Перекрестная проверка налоговой это

Опубликовано: 16.05.2024

В ходе или после завершения налоговой проверки выездного или камерального типа у инспекторов может появиться необходимость в дополнительной информации о деятельности обследуемого налогового субъекта, имеющей отношение к его партнерам или иным структурам. В подобных ситуациях может потребоваться проведение их встречной проверки.

Понятие «встречная проверка» удалено из содержания НК РФ (01.01.2007), но на практике подобное название сохранилось для процедуры запрашивания у предприятий сведений и документов, относящихся к конкретным сделкам, для подтверждения достоверности сведений, предоставляемых проверяемым юридическим лицом (ст.93 НК РФ).

Цели проведения встречной проверки

Главной задачей при проведении ФНС встречной проверки является определение подробностей и деталей по некоторой совершенной сделке, по полученной в результате ее проведения выручке. У сотрудника НС могут возникать сомнения в правомерности сделки или сокрытии фактического размера полученного дохода, что могло привести к недоначислению налога на НДС и прибыль.

Мероприятие проводится также в случаях, если:

  • у специалиста ФНС возникают подозрения по ведению в отчетности компании двойной документации, неоприходованию полученных товаров или поступлений от реализации;
  • выявлены недостоверные факты или поддельные документы;
  • отсутствуют соглашения с иными компаниями или же данные по реализации продукции (услуг, работ) неверно оформлены (нечеткие подписи, оттиски печатей и штампов; исправления; подчистки);
  • определены расхождения в формах отчетности предприятия, в отражении контрагентами операций по товарообмену и взаимозачету.

Целью проводимой процедуры является:

  • удостоверение в подлинности документов, законности их использования и ведения;
  • подтверждение существования организации-контрагента и факта проведения хозяйственной операции налогоплательщиком;
  • сверка данных финансовых операций, осуществляемых проверяемой организацией и ее партнерами.

К сведению! Представители налоговой службы при подготовке к проведению проверок используют информацию из различных баз данных, включая информационный ресурс ФНС, в котором указываются компании, связываемые с рисками неуплаты налогов, имеющие обороты более 100 млн руб. или контрагенты которых имеют налоговые нарушения. Сведения из базы данных доступны только для работников НС (приказ ФНС РФ № ММВ-8-2/42, 24.06.2011).

Процедура проведения встречной проверки

В любое время при осуществлении налоговой проверки (выездной, камеральной), в том числе на этапе подготовки решения по полученным результатам, члены комиссии имеют право инициирования встречной проверки. Комиссии разрешено затребовать у предприятия-контрагента или третьих лиц сведения, касающиеся хозяйственной деятельности рассматриваемой организации.

При проведении мероприятия у партнера проверяемой компании, заранее не уведомляемого, запрашиваются необходимые сведения и документы, но физическое присутствие представителей НС на его территории не предусматривается.

Этап 1. Предусматривает взаимодействие территориальных налоговых подразделений, когда в ИФНС по месту регистрации партнеров проверяемой организации, по которым предусматривается требование встречных документов, направляется поручение. В отправленном письме указывается перечень документов и причина необходимости их предоставления.

Этап 2. Подразделение ФНС, получившее поручение, в срок до 5 дней выставляет требование о предоставлении данных подведомственному ему (территориально) налогоплательщику.

Этап 3. В такой же срок (до 5 дней) получившая запрос организация должна уведомить об отсутствии запрашиваемой информации, если требуемых сведений у организации нет, или осуществить их передачу в НС лично, заказным почтовым отправлением или через кабинет налогоплательщика на сайте НС, заверив электронной подписью.

Этап 4. После сверки полученных данных с имеющимися в проверяемой организации инспекторами составляется акт мероприятия с указанием результатов в виде обнаруженных нарушений (при наличии) и их размеров, который прилагается к акту налоговой проверки.

Обнаруженные расхождения между информацией проверяемого предприятия и его контрагента рассматриваются с позиции их влияния на налогооблагаемую базу.

Если облагаемая налогами сумма уменьшилась, то документы используются для доказательства наличия правонарушения со стороны налогоплательщика. Если в итоге возникают также вопросы о неблагонадежности организации-партнера, то в отношении последнего будет предпринята камеральная, а при необходимости и выездная проверки.

Действующим законодательством период по организации встречной проверки и исследуемые налоговые периоды не ограничиваются. Не существует ограничений и в отношении числа повторных проверок (встречных) по уже изученным видам налогов или по уже рассмотренным ранее налоговым периодам. Ограничение в отношении срока камеральных, выездных ревизий не имеет отношения к дополнительным контрольным мероприятиям НС, в числе которых проверки встречные, которые могут проводиться и после указанного периода.

К сведению! Запрос у компании-партнера сведений в рамках проведения процедуры не является полноценной налоговой ревизией для организации, от которой запрошены встречные документы. На подобные ситуации не распространяется ограничение по срокам процедуры и не предусмотрены специальные сроки для запроса сведений. При поступлении запроса на документ, ликвидированный в связи с окончанием срока его хранения, следует указать в ответе данный факт с приложением подтверждения (акта об уничтожении).

Нормативная база для выполнения встречной проверки

Налоговый Кодекс РФ (ст. 87) служит основанием для начала встречной проверки, проводимой в рамках налоговой проверки (выездной, камеральной, повторной). Процедура представляет собой вариант дополнительных мероприятий, решение о необходимости проведения которых может приниматься по итогам проверок (ст. 101 НК РФ).

Условия назначения и порядок ведения мероприятия определяются положениями НК РФ (ст. 31, 93, 94, гл.14). Срок для его назначения определен в 10 дней приказом НС № БГ-3-03/461 (27.12.2007).

Право требования документов проверяемого налогоплательщика и его партнеров сотрудниками НС отражено в ст. 93 НК, так же как и применение санкций (штраф) при отказе в предъявлении сведений или нарушении срока для их предоставления (ст. 93, 129).

Документы, запрашиваемые при встречной проверке

Утвержденного законодательно перечня документов, запрашиваемых при встречной проверке, не существует. Но обычно запрашиваются документы, отражающие хозяйственные и финансовые взаимоотношения обследуемого предприятия с его партнерами (соглашения, накладные, счета, акты).

Количество и характер запрашиваемых документов зависит от типа мероприятия. К примеру, при камеральной проверке дополнительные сведения будут затребованы, если:

  • компания использовала льготу по налогу;
  • на возмещение из бюджета заявлен налог (по декларации по НДС);
  • организацией направлено уточнение на повышение размера убытка или снижение суммы налога через 24 месяца после первоначальной сдачи декларации;
  • обнаружены несоответствия в декларации (по НДС).

Предприятие, подготавливающее документы по запросу, может запросить увеличение срока по их предоставлению, если ему не хватает отведенного периода (5 дней) для подготовки всего объема информации. В тексте письма обязательно должна указываться дата, к которой запрошенные данные будут готовы. От предприятия-ответчика требуются только документы, его деятельность в данной ситуации не рассматривается.

К сведению! Сотрудник НС не может запрашивать документы, которые могут быть предоставлены другими государственными структурами (к примеру, подтверждение отсутствия долга по страховым взносам, кадастровые паспорта и справки о кадастровой стоимости объектов недвижимости, выписки из государственных реестров). Полный перечень запрещенных к требованию инспекторами НС документов (153 ед.) определен правительственным распоряжением № 724 (19.04.2016).

Яна Аржанова

На протяжении последнего десятилетия система проверки деловых партнеров сильно менялась. Ведь еще до 2010 года отсутствовали какие-либо подробные разъяснения по этому вопросу, не сформировалась судебная практика и даже не была принята концепция должной осмотрительности.

Впервые попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика при выборе контрагентов была предпринята в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. С тех пор прошло более 10 лет, но многие компании по-прежнему уверены, что сегодня для проверки делового партнера достаточно сбора базовой информации из открытых источников. Конечно, такую информацию иметь нужно, но судебная практика показывает, что этот подход уже устарел.

Бизнес хочет понять, каких мер и в каком объеме ожидают от него налоговики, почему он должен «отвечать» за своих контрагентов и каких действий будет достаточно для того, чтобы предотвратить негативные последствия в работе с партнерами.

На эти вопросы в рамках конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020», организованной компанией СКБ Контур, ответила Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY.

Как развивалась система проверки контрагентов

Начиная с 2010 года в судах постепенно образовалось огромное количество дел, связанных с взаимодействием с контрагентами. В этих делах так или иначе рассматривался вопрос о том, могут ли компании принять к вычету входной НДС от поставщика и поставить к вычету расходы для целей налога на прибыль.

Вычеты по НДС и вычеты по налогу на прибыль представляли собой две разные темы. Но время от времени они пересекались, когда суды рассматривали споры о правомерности принятия расходов для целей налога на прибыль.

В этот же период набирала обороты тема борьбы с фирмами-однодневками и с незаконными вычетами по НДС и возмещениями по НДС. Накапливалась судебная практика. Проблема заключалась в одном: налогоплательщикам было неясно, какими действиями можно доказать свою добросовестность в выборе делового партнера. Ответ на этот вопрос впервые появился в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53.

В этом документе была предпринята попытка описать правила и желаемое поведение налогоплательщика и налоговых органов. Именно тогда сформировалась концепция необоснованной налоговой выгоды и появилась другая терминология, которую суды используют по сей день, рассматривая спорные ситуации с заявленными вычетами.

Еще до 2010 года был изменен подход к выбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. ФНС и Минфин выпустили первые письма, в которых пытались ответить на вопрос, какие меры нужно предпринять налогоплательщику, чтобы убедить налоговые органы в проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента.

После 2010 года ситуация прояснилась еще больше. Помимо писем и разъяснений ведомств появилась автоматизированная система контроля за возмещением НДС — АСК НДС-2. К этому моменту уже стало понятно, что налоговые органы решили довольно системно подойти к решению вопроса, а значит и ответ бизнеса тоже должен быть системным.

В 2017 году появилась ст. 54.1 НК РФ, которая требует от налогоплательщика не злоупотреблять правом. То есть сделка должна быть реальной, она должна осуществляться тем контрагентом, который заявлен по документам, и у сторон не должно быть намерения не платить или недоплатить налоги.

Как менялся фокус налоговых проверок

Изначально фокус проверок был направлен на борьбу с фирмами-однодневками. Налоговики старались выявлять компании, которые создавались на короткий срок и не ставили цель осуществлять реальную экономическую деятельность. Именно на них налоговая отработала свой подход к проверке контрагента.

Разработка подходов налоговой службы к проверке контрагентов

Во многом налоговикам помог запуск системы АСК НДС-2. Она позволила в онлайн-режиме выявлять ситуации, когда в бюджете не создан источник для возмещения денежных средств, предъявляемых к вычету.

Стали появляться письма ведомства, которые раскрыли внутренние подходы налоговой службы к проверке контрагентов. В частности, был разработан так называемый риск-ориентированный подход, согласно которому все налогоплательщики распределяются по ряду групп и каждому из них присваивается риск-фактор. В зависимости от этого фактора определяется степень налогового контроля.

Требования к выбору поставщика не только первого уровня

С определенного момента и по сей день налоговые органы поднимают вопросы о должной осмотрительности в выборе поставщика не только первого, но и предыдущих уровней.

Как показала судебная практика, сейчас уже недостаточно просто продемонстрировать налоговым органам формальное соблюдение критериев проявления должной осмотрительности, например, собрав комплект базовых документов, свидетельствующих о том, что контрагент существует.

Налоговые органы начали разбираться в деталях. Им стало интересно, насколько вы, выбирая того или иного контрагента, ту или иную бизнес-модель или цепочку поставщиков, понимаете, что имеете дело с добросовестным партнером, который отвечает не только вашим коммерческим интересам, но и интересам государства.

Налоговики хотят, чтобы представители бизнеса знали своего контрагента довольно детально. Для них важно, чтобы сами налогоплательщики предприняли определенные усилия и поняли:

  • достаточно ли экспертизы у контрагента;
  • располагает ли он средствами или ресурсами для реализации бизнес-проекта;
  • как долго существует компания и способна ли она в принципе выполнить заказ.

По сути, налоговые органы хотят разделить бремя проведения процедур контроля с самими налогоплательщиками.

Каких изменений следует ожидать в будущем

Ольга Одинцова, ассоциированный партнер EY, считает, что нужно отталкиваться от результатов судебных разбирательств за последний год. А они свидетельствуют о том, что налоговые органы готовы перейти к функциональному анализу бизнес-цепочек. Это необходимо для того, чтобы понять роли каждого звена в этой цепочке.

Более того, налоговики ожидают, что каждый участник цепочки должен быть готов ответить на вопрос о том, какова конкретно его роль и роль каждого партнера в этой цепочке.

Налоговая стимулирует бизнес к тому, чтобы цепочка поставок была короче. А если это невозможно, то она должна быть максимально прозрачной.

Каким должен быть ответ бизнеса на требования налоговых органов

Сегодня многие налогоплательщики по-прежнему ограничивают процедуры проверки контрагентов сбором базовой информации, которая доступна в открытых источниках.

Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др. Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике. В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.

Но, к сожалению, использования только открытых источников для проверки контрагента сегодня недостаточно.

Все данные о контрагенте в один клик: поиск связанных организаций, участие в госконтрактах, финансовое состояние и многое другое

Важно, чтобы подход компаний к проверке своих деловых партнеров основывался:

  • на требованиях законодательства;
  • на судебной практике;
  • на разъяснениях регулятора.

Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.

В рамках анализа необходимо ответить на ряд вопросов. Привлекает ли ваш контрагент для выполнения своей задачи других контрагентов? Осведомлены ли вы о всей цепочке поставок? Уплачивает ли контрагент налоги и какими документами вы можете это подтвердить, не нарушая коммерческой тайны?

Этапы проверки контрагента в 2021 году

На конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ассоциированный партнер EY Ольга Одинцова описала 4 этапа, которым нужно следовать.

Этап 1. Соберите информацию о своем контрагенте

Этот блок самый простой. Он включает анализ данных из открытых источников, а также запрос необходимых документов: копии устава организации, свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документов, удостоверяющих личность руководителя и др.

Также полезно провести сбор дополнительной информации на основе уже имеющегося опыта взаимодействия с контрагентом. Помните о том, что одного только наличия информации, «не пропущенной» через аналитику, не дает полного представления о рисках. Прежде всего важно собирать документы, которые подтверждают реальность совершения хозяйственных операций.

Этап 2. Анализируйте собранную информацию с учетом критериев

Нужно помнить о критериях добросовестности, на которые указывают в своих письмах Минфин, ФНС, а также судебная практика.

Нужно проверять, есть ли у контрагента необходимые ресурсы, насколько хороша его деловая репутация, обладают ли сотрудники необходимыми навыками и компетенциями.

Этап 3. Документируйте процесс

Собирайте документы, с помощью которых можно подтвердить выбор контрагента и критерии, на основе которых он был сделан. Полезна будет и деловая переписка.

У вас должен быть документ, регулирующий порядок отбора контрагента, а также документы, отражающие процесс принятия решения о сотрудничестве.

Этап 4. Следите за изменениями

Осуществляйте мониторинг изменений в статусе того контрагента, которого выбрали для сотрудничества. Не забывайте следить за выполнением транзакций, операций и фиксируйте те факты хозяйственной деятельности, которые имели место быть. Важно отсутствие факторов, которые могут негативно повлиять на репутацию контрагента.

Выбор делового партнера — задача не только бухгалтеров и финансовых специалистов. Неправильный выбор может привести к налоговым рискам, а значит к доначислениям. И это, помимо бухгалтеров, важно понимать руководителю компании, юристам, специалистам логистического отдела и другим ключевым сотрудникам компании.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Можно ли при зарплате чуть больше 50 000 рублей купить автомобиль стоимостью 6 000 000 рублей? Житель Кировской области вопреки математике смог это сделать. Но счастье было недолгим — приобретением заинтересовалась налоговая служба. Налогоплательщику пришло письмо с требованием пояснить, почему он живёт не по средствам. Может быть, скрывает ещё один доход? Тогда надо уплатить причитающиеся налоги. Эксперты заговорили о новом тренде, который возник в условиях дефицита бюджета, — усиленно раскрывать нелегальные доходы и доначислять за них налоги.

Мы как на ладони

Начнём с того, что налоговой службе не сложно понять, что человек живёт не по средствам, потому что в ФНС стекается огромное количество информации от разных служб. Налоговая знает о том, сколько человек зарабатывает, какая у него машина, квартира, сколько открыто банковских счетов и много ли там хранится денег. Сопоставить факты — дело техники. На помощь инспекторам приходит цифровизация и автоматизация.

Дальше — больше. Уже готов законопроект о реестре домохозяйств. Как только закон одобрят и подпишут, ФНС начнёт обрабатывать информацию не только по каждому гражданину в частности, но и по всем его родственникам.

Итак, спрятать секретики от налоговой сложно. Следующий вопрос — может ли ФНС просто так доначислить налог, опираясь только на свои подозрения?

Читай внимательно требование

Неудачливый владелец Мерседеса изначально получил не квитанцию с доначисленным налогом, а письмо, где ему предлагали «представить обоснование причин по поводу имеющихся расхождений и уточнить свои налоговые обязательства», предъявив пояснительную записку.

С подарками тоже надо быть осторожным. Фото: celebmafia.com

Может, вам повезёт и на этом этапе всё закончится. Если не повезёт — налоговая запустит более основательную проверку, в ходе которой и станет доказывать, что доходы физического лица незаконны. Если докажет, то дело отправится в суд.

Получается, что одного подозрения для начисления налогов не достаточно. Но инспектор может запустить проверку физлица и уже по её результатам сделать доначисления.

«Письмо счастья» пришло всем

Проверка налогоплательщиков — работа ФНС. Способы проверки и выявления нарушителей разные. Например, физическим лицам, владельцам нескольких квартир или коммерческой недвижимости, ФНС высылает письма, где просит предоставить декларацию о доходах от аренды. Тут же приводит нормы закона, где говорится об ответственности за уклонение от налогов. Иногда случаются казусы. Декларацию требуют за 3 года, а недвижимость в собственности только год.

Заметим, что посылая письмо, инспектор ещё ничего не доказал и не начислил.

Налогоплательщик может повести себя по-разному:

  1. Проигнорировать письмо.
  2. Прийти в налоговую и возмущённо доказывать, что во второй квартире живёт сын, сестра, мать или другой родственник, который ничего за съём жилья не платит.
  3. Раскаяться в нарушении закона и предоставить декларацию за три года.

То есть часть людей выйдет из тени. Эффект от рассылки может быть разным. Вполне возможно, часть людей выйдет из тени. В ситуации с приобретением дорогого имущества при низкой зарплате действия налоговой вполне могут носить массовый характер — часть недобросовестных, но пугливых граждан действительно придут заполнять декларацию

Впрочем, могут быть и другие причины. Например, на владельца Мерседеса в налоговую поступила жалоба от «доброжелателя». Это основание для проверки.

Кировчанин мог попасть под перекрёстную проверку. Например, инспектор доказывал наличие «серых» зарплат у его работодателя, а наткнулся на Мерседес за 6 000 000 рублей. Заодно проверил и его.

Делаем несколько выводов:

  1. Налоговая всё видит.
  2. Если есть желание и веские основания, ФНС докажет нарушение и доначислит налоги.
  3. Если пришло письмо от налоговой, не обязательно сразу заполнять декларацию за 3 года. Лучше спокойно разобраться.

image_pdf
image_print

О камеральных и выездных налоговых проверках знают все — правила их проведения прописаны в Налоговом кодексе. О том же, что существуют и иные проверки, некоторые субъекты могут даже и не догадываться. Между тем налоговые органы проверяют подотчетные лица по разным направлениям. Предлагаем вашему вниманию краткое изложение семинара о налоговых проверках. Автор — Селянина Жанна Сергеевна, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса.

Проверки по кассовой технике

Проверки применения компаниями и предпринимателями ККТ осуществляются отделом оперативного контроля. Основанием как минимум в 70% случаев служат жалобы покупателей. Они подаются и через личный кабинет ФНС, и в письменном виде. Налоговый орган обязан проверить факты, указанные в каждом заявлении граждан, и дать ответ заявителю. Также основанием кассовых проверок могут послужить данные самой инспекции о возможных нарушениях субъектом правил применения ККТ, полученные, например, в ходе камеральной проверки. Кроме того, подобные проверки нередко проводятся выборочно. Специалист ФНС заходит в случайную торговую точку и делает контрольную закупку.

Планов и регламента по кассовым проверкам не существует. Это значит, что если в магазине выявлены нарушения, например, неприменение ККТ, проверять его могут хоть каждый день.

Новый формат

После внедрения онлайн-касс принцип проверки не изменился. Только теперь проверяющие дополнительно контролируют, поступили ли данные из чека на сервер ФНС. Кроме того, теперь большая проверочная работа проводится внутри стен самих налоговых органов. Поступающие чеки проверяются на предмет наличия всех необходимых реквизитов. Также выявляются организации, ранее применяющие ККТ, которые перестали это делать после обязательного введения онлайн-касс. Это привлекает внимание специалистов налоговой службы — они выясняют, почему так произошло. Чаще всего в таких случаях налогоплательщики меняют виды деятельности и налоговые режимы с тем, чтобы либо избежать, либо отсрочить внедрение ККТ. Но часть субъектов попросту нарушает законодательство и не применяет кассовую технику.

Перекрестные проверки

Проверять применение ККТ могут не только сотрудники местной ИФНС. Нередко практикуются так называемые перекрестные проверки, причем наибольший объем правонарушений выявляют именно они. Суть в том, что на выборочную проверку кассовой техники выходят специалисты соседних инспекцией. К проверяемому субъекту приходит новый человек, с которым раньше никогда не велось дел. Это обеспечивает эффект внезапности. Ведь инспекторов из местных ИФНС, которые многие годы работают на проверках, узнаю буквально в лицо. И тут же передают информацию о проводимой проверке соседним организациям. В итоге эффективность мероприятия серьезно снижается. Перекрестные проверки устраняют этот фактор, поэтому очень популярны в налоговых инспекциях.

Нарушения и их последствия

Проверки ККТ чаще всего выявляют:

  • факты неприменения субъектами аппаратов;
  • отказ продавца направлять покупателю электронный чек;
  • применение старой техники.

Если проверка носит целенаправленный характер, то есть инспектор знает, какое предприятие идет проверять, тогда сразу выносится постановление о привлечении к ответственности. Если проверка проводится выборочно, составляется акт о наличии либо отсутствии правонарушений. У лица, которое непосредственно его допустило, требуется объяснение. Однако оно может их и не предоставить — никаких санкций за это не грозит. Далее в инспекцию приглашается руководитель организации или ИП, которому также будет предложено пояснить причины допущенных правонарушений.

В итоге инспекция примет решение о наложении штрафов. Если правонарушение допущено впервые, сумму санкций могут снизить. Также на это может повлиять и объяснение, которое даст руководитель. Но полностью избежать штрафа не удастся. Это возможно только в одном случае — если самостоятельно сообщить в ИФНС в письменном виде о том, что вами допущены нарушения. Сделать это нужно до того, как о них узнают в инспекции. В таком случае штраф наложен не будет.

Проверка соответствия фактического местонахождения и адреса регистрации

Такие проверки в последнее время стали очень горячей темой. Проводятся они специалистами отделов оперативного контроля и регистрационного учета. Раньше инспекция закрывала глаза на нахождение организаций не по адресу регистрации, равно как и на регистрацию по массовому адресу. Но в 2017 году ФНС стала активно с этим бороться. Выяснилось, что нарушают почти все.

Денежных штрафов за несоответствие фактического адреса регистрационному не существует. Зато субъект может быть исключен из государственного реестра. Это очень серьезная мера, за которой следует ликвидация компании.

Но прежде налоговая служба постарается установить связь с организацией всеми возможными способами. Если она не отвечает на телефон и электронные письма, не взаимодействует с налоговой через программы подачи отчетности по ТКС, ей будут направляться бумажные письма на юридический адрес. Если ответа не последует, инспекция направит по указанному адресу своего представителя с целью выяснить, находится ли там организация. Если же нет, то может быть принято решение о ее исключении из реестра.

Далее компания должна быть ликвидирована. Но этот процесс весьма спорный и неоднозначный. Например, арбитры считают, что отсутствие организации по адресу регистрации еще не повод ее ликвидировать. В то же время если компания не предоставляет актуальные данные о своем адресе, не платит налоги, не подает отчетности и не выходит на связь с ИФНС — это совсем другая ситуация.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ?

Если даже организация не находится по адресу регистрации, это не означает, что ее удалят из реестра или заставят переезжать. В этом смысле главным является дать адекватное пояснение сложившейся ситуации. Скорее всего, ИФНС устроит, если адрес регистрации будет использоваться хотя бы в качестве почтового. В пояснение, например, можно указать, что помещение по адресу регистрации арендуется для получения корреспонденции. А сотрудник компании в определенный день приезжает по этому адресу и забирает поступившие письма.

Обратите внимание! С точки зрения налоговых органов, организация должна арендовать по адресу регистрации хотя бы небольшое помещение или его часть. Отсутствие расходных операций по расчетному счету на оплату этой аренды натолкнет специалистов ИФНС на подозрение. На каком основании субъект, который не оплачивает аренду помещения, пользуется им пусть даже для получения корреспонденции? Это повлечет вопросы к собственнику помещения. Логика такова: если одно лицо предоставляет свою площадь другому и официально не получает за это платы, то он просто занижает выручку.

Вопросы налогоплательщиков

На эту тему на семинаре был рассмотрено несколько интересных вопросов.

Что делать, если организация купила помещение, которое ранее являлось адресом массовой регистрации? Заключенные в прошлом договоры аренды уже не действуют, однако бывшие арендаторы не спешат менять свои адреса в реестре.

В такой ситуации следует написать заявление в ИФНС, в котором изложить эти факты и снять с себя ответственность. Собственник должен пояснить, что с компаниями, указывающими принадлежащий ему объект в качестве адреса своей регистрации, он никаких договоров не заключал.

Должен ли собственник помещения предоставлять по требованию ИФНС сведения об арендаторах?

Такой обязанности у него нет. Но зачастую к этому склоняют на уровне местной администрации. Налоговый орган обращается туда с просьбой предоставить подобные данные. Администрация же, в свою очередь, запрашивает такие сведения у арендодателей.

Могут ли налоговые органы определить фактическое местонахождение организации по IP-адресу (при подаче отчетности по ТКС)?

Это весьма затруднительно, поскольку одному ip-адресу может соответствовать несколько десятков компаний. Ведь бухгалтерию может вести сторонняя организация, отчеты могут подаваться с использованием различных сервисов и т. д.

Выводы

Итак, иногда у ИФНС не остается выбора, кроме как применять крайние меры в виде исключения из реестра. Однако добросовестным налогоплательщикам бояться нечего. Если компания реально ведет деятельность и взаимодействует с налоговой инспекцией, то за одно лишь несоответствие фактического адреса и адреса регистрации из реестра ее не исключат. Эта мера применяется в основном к фирмам-однодневкам, которые до сих пор существуют, хотя их количество существенно сократилась после внедрения автоматизированной системы проверки декларации по НДС.

Проверка соответствия деятельности данным в реестре

Кроме того, инспекции проводят проверки соответствия основного вида деятельности субъекта тому, что указано в реесте. Технология проведения такой проверки в рамках семинара раскрыты не была. Что же касается последствий, то они могут быть самыми разными. Штраф за такое нарушение отсутствует, но инспекция потребует привести информацию в реестре в соответствии с реальной деятельностью.

По выявленным нарушениям могут быть приняты разные решения. Например, если субъект на УСН, то применение этого спецрежима в отношении несоответствующей реестру деятельности могут признать неправомерным. В уведомлении о применении УСН указываются определенные коды ОКВЭД, и налоговый орган расценивает это как применение «упрощенки» именно в отношении этих видов деятельности. «Непрофильные» же операции попадут под ОСНО. Соответственно, налоговый орган доначислит налог на прибыль и НДС, а также выставит штрафы.

Комиссии по легализации

Такие комиссии в чистом виде проверками не являются, однако это важное мероприятие, которое проходит между камеральной и выездной проверкой. Но на такую комиссию могут вызвать не только в связи с предстоящей ВНП. Комиссии по легализации также могут быть проведены по иным основаниям, в том числе:

  • при большой доле вычета по НДС (более 70%);
  • при низкой заработной плате, выплачиваемой своим сотрудникам (ниже прожиточного минимума или среднего по региону уровня);
  • при наличии убытка.

Если на комиссию вызвали перед выездной проверкой, то прямо об этом не сообщат. Но это можно установить по косвенным признакам. В этом случае специалистов ИФНС будет интересовать информация, которая в большей степени относится к организации или ИП в целом, а не к какому-то конкретному отчету или налоговому периоду. Комиссия будет задавать вопросы относительно структуры предприятия, его деятельности и текущих процессов.

Налогоплательщики негативно относятся к комиссиям, хотя, по мнению специалистов ФНС, напрасно. С их точки зрения, это еще одна возможность пояснить контролирующим органам накопившиеся в организации или у ИП проблемы и попробовать найти выход из сложившейся ситуации.

Основная идея проведение комиссии по легализации заключается в том, чтобы сократить количество выездных проверок. Нарушения выявляются в ходе камеральной проверки либо предпроверочного анализа. На комиссии же до руководства организации или предпринимателя доводится суть выявленных нарушений и рекомендуются меры по их устранению. Если субъект их исправит, то выездной проверки не последует.


Содержание Содержание

В рамках перекрестной налоговой проверки органы ФНС вправе требовать у контрагентов проверяемой организации любые документы, касающиеся любой из операций. В статье разберем, как осуществляется перекрестная налоговая проверка, каковы основания для ее проведения, как правильно подготовиться к перекрестной проверке ФНС.

Что такое перекрестная налоговая проверка

Перекрестная налоговая проверка

Перекрестная налоговая проверка

Перекрестная (или встречная) налоговая проверка – это мера дополнительного контроля, в рамках которого ФНС запрашивает документы у контрагентов проверяемой организации. Цель запроса документов – уточнение информации о конкретной сделке или о налогоплательщике в целом.

Согласно порядку, налоговики могут затребовать документы как у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и у заказчиков (покупателей) предприятия, а также у третьих лиц, с которыми взаимодействовала организации.

В рамках перекрестной проверки ФНС может запросить любые документы – счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ, контракты, письма, т.п.

Основания для проведения перекрестной налоговой проверки

Согласно документу, налоговики вправе запросить документы у контрагента проверяемой организации как непосредственно в ходе проверки (выездной или камеральной), так и после ее завершения.

Запрос документов осуществляется в случае, если в ходе (или по результатам) проверки сотрудники ФНС не получили от проверяемой организации достаточно информации относительно той или иной сделки, операции, либо полученная информация, по мнению ФНС, имеет признаки недостоверной.

Порядок проведения перекрестной налоговой проверки

Порядок проведения перекрестной налоговой проверки регламентируется ст. 93.1 НК РФ.

Ниже представлена инструкция, которая поможет читателю разобраться в особенностях проведения выездной налоговой проверки.

В ходе либо по итогами выездной или камеральной налоговой проверки орган ФНС принимает решение о проведение перекрестной проверки – запросе дополнительных документов о сделке (операции) у контрагента проверяемой организации.

Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ, ФНС вправе запрашивать документы в случае в них существует обоснованная необходимость. Иными словами, если ФНС может подтвердить сделку (сумму, законность, достоверность, т.п.) на основании документов, которыми располагает проверяемая организация, то необходимость перекрестной проверки считается необоснованной и дополнительные документы у контрагента не запрашивают.

Решение об обоснованности перекрестной проверки принимается в индивидуальном порядке, в зависимости от обстоятельств текущей (или завершенной) выездной/камеральной проверки. При принятии решения ФНС учитывает налоговую репутацию проверяемой организации, а также категорию риска, присвоенной компании в соответствующем порядке.

Определив необходимость в перекрестной проверке, сотрудники ФНС готовят поручение об истребовании документов, в котором указывают:

  • основания для запроса документов (уточнение конкретной операции, сделки);
  • наименование и реквизиты контрагента, у которого запрашиваются документы;
  • перечень документов для предоставления (счета-фактуры, акты выполненных работ, договора, расчетные документы и пр. с указанием номеров и дат составления);
  • срок предоставления документа.

Поручение составляется на бланке установленного образца и направляется в местную ФНС по месту регистрации контрагента, у которого истребуются документы для проверки.

После получения поручения о требовании документов от ФНС, осуществляющей или завершившей проверку, орган фискальной службы, в адрес которой было направлено поручение, запрашивает документы непосредственно у контрагента проверяемой организации.

Обращение к контрагенту оформляется в виде письменного требования, которое ФНС направляет в адрес организации в течение 5-ти дней после получения поручения от налогового органа.

На основании требования, полученного от ФНС, контрагент обязан предоставить необходимые документы для проверки. Срок исполнения требования – до 5-ти дней с момента его получения.

После предоставления документов от контрагента, ФНС передает их налоговому органу, которым они были первоначально истребованы.

ФНС изучает полученные документы и на их основании выносит решения относительно той или иной сделки или операции.

В случае, если, по мнению ФНС, предоставленные контрагентом документы содержат недостоверные сведения либо сами по себе являются фиктивными, налоговый орган вправе назначить выездную проверку контрагента.

Как подготовиться к перекрестной налоговой проверке

Конкретные сроки проведения перекрестной налоговой проверки законом не установлены. Такая проверка проводится внепланово, вне зависимости от какого-либо графика. Это значит, что организация не может заранее подготовиться к запросу документов или визиту налоговиков.

В то же время, перекрестных проверок не стоит опасаться тем организациям, которые добросовестно соблюдают требования учета, своевременно подают отчетность и перечисляют налоги в установленный срок.

В рамках проверки ФНС вправе истребовать любой документ по любой из операций. Если все каждая из операций организации оформлена необходимыми подтверждающими документами, то предоставить их ФНС не составит большого труда.

Ответственность за непредоставление документов при перекрестной проверке

Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ, организация, которая не предоставила ФНС документы в рамках перекрестной проверки, может быть привлечена к налоговой ответственности в размере до 10.000 руб.

В то же время, согласно пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, при решении о наложении штрафа ФНС учитывает смягчающие обстоятельства, перечень которых приведен в таблице ниже:

№ п/п Смягчающие обстоятельства при непредоставлении (просрочке) документов по перекрестной проверке Описание
1 Незначительность просрочки предоставления документов Как правило, ФНС не взыскивает штраф с организации, которая предоставила документы для перекрестной проверки с опозданием до 3-х рабочих дней
2 Большое количество истребуемых документов Если в одном требовании указано большое количество для предоставления (более 10-ти), то при незначительной просрочке их предоставления ФНС может обойтись без начисления штрафа
3 Нахождение документов в архивах Нередки ситуации, когда, документы, запрашиваемые налоговиками для перекрестной проверке, фактически находятся в архивах либо в подразделениях, территориально отдаленных от головного офиса, и для их доставки в ФНС может потребоваться значительное время. Данное обстоятельство считается смягчающим в случае просрочки организации в предоставлении документов, штраф за нарушение порядка предоставления документов может не начислять
4 Недостаточность материальных ресурсов Если ФНС запросила большое количество документов, при этом в штате организации работает один бухгалтер, то данное обстоятельство может смягчить решение ФНС относительно начисления штрафа в случае просрочки предоставления документов

Действующая судебная практика показывает, что при рассмотрении дел о начисление штрафа ща просрочку в предоставлении документов для перекрестной проверки могут быть учтены иные смягчающие обстоятельства, к примеру, одновременное получение организацией нескольких требований по разным сделкам. Окончательное решение, касающееся размера штрафа и его начисления, в подобных случаях остается на усмотрение судебных органов.

Читайте также: