Перспективы развития налоговой политики в лнр

Опубликовано: 16.05.2024

Тема урока: Налоговая система в ЛНР

Цели урока: Охарактеризовать содержание налоговой системы в ЛНР и её особенности, дать характеристику показателей экономического развития ЛНР.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Метод: школьная лекция.

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация учебной деятельности

ІІІ. Сообщение темы, целей и задач урока

1. Налоговая система в ЛНР.

2. Показатели экономического развития ЛНР.

ІV. Первичное восприятие

1. Налоговая система в ЛНР

Статья 1 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 № 1 - I (далее - Конституция ЛНР) провозгласила нашу Республику демократическим, правовым, социальным государством.

Согласно теории государства и права, государство - это универсальная политическая организация общества, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма.

К одному из признаков государства относится государственная казна, т.е. система сбора, хранения и распределения финансовых средств (налоги, сборы). Эти средства необходимы для решения государственных проблем (например, обороны, строительства общественных зданий и сооружений, финансирование общезначимых благ и услуг, т.д.), а также для содержания государственного аппарата.

Этот признак взаимосвязан с одной из функций государства - фискальной (взимание налогов и пошлин, выявление и учет доходов производителей материальных благ, контроль за правильностью взимания налогов и распределением налоговых средств).

В статье 50 Конституции ЛНР установлена обязанность для каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это положение также закреплено в статье 3 Закона Луганской Народной Республики от 28.12.2015 № 79 - II «О налоговой системе» (далее - Закон).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «НАЛОГ», «СБОР»

Налоги - это властные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд. Цель взимания налога – обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Экономическая сущность налогов выражается в перераспределении

государством национального дохода для удовлетворения общегосударственных потребностей. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком и взыскивается, в случае уклонения от его уплаты, в принудительном порядке. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков налогов в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности,

хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности Луганской Народной Республики (ч. 12.1. ст. 12 Закона).

Сбором является обязательный платеж, взимаемый в соответствующий бюджет с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе в результате совершения в интересах таких лиц государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и лицами юридически значимых действий (ч. 12.2. ст. 12 Закона).

Признаки налога

При определении правового понятия «налог» фактически использованы все основные его признаки - нецелевой, безвозмездный, безвозвратный, безусловный и обязательный платеж от юридических и физических лиц в казну государства.

Функции налогов

Фискальная - формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения своих функций.

Регулирующая - влияет на: производственные процессы; динамику потребления и сбережения; уровень доходов физических и юридических лиц.

Перераспределительная (социальная) - налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, а потом в виде социальной помощи поступают к малоимущим слоям населения.

Элементы налога

Субъект налога (плательщики налога)

Лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств

Юридические лица, физические лица-предприниматели, налоговые агенты, физические лица, филиалы, структурные и другие обособленные подразделения юридических лиц-резидентов, а также филиалы иностранных юридических лиц (ст.15 Закона)

Юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог

Объектом налогообложения может быть имущество, товары, прибыль, доход или его часть, оборот от реализации товаров (работ, услуг), операции по поставке товаров (работ, услуг), расход либо иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога (ст.ст. 67, 83, 94, 102, 107, 113, 120, 127, 151, 185 Закона)

Количественное выражение предмета налогообложения, основа налога, к которой применяется ставка налога

Конкретные стоимостные, физические или иные характеристики определенного объекта налогообложения (ст.ст. 68, 83, 95, 108,114, 121, 130. 140, 152, 186 Закона)

Размер налога, установленный на единицу налогообложения

Размер налоговых начислений на (от) единицу (единицы) измерения базы налогообложения (ст.ст. 69, 97, 103, 109, 115, 122, 131, 142, 143, 154, 162, 175, 187, 194 Закона)

Порядок исчисления налога

Определяет лицо, обязанное исчислять налог (налогоплательщик, налоговый орган или налоговый агент), а также метод исчисления налога

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.ст. 65, 86, 98, 104, 111, 1169, 135, 142, 144, 174, 187 Закона)

Время, определяющее период исчисления суммы налога, подлежащей уплате, т.е. оклада налога

Налоговым периодом признается установленный Законом период времени, с учетом которого происходит исчисление и уплата отдельных видов налогов и сборов. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов (ст. 30 Закона)

Срок уплаты налога

Календарная дата, истечение времени со дня события или конкретное событие, которые обуславливают обязанность заплатить налог

Для каждого определенного вида налога предусмотрен срок, до которого налог подлежит уплате в бюджет

Классификация налогов

> налоги физических лиц; > налоги юридических лиц; > налоги физических лиц- предпринимателей

реализация товаров, работ, услуг;

Принадлежность к уровням власти и управления

Общая характеристика налоговой системы

Налоговая система - это совокупность установленных в государстве условий налогообложения. Управление системой налогообложения охватывает совокупность полномочий конкретных органов власти в сфере установления, изменения или отмены налогов.

Принципы построения налоговой системы:

Правовая основа регулирования налоговых отношений

1. Законы – Конституция ЛНР, законы ЛНР.

2. Подзаконные НПА – НПА о налогах и сборах правительства, НПА о налогах и сборах исполнительных органов государственной власти, НПА о налогах и сборах органов местного самоуправления.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы

Равного налогового бремени

При установлении налогов и сборов учитывается фактическая способность плательщика к уплате налогов и сборов

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения дохода не допускается

Экономической обоснованности налогообложения

Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными

Соразмерности налогообложения целям ограничения прав и свобод

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав

Единства налоговой политики

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Луганской Народной Республики и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Луганской Народной Республики товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законодательством экономической деятельности субъектов хозяйствования и физических лиц

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Законом либо установленные в ином порядке, чем это определено Законом

Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить

Презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогообложении толкуются в пользу налогоплательщика, налогового агента

СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ

Республиканские налоги и сборы

налог с оборота;

налог на прибыль (гл. 12 Закона);

акцизный налог (гл. 13 Закона);

экологический налог (гл. 20 Закона);

сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров (гл. 23 Закона);

плата за пользование недрами (гл. 21 Закона);

сбор за специальное использование воды (гл. 15 Закона);

сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (гл. 17 Закона);

сбор за осуществление валютно-обменных операций (гл. 24-3 Закона) ;

плата за патент за добычу угля (угольной продукции) артелями (гл. 24-5 Закона).

Местные налоги и сборы

подоходный налог (гл.18 Закона);

плата за землю (гл. 19 Закона);

упрощенный налог (гл. 24-1 Закона);

плата за патент (гл. 24-2 Закона);

сельскохозяйственный налог (гл. 24-4 Закона);

транспортный налог (гл. 14 Закона)

Участники налоговых правоотношений

Хозяйствующие субъекты - юридические и физические лица.

налоговые агенты - лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет ЛНР.

Государственные органы:

Показатели экономического развития ЛНР.

Ответственность за совершение налогового нарушения

Налоговыми нарушениями являются противоправные деяния (действие или бездеятельность) налогоплательщиков, которые привели к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, установленных Законом и другим законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на органы налогов и

сборов (ст. 196 Закона).

ВИДЫ САНКЦИЙ

1. Правовосстановительные (налоговые) - обеспечивают исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, а также возмещение ущерба от их несвоевременной или неполной уплаты.

Штрафные (финансовые)санкции, ч. 199.2.1 ст.199 Закона.

Конфискация подакцизной продукции, ч. 199.2.1 ст.199 Закона.

2. Карательные - устанавливают меру ответственности за нарушение налогового законодательства, вследствие чего для нарушителей наступают негативные юридические последствия.

Административная ответственность, гл. 15 Кодекса ЛНР об АП

Уголовная ответственность, ст.ст. 229 – 232 УК ЛНР

2. Показатели экономического развития ЛНР.

В структуре экономики в 2018 году наибольший удельный вес приходился на перерабатывающую промышленность (около 40%), 29% – на оптовую и розничную торговлю, 18% – на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха, 6% – на добывающую промышленность, 2% – на транспорт, складское хозяйство, почтовую и курьерскую деятельность. Следует отметить, что в общем объеме реализации продукции всех отраслей экономики промышленность занимает 63,4%.
Промышленные предприятия в 2018 году реализовали продукции (товаров, услуг) в действующих ценах на 47,1% больше, чем в 2017 году. Данные изменения в основном обусловлены значительным ростом металлургического производства, доля которого в общем объеме реализации промышленной продукции занимает 37%. Также свой вклад в увеличение объемов реализации внесли электроэнергетика и энергоснабжение, пищевая промышленность, угледобывающая промышленность и коксохимическая промышленность.

В структуре реализованной промышленной продукции в 2018 году:

60% приходилось на продукцию перерабатывающей промышленности;

28% – на предприятия по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха;

10% – на добывающую промышленность и разработку карьеров;

2% – на водоснабжение, канализацию, обращение с отходами.

Доля перерабатывающей промышленности повысилась на 10,2 п.п. – в основном за счет роста доли объемов реализации в металлургическом производстве на 11,2 п.п., снизилась доля добывающей промышленности на 1,1 п.п. и предприятий по поставке электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха – на 8,7 п.п.
В общей структуре экономики внутренняя торговля в 2018 году занимала 29%. Объем оптового товарооборота увеличился на 13,8%, объем розничного товарооборота – на 16,8%. В структуре внутреннего товарооборота 40% занимает розничный товарооборот, оптовый – 60%.

Индекс реальной заработной платы (с учетом изменения потребительских цен) составил 107,8%. Средняя заработная плата штатных работников составила 10 892 руб. и увеличилась на 12,3%, в т.ч. в промышленности – рост на 16,9%, в сельском, лесном и рыбном хозяйстве – рост на 16,3%, в строительстве – рост на 3,6%, в сфере оптовой и розничной торговли – рост на 6,9%, в сфере транспорта, складского хозяйство, почтовой и курьерской деятельности – рост на 32,1%.

Положительным трендом в 2018 году является сокращение задолженности по выплате заработной платы в целом по экономике на 5,6%.

Среднесписочная численность штатных работников в 2018 году увеличилась на 0,6%. В промышленности численность возросла на 4,7%.

Индекс потребительских цен в 2018 году составил 108,2%. Тогда как индекс цен производителей промышленной продукции за этот период составил 106,2%. Повышение индекса потребительских цен в 2018 году было связанно в основном с изменением валютных курсов, ростом цен на топливо и на некоторые группы продовольственных товаров.
Внешнеторговый оборот продолжает демонстрировать положительную динамику. В 2018 году сохранилась география основных рынков экспорта. Наблюдалась тенденция к снижению отрицательного соотношения между экспортом и импортом товаров.

За 9 месяцев 2018 года предприятиями Республики за счет всех источников финансирования освоено на 36,8% больше капитальных инвестиций, чем за прошлый период. Основная часть инвестиций была направлена в материальные активы. Следует отметить, что по сравнению с 2017 годом удельный вес инвестиций в нематериальные активы вырос на 6,3 п.п. Источниками финансирования в основном выступали сами предприятия и организации (87%), за счет средств республиканского и местных бюджетов финансировалось 7,7% и 2,2% активов соответственно. Капитальных инвестиций иностранных инвесторов освоено на 1,6% больше, чем в 2017 году.

Следует отметить негативные демографические тенденции: с 2015 года численность трудоспособного населения продолжает сокращаться, что связано с трудовой миграцией и кумулятивной убылью населения (спад рождаемости в 1990-е годы).

Приоритетными, в рамках программы социально-экономического развития ЛНР до 2023 года «Наш выбор», инициированной Главой ЛНР Леонидом Пасечником, остаются такие цели, как:

- повышение качества и уровня жизни населения;

- доступное медицинское обслуживание, особенно, в отдаленных населенных пунктах республики;

- достойная система образования;

- повышение объемов производства;

- улучшение инвестиционного климата республики и др.

V. Обобщение и систематизация.

1. Охарактеризуйте налоговую систему ЛНР.

2. В чём состоят её особенности?

3. Каковы тенденции экономического развития ЛНР.

VІІ. Домашнее задание. Изучить конспект.

Одной из наиболее важных функций, которые берет на себя государство, является функция налогообложения. Эту функцию можно также рассматривать и как декларацию намерений государства.

Посудите сами: если государство планирует оказать поддержку, скажем, депрессивному региону, то для такого региона предусматриваются определенные налоговые льготы. То же касается и стимулирования отраслей. Или, наоборот, налоги сдерживают монополии в интересах малого и среднего бизнеса. В целом, перефразируя известную пословицу, «скажи мне, какие у вас налоги, и я скажу тебе, что общество ставит во главу угла». То есть, налогообложение это своего рода зеркало концепции общества.

Как правило, в устоявшихся государствах с рыночной экономикой конфигурация налоговой системы опосредованно отражает ряд известных факторов, таких, например, как геополитика, международное разделение труда и поиск своей «ниши» в мировой экономической системе. Также в системе налогообложения отражается и такой социальный фактор, как отношение правящей элиты к разрыву межу богатыми и бедными и, прямо скажем, готовность бедных мириться со своим положением. Но, все это продукт прагматичного расчета, основанный на теоретических выкладках и опыте.

Несколько иначе дело обстоит, когда государство только-только состоялось, нет опыта предыдущих лет либо его применение не представляется возможным, но при этом есть острая насущная необходимость решать вопросы социального обеспечения по принципу «здесь и сейчас».

Именно такой и является ситуация в Луганской Народной Республике. На пленумах Народного Совета I созыва звучали предложения о том, что, пока создается общереспубликанская налоговая система, казначейство и госбанк, налоговые сборы могут аккумулироваться в «казначействах» на местах. И это открыло возможность для местных органов власти совместно с громадой и, исходя из конкретных местных условий, создавать местечковые системы сборов, ничем не ограничивая сей творческий процесс. О том, как это происходит, речь пойдет ниже.

Другим немаловажным фактором послужила блокада Луганска войсками ВСУ. Блокада была продолжительной настолько, что на местах органы местной гражданской власти и ополчения стали воспринимать столицу, скорее, как декларативную власть, поскольку блокадный Луганск, хотя и вызывал уважение всей республики своей стойкостью, но не имел возможности помочь другим городам в борьбе с гуманитарной катастрофой.

При этом города республики, оставшись наедине со своими социальными проблемами, худо-бедно научились во многих случаях решать наиболее острые вопросы своих громад самостоятельно. Сегодня Луганск начал оказывать помощь городам ЛНР, исходя из своих более чем скромных возможностей, которые дают гуманитарные конвои из братской России. Но, к сожалению, потребности городов и весей гораздо шире. Тем не менее, граждане молодой республики очень благодарны и за то, что есть, понимая, что и сама Россия сейчас на международной арене стала осажденным лагерем.

Единственным решением в этих условиях, которое и принял Луганск, стало выполнение социальных обязательств перед своими гражданами, несмотря на проблемы самой столицы. В населенных пунктах ЛНР стали выдаваться пенсионные пособия и заработная плата бюджетникам. Это приближает момент, когда станет возможным создание единой республиканской налоговой системы, легитимной в глазах жителей.

В целом можно утверждать, что Луганская Народная Республика начала воссоздавать, не мудрствуя лукаво, модель торговых отношений по примеру предыдущей украинской. Так, было создано Агентство торговых отношений (АТО), которое стало выдавать лицензии на торговлю, и теперь, когда республика открыла расчетную кассу, налогообложение примет окончательно оформленные черты.

На настоящий момент правительство ЛНР готовит на рассмотрение депутатов Народного Совета проект Налогового кодекса. Отвлекаясь, заметим, что подход к законотворчеству еще в первом созыве сложился двоякий. Часть депутатского корпуса и чиновничества создавали законопроекты исходя из соображений, что рано или поздно Луганская Народная Республика войдет в состав Российской Федерации, и посему не стоит «огород городить», и надо заранее максимально адаптировать законодательство республики к российскому.

Другой довод, взятый этой группой на щит, состоит в том, что в республике, где нет своих законов, есть правовой нигилизм, и эту проблему необходимо решать срочным образом, а изменения можно внести потом, по необходимости. Законопроекты, исходящие с этой стороны, стали, по сути, калькой с законов Российской Федерации.

Группа законотворцев-«почвенников» возражала на эти доводы тем, что надо создавать законы, изначально опирающиеся на выявленные потребности конкретно определенной территории, и что хорошо для большой Российской Федерации, то может быть бессмысленным или даже вредным для маленькой унитарной республики. Также они напоминали о принятом решении, согласно которому, те сферы, для которых не создан республиканский закон, продолжают работать по украинскому законодательству.

И третий вариант: использование законопроектов, которым не дали ход на Украине. Так, например, законопроект о национализации является адаптированным законопроектом Компартии Украины, созданным ими заранее.

А пока столичные законодатели набрасывают контуры единой налоговой системы, на местах вовсю кипит процесс создания налогообложения «с низов».

В Стаханове, городе легендарного шахтера Алексея Стаханова, обязанности комендатуры исполняет 1-й Казачий полк им. Матвея Платова под руководством атамана казаков Павла Дремова. Жизнь в городе тяжелая, но не беспросветная. Единственным налогом, который собирается в городе является «десятина», то есть 10% от чистой прибыли.

Хотя город отчаянно нуждается в гуманитарной помощи, а предприятия либо закрыты Украиной до войны, либо стоят в состоянии консервации, казакам удалось открыть в городе своими силами социальные столовые. Таких столовых три. В них обездоленные войной жители могут получить горячее качественное питание. В городе удалось сохранить электричество. На улицах убирают мусор. Медики уже получили заработную плату, на очереди педагоги. Остро ощущается нехватка воды. Чтобы решить эту проблему, руководство города ищет буровые машины для бурения скважин питьевой воды. В целом, население Стаханова в период войны сократилось до одной трети от довоенного, но беженцы постепенно возвращаются в родной город.

Интересна сама история «десятины». Первоначально казачья комендатура сосредотачивала свою деятельность исключительно на военных вопросах, не беря на себя функции гражданской власти. Но, в комендатуру стали все чаще и чаще обращаться жители по поводу вывоза мусора, водообеспечения, ЖКХ и прочих вопросов гражданского быта. На это казаки отвечали, что нет средств для решения этих проблем. Постепенно сами предприниматели стали на добровольных началах скидываться и выработали решение о вышеуказанном уровне налоговой ставки. И они же контролируют платежную дисциплину своих коллег по профессии.

В небольшом поселке городского типа Лотиково, который находится в Славяносербском районе, поселковый совет пошел по пути использования прав, данных пока еще действующим украинским законодательством. Так, согласно статье 4 Декрета «О местных налогах и сборах», в поселке собирается рыночный сбор. По словам поселкового головы, в населенном пункте, где все население составляет около трех тысяч жителей, вся сумма сбора составляет 17-20 гривен. Однако, и этой суммы хватает, чтоб закупать хлеб для общественной столовой поселка. В поселке, несмотря на острую нехватку горючего, по-прежнему вывозится мусор и убирается снег. Кроме того, в Лотиково есть психодиспансер, размещающийся в здании бывшего Дома малютки. Руководство диспансера получило гуманитарную помощь на питание пациентов от республики и на настоящий момент запросило там же специфические медицинские препараты. Там рассказывают курьезный случай. Когда обратились за помощью в ООН, то прислали мешок картофеля.

И, наконец, особым населенным пунктом, о котором хотелось бы рассказать, является Первомайск. Этот город уже по праву называют «Сталинградом Новороссии». Здесь пострадали 85% зданий. Без стекол стоят 98% домов. Предприятия Первомайска простаивают, но таких меньшинство. Большинство предприятий разрушены. Рынок стал рядами обгорелых и искореженных металлоконструкций. Но, и здесь те немногие предприниматели, у кого есть хоть какой-то товар, торгуют. Торгуют, чтобы хватило на кусок хлеба, а остальную выручку стараются нести в штаб комендатуры, где она идет на обеспечение социальных столовых, которых в Первомайске восемь.

Может сложиться впечатление, что в вышеописанных городах некая замкнутая экономика. На самом деле это не так.

Во время войны в первую очередь страдают производства с узкой специализацией или производства комплектующих деталей, так как они наиболее интегрированы в разделенную войной экономическую систему. То же касается и наукоемких производств. И в первом и во втором случаях кризис усугубляется оттоком высокоспециализированных кадров. Немного лучше выдерживают удар предприятия производства товаров народного потребления с полным циклом производства, но для них главным бичом становятся малый размер внутриреспубликанского рынка и низкая покупательская способность населения. И, наконец, наиболее адаптированными к военным условиям являются кустарное и нелегальное производство. К этой категории в первую очередь относятся так называемые «копанки», то есть кустарная добыча угля из выходящих на поверхность пластов.

Обычно копанка представляет собой разрез с поверхности или, по сути, дыру, где кровля разреза крепится деревянными стволами, а добыча ведется отбойным молотком. Поверхностных сооружений практически нет, а нехитрое оборудование мобильно перевозится в случае боевых действий поблизости от копанки. Даже в случае обрушения разреза начать новый в десятке метров рядом не сложно. Такой уголь с довоенных времен по наработанным схемам имеет сбыт и это дает возможность заработать хотя бы мизерную зарплату части населения, а хозяину копанки хоть чем-то помочь своим согражданам.

В этих условиях выплаты пенсионных пособий и зарплат бюджетникам называют на местах глотком воздуха и единогласно считают по расхожему выражению, что выплаты «закрутят колесо жизни».

Дмитрий Молчанов
Новороссия, 30.12.14 - 14:51
Источник:

"Экономическое развитие ЛНР. Основные направления экономического роста"


14 сентября в Колонном зале города Луганска состоялся IV экономический форум Луганской Народной Республики. Около 120 представителей ЛНР, ДНР, Российской Федерации и стран зарубежья стали участниками форума на тему "Экономическое развитие ЛНР. Основные направления экономического роста". В этом году в формате круглого стола обсуждались вопросы по формированию концепции развития кооперации и интеграционных процессов.

"Форум – это уникальная возможность осмыслить становление экономики и понять, что нужно делать для построения будущего Республики. Пять лет у нас уже за плечами, пять лет пройденного пути, вектор движения у нас определен – это интеграция с Российской Федерацией", - сказал Председатель Правительства ЛНР Сергей Козлов.




Далее Сергей Козлов выразил уверенность, что участие в форуме представителей власти и бизнеса поспособствует укреплению делового взаимодействия, позволит расширить возможности для взаимовыгодного сотрудничества и привлечения инвестиций в ЛНР. Он поблагодарил присутствующих на форуме гостей за возможность обменяться опытом и обсудить вместе стратегически важные для республики вопросы.

Заместитель Председателя Правительства ДНР Татьяна Переверзева в своем выступлении отметила: «Наши Республики извлекли правильные уроки из тех событий, которые произошли и происходят каждый день. Главный урок – это то, что невозможно выжить в одиночку, проблемы лучше всего решать вместе, углубляя связи, укрепляя взаимодействие ради всеобщего блага, поэтому я уверена, что сегодняшняя ВДНХ и Экономический форум подарили и будут дарить нам новые встречи и откроют новые перспективы в развитии экономик наших Республик".

Заместитель Председателя Правительства ЛНР Елена Костенко, которая с июня 2015 по декабрь 2018 возглавляла Министерство экономического развития ЛНР, в своем выступлении заявила: «Экономический Форум, традиционно проводимый в рамках Выставки достижений народного хозяйства с 2016 года, по праву приобрел статус одного из важнейших событий в экономической жизни республики, стал центром эффективного диалога представителей органов государственной власти и бизнеса, создающим надежную основу для развития республиканского и международного делового сотрудничества, а также улучшения имиджа республики». При этом она отметила: «На сегодняшний момент привлечение инвестиций в экономику и подъем производственного сектора республики остается главным вопросом, который предстоит решать. Необходимо усовершенствовать законодательство республики в сфере инвестиционной деятельности, что поспособствует улучшению инвестиционного климата и увеличению инвестиции в приоритетные секторы экономики одной из главных задач является усовершенствование законодательства ЛНР в сфере инвестиционной деятельности, что поспособствует улучшению инвестиционного климата и увеличению инвестиций в приоритетные секторы экономики республики».



«Формирование единого таможенного пространства и налаживание кооперационных связей между республиками станет основой построения конкурентоспособной экономики и обеспечения долгосрочного экономического роста, а значит, и повышения благосостояния жителей ДНР и ЛНР. Интеграционные процессы нужно не начинать, а восстанавливать в области экономического сотрудничества и производственной кооперации. Экономическая интеграция республик представляется наиболее логичной формой кооперации», — подчеркнул в своем докладе Министр экономического развития ДНР Алексей Половян.






Предприятия и предприниматели Республики в рамках Выставки достижений народного хозяйства ЛНР 2019 заключили 56 договоров о сотрудничестве. Об этом в ходе четвертого Экономического форума заявил председатель Правительства ЛНР Сергей Козлов.

Министр экономического развития ЛНР Светлана Подлипаева заявила, что "56 договоров, подписанных на площадке ВДНХ, – это не предел". Она пояснила, что «на выставке проходили деловые встречи, определенные переговоры. И, я думаю, в течение месяца уже будут прорабатываться конкретные предложения между предприятиями, и будут в любом случае подписаны еще договоры. У нас есть уже опыт, в прошлом году было подписано много договоров как раз по итогам Выставки достижений народного хозяйства. Потому, что это очень хорошая деловая площадка, где можно и на других посмотреть, и себя показать. А главное – обменяться опытом и наладить кооперационные связи».

Особенности налоговых льгот и налогового регулирования на апрель разъяснили в ЛНР 1

Пресс-секретарь Государственного комитета налогов и сборов ЛНР Галина Горобцова 10 апреля разъяснила некоторые аспекты постановления Правительства республики «Об установлении особенностей налогового регулирования и налоговых льгот на территории Луганской Народной Республики в связи с угрозой COVID-19». В зависимости от развития событий, действие постановления могут продлить до принятия соответствующего решения о прекращении действия особенностей налогового регулирования и налоговых льгот.

Установлено льготное налогообложение для запрещённых чрезвычайной санитарно-противоэпидемической комиссией (ЧСПК) видов деятельности

Предпринимателей, которые временно перестали работать по решению ЧСПК, освободили от уплаты альтернативной фиксированной ставки упрощённого налога и платы за патент. Свидетельство упрощённого налога или патент сдавать в налоговую инспекцию не нужно. Субъектам розничной торговли непродовольственной группой товаров, ресторанам, кафе, сфере парикмахерских услуг и другим продлили срок уплаты денежных обязательств по земельному налогу и арендной плате за землю за апрель 2020 года на 30 календарных дней. Предпринимателей в апреле освободили от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за своих наёмных работников и за себя. Страховой стаж за период освобождения от уплаты единого страхового взноса (ЕСВ) будет зачислен в полном объёме. Но Галина Горобцова подчеркнула, что данная норма действует при условии сохранения рабочих мест и выплаты заработной платы наёмным работникам в размере не менее минимального размера оплаты труда, который установлен законодательством республики. В обратном случае льготы по уплате ЕСВ с предпринимателя снимут.

В апреле плательщики могут уплачивать ЕСВ на 50% меньше

Юридические лица и физические лица-предприниматели, на которых не распространяется ограничение, но они приостановили свою деятельность в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, в апреле 2020 года могут уплачивать единый взнос в размере 50% от их ставки взноса. Страховой стаж за период пользования льготой будет зачислен в полном объёме

– Данная норма применяется только к сотрудникам, находящимся в вынужденном простое, которым выплачивается заработная плата в размере не менее минимального размера оплаты труда, – подчеркнула пресс-секретарь.

Налогоплательщики освобождаются от уплаты процентов за пользование в апреле рассрочками/отсрочками

Налогоплательщики могут обратиться в налоговую для оформления рассрочки или отсрочки по уплате налоговых платежей. На те из них, которые действуют на сегодняшний день и будут оформлены за апрель 2020 года, не будут начислять проценты за пользование.

В апреле отменены штрафы за некоторые нарушения налогового законодательства

К плательщикам не будут применять штрафные санкции и не начислят пеню за следующие нарушения, совершённые в апреле 2020 года:

  • несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов;
  • несвоевременную подачу отчётности по ЕСВ и применению регистраторов расчётных операций;
  • несвоевременное предоставление уведомления об открытии или закрытии банковских счетов;
  • несвоевременное предоставление в органы налогов и сборов документов для постановки на учёт.

Временно продлены сроки расчётов по операциям внешнеэкономической деятельности (ВЭД)

В случае если граничный срок расчётов по операциям наступил в период действия режима повышенной готовности, сроки расчётов по ним продлеваются на 30 дней со дня окончания режима. В случае, когда сроки расчётов с нерезидентами, которые расположены на территории, где в связи с угрозой COVID-19 введены меры, препятствующие своевременным расчётам, и это подтверждено документально, наступают в период действия таких мер, то сроки продлеваются на период их действия.

Установлен мораторий на налоговые проверки

Введён мораторий на проведение контрольно-проверочных мероприятий органами налогов и сборов, кроме проверок в рамках возбуждённых уголовных дел и по материалам доследственных проверок.

Бизнес «с доставкой» обязан уплатить налоги

Предприниматели, которые в условиях ограничений работают дистанционно или с условием доставки, не освобождаются от уплаты фиксированных ставок налогообложения и единого взноса. Сотрудники налоговой службы будут проверять, кто из субъектов хозяйствования ведёт деятельность дистанционно, навынос и с доставкой.

Галина Горобцова рассказала, что плательщики, чья система налогообложения предусматривает использование кассовых аппаратов или книг учёта расчётных операций, имеют право зарегистрировать книги учёта и расчётные квитанции на транспортное средство доставки. Данная норма распространяется как на транспорт, принадлежащий налогоплательщику, так и находящийся в пользовании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


От успешного проведения налоговой политики во многом зависит качество налоговой системы и состояние экономики страны в целом. Создание оптимальной соответствующей макроэкономической политике страны налоговой системы является ключевой макроэкономической задачей любого государства.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач. Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно она является рычагом, с помощью которого государство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

С одной стороны, налоговая политика призвана обеспечить необходимые ресурсы для правительственной деятельности (расходы на военные, экономические и социальные программы); экономическое регулирование (т.е. налоги и расходы должны использоваться как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определенных целей экономической политики); выравнивание доходов (т.е. с ее помощью перераспределяется национальный доход благодаря прогрессивной системе налогообложения, а также систем трансфертных платежей бедным, безработным, инвалидам и т.п.).

С другой стороны осуществляя эти основные функции, государство в то же время вынужденно заботиться и о том, чтобы общий уровень налогов, их структура, степень прогрессивности, а также структура расходов и трансфертов не ослабляли стимулов к сбережению, предпринимательской и трудовой деятельности.

Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе имеет несколько характерных черт, в числе которых:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия – ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2. Запутанность нормативной базы и сложность расчета налогооблагаемой базы. Некоторые статьи Налогового кодекса РФ весьма спорны, из-за чего предприятиям приходится обращаться в суд, чтобы отстоять свое толкование тех или иных статей;

3. Отказ некоторых предприятий платить налоги в полном объеме. Из-за непомерных ставок многие предпочитают уходить в тень и скрывать часть полученных доходов и понесенных расходов, в частности, на фонд оплаты труда. Решение этой проблемы видится в снижении налоговых ставок и перераспределении налогового бремени между низкодоходными и высокодоходными отраслями.

Основные направления современной налоговой политики:

– обеспечение бюджетной устойчивости путем создания стабильной налоговой системы;

– повышение предпринимательской активности;

– развитие человеческого капитала.

Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» одобрены Правительством РФ01.07.2014,проанализировав данные табл. 1.

Из данной таблицы видно, что величина налоговых доходов (рассчитывается как сумма всех налоговых поступлений, поступлений сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное социальное государственное страхование и прочих платежей), характеризуемая как доля ВВП, на протяжении последних шести лет снизилась на 3,2 процентных пункта: с 36,5 % к ВВП в 2007 году до 33,3 % к ВВП в 2013 году.

При анализе уровня налогового бремени по отдельным группам налогов в России необходимо обратить внимание НДПИ и вывозные таможенные пошлины (нефтепродукты, на нефть и газ), так как в России по-прежнему существенную долю бюджетных доходов составляют доходы, получаемые от этих видов налогов (табл. 2).

Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2007–2013 гг. ( % к ВВП)

Читайте также: