Перерасчет земельного налога за прошлые годы

Опубликовано: 22.09.2022

Пересчет земельного налога за три года
Тихо и без резонанса дума приняла Федеральный закон № 334-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Который в узких кругах назвали "убийца бюджета". В этой статье разберемся в том, что в итоге дает этот закон? И так ли опасен для бюджета принятый закон?

Выше описанным законом внесены серьезные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части изменения порядка определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество и земельному налогу.

Если конкретно, то законом внесен абзац, согласно которого в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Подобный абзац введен не только в отношении земельных участков, а также в отношении объектов капитального строительства (ОКС), к которым в том числе относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, нежилые помещения, объекты недвижимого имущества иностранных организаций, жилые дома и жилые помещения.

Помимо этого, закон устанавливает порядок определения налогооблагаемой базы в случае установления в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости по решению комиссии или решению суда, но также и вследствие исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости и изменения качественных и (или) количественных характеристик объекта.

Пересчет земельного налога за прошлые периоды

Также закон уточняет перечень лиц, имеющих право на льготы при уплате налога на имущество и земельного налога. Закон устанавливает перечень имущества, на которое распространяется его действие.

Главная часть закона содержится в его заключительной части, согласно которой:

  • нормы закона о пересчете налога применяются к правоотношениям, которые возникли с 01.01.2015 г. в отношении инвалидов с детства и детей-инвалидов;
  • собственники комнат, квартир, частных домов, машиномест и частей указанных объектов недвижимости могут рассчитывать на правоотношения, которые возникли с 01.01.2017 года;
  • меньше всех повезло собственникам земельных участков. Для них порядок пересчета земельного налога за предыдущие периоды, подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

То есть, нормы последней части применимы только к новым кадастровым оценкам, решения о проведении которых будут приняты после вступления закона в силу. Сам закон вступает в силу с 01 января 2019 года.

Пересчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости
Не за все периоды, согласно нормам приведенного закона, получится пересчитать налог. Закон устанавливает рамки, ограничивая возможность ретроспективного пересчета налога тремя годами с момента направления налогового уведомления о пересчете земельного налога или налога на имущество.

Приведенная выше норма с одной стороны является сдерживающей, защищающей в некоторой мере интересы государства. С другой стороны - очередной лазейкой для затягивания процесса и оттягивания момента пересчета налога для государственных органов и судов.

Пересчет земельного налога задним числом
Меня спрашивают: "Почему законодатель не дал возможность проводить ретроспективный перерасчет по уже имеющимся судебным делам и государственным кадастровым оценкам в отношении земельных участков?" Ответ: "Просто законодатели не захотели, чтобы в следующем налоговом периоде, выше описанный закон стал "убийцей бюджета" нашей страны."

И да, Правительство РФ исполнило волю Президента и разобралась с кадастровой оценкой, обеспечив защиту и любовь народа, при этом в очередной раз ущемив интересы бизнеса.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на имущество физических лиц


С 1 января 2019 изменились правила применения кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда, в целях налогообложения (Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ о внесении изменений в НК РФ).

В чем принципиальная разница по сравнению с ранее действующими положениями?

До 1 января 2019 г. измененная комиссией или судом кадастровая стоимость могла быть применена в целях налогообложения, начиная с года, в котором подано заявление о ее оспаривании. Под датой подачи заявления понималась дата обращения в первый орган.

Например, обратились в комиссию, комиссия отказала в пересмотре, в итоге кадастровая стоимость была изменена только в судебном порядке. В этом случае датой подачи заявления будет считаться дата обращения в комиссию. При этом рыночная стоимость объектов недвижимости и земельных участков устанавливалась комиссией или судом на дату, по состоянию на которую была ранее установлена кадастровая стоимость (дата массовой оценки в субъекте РФ).

Например, заявление в комиссию о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было подано в сентябре 2017. Отрицательное решение комиссии пришлось обжаловать в судебном порядке. Решение суда вступило в законную силу в марте 2018 г. При этом рыночная стоимость устанавливалась на 01.01.2015 (дату определения кадастровой стоимости). Соответственно, для целей налогообложения кадастровая стоимость применялась с 01.01.2015.

Как сейчас?

Согласно пункту 6 статьи 3 Закона № 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 НК РФ, устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Такими основаниями являются, в том числе, решения комиссии и суда. Следовательно, если изменения в отношении кадастровой стоимости внесены в ЕГРН после 01.01.2019, применить новую стоимость можно в отношении прошлых налоговых периодов, начиная с даты установления кадастровой стоимости. Это правило распространяется, в том числе, на ситуации, когда заявление о пересмотре подавалось до 01.01.2019. Важно, чтобы основание для внесения изменений возникло после 01.01.2019.

Применительно к судебному акту датой возникновения основания будет считаться дата вступления в силу судебного акта. В связи с этим, если решение суда оспаривалось в апелляционном порядке, то для применения новых правил достаточно, чтобы апелляционное определение было вынесено после 01.01.2019.

Пример

В рассматриваемой ситуации налогоплательщик имеет возможность пересмотреть свои налоговые обязательства по земельному налогу не только за 2018 (год, в котором было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости), но и за прошлые налоговые периоды. Однако некоторые ограничения для него все-таки имеются.

Следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 НК РФ (в редакции Закона № 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков — физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 НК РФ, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога, исчисляемый с соответствующей даты уплаты.

Таким образом, в приведенном примере налогоплательщик-организация сможет вернуть переплату по земельному налогу за период три года с момента возникновения переплаты. Т.е., подавая заявление в мае 2019 г., максимально можно вернуть налог, уплаченный в мае 2016 г.

Вопрос: О перерасчете земельного налога, уплачиваемого физлицами, за предыдущие налоговые периоды; о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 2 декабря 2015 г. N 03-05-04-02/70162

Министерство финансов Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России и ФНС России рассмотрело обращение по вопросу правомерности взимания пересчитанного в сторону увеличения земельного налога за три налоговых периода, предшествующих текущему календарному году, и сообщает следующее.

В силу пункта 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Пунктом 2 статьи 52 Кодекса установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Также согласно пункту 4 статьи 397 Кодекса налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

На основании пункта 4 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Перерасчет налога может быть осуществлен, если органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате технической ошибки или судебного решения проведена корректировка налоговой базы в налоговом периоде, за который налогоплательщику уже было направлено налоговое уведомление, налоговые органы пересчитывают сумму земельного налога и направляют налогоплательщику уточненное налоговое уведомление, но не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.

Также налоговыми органами производится перерасчет земельного налога и направляется налогоплательщику новое налоговое уведомление в связи с получением налоговыми органами от органов, представляющих сведения для исчисления земельного налога, ранее не предоставленной в установленном порядке информации о прекращении (возникновении) права собственности на земельный участок, о кадастровой стоимости земельного участка, об изменении адреса места жительства физического лица.

Кроме того, при представлении налогоплательщиком заявления на льготу по земельному налогу применительно к налоговым периодам, за которые направлены налоговые уведомления, также производится перерасчет земельного налога.

В случае если в результате перерасчета у налогоплательщика возникает сумма земельного налога к доплате, данный налог подлежит перечислению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее чем за 30 дней до срока уплаты налога.

Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 78 Кодекса налогоплательщикам производится возврат суммы излишне уплаченного налога, с момента уплаты которой прошло не более трех лет.

В отношении пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости отмечаем, что проведение государственной кадастровой оценки регулируется положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).

Периодичность проведения государственной кадастровой оценки установлена статьей 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ, согласно которой государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Федеральным законом N 135-ФЗ также установлено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости (за исключением случая, установленного статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ).

В соответствии с положениями пунктов 11 - 14 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508, при построении модели оценки кадастровой стоимости оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся уровню рыночных цен, которая должна отвечать критериям достаточности и достоверности, в набор ценообразующих факторов объектов оценки должны быть включены только те факторы, которые оказывают существенное влияние на их стоимость.

При проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке. В период между проведением работ по государственной кадастровой оценке возможно изменение рыночной конъюнктуры, методических подходов к определению кадастровой стоимости. Этим может обусловливаться изменение кадастровой стоимости объекта оценки как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

В соответствии со статьей 24.18 Закона N 135-ФЗ в случае несогласия с результатами определения кадастровой стоимости они могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия), созданной при Управлении Росреестра на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Согласно статье 24.18 Закона N 135-ФЗ основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, и недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Вместе с тем сообщаем, что Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 даны разъяснения о некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Методика расчета земельного налога налоговыми органами

Значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в 2011–2012 гг. в связи с вступлением в силу постановлений региональных правительств субъектов РФ, которыми утверждены результаты оценки земельных участков.

В итоге практически все собственники земельных участков вынуждены с 2012 г. (в ряде регионов еще раньше) платить более высокий земельный налог, как правило, в 3–5 раз превышающий прежний размер налога.

В силу действия ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.98 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее – Закон №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены собственником земельных участков в арбитражном суде. И в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость устанавливается на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Собственники земельных участков, как правило, успешно оспаривают установленную кадастровую стоимость земельных участков. Но при этом сталкиваются со второй волной споров, связанных с порядком применения новой (рыночной) стоимости для расчета земельного налога.

Многие налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость земельных участков, представили уточненные декларации по земельному налогу за прошлые налоговые периоды.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ: НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ

То есть если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом РФ и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, налогоплательщики осуществляли перерасчет земельного налога из кадастровой стоимости с налогового периода, на начало которого она установлена судебным решением.

681 454 966 руб. х 1,2% = 8 177 460 руб.;

36 507 220 руб. х 1,5% = 547 608 руб.

По итогам камеральной налоговой проверки было вынесено решение о доплате земельного налога в размере 4 214 477 руб. (8 725 068 руб. – 4 510 591 руб.).

Однако налогоплательщик не согласился с вынесенным решением.

Апелляционная жалоба в вышестоящую УФНС по Челябинской области также не увенчалась успехом.

И только в суде была одержана победа.

Вердикт суда (решение Арбит­ражного суда Челябинской области от 10.02.15 г. №A76-26131/2014)

ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ООО

Юридическая компания Аймрайт

Кадастровая стоимость земельного участка формирует налоговую базу по земельному налогу, поэтому чем больше кадастровая стоимость — тем больше налог, чем меньше кадастровая стоимость — тем меньше налог. Если государство устанавливает завышенную кадастровую стоимость, что приводит к завышенному размеру земельного налога, следует предпринять действия по оспариванию кадастровой стоимости земельного участка через суд или комиссию при Росреестре.

Однако можно ли произвести перерасчет земельного налога за период до вступления в силу решения суда или комиссии об установлении кадастровой стоимости равной рыночной? Допустим, что субъект РФ установил кадастровую стоимость участка с 01 января 2013 года в размере 10 млн рублей. Собственник участка обратился в суд за изменением кадастровой стоимости 01 августа 2014. Решением суда от 01 октября 2014 года эта стоимость была признана завышенной и установлена кадастровая стоимость равная рыночной в размере 5 млн рублей. Поскольку в период с 01.01.2013 до 01.10.2014 действовала завышенная кадастровая стоимость (10 млн рублей), может ли собственник земельного участка требовать перерасчета земельного налога за этот период, исходя из сниженной стоимости (5 млн рублей)?

Рекомендуем прочесть: Возвращение налога за ипотеку

Особенности расчёта

По закону перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости необходим при владении участком земли не весь налоговый период. То есть – не целый календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ). В такой ситуации кадастровая оценка может меняться по трём причинам. Вследствие:

  1. Смены вида разрешенного использования;
  2. Перевода участка из одной категории земель в другую.
  3. Изменения площади участка.

На основании статей 391 и 396 Налогового кодекса РФ всё это обязывает вести расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости с учётом сразу двух коэффициентов – Кв и Ки.

Однако, как отмечают Минфин и ФНС, в главе 31 НК РФ «Земельный налог» не прописаны правила расчета налога и авансового платежа по нему, когда нужно одновременно применить оба коэффициента – Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы (не исключено, что законодатели в скором будущем поправят эту ситуацию).

ФНС полагает, что значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде.

Предлагаем ознакомиться: Какой налог с продажи земельного участка для физлиц

При возникновении/прекращения в течение налогового/отчетного периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования/пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) расчет налога (авансового платежа) производят с учетом коэффициента Кв. Он представляет собой отношение полных месяцев участка в собственности к календарным месяцам в налоговом/отчетном периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ).

При смене в течение налогового/отчетного периода вида разрешенного использования участка, его перевода из одной категории земель в другую и/или изменении площади расчет налога (авансового платежа) производят с учетом коэффициента Ки. Его определяют аналогично п. 7 ст. 396 НК РФ (п. 7.1 ст. 396 Кодекса).

От этого показателя напрямую зависит кадастровая стоимость (для каждой категории она существенно отличается и рассчитывается на основании установленных законодательно показателей). Аналогичная ситуация возможна и с изменением вида разрешенного использования участка.

Данная ситуация является нередкой, хотя и к работе кадастрового инженера выдвигаются довольно жесткие требования — как относительно его личных знаний и опыта, так и касательно проведения самих работ. Однако гарантии отсутствия ошибок это все равно не дает.

В частности, ошибки инженера могут быть связаны с неправильно установленными границами (в результате чего будет совсем другая площадь) или же с неправильными расчетами самой стоимости, после чего неправильные данные будут занесены в кадастр.

Данная ситуация возможна, если собственник подал в суд иск с целью оспорить кадастровую стоимость, установленную ранее. В ходе этого проводится еще одна, независимая оценка земли, в результате чего данный показатель чаще всего снижается.

Этот показатель напрямую влияет на стоимость (чем больше площадь, тем дороже стоит участок). Площадь может быть скорректирована по различным причинам: изменение или уточнение границ, объединение нескольких участков или разделение одного на два и более и т. д.

Каждый из этих факторов может влиять на кадастровую стоимость как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения.

Порядок расчета налога после этого также будет отличаться в зависимости от конкретной ситуации.

В большинстве случаев этот вариант используется, когда данный показатель был уменьшен, причем по причине исправления кадастровых ошибок или вступившего в силу решения суда с измененной стоимостью.

При этом в отдельных случаях снизить налог к уплате можно не только за тот год, когда стоимость была пересмотрена, но и за несколько предыдущих периодов (но не более чем за три).

Обязательным условием при этом является тот факт, чтобы и в эти периоды применение прежней стоимости было необоснованным.

То есть, если стоимость изменилась в 2020 году, то использовать ее для расчетов можно будет лишь при вычислении налога за 2020 год. Что касается 2020 года, то за него плата будет считаться еще по старому показателю.

В частности, данный вариант распространяется на ситуации, когда изменения произошло по следующим причинам:

  • перевод земли в другую категорию;
  • изменение вида разрешенного использования;
  • пересчет площади земельного участка.

Также рекомендуется использовать такой вариант во всех ситуациях с изменением стоимости, когда она была скорректирована в сторону повышения, независимо от причин, по которым это произошло. В частности, такое мнение содержится в письме Минфина России от 05.09.2013 г. № 03-05-05-02/36540.

налога на дарение земельного участка

освобождены близкие родственники.

Можно ли приобрести земельный участок на средства материнского капитала Узнайте об этом здесь.

Хотите взять ипотеку в Россельхозбанке Об условиях вы можете прочитать в нашей статье.

После изменения кадастровой стоимости участка плательщику необходимо предпринять ряд следующих действий:

  1. Подготовка документов с новой кадастровой стоимостью. Стоит учесть, что данные о произошедших изменениях обязательно должны быть занесены в реестр и закреплены документально. Только в этом случаев становится возможным пересчет величины земельного налога.
  2. Подача документов в ИФНС. Обращаться необходимо в то отделение инспекции, где собственник земли состоит на учете в качестве плательщика земельного налога. Там же можно и получить подробную консультацию относительно того, когда именно будет применяться новая кадастровая стоимость — с текущего года или уже со следующего.
  3. Ожидание уведомления из налоговой с суммой к оплате. Данный этап распространяется только на физ лиц (граждан и ИП), юрлица обязаны рассчитывать этот показатель самостоятельно.

В большинстве случаев сотрудники инспекции применяют для расчетов новую стоимость со следующего налогового периода, с чем плательщики соглашаются далеко не всегда.

В такой ситуации единственным вариантом решения проблемы является обращение в суд, где и будет точно установлено, когда именно должна применяться новая кадастровая стоимость.

Предлагаем ознакомиться: Налог на выйгрыш в латорее

Стоит отметить, что именно судебная практика и является определяющим фактором при решении вопросов о том, как именно должен в данной ситуации рассчитываться земельный налог. Это связано, в частности, с тем, что четкого законодательного регулирования этот вопрос не имеет, поэтому дело решается в суде с рассмотрением его конкретных обстоятельств.

Таким образом, изменение кадастровой стоимости земельного участка существенно влияет на величину и порядок расчета налога, который выплачивается с данного объекта недвижимости.

Причем это влияние может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, от чего напрямую зависит, с какого именно налогового периода данные изменения смогут быть применены.

звоните по телефонам

Или на сайте. Это быстро и бесплатно!

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Как сделать расчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Налоговая база согласно ст. 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ).

На основании ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8.04.2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» (далее – Правила), результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В каких случаях необходим перерасчет налога?

Согласно разъяснениям ФНС существует 2 таких случая:

1) Налоговое уведомление содержит устаревшие или ошибочные сведения

2) Не были начислены льготы, полагающиеся Вам по налогу на имущество физических лиц

Обратите внимание, что налоговая инспекция не будет заниматься перерасчетом налога в отсутствие заявления налогоплательщиком одной из указанных причин перерасчета. При получении налогового уведомления с ошибками или при отсутствии в нем причитающихся Вам льгот необходимо незамедлительно подготовиться к составлению заявления в местную налоговую инспекцию, так как Вы можете успеть изменить сумму еще до истечения срока по уплате налога. Однако даже если Вы уже уплатили налог по недостоверному уведомлению, закон разрешает налогоплательщику требовать перерасчет ряда налогов, которые уплачиваются в уведомительном порядке, в течение 3 налоговых периодов, то есть за последние 3 календарных года. Именно в этот срок необходимо обнаружить ошибку в налоговом уведомлении.

НАПРИМЕР

Если судебным решением установлена новая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1.01.2012 г., то налогоплательщики представляли уточненные декларации по земельному налогу за 2012 г.

Однако налоговые органы признавали подобный ретроспективный пересчет земельного налога неправомерным. Действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной на определенную дату не может распространяться на отношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта (совместное письмо Минфина России и ФНС России от 15.04.14 г. № БС-4-11/7177).

Следует отметить, что при рассмотрении вопросов изменений сведений о кадастровой стоимости суды исследуют обстоятельства дела с учетом правовых подходов, сформированных в определении Конституционного Суда РФ от 23.10.14 г. №341-О, постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.06.11 г. №913/11, от 20.05.14 г. №2868/14.

Кадастровая стоимость, определенная решением суда как равная рыночной стоимости, не может распространяться на ранее возникшие правоотношения в налоговой сфере. Судебный акт может породить правовые последствия, связанные с определением налогооблагаемой базы по земельному налогу только с момента вступления решения в законную силу и внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений о новой кадастровой стоимости земельного участка (решение арбитражного суда Свердловской области от 16.03.15 г. № А60-55866/2014).

Как показывает анализ судебной практики, арбитры поддерживают так называемый коэффициентный метод расчета земельного налога. Представим порядок подобного расчета, исходя из конкретного судебного решения.

Мы завершили строительство жилищного объекта до истечения 3-хлетнего срока. С какого момента можно пересчитать декларации без коэффициента 2 и за какой период? Как это сделать в программе?

С момента перехода права собственности на земельный участок к иным лицам у застройщика, владевшего землей под жилищное строительство, обязанность по уплате земельного налога в отношении данного участка прекращается (Письмо ФНС РФ от 15.08.2017 N ЗН-4-21/16064@).

Если других объектов налогообложения земельным налогом у вас нет, вы можете подать налоговую декларацию по земельному налогу досрочно, до наступления срока подачи декларации за год (ст. 45 НК РФ). Так как строительство завершено до истечения 3-х лет, налог можно будет исчислить, с коэффициентом 1 (п. 15 ст. 396 НК РФ). Одновременно можно подать уточненные декларации за предшествующие налоговые периоды.

Если у вас есть еще объекты по земельному налогу или данный участок остается в собственности застройщика, декларацию за год можно подать в срок до 1 февраля следующего года. Уточненные декларации за предшествующие налоговые периоды — с момента регистрации объекта недвижимости в ЕГРН.

В 1С нужно сделать следующие действия.

Земля перешла к дольщикам


Земля остается в собственности


Шаг 2. Составление декларации по земельному налогу

К сожалению, автоматический пересчет начисленного налога за текущий и прошлые налоговые периоды в связи с изменением К = 2 на К = 1 в программе не предусмотрен. Поэтому корректировку земельного налога необходимо сделать непосредственно в декларации за текущий и предыдущие годы (если участок находился в собственности в предыдущих налоговых периодах).

Для этого в Разделе 2 декларации (годовой) по земельному налогу в стр. 040 следует оставить пустое значение. Налог будет автоматически пересчитан.


Шаг 3. Корректировка налоговой базы по налогу на прибыль

Исправление в декларации не изменит начислений земельного налога на счете 68.06 «Земельный налог», а также принятых расходов, по завершению отчетных и налоговых периодов. Налоговую базу по налогу на прибыль за прошлые годы и отчетные периоды текущего года пересчитывать не надо, так как на момент сдачи деклараций налоговая база была посчитана верно (Письмо Минфина РФ от 15.10.2015 N 03-03-06/4/59102). Корректировку следует провести в периоде, когда изменился коэффициент увеличения, т. е. когда произошла регистрация объекта недвижимости в ЕГРН. Сделать это можно документом Операция, введенная вручную .

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Можно ли зачесть переплату по налогу на прибыль федеральный и региональный бюджет в счет НДС?.
  2. Как зачесть переплату по старому ОКТМО при переходе на учет в другую налоговую инспекцию?.
  3. Как вернуть или зачесть переплату по НВОС? Росприроднадзор утвердил единые правилаС 07.09.2019 вступил в действие Приказ Росприроднадзора от 20.06.2019 N.
  4. Как учесть переплату по налогу на имущество после перехода с ОСНО на УСНКомпания с нового года перешла с ОСНО на УСН. В.

Карточка публикации

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Изменения в 2021 году, о которых нужно знать бухгалтеру

[06.04.2021 запись] Учетная политика на 2021 в 1С

Приобретение малоценных объектов сроком использования более 12 месяцев

[27.04.2021 эфир] Уточненная декларация: основания и последствия ее представления

Мария, благодарю за очень полезный семинар. Доступно излагаете сложный материал, очень помогаете в работе.

Читайте также: