Начало эксперимента по установлению налога на профессиональный доход в липецкой

Опубликовано: 10.05.2024


Что означает введение с 1 июля 2020 года на всю Россию режима «Налог на профессиональный доход»?

1 апреля, т.е ровно месяц назад, Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 101-ФЗ «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому с 1 июля 2020 года субъектам РФ, не участвующим в эксперименте по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», предоставляется право ввести на своей территории данный налоговый режим.

История вопроса. Интересно в этой связи отметить, что идея о распространении экспериментального налогового режима для самозанятых широко обсуждалась еще в прошлом году.

Так, в конце 2019 года, газета «КоммерсантЪ» писала о том, что в Совете Федерации заявили: в случае успешного хода эксперимента по введению налога для самозанятых, этот опыт будет распространен на всю страну с 1 июля 2020 года (более подробно см. здесь).

Однако с 2020 года новостей о дальнейшем расширении «эксперимента» уже почему-то не было. Можно предположить, что другие проблемы забрали на себя всё внимание властей. А может быть власти ждали результатов эксперимента по тем 19 регионам, в которых новый налоговый режим стал применяться с 1 января 2020 года (ведь именно на эту дату под экспериментом стали вместо 4, находиться уже 23 региона России, а число вставших на учет самозанятых на конец марта составило уже более 560 тысячи человек).

Всё шло, вроде бы нормально, но «грянул коронавирус»…

  • 30 марта депутатом А.М. Макаровым и сенатором Н.А.Журавлевым в ГосДуму вносится законопроект № 933027-7 «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход". В соответствии с законопроектом, субъекты РФ должны получить право вводить этот налоговый режим для самозанятых на своей территории с 1 июля 2020 г.
  • 31 марта ГосДума сразу в 3х чтениях этот закон принимает, в тот же день Совет Федерации всё одобрил. А на следующий день, 1 апреля, закон подписывает Президент.

Почему всё произошло так быстро?

Так и остается непонятным, почему столь масштабный и последовательный эксперимент, рассчитанный аж на 10 лет, т.е. до 2028 года (включительно), был так лихорадочно скомкан и столь торопливо прекращен.

Было ли это запланировано изначально, т.е. еще в 2018 году, когда ГосДумой рассматривался законопроект № 551845-7, поступивший в ГосДуму 21 сентября, или «так получилось», уже, увы, особого значения не имеет.

Кстати, каких-то «великих» причин по спешке принятия этого закона в пояснительной записке (которая отличалась своей лаконичностью) так и не было приведено. Просто депутат и сенатор указывали коллегам по ГосДуме о том, что режим этот «очень хороший», а кроме того, предлагаемое ими «с 1 июля 2020 года расширение территории действия эксперимента по установлению специального налогового режима не имеет своей целью получение дополнительных доходов». Как-то так…

Ни ссылок на итоги эксперимента, ни на какие-то предварительные итоги, ни о «политике», ни о «коронавирусе» в пояснительной записке к проекту не было. Иными словами, «надо принять» и «пусть регионы сами думают».

А я вот считаю, что экономический кризис, вызванный ограничительными мерами в целях предотвращения коронавируса, предполагает возможность появление определенного количества безработных, что и сподвигнуло депутатов представить для таких лиц действительно комфортный и необременительный налоговый (да и не только налоговый) режим, чтобы хоть как-то сгладить негативные последствия каких-то неблагоприятных последствий с занятостью.

Что означает «окончание эксперимента»?

Кто-то мне сейчас скажет, что «эксперимент не закончен, а продолжается в масштабах всей страны».

Но я думаю, это чистое лукавство.

Эксперимент, он на то и эксперимент, чтобы под него попадали не все, а некоторые. Однако в данном случае «налог на профессиональный доход» фактически стал полноценным шестым по счету специальным налоговым режимом (см. подп.6 ст.18 НК РФ).

И, кроме того, зачем общероссийскому режиму статус «в порядке эксперимента». Неужели кто-то думает, что «в случае чего», эксперимент будет отменен?

Поэтому с полной уверенностью можно констатировать, что:

  1. «Эксперимент окончен», и «всем спасибо»;
  2. Режим «Налог на профессиональный доход» пришёл всерьёз и надолго, поэтому …
  3. …ждём скорые поправки в НК РФ о введении этого режима новой главой за номером, например – 26.6 «Налог на профессиональный доход» раздела VIII.1 части II НК РФ;
  4. Очевидно, что Федеральный закон от 27 ноября № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» подлежит скорейшей отмене.

А вот дальше начинаются ещё вопросы…

Главный вопрос

И самый главный и первый: «Что будет с обещаниями властей не пересматривать условия налогообложения самозанятых до 2029 года», т.е. так, как это и предусмотрено до сих пор, пока еще в ст.1 пока еще не отмененного Федерального закона № 442-ФЗ.

С одной стороны, чисто юридически, когда отменён будет весь закон, автоматически «отменится» и ст.1, а по сему и всяческие гарантии о том, что в течение 10 лет условия налогообложения самозанятых сохраняются, «испариться» само собой.

Конечно, по-хорошему, власти должны бы сохранить это обещание и не трогать «Налог на профессиональный доход» до 2027 года. Однако, однако…

Читаем внимательно п.3 ст. 1 Федерального закона № 442-ФЗ:

«В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного п.8 ч. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона».

Гарантии распространяются только на размер налога и на предел дохода, который сохраняет право на «Налог на профессиональный доход».

Но в этом пункте нигде не сказано о том, что «государство клянется, и зуб даёт, что других налогов (сборов) для самозанятых больше не будет». Или можно например взять и увеличить список ограничений по видам деятельности. Да много чего еще можно…

Вот, например, почему бы не ввести в скором времени для самозанятых те же условия по исчислению и уплате страховых взносов, что и для ИП без наёмного персонала, с его фиксированной составляющей и т.д. Ведь формально и ставки и размер дохода для самозанятых останется прежним, а вот то, что еще новые поборы появятся, ну так то, что ж поделать?

Ведь не зря же Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ налоговиков обязали передавать данные по учету самозанятым в органы Пенсионного фонда РФ.

Поэтому вопрос по будущему налоговому бремени самозанятых остается открытым.

Лично для меня сомнений никаких нет – налоговое бремя самозанятым будет повышаться, весь вопрос только «когда» и «на сколько». Даже «способ» этого «повышения» особого значения не имеет, т.к. любое государство, когда речь касается способов усиления налогового пресса, всегда проявляет чудеса креативности.

В качестве некоего успокоения изложу свою позицию.

Федеральный законодатель, пообещав самозанятым не пересматривать их режим до 2028 года, связал себя этим обещанием. В противном случае, государство рискует нарушить собственную Конституцию РФ. Ведь почти 20 лет назад Конституционный Суд РФ указал: не гоже государству нарушать собственные обещания «о сроках», закрепленные к тому же в Федеральном законе.

Помните это знаменитое постановление Конституционного Суда РФ? Если кто забыл, то завтра я его специально выложу.

Еще вопрос: «Как будут проверять?»

В настоящее время мы наблюдаем чудеса «доброты и ласки» со стороны государства. Мы видим, что государство даже налоговые проверки обязуется не проводить для самозанятых, а всё, что принимается по этому поводу сплошь «льготы и послабления».

Однако я уверен – так будет не всегда. И это, к сожалению, объективная реальность.

К сожалению, государство, без «принуждения» обойтись не может и не сможет.

Поэтому рано или поздно, государственные органы начнут «выявлять» и «привлекать». Думаю, что после этого процесса, когда он «грянет», количество самозанятых резко возрастёт, ибо так случается всегда, тут ничего нового.

Но другой вопрос, каким образом государство начнет всё это выявлять?

Думаю, что здесь не обойтись без «контрольных закупок», всяческих «рейдов» (тем более, что они уже проводились в некоторых регионах (см. здесь)), и прочего прочего.

Иными словами, уверен, что в НК РФ у нас в скором времени начнут появляться новые нормы (а может даже и целые статьи) об особых контрольно-налоговых мероприятиях в отношении самозанятых. Ведь для всех налоговедов представляется очевидным, что имеющиеся «формы налогового контроля» из гл.14 НК РФ, в первую очередь предназначены для организаций и ИП, а вот для многомиллионной армии самозанятых придется придумывать «свои методы»..

Иными словами, если кто-то подумал, что «эксперимент закончен», немного ошибается. Эксперимент может быть и окончен, но вот новая история, новая страница в отечественном налогообложении только начинается.

И не хочу оказаться пророком, но новые условия налогообложения затронут практически всех нас, хотя многие еще недооценили, или вернее, еще не до конца прониклись масштабностью будущих изменений современной налоговой системы в связи с введением налогов для самозанятых для всей нашей страны. И убедиться в этом нам придётся очень скоро.


Налог на профессиональный доход — это новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. Данный налоговый режим будет действовать в течение 10 лет.

В этот период ставки налога не изменятся. На данный момент он вводится в четырех регионах России: Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.

Налог на профессиональный доход — специальный налоговый режим для самозанятых граждан

Перейти на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" можно перейти добровольно.

Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые перейдут на новый специальный налоговый режим (самозанятые), смогут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4% или 6%.

В каких регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход?

Эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» проводится в следующих субъектах Российской Федерации: с 1 января 2019 года в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. с 1 января 2020 в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан. с 1 июля 2020 года в Алтайском, Краснодарском, Камчатском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Амурской, Астраханской, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Костромской, Кировской, Курской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Тверской, Томской и Ярославской областях, в республиках Алтай, Бурятии, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Крым, Коми, Карелии, Мордовия, Саха (Якутия), Удмуртской, Чувашской, Хакасии, в Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области и в городе федерального значения Севастополь, с 03 июля 2020 года в Республике Адыгея, с 09 июля 2020 года в Ульяновской области и Республике Тыва, с 24 июля 2020 года в Республике Северная Осетия-Алания, с 01 августа 2020 года в Магаданской области и Республике Калмыкия. .

Преимущества специального налогового режима для самозанятых

Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход можно онлайн https://npd.nalog.ru/check-status/. Это бесплатный сервис, который помогает узнать, зарегистрирован ли человек как плательщик налога на профессиональный доход (самозанятый).

Кто может использовать налоговый режим "Налог на профессиональный доход"

Новый налоговый режим могут применять физ. лица и индивидуальные предприниматели (самозанятые), у которых одновременно соблюдаются следующие условия.

  • Они получают доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества.
  • При ведении этой деятельности не имеют работодателя, с которым заключен трудовой договор.
  • Не привлекают для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам.
  • Вид деятельности, условия ее осуществления или сумма дохода не попадают в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Не вправе применять специальный налоговый режим:

  • лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством РФ;
  • лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  • лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
  • лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
  • лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ;
  • налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Ограничение по сумме налога

Ограничений по сумме месячного дохода нет, но налог на профессиональный доход можно платить, только пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 миллиона рублей.

После того, как доход превысит лимит, налогоплательщик должен будет платить налоги, предусмотренные другими системами налогообложения.

Физические лица без статуса ИП должны будут платить налог на доходы физических лиц. Индивидуальные предприниматели смогут подать уведомление о применении подходящего спец. режима и платить налоги по предусмотренным им ставкам и правилам.

Налоговые ставки

Налоговая ставка зависит от того, кто перечислил деньги налогоплательщику.

  • Ставка 4% используется, если доход за товар, работы или услуги поступил от физического лица.
    6%
  • Ставка 6% используется, если поступление от юридического лица или индивидуального предпринимателя

Покупателя нужно указать при формировании чека в приложении «Мой налог». Учет налоговых ставок и расчет суммы налога к уплате происходит автоматически. Все произведенные начисления и предварительную сумму налога к уплате можно увидеть в приложении.

Особенности применения специального налогового режима:

  1. Физические лица не уплачивают налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход.
  2. Индивидуальные предприниматели не уплачивают:
    налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход;
    налог на добавленную стоимость, за исключением НДС при ввозе товаров на территорию России;
    фиксированные страховые взносы.
  3. Индивидуальные предприниматели, которые зарегистрировались в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, не уплачивают фиксированные страховые взносы. На других специальных налоговых режимах страховые взносы нужно платить даже при отсутствии дохода.
  4. При отсутствии дохода в течение налогового периода нет никаких обязательных, минимальных или фиксированных платежей. При этом налогоплательщики налога на профессиональный доход являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь.

Как стать налогоплательщиком налога на профессиональный доход

Чтобы использовать новый специальный налоговый режим, нужно пройти регистрацию и получить подтверждение.

Способы регистрации:

  • Бесплатное мобильное приложение «Мой налог»
  • Кабинет налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС России
  • Уполномоченные банки
  • Через Единый портал государственных и муниципальных услуг

Иностранные граждане (только граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз: Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии) тоже могут применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Для применения налогового режима "Налог на профессиональный доход" ИП должен отказаться от других спец. режимов.

На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог ЕСХН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), при условии соблюдения требований к налогоплательщикам, установленных Законом, вправе отказаться от применения указанных специальных налоговых режимов и перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД).

В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение УСН, ЕСХН или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД.

В случае направления указанного уведомления с нарушением установленного срока или не направления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика НПД аннулируется.

Порядок направления соответствующего уведомления разъяснен ФНС России в письмах от 10.01.2019 № СД-4-3/101@ и от 26.12.2018 № СД-4-3/25577@.

Указанные уведомления могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом (в том числе, в произвольной форме) или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением квалифицированной электронной подписи, в том числе через сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», размещенный на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Моя система налогообложения»

Форма уведомления. Отказываться от УСН, ЕНВД или ЕСХН нужно уведомлением. ФНС рекомендует использовать формы, которые обычно применяют для отказа от спецрежимов:

Уведомление для отказа от УСН по форме № 26.2-8.
Заявление о снятии с учета на ЕНВД по форме № ЕНВД-4.
Уведомление для отказа от ЕСХН по форме № 26.1-7.

Желательно подавать уведомление в двух экземплярах, на одном из которых сотрудник налоговой инспекции поставит отметку о принятии. Сохраните второй экземпляр или подтверждение отправки, чтобы в случае чего доказать, что не пропустили срок.

Как рассчитать сумму налога

Самостоятельно ничего рассчитывать не нужно. Применение налогового вычета, учет налоговых ставок, контроль над ограничением по сумме дохода и другие особенности расчета полностью автоматизированы.

От налогоплательщика требуется только формирование чека по каждому поступлению от того вида деятельности, которых облагается налогом на профессиональный доход.

  • Сформируйте чек по каждому поступлению.
  • Укажите плательщика и сумму дохода
  • Отправьте чек покупателю или распечатайте на бумаге
  • До 12-го числа следующего месяца узнайте сумму налога к уплате в приложении
  • До 25-го числа следующего месяца заплатите начисленный налог удобным способом


О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" *

(с изменениями на 8 июня 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.12.2019, N 0001201912150001) (вступил в силу с 1 января 2020 года);

Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 101-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, N 0001202004010075);

Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 166-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.06.2020, N 0001202006080011).

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

15 ноября 2018 года

23 ноября 2018 года

Статья 1. Территория и срок проведения эксперимента

1. В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации начать проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - эксперимент) в следующих субъектах Российской Федерации:

1) с 1 января 2019 года в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан);

2) с 1 января 2020 года в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

3) с 1 июля 2020 года в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1_1 и 1_2 настоящей статьи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

1_1. В субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" вводится в действие законами субъектов Российской Федерации.

1_2. Закон субъекта Российской Федерации о введении в действие специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" должен содержать положение о вступлении в силу указанного закона субъекта Российской Федерации не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Эксперимент проводится до 31 декабря 2028 года включительно.

3. В течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в настоящий Федеральный закон в части увеличения налоговых ставок и (или) уменьшения предельного размера доходов, установленного пунктом 8 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Статья 2. Общие положения

1. Применять специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее также - специальный налоговый режим) вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Физическое лицо указывает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, при переходе на специальный налоговый режим.

3. В случае ведения деятельности на территориях нескольких субъектов Российской Федерации для целей применения специального налогового режима физическое лицо самостоятельно выбирает субъект Российской Федерации, на территории которого им ведется деятельность, и вправе изменять место ведения деятельности не чаще одного раза в календарный год.

4. В случае прекращения ведения деятельности на территории выбранного субъекта Российской Федерации физическое лицо для целей применения специального налогового режима выбирает другой субъект Российской Федерации, который включен в эксперимент, указан в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона и на территории которого физическим лицом ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 15 декабря 2019 года N 428-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. При изменении места ведения деятельности физическое лицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта Российской Федерации начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект Российской Федерации.

6. Физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.

7. Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.

8. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, освобождаются от налогообложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход (далее - налог).

9. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области).

10. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим, не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима.

Статья 3. Мобильное приложение "Мой налог"

1. Мобильное приложение "Мой налог" - программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Порядок использования мобильного приложения "Мой налог" размещается в сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.

3. Физические лица, применяющие специальный налоговый режим, вправе через мобильное приложение "Мой налог" или через кредитную организацию уполномочить на реализацию установленных настоящим Федеральным законом прав и исполнение обязанностей операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физическими лицами специального налогового режима.

4. В целях настоящего Федерального закона операторы электронных площадок и кредитные организации осуществляют информационный обмен с налоговыми органами при условии соответствия таких операторов электронных площадок и кредитных организаций требованиям (критериям) и соблюдения ими порядка, указанных в протоколах информационного обмена, размещаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на его официальном сайте в сети "Интернет".

5. Операторами электронных площадок в целях настоящего Федерального закона признаются организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие с использованием сети "Интернет" услуги по представлению технических, организационных, информационных и иных возможностей с применением информационных технологий и систем для установления контактов и заключения сделок по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) между продавцами (исполнителями) и покупателями (заказчиками).

6. Перечень операторов электронных площадок и кредитных организаций, осуществляющих информационный обмен с налоговыми органами, размещается в мобильном приложении "Мой налог".

7. Датой представления (получения) лицами, применяющими специальный налоговый режим, документов (информации), сведений считается дата их получения (направления) налоговым органом.

8. Документы (информация), сведения, направленные налоговым органом физическому лицу, применяющему специальный налоговый режим, в соответствии с настоящим Федеральным законом через мобильное приложение "Мой налог", уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию, на бумажном носителе по почте не направляются.

9. В случае возникновения в информационных системах налоговых органов технологического сбоя, влекущего невозможность исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей налогоплательщиков, такие обязанности считаются исполненными без нарушения срока при условии, что они исполнены не позднее дня, следующего за днем устранения указанного сбоя.

Статья 4. Налогоплательщики налога на профессиональный доход

1. Налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе применять специальный налоговый режим:

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Статья 5. Порядок и условия начала и прекращения применения специального налогового режима

1. Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика.

2. Постановка на учет в налоговом органе гражданина Российской Федерации в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет, сведений из паспорта гражданина Российской Федерации и фотографии физического лица, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Для граждан Российской Федерации, воспользовавшихся доступом к личному кабинету налогоплательщика для постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, представление сведений из паспорта гражданина Российской Федерации, фотографии физического лица не требуется.

3. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков граждан других государств - членов Евразийского экономического союза осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет при использовании доступа к личному кабинету налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения "Мой налог".

5. Граждане Российской Федерации и граждане других государств - членов Евразийского экономического союза вправе уполномочить кредитную организацию на представление в налоговый орган заявления о постановке на учет и (или) снятии с учета. В таком случае соответствующее заявление представляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи кредитной организации. При этом фотография физического лица не представляется.

6. При выявлении противоречий между представленными физическим лицом документами (информацией), сведениями налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" уведомляет физическое лицо об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня направления заявления о постановке на учет.

7. При выявлении несоответствия документов (информации), сведений, представленных физическим лицом либо уполномоченной кредитной организацией, сведениям, имеющимся у налогового органа, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее шести дней, следующих за днем направления заявления о постановке на учет.

8. При выявлении налоговым органом факта несоответствия физического лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона или частью 11 настоящей статьи, налоговый орган уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) об отказе в постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика с указанием причин отказа не позднее дня, следующего за днем направления заявления о постановке на учет.

9. В случае, если обстоятельства, указанные в частях 6-8 настоящей статьи, не выявлены, налоговый орган в сроки, установленные данными частями, осуществляет постановку на учет физического лица в качестве налогоплательщика и уведомляет физическое лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией) о такой постановке.

10. Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.

11. Физическое лицо после снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика вправе повторно встать на учет в качестве налогоплательщика при отсутствии у него недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам по налогу.

12. Снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима, а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, при представлении в налоговый орган через мобильное приложение "Мой налог" заявления о снятии с учета.

13. Датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.

14. Не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщиком заявления о снятии с учета, налоговый орган уведомляет указанное лицо через мобильное приложение "Мой налог" и уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о снятии с учета указанной кредитной организацией) о снятии с учета физического лица в качестве налогоплательщика.

15. При наличии у налогового органа информации об утрате налогоплательщиком права на применение специального налогового режима или о несоответствии налогоплательщика требованиям части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона снятие налогоплательщика с учета в налоговом органе осуществляется по инициативе налогового органа при отсутствии заявления налогоплательщика о снятии с учета.


Налог на профессиональный доход — это новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан, который можно применять с 2019 года. Данный налоговый режим будет действовать в течение 10 лет.

В этот период ставки налога не изменятся. На данный момент он вводится в четырех регионах России: Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан.

Налог на профессиональный доход — специальный налоговый режим для самозанятых граждан

Перейти на специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" можно перейти добровольно.

Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые перейдут на новый специальный налоговый режим (самозанятые), смогут платить с доходов от самостоятельной деятельности только налог по льготной ставке — 4% или 6%.

В каких регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход?

Эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» проводится в следующих субъектах Российской Федерации: с 1 января 2019 года в городе Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. с 1 января 2020 в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан. с 1 июля 2020 года в Алтайском, Краснодарском, Камчатском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Амурской, Астраханской, Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Костромской, Кировской, Курской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Пензенской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Тверской, Томской и Ярославской областях, в республиках Алтай, Бурятии, Дагестан, Кабардино-Балкарской, Крым, Коми, Карелии, Мордовия, Саха (Якутия), Удмуртской, Чувашской, Хакасии, в Чукотском автономном округе, Еврейской автономной области и в городе федерального значения Севастополь, с 03 июля 2020 года в Республике Адыгея, с 09 июля 2020 года в Ульяновской области и Республике Тыва, с 24 июля 2020 года в Республике Северная Осетия-Алания, с 01 августа 2020 года в Магаданской области и Республике Калмыкия. .

Преимущества специального налогового режима для самозанятых

Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход можно онлайн https://npd.nalog.ru/check-status/. Это бесплатный сервис, который помогает узнать, зарегистрирован ли человек как плательщик налога на профессиональный доход (самозанятый).

Кто может использовать налоговый режим "Налог на профессиональный доход"

Новый налоговый режим могут применять физ. лица и индивидуальные предприниматели (самозанятые), у которых одновременно соблюдаются следующие условия.

  • Они получают доход от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества.
  • При ведении этой деятельности не имеют работодателя, с которым заключен трудовой договор.
  • Не привлекают для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам.
  • Вид деятельности, условия ее осуществления или сумма дохода не попадают в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Не вправе применять специальный налоговый режим:

  • лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством РФ;
  • лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
  • лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
  • лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;
  • лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;
  • лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ;
  • налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Ограничение по сумме налога

Ограничений по сумме месячного дохода нет, но налог на профессиональный доход можно платить, только пока сумма дохода нарастающим итогом в течение года не превысит 2,4 миллиона рублей.

После того, как доход превысит лимит, налогоплательщик должен будет платить налоги, предусмотренные другими системами налогообложения.

Физические лица без статуса ИП должны будут платить налог на доходы физических лиц. Индивидуальные предприниматели смогут подать уведомление о применении подходящего спец. режима и платить налоги по предусмотренным им ставкам и правилам.

Налоговые ставки

Налоговая ставка зависит от того, кто перечислил деньги налогоплательщику.

  • Ставка 4% используется, если доход за товар, работы или услуги поступил от физического лица.
    6%
  • Ставка 6% используется, если поступление от юридического лица или индивидуального предпринимателя

Покупателя нужно указать при формировании чека в приложении «Мой налог». Учет налоговых ставок и расчет суммы налога к уплате происходит автоматически. Все произведенные начисления и предварительную сумму налога к уплате можно увидеть в приложении.

Особенности применения специального налогового режима:

  1. Физические лица не уплачивают налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход.
  2. Индивидуальные предприниматели не уплачивают:
    налог на доходы физических лиц с тех доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход;
    налог на добавленную стоимость, за исключением НДС при ввозе товаров на территорию России;
    фиксированные страховые взносы.
  3. Индивидуальные предприниматели, которые зарегистрировались в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, не уплачивают фиксированные страховые взносы. На других специальных налоговых режимах страховые взносы нужно платить даже при отсутствии дохода.
  4. При отсутствии дохода в течение налогового периода нет никаких обязательных, минимальных или фиксированных платежей. При этом налогоплательщики налога на профессиональный доход являются участниками системы обязательного медицинского страхования и могут получать бесплатную медицинскую помощь.

Как стать налогоплательщиком налога на профессиональный доход

Чтобы использовать новый специальный налоговый режим, нужно пройти регистрацию и получить подтверждение.

Способы регистрации:

  • Бесплатное мобильное приложение «Мой налог»
  • Кабинет налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС России
  • Уполномоченные банки
  • Через Единый портал государственных и муниципальных услуг

Иностранные граждане (только граждане стран, входящих в Евразийский экономический союз: Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии) тоже могут применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Для применения налогового режима "Налог на профессиональный доход" ИП должен отказаться от других спец. режимов.

На основании ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог ЕСХН), систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), при условии соблюдения требований к налогоплательщикам, установленных Законом, вправе отказаться от применения указанных специальных налоговых режимов и перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД).

В этом случае налогоплательщик считается прекратившим применение УСН, ЕСХН или подлежит снятию с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД со дня постановки на учет в качестве налогоплательщика НПД.

В случае направления указанного уведомления с нарушением установленного срока или не направления такого уведомления постановка данного лица на учет в качестве налогоплательщика НПД аннулируется.

Порядок направления соответствующего уведомления разъяснен ФНС России в письмах от 10.01.2019 № СД-4-3/101@ и от 26.12.2018 № СД-4-3/25577@.

Указанные уведомления могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом (в том числе, в произвольной форме) или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением квалифицированной электронной подписи, в том числе через сервис «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», размещенный на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Моя система налогообложения»

Форма уведомления. Отказываться от УСН, ЕНВД или ЕСХН нужно уведомлением. ФНС рекомендует использовать формы, которые обычно применяют для отказа от спецрежимов:

Уведомление для отказа от УСН по форме № 26.2-8.
Заявление о снятии с учета на ЕНВД по форме № ЕНВД-4.
Уведомление для отказа от ЕСХН по форме № 26.1-7.

Желательно подавать уведомление в двух экземплярах, на одном из которых сотрудник налоговой инспекции поставит отметку о принятии. Сохраните второй экземпляр или подтверждение отправки, чтобы в случае чего доказать, что не пропустили срок.

Как рассчитать сумму налога

Самостоятельно ничего рассчитывать не нужно. Применение налогового вычета, учет налоговых ставок, контроль над ограничением по сумме дохода и другие особенности расчета полностью автоматизированы.

От налогоплательщика требуется только формирование чека по каждому поступлению от того вида деятельности, которых облагается налогом на профессиональный доход.

  • Сформируйте чек по каждому поступлению.
  • Укажите плательщика и сумму дохода
  • Отправьте чек покупателю или распечатайте на бумаге
  • До 12-го числа следующего месяца узнайте сумму налога к уплате в приложении
  • До 25-го числа следующего месяца заплатите начисленный налог удобным способом

Можно ли и как стать самозанятым в Липецкой области? Налоги и взносы, плюсы и минусы самозанятости. Онлайн-помощь специалиста.

Статус самозанятого гражданина с каждым месяцем набирает популярность, а в Сети растёт интерес к таким темам как «самозанятые граждане виды деятельности налоги Липецк» и «самозанятость плюсы и минусы как оформить Липецкая область». Статус самозанятого гражданина выбирают представители разных профессий, при этом в законе предусмотрены значительные ограничения по регионам и видам деятельности самозанятых лиц. Можно ли в Липецкой области быть самозанятым – читайте ниже.

Кто такие «самозанятые лица»?

Кто такие «самозанятые лица»?

В действующем законодательстве РФ нет чёткого определения самозанятости, поэтому в Липецкой области часто самозанятыми называют и тех лиц, чья деятельность регулируется п. 70 ст. 217 НК РФ, и тех, кто использует налоговый спецрежим НПД (налог на профессиональный доход) в соответствии с ФЗ-422 от 27.11.2018 года. Именно о самозанятых-плательщиках НПД и расскажем подробнее.

Под самозанятостью понимают форму занятости, при которой физическое лицо получает доход от деятельности по реализации произведённых им товаров, услуг либо работ, при осуществлении которой не имеет работодателя и наёмных сотрудников.

Обзорную статью экспертов портала о самозанятости и особенностях ведения деятельности в качестве самозанятого гражданина читайте по ссылке.

Можно ли быть самозанятым в Липецкой области?

Можно ли быть самозанятым в Липецкой области?

НПД является экспериментальным налоговым режимом для самозанятых лиц и начал применяться с 1 января 2019 года в 4 субъектах страны (Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане). С 1 января 2020 года к эксперименту присоединились ещё 19 регионов РФ. С июля возможность стать самозанятым появилась еще в 53 регионах страны. В Липецкой области эксперимент стартовал с 1 июля 2020 года.

Ограничения, связанные с деятельностью самозанятых, перечислены в Законе № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (законе о самозанятости). Например, самозанятые не вправе заниматься перепродажей товаров, продавать подакцизные товары и оказывать услуги по договору поручения, комиссии либо агентскому договору. Ещё одним важным ограничением в законе является ведение самозанятым деятельности в «экспериментальном» регионе.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого в Липецкой области и уплачивать налог на профессиональный доход (НПД) можно при условии ведения деятельности в регионе, участвующем в налоговом эксперименте, а также соблюдении прочих требований законодательства РФ.

Какие налоги и взносы платят самозанятые в Липецкой области? В чём плюсы и минусы самозанятости и не выгоднее ли быть ИП? Как зарегистрироваться самозанятым? Ответы на эти и другие вопросы читайте ниже.

Виды деятельности самозанятых

Виды деятельности самозанятых граждан

Физические лица или ИП могут быть самозанятыми гражданами и платить НПД, если реализуют продукцию собственного производства, выполняют работы или оказывают услуги физическим лицам или организациям (разработка интернет-порталов, перевод текстов, ремонт квартир, маникюр на дому, сдача жилья, юридические услуги, бухгалтерские услуги и иные виды деятельности, попадающие под налоговый спецрежим НПД).

Полный перечень разрешённых видов деятельности самозанятых лиц в Липецкой области в законодательстве не указан, однако в законе перечислены виды деятельности, при которых применять спецрежим НПД нельзя (т. е. которыми не могут заниматься самозанятые граждане).

Перечень видов деятельности, которыми не могут заниматься самозанятые граждане указан в п. 2 ст. 4, п. 2 ст. 6 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ:

  1. продажа подакцизных товаров (бензин, алкоголь и пр.) и товаров, подлежащих обязательной маркировке
  2. перепродажа любых товаров, за исключением товаров собственного производства
  3. муниципальная либо государственная служба (кроме сдачи жилья в аренду)
  4. добыча и реализация полезных ископаемых
  5. услуги по доставке (за исключением случаев наличия ККТ и выдачи клиенту чека продавца)
  6. работа на основании агентских договоров либо договоров комиссии, поручения

Если вы намерены заниматься одним из вышеперечисленных видов деятельности, то в таком случае вы не вправе быть самозанятым гражданом и уплачивать НПД.

Также не вправе быть самозанятыми гражданами и платить НПД арбитражные управляющие, оценщики, адвокаты, медиаторы и частные нотариусы (п. 2 ст. 6 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Налоги и взносы при самозанятости

Налоги и взносы при самозанятости

Для самозанятых граждан в Липецкой области установлены две налоговые ставки: 4% при расчетах с физлицами и 6% — с юридическими лицами и предпринимателями. Самозанятые граждане не обязаны вести какую-то специальную отчётность, а начисление налога на профессиональный доход и его уплата происходит в автоматическом режиме через мобильное приложение «Мой налог».

Статью экспертов портала о мобильном приложении для самозанятых «Мой налог» читайте по ссылке.

Платить страховые взносы самозанятые в Липецкой области не обязаны, но могут по своему желанию. Согласно постановлению Правительства РФ от 19 февраля 2019 года №160, период уплаты таких взносов будет засчитываться в страховой стаж при последующем определении пенсии.

Обзорную статью экспертов портала о налогах и взносах самозанятых граждан читайте по ссылке.

Плюсы и минусы самозанятости

Плюсы и минусы самозанятости

Статус самозанятого гражданина в Липецкой области позволяет легально заниматься любимым делом. Основные плюсы регистрации в качестве самозанятого: регистрация и снятие с учёта в режиме онлайн, никаких деклараций, легальность деятельности и низкий налог.

Несмотря на явные плюсы самозанятости, нужно отметить и определённые недостатки: запрет нанимать работников по трудовому договору, ограничение по доходам до 2,4 млн. рублей/год и минимальная пенсия в преклонном возрасте.

Статью экспертов портала о плюсах и минусах самозанятости читайте по ссылке.

Несмотря на некоторые минусы, регистрация в качестве самозанятого гражданина в Липецкой области это хороший шанс для тех, кто хочет работать в рамках закона, не боясь быть привлечённым к ответственности за незаконное предпринимательство, однако опасается регулярной уплаты страховых платежей, сложностей налогового и бухгалтерского учёта или обязанности иметь кассовый аппарат. Самозанятые лица полностью освобождены от этих нюансов ведения бизнеса.

  • через мобильное приложение ФНС России «Мой налог» (доступно в Google Play и App Store);
  • через веб-кабинет «Мой налог» на сайте ФНС России;
  • через уполномоченный банк (через мобильное приложение или онлайн-банк).

Статью экспертов портала о вариантах регистрации самозанятых с пошаговой инструкцией читайте по ссылке.

Стоит ли регистрироваться самозанятым в Липецкой области? Что лучше – самозанятость, ИП или ООО? Ответы на эти вопросы зависит от масштабов вашей деятельности, стабильности дохода и прочих параметров – здесь нет универсального ответа.

Если у вас остались вопросы по регистрации либо нюансам ведения деятельности в качестве самозанятого лица в Липецкой области, то обратитесь за консультацией к специалисту.

Юридическая консультация по самозанятости

Юридическая консультация по самозанятости

Ищите «юридическая консультация в Липецкой области самозанятость» или «самозанятость горячая линия»? Нужна бесплатная юридическая консультация по самозанятости в Липецкой области? Это неудивительно, так как новизна налога на профессиональный доход (НПД) и статуса самозанятого вызывает вопросы как у самих самозанятых, так и у их контрагентов, не всегда понимающих как правильно работать с самозанятыми.

Консультация юриста по самозанятости доступна на сайте — просто задайте вопрос юристу в онлайн-чате, по телефону или закажите обратный звонок, заполнив ниже форму с описанием своей проблемы.

Авторы: Александр Грищенко, Алексей Кулебякин
Фото: Skitterphoto, NjoyHarmony, geralt, edar / Pixabay

Остались вопросы? Каждая ситуация индивидуальна – для решения именно вашей проблемы позвоните по телефону 8 (800) 333-94-83 (доб. 155) или заполните форму ниже и юристы бесплатно проконсультируют вас.

Внимание! Юристы НЕ консультируют по справочным вопросам (кто такой самозанятый гражданин, как скачать приложение для самозанятых и т. п.).

Читайте также: