Проблемы взимания региональных налогов

Опубликовано: 17.04.2024


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.04.2020 2020-04-11

Статья просмотрена: 236 раз

Библиографическое описание:

Мизиряк, О. А. Оптимизация налоговых поступлений в региональный бюджет / О. А. Мизиряк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 338-340. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68657/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрены способы формирование региональных бюджетов, и их роль в налоговой системе Российской Федерации. Рассмотрены задачи, поставленные перед региональными бюджетами, и проблемы с их осуществлением. Приведены способы по оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет.

Ключевые слова: система налогообложения, налогообложение, региональный бюджет, оптимизация налогов.

В Российской Федерации существует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные, региональные и местные налоги. Данная система устанавливается и регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.

В рамках предложенной темы следует акцентировать внимание на налогах, которые входят в региональный бюджет. Итак, региональные налоги включают в себя: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог. [1], [3, с. 34], [4, с. 369], [8, с. 31].

Стоит прибегнуть к Налоговому кодексу Российской Федерации и рассмотреть понятие «налог». В соответствии со статьей 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [1]

Что касается региональных налогов, то подробное описание дается во второй части Налогового кодекса. Глава 30 полностью посвящена налогу на имущество организаций, в главе 29 освещается налог на игорный бизнес, 28 глава включает в себя описание транспортного налога [2]. В вышеуказанных главах можно найти исчерпывающую информацию о налогоплательщиках, объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде и ставках по налогам.

Стоит отметить, что региональные налоги обязательны к уплате на всей территории субъектов Российской Федерации, в которых они установлены. Субъекты Российской Федерации имеют право вводить или отменять региональные налоги на своей территории и устанавливать отдельные элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством. [8, с.31].

Сложившаяся бюджетная система Российской Федерации предполагает независимое и самостоятельное функционирование бюджетных систем различных уровней: федерального, регионального, муниципального. [6, с. 128]. Предполагается, что бюджеты различных уровней должны функционировать автономно, опираясь на четкие нормы, закрепленные законодательством.

Первоочередной задачей является обеспечение единство общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов нашей страны, именно для этого доходы распределяются и перераспределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. [6, с. 127].

Составной частью финансовой системы Российской Федерации являются региональные и местные бюджеты. Развитие любого субъекта зависит от наличия определенных ресурсов, главным образом финансовых. Территориальный бюджет является гарантом финансовой независимости и самодостаточности региональных и местных органов власти. [5, с. 2].

Роль региональных бюджетов усилилась во многом благодаря переходу функции регулирования экономических и социальных процессов от центральных органов государственной власти к региональным органам власти. Значительная часть общественных фондов потребления финансируется через региональные бюджеты. Свыше 80 % приходится на здравоохранение, около 90 % на социальное обеспечение, 65 % на образование, коммунальное хозяйство финансируется из регионального бюджета на 100 %.

Именно через региональные бюджеты государством проводится выравнивание экономического и социального роста различных по уровню развития регионов.

Бюджетная система формировалась довольно быстро, в условиях переходного процесса, что повлекло за собой возникновение ряда недостатков. В первую очередь, сложившаяся система нацелена только на распределительную функцию. Так как цель распределения — восполнить недостатки региональных бюджетов, обеспечить население условиями к существованию. Поэтому необходимо акцентировать внимание бюджетной политики на преодолении экономической отсталости регионов. Это может быть достигнуто путем оказания федеральной поддержки регионам по программам реконструкции и подъёма производства, а так же бюджетное финансирование инвестиционных и инновационных программ. [6, с. 128].

За отдельными бюджетами законодательство закрепляет определенные виды доходов. Если же для сбалансирования доходов и расходов регионального бюджета собственных средств не хватает, существует передача части средств из вышестоящего бюджета в виде отчислений от доходов и налогов в порядке бюджетного регулирования. Такие доходы носят название — регулирующих. [7, с. 315].

Целью властных структур на региональном уровне является автономность и свобода в бюджетных отношениях. Мировой опыт демонстрирует, что «свобода» или «несвобода» региональных бюджетных систем — отнюдь не абсолютные понятия. В странах с демократическим правление, региональные (или местные) органы власти имеют в некоторых вопросах неограниченные полномочия, именно поэтому руководители этого органа власти (местные депутаты) несут при этом персональную ответственность перед своим населением.

При распределении доходов и расходов между отдельными бюджетами решается большой спектр задач:

– достижение сбалансированности доходов и расходов каждого бюджета;

– заинтересованность местных органов власти в выполнении планов по своевременному поступлению в территориальный бюджет общегосударственных доходов и налогов;

– равномерность и своевременность поступления доходов в бюджет в течение года во избежание временных кассовых разрывов бюджета для своевременного финансирования всех предусмотренных событий и процедур;

– приоритет государственного бюджета в финансировании общегосударственных программ и мероприятий по руководству экономикой, координации деятельности всех сфер общественного воспроизводства, в перераспределении финансовых ресурсов между территориями для выравнивания уровня их развития. [7, с. 313–314].

– К сожалению, стоит признать, что большинство регионов Российской Федерации формируют бюджеты с дефицитом.

Регионы, которым требуется поддержка для решения финансовых проблем, следует разделить на две группы:

– регионы, в которых высокая зависимость от федеральной помощи определяется плохим финансовым управлением;

– регионы, в которых депрессивная ситуация возникла по объективным обстоятельствам. [7, с. 315].

Если в первом случае в регионе возможен ввод особого статуса «территория с ограниченной финансовой самостоятельностью», это значит, что федеральным органам управления придется взять на себя часть выполнения государственных обязательств отстающего региона, то во втором случае нужны конкретные реформы. [7, с. 315].

Причинами ухудшения финансового самочувствия некоторых регионов являются:

– отсутствие сбалансированности между расходами и доходами субъектов;

– снижение налоговых доходов, прежде всего налога на прибыль;

– сокращение объемов федеральных трансфертов;

– внушительная закредитованность некоторых регионов;

– неравенство между регионами.

Отдельно стоит сказать, о налоге на игорный бизнес. Данный налог как уже было сказано выше, входит в число региональных налогов, и также имеет ряд своих недостатков. В связи с выделением игорных зон на территории Российской Федерации, в большинстве регионов основной проблемой является полное отсутствие поступлений от налога на игорный бизнес в региональный бюджет. Это привело к значительному снижению доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, во избежание ухудшения состояния региональных бюджетов страны, первоочередной задачей является повышение налоговых поступлений, которая решается путем совершенствования имеющихся способов взимания налогов и улучшения налогового регулирования. Вот, некоторые пути усовершенствования системы налогообложения:

– провести ревизию имеющихся налоговых льгот, которые могут являться причиной значительного снижения налоговых доходов, с целью устранения неэффективных льгот;

– расширить имеющийся перечень региональных и местных налогов, и закрепить дополнительные доходные источники;

– передать часть расходных полномочий с регионального уровня на федеральный;

– расширить полномочия субъектов РФ, где это возможно, в регулировании регионального налогообложения и дать возможность проведения самостоятельной налоговой политики в рамках федерального законодательства;

– обеспечить полную прозрачность в предоставлении межбюджетных трансфертов;

– ограничить снижение налоговых ставок по региональным налогам, необходимо установить ставки в пределах интервала, который определяется федеральным законодательством;

– создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства, путем государственной поддержки этого сектора экономики;

– проводить проверки за соблюдением всех установленных способов взиманию налогов.

Итак, для оптимизации налоговых поступлений в региональный бюджет необходимо проводить регулярный мониторинг по своевременности и правильности уплаты налогов. Создание прозрачной и слаженной системы налогообложения на региональном уровне, приведет к развитию инфраструктуры регионов, их социальных программ, и в целом улучшит качество жизни граждан. Система налогообложения, которая не утяжеляет налоговую нагрузку, а совершенствует имеющиеся способы взимания налогов, плодотворно скажется не только на ситуации связанной с региональным налогообложением, но и поспособствует улучшению ситуации в стране, что благоприятно скажется на конкурентоспособности Российской Федерации.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
  3. Алексейчева, Е. Ю. Налоги и налогообложение: учебник [Текст] / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, М. Д. Магомедов. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. — 300 с.
  4. Майбуров, И. А. Налоги и налогообложение: учебник [Текст] / И. А. Майбуров, Е. В. Ядренникова, Е. Б. Мишина и др.; ред. И. А. Майбуров. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 487 с.
  5. Мурзаева, О. В. Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне [Текст] / О. В. Мурзаева // Научно-исследовательские публикации. — 2015. -№ 1. — С. 1–10.
  6. Сулейманов, М. М. Особенности формирования региональных бюджетов [Текст] / М. М. Сулейманов, З. А. Салимханов // Экономика, управление, финансы. — 2015. — С. 127–129.
  7. Фетисов, Г. Г. Региональная экономика и управление: учебник [Текст] / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
  8. Шаров, В. Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В. Ф. Шаров, Р. Г. Ахмадеев, М. Е. Косов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юнити-Дана, 2015. — 227 с.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации, становятся региональные налоги. Они призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, правительство региона воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации экономики любого субъекта РФ, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Однако в условиях кризиса региональные налоги претерпели значительные изменения. В результате реформ налоговое бремя практически по всем налогам было снижено. И, как следствие, снижение налоговой базы в большинстве регионов привело к уменьшению поступлений во все уровни бюджетов.
Объектом курсовой работы является региональная налоговая система.
Предметом является влияние региональных налогов на экономическое развитие субъектов РФ.
Целью курсовой работы является рассмотрение всех региональных налогов и особенностей их уплаты; определение экономической роли региональных налогов, выявление недостатков и способы их устранения. Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

    выявить теоретические аспекты регионального налогообложения;
    классифицировать региональные налоги в соответствии с НК РФ;
    проанализировать проблемы региональных налогов и их влияние на экономику;
    предложить пути совершенствования региональных налогов.
Поставленные задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Первая глава курсовой работы посвящена региональным налогам и их влиянию на экономическое развитие региона.
Во второй главе подробно рассмотрены транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес, соответственно.
Третья глава описывает все недостатки и способы их устранения, возникающие при взимании региональных налогов, методы и пути оптимизации региональной системы налогов и сборов в РФ, с целью улучшения развития экономики регионов.
В заключении сформулированы основные выводы по проведённой работе.

2.1. Транспортный налог

2.2. Налог на имущество организаций

2.3. Налог на игорный бизнес

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются:
1)игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерской конторы.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей;
2) за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.
В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол - 25 000 рублей;
2) за один игровой автомат - 1 500 рублей;
3) за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей. 21
Налоговый период 1 календарный месяц.
Срок отчетности до 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.
С 1 июля 2009 г. в России прекратили действовать игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов), не имеющие разрешения на организацию и проведение азартных игр в игорной зоне. 22 Объекты обложения налогом на игорный бизнес (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы), зарегистрированные в указанных выше игорных заведениях, подлежат снятию с регистрации по решению налогового органа без заявления налогоплательщика. 23 При этом инспекция должна письменно уведомить налогоплательщика о таком решении в течение шести дней.

В кризисных условиях налоговая политика претерпела значительные изменения, с отменой большинства региональных налогов значительно снизились денежные поступления в бюджет нашего региона, что неблагоприятно отразилось на его экономическом развитии в середине кризисного периода. Это связано с тем, что в структуре доходов территориального бюджета 12,5% приходится на региональные налоги. Как, видно доля региональных налогов слишком мала, для самостоятельного функционирования области на эти средства. Поэтому 80% доходов территориального бюджета составляют федеральные налоги и сборы, а так же различные субсидии и дотации от государства.
На сегодняшний день существует ряд проблем в администрировании и собираемости налогов. Базу данных для исчисления региональных налогов налоговые органы формируют по сведениям разных информационных ресурсов - Росрегистриции, Роснедвижимости, ГИБДД. Только в 1 квартале 2010 года от них поступило около 2,5 млн сведений. К сожалению, информационный обмен продолжает оставаться несовершенным, налоговые органы не получают полных и актуальных данных, необходимых для исчисления налогов, что в итоге ведет к потерям региональных и местных бюджетов. Для решения данной проблемы необходимо разработать единую базу данных с автоматическим учетом, которая могла бы объединять предоставленную информацию по всем налогоплательщикам и отфильтровывать в зависимости от требований налоговых органов.
и т.д.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4]. Иными словами, можно сказать, что данный налог представляет собой изъятие определенной части дохода каждого трудоспособного гражданина в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения.

НДФЛ является одним из самых продуктивных и перспективных видов налога в силу того, что уклониться от его уплаты практически невозможно. Методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты - конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в то же время для России данный налог является предметом острых дискуссий и споров.

Так же как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет три основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога, т.е. формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежных поступлений в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Ее основное предназначение заключается в обеспечении и защите конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счет сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферой. С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции - это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью него должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода. Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству;

2) принципа определенности - уплачиваемый налог должен быть прежде всего точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утвержденная 1 января 2001 г., составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [4].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2012-2014 гг. (табл. 1).

Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2012-2014 гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта Федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным в таблице данным можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объем поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налога на доходы физических лиц, которые существуют в настоящее время.

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать либо минимизировать. Данная проблема наиболее сложна, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция - регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ю собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. В российской практике наблюдается массовое укрывательство от налогов людей, имеющих достаток выше среднего, особенно при сдаче в аренду собственного имущества, незарегистрированной частной практике по образовательной деятельности.

6. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13%-ная плоская ставка, введенная еще в 2001 г. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 г. Прогрессивная ставка налогообложения - это налоговая ставка, которая возрастает прежде всего по мере роста дохода.

Несмотря на то что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, все же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмем как пример Японию. НДФЛ там уплачивается по прогрессивной шкале, которая в свою очередь имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 йен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всем этом есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает прежде всего семейное положение человека; также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [5].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее.

1. Введение прогрессивной ставки налога. В настоящее время обсуждается много вариантов по данному вопросу. Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующую ставку в 13% предлагают сохранить только для дохода до 2 млн рублей в месяц, либо до 24 млн рублей в год. С дохода, превышающего 24 млн рублей, предлагается взимать налог со ставкой 25%. В отношении доходов от 100 млн рублей до 200 млн рублей - 35%, а от 200 млн рублей - 50%. В свою очередь правительство дает отрицательное заключение на депутатские инициативы, ссылаясь на стабильность собираемости данного налога в настоящее время. Счетная палата и правовое управление Президента также против введения прогрессивных ставок, так как, по их мнению, установление прогрессивной шкалы приведет к недополучению доходов в бюджет.

2. Введение необлагаемого минимума. Целесообразно установить необлагаемый минимум в размере 9000 рублей, который ежегодно будет корректироваться на 10% (учитывая средний уровень инфляции). Улучшится качество жизни граждан с невысокими доходами, что приведет к уменьшению разрыва уровня жизни между различными слоями населения. Принцип равенства будет реализован в полной мере.

3. Увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы. Как следствие, применяемые налоговые вычеты практически не выполняют свою стимулирующую роль, потому что они не учитывают региональных особенностей ценообразования. Размер стандартных налоговых вычетов целесообразнее привязать к прожиточному минимуму либо к минимальному размеру оплаты труда.

4. Ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у которых доход превышает средний уровень.

5. Применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах).

6. Совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля, что в первую очередь позитивно скажется на собираемости налога.

Подводя итог по изложенной теме, можно констатировать, что система подоходного налогообложения граждан несовершенна в качественном преобразовании. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию налога на доходы физических лиц помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов граждан. Рассмотренные предложения по совершенствованию направлены на упрощение механизма исчисления и уплаты НДФЛ и, как следствие, на повышение роли НДФЛ в налоговых доходах бюджетов.

Рецензенты:

Ворожбит О.Ю., д.э.н., зав. кафедрой Международного бизнеса и финансов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, Владивостокский государственный университета экономики и сервиса, г. Владивосток.

Курсовая работа

По дисциплине:«Налогообложение организаций»

«Региональные налоги, их состав, экономическое и финансовое значение ,перспективы развития и роль в обеспечении социально-экономического развития регионов в Российской Федерации ( на примере конкретных налогов).

Выполнил: студент группы Н2-6с

Миронов Максим

Профессор, доктор экономических наук
Пансков Владимир Георгиевич

Содержание

Введение………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения региональных налогов
1.1. Общая характеристика региональных налогов…………………
1.2 Правовые основы построения региональных налогов в Российской Федерации…………………………………………………………
1.3. Роль региональных налогов в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации ………………………………………………
Глава 2. Транспортный налог в Российской Федерации
2.1. Элементы и сущность транспортного налога Российской Федерации ………………………………………………………………………
2.2. Динамика поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации …………………………………………
Глава 3. Перспективы развития региональных налогов и их роль в обеспечении социально-экономического развития регионов в Российской Федерации
3.1. Перспективы развития региональных налогов в современных условия………………………………………………………………………
3.2. Роль региональных налогов в обеспечении социально-экономического развития регионов в Российской Федерации……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………..
Список использованных источников………………………………
Приложения……………………………………………………………

Введение

Налоговая политика Российского государства вступила в стадию реформ в 90-х годах прошлого века и данный процесс до сих пор не завершен. В современности продолжают звучать споры об отсутствии социальной справедливости в отечественной налоговой системе. Остаются нерешенными многие проблемы взимания налогов, в том числе региональных. В свете вышеизложенного рассматриваемая тема является актуальной.

Гипотеза исследования такова, что повышение эффективности налогообложения напрямую зависит от роста уверенности граждан в справедливости и правильности взимания налогов.

Целью работы является анализ состава, проблем и перспектив развития региональных налогов на примере транспортного налога Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить правовые основы взимания региональных налогов в Российской Федерации.

2. Определить содержание и назначение региональных налогов в Российской Федерации.

3. Оценить роль региональных налогов в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации.

4. Проанализировать элементы транспортного налога Российской Федерации.

5. Проанализировать динамику поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации.

6. Определить место транспортного налога в налоговой системе Российской Федерации.

7. Выявить проблемы взимания региональных налогов в Российской Федерации.

8. Предложить пути решения проблем взимания региональных налогов в Российской Федерации.

Объект исследования – экономические отношения, возникающие в процессе взимания региональных налогов Российской Федерации.

Предмет исследования–правовые основы, практика взимания и статистика поступлений в бюджет транспортного налога Российской Федерации.

При исследовании применялись методы анализа и синтеза, системный и комплексный подход, а также статистические методы.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников и интернет-ресурсов.

Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения региональных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2015 в 13:23, реферат

Краткое описание

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявлялось в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Прикрепленные файлы: 1 файл

региональные налоги и их пути совершенствования.docx

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Налоговая декларация представляется в следующие сроки:

– по авансовым платежам по налогу – не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;

– по итогам налогового периода – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таблица 1. Налоговая отчетность по налогу на имущество организаций за 2013 год

Анализируя данные налоговой отчетности по ЦФО видно, что сумма налога поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот, меньше суммы налога, исчисленной в бюджет на 62044558 тыс. руб.

Налоговая база по транспортному налогу определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

1.1) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящего пункта, – как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах.

Согласно принятому закону, с 1 января 2013 г. повышение ставок транспортного налога для автомобилей мощностью от 70 до 225 лошадиных сил (л.с.) составит 5–7 рублей за лошадиную силу. При этом, сохраняется льгота на малолитражные автомобили: владельцы машин с двигателями мощностью до 70 л.с., как и прежде, не будут платить транспортный налог.

Организации-налогоплательщики по итогам налогового периода (календарного года) самостоятельно исчисляют сумму транспортного налога в отношении каждого транспортного средства путем умножения соответствующей налоговой базы на налоговую ставку.

В случае регистрации и (или) снятия с регистрации транспортного средства в течение календарного года расчет суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения транспортным средством к 12 – числу календарных месяцев в налоговом периоде.

При этом месяц регистрации транспортного средства независимо от даты (числа) принимается за полный месяц. В аналогичном порядке определяется количество месяцев владения транспортным средством при снятии его с учета.

Транспортный налог необходимо платить по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 Налогового Кодекса РФ), в свою очередь, местонахождением транспортных средств признается место их регистрации (п. 5.2 ст. 83 Налогового Кодекса РФ), поэтому налог на транспортное средство нужно платить по месту регистрации транспортного средства, независимо от того, где физически находится данное транспортное средство.

В каждом субъекте РФ могут быть установлены свои сроки уплаты транспортного налога, однако для организаций срок уплаты налога не может быть ранее (п. 1 статьи 363 и п. 3 статьи 363.1 Налогового Кодекса РФ):

1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (для годовой суммы транспортного налога);

последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (для авансовых платежей по транспортному налогу).

Налоговая инспекция может начислить организации пени, если были нарушены сроки уплаты транспортного налога / авансовых платежей по транспортному налогу (ст. 75, п. 3 ст. 58 Налогового Кодекса РФ).

Пени = Неуплаченный налог (авансовый платеж) * Количество календарных дней просрочки * 1/300 ставки рефинансирования

Налог на игорный бизнес.

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол – от 25 000 до 125 000 рублей;

2) за один игровой автомат – от 1 500 до 7 500 рублей;

3) за один процессинговый центр тотализатора – от 25 000 до 125 000 рублей;

4) за один процессинговый центр букмекерской конторы – от 25 000 до 125 000 рублей;

5) за один пункт приема ставок тотализатора – от 5 000 до 7 000 рублей;

6) за один пункт приема ставок букмекерской конторы – от 5 000 до 7 000 рублей.

В разрезе субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах:

1) за один игровой стол – 25 000 рублей;

2) за один игровой автомат – 1 500 рублей;

3) за один процессинговый центр тотализатора – 25 000 рублей;

4) за один процессинговый центр букмекерской конторы – 25 000 рублей;

5) за один пункт приема ставок тотализатора – 5 000 рублей;

6) за один пункт приема ставок букмекерской конторы – 5 000 рублей.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Направления совершенствования региональных налогов

Современной отечественной системе регионального налогообложения присущ целый ряд недостатков и недоработок. На протяжении всей новейшей истории реформирования системы налогообложения в России государство не уделяло должного внимания построению логичной, проработанной и, прежде всего, применимой на практике концепции регионального налогообложения.

Проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований.

Несмотря на определенную преемственность Российской налоговой системы и её схожесть с системами регионального налогообложения экономически развитых стран, существующая практика взимания платежей по этой группе налогов говорит о наличии существенных недоработок в законодательстве, системе исчисления и взимания имущественных налогов, что значительно снижает эффективность поступления налоговых платежей от этой группы налогов.

Транспортный налог еще в стадии законопроекта вызвал в обществе бурные дискуссии. В настоящее время можно выделить основные проблемы, возникшие с введением транспортного налога.

Собираемость транспортного налога в России составляет около 50%, что связано с недополучением поступлений в бюджет в результате предоставления налоговых льгот, отсутствием достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога.

Решить проблему собираемости транспортного налога можно следующим путем.

В соответствии со ст. 360 гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. При этом отчетные периоды по транспортному налогу предусмотрены только для налогоплательщиков – юридических лиц. Таким образом, налогоплательщиками – физическими лицами сумма транспортного налога уплачивается только по окончании налогового периода. С учетом того, что основную группу плательщиков транспортного налога представляют физические лица, установление сроков уплаты налога в течение налогового периода позволило бы равномерно распределить налоговую нагрузку и снизить задолженность по данному налогу. В связи с этим было бы целесообразно внести изменения в главу 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса, предоставляющие право субъектам Российской Федерации устанавливать для налогоплательщиков-физических лиц сроки уплаты транспортного налога в течение налогового периода. Кроме того, необходимо было бы индексировать базовую ставку транспортного налога в соответствии с ежегодным изменением индекса инфляции.

Другой проблемой является то, что действующие ставки транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на дорожную сеть страны. В большинстве стран при установлении ставок транспортных налогов на большегрузный транспорт, в первую очередь, учитываются вес автомобиля и нагрузка на дорожное полотно, так как эти факторы напрямую связаны с затратами на обслуживание данного транспортного средства дорожной сетью.

Кроме того действующая система ставок транспортного налога не отражают разную степень воздействия легковых, грузовых автомобилей и автобусов на экологию. Данная проблема может быть решена с помощью дифференцированной схемы налогообложения в сфере автотранспорта: взимать крупный налог с владельцев больших, мощных автомобилей, и почти освобождать от него малые автомобили.

Все перечисленные проблемы должны решаться не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ.

Во-первых, необходимо обеспечить качественное и полное информационное взаимодействие территориальных налоговых органов с органами ГИБДД, поскольку эффективность администрирования транспортного налога напрямую зависит от качества и полноты информации, поступающей в налоговые органы.

Во-вторых, в целях повышения эффективности мер принудительного взыскания задолженности по транспортному налогу, целесообразно организовывать работу по участию налоговых инспекторов в ежемесячных рейдах совместно с органами ГИБДД и службой судебных приставов, целью которых является работа с лицами, уклоняющимися от уплаты транспортного налога.

Наиболее существенным региональным налогом является налог на имущество организаций. На уменьшение поступлений этого налога влияют три основных фактора. Во-первых, в Налоговом кодексе РФ по данному налогу установлены федеральные льготы, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка.

Во-вторых, до сих пор не регламентированы сроки регистрации имущества. В результате целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадают в налоговую базу, и с них не уплачивается налог.

Повышение уровня собираемости региональных и местных налогов напрямую зависит от эффективной работы по взысканию задолженности. Активизация в 2013 году работы налоговых органов в данном направлении позволила обеспечить дополнительные поступления в бюджет региона около 600 миллионов задолженности прошлых лет.

Таким образом, необходима разработка законодательных инициатив по отмене на федеральном уровне льгот по данному налогу, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, либо по компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения существующих льгот по налогу на имущество организаций.

В целях обеспечения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо наладить информационное взаимодействие налоговых органов со службами БТИ.

Читайте также: