Перераспределение налоговых поступлений осуществляется посредством метода

Опубликовано: 05.05.2024

Перераспределение средств между участниками группы компаний является важным инструментом операционного управления холдингом. При этом на практике стремятся, чтобы финансирование участников группы либо передача между ними имущества происходили с минимальными налоговыми потерями.

Бесспорно, самым распространенным способом перераспределения средств внутри группы компаний является предоставление процентных или беспроцентных займов. Но, несмотря на ряд объективных преимуществ, такой способ не является универсальным. Ограничения, установленные статьей 269 НК РФ, а также возвратный характер займов, могут осложнить задачу безналогового финансирования. Поэтому компании на практике применяют ряд других действенных способов перераспределения средств в группе, не теряя при этом на налогах.

Перераспределение средств материнской компанией

Схема 1. Дивиденды перераспределяются при помощи безвозмездной передачи имущества

В чем экономия. Экономии нет, но при выполнении определенных условий, предусмотренных НК РФ, у участников группы не возникает дополнительных налоговых обязательств.

Как работает схема. Материнская компания получает дивиденды от одной дочерней компании и перераспределяет их в другую дочернюю компанию посредством вклада в имущество, безвозмездной передачи или путем увеличения уставного капитала. Для того чтобы схема была безналоговой, ее участники выполняют следующие условия.

Материнская компания на момент принятия решения о выплате дивидендов должна владеть в течение года не менее чем 50-процентным вкладом в уставном капитале дочерней компании. Тогда выплачивающая доход дочерняя компания в качестве налогового агента не будет удерживать налог на прибыль (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

При дальнейшем перераспределении средств в другое дочернее общество на практике пользуются положениями статьи 251 НК РФ. То есть передают средства либо в качестве вклада в уставный капитал (подп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ), либо в целях увеличения чистых активов (подп. 3.4 п. 1 ст. 251 НК РФ), либо безвозмездно (подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако у данного способа перераспределения есть и свои минусы. Во-первых, «дочка», выплачивающая доход материнской компании в виде дивидендов, фактически делает это после уплаты всех налогов, то есть не учитывает данные средства в налоговых расходах. Во-вторых, распределение дивидендов осуществляется только на основании решения общего собрания участников или акционеров не чаще чем ежеквартально. Для некоторых компаний это делает подобный вариант неприемлемым.

Перераспределение средств, аккумулированных единым аутсорсинговым центром

Схема 2. Доходы от аутсорсинга перераспределяет материнская компания

В чем экономия. В отличие от первого способа, в данном случае сосредоточение финансовых ресурсов осуществляется в аутсорсинговой компании, которая применяет упрощенную систему налогообложения.

Компании группы оплачивают этому обществу такие услуги, как ведение централизованной бухгалтерии, юридическое сопровождение, специализированное консультирование и т.п. Соответственно, указанные расходы уменьшают базу по налогу на прибыль обслуживаемых компаний. У «дочки», оказывающей услуги, налоговые потери нивелируются применением «упрощенки». В результате перераспределение происходит одновременно со снижением совокупной налоговой нагрузки.

Как работает схема. В структуре холдинга создается дочерняя компания, применяющая «упрощенку» с объектом «доходы» (ставка 6%). Это вспомогательное общество оказывает услуги остальным участникам группы. Его собственные расходы при этом сводятся к арендным платежам и выплате зарплаты сотрудникам. При этом, чтобы не потерять права на применение «упрощенки», соблюдают ограничение – максимальная сумма дохода управляющей компании не должна превышать 60 млн рублей за год (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

Далее эта компания каждые три месяца принимает решение о выплате дивидендов. Таким образом, материнская компания получает от «управляющей дочки» деньги после уплаты единого налога. При этом, в случае соблюдения условий подпункта 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ, полученные дивиденды будут облагаться по нулевой ставке.

Дальнейшее перераспределение денег из материнской компании может осуществляться так же, как в способе 1, либо заемным финансированием, в зависимости от целей группы и финансового состояния получающих дочерних компаний.

Перераспределение средств, аккумулированных «хранителем активов»

Схема 3. Доходы от «хранителя активов» перераспределяет материнская компания

В чем экономия. Сосредоточение всех ценных активов (недвижимость, оборудование, объекты интеллектуальной собственности) в одной дочерней компании, применяющей упрощенную систему, позволяет сэкономить налог на имущество внутри группы компаний (п. 4. ст. 346.26 НК РФ), а также аккумулировать денежные средства группы.

В отличие от способа, использующего аутсорсера, включение в структуру группы «хранителя активов» имеет прозрачную и реальную деловую цель – защита активов компании от посягательств третьих лиц.

Как работает схема. В холдинге создается дочерняя компания, которая является собственником всех ценных активов, в том числе объектов интеллектуальной собственности. Впоследствии такие активы передаются в аренду остальным участникам группы, тем самым происходит накопление финансового ресурса. Впоследствии такие средства перераспределяются через безналоговый механизм выплаты дивидендов материнской компании и их перечисления остальным участникам группы путем описанных выше способов – безвозмездной передачи имущества, вклада в уставный капитал или увеличения чистых активов (подп. 1 п. 3 ст. 284, ст. 251 НК РФ).

Несмотря на то что в целом «хранители активов» привлекают меньше внимания контролеров, одной из причин вероятных претензий может стать серьезное отличие стоимости аренды имущества от рыночной. В этом случае налоговики часто привлекают профессиональных оценщиков имущества. В случае недвижимости это оправданно, но, скажем, оценить стоимость предоставления права на использование товарного знака (бренда) и иных объектов интеллектуальной собственности на практике оказывается очень сложно.

Финансирование через возвратный лизинг

Схема 4. Применение механизма возвратного лизинга

В чем экономия. Дружественный лизингополучатель оптимизирует налог на прибыль с помощью уплаты лизинговых платежей, а также за счет значительного сокращения срока службы основного средства при использовании ускоренного коэффициента амортизации (п. 2 ст. 259.3 НК РФ).

Как работает схема. В группе дружественных компаний создается лизинговая компания. Она может оказывать услуги финансовой аренды как внутри группы, так и вовне. Лизингополучателем при этом выступает любой участник группы компаний, имеющий соответствующие активы. Он продает лизинговой компании основное средство (недвижимость, дорогостоящее оборудование) и затем берет это имущество в аренду у лизинговой компании. Возможность субъекта лизинговых отношений одновременно выступать в качестве продавца объекта лизинга и лизингополучателя установлена в статье 4 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».

Преимуществом такого способа является оперативное привлечение оборотных средств с возможностью уменьшения налоговой нагрузки за счет лизинговых платежей. Потерь по НДС не возникнет – перечисленный в бюджет налог сможет возместить лизинговая компания. Лизингодатель при этом выступает неким финансовым центром, который единовременно выплачивает крупные суммы средств, в последующем принимая их обратно по частям в виде лизинговых платежей.

Существенным минусом данного способа перераспределения средств в группе компаний являются высокие налоговые риски. Часто возвратный лизинг контролеры приравнивают к фиктивным сделкам.

Децентрализованное перераспределение средств с помощью штрафов

Схема 5. Перераспределение средств без формирования финансового центра

В чем экономия. Возмещение ущерба, выплата пеней и штрафных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств для группы компаний не создает потерь по налогу на прибыль.

В частности, расходы в виде признанных должником или подлежащих им уплате на основании решения суда штрафов или пеней за нарушение договорных обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба компания может учесть при исчислении налога на прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Штрафные санкции не создают дополнительной нагрузки и по НДС, даже если сама сделка этим налогом облагается. Есть основание считать, что выплата санкций за нарушение условий договора не облагается НДС в любом случае.

Практика подтверждает, что такой способ оптимизации компании успешно применяют в своей деятельности (постановления Президиума ВАС РФ от 05.02.08 № 11144/07, федеральных арбитражных судов Московского от 11.03.09 № КА-А40/1255-09, Центрального от 16.09.08 № А54-3386/2006-С21 округов).

Как работает схема. Между компаниями группы перечисляются денежные средства под видом штрафов, пеней, неустоек, а также в качестве возмещения ущерба (упущенной выгоды) или процентов за пользование чужими деньгами. То есть финансирование группы осуществляется посредством мер гражданско-правовой ответственности.

Отметим, что в отношении налога на прибыль риски такого способа перераспределения средств могут возникнуть в случае добровольного признания неустойки и согласия возместить ущерб. Налоговики могут попытаться оспорить экономическую обоснованность таких расходов. На практике суды при рассмотрении подобных споров обычно встают на сторону компании (например, постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.10 № 13640/09).

Для компании важно суметь документально подтвердить причины нарушения или неисполнения договорных обязательств (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.09 № А12-17975/2008).

Отметим также, что интересным способом в плане перераспределения средств между аффилированными компаниями является выплата неустойки за несвоевременную выплату дивидендов. В постановлении от 06.05.09 № КА-А40/3332-09 Федеральный арбитражный суд Московского округа признал такие затраты экономически обоснованными.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Разграничение поступлений между уровнями бюджетной системы направлено на выравнивание бюджетной обеспеченнос­ти регионов, обеспечение предоставления местными исполни­тельными органами одинакового уровня государственных услуг. Основной целью политики разграничения поступлений является обеспечение всех уровней государственного управления достаточ­ными финансовыми средствами для полноценного осуществления возложенных на них функций. Бюджетным кодексом определены принципы построения межбюджетных отношений и распределе­ны все поступления между уровнями бюджетов. Распределение доходов между уровнями бюджетов установлено в соответствии с разграничением полномочий между уровнями государственного управления.

В основу разграничения доходов между уровнями бюджетной системы положены следующие основные принципы:

1) стабильность доходов, т.е. за каждым уровнем бюджетной системы законодательно закрепляются соответствующие поступ­ления, а также на среднесрочный период устанавливаются размеры бюджетных субвенций и изъятий. Данный принцип обеспечивает заинтересованность местных исполнительных органов в увеличе­нии налогового потенциала и объективность в планировании рас­ходов местных бюджетов;

2) достаточность доходов, т.е. каждый уровень бюджетной системы должен располагать финансовыми средствами, обеспе­чивающими полноценное предоставление государственных услуг. В связи с неравномерностью распределения доходной базы между регионами, поскольку экономическое развитие территорий сильно дифференцировано, равная доступность населению государствен­ных услуг достигается посредством использования различных ре­гулирующих доходов;

3) единство форм и методов регулирования доходов, т.е. пре­доставление каждому уровню бюджетной системы дополнительных доходов должно основываться на единых подходах. Это до­стигается посредством использования официальных трансфертов и бюджетных кредитов, а на уровне область-район также использо­ванием нормативов распределения доходов. При определении форм регулирования доходов необходимо учитывать налоговый потен­циал каждого уровня бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей территории, утвержденные натуральные нормы, т.е. натуральные показатели потребления или использова­ния необходимых материальных и нематериальных благ.

3) эффективность предоставления государственных услуг, т.е. каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать на­иболее результативное производство и предоставление государс­твенных услуг. Это достигается закреплением исполнения госу­дарственных услуг за более низким уровнем бюджетной системы, поскольку они могут реально учесть потребности их получателей и предоставлять эти услуги своевременно и качественно.

Сущность государственного регулирования доходов регио­нальных бюджетов состоит в распределении поступлений между территориальными звеньями бюджетной системы РК, гарантиру­ющих нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и, тем самым, сводящих к минимуму необходимость дополнительного распределения между ними фи­нансовых средств. Это подразумевает, что доходная структура ре­гионального бюджета должна полностью или в значительной мере контролироваться властями соответствующего уровня, т.е. форми­роваться преимущественно из местных налогов. Такое распреде­ление доходных источников необходимо, прежде всего, с полити­ческой точки зрения, поскольку при данном подходе гражданам легче понять, что если по их желанию будут произведены допол­нительные расходы, то придется ввести дополнительные налоги или тарифы, которые будут покрыты конкретно за счет них самих или других жителей региона.

Решение проблемы вертикальной сбалансированности бюдже­тов следует рассматривать с двух позиций. Во-первых, вертикальная сбалансированность предполагает разумное распределение и зако­нодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти, т.е. выравнивание финансовых потребнос­тей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг (видов обще­ственного товара). Во-вторых, необходимость выравнивания фи­нансовых возможностей соответствующих уровней власти путем долевого участия разных уровней власти в общенациональных пос­туплениях при распределении налогового потенциала страны.

Соответственно целью вертикального бюджетного вырав­нивания является обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, и в первую очередь расходных функций. При этом основные принципы рас­пределения расходных функций заключаются в следующем:

- государственные услуги, оказываемые в местных пределах, должны предоставляться местными властями;

- услуги, которыми пользуются одновременно жители не­скольких местных административных единиц, должны пре­доставляться властями областного (регионального) уровня;

- услуги, распространяемые на всю страну, должны предо­ставляться Правительством.

Основой механизма вертикального выравнивания является, с одной стороны, законодательное закрепление за каждым бюджет­ным уровнем финансирования конкретных сфер деятельности, ко­торые должны соответствовать предметам ведения и полномочиям центра и регионов (территорий), с другой – разграничение бюд­жетной ответственности между центральными и региональными органами власти и управления. Это обусловлено тем, что услуги, предоставляемые на местном уровне, как правило, должны фи­нансироваться на местном уровне для более тесной взаимоувязки общественных затрат и результатов: когда «платит тот, кто поль­зуется», повышается и эффективность реализации услуг и ответс­твенность за принятие решений. Однако при этом следует четко различать понятия предоставления услуг и их финансирования: многие услуги могут предоставляться на местном уровне, а фи­нансироваться центром.

Первым шагом в разграничении бюджетных полномочий между центром и регионами республики стало разграничение предметов ведения и полномочий во всех областях хозяйственной деятельности, установленное Конституцией РК. Однако она уста­навливает лишь общие принципы разделения компетенции между властями разных уровней, не регламентируя при этом механизмы финансирования закрепленных за центральными и региональны­ми уровнями управления функций.

В настоящее время стихийно сложившаяся децентрализация расходных полномочий в бюджетной системе РК достигла неко­его «естественного» предела. Так, за счет местных бюджетов фи­нансируется около 70% общих расходов на развитие экономики, 80% - на образование, 88% - на здравоохранение, 70% - на соци­альное обеспечение и т.д.

При анализе проблемы закрепления расходов основной вопрос заключается в определении того уровня власти, который с максималь­ной степенью отдачи способен обеспечить выполнение тех или иных государственных функций по финансированию расходов и предо­ставлению услуг. От ответа на этот вопрос зависит достижение трех важных целей государства: стабилизация экономики, эффективность и справедливость распределения расходных функций. От того, на­сколько продуманы и корректно встроены в структуру общегосударс­твенной и региональной политики эти исходные положения бюджет­ного регулирования во многом зависит реальный баланс, а значит, и целостность государства, стабильность состояния общества.

На основе и с помощью методов вертикального бюджетного выравнивания решается также проблема рационального закреп­ления доходных источников бюджетов за уровнями власти. Обес­печение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями бюджет­ной системы по самостоятельному осуществлению определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получе­ния источников доходов.

Разработка системы закрепления налогов и перераспреде­ления доходов между различными уровнями власти должна осу­ществляться по завершению распределения ответственности за расходы и установлению их общего объема на каждом уровне государственной власти. Функционирование такой системы означает действие той части механизма вертикального выравнивания, которая обеспечивает выравнивание финансовых возможностей различных уровней власти. Это осуществляется за счет перерасп­ределения налоговых и других источников по уровням бюджетной системы с использованием различных методов.

Перераспределение налоговых поступлений может осущест­вляться посредством метода определения нормативов отчислений, смысл которого заключается в законодательном установлении оп­ределенной доли по отдельным видам налогов. В соответствии с этой установленной долей часть конкретного налога поступает в вышестоящий бюджет, а другая часть — в нижестоящие бюджеты.

При установлении нормативов отчислений используются методы квотирования и присоединения ставок. Под методом квотирования понимается оставление строго установленной процентной доли оп­ределенного налога в распоряжении того уровня административной единицы, на территории которой этот налог собран. Особенность данного метода заключается в его простоте и в наличии гарантий, что местные бюджеты получат определенную часть поступлений.

Суть метода присоединения ставок в том, что местным тер­риториальным органам управления разрешается в дополнение к республиканским взимать одноименные налоги, ограниченного определенным пределом размера. Этот метод также отличается простотой и эффективностью, поскольку местные органы заинте­ресованы в выявлении платежеспособных налогоплательщиков и в своевременном поступлении платежей.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Выбери правильный ответ. Финансы - это:

  1. денежные и товарные отношения
  2. совокупность экономических отношений
  3. совокупность денежных отношений, возникающих в обществе
  4. денежные доходы предприятий и государства
  5. общественные фонды потребления
  6. бюджет государства

Вопрос 2. Выбери правильный ответ. Функции финансов:

  1. стимулирующая
  2. распределительная
  3. воспроизводственная
  4. контрольная
  5. воспитательная
  6. кредитная

Вопрос 3. Выбери правильный ответ. Деньги - это:

  1. золото
  2. золото и серебро
  3. бумажные деньги
  4. акции, облигации
  5. всеобщий эквивалент
  6. кредитные деньги

Вопрос 4. Выбери правильный ответ. Финансовая политика - это:

  1. концентрированное выражение экономики
  2. бюджетная политика
  3. налоговая политика
  4. социальная финансовая политика
  5. таможенная политика
  6. определенная деятельность финансовых органов для выполнения намеченных целей

Вопрос 5. Выбери правильный ответ. Что такое финансовая система- это:

  1. форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса
  2. совокупность различных финансовых отношений
  3. совокупность учреждений и рынков
  4. совокупность учреждений и организаций, однородных по своим задачам
  5. форма организации банков и страховых контор
  6. центральный банк и министерство финансов

Вопрос 6. Выбери правильный ответ. Что представляет собой процесс управления финансами:

  1. регулирование финансового рынка
  2. контроль за эмиссией бумажных денег в стране
  3. управление системой пенсионного обеспечения и страхования
  4. процесс перераспределения финансовых ресурсов в рамках финансового состояния
  5. механизм регулирования доходов работающего населения
  6. контроль за перемещением денег в другие страны

Вопрос 7. Выбери правильный ответ. Источники финансовых ресурсов:

  1. совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения
  2. денежные средства олигархов
  3. денежные средства государства
  4. денежные средства субъектов федерации
  5. заработная плата рабочих и прибыль предприятий
  6. совокупность денежных средств граждан, организаций и государства

Вопрос 8. Выбери правильный ответ. Что не входит в финансовый аппарат России:

  1. Центральный банк РФ
  2. Министерство РФ по налогам и сборам
  3. Министерство государственного имущества
  4. Счетная палата РФ
  5. Государственная Дума и Совет Федерации
  6. Федеральное казначейство

Вопрос 9. Выбери правильный ответ. Как трактуется понятие «бюджет»:

  1. основной финансовый план страны
  2. система финансовых отношений между государством, органами самоуправления и населением
  3. система сбора налогов с предприятий и населения
  4. роспись доходов и расходов прошлого года
  5. система распределения расходов будущего года
  6. система формирования пенсионного фонда и фонда занятости страны

Вопрос 10. Выбери правильный ответ. Какие принципы не положены в основу бюджетной системы РФ:

  1. единство бюджетной системы РФ
  2. сбалансированность бюджета
  3. самостоятельность бюджетов
  4. разграничение доходов и расходов по уровням
  5. теневой характер доходов бюджета
  6. непрозрачность расходов бюджета

Вопрос 11. Выбери правильный ответ. Что понимается под консолидированным бюджетом субъектов РФ:

  1. бюджет субъекта Федерации и бюджеты его муниципальных образований
  2. бюджет федеральный и бюджеты субъектов РФ
  3. бюджет федеральный и бюджеты муниципальных образований
  4. бюджет субъекта РФ
  5. бюджеты муниципальных образований отдельной области, республики, края
  6. Федеральный бюджет РФ

Вопрос 12. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в доходные статьи бюджета:

  1. налоги на предприятия и организации
  2. налоги на физические лица
  3. неналоговые доходы бюджета
  4. акцизные налоги
  5. внешнеторговые пошлины
  6. подоходный налог с пенсионеров

Вопрос 13. Выбери правильный ответ. Что понимается под бюджетной классификацией:

  1. состав доходов бюджета
  2. состав расходов бюджета
  3. кредиты Центрального банка
  4. займы у иностранных правительств
  5. группировка доходов и расходов бюджета
  6. выпуск ценных бумаг в стране и за рубежом

Вопрос 14. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходные статьи бюджета:

  1. расходы на национальную оборону
  2. расходы на содержание государственного аппарата
  3. расходы на решение социальных задач
  4. дотации на жилищно-коммунальное хозяйство
  5. расходы на содержание промышленных предприятий
  6. обслуживание внешнего государственного долга

Вопрос 15. Выбери правильный ответ. Что такое дефицит бюджета:

  1. превышение доходов над расходами
  2. разница между доходами и инвестициями
  3. превышение расходов над доходами
  4. разница между национальным доходом и зарплатой трудящихся
  5. разница между ВВП и национальным доходом
  6. разница между доходами и внешним долгом государства

Вопрос 16. Выбери правильный ответ. Назовите, что не входит в расходы бюджетов субъектов РФ:

  1. расходы на образование и здравоохранение
  2. расходы на физическую культуру и спорт
  3. дотации жилищно-коммунальному хозяйству
  4. расходы на содержание областной администрации
  5. расходы на оплату процентов по внешнему долгу
  6. трансферты населению

Вопрос 17. Выбери правильный ответ. Госбюджет РФ утверждается:

  1. Парламентом (Госдумой) страны
  2. Председателем правительства
  3. Счетной палатой
  4. Министерством финансов
  5. Советом безопасности
  6. Съездом партии «Единая Россия»

Вопрос 18. Выбери правильный ответ. Профицитом бюджета является:

  1. превышение расходов над доходами
  2. равенство доходов и расходов
  3. превышение доходов над расходами
  4. сумма ВВП и национального дохода
  5. сумма заработной платы и прибыли
  6. разница между ВВП и госбюджетом страны

Вопрос 19. Выбери правильный ответ. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые:

  1. безвозмездно и безвозвратно
  2. на условиях возвратности
  3. на условиях кредитования
  4. убыточным организациям и предприятиям
  5. людям с низкими доходами
  6. территориям с низкой налоговой базой

Вопрос 20. Выбери правильный ответ. Какие из внебюджетных фондов являются экономическими:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Федеральный дорожный фонд
  4. Фонд экологии
  5. Фонд помощи сельскому хозяйству
  6. Фонд Горбачева М.С.

Вопрос 21. Выбери правильный ответ. Какие Вы знаете специализированные кредитно-финансовые институты:

  1. лизинговые компании
  2. факторинговые компании
  3. ломбарды
  4. кредитные потребительские кооперативы граждан
  5. жилищные кооперативы
  6. все взятое вместе

Вопрос 22. Выбери правильный ответ. Основной задачей страхования является:

  1. защита имущественных интересов юридических лиц
  2. защита имущественных интересов физических лиц
  3. создание резервного фонда на случай непредвиденных ситуаций
  4. защита интересов пенсионеров
  5. защита интересов безработных
  6. защита интересов граждан с низкими доходами

Вопрос 23. Выбери правильный ответ. Какие виды ценных бумаг выпускаются государством:

  1. акции
  2. облигации
  3. векселя
  4. чеки
  5. банкноты
  6. фьючерсы

Вопрос 24. Выбери правильный ответ. К косвенным налогам относятся:

  1. НДС
  2. акцизы
  3. налог на прибыль организации
  4. эмиссия денег
  5. подоходный налог с физических лиц
  6. налог на недвижимость

Вопрос 25. Выбери правильный ответ. Договор добровольного страхования заключается:

  1. на 1 год
  2. на 3 года
  3. на 6 месяцев
  4. на 5 лет
  5. на 10 лет
  6. пожизненно

Юридическим лицам на общем режиме с обособками приходится разбивать прибыль по долям между головной компанией и подразделениями и перечислять налог в бюджет несколькими платежами. Расскажем, как правильно посчитать доли прибыли обособленных подразделений.

Как посчитать долю прибыли по обособленным подразделениям в 2021 году

Внесены изменения в порядок распределения налоговых поступлений между бюджетами

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 244-ФЗ от 03.12.2012 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Так, в частности, документ вносит изменения в положения Бюджетного кодекса РФ в части, касающейся вопросов формирования и изменения нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы РФ и их перераспределения между бюджетами различных уровней.

Закон предусматривает порядок составления и утверждения проектов местных бюджетов сроком на три года, а также порядок формирования региональных инвестиционных фондов, а также дорожного фонда субъекта РФ и муниципального дорожного фонда.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк»

: Федеральный закон № 244-ФЗ от 03.12.2012

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

Госдума готовит эксперимент по распределению НДФЛ

Комитет по бюджету и налогам готовит к первому чтению законопроект «О проведении эксперимента по распределению сумм НДФЛ между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей». Законопроект включен в примерную программу работы палаты на весеннюю сессию.

Автор проекта - Мособлдума - предлагает в 2009-2011 годах провести эксперимент по распределению сумм НДФЛ в бюджеты Московской, Ленинградской и Тверской областей в случаях, если место жительства налогоплательщика расположено на территории одного участника эксперимента, а налоговый агент состоит на учете в налоговых органах на территории другого участника эксперимента.

По мнению Мособлдумы, это позволит более полно обеспечить пакетом социальных услуг по месту жительства налогоплательщика и создаст благоприятные условия для проживания граждан.

Выбор субъектов для эксперимента объясняется взаимным интересом трех областей в связи с наличием значительной маятниковой миграции трудовых ресурсов в соседние регионы.

Межбюджетное распределение основных налоговых платежей на 2008 год

Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан представляет информацию по межбюджетному распределению основных налоговых платежей на 2008 год в разрезе муниципальных образований.

Совет Федерации требует перераспределить налоги

Совет Федерации возобновил требования к Правительству о перераспределении налогов по регионам. По мнению сенаторов, необходимо передать регионам часть сборов от НДС, а также увеличить их долю в поступлениях от налогов на прибыль и на добычу полезных ископаемых. Взамен сенаторы готовы отдать центру налог на выселяемый в приграничные резервации игорный бизнес.

Свои запросы члены Совета федерации объясняют плачевным состоянием доходной базы регионов, не позволяющей им справляться с резко возросшими расходными обязательствами.

Минфин выступает против такой инициативы. Как ранее заявлял замминистра финансов Антон Силуанов, подобная "механическая" передача доходов от одних бюджетов другим для ведомства неприемлема: нынешняя налоговая база была сформирована под конкретные расходные обязательства уровней власти.

Читайте также: