Перспективы развития налогового законодательства в сфере земельно имущественных отношений

Опубликовано: 12.05.2024

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 20 минут

Понравилась статья? Поделитесь!


С 2020 года изменились некоторые правила порядка исчисления, уплаты и представления отчетности по имущественным налогам, к которым относятся: транспортный и земельный налог, налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц.

В нашей статье мы остановимся более подробно на новациях именно в сфере имущественных налогов, которые были внесены, в прошедшем году, в Налоговый Кодекс следующими федеральными законами:

  • от 28.11.2019 № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 379-ФЗ);
  • от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 325-ФЗ);
  • от 15.04.2019 № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон № 63-ФЗ).

Как известно, с 2019 года из объекта обложения налогом на имущество организации было исключено движимое имущество. Теперь законодатели решили полностью изменить формулировку, и в статью 374 НК РФ определяющую объекты налогообложения, Законом № 325-ФЗ внесены соответствующие изменения. В действующей редакции, начиная с 2020 года объектами налогообложения признаются:

  • недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как среднегодовая стоимость имущества;
  • недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН.


С 01.01.2020 утратил силу пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, который предусматривал возможность налогообложения по кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества, находящегося в собственности или на праве хозяйственного ведения. Таким образом, исходя из этой нормы, имущество, находящееся в оперативном управлении, облагается по среднегодовой стоимости в общем порядке. Разъяснения на этот счет даны в письме Минфина от 03.04.2019 N 03-05-05-01/22907.

НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ

С 1 января 2020 года вступили в силу поправки, внесенные в ст. 394 НК РФ, касающиеся налоговых ставок. Так, ставка 0,3 процента будет применяться, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, за исключением земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.

Устанавливать дифференцированные налоговые ставки муниципалитеты теперь смогут только в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка. Ранее коэффициенты дифференциации, устанавливаемые органами местного самоуправления, могли применяться по совершенно разным основаниям, например, в зависимости от местоположения земельного участка, от вида деятельности лица, использующего земельный участок, вида функционального использования земельного участка, назначения объекта, расположенного на земельном участке и т.д.

В этой связи, муниципалитетам необходимо будет пересмотреть и актуализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие налоговые ставки на подведомственной территории.

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Перечень видов объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, установлен в п.1 ст. 378.2. НК РФ. В эту норму в течение 2019 года дважды вносились изменения. Сначала Законом № 325-ФЗ было предусмотрено, что эта норма будет содержать открытый перечень имущества. Однако уже в конце года Законом № 379-ФЗ было внесено еще одно изменение, определившее окончательную редакцию, где в пп.4 поименованы все виды объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется с учетом установленных особенностей.

С 2020 года под налогообложение по кадастровой стоимости попадают:

  • жилые помещения,
  • гаражи,
  • машино-места,
  • объекты незавершенного строительства,
  • а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Налоговым Кодексом предусмотрено, что уполномоченный орган субъекта РФ определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость. Согласно разъяснению, данному в Письме ФНС России от 14.01.2020 г. № БС-4-21/340, в случае ошибочного включения объекта недвижимого имущества в данный перечень, в него могут вноситься изменения.

Напомним, что особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, должны быть установлены соответствующим Законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством такой закон может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

Юридические лица перестанут декларировать транспортный и земельный налог. Последние декларации будут сдаваться в этом году за 2019 год. Не позднее 3 февраля текущего года организациям необходимо было представить налоговые декларации по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

Сообщения о наличии объекта налогообложения с приложением копий правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, будут представляться в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем внимание, что за не предоставление указанных сообщений с обозначенной даты будут действовать налоговые санкции, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ. Несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.



Урегулирован порядок предоставления декларации организациями, имеющими на балансе несколько объектов недвижимости, территориально находящихся в разных местах.

С 2020 года налогоплательщик, стоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Уведомление должно представляться ежегодно, до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный порядок сдачи налоговой декларации. Формы уведомления о порядке представления декларации по налогу на имущество организаций утверждены Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311.

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

В соответствии с изменениями, внесенными в пп.1 п.12. ст. 378.2. НК РФ, Законом № 63-ФЗ с 01.01.2020 года, организациям не нужно будет предоставлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество. Отчитываться нужно будет только по итогам года.

Но обязанность вносить авансовые платежи сохранится. При этом, если кадастровая стоимость изменилась в течение года, сумму авансового платежа нужно будет считать из измененной стоимости, а не той, которая была на 1 января налогового периода.

СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

Внесенные изменения касаются также и сроков уплаты налогов. С 1 января 2021 года представительные органы субъекта не будут устанавливать сроки уплаты имущественных налогов. Налоговым Кодексом установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налога для организаций.

С 2021 года уплата налогов будет производиться в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (I, II и III квартал).

Также новации законодательства затрагивают вопросы предоставления в налоговые органы информации от соответствующих уполномоченных органов о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения и о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей. С 1 июля 2020 года вступят в силу соответствующие п.18 и п.19 ст. 396 НК РФ, введенные Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Представление сведений в налоговые органы о земельных участках должно будет осуществляться органом, осуществляющим государственный земельный надзор. Соответствующая форма для представления сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-21/646.

Информирование о многодетных должны будут осуществлять уполномоченные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации:

  • орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • или находящееся в его ведении учреждение, осуществляющие функции в сфере социальной защиты населения.

Форма «Сведения о физических лицах, имеющих трех и более несовершеннолетних детей», ее формат, а также порядки заполнения и представления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/577 (вступает в силу с 1 июля 2020 г). Предусмотрено, что указанные сведения представляются в электронной форме в формате, утверждённом ФНС России, ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который предоставляются сведения.

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПЕРЕХОДА К ИСЧИСЛЕНИЮ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗЛИЦ ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ



Как указано на сайте Федеральной налоговой службы в сообщении от 10.01.2020г., в качестве налоговой базы по налогу на имущество физлиц впервые будет применена кадастровая стоимость на территории Республик Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярского края, Смоленской области.

В семи регионах, где кадастровая стоимость используется второй год, при расчете налога будет применен коэффициент 0,4 (был в 2019 г. - 0,2). В 14 регионах третьего года применения кадастровой стоимости коэффициент достигнет значения 0,6 (был в 2019 г. - 0,4). Исключения составят объекты, относящиеся к торгово-офисной недвижимости. В 63 регионах, где кадастровая стоимость применяется третий и последующие налоговые периоды, при расчете налога будет использован коэффициент десятипроцентного ограничения роста налога.

В девяти регионах, не принявших решение об использовании с 2019 года кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, налог будет рассчитан по инвентаризационной стоимости, индексированной на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор, равный 1,518 (в 2019 г. - 1,481). Кроме того, в 2020 году начнут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки недвижимости в регионах, где она проводилась в 2018 году.

В целом по оценке ФНС России, с налогового периода 2020 года для исчисления налога на имущество физлиц во всех регионах, кроме Севастополя, будет использоваться кадастровая стоимость. Таким образом, можно говорить о том, что в России завершился переход к исчислению налога на имущество физлиц, исходя из кадастровой стоимости.

Земельный налог

Налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы больше не представляются, начиная с налогового периода за 2020 год и последующие налоговые периоды.

Изменения порядка перерасчета земельного налога для физических лиц

Независимо от оснований перерасчет земельного налога для физических лиц проводится не будет, если это повлечет увеличение ранее уплаченной суммы налога (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Данные изменения направлены на защиту законных интересов добросовестных налогоплательщиков и стимулирование физлиц своевременно уплачивать имущественные налоги.

Новые правила расчета земельного налога

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Земельный налог можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость участка согласно ст. 391 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки о величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

Земельный налог

При изменении характеристик объекта земельный налог считается согласно ст. 391 НК РФ по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Согласно ст. 396 НК РФ, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 396 НК РФ месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Впервые будет применяться коэффициент, ограничивающий рост налога не более чем на 10% по сравнению с предшествующим годом. Исключение составят участки для жилищного строительства, при расчете налога, по которым применяется повышающий коэффициент из-за их несвоевременной застройки (пп. 15 — 17 ст. 396 НК РФ).

Новые льготы

С 1 января 2019 года действуют льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п. 1 ст. 395 НК РФ).

Уменьшение налоговой базы

Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков физических лиц, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ).

С 15 апреля 2019 года уменьшается налоговая база для физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ).

Налог на недвижимость

Новые правила расчета налога на недвижимое имущество

По общему правилу измененная кадастровая стоимость применяется при расчете налога на имущество за будущие годы. С 1 января 2019 года введены случаи, когда возможен пересчет внесенных платежей за все периоды.

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если кадастровая стоимость согласно ст. 378.2 НК РФ:

  • изменилась из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
  • уменьшилась из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменилась из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшилась из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

При изменении характеристик объекта налог на имущество согласно ст. 378.2 НК РФ считают по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Соответственно, по старой оценке, налог нужно платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с момента изменения и до конца года. Согласно ст. 382 НК РФ, месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа календарного месяца.

Установлен новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

Устанавливаются новые правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях:

  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с образованием или созданием объекта недвижимости;
  • внесения сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений об объекте недвижимости;
  • осуществления государственного кадастрового учета в отношении ряда объектов недвижимости (в частности, машиномест, помещений, единого недвижимого комплекса).

Налог на недвижимость

Результаты определения кадастровой стоимости отражаются в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

(см. подробнее: Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514)

Уменьшение налоговой базы

С 15 апреля 2019 года, согласно ч. 6.1 ст. 402 НК РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома), находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Тематика: Книги по менеджменту, Стратегическое планирование, Управление проектами, Книги про недвижимость

Дата проведения: Не определена

Место проведения: Москва, Ленинский проспект 38А, Кампус MBS

Стоимость участия: 37 900 руб.

Продолжительность обучения 24 академических часа.

Состав обучения: очные аудиторные занятия (семинар).

В семинаре обобщается законодательный и практический опыт в области земельно-имущественных отношений в РФ. Ведущие эксперты расскажут о последних изменениях в нормативно-правовой базе, дадут комментарии и рекомендации по актуальным проблемам земельно-имущественных отношений и правоприменительной практики.

  • приобретете знания о проблемах государственной регистрации прав на земельные участки, государственного регулирования операций с землей, земельно-имущественного законодательства
  • узнаете механизм процедуры приватизации и оформления сделок с земельными участками
  • приобретете знания о формировании и кадастровом учете недвижимого имущества, организации и порядка проведения кадастровой оценки земель
  • получите знания о видах, порядке оформления, переоформления и прекращения прав на земельные участки
  • научитесь корректно соблюдать формальные требования при предоставлении земельных участков под строительство
  • обсудите проблемы правовой защиты при возникновении спорных ситуаций, правовых последствий нарушений норм земельного законодательства, судебно-арбитражной практики по рассмотрению споров, связанных с земельными правоотношениями
  • станете обладателем карты постоянного клиента, которая дает возможность пройти обучение на семинарах и программах MBA от Moscow Business School со скидкой 15%

Программа

Время проведения семинаров — ежедневно с 10:00 до 17:30

День 1

Ключевые общие вопросы земельно-имущественных отношений с 2016 года

  • Разъяснения разных глав Земельного кодекса РФ в части земельно-имущественных отношений: получение земельных участков, аренда, сервитуты, перераспределение земель и другое
  • Разъяснения ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
  • Разъяснения Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, вступившего в силу 25 декабря 2014 года
  • Новые правила возникновения региональной и муниципальной собственности на земельные участки, по разным федеральным законам
  • Новые правила госземнадзора и муниципального земельного контроля с 2015 года

Последовательность разъяснения вопросов может быть изменена

Ведущий:Мазуров Алексей Валерьевич — кандидат юридических наук, эксперт по земельному и смежному законодательству ООО «Межрегиональное бюро судебных экспертиз», консультант по сложным земельно-строительным проектам, сотрудник Конституционного Суда РФ (2000-2008), автор постатейных комментариев к Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Водному кодексу РФ, Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другим федеральным законам (размещены в Системе «КонсультантПлюс»), автор программ и постоянный ведущий семинаров-практикумов поземельному и смежным отраслям законодательства

День 2

Экономические аспекты образования земельных участков и сделок по ним

  • Понятие земельного участка. Земельный участок как физический объект и объект гражданско-правовых сделок
  • Виды прав пользования (собственность, аренда, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное срочное пользование, ограниченное пользование, пожизненное наследуемое владение) и возможные операции с земельными участками (образование, раздел, выдел, объединение, перераспределение)
  • Категории земель. Понятие разрешенного использования земельных участков. Состав сведений о земельных участках, содержащихся в Государственном кадастре объектов недвижимости
  • Основные экономические характеристики земельных участков. Виды стоимости. Кадастровая стоимость

Земли населенных пунктов

  • Взаимосвязь условий использования земельных участков населенных пунктов и их стоимости с градостроительными нормами и правилами
  • Образование земельных участков как общего имущества многоквартирного жилого дома. Особенности прекращения земельно-правовых отношений после завершения строительства многоквартирных жилых домов
  • Выкуп земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений с учетом сложившейся судебной практики
  • Изъятие земельных участков для государственных нужд. Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или уступку прав его использования
  • Возможные последствия для землепользователей в связи с предлагаемыми изменениями Гражданского кодекса РФ

Кадастровая оценка

  • Особенности проведения государственной кадастровой оценки недвижимости, в том числе земельных участков, в соответствии с процедурой, утвержденной Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ
  • Споры по вопросам определения кадастровой стоимости и пути их решения

Земельные платежи

  • Земельный налог, арендная плата, выкуп земельных участков в собственность. Исчисление, льготы, порядок уплаты
  • Компенсации при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Особенности налогообложения сделок с земельными участками
    • купля-продажа
    • выкуп прав аренды
    • изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Планируемое реформирование системы налогообложения объектов недвижимости, находящихся в собственности организаций и физических лиц. Единый налог на недвижимость. Перспективы введения и возможные последствия
  • Новая редакция Гражданского кодекса РФ. Новые виды земельных платежей

Практикум: кейс «Формирование земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости и оформление договора аренды или приобретения в собственность. Типичные ситуации и пути их решения»

День 3

Земельное законодательство и проблемы, связанные с его применением

  • Современное земельное законодательство (общее состояние, недостатки, проблемы) и его влияние на формирование судебной практики
  • Вопросы земельного законодательства в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда РФ (в информационных письмах, обзорах, постановлениях Пленума ВАС РФ), а также в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ
  • Земельное законодательство в практике Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, апелляционных инстанций и арбитражных судов субъектов Российской Федерации
  • Сложные вопросы, вызванные противоречиями земельного и гражданского законодательства
  • Вопросы, связанные с реализацией некоторых принципов Земельного кодекса РФ, в частности принципов
    • разграничения норм гражданского и земельного законодательства
    • единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости
    • платности использования земельных участков (в т.ч. с учетом налогового законодательства)
    • сочетания интересов общества и законных интересов юридических лиц и граждан
  • Вопросы, связанные с отнесением объектов к недвижимому имуществу (ст. 130 ГК РФ) и государственной регистрации прав на такое имущество при разрешении земельных споров
  • Особенности регулирования земельных правоотношений, касающихся линейных объектов
  • Законодательство и судебная практика по вопросам
    • самовольных построек
    • объектов незавершенного строительства
    • истребования имущества от добросовестного приобретателя
    • лизинга недвижимого имущества
  • Особенности регулирования и вопросы, связанные с реализацией прав на землю
    • землепользователей
    • собственниками земельных участков
    • землевладельцев
    • арендаторов
    • обладателей сервитутов
  • Вопросы совершенствования земельного законодательства. Перспективы его развития с учетом положений Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации
  • Другие проблемные вопросы применения законодательства о недвижимости на примере конкретных судебных решений

Неурегулированные земельно-имущественные отношения

  • Неоформленное землепользование или нецелевое использование земли: варианты узаконивания и ответственность (виды, размер, вероятность)
  • Оформление прав на земельные участки и иную недвижимость в силу приобретательной давности (фактического пользования)
  • Самовольное строительство и возведение хозяйственным способом: признание самовольного строительства, риск потери (сноса) недвижимости
  • Пути урегулирования сложившихся земельно-имущественных отношений, типовые ситуации и их решение

Контакты

Контактное лицо: Семинары Moscow Business School

Телефон: +7 (495) 646-75-17, 8 800 333 86 68 (звонок бесплатный)

Адрес компании: Кампус в Москве: Ленинский проспект, 38А.

2020 год принес существенные изменения, которые коснулись плательщиков земельного налога. Главной новостью стала отмена предоставления налоговых деклараций, начиная с отчетного периода 2020 г. Отчет, который организации сдают в текущем году за период 2019 г. – последний.

Земельный налог 2020: когда нужно отчитаться за прошлый год

В текущем году необходимо отчитаться по земельному налогу следующим организациям (п.1 ст.388 НК РФ):

  • имеющим земельный участок в собственности (на балансе);
  • если участок находится в бессрочном пользовании.

Нет обязанности подавать декларацию организациям, если участки;

  • получены в пользование по договору аренды;
  • находятся на праве безвозмездного пользования.

По итогам 2019 г. организации обязаны самостоятельно рассчитать земельный налог для юридических лиц, а также подать декларацию в ИФНС. В качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость участка, числящаяся в Росреестре по состоянию на 01.01.2020 г. Уточнить стоимость можно:

  • зайдя на официальный сайт Росреестра (сервис «Публичная кадастровая карта»);
  • заказав выписку из ЕГРН на сайте Росреестра, либо в офисе ведомства, а также через МФЦ.

Если организация пользуется налоговыми льготами по земельному налогу, установленными ст.395 НК РФ, то из кадастровой стоимости вычитается сумма льготы, и остаток умножается на ставку налога.

Размер ставок устанавливается местными органами власти, с учетом верхней границы, регламентируемой ст.394 НК РФ. Для уточнения ставки, действующей в конкретном регионе, плательщикам необходимо обратиться в свою ИФНС. Это поможет избежать переплаты по налогу. Применять ставки, указанные в ст.394 НК РФ можно только в том случае, если на местном уровне ставки не были введены. Аналогично и со льготами: их точный перечень, применимый на территории субъекта, а также список подтверждающих документов необходимо уточнять в местной налоговой инспекции или на ее сайте.

Поскольку ставки и размер льгот – фиксированные величины, то для уменьшения суммы земельного налога в 2020 году к уплате организация может попытаться снизить кадастровую стоимость. Сделать это можно в следующих случаях:

  • при изменении качественных и количественных характеристик участка (изменение площади или присвоенной категории земель);
  • если в данных Росреестра содержатся ошибочные сведения;
  • по решению суда.

За 2019 год заплатить земельный налог для юридических лиц надо не позднее 01.02.2020 г. Но поскольку дата выпадает на выходной день, срок переносится на 03.02.2020 г. Это самый ранний срок, когда муниципалитет может требовать внесения платы за землю. Но на местном уровне могут устанавливаться и более поздние даты, а также периодичность уплаты (квартальные авансы или единый годовой платеж). Это также уточняется в местной ИФНС.

Уплачивается налог по месту нахождения участка, вне зависимости от того, где зарегистрировано юридическое лицо-собственник. Если участок относится к разным муниципальным образованиям, платеж распределяется пропорционально площади, относящейся к каждому из них. Соответственно, внести платеж придется несколькими платежными поручениями в разные ИФНС.

Изменения по земельному налогу с 2020 года

В связи с поправками в НК РФ, земельный налог 2020 для юридических лиц будет иметь новый порядок начисления и уплаты. Такое решение о земельном налоге на 2020 год приняли законодатели, утвердив изменения законом № 325-ФЗ от 29.09.2019 г. и № 63-ФЗ от 15.04.2019.

Основные изменения относительно налогового периода 2020 г. следующие:

  • с отчета за 2020 г. отменяется обязанность юрлиц по подаче декларации (последний отчет подается за 2019 г.);
  • юрлица самостоятельно рассчитывают и уплачивают налог на землю и авансы по нему в установленные сроки. По истечении налогового периода и срока уплаты ИФНС будет направлять юрлицам сообщения об исчисленном налоге (с указанием облагаемых объектов, базы, ставки, суммы налога). Налог будет рассчитываться на основании имеющихся у ведомства данных из ЕГРН. При наличии расхождений, в течение 10 дней налогоплательщик вправе представить доказательства правильного исчисления и уплаты налога (письмо Минфина РФ № 03-05-05-02/44672 от 19.06.2019 г.);
  • вводится заявительный порядок получения льгот по земельному налогу организациями. Заявление на льготу подается по форме, утв. Приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377. ИФНС в ответ направят уведомление о подтверждении льготы или отказе в ней.
  • запрещено применение ставки 0,3% к участкам по ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности (пп. 1 п.1 ст.394 НК РФ);
  • ставки налога для г. Москвы теперь нельзя дифференцировать в зависимости от расположения участка - в отношении муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы при изменении границ, если земельный налог уплачивается в бюджет таких образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Таким образом, для юридических лиц, начиная с отчетности за 2020 г., будет действовать схема, схожая с той, которая сейчас применяется в отношении физлиц. Юридические лица не должны будут подавать декларацию по земельному налогу, но обязанность по расчету налога за ними сохраняется.

С 01.01.2021 г. отменяется право муниципалитетов на установление местных сроков для уплаты налога – вводятся единые федеральные сроки.

Если сегодня самый ранний срок уплаты налога за 2019 г. установлен 01.02.2020 г. (с учетом выходных дней – 03.02.2020 г.), то в 2021 году сроки уплаты налога на землю будут следующими (п. 68 ст.2 закона № 325-ФЗ):

  • налог за 2020 год – не позднее 01.03.2021 г.;
  • авансовые платежи перечисляются не позже последнего дня месяца, следующего за отчетным периодом:
  • за 1-й квартал 2021 г.- не позднее 30.04.2021 г.;
  • за 2-й квартал – не позже 02.08.2021 г. (перенос в связи с выходными);
  • за 3-й квартал – не позднее 01.11.2021 г. (перенос в связи с выходными)

Сумма квартальных авансовых платежей (если их наличие предусмотрено местным законодательством) будет по-прежнему рассчитываться как ¼ от общей годовой суммы. За год сумма уплачивается за минусом ранее внесенных квартальных платежей.

Что касается земель сельхозназначения, то усиливается контроль за их целевым использованием. При выявлении нарушений инспекторы земельного контроля будут передавать сведения в ИФНС - такие участки будут облагаться по повышенной ставке.

КБК для юрлиц по земельному налогу в 2020 г. остались без изменений.

Таким образом, из послаблений для юрлиц можно отметить только отмену обязанности по сдаче декларации по земельному налогу, начиная с отчетности за 2020 г. Расчет суммы налога по-прежнему необходимо будет делать самостоятельно. Уведомления, которые ИФНС будет высылать организациям по аналогии с физлицами, носят, по большей части, информационный характер. Организации необходимо будет сверить свои расчеты с суммой, указанной в налоговом уведомлении. Для корректности данных организациям нужно уведомлять ИФНС о неучтенных объектах обложения.

Читайте также: