Налог в резерв универсального обслуживания

Опубликовано: 15.05.2024

Порядок
предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания
(утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 сентября 2008 г. N 41)

С изменениями и дополнениями от:

30 июня 2009 г., 4 мая 2010 г., 23 июля 2015 г.

Информация об изменениях:

Приказом Минкомсвязи России от 23 июля 2015 г. N 275 пункт 1 изложен в новой редакции

1. Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1 (далее - Форма).

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей.

Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

Информация об изменениях:

Приказом Минкомсвязи России от 23 июля 2015 г. N 275 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел "Личный кабинет оператора связи" на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) (далее - Личный кабинет) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.

Электронные документы, направляемые через Личный кабинет, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

3. Оператор связи, деятельность которого по оказанию услуг связи осуществлялась неполный отчетный период, представляет Сведения за тот период времени, в течение которого эта деятельность осуществлялась.

В случае если оператор связи не оказывает услуги, перечисленные в Форме, то заполнение соответствующих строк не производится.

4. Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов.

5. Заголовочная часть Формы заполняется в следующем порядке:

В реквизите "Вид документа" ставится знак "V" в поле "первичный", если Сведения представляются впервые за отчетный период. В случае представления корректирующих Сведений взамен ранее предоставленных знак "V" ставится в поле "корректирующий".

В реквизите "Наименование организации" указывается полное наименование в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке.

Индивидуальный предприниматель заполняет реквизит "Фамилия, Имя, Отчество физического лица".

В реквизите "Адрес организации, физического лица" указывается почтовый адрес организации (физического лица). В случае если адрес местонахождения (места государственной регистрации юридического лица) отличается от почтового адреса (адреса фактического местонахождения оператора связи), указывается почтовый адрес.

В реквизите "Номер контактного телефона" указывается номер телефона лица, ответственного за представление Сведений, включая код города.

Информация об изменениях:

Приказом Минкомсвязи РФ от 4 мая 2010 г. N 67 в пункт 6 настоящего приложения внесены изменения

6. Показатель по строке 010 должен содержать данные о выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

В строках 030 и 040 указываются доходы, полученные от оказания услуг присоединения, услуг по пропуску трафика.

В строке 050 указывается сумма доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования.

В строках 051 - 067 указываются доходы от оказания услуг абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий. В указанные доходы не включаются доходы от выполнения работ и оказания услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи.

Доходы от предоставления услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи, отражаются по строке 090.

В строке 051 указывается сумма доходов от предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставления местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) и предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.

В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.

В строке 100 указывается ставка отчислений в резерв универсального обслуживания.

Строки 120, 130 и 140 заполняются только в первичных Сведениях.

В строке 120 отражаются изменения, образовавшиеся в результате корректировки данных о доходах за периоды, предшествовавшие отчетному. Данные, указанные по строке 120, должны быть подтверждены корректирующими Сведениями за периоды, в отношении которых осуществлялась корректировка данных о доходах. Значение показателя по строке 120 в Сведениях за отчетный период должно равняться сумме показателей по строке 210 всех корректирующих Сведений за предшествовавшие отчетному периоды, представляемых в приложении к первичным Сведениям.

В строке 130 указывается сумма задолженности или переплаты денежных средств в резерв универсального обслуживания, образовавшаяся на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного периода, и не учитывающая проведение корректирующих расчетов за предыдущие отчетные периоды. Данные указываются без учета изменений, представленных в строке 120.

Показатель по строке 140 рассчитывается как сумма показателей по строкам 110, 120 и 130 и отражает сумму отчислений, подлежащую перечислению в резерв универсального обслуживания.

Показатели по строкам 200 и 210 заполняются только в Сведениях за периоды, предшествовавшие отчетному.

В строке 200 указывается исчисленная ранее сумма отчислений за корректируемый период.

Показатель по строке 210 отражает размер корректировки суммы отчислений в резерв универсального обслуживания и рассчитывается как разность показателей по строкам 200 и 110.

Автор: Фимина Н. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В 2019 году отчислениям в резерв универсального обслуживания было уделено особое внимание. В начале апреля Минфин обнародовал законопроект о включении данного платежа в Налоговый кодекс. Пока документ находится на стадии обсуждения, развернувшаяся дискуссия – хороший повод вспомнить об отчислениях в резерв и обобщить типичные заблуждения практикующих специалистов о порядке начисления и внесения этого платежа.

Заблуждение 1: интернет-кафе отчисления не осуществляют

В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) резерв универсального обслуживания формируется в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Отчисления в резерв производятся операторами сети связи общего пользования.

На практике перечень видов деятельности, которые осуществляют хозяйствующие субъекты, достаточно широк. Поэтому у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости производить отчисления в конкретных ситуациях.

Типичный пример – интернет-кафе (интернет-клуб). Организация предоставляет пользователям доступ к Интернету либо за отдельную плату (почасовую), либо бесплатно (входит в стоимость услуг). Попробуем разобраться, должны ли интернет-кафе делать отчисления в резерв универсального обслуживания.

Основные положения в отношении расчета сумм отчислений утверждены ст. 60 Закона № 126-ФЗ.

Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи общего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.

К сведению: сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории России (п. 1 ст. 13 Закона № 126-ФЗ). Соответственно, доходы от оказания услуг связи общего пользования – это доходы от деятельности по оказанию услуг электросвязи в России неограниченному кругу лиц (любому пользователю).

В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона № 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету:

с использованием средств коллективного доступа;

с использованием точек доступа.

Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий данные услуги, является оператором связи общего пользования.

Распространено следующее заблуждение: достаточно изменить наименование интернет-кафе, например, на «компьютерный клуб», оформить оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет как «предоставление компьютера» и не придется получать соответствующую лицензию оператора связи и перечислять отчисления в резерв универсального обслуживания.

Однако практика показывает, что контролирующие органы в таких ситуациях все равно настаивают на том, чтобы оператор связи надлежаще оформил вид деятельности. Например, в Решении Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2014 по делу № А25-869/2014 указано, что на основании материалов проверок, размещенных на сайте прокуратуры Тульской области (old.prokuror-tula.ru), по постановлению прокурора Зареченского района г. Тулы Арбитражный суд Тульской области оштрафовал ООО «Оптимум» на 30 000 руб.

К тому же за неуплату отчислений в резерв установлена ответственность.

Если операторы сети связи общего пользования не осуществили обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, инспекция может взыскать пени за их несвоевременную или неполную уплату (п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Пени за каждый день просрочки рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений по ставке, равной 1/300-й ключевой ставки ЦБР, действующей на день начисления пеней (ст. 68 Закона № 126-ФЗ).

К сведению! Статья 13.38 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Речь идет о наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.

Заблуждение 2: переплату по отчислениям в резерв универсального обслуживания вернуть нельзя

Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в РФ порядке ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Расчет производится организацией самостоятельно по ставке обязательного отчисления в размере 1,2%.

Если оператор сети связи общего пользования неправильно рассчитает сумму обязательного отчисления, вернуть переплату можно. Однако иногда приходится обращаться в судебные инстанции.

Так, по материалам одного дела на протяжении трех лет (2014 – 2016 годы) оператор ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений: учитывал доходы организации от всех видов деятельности (а не только от оказания услуг связи общего пользования). В итоге у него образовалась переплата в резерв универсального обслуживания на сумму более 4 млн руб.

Оператор неоднократно обращался в Федеральное агентство связи с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных отчислений, но переплата не была возвращена.

В соответствии с п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ в тех случаях, когда обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания в установленные сроки не осуществлены или осуществлены в неполном объеме, контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за их несвоевременную уплату. Однако обратная ситуация (переплата) в Законе № 126-ФЗ прямо не предусмотрена.

Тем не менее первая, апелляционная, кассационная инстанции организацию полностью поддержали. Установив, что оператор связи ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, они указали, что излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату (Решение Арбитражного суда Москвы от 20.06.2018 по делу № А40-71407/17-82-448).

Заблуждение 3: если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, платить нужно заранее

Периодом для расчета и оплаты отчислений в резерв является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи (ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Никаких исключений для ситуаций, когда крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной или нерабочий праздничный день, в Законе № 126-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Это исключает применение данной нормы в рассматриваемой ситуации.

Аналогичное правило установлено в действующем налоговом законодательстве РФ. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако положения НК РФ на отчисления в резерв, осуществляемые операторами связи, пока не распространяется.

Вместе с тем некоторая судебная практика подтверждает, что если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, произвести платеж можно в ближайший следующий рабочий день (решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу № А33-28279/2018, Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.07.2017 по делу № А58-4041/2017 и др.).

Заблуждение 4: нулевая отчетность по отчислениям в резерв не сдается

Согласно п. 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально представляет в Россвязь сведения о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания по установленной данным приказом форме. Сделать это нужно не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала.

В норме речь идет обо всех хозяйствующих субъектах, имеющих лицензию на оказание услуг связи общего пользования. Соответственно, не установлено никаких исключений для операторов, которые временно деятельность не ведут.

Подтверждают данную точку зрения и суды. Например, в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 по делу № А32-46156/2015 указано, что названный порядок не освобождает от предоставления сведений о нулевом или отрицательном балансе для подтверждения невозможности обязательных отчислении, не содержит положений, прямо предусматривающих освобождение оператора связи от обязанности представлять сведения о базе расчета, потому что он не оказывает услуги связи.

Заблуждение 5: сумму отчислений в резерв можно включить в расходы при УСНО

Порядок учета сумм отчислений в резерв универсального обслуживания зависит от системы налогообложения, которую применяет оператор связи.

При применении общей системы налогообложения данные затраты можно учесть на основании п. 46 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В норме прямо указаны отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством РФ, регулирующем деятельность в области связи.

Перечень расходов, которые можно признать при «упрощенке», строго ограничен. Он приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в котором не предусмотрены отчисления в резерв универсального обслуживания, производимые в соответствии со ст. 59 и 60 Закона № 126-ФЗ. Поэтому такие платежи (отчисления) в расходах не учитываются. Подтверждает данную правовую позицию Письмо Минфина РФ от 10.07.2007 № 03-11-04/2/175.


Одним из наиболее распространённых нарушений, которые допускают региональные радиокомпании, является нарушение, связанное с непредставлением «Формы расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания». Причина этого достаточно проста – вещатели банально не знают о существовании этой обязанности до тех пор, пока территориальный орган Роскомнадзора не составляет соответствующий протокол об административном правонарушении. Чтобы повысить информированность и предупредить соответствующие нарушения, Radioportal.Ru попросил Андрея Кашина, опытного медиаюриста, представить необходимый для вещателей алгоритм действий.

  1. О Резерве универсального обслуживания

Особенность данного вопроса состоит в том, что, в отличие от большинства иных требований законодательства к вещателю, исполнение которых контролирует Роскомнадзор, данное требование происходит не из законодательства в сфере СМИ, а из законодательства в сфере связи. Сказанное выше означает, что обязанность, о которой идёт речь – это обязанность оператора связи, т.е. держателя лицензии на деятельность в области связи (для целей эфирного вещания, в данном случае), а не лицензии на вещание («главной» лицензии радиостанции).

В связи с этим, если по какой-то причине радиостанция имеет только вещательную, но не имеет «связной» лицензии (например, пользуется услугами связи РТРС), то обязанности по направлению какой-либо отчётности по резерву универсального обслуживания у вещателя нет.

О какой обязанности идёт речь? Статьями 59, 60 и 61 ФЗ «О связи» устанавливаются правовые основания для формирования т.н. «резерва универсального обслуживания», и определены источники его финансирования. Основным таким источником являются выплаты от операторов связи (т.е. держателей лицензий на деятельность в области связи), которые определяются как доля от доходов от деятельности в области связи (сейчас – 1,2%) и подлежат оплате не позднее 30 дней с даты окончания календарного квартала.

Помимо этого, обязанностью (лицензионным требованием) для оператора связи является направление в уполномоченный орган специальной отчётности по начислению указанных платежей. Документ, который регламентирует эту обязанность, называется «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (утверждён Приказом Минсвязи от 16.09.2008).

Соответственно, необходимо разобраться с двумя вопросами: во-первых, необходимо ли радиостанции что-то платить в указанный резерв, и, во-вторых, необходимо ли подавать соответствующую отчётность.

  1. Отчисления в Резерв универсального обслуживания. Порядок расчёта и уплаты.

В отношении оплаты отчислений в резерв универсального обслуживания у радиокомпании может быть две ситуации.

Первый вариант (наиболее распространённый) – одна организация является держателем и лицензии на вещание, и лицензии на связь. В таком случае услуги связи такая организация как бы оказывает сама себе (то есть использует в собственной деятельности), и доходы от этого вида деятельности отсутствуют. Закон (пункт 2 статьи 60 ФЗ «О связи») прямо говорит, что доход определяется по правилам бухгалтерского учёта, следовательно, руководствоваться надо положениями ПБУ «Доходы организации» 9/99 (утверждено Приказом Минфина от 06.05.1999). Согласно пункту 5 указанного ПБУ, «Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка)». Поскольку в данном случае выручки у организации нет, обязанности производить какие-либо выплаты в Резерв универсального обслуживания также не имеется (т.е. база считается равной нулю). Мы оговариваем это, потому что теоретически возможно было бы рассмотреть какую-то методику определения рыночной стоимости услуг связи для целей эфирного вещания и для собственных нужд, однако в данный момент правила бухгалтерского учёта говорят о том, что доход учитывается от той услуги, которая была оказана третьему лицу, например, если доход поступил за рекламные услуги, он считается поступившим именно за рекламные услуги и вычленять из него «связной» компонент не требуется. Возможно, в будущем ситуация изменится, поскольку сейчас большое количество операторов связи, которые не продают услуги связи непосредственно, по факту ничего не платят в резерв универсального обслуживания, и будет логично, если законодатель обратит на это внимание.

Второй вариант – когда радиостанция существует в виде группы компаний, где лицензиями на вещание и на связь владеют разные лица. В таком случае платёж в резерв универсального обслуживания должен быть произведён держателем лицензии на связь в установленном порядке, исходя из суммы договора на оказание услуг связи.

  1. Отчётность по Резерву универсальному обслуживания

Что касается направления отчётности (именно её не направление и является частым предметом претензий Роскомнадзора), то она должна направляться всеми держателями лицензии на связь, вне зависимости от того, есть ли у них обязанность что-то выплачивать, или нет (в последнем случае заполняется «нулевая» отчётность).

В соответствии с указанным выше Порядком, «Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1». Обратите внимание, что традиционная трактовка Роскомнадзора предполагает, что в указанный срок (не позднее 30 дней со дня окончания отчётного квартала) документ уже должен поступить в Россвязь, поэтому при направлении почтой необходимо резервировать достаточно времени на саму почтовую пересылку.

Согласно указанному Порядку, Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел "Личный кабинет оператора связи" на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности заполнения упомянутой выше формы Сведений.

  • Она состоит из двух страниц.
  • Первая страница представляет собой общие сведения об организации и отчётном периоде, и сложностей с её заполнением нет.
  • Вторая страница предполагает указание конкретных цифр.
  • Документ построен так, что в нём выделяются различные категории услуг связи (строки 030-067), заполнять все из них не требуется, однако требуется заполнить те, которые соответствуют типу лицензии на связь (строка 66 «услуги связи для целей эфирного вещания», прежде всего, но тут необходимо обязательно свериться с лицензией, может быть имеется также кабельное или проводное вещание, например).
  • В случае, если деятельность в лицензии на связь упомянута, но доход по ней отсутствовал – необходимо в соответствующей строке указать «0».
  • В строке 90 указываются все остальные доходы, кроме поступивших от оказания услуг связи, а в строке 10 – сумма всех доходов.

Для правильного заполнения вещателю потребуется помощь бухгалтера, которому необходимо обратить внимание на три важных момента:

  1. Заполнение идёт по правилам бухгалтерского (ПБУ 9/99), а не налогового учёта (в ряде случаев цифры не будут соответствовать);
  2. В отчётности заполняются данные только за отчётный квартал, а не нарастающим итогом за полугодие, 9 месяцев и год (это отличается от обычного подхода бухгалтерской и налоговой отчётности, и для бухгалтера может быть неочевидно);
  3. Данные должны поступить в Россвязь не позднее 30 дня со дня окончания отчётного квартала, и никак не связаны со сроками подготовки бухгалтерской отчётности. Это может создать известное неудобство при подаче Сведений за IV квартал – бухгалтерская отчётность (годовая) готовится до 31 марта следующего года и данные о доходах за IV квартал могут быть банально не сведены в учёте, учитывая, к тому же, длинные новогодние каникулы в январе.

Строка 100 заполняется ставкой, указанной в пункте 3 статьи 60 ФЗ «О связи», сейчас это 1,2%.

  1. Ответственность за непредставление отчётности по Резерву универсального обслуживания

Нарушением порядка предоставления сведений являются непредставление их вообще или опоздание с их представлением (ответственность наступает по одной статье, в одинаковом порядке).

Несмотря на то, что сами сведения направляются в Федеральное агентство связи (Россвязь), правом составлять протоколы наделён Роскомнадзор (его соответствующие территориальные органы).

На практике существует определённый порядок взаимодействия этих органов, когда Россвязь направляет в Роскомнадзор сведения о держателях лицензии на связь, которые не предоставили соответствующие Сведения, и Роскомнадзор составляет соответствующие протоколы.

Ответственность за нарушение порядке предоставления Сведений установлена частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях (штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для руководителя – от 3 до 4 тысяч рублей).

Протокол уполномочен составить территориальный орган Роскомнадзора, однако привлечение к ответственности осуществляется только судом (арбитражным судом для организации, мировым судьёй для должностного лица) по соответствующему заявлению, поданным органом Роскомнадзора, уполномоченным составить протокол.

Срок давности привлечения к ответственности составляет 3 месяца с даты совершения, которая определяется как последний день срока, установленного для подачи сведений. То есть, например, если за 1-й квартал этот срок 30 апреля, то срок давности привлечения к ответственности составляет 30 июля, т.е. после 30 июля суд уже не может вынести постановление о привлечении к административной ответственности.

Учитывая большое количество итераций (получение сведений из Россвязи, составление протокола, подготовка заявления о привлечении к административной ответственности и подача его в суд), территориальным органам Роскомнадзора подчас затруднительно администрировать данное нарушение, что и объясняет, почему большое количество вещателей не знают об обязанности подавать сведения (до них банально «не дошли руки»). Однако, работа по данному направлению совершенствуется, документооборот ускоряется, и мы настоятельно советуем вещателю, который ранее сведений не подавал, хотя был обязан, начать исполнять эту обязанность, а не надеяться на «авось обойдётся, всегда же обходилось».

Наконец, несколько слов о ситуации, когда протокол уже составлен, и читатель обратился к данной статье не в целях просвещения, а в целях поиска какой-то помощи в конкретной проблеме.

Если такая ситуация уже случилась, бессмысленно (бесперспективно) её отрицать – имеется обширная правоприменительная (в т.ч. судебная) практика на эту тему. Однако суды как правило относятся снисходительно к вещателю, который допустил нарушение впервые (не знал, не был информирован), а после того, как узнал о нарушении – направил соответствующие сведения (то есть совершил деятельное раскаяние, устранил негативные последствия нарушения), и отчётность которого «нулевая» (либо взносы и пени оперативно оплачены).

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает возможность наложения наказания в виде предупреждения, и при наличии указанных выше смягчающих обстоятельств, суды (как правило) предпочитают при совершении правонарушения впервые не налагать штраф, а ограничиваться предупреждением, учитывая имеющиеся по делу смягчающие обстоятельства.

Андрей Кашин, медиаюрист

Специально для Radioportal.ru

Андрей Кашин - независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

от 16 сентября 2008 г. N 41

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О БАЗЕ РАСЧЕТА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ (НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ) В РЕЗЕРВ

В целях контроля полноты и своевременности перечисления операторами сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания и в соответствии с перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 9, ст. 719; 2006, N 2, ст. 202; 2007, N 38, ст. 4552; 2008, N 4, ст. 275), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.С. Мардера.

Приказом Министерства связи

и массовых коммуникаций

от 16.09.2008 N 41

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О БАЗЕ РАСЧЕТА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ (НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ) В РЕЗЕРВ

1. Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее - оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее - Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1 (далее - Форма).

В случае, если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей.

Отсчет кварталов идет с начала календарного года.

2. Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел "Личный кабинет оператора связи" на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) (далее - Личный кабинет) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.

Электронные документы, направляемые через Личный кабинет, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью.

3. Оператор связи, деятельность которого по оказанию услуг связи осуществлялась неполный отчетный период, представляют Сведения за тот период времени, в течение которого эта деятельность осуществлялась.

В случае если оператор связи не оказывает услуги, перечисленные в Форме, то заполнение соответствующих строк не производится.

4. Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов.

5. Заголовочная часть Формы заполняется в следующем порядке:

В реквизите "Вид документа" ставится знак "V" в поле "первичный", если Сведения представляются впервые за отчетный период. В случае представления корректирующих Сведений взамен ранее предоставленных знак "V" ставится в поле "корректирующий".

В реквизите "Наименование организации" указывается полное наименование в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке.

Индивидуальный предприниматель заполняет реквизит "Фамилия, Имя, Отчество физического лица".

В реквизите "Адрес организации, физического лица" указывается почтовый адрес организации (физического лица). В случае если адрес местонахождения (место государственной регистрации юридического лица) отличается от почтового адреса (адреса фактического местонахождения оператора связи), указывается почтовый адрес.

В реквизите "Номер контактного телефона" указывается номер телефона лица, ответственного за представление Сведений, включая код города.

6. Показатель по строке 010 должен содержать данные о выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

В строках 030 и 040 указываются доходы, полученные от оказания услуг присоединения, услуг по пропуску трафика.

В строке 050 указывается сумма доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования.

В строках 051 - 067 указываются доходы от оказания услуг абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий. В указанные доходы не включаются доходы от выполнения работ и оказания услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи.

Доходы от предоставления услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи, отражаются по строке 090.

В строке 051 указывается сумма доходов от предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставления местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) и предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.

В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.

В строке 100 указывается ставка отчислений в резерв универсального обслуживания.

В строке 110 отражается произведение показателя 050 на показатель 100.

Строки 120, 130 и 140 заполняются только в первичных Сведениях.

В строке 120 отражаются изменения, образовавшиеся в результате корректировки данных о доходах за периоды, предшествовавшие отчетному. Данные, указанные по строке 120, должны быть подтверждены корректирующими Сведениями за периоды, в отношении которых осуществлялась корректировка данных о доходах. Значение показателя по строке 120 в Сведениях за отчетный период должно равняться сумме показателей по строке 210 всех корректирующих Сведений за предшествовавшие отчетному периоды, представляемых в приложении к первичным Сведениям.

В строке 130 указывается сумма задолженности или переплаты денежных средств в резерв универсального обслуживания, образовавшаяся на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного периода, и не учитывающая проведение корректирующих расчетов за предыдущие отчетные периоды. Данные указываются без учета изменений, представленных в строке 120.

Показатель по строке 140 рассчитывается как сумма показателей по строкам 110, 120 и 130 и отражает сумму отчислений, подлежащую перечислению в резерв универсального обслуживания.

Показатели по строкам 200 и 210 заполняются только в Сведениях за периоды, предшествовавшие отчетному.

В строке 200 указывается исчисленная ранее сумма отчислений за корректируемый период.

Показатель по строке 210 отражает размер корректировки суммы отчислений в резерв универсального обслуживания и рассчитывается как разность показателей по строкам 200 и 110.

С 2021 года нас ожидает оптимизация налоговых платежей (законопроект 02/04/10-18/00084496). Разберем, какие неналоговые платежи скоро станут налоговыми и попадут под строгое администрирование ФНС. А также вспомним, куда ранее они уплачивались и как будут уплачиваться после принятия законопроекта.

Проект федерального закона о включении отдельных неналоговых платежей в НК РФ

Законопроект от 02.10.2018 N 02/04/10-18/00084496 предусматривает с 2021 года оптимизацию неналоговых платежей, имеющих квазиналоговый характер — тех, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога.

После принятия проекта список налогов и сборов пополнится следующими платежами:

  • федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
    • утилизационный сбор;
    • налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
  • местные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):
    • гостиничный сбор.

Все эти платежи не претерпят кардинальных изменений. Единственное — их неуплата будет грозить наказанием (например, начислением пеней и штрафов).

Уголовная ответственность за неуплату новых налоговых платежей отсрочена и не действует в течение первых 10 лет после принятия закона.

Кроме того, предполагают расширить перечень юридически значимых действий, за которые уплачивается госпошлина, добавив в него предоставление сведений из государственных реестров (регистров).

Дополнительно на обсуждение представлены еще несколько законопроектов в части включения отдельных неналоговых платежей в НК РФ:

Утилизационный сбор

На основе этого закона в НК РФ добавятся:

  • Глава 25.5. Утилизационный сбор;
  • статьи:
    • 333.57. Плательщики утилизационного сбора;
    • 333.58. Объекты обложения;
    • 333.59. Ставки сбора;
    • 333.60. Порядок исчисления сбора;
    • 333.61. Порядок и сроки уплаты сбора.

В порядок исчисления и уплаты сбора законопроект изменений не внесет.

  • При импорте — в федеральную таможенную службу (п. 6 ст. 333.60, п. 2 ст. 336.61 НК РФ):
    • до помещения ТС под таможенную процедуру;
    • до регистрации ТС, если таможенное декларирование отсутствует.
  • При производстве в РФ — в ФНС (п. 1, 5 ст. 336.61 НК РФ):
    • до 15 числа следующего месяца после производства;
    • до 45 дней после окончания квартала (для 3-го квартала — 90 дней), в котором предоставлен расчет, — для крупнейших производителей ТС.
  • При приобретении транспортных средств у неплательщиков — в ФНС до регистрации ТС (п. 7 ст. 333.60, п. 4 ст. 336.61 НК РФ).

Налог на доходы операторов сети связи общего пользования

Налог на доходы операторов сети связи общего пользования придет на смену отчислениям в резерв универсального обслуживания, которые установлены и регулируются ст. 60 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ.

На основе этого закона в НК РФ добавятся:

  • Глава 25.6. Налог на доходы операторов сети связи общего пользования;
  • статьи:
    • 333.62. Налогоплательщики;
    • 333.64. Налоговая база;
    • 333.65. Налоговый период;
    • 333.66. Налоговая ставка;
    • 333.67. Порядок исчисления налога. Налоговая декларация;
    • 333.68. Порядок и сроки уплаты налога.

Изменений в порядке исчисления для плательщиков также не предусматривается.

Единственный нюанс — налог будем платить в ФНС, а не в Россвязь, как сейчас.

Кроме того, в новом законопроекте предусмотрена сдача декларации по итогам квартала не позднее последнего числа следующего месяца (ст. 333.67 НК РФ).

Гостиничный сбор

Сейчас Курортный сбор, регулируемый Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ, действует только в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.

По принимаемому законопроекту его заменит гостиничный сбор, который может действовать на всей территории РФ.

  • главой 33.1. Гостиничный сбор;
  • статьями:
    • 418.1. Общие положения;
    • 418.2. Плательщики сбора;
    • 418.3. Объект обложения;
    • 418.4. Определение базы для исчисления сбора;
    • 418.5. Период обложения;
    • 418.6. Ставки сбора;
    • 418.7. Порядок исчисления и уплаты сбора;
    • 418.8. Расчет сбора.

Необходимость уплачивать гостиничный сбор устанавливается региональным законодательством.

Сроки автоматизации в программе можно отслеживать в мониторинге законодательства на сайте 1С. Мы расскажем об этом в ближайших публикациях по мере принятия соответствующих законопроектов и выхода обновлений 1С:Бухгалтерия 3.0.

См. также:

  • Изменения в отчетности в 2020 году для бухгалтера
  • [07.04.2020 запись] Что будет с отчётностью за 1 квартал 2020 г во время эпидемии, подробный обзор

Если Вы еще не подписаны:

Активировать демо-доступ бесплатно →

или

Оформить подписку на Рубрикатор →

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Добрый день! При начислении заработной платы за апрель в документе «Начисление ЗП и стрх взносов» появились суммы НДФЛ начисленные в предыдущих месяцам с «-» значением. В анализе ЗП зв период (расчетная ведомость) они отражаютя как «суммы НДФЛ к зачету в счет будущих платежей». Как убрать из документа начисления ЗП суммы НДФЛ к зачету в счет будущих платежей. Как в ручную редактировать сумму насиленного НДФЛ?Добрый день! При начислении заработной платы за апрель в документе.
  2. Включение в средний заработок годовой премииДобрый день, вопрос по включению в средний з-к годовой премии.
  3. Перерывы для кормления включение в ФОТДобрый день. Сотрудница находится на окладе, на пол ставки (для.
  4. Включение премий в расчет средневного заработка для отпускныхДобрый день. Сотрудник отработал 6 месяцев и идёт в отпуск.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Мария, благодарю за очень полезный семинар. Доступно излагаете сложный материал, очень помогаете в работе.

Читайте также: