Дискуссионные вопросы сущности налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Дискуссионные вопросы функций налогов.

Многочисленные последствия влияния налогов на экономические и социальные процессы трактуются как их разнообразные функции. Количество функций, присущих налогам как категории перераспределительных отношений, и в настоящее время является предметом дискуссий. Исходя из научного обоснования сущности, налоги следует рассматривать лишь как форму субъективного волеизъявления государства при распределении финансовых ресурсов общества, а функции налогов определяются задачами осуществления государственной политики. В итоге в рекоендациях по построению налоговой системы доминирует не сущностная (объективная) основа принудительных денежных изъятий, а их практическая целесообразность для наполнения бюджета.

Рассмотрение функций налогов необходимо также и для выявления внутреннего содержания и назначения налогов. В современной экономической литературе нет единообразия в их трактовке, что свидетельствует о неординарных подходах к определению сущности налогов. При этом имеются такие полярно противоположенные точки зрения, как налоги не выполняют ни каких функций, а функции выполняет налоговая система; налогам присуща одна единственная функция ; налоги выполняют много функций – от двух и более.

Так, А.Соколов считал, что налоги как финансовый инструмент государства обеспечивают собирание денежных сумм с населения, регулирование денежных доходов и частнохозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов и прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением .[4] Нетрудно заметить, что первая функция нуждается в уточнении: налогоплательщиками являются не только физические лица, но и юридические лица. Кроме того, регулирование равновесия между спросом и предложением является больше функцией цены, нежели налогов. В целом, на ваш взгляд, такое выделение форм воздействия налогов на экономику страны в качестве их основных функций нецелесообразно.

Г.Я. Киперман, О.Ф. Тимофеева различают четыре основные функции налогов: фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную. [5] В.Г. Пансков выделяет фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.[6]

В связи с тем, что налоги используются в качестве инструмента для мобилизации доходов в государственную казну, относительно первой функции больших разногласий нет. Что касается остальных, то стимулирующую функцию следует рассматривать в составе регулирующей, а распределительная функция наиболее адекватна финансам, а не налогам. На наш взгляд, налогам присущи три основных функции : фискальная, регулирующая, контрольная.

Фискальная (или бюджетная) функция налогов вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и далее направляются на реализацию собственно государственных функций (оборонных, социальных, экологических).

Значение фискальной функции возросло в связи с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства. Это связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета, происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач. Регулярные и стабильные поступления налоговых платежей в федеральный, региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды превращают государство в самого крупного субъекта экономических отношений. Фискальную функцию характеризует степень покрытия расходов бюджета за счет налоговых поступлений и тяжесть бремени налогов для экономики в целом и для ее отдельных объектов.

Огосударствление части национального дохода посредством налогов создает объективные предпосылки для участия государства в регулировании экономики. Следовательно, фискальная функция налогов в значительной мере обуславливает реализацию их регулирующей и контрольной функций.

Итак, можно сделать выводы, что фискальная функция налогов как бы породила остальные функции: контрольную и регулирующую. Нельзя сказать, что они второстепенные . Но выделились в отдельные функции они не сразу: первоначальной функцией налогов была фискальная.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция налогов проявляется в их воздействии на масштабы и динамику воспроизводственных процессов. Изменение налогов способно вызвать снижение или расширение платежеспособного спроса и предложения товаров (работ, услуг), уменьшение или увеличение сбережений и инвестиций. Налоги также в состоянии создавать или разрушать экономические условия для трудовой активности, ресурсосбережения, инноваций, охраны окружающей среды. Поэтому налогообложение может ускорять или замедлять экономический рост, социальные преобразования. В антикризисных программах развитых стран налоги используются как обязательный инструмент государственного регулирования экономики. Регулирующая функция налогов связана с применением особого (льготного или упрощенного) порядка обложения отдельных субъектов экономики. Путем понижения общеустановленных ставок, сужение налогооблагаемой базы, введения отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, предоставление налогового кредита, консолидации нескольких видов налогов в единый обязательный налог и других аналогичных мер государственные органы управления налогообложением предоставляют в распоряжение конкретных предприятий и граждан дополнительные денежные средства. Эти ресурсы расширяют финансовые возможности хозяйствующих субъектов и физических лиц в организации производства, увеличении потребления благ. Льготное и упрощенное налогообложение является методом государственной поддержки важнейших экономических и социальных приоритетов. Его использование сродни косвенному бюджетному субсидированию национальной промышленности, мелкого и среднего бизнеса, отраслей, обслуживающих население.




Регулирующая функция налогов направлена на смягчение цикличности производства и обеспечение более устойчивого поступательного развития эономики в целом. Эта функция реализуется не путем прямого директивного вмешательства государства в воспроизводственный процесс, а посредством целенаправленного управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Данная функция налогов, с одной стороны, ориентирована на макроэкономические процессы и пропорции, а с другой – более приближена к микроэкономике и учитывает конкретную мотивацию хозяйствования на данном уровне.

Контрольная функции налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет налогово-финансовых отношений и бюджетной политики государства.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы плательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Взаимосвязь функций. Налог един во всех своих сущностных проявлениях. Его фискальная, регулирующая и контрольная функции действуют одновременно, переплетаясь между собой. Однако они не сливаются в некое аморфное общее свойство налогов, каждое из них не растворяется в других.

Недостаток сбережений и инвестиций в экономике, «уход» предприятий и граждан от налогов могут быть следствием излишней тяжести бремени налогообложения . Однако установку на его снижение на хозяйство и население не удается реализовать без учета наполнения бюджета, без замены выпадающих из него налоговых сумм другими источниками финансовых ресурсов (от внутренних и внешних заимствований, доходов от государственной собственности). Массовые нарушения налоговой дисциплины (несвоевременные взносы в бюджет , искажение налоговых расчетов)нередко вызываются усложненным порядком уплаты налогов, запутанностью правовой регламентации налогообложения.

Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективное условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками – агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.

Связь фискальной функции налогов с другими функциями можно проследить также через принципы налогообложения и инструменты их реализации. Например, одним из важнейших принципов является принцип справедливости налогообложения. В связи с тем, что возможности различных налогоплательщиков неодинаковы, то и обложение их доходов или имущества должно быть дифференцировано. Инструментом реализации этого принципа служит прогрессивная шкала налоговых ставок, которая обеспечивает как лучше(по сравнению с пропорциональной шкалой налогообложения) выполнение фискальной функции , так и участвует в реализации регулирующей функции налогов.

Функции налогов реализуются в практике через меры, предусматриваемые налоговой политикой государства.

?Покажите взаимосвязь фискальной и контрольной, а также регулирующей и контрольной функций налогов.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:02, доклад

Краткое описание

Налог является одним из самых основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Налог обычный источник государственных средств. С классовых позиций, обращал внимание К. Маркс: «…Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

Налог является одним из самых основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Налог обычный источник государственных средств. С классовых позиций, обращал внимание К. Маркс: «…Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».

Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательства государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. Теории давали обоснование налога и его определение. Особое место в индивидуалистических теориях налога занимает классическая школа в лице А. Смита, Д. Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. Взгляды А. Смита на налог не сгруппированы еще в систему, у него нет даже определения налога, но он первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, А. Смит считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория о непроизводительности государственных услуг не мешает А. Смиту признать налог справедливой ценой за оплату услуг государству: «Расходы правительства по отношению к подданным то же, что издержки управления относительно хозяев большого владения, обязанных участвовать в этих издержках в размере доходов, получаемых каждым из этого владения».

Но теория производительного труда А. Смита ограничивает сферу действия налога. Только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти должны покрываться общими сборами со всего общества», т. е. налогами. Все остальные расходы, связанные «с отправлением правосудия, с содержанием общественных заведений и работ, учреждений общественного образования и религиозного воспитания» должны оплачиваться специальными пошлинами, хотя и здесь А. Смит говорит: « Недобор пошлин должен покрываться сборами со всего общества, налогами. Граждане должны смотреть на налоги, как на вознаграждение за оказываемую правительством защиту их личности и собственности. Налоги, уплачиваемые гражданами, должны по справедливости соответствовать тем выгодам, которые общество им доставляет, и тем расходам, которые оно делает ради них. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности».

Одной из наиболее сложных проблем теории налогообложения является определение состава функций, реализуемых налогами. Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или им присущ многофункциональный характер?

ГЛАВА 1. Эволюция научной мысли о налогах

      1. Общее понятие налогов и налоговой системы

Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.)

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

      1. История развития теоретических представлений о роли и функциях налогов

Процесс формирования представлений о сущности и природе налогов прошел несколько этапов в своей эволюции.

1. В Древнем мире одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа. Все имущество побежденной страны переходило победителям в качестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «война питает войну». Т.е. первым прообразом налогов был налог на побежденных. Конечно, дань не являлась в прямом смысле налогом, но она была тем прообразом, с которого брали начало современные налоги.

2. Во времена возникновения первых государств налоги стали рассматриваться как необходимое жертвоприношение, основанное на общеобязательных моральных требованиях общества. Уже в этих первых налогах угадывался их важнейший признак - обязательность.

3. В Древнем Египте и других восточных государствах налоги взимались в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства.

4. В ранних феодальных государствах налоги рассматривались в качестве даров, подарков правящему монарху. Не случайно в Англии в средние века понятия «налог» и «дар» выступали как синонимы и обозначались одним словом gift.

5. В XVI-XVII вв. в Германии название налогов было связано с просьбой государства уплатить налог, в дальнейшем же налог стал рассматриваться как помощь населения своему государству.

6. В XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством.

Таким образом, со временем налог превратился в основную форму государственных доходов. На исключительное значение налогов для государства обращал внимание К. Маркс: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство. Налог - это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией. Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов».

ГЛАВА 2. Основные налоговые теории

Основные налоговые теории стали формироваться в качестве законченных учений начиная с XVII века. Налоговая теория - это система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении для экономики и социально-политического развития общества.

Теория обмена - теория, обосновывающая договорные отношения между правительством и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства.

Теория наслаждения. Под наслаждением понимается порядок в обществе, обладание собственностью, наличие правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения могут быть куплены у государства с помощью налогов. Таким образом, налоги согласно данной теории есть цена, уплачиваемая гражданином за получение им от государства наслаждения.

Теория налога как страховой премии. Суть ее состоит в том, что налог приравнивается к страховому платежу. Налогоплательщик страхует свою собственность от различного рода чрезвычайных ситуаций пропорционально своему доходу или имуществу.

Классическая теория налогов. Согласно данной теории налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только расходы на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти.

Теория жертвы. Суть теории состоит в следующем: граждане приносят жертву, терпят лишения, уплачивая значительные суммы налогов. Государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как не обходимого пожертвования.

Теория общественных потребностей. Согласно этой теории государство должно выполнять экономические функции. Покрытием такого рода расходов призваны служить налоги. Налоги не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные значимые и неделимые услуги.

Кейнсианская теория. Суть теории состоит в том, что налоги - главный рычаг регулирования экономики, инструмент макроэкономической стабилизации. По Кейнсу, существует два главных макроэкономических налоговых регулятора: 1) прогрессивные ставки налогообложения; 2) налог как аналог ставки банковского кредита.

Теория единого налога. Согласно данной теории единый налог - это единственный налог на один объект налогообложения - землю, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Одним из самых ранних видов единого налога явился налог на земельную ренту. Следует признать, что теоретически взимание единого налога более просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов.

ГЛАВА 3. Вопросы состава и содержания функций налогов

3.1 Споры о составе функций и назначении налогов

Одной из наиболее сложных проблем теории налогообложения является определение состава функций, реализуемых налогами. Вопрос о роли и функциях налогов всегда был и продолжает оставаться предметом острейшей научной полемики. Выполняют ли налоги исключительно фискальную функцию или им присущ многофункциональный характер? Функциональная сторона налогообложения крайне важна в прикладном аспекте. Она предопределяет состав и особенности построения налогов, характер их действия и сферу применения, формируя тем самым направленность налоговой политики в реализации той или иной функции.

Функции налогов должны раскрывать сущностные свойства и внутреннее содержание налога как сложной финансово- экономической категории. Следовательно, функции налогов должны выражать общественное назначение налогообложения не только как способа мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, но и как средства государственного регулирования экономики, а также как основы перераспределительных отношений в процессе создания общественного богатства. Главное функциональное предназначение, которое исторически было предначертано налогу, - обеспечивать наполнение государственной казны, т.е. фискальное. В рамках второго направления традиционно превалировало позитивное восприятие налогов. Его приверженцы отстаивали множественность функций налога. Логика их аргументации не столь оригинальная, но все же не менее убедительная. Основной акцент в ней делается на объективность и взаимосвязанность множества функций, выполняемых налогами. Нельзя вычленить лишь фискальную либо какую-то иную единственную функцию, не замечая при этом, что налоги неизбежно оказывают полифункциональное воздействие на хозяйственную жизнь. Такое воздействие имеет объективный характер.

Однако следует отметить, что расширенное понимание функций налогов -это выражение позиции только одной стороны. Ей противостоит убежденность противной стороны в универсальности лишь фискальной функции. Эти диаметрально противоположные позиции исторически сформировались в рамках двух магистральных направлений в теории налогообложения, по-разному оценивающих соотношение в налогах мер «добра» и «зла». Определенный консерватизм первого направления основывается на негативном восприятии налогов, которые рассматриваются исключительно как орудие фиска. Но это общий методологический посыл, из которого достаточно сложно понять логику данной аргументации.

В современной экономической литературе, так же, как и ранее, нет единого понимания объема и содержания функций, выполняемых налогами. Нет и единства в понимании того, являются ли они функциями самих налогов, функциями налогообложения или функциями налоговой системы. Подавляющее большинство авторов либо вообще не делают подобного различия, либо считают эти словосочетания тождественными. Однако отдельные авторы все же пытаются разграничить их.

Одни нaлоговеды, в частности Д.Г. Черник, Г.Б. Поляк и А.Н. Романов отстаивают бифункциональный характер налогов, ограничиваясь рассмотрением двух функций - фискальной и регулирующей. По их мнению, регулирующая функциия неотделима от фискальной, они находятся в тесной взаимосвязи, представляя собой своеобразное единство противоположностей, определяющее не только их внутреннее единство, но и не исключающее при этом наличия противоречий между ними.

Другие авторитетные нaлоговеды, в частности А.В. Брызгалин, В.Г. Пансков придерживаются мнения о полифункциональном характере налогов, полагая, что кроме фискальной и регулирующей функций следует выделять в качестве самостоятельных по меньшей мере также контрольную и распределительную функции.

3.2 Основные функции налогов

1. Фискальная функция (от латинского fiscus – государственная казна) является главной функцией налогов. Она отражает фундаментальное предназначение налогообложения - изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государства с целью создания материальной основы для реализации им своих функциональных обязанностей. Фискальная функция присутствует во всех налогах в любой налоговой системе.

2. Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на усиление государственного вмешательства в экономические процессы. Суть регулирующей функции налогов применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические показатели, но и на экономическое поведение хозяйствующих субъектов и граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям.

date image
2015-07-21 views image
3058

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Дискуссионные вопросы сущности налогов.

1.Теория эквивалентного обмена. Налог – эквивалентная плата граждан за покупаемые у государства услуги общественного характера, являющаяся результатом соглашения между гражданами и государством.

2. Теория общественного договора. Налог – обязательная плата граждан за пользование государственными услугами, являющаяся результатом взаимовыгодного договора между гражданами и государством.

3. Теория фискального договора. Налог – обязательный платеж граждан государству за предоставление защиты общественного порядка, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает из своего имущества, чтобы получить охрану остальной части.

4. Теория налога как наслаждения. Налог – обязательный эквивалентный платеж граждан государству за предоставление услуг общественного характера, являющийся ценой, которую каждый гражданин уплачивает за получаемое им наслаждение от извлечения общественных выгод.

5. Теория налога как страховой премии. Налог – обязательный эквивалентный страховой платеж граждан для финансирования затрат государства по предотвращению риска наступления страхового случая, уплачиваемый гражданами пропорционально величине доходов.

6. Классическая теория налогов. Налог – это обязательный, индивидуально эквивалентный платеж индивида государству, осуществляемый с целью покрытия расходов государства на общественную оборону и поддержание достоинства верховной власти, взимание которого должно осуществляться с соблюдение принципов справедливости, определенности, удобности и экономии.

7.Теория налога как жертвы. Налог – форма доходов государства, когда эти доходы, получаемые с имущества граждан, являются односторонней их жертвой, без получения ими какого-либо эквивалента, вытекают из природы государства как органа власти и служат для удовлетворения общественных потребностей.

8. Теория удовлетворения коллективных потребностей. Задача налоговой политики заключается в том, чтобы согласовывать и экономически рационально удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности.

Сущность и назначение налогов.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами государственной власти с физ и юр лиц, поступающие в государственный и местный бюджеты. Налоги – основной источник средств, поступающих в государственную казну. Одновременно налоги служат одним из способов регулирования экономических процессов хозяйственной жизни. Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество видов и типов налогов, величинв налоговых ставок устанавливается в законодательном порядке.

Налоги являются экономической категорией, поскольку им присущи: устойчивые внутренние свойства, закономерности развития, отличительные формы проявления.

Налог как правовая категория:

· любые изъятия средств для финансирования публичных расходов;

· одна из разновидностей налоговых фискальных платежей, отвечающих определенным требованиям.

Дискуссионные вопросы сущности и функций налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Специфические черты (признаки) налога :

-обязательность (существование налога означает изъятие определенной части дохода. само существование гос- во напрямую зависит от налоговых доходов и оно не может лишь надеяться на желание и плательщика, а обязано заставить его уплатить налог)

-законодательное оформление(введение. изменение, отмена налогов или отдельных его составляющих невозможно без законодательного оформления. исходит эта необходимость из обязанности налогового платежа, того факта, что он затрагивает важнейшие экономические интересы их участников. => гос- ву необходимо документальное подтверждение правоты при взимании налога)

-периодичность(регулярность налога- позволяет говорить о нем как главном источнике дохода государства и средстве воздействия на экономические процессы в народном хозяйстве)

Функции:

-фискальная (с помощью налогов формируются финансовые ресурсы гос-ва и тем самым создается материальная основа самого существования гос-ва и его функционирования)

-регулирующая(налоги, изымая часть дохода из воспроизводственного процесса, оказывает воздействие на общественное воспроизводства)

-контрольная(налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов)

Сущность и назначение налогов.

Налог как категория: историческая, императивная, правовая,( два основных подхода к решению проблемы юридического определения налога: расширительный, когда к понятию налога относят любые изъятия средств для финансирования публичных расходов; узкий, когда рассматривают налог как одну из разновидностей налоговых фискальных платежей, отвечающих определенным требованиям), экономическая(поскольку им присущи: устойчивые внутренние свойства, закономерности развития, отличительные формы проявления.)

3.Налоги, сборы, взносы, пошлины: сходства и различия.

А) Сборы взимаются за услуги государства, которые оно оказывает конкретной категории своих граждан, то есть это принудительные платежи за услуги индивидуальногохарактера.

Б) Взносы являются принудительными платежами за услуги, которые государство оказывает определенным группам своих граждан без эквивалентного обмена.

В) Пошлины (вообще) — источники государственных доходов, занимающие среднее место между налогами и частнохозяйственными доходами. С последними Пошлины имеют то общее, что они уплачиваются не всеми гражданами вообще (как налоги), а лишь лицами, приходящими в известное соприкосновение с государством, по поводу каких-либо особых отношений к нему или между собой. Некоторые Пошлины носят характер платы за услуги государственных учреждений, и в этом отношении они наиболее схожи с частнохозяйственными источниками дохода; различие заключается в том, что услуги, оплачиваемые Пошлины, не носят материального характера (как, напр., почтовая или телеграфная корреспонденция, пользование шоссейными или железными дорогами и т. д.).

Г) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

Д) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

Е) сбор - платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина - плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.)

Ж) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа

Несмотря на дл ительную историю функционирования налогов как научного понятия и многочисленных ди скуссий , предмет исследования : сущность , природа , структура , особенность , место налогов в сис теме расширенного воспроизводства и т.п . в отличие от других стоимостных катего р ий , в системе производственных отношений полностью не раскрыто или не определено. К сожалению , общее определение налогов не позволяет реализовать те стоимостные ка тегории , которые можно использовать в практик е хозяйствования в условиях становления и развит ия рыночных отношений. Изучая конкретно практические проблемы о налогах и налоговых отношениях , мы нередк о сталкиваемся с наиболее его общими , теор етическими вопросами . В связи с этим серье зное практическое значение имеет разработка ф ундаментальных проблем , о налогах и нало говых отношениях , научное обоснование решения частных задач финансовой политики. К сожалению , нередко приходится слышать , особенно среди практических работников , о н еважности теории в реализации практических за дач . Например , ”Имеют ли сущ ественное значение дискуссии о сущности экономических я влений и их функции и т.д . Главное-это практика использования экономических явлений , кот орой мы занимаемся и используем при решен ии социально-экономических проблем” . На наш вз гляд , такие суждения о с ущности и функциях экономических явлений в корне тоже верны . Ибо , теория не существует ради себя самой . Она “реализатор” практики в широком смысле , что однако , отнюдь не должна преуменьшать роль теории в научном обобщении практики , является важнейшим ус л овием и фактором укрепления экон омических отношений . Следовательно , невозможно обе спечить практическую действенность любого эконом ического показателя. В то же время , отсутствие фундаментал ьных исследований об анализе вопросов общей теории налогов в целом : понятия э той категории , её объективной необходимости , р оли в воспроизводстве , функции налогов и т.д . Это связано со следующими обстоятельствам и : во первых , анализ роли налогов до пе рехода к финансово рыночным отношениям , был экономическим , менее значит е льным п о сравнению с нынешней их ролью ; во-вторых наличием различной трактовки о функции н алогов . Все это свидетельствует о том , что исследуется не сущность налогов в целом как экономическая категория , а лишь отдел ьные их свойства и задачи проявляющиеся в системе расширенного воспроизводства в целях формирования доходов бюджета. Как известно , сущность любой экономическо й категории должна определять структуру отнош ения , специфические свойства категории , основу отношения и ее социально-экономическую характер и стику. В нашей экономической литературе , в це лом , можно найти ответ на все эти моме нты сущности финансовой категории - налога . При этом нельзя также не увидеть , что тео ритический анализ налоговых отношений исследуетс я в них несколько шаблонно : почти что во всех работах написанных за последние 10 лет , с начала определяется значение нало гообложения и порядок уплаты в бюджет , дае тся характеристика видов налогов , определяется отношение налогоплательщика и бюджета , ведется спор по поводу отнесения тех или ины х видов налогов респектабельному или местному , функции налогов и только потом определяется сущность налогов , анализируется функция и т.д . В вопросе о понятии и сущности налогов , среди (ответственных ) ученых , сегодня нет существенно различных представлен ий, как , например , в области финансов . Само по себе это обстоятельство не может не вызвать тревоги , поскольку за многообр азием концепций и предложений стоит сложный и противоречивый процесс отражения в пон ятиях объективной действительности. Нет пока еще исчер пывающего ответ а на такие вопросы как : что является о сновой налоговых отношений , являются ли налог и частью финансов , почему в условиях стано вления рыночных отношений развиваются косвенные налоги и централизация их в госбюджет , в чем заключается социально- э кономи ческое и общеэкономическое содержание категории налога и его взаимосвязь с другими с тоимостными категориями и т.д. Структура налогового отношения включает в себя характеристику объекта и субъектов . Налоговые отношения возникают по поводу созда ния и и спользования централизованных и децентрализованных фондов , между фондами и ( не обязательно государственный орган ) сборщиками налогов . Это положение можно увидеть во всех теоритических исследованиях по вопросам : налогов и налогообложения и , на первый взгл я д , все правомерно. Однако , из этого положения вытекает др угое : почему возникают налоговые отношения , и если по поводу централизованных децентрализо ванных фондов денежных средств , то тогда , что же является основой создания национальног о дохода . Вот тут и н ачинаются сло жности теоретического плана. Если налоговые отношения - финансовые отно шения (а это не вызывает никакого сомнения ), то априори их должны быть соответствующ ие -экономические (материальные ) интересы , поскольк у без экономических интересов нет эко номических отношений . Экономический интерес налог оплательщика выражается в получении прибыли н а основе организации эффективных финансовых отношений и создания общехозяйственного и сп ециального фонда . А финансовый налоговый инте рес налогоплательщика в об е спечении гарантии своего достигнутого материального п оложения опирается на сложившиеся налоговые отношения. Если также учитывать , что налоговые от ношения (т.е . отношения между плательщиками и бюджетом ) возникают на стыке экономических интересов субъекто в этих отношений и они являются объективными , то значит реализ ация и того , и другого интереса не воз можна без соответствующих субъектов . Так как налоговые отношения с точки зрения их целостности как экономической категории , являют ся зависимыми как от одн о го , т ак и от другого субъекта. Отсутствие налогоплательщиков автоматически означает , что обеспечение интересов государства не возможно . Поскольку государство не может существовать без соответствующих ресурсов на логовых платежей субъектов , необходимых для создания общегосударственного фонда , и ос уществления расходов в соответствии со своей экономической функцией . Ведь создавая фонды различного назначения в своем хозяйстве , производители могут реализовывать свои экономиче ские интересы , что непосредственно п о дтверждается практикой хозяйствования вне бюджетных организаций ( предприятий ). И совсем другой вопрос , на сколько эффективен данный метод реализации интересов . Значит налоговые экономические отношения - это не вся совокупность реализации экономиче ских ин тересов производителей . Так как реализация таких интересов возможна и без налоговых отношений , т.е . отношений между субъектами и бюджетом. Приведенный анализ структуры налоговых от ношений , со всей очевидностью свидетельствует , что теоретические вопросы нал огов в нашей экономической науке разработаны еще не достаточно полно , а порой поверхностно. Данное толкование сущности налоговых отно шений позволяет нам придти к такому обобщ ению , что налоговые отношения -это , более р азвитая , видимая , превращенная форма к атег ории налогообложения. Значит , категория налогообложения - это не только налоговые отношения (т.е . отношения складывающийся по поводу создания централизова нного и децентрализованного фонда , как это толкуется в экономической литературе ), а сис тема или со вокупность экономических инте ресов налогоплательщиков . Нам представляется . что налогообложение - это нечто большее , чем ф орма ( т.е . налоговые отношения ), оно более п ервичное , базисное , определяющее , древнее чем п онятие налоговые отношения . Если при этом , согласится , что ре ализация экономических интересов производителей происходит на основе производственных отношений , то тогда и налогообложение (т,е , реализаци я налоговых интересов , которые являются часть ю экономических интересов ) непременно следует отнес т и в сферу первичных произво дственных отношений. К сожалению , в имеющихся теоретических публикациях и работах так вопрос не ст авится . В тех определениях в которых даётс я сущность налогов не только больше форма льных различий , но и в конечном итоге нет разли чий между понятиями налогообложе ния , налоговых платежей и налоговых отношений . Существует явное отождествление этих различ ных экономических понятий . Это также нелепо , как отождествление финансов с финансовыми отношениями . То , что и налогообложение и н ало г овые отношения связаны с созд анием и использованием централизованного фонда , как правило не вызывает сомнений. Разница в нашем понимании с другими состоит лишь в том , что налогообложение это первичные производственные отношения , а налоговые отношения лишь производные от них . А сам на первый взгляд , малозначи мый факт признания мотива такого содержания влечет за собой глубоко идущее теоретиче ское осмысление многих моментов современной т еории о налогах вплоть до ее практическог о применения. Учитывая вышеизложе нное , можно придти к выводу , что налоги как экономические отношения , возникают в материальном и не материальном производстве , между его участникам и на основе их экономических интересов . Да нная потребность не зависима от воли и сознания производителя , т.е. объективно наталкивает его на необходимость формирования дохода бюджета , в условиях рыночных отнош ений , например , “хотя и отдельному налогоплате льщику и кажется , что он собственно мог бы проесть всю свою прибыль , избегая от уплаты прямых налогов , он сталк и вается при этом его средствами , котор ые встали перед ним в виде бюджетных и заемных , без которых не возможно обеспеч ить расширенное воспроизводство. Не претендуя на полный анализ всего содержания и элементов структуры категории налога , хотелось бы , подче ркнуть , что без его раскрытия нет полного проникновени я в его сущность , нет достаточного и я сного знания о налогах . Важно и другое : налог , как целостное образование , не сущнос ть одного из элементов структуры , а тем более не налоговые платежи или налоговые сборы и также не бюджет. Налогообложение , это атрибут первичных пр оизводственных отношений . Другими словами , в п роизводственных отношениях производителей , реализуютс я не только их чисто производственные инт ересы , но и вместе с ними госбюджетные т.е . бюдже тные интересы . Просто в реа льной экономической жизни , эти интересы насто лько переплетены друг с другом , что их сопоставить или отделить практически не ре ально и не возможно. Независимо от того , хотим ли мы во спринять сущность налога таким , или не хот им , в объективной действительности происходи т именно так . Да и вообще , в нашей экономической науке преобладает деинтегрирующая тенденция изучения экономической жизни . Как б ы спускаясь в самые глубинные пласты отде льных сфер экономических отношений , мы в т о же в р емя забываем об их простой интеграции. Ведь экономика - эта живая система , где все и вся во взаимосвязи , взаимозависимос ти . Следует запомнить , что нельзя достичь отменной финансовой системы с плохо организов анной налоговой кредитной , страховой , ценовой и д ругих систем или наоборот . Нельзя достичь указанной цели также и без ч етко налаженной , организованной их взаимосвязи . Когда мы говорим о деньгах , кредите,финанса х , цене , то мы не только говорим об отдельных сферах экономики , но и говорим в целом об эконо м ике , так к ак , затрагивая налоги , мы не можем не з атрагивать финансы , кредит , цену , деньги и т.д . и т.п . Включая категорию налога в с феру производственных отношений мы должны исх одить именно с такого понимания. Экономической целью категории налога закл ючает ся в создании экономического макро-м икромеханизма , который обеспечил бы созданию специфического целевого фонда . Так , например , д аже в прстом воспроизводственном процессе про изводитель реализуя свои производственные интере сы , тем самым реализует также свои интересы через налоги. Реализовав результаты своего труда другом у производителю , он как бы гарантирует себ е дальнейшее существование. Признание обществом результатов его труда (т.е . покупка продукции товаропроизводителей к онкретными покупателями ) со всем с ложным механизмом экономических законов , а в пер вую очередь , законом стоимости , дает возможнос ть производителю формировать бюджет и другие специальные фонды денежных средств ограждающ ий производство от негативных явлений . Покупа я товары товаропроизводител я покупатели как бы гарантируют государству формирование бюджета и другие специальные и общехозяй ственные фонды денежных средств . И важно , признать , что бюджет формируется независимо о т воли и сознания не покупателя , и не производителя , т.е . на основе о б ъективных экономических законов и законом ерностей . А объективная необходимость создания в частности дохода бюджета делает эти расходы частью стоимости , следовательно , цены товара . Ибо существует прямая связь между налоговыми платежами в целях формировани я дохода бюджета с ценой товара. Из всего вышесказанного следует , что н алоги как система реализации бюджетных интере сов его плательщиком , в частности товаропроиз водителей в зародыше содержится в сложной гамме их производственных отношений . Может ли так быть ? Абстрагируясь от еще не полно изученного механизма этого зародыша , отметим , что суть налога нельзя понять только исходя из первичных производственных о тношений , но и нельзя понять без них. Далее , возникает вполне резонный вопрос - что же меняется в реаль ной нашей жизни от того тождественны ли категории налогов , бюджетных платежей и налоговых отн ошений или наоборот ? Учитывая , что в конеч ном итоге важна не терминология , а умение отличать одни экономические категории от других , отметим , что расставляя знак и равенства между этими терминами , мы поощряем по существу в реальной жизни включение финансовой системы в общегосударственн ые финансы , подчиненности налоговых органов м инистерству финансов , государственную монополию н а налоговые платежи , наличие извраще н ных в обязательности обязательных видов платежей , носящих отчасти налоговый характер и т.д. Вспомним , как долго “бились” наши теор етики и практики до введения косвенных на логов в 1990-1991 гг . Ведь признания косвенных на логов как отношений между бюджетом и потребителями , а не между производителями и покупателями , могли бы доказать не состоя тельность противоположных мнений. Ведь отмена и запрет в конце 90-х годов налога с оборота предприятий , подоход ного налога на деятельность кооперативного , а кционерного и взаимного расчета по возм ещению разницы в целях за счет бюджета тоже возникла в определенной мере на о снове теоритических неурядиц в нашей финансов ой науке . Вот почему на наш взгляд , тео ретические исследования нужны не только ради теоритических исследов а ний , но и в первую очередь для решения конкретных практических задач. При анализе сущности налога в широком смысле слова важным этапом является такж е выделение его специфических черт , поскольку в вопросе о сущности налога должна б ыть выражена специфика это й экономической категории . В экономической литературе , к числу признаков , характеризующих сущность налога и отличающих данную экономическую категорию от других в основном относят их обяз ательных характер , т.е . привязанность налога к последствиям дефицита, инфляцию , связь налога с отношениями замкнутого перераспреде ления бюджетных средств , с раскладкой дефицит а как в пространстве , так и во времени , а также его эквивалентность. Исключая первый признак налога , все ос тальные его черты можно увидеть и в д ругих с тоимостных категориях , и вряд л и следует их включать в состав исключител ьных особенностей налога . Так как в данном случае речь идет не о специфических , а в общих чертах , которые свойственны опре деленным экономическим категориям. Однако , отмечая и первый пр изнак , не следовало бы на наш взгляд , ограни чить его только обязательным условием так как , практика свидетельствует , что налог свя зан не только с эксроординарными условиями т.е . дефицитами , но в полной мере и с ординарными , т.е . обычными производственными распределительными отношениями . Налог - это отношение обусловленное наличием распредел ительного отношения в процессе общественного производства , т.е . наличием вечной категории ка к условия способного строго подчинить интере сы производства государству и усл о вия порождающего необходимость сочетания этих интересов т.е . бюджета и плательщиков . В конечном итоге это то , чем определяется его сущность , а следовательно и его о снова. Анализ сущности налога как стоимостной категории и налоговые отношения не исчерпы вает ся раскрытием его специфического свой ства . Его важным элементом должно стать вы явление также социально-экономической природы кат егории . При этом , на наш взгляд , следует разграничить социально-экономическое содержание на лога , следовательно налоговых отноше н ий . Социально-экономической содержание налога прои зводно , оно констатируется господствующим в д анном обществе типом производственных отношений , прежде всего типом собственности на сред ства производства . Их новое содержание в у словиях рыночных отношений о б условлен о включением отношений в единую , целостную систему производственных отношений. Однако следует видеть в налоге также и нечто общеэкономическое содержание , которо е связано с его функциональным назначением . Независимо от подчтненности тому или иному т ипу производственных отношений , оно выражает специфическую реализацию обособленных э кономических интересов производителей , т.е . обеспеч ивает нормальное функционирование производства п утем бюджетного финансирования. Опираясь на вышеизложенное понимание сущн ости категории налога , мы должны всеце ло поддерживать любую форму проявления налого вых отношений . Государственное , кооперативное , акци онерное и любые другие проявления налоговых отношений должны найти поддержку в общес тве . И не следует воспринимать это т о лько как отменную роль государст в над введением новых видов налогов или налоговой ставки , когда вопрос имеет более принципиальное значение : ведь речь идет з десь об объективных экономических интересах и формах их проявлений в реальной практиче ской жизни . Т а кая тенденция в развитии налоговых отношений на наш взгляд , не должна означать уменьшение значения рол и государственного регулирования налоговой систе мы . Наоборот , освободившись от рыночной эконом ики административно - командной системы , она см ожет и укр е пить , и использовать все свои огромные возможности и преимущест ва . Этому будет способствовать свободная конк уренция между налогоплательщиками , выражающаяся в оптимальном регулировании налогооблагаемых объе ктов производителей (работ , услуг ) укрепление б ол е е культурное обслуживание налогову ю дисциплину , внедрения новых неординарных ви дов налогов , уменьшения налоговых ставок в целях удешевления реализуемых товаров , а в конечном счете в области регулирования н алогов ведущая и координирующая роль всегда должна оставаться за государством.

Читайте также: