Пересчет сумм авансовых платежей в случае сдачи уточняющей налоговой декларации с указанием сумм

Опубликовано: 13.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 марта 2011 г. N 03-04-05/8-200 О перерасчете налоговым органом сумм авансовых платежей по НДФЛ по ненаступившим срокам уплаты

Вопрос: На основании декларации по форме 4-НДФЛ от 01.06.2010 г. о предполагаемом доходе за 2010 г. (предполагаемый доход указан в сумме 1200000 руб.) налоговым органом был произведен расчет авансовых платежей за 2010 г. и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление с расчетом суммы налога:

1200000 х 13% = 156000 руб. - общая сумма НДФЛ за 2010 г., в том числе по срокам уплаты:

15.07.2010 г. - 78000 руб.;

15.10.2010 г. - 39000 руб.;

17.01.2011 г. - 39000 руб.

Позднее мной в налоговый орган была сдана корректирующая налоговая декларация по НДФЛ (форма 4-НДФЛ) на 2010 г. от 29.11.2010 г., в которой сумма предполагаемого дохода за 2010 г. указана в размере 2000000 рублей.

Поскольку указанная декларация 4-НДФЛ сдана после наступления первого (15.07.2010 г.) и второго (15.10.2010 г.) сроков, налоговым органом произведен перерасчет суммы авансового платежа по ненаступившему сроку уплаты, т.е. 15.01.2011 г. (с учетом того, что 15.01.2011 г. является выходным днем, то срок уплаты авансового платежа не позднее 17.01.2011 г.).

В адрес налогоплательщика налоговым органом было направлено новое налоговое уведомление на уплату авансового платежа по НДФЛ за 2010 г. по сроку уплаты 17.01.2011 г. в сумме 104000 рублей.

При этом налоговый орган придерживается позиции, в соответствии с которой налогоплательщиком по сроку 17.01.2011 г. подлежит уплате разница между суммой налога, начисленной с предполагаемого налогоплательщиком дохода в размере 2000000 руб. и суммой налога, исчисленной с предполагаемого налогоплательщиком дохода в размере 1200000 руб.

По моему мнению, данная сумма авансового платежа является завышенной и рассчитанной с нарушением требований п. 9 ст. 227 НК РФ.

Мною самостоятельно был произведен расчет суммы авансовых платежей по НДФЛ за 2010 г. по не наступившему сроку, исходя из суммы предполагаемого дохода 2000000 руб., в соответствии с которым:

2000000 руб. = 100%;

Таким образом, по моему мнению, по сроку 17.01.2011 г. подлежит уплате авансовый платеж по НДФЛ за 2010 г. в сумме 65000 руб., а не 104000 руб., как указывает налоговый орган.

Исходя из вышеизложенного, прошу разъяснить:

1. В каком порядке налоговый орган обязан произвести перерасчет суммы авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты в случае увеличения (уменьшения) предполагаемого налогоплательщиком дохода более чем на 50%?

2. Правильно ли налоговым органом произведен перерасчет суммы авансового платежа по НДФЛ за 2010 г. по ненаступившему сроку уплаты?

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше письмо от 11 февраля 2011 г. по вопросу порядка перерасчета налоговым органом сумм авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц по не наступившим срокам уплаты, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 7 статьи 227 Кодекса нотариусы, занимающиеся частной практикой, в случае появления в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом стандартных и профессиональных налоговых вычетов (пункт 8 статьи 227 Кодекса).

Согласно пункту 9 статьи 227 Кодекса авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений:

1) за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

2) за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

3) за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Пункт 10 статьи 227 Кодекса предусматривает обязанность налогоплательщика представить новую налоговую декларацию в случае значительного (более чем на 50 процентов) увеличения или уменьшения дохода. В таком случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Из представленных материалов следует, что на основании декларации по форме 4-НДФЛ, представленной Вами 1 июня 2010 г., налоговым органом был произведен расчет авансовых платежей, исходя из предполагаемого дохода в сумме 1200000 рублей. Общая сумма налога составила 156000 рублей, в том числе по срокам уплаты: 15 июля - 78000 рублей, 15 октября -39000 рублей и по сроку 17 января 2011 г. - 39000 рублей.

29 ноября 2010 г. в налоговый орган была сдана корректирующая налоговая декларация по форме 4-НДФЛ, в которой сумма предполагаемого дохода за 2010 г. указана в размере 2000000 рублей.

Учитывая, что корректирующая налоговая декларация сдана после наступления первого и второго сроков уплаты, налоговым органом должен быть произведен перерасчет суммы авансового платежа по не наступившему сроку уплаты, то есть 17 января 2011 г., исходя из разницы между скорректированной сумой налога (в данном случае 260000 рублей), рассчитанной из предполагаемого дохода (2000000 рублей) и суммой ранее уплаченных авансовых платежей по первому и второму сроку уплаты (117000 рублей = 78000 руб. + 39000 руб.).

Таким образом, сумма авансового платежа по налогу на доходы физических лиц, подлежащая уплате по сроку 17 января 2011 г., составит 143000 рублей (260000 руб. - 117000 руб.).

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 марта 2011 г. N 03-04-05/8-200

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Частные нотариусы при появлении в течение года доходов, полученных от занятия частной практикой, обязаны представить в налоговый орган декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от данной деятельности. Срок - 5 дней по истечении месяца со дня их появления. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

Авансовые платежи исчисляет налоговый орган. Расчет производится на основании суммы предполагаемого или фактически полученного за предыдущий период дохода.

Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений. За январь-июнь он вносится до 15 июля (в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей), за июль-сентябрь - до 15 октября (в размере 1/4 годовой суммы), за октябрь-декабрь - до 15 января следующего года (1/4 годовой суммы).

Если доход значительно увеличился или уменьшился (более чем на 50%), то налогоплательщик обязан представить новую декларацию. В таком случае суммы авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты пересчитываются. Срок - 5 дней.

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины


Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (п. 1 ст. 52 НК РФ).

Согласно ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой дек­ларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к заниже­нию суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию (п. 1). Если заявление о дополнении и изменении налоговой дек­ларации подается после истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога, то налогопла­тельщик освобождается от ответственности при условии, что до подачи такого заявления он уп­латил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени (п. 4).

Как правильно рассчитать пени? Узнаете из данной консультации.

Порядок начисления пеней

Согласно п. 4 ст. 75 НК РФ пени за каждый день просрочки определяются в процентах от не­уплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.

К сведению: с 1 января 2016 года вместо ставки рефинансирования применяется ключевая ставка Банка России (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 № 1340).

Банк России установил следующие размеры ключевой ставки:

– с 02 мая 2017 года – 9,25% (Информация от 28.04.2017);
– с 27 марта 2017 года – 9,75% (Информация от 24.03.2017);
– с 19 сентября 2016 года – 10,0% (Информация от 16.09.2016);
– с 14 июня 2016 года – 10,5% (Информация от 10.06.2016);
– с 1 января 2016 года – 11% (Информация от 11.12.2015 и от 31.07.2015).

П = ЗН x КС / 300 x Д, где:

П – сумма пеней;
ЗН – задолженность по налогу;
КС – ключевая ставка ЦБ РФ;
Д – количество календарных дней в периоде, когда ключевая ставка и сумма задолженности не менялись.

Пени начисляются начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Что касается последнего дня начисления пеней, на сегодняшний день существует два мнения на этот счет. Первое – пени начисляются по день, предшествующий дню их уплаты (п. 2 разд. VII при­ложения к Приказу ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@, Письмо Минфина России от 05.07.2016 № 03-02-07/2/39318). Второе – по день фактического погашения недоимки (п. 57 Поста­новления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Автор придерживается второго мнения, и в практических примерах расчет пеней будет вестись с учетом дня погашения недоимки.

Обратите внимание: с 1 октября 2017 года п. 4 ст. 75 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ).

Процентная ставка пеней для организаций принимается равной:

  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней – 1/300 ставки рефинансирования, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) та­кой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования, действующей в период начиная с 31-го календар­ного дня такой просрочки.
Посчитайте сумму пеней на нашем Калькуляторе пеней. Он рассчитает не только пени по налогам, взносам и сборам, но и по невыплаченной вовремя заработной плате и пени за несвоевременную уплату коммунальных услуг. Есть мнение, что при расчете пеней по налогам не включается день уплаты просроченного платежа (письмо Минфина от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318), однако ФНС всегда считала по-другому, поэтому в нашем калькуляторе учтена точка зрения налоговой службы.

Сроки уплаты налога на прибыль

Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период, – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 287, п. 4 ст. 289 НК РФ).

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установлен­ного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период, – не позднее 28 ка­лендарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289 НК РФ): по итогам I квартала – не позднее 28 апреля; полугодия – не позднее 28 июля; девяти месяцев – не позд­нее 28 октября.

Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, вносятся в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого периода. Например, авансовые платежи, подле­жащие уплате в течение I квартала, уплачиваются в срок не позднее 28 января, 28 февраля и 28 марта соответственно.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически получен­ной прибыли, вносят их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Например, за налоговый период «январь» – не позднее 28 февраля, «январь – февраль» – не позднее 28 марта и т. д.

На практических примерах

В июне 2017 года организация выявила ошибку в расчете налога на прибыль за 2016 год. В бюджет причитается доплата налога на прибыль в размере 600 000 руб.

26 июня 2017 года (перед подачей уточненной декларации) она уплатила недоимку и пени.

Рассчитаем сумму пеней, которую должна уплатить организация.

Срок уплаты налога за 2016 год истек 28 марта 2017 года. Пени должны начисляться с 29 марта по 26 июня 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки – 90.

Сумма пеней равна 16 990 руб. (600 000 руб. x 9,75% / 300 x 34 дн. + 600 000 руб. x 9,25% / 300 x 56 дн.).

Таким образом, до представления уточненной декларации налогоплательщику следует упла­тить сумму:

– заниженного налога на прибыль за 2016 год – 600 000 руб.;
– пеней – 16 990 руб.

Пени за просрочку уплаты ежемесячных авансовых платежей и налога на прибыль

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соот­ветствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой по ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчисле­нию до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты – до момента наступления срока уп­латы соответствующего налога.

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансо­вых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, должны быть соразмерно уменьшены.

Данный порядок надо применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчис­ленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода (п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, письма Минфина России от 22.01.2010 № 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 № 3-2-06/127).

Организация обнаружила ошибку в декларации за девять месяцев 2016 года в сумме 750 000 руб. в марте 2017 года.

Уточненную декларацию она представила 18.03.2017, перед этим (17.03.2017) погасив недо­имку и перечислив пени.

Сумма налога, подлежащая доплате по итогам года, определена с учетом скорректированной суммы налога за девять месяцев.

Ежемесячные авансовые платежи в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года согласно первоначальной декларации составляли 3 000 000 руб.

Фактический налог на прибыль за IV квартал 2016 года равен 9 300 000 руб.

Организация вносит авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала.

Рассчитаем размер пеней, которые необходимо уплатить компании, учитывая тот факт, что ошибка компании привела не только к неуплате налога на прибыль за девять месяцев 2016 года, но и к неполной уплате ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2016 года и I квартале 2017 года. (Расчетные показатели приведены в тыс. руб.)

Срок внесения ежемесячного авансового платежа

Платеж согласно первоначальной декларации

Доплата авансового платежа*

Неполная уплата ежемесячного авансового платежа для расчета пеней**

Итого сумма (нарастающим итогом) для расчета пеней

1 300 (1 050 + 250)

1 550 (1 300 + 250)

Пени рассчитываются с учетом неуплаченных ежемесячных авансовых платежей по следую­щим периодам:

Период, за который начисляются пени

Количество дней в периоде

Сумма недоимки, руб.

Начислены пени, руб.

  • заниженный налог на прибыль за девять месяцев 2016 года – 750 000 руб.;
  • заниженные ежемесячные авансовые платежи за IV квартал 2016 года – 300 000 руб. (100 000 руб. x 3);
  • заниженные ежемесячные авансовые платежи за I квартал 2017 года – 500 000 руб. (250 000 руб. x 2);
  • пени – 40 993,53 руб.

Если в периоде просрочки у организации имелась переплата по налогу на прибыль

Пени подлежат уплате в случае образования недоимки, по­этому если у налогоплательщика в периоде просрочки имелась переплата, то перед подачей уточненной декларации налогоплательщик может самостоятельно рассчитать пени с учетом переплаты.

В апреле 2017 года организация выявила ошибку при расчете налога на прибыль за 2015 год. К до­плате в бюджет причитается сумма 250 000 руб.

Организация погасила недоимку в полном объеме 12 апреля 2017 года.

В этот же день она уплатила и пени.

Срок уплаты налога за 2015 год истек 28 марта 2016 года, поэтому пени должны начисляться с 29 марта 2016 года по 12 апреля 2017 года включительно. Общее количество дней просрочки состав­ляет 380.

Пени были рассчитаны за указанный период с учетом следующих переплат по налогу на при­быль, подтвержденных актами сверки с налоговой инспекцией:

  • с 29 июля по 28 октября 2016 года – 270 000 руб.;
  • с 29 октября по 27 ноября 2016 года – 60 000 руб.
Исходя из переплаты по налогу сумма задолженности в целях расчета пеней составляла:

  • с 29 марта по 28 июля 2016 года – 250 000 руб.;
  • с 29 июля по 28 октября 2016 года – 0 руб. (в связи с тем, что переплата (270 000 руб.) превы­сила недоимку (250 000 руб.));
  • с 29 октября по 27 ноября 2016 года – 190 000 руб. (250 000 – 60 000);
  • с 28 ноября 2016 года по 12 апреля 2017 года – 250 000 руб.
Расчет пеней представим в таблице.

Период, за который начисляются пени

Количество дней в периоде

Сумма недоимки, руб.

Начислены пени, руб.

  • заниженного налога на прибыль за 2015 год – 250 000 руб.;
  • пеней – 24 193,75 руб.

Пени должны быть уплачены до подачи уточненной декларации

Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрена возможность освобождения налогопла­тельщика, совершившего указанное в ст. 122 НК РФ нарушение, от ответственности, если он:

  • самостоятельно выявит допущенное нарушение;
  • произведет перерасчет подлежавшей уплате за конкретный налоговый (отчетный) период суммы налога;
  • исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога;
  • уплатит доначисленные суммы налога и пеней в бюджет;
  • внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации.
Будет ли налогоплательщик привлекаться к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ, если пени, исчисленные на основании уточненной суммы налога, он уплатит после подачи уточнен­ной декларации?

Как показывает арбитражная практика, будет. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10 по делу № А73-16543/2009 отмечено, что уплата пеней до подачи уточненной декларации является одним из условий освобождения налогоплательщика от ответственности согласно п. 4 ст. 81 НК РФ. Поскольку налогоплательщик не выполнил данное требование, привлечение его к ответственности по ст. 122 НК РФ правомерно.

Аналогичный подход можно найти и в постановлениях АС УО от 18.03.2016 № Ф09-1226/16 по делу № А76-7531/2015, АС ВВО 10.07.2015 № Ф01-2513/2015 по делу № А11-3595/2014, АС СЗО от 18.12.2014 по делу № А56-15646/2014.

Вместе с тем отметим, что согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ. В данных постановлениях судьи приняли во внимание тот факт, что налогоплательщик самостоятельно устранил отрицательные последствия совершенного правонарушения: уплатил недостающую сумму налога и соответствующую сумму пеней, размер которых налоговой инспекцией не оспаривался. Данные обстоятельства были признаны смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения.

В своем письме от 14.01.2021 № БС-4-11/148@ ФНС уточнила особенности заполнения декларации 3-НДФЛ индивидуальными предпринимателями и лицами, которые занимаются частной практикой.

Ведомство напоминает, что с 1 января 2021 года введена новая форма декларации 3-НДФЛ, утвержденная приказом от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@. Новую форму необходимо применять с отчетности за 2020 год.

При этом ФНС рекомендует индивидуальным предпринимателям, нотариусам, адвокатам и другим лицам, занимающимся частной практикой, обратить внимание на ряд новшеств при заполнении отчетности.

В частности, при заполнении Раздела 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет/возврату из бюджета» декларации:

  • в пункте 1 «Сведения о суммах налога, подлежащих уплате (доплате) в бюджет…» не отражается сумма НДФЛ по доходам от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики;
  • в пункте 2 «Сведения о суммах налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в соответствии с пунктом 7 статьи 227 НК РФ» указываются начисленные суммы авансовых платежей по НДФЛ(за первый квартал, полугодие, девять месяцев) и начисленная сумма налога (за год) без уменьшения на суммы уплаченных в течение года авансовых платежей.

Кроме того, в пункте 2 указываются:

  • в строке 080 - сумма авансового платежа к уплате за первый квартал, которая равна показателю строки 050 Расчета к Приложению 3 «Расчет авансовых платежей, уплачиваемых в соответствии с пунктом 7 статьи 227 НК РФ»;
  • в строках 100 и 110 - суммы авансового платежа (к уплате либо к уменьшению соответственно) за полугодие, которые рассчитываются как разность между показателями строк 051 и 050 Расчета к Приложению 3 декларации. Если разность между показателями строк 051 и 050 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась больше либо равна 0, она отражается по строке 100. Если разность между показателями строк 051 и 050 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась меньше 0, она отражается по строке 110 (без знака минус);
  • в строках 130 и 140 - суммы авансового платежа (к уплате либо к уменьшению соответственно) за девять месяцев, которые рассчитываются как разность между показателями строк 052 и 051 Расчета к Приложению 3 декларации. Если разность между показателями строк 052 и 051 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась больше либо равна 0, она отражается по строке 130. Если разность между показателями строк 052 и 051 Расчета к Приложению 3 декларации оказалась меньше 0, она отражается по строке 140 (без знака минус);
  • в строках 160 и 170 - суммы налога (подлежащие доплате либо уменьшению соответственно) за налоговый период (календарный год).

Данные показатели указываются с учетом исчисленных авансовых платежей за девять месяцев, а также с учетом налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (стандартных, социальных, имущественных и т. д.), примененных к доходам от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики.

Сумма налога, подлежащая доплате в бюджет (показатель строки 160 Раздела 1 декларации), может быть уменьшена на:

  • сумму торгового сбора, уплаченную в налоговом периоде, подлежащую зачету (показатель строки 100 Раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке ____%»;
  • сумму налога, уплаченную в связи с применением патентной системы налогообложения, подлежащую зачету (показатель строки 140 Раздела 2 декларации).

При этом сумма налога, подлежащая доплате в бюджет, отражается в сроке 160 Раздела 1 декларации без уменьшения на сумму фактически уплаченных авансовых платежей (показатель строки 110 Раздела 2 декларации).

При заполнении Расчета к Приложению 3 декларации:

  • суммы полученных доходов от предпринимательской, адвокатской деятельности и частной практики (строки 011 и 012) отражаются в рублях нарастающим итогом;
  • суммы профессиональных налоговых вычетов, учитываемых при исчислении авансовых платежей за полугодие и девять месяцев (строки 021 и 022) отражаются в рублях нарастающим итогом;
  • суммы стандартных налоговых вычетов, учитываемых при исчислении авансовых платежей за полугодие и девять месяцев (строки 031 и 032) отражаются в рублях нарастающим итогом;
  • налоговые базы для исчисления авансового платежа по налогу за полугодие и девять месяцев (строки 041 и 042) отражаются в рублях нарастающим итогом;
  • суммы исчисленного авансового платежа по налогу за полугодие и девять месяцев (строки 051 и 052) отражаются в рублях нарастающим итогом.


Журнал «Практическая бухгалтерия». Свежие новости бухучета и налогообложения ежедневно. Подписаться

Тест «Налог на доходы физических лиц»

1. Налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица:

а) находящиеся в Российской Федерации и получающие доход в общей сложности не менее 183 дней в календарном году;

б) фактически находящиеся в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году;

в) получающие доход из источников в Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

2. Датой фактического получения дохода в виде заработной платы в календарном году является:

а) дата выплаты дохода, включая авансовые выплаты физическому лицу, либо дата передачи дохода в натуральной форме;

б) последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности;

в) дата исчисления дохода либо дата перехода права собственности на доходы в натуральной форме.

3. Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат налогообложению, если:

а) они получены из источников на территории Российской Федерации в денежной и натуральной форме;

б) они получены из источников на территории Российской Федерации в иностранной валюте и натуральной форме;

в) они начислены к выплате на территории Российской Федерации.

4. Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода (при отсутствии государственных регулируемых цен):

а) по цене реализации сторонним организациям;

б) по рыночным ценам;

в) по цене, не ниже цены реализации сторонним организациям.

5. В состав совокупного дохода физических лиц включаются:

а) суммы единовременных пособий уходящим на пенсию;

б) доли, внесенные в уставный капитал, при выбытии физических лиц из состава участников организации;

в) оплата за проживание в гостинице сверх установленных законодательством норм при наличии подтверждающих документов.

6. В совокупный годовой доход не включаются:

а) вознаграждения донорам за сданную кровь;

б) суммы отчислений, производимых в негосударственные пенсионные фонды;

в) возмещение оплаты за обучение детей в учебных заведениях.

7. Вычеты из совокупного дохода сумм расходов на содержание детей, студентов и учащихся дневной формы обучения осуществляются:

а) независимо от того, имеют ли они самостоятельные источники доходов;

б) независимо от того, имеют ли они самостоятельные источники доходов, если проживают совместно с родителями;

в) независимо от того, имеют ли они самостоятельные источники доходов, а также проживают они или нет совместно с родителями.

8. Уменьшение расходов на содержание студента, имеющего свою семью:

а) не осуществляется, если он проживает отдельно от родителей;

б) осуществляется у каждого из его родителей;

в) осуществляется у каждого из его родителей, если жена является тоже студенткой.

9. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей) предоставляется в размере:

а) 500 руб. за каждый месяц налогового периода;

б) 400 руб. за каждый месяц налогового периода;

в) 300 руб. за каждый месяц налогового периода.

10. Ответственность за достоверность данных, представленных для уменьшения облагаемого налогом дохода на сумму расходов на содержание детей, несет:

а) организация, осуществляющая вычеты;

б) заявитель;

в) организация, осуществляющая вычеты, совместно с заявителем.

11. Доходы, полученные в текущем календарном году за пределами Российской Федерации физическими лицами с постоянным местожительством в Российской Федерации:

а) включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации;

б) не включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации;

в) не включаются в доходы, подлежащие налогообложению в Российской Федерации, если подтвержден факт уплаты налога за пределами Российской Федерации.

12. В случае если работник увольняется, проработав последний месяц не полностью, вычеты за последний неполный месяц:

а) не осуществляются, независимо от количества дней, проработанных в данной организации;

б) осуществляются, независимо от количества дней, проработанных в данной организации;

в) осуществляются пропорционально количеству отработанных дней.

13. При поступлении на работу в текущем году физических лиц, ранее не имевших места основной работы, полагающиеся для них вычеты производятся:

а) с месяца поступления на работу, если проработано более 50% рабочего времени месяца;

б) с месяца, следующего за месяцем поступления на работу;

в) с месяца поступления на работу, независимо от количества проработанных в данном месяце дней.

14. В случае ухода работника в отпуск начисленные отпускные суммы включаются в облагаемый доход:

а) того периода, в котором они начислены;

б) того периода, в котором они начислены и выплачены;

в) того периода, в котором они выплачены.

15. Налог на доходы физических лиц с вознаграждений, поступающих из-за границы:

а) удерживается у источника выплаты;

б) исчисляется налогоплательщиком самостоятельно.

16. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическим лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на основании декларации, уплачивается:

а) до 15 июня года, следующего за отчетным;

б) до 15 июля года, следующего за отчетным;

в) до 1 июля года, следующего за отчетным.

17. В состав облагаемого налогом годового дохода иностранных граждан и лиц без гражданства не включаются:

а) суммы на содержание автомобиля для служебных целей;

б) суммы, выплачиваемые нанимателем дополнительно к заработной плате за каждый день пребывания на территории Российской Федерации;

в) суммы, выплачиваемые для компенсации расходов на обучение детей в школе.

18. Физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, учет полученных доходов:

а) самостоятельно не осуществляют;

б) ведут по произвольной форме с указанием места, даты выплаты и вида дохода;

в) ведут по произвольной форме, но согласованной с налоговым органом.

19. Если по каждому виду полученных налогоплательщиком доходов установлены различные ставки, то налоговая база определяется:

а) по максимальной ставке;

б) по каждому виду доходов отдельно.

20. Если по решению суда или иных органов из дохода налогоплательщика осуществляются по его распоряжению удержания, то такие удержания:

а) уменьшают налогооблагаемую базу;

б) не уменьшают налогооблагаемую базу.

21. Не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде процентов, полученных по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:

а) установленная ставка не превышает 5% годовых по вкладам в иностранной валюте;

б) установленная ставка не превышает 6% годовых по вкладам в иностранной валюте;

в) установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте.

22. Налоговый вычет расходов на содержание ребенка у налогоплательщиков осуществляется на каждого ребенка:

в) до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

23. Лечение физического лица было оплачено организацией за счет средств работодателей. Социальный налоговый вычет:

а) предоставляется налогоплательщику;

б) не предоставляется налогоплательщику.

24. При продаже жилого дома имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной при продаже, если:

а) дом находился в собственности налогоплательщика менее 3 лет;

б) дом находился в собственности налогоплательщика менее 5 лет;

в) дом находился в собственности налогоплательщика 5 лет и более.

25. Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не был использован полностью, то его остаток:

а) не может быть перенесен на последующие налоговые периоды;

б) может быть перенесен на последующие три налоговых периода;

в) может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.

26. Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих доходов:

а) доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

б) выигрышей, выплачиваемых организаторами конкурсов в рекламных целях;

27. Налоговый агент обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумму задолженности налогоплательщика:

а) в течение 10 дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств;

б) в течение 1 месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств;

в) в течение 3 месяцев с момента возникновения соответствующих обстоятельств.

28. Налоговые агенты выдают физическим лицам справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога:

а) в обязательном порядке каждому налогоплательщику;

б) по заявлению налогоплательщика.

29. Сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары:

а) представляются в обязательном порядке;

б) не представляются, если они предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

в) представляются налоговым агентом по желанию индивидуального предпринимателя.

30. Пересчет сумм авансовых платежей в случае сдачи уточняющей налоговой декларации с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности ведется налоговым органом:

а) не позднее 5 дней с момента получения уточняющей декларации о предполагаемых доходах;

б) не позднее 10 дней с момента получения уточняющей декларации о предполагаемых доходах;

в) не позднее 30 дней с момента получения уточняющей декларации о предполагаемых доходах.

Читайте также: