. Чтобы все было таким же качественным, как взыскание налогов. Хотелось бы, чтобы это было все уравновешено.

Пока мы с вами, по моему мнению, наблюдаем однобокость.

Совершенствуются механизмы контроля, взыскания и наказания, но почему-то государство забывает точно также усовершенствовать механизмы заботы о своих гражданах. И напрочь забывает усовершенствовать механизмы честного распределения бюджетных денег.

Хочется, наверное, чтобы вторая сторона медали тоже была направлена на заботу о нас с вами, а не против нас.

Что вы думаете, о том, что я рассказал? Выскажитесь, пожалуйста, в комментариях.

Перспективы развития налоговых органов

Одной из приоритетных задач проводимой в настоящее время модернизации налоговых органов является улучшение обслуживания налогоплательщиков с целью создания им комфортных условий для исполнения налоговых обязательств.
Для повышения качества взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков необходимы серьезные изменения системы работы налоговой службы. Основным из них должна стать работа по внедрению принципа единообразия во взаимоотношениях налоговых органов с налогоплательщиками. Это касается информационно-разъяснительной работы, режима приема налогоплательщиков и, наконец, работы с определенной категорией налогоплательщиков, например, крупнейшими и основными.
Целью указанных изменений является построение работы налоговой службы, направленной на создание благоприятных условий для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов и сборов.
Решение проблемы повышения качества обслуживания налогоплательщиков невозможно в условиях значительной доли поступающей в налоговый орган информации на бумажных носителях, так как это связано с ручной обработкой, и, как следствие, значительными трудовыми и временными затратами.
В настоящее время сделаны серьезные шаги по улучшению обслуживания налогоплательщиков. В первую очередь это относится к созданию специализированных подразделений налоговых органов, ответственных за информирование и консультирование налогоплательщиков.
Построение структуры инспекций по функциональному принципу позволяет наиболее грамотно использовать кадровый состав. В этой связи отделы работы с налогоплательщиками комплектуются сотрудниками не только обладающими достаточными знаниями налогового законодательства, но и умеющими объяснять, работать с налогоплательщиками.
Одним из основных условий повышения качества работы с налогоплательщиками является максимальная, вплоть до должностных инструкций сотрудников отдела по работе с налогоплательщиками, регламентация всех процессов. В этой связи МНС России приказом от 14.02.2003 № БГ-3-06/65 утвержден Регламент принятия ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, а Управлением МНС России по Краснодарскому краю готовится Регламент информационно-разъяснительной работы.
При построении структуры налоговых органов по функциональному принципу важной задачей становится обеспечение наличия любого документа в электронном виде, что решается при внедрении в работу инспекций интегрированной системы «ЭОД местного уровня». Электронный документооборот не только усиливает контрольную функцию, но и позволяет в любой момент получить информацию где находится документ и в каком он состоянии.
Одной из главных задач по внедрению новых форм работы с налогоплательщиками является информирование и внедрение системы представления организациями и предпринимателями налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Вся необходимая инфраструктура в настоящее время практически налажена, утверждена полная правовая база. При ее наличии на первый план выходит проблема мотивации налогоплательщиков для перехода на представление отчетности по телекоммуникационным каналам связи с применением всех форм защиты информации.
В такой системе на первый план выходит удобство передачи отчетности в налоговый орган в электронном виде по ТКС. Выгоды для налогоплательщика очевидны. Никаких очередей, декларацию можно отослать по электронной почте в любой день, причем не до 18.00, а до 23.59. Прежде чем отправлять, ее можно проверить с помощью специальной программы. Налогоплательщик сможет оперативно получить на электронный почтовый ящик информацию о состоянии расчетов с бюджетом, наличии или отсутствии задолженности, информационную рассылку об изменениях в налоговом законодательстве. Функционирование данной схемы строится на надежной защите информации.
Одной из передовых систем во взаимоотношениях с налогоплательщиками является привлечение к работе по представлению налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности фирм, выступающих в качестве представителей в соответствии со ст. 26, 27 НК РФ. В настоящее время в крае идет активный процесс распространения данного вида услуг для налогоплательщиков. Сейчас представители несут ответственность не только за составление отчетности, но и за представление ее в налоговый орган на магнитном носителе.
Одним из основных принципов изменения форм работы с налогоплательщиками является уход от закрепления организаций и предпринимателей за конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов работы с налогоплательщиками, выполняющие функции приема отчетности, не выполняют никаких контрольных функций. Их задача – принять пакет документов, провести визуальный контроль на предмет соответствия документов требованиям законодательства и передать весь пакет для последующей обработки. Такой подход реализует принцип самоначисления, когда налогоплательщик начислил, передал декларацию, не имея никаких контактов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реализация данной схемы произошла практически во всех ведущих зарубежных налоговых системах.
Построение структуры налоговых органов по единому функциональному принципу позволяет закрепить функции консультирования за конкретным подразделением, а значит создать организационные условия по информированию налогоплательщиков. Это и является основной задачей налоговых органов в работе с налогоплательщиками. Важность такой работы осознали все передовые налоговые службы мира. Инспекции несут обязанность по оказанию помощи налогоплательщикам по вопросам исчисления и уплаты налогов, их консультированию, чем полностью выполняются требования НК РФ.
Важным условием эффективной работы является создание в инспекциях операционных залов, обеспечивающих инспекторов комфортабельными условиями работы, а налогоплательщиков – наличием всей необходимой информации.
Работа по построению новых форм взаимодействия с налогоплательщиками одна из самых важных в ходе модернизации налоговых органов. И, в первую очередь, в этом направлении Министерством по налогам и сборам поставлены задачи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обработки данных, а также в пропаганде и реализации представления налогоплательщиками отчетности в электронном виде.

Это основная задача на ближайшую перспективу, заявил глава ФНС Даниил Егоров на расширенной коллегии ведомства. "Люди, которые честно платят налоги, имеют право на качественные сервисы, консультации и помощь. Именно к этому мы будем стремиться", - подчеркнул Егоров. Он рассказал об основных проектах, которые предстоит реализовать ФНС.

Реестр населения

Налоговая служба создает единый реестр населения на базе электронной системы органов ЗАГС. Он объединит информацию о гражданах от 12 ведомств, включая МВД, Пенсионный фонд, Роструд. Там будут содержаться сведения о дате и месте рождения, адресе, номере страхового полиса и СНИЛС, военном билете. Единый реестр поможет гражданам получать социальную поддержку без сбора справок и хождения по инстанциям.

"Упрощенка" без отчетности

Эксперимент с самозанятыми (уже 465 тысяч зарегистрировавшихся) показал, что технология бесконтактного налогового администрирования себя оправдывает. Граждане, подключаясь к специальному мобильному приложению, получают возможность платить налог без всякой отчетности. ФНС будет расширять эту практику и запускать новые удобные сервисы. "Мы вполне способны конкурировать даже не с госведомствами, а с известными крупными компаниями, которые оказывают самый высокий уровень услуг, как в электронном, так и в привычном формате", - отметил Даниил Егоров.

Так, с 1 июля планируется освободить от отчетности предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом "доходы" и онлайн-кассы. "Сегодня благодаря реформе контрольно-кассовой техники мы имеем возможность получать информацию о любой продаже с задержкой не более, чем в полторы минуты (онлайн-кассы передают данные в налоговую автоматически - прим. Ред). Поэтому можем взять на себя те издержки, которые несет бизнес для исчисления налога", - сказал Егоров.

Налоговые органы станут самостоятельно формировать налогооблагаемую базу и рассчитывать налог на основе фискальных документов, поступающих через онлайн-кассы. Налогоплательщики будут получать в электронном виде только ежемесячное уведомление об уплате налога. "Мы умеем считать налоги, предприниматели умеют вести бизнес. Каждый будет заниматься своим делом", - пояснил руководитель налоговой службы.

Калькулятор для выбора

С 1 января 2021 года в России будет отменен единый налог на вмененный доход (ЕНВД). В ближайшее время ФНС разместит на своем сайте калькулятор, который поможет предпринимателям выбрать наиболее выгодный налоговый режим в качестве альтернативы ЕНВД. Кроме того, налоговая служба планирует провести масштабную разъяснительную работу, чтобы процесс перехода был для бизнеса максимально безболезненным.

Онлайн-мониторинг

Сфера применения нового инструмента для работы с крупными налогоплательщиками - налогового мониторинга - будет расширяться. В отличие от традиционных поверок этот механизм подразумевает онлайн-взаимодействие компаний с ФНС на основе удаленного доступа к информационным системам и отчетности.

Фото: Сергей Куксин/РГ

Фото: Сергей Куксин/РГ

Налоговики благодаря мониторингу имеют возможность в режиме реального времени отслеживать миллионы операций без запроса документов и выезда сотрудников.

Для бизнеса присоединение к мониторингу означает сокращение проверок. Фискальные органы проверяют только операции, которые содержат элементы риска.

Сейчас к онлайн-мониторингу могут подключаться только самые крупные компании. Потенциальный участник должен располагать активами и доходами в 3 млрд рублей и заплатить за предыдущий год 300 млн рублей налогов. ФНС подготовила предложения по снижению требованийдо 200 млн рублей по налогам и до 2 млрд рублей по доходам и активам.

Антон Силуанов, министр финансов РФ:

- Министерство финансов вместе с налоговой службой отрабатывает новый подход работы со льготами для бизнеса. Принцип такой: получил преференции - высвободившиеся средства направь на инвестиции, в экономику. Этот год будет посвящен выстраиванию именно такого подхода.

Поступления растут, проверки сокращаются

Федеральная налоговая служба в 2019 году перевыполнила план по налоговым поступлениям и обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны.

Несмотря на снижение цен на нефть и высокую базу сравнения прошлых лет, не нефтегазовые доходы продолжили расти двузначными темпами: плюс 12,2%, или 1,87 трлн рублей.

Драйверами роста продолжают выступать НДС, поступления от которого увеличились на 19%, или на 683 млрд рублей, и налог на прибыль: рост 11%, или на 443 млрд рублей.

Налоговой службе удалось сократить удельный вес сомнительных операций в рамках системы АСК НДС-2 до 0,47%. Это один из лучших показателей в мире.

Сборы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) увеличились на 8,3%. Поступления страховых взносов опередили рост зарплат и превысили 7 трлн рублей. Это почти на 622 млрд рублей больше, чем в 2018 году.

Наряду с ростом сборов число выездных проверок в 2019 году снизилось на 34%, за последние пять лет - в 3,3 раза. Сейчас проверками охвачен в среднем всего один налогоплательщик из тысячи.

Количество жалоб по итогам проверок снизилось практически вдвое, а споров с бизнесом - на 18,7%.

После предупреждений налогоплательщики самостоятельно доплатили 130,6 млрд рублей без применения штрафов.


Стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение налоговой нагрузки, качественное улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов являются основными приоритетами налоговой политики нашей страны, которые определил Президент Российской Федерации на 2015-2017 гг. Налоговая система должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны быть максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков [3].

Решением поставленных задач может стать дальнейшее развитие налогового контроля и повышение эффективности деятельности налоговых органов в России. Налоговый контроль играет ключевую роль в системе государственного контроля и представляет собой контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Перечень мероприятий или форм налогового контроля достаточно обширен. В соответствии со ст. 82 НК РФ «Общие положения о налоговом контроле» налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. Основной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая представляет собой действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей в бюджет. Налоговые проверки в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах подразделяются на камеральные и выездные и регламентируются ст. 88 «Камеральная налоговая проверка» (далее КНП) и ст. 89 «Выездная налоговая проверка» (далее ВНП). По своей эффективности и значимости именно налоговые проверки занимают ведущее положение среди контрольных мероприятий налогового контроля.

В современных условиях государством должны быть созданы условия для налогоплательщиков, которые позволят ему добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов, уменьшить количество фактов уклонения от уплаты налогов. Актуальным сегодня является выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль.

Следует заметить, что практика налогового контроля в различных странах весьма разнообразна. При этом важнейшей проблемой любой налоговой системы в целом и налогового администрирования в частности является проблема направленности деятельности налоговых органов на повышение собираемости налогов. Так, в иностранных государствах для осуществления налогового контроля создаются специализированные налоговые управления. В одних случаях эти ведомства обособлены от министерства финансов, например, в Японии и Швеции, а в других - являются его структурными подразделениями, например, в Италии, США, Великобритании.

В зарубежной практике организации налогового контроля большое внимание уделяется услугам и отдельным мероприятиям, направленным на добровольное исполнение налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов - это активное информирование через средства массовой информации, использование Call-центров для консультирования и просвещения налогоплательщиков, распространение бесплатных буклетов по составлению налоговых деклараций и т.д. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля. Так, например, во Франции, Швеции, Германии, проводя налоговые проверки, налоговые органы имеют право получить доступ к электронным базам данных бухгалтерского и налогового учета проверяемых налогоплательщиков. В ряде стран налоговые органы при проведении налоговых проверок имеют доступ к базам данных национальных банков, а также иных ведомств и организаций, обладающих необходимой для налогового контроля информацией. В Норвегии разрешено проведение осмотра территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика, а также проведение инвентаризации вне рамок выездных налоговых проверок [7].

В Российской Федерации в ходе налоговых реформ значительно изменен подход к организации и проведению налогового контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, на контроль, основанный на критериях риска. Долгое время одним из основных показателей, характеризующих результативность и эффективность выездных (ранее документальных) налоговых проверок, был показатель «охвата» выездными налоговыми проверками. Данный показатель отражал долю проведенных выездных налоговых проверок в общем количестве налогоплательщиков, стоящих на учете в налоговой инспекции. Чтобы обеспечить рост данного показателя, требовалось постоянное увеличение количества проведенных выездных проверок, однако это снижало их качество. Сегодня данная проблема решена посредством применения налоговыми органами Концепции планирования выездных налоговых проверок [4]. Согласно данной Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Отбор налогоплательщиков, подлежащих проверке, производится на основе анализа финансово-экономических показателей деятельности организаций. Для планирования выездных проверок налоговые органы в настоящее время используют более чем 20 программных комплексов, среди которых: ЭОД - местный уровень, FIRA-Pro, ПК «Визуальный анализ информации», а также «Однодневка», «Схемы», «Досье рисков» и т.д.; ведется учет отраслевой принадлежности бизнеса. Большой объем информации специалисты налоговой службы получают из «открытых» источников, а также неофициальных источников, например, интернет-ресурсы, средства массовой информации. Таким образом, у налогоплательщиков и налоговых органов возникла некая общая цель - рост налоговой дисциплины и снижение количества и объема налоговых споров. Эффективность предпроверочного мониторинга налогоплательщиков показала практика его применения, если рассматривать такие показатели, как увеличение доначислений по результатам выездных налоговых проверок и снижение количества проверок (таблица 1).

Результаты проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами Российской Федерации в 2012-2014 гг.

Читайте также: