Налог на хозяйственную деятельность в виде промысла приносящего доход

Опубликовано: 12.05.2024

4.8 Специальные налоговые режимы

4.8.2 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Данная система налогообложения, предусмотренная главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход» НК РФ, вводится в действие нормативными актами муници ­ пальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Налогоплательщиками данного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, переведенные решениями пред ­ ставительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербур ­ га на уплату единого налога на вмененный доход.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении следующих видов деятель ­ ности:

  • оказание услуг (бытовых, ветеринарных, по ремонту, техническо ­ му обслуживанию и мойке автотранспортных средств и других услуг, перечень которых определен п. 2 ст. 346.25 НК РФ);
  • розничная торговля, осуществляемая:
  • через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли;
  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торго ­ вых залов, а также объекты нестационарной сети.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный до ­ ход не применяется в отношении указанных видов деятельности в слу ­ чае их осуществления в рамках договора простого товарищества (до ­ говора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Не могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход:

  • организации и индивидуальные предприниматели, среднеспи ­ сочная численность работников которых превышает 100 человек;
  • организации, в которых доля участия в организации других юридических лиц составляет более 25%. Данное ограничение не рас ­ пространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если сред ­ несписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, на не ­ коммерческие организации, а также хозяйственные общества, единст ­ венными участниками которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Зако ­ ном РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;
  • организации и индивидуальные предприниматели, осуществля ­ ющие виды деятельности по передаче во временное владение и (или) пользование автозаправочных станций и авто газозаправочных станций.

Переход на уплату единого налога на вмененный доход освобож ­ дает от уплаты следующих налогов:

• налога на доходы физических лиц (по
доходам, полученным от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

• налога на имущество физических лиц
(в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом);

• налога на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации)

Организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с за ­ конодательством Российской Федерации.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляю ­ щие виды деятельности, в отношении которых может применяться си ­ стема налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) или по месту осуществления предпринимательской деятельности в зависимости от видов осуществляемой деятельности:

Место постановки на налоговый учет

Виды осуществляемой деятельности

По месту нахождения организации (месту жи ­ тельства индивиду ­ ального предприни ­ мателя)

Место постановки на налоговый учет

Виды осуществляемой деятельности

По месту осуществле ­ ния предприниматель ­ ской деятельности

При осуществлении остальных видов деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вменен ­ ный доход

В том случае если организация или индивидуальный предпринима ­ тель осуществляют деятельность на территориях, подведомственных нескольким налоговым органам, заявление о постановке на налоговый учет подается в налоговый орган, на подведомственной территории ко ­ торого расположено место, указанное в заявлении первым.

Заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика еди ­ ного налога на вмененный доход подается в течение пяти дней с нача ­ ла осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход.

Налоговый орган в пятидневный срок выдает уведомление о поста ­ новке на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вме ­ ненный доход.

Если по итогам налогового периода налогоплательщиком допуще ­ но несоответствие требованиям, установленным для перехода на упла ­ ту единого налога на вмененный налог, налогоплательщик считается утратившим право на уплату единого налога на вмененный налог и пе ­ решедшим на общий режим налогообложения.

Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций по видам деятельности, подлежащим налогообложению единым налогом на вме ­ ненный доход, осуществляется в общеустановленном порядке.

Объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный налог является вмененной доход налогоплательщика.

Вмененный доход — потенциально возможный доход налогопла ­ тельщика, рассчитываемый с учетом особенностей условий данного вида деятельности.

Налоговой базой для исчисления суммы налога признается вели ­ чина вмененного налога, рассчитываемая как произведение установ ­ ленной базовой доходности за налоговый период и величины физиче ­ ского показателя, по данному виду деятельности.

Значения базовой доходности в месяц и физические показатели по ним установлены п. 3 ст. 346.29 НК РФ.

Базовая доходность умножается на коэффициенты К1 и К2.

К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефля ­ тор, отражающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ и определяемый Правительством РФ.

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности. Значе ­ ние корректирующего коэффициента К2 определяется представительными органами муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не ме ­ нее чем календарный год в пределах от 0,005 до 1 включительно.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговая ставка устанавливается в размере 15% величины вме ­ ненного дохода.

Уплата единого налога на вмененный доход производится по ито ­ гам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца, следу ­ ющего налогового периода.

Сумма единого налога на вмененный доход уменьшается на следу ­ ющие суммы:

  • страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уп ­ лаченных за налоговый период в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате вознаграждений работникам, за ­ нятым в видах деятельности, облагаемых единым налогом на вменен ­ ный доход;
  • уплаченные индивидуальным предпринимателем на свое пенси ­ онное страхование в виде фиксированных платежей;
  • выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособ ­ ности.

При этом сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налоговые декларации представляются по итогам каждого нало ­ гового периода не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода по форме, утвержденной приказом 'Минфина России.

Налогоплательщики, занимающиеся сельским хозяйством, имеют право на нулевую ставку по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1.3 статьи 284 Налогового кодекса или на применение специального налогового режима в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) в соответствии с главой 26.1 НК РФ. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Сельскохозяйственные производители – кто они?

Сельскохозяйственными товаропроизводителями для целей применения главы 25 НК РФ признаются организации, отвечающие критериям, приведенным в статье 346.2 НК РФ:

  • организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие эту продукцию;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

При этом должны быть соблюдены определенные условия: в общем доходе от реализации таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70%.

В налоговых целях сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:

  • градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
  • сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы)).

При этом указанные организации должны удовлетворять следующим условиям:

  • в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых их на основании договоров фрахтования.

Что касается крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), то им не нужно подтверждать статус сельхозпроизводителя 70-процентной долей дохода от реализации сельхозпродукции, поскольку оно уже является таковым по закону. Об этом сказано в Письме Минсельхоза России от 19 сентября 2016 г. № 14/232.

КФХ – это объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. КФХ признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и им в целях получения статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей не требуется подтверждать долю дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Таким образом, КФХ, как признанный по закону сельхозпроизводитель, сразу имеет право на льготное налогообложение прибыли. Но, чтобы применять режим ЕСХН, соответствовать установленным критериям об удельном весе (70% и более) доли доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации нужно и КФХ.

Особенности налогообложения сельскохозяйственных производителей

Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ плательщики ЕСХН не уплачивают:

  • налог на прибыль для организаций и НДФЛ для индивидуальных предпринимателей;
  • НДС;
  • налог на имущество.

Те, кто предпочел нулевую ставку по налогу на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ), имеют возможность предъявлять НДС покупателям – плательщикам НДС. Хотя по многим видам сельхозпродукции применяется пониженная ставка НДС в размере 10%. Также они платят еще и налог на имущество.

Нулевая ставка по прибыли

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

На какие доходы распространяется нулевая ставка

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

Как перейти на ЕСХН

Сельскохозяйственные товаропроизводители могут не использовать общий режим налогообложения, а перейти на уплату ЕСХН. Не вправе перейти на уплату ЕСХН организации и предприниматели:

  • у которых в общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации сельхозпродукции и (или) рыбы (включая продукцию первичной переработки) составляет менее 70%. Этот показатель определяется по итогам работы за год, предшествующий году подачи заявления о переходе на ЕСХН;
  • занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Перейти на уплату ЕСХН можно, подав соответствующее уведомление в свою налоговую инспекцию. Лица, оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства и изъявившие желание перейти на применение ЕСХН с 1 января 2017 года, уведомляют налоговую инспекцию о переходе на этот режим не позднее 15 февраля 2017 года.

Налоговым периодом по ЕСХН является календарный год, а отчетным – полугодие. Декларации по итогам полугодия предоставлять не нужно, но нужно платить авансовые платежи по ЕСХН. Годовую декларацию фирма должна представить в инспекцию до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Форма декларации по ЕСХН и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 28 июля 2014 года №ММВ-7-3/384@ (в редакции Приказа ФНС России от 1 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/51@).

Если статус сельхозпроизводителя утрачен

Пункт 1.3 статьи 284 НК РФ и глава 26.1 НК РФ устанавливают только условие соответствия статусу сельхозпроизводителя, чтобы применять ставку 0% по деятельности, связанной с реализацией сельхозпродукции. Налоговые последствия невыполнения этого условия в виде пеней и штрафов нигде не оговорены.

Однако в пункте 4 статьи 346.3 НК РФ прописан алгоритм действий налогоплательщика при утрате им статуса сельскохозяйственного производителя. А именно: если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение. В связи с этим налогоплательщик в течение месяца по окончании соответствующего налогового периода (то есть в течение января) должен:

  • пересчитать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль за год с применением ставки 20%;
  • уплатить в бюджет начисленные авансовые платежи по налогу;
  • представить уточненные декларации.

Читайте в бераторе



Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Промысловый налог относится к числу сложных налогов в силу ряда причин. В статье рассмотрены особенности промыслового налога как налоговой формы и его становление в Российской империи. История промыслового налога интересна не только сама по себе, но и сегодня полезна для совершенствования обложения малых предприятий.

Ключевые слова: ремесленники, труд, промышленность, умение, доход, гильдия, разряды.

Долговое время доходы от земледелия лидировали в доходах государственной казны. В XVIII-XIX вв. налоги от мануфактурной промышленности, горного дела, профессиональных занятий, торговли неуклонно растут, а со временем стали преобладать. Впервые это произошло в Англии. В России до Петра I система промысловых сборов отличалась сложностью, запутанностью и неопределенностью. Благодаря его настойчивым усилиям, русская промышленность приняла довольно обширные размеры. Промышленный переворот в России завершился в 1880-х годах XIX века.

Для выяснения особенностей промыслового налога обратимся к одному из основателей теории налогообложения, немецкому экономисту К.Г. Рау [1792−1870]. Ученый указывает, что налогообложение промыслов представляет собой трудную задачу в сравнении с установление налога на землю и дома. Эти трудности проистекают вследствие разнородности промыслов, из которых каждый имеет разнородные издержки, вследствие сильного влияния факторов времени, размещения, различия доходов на капитал, различия способности предпринимателей и т.д. Промысловая подать должна рассматриваться как оценочная подать (1, с.85). В основе оценки – чистый доход, поэтому не имеет значение, что производит промысел. Таким образом, чистый доход является тем общим знаменателем, позволяющий сравнивать налогоспособность хозяйствующих субъектов.

Для удобства оценки К.Г.Рау выделяет следующие виды деятельности:

− земельные работы: добыча минеральных веществ, сельское хозяйство с его различными отраслями, рыболовство;

− промыслы: ремесла, фабрики, строительные предприятия, трактиры;

− торговля и вспомогательные к ней занятия: извозничество, судовой и корабельный промысел, пароходные общества, банкирские дома, банки, общества каналов и железных дорог;

− служебные промыслы и такие, которые касаются употребления предметов, например, содержание наемных экипажей, омнибусов, театров, зверинцев, купален, промысел парикмахеров и т.д.

− смешанные промыслы, например, содержание питейных заведений;

− промыслы, при которых извлекается прибыль от принятия на себя рисков: страхование от огня, страхование жизни и др.

Аренда в то время не рассматривалась как самостоятельный вид деятельности. Если промысел отдается в арендное содержание, пишет К.Г. Рау, то это не делает никакой разницы в окладе налога и сторонам предоставляется право условиться, кто должен нести подать (1, с. 96). К.Г. Рау считает, в силу большого разнообразия промыслов, возможным составление промыслового кадастра передать на усмотрение сведущих и знакомых с местностью оценщиков. Пока же существующие законы весьма несовершенны. К.Г. Рау рекомендует следующие правила для наложения промысловой подати (1. с. 98):

1) подготовительная работа по статистике промыслов;

2) обязать законом подачу сведений предпринимателями о числе работников, машин, других сведений;

3) разбить промыслы на классы в зависимости от числа работников. капиталов, выявить пригодные признаки доходности;

4) для каждого разряда промыслов установить правила, как должны повышаться оклады налогов сообразно с численность и качеством работников;

5) установить для каждого разряда (классов) известный оклад налога. Но при этом сохранить индивидуальные обстоятельства, так, чтобы налогоплательщик имел свободу выбора между многими главными и второстепенными классами;

6) оценку всех отдельных плательщиков должна производить комиссия, выбираемая из числа граждан, отчасти промышленников, при содействии кадастровых чиновников;

7) раскладку налога можно производить самим обществом плательщиков, «так как они наилучшим образом знают промышленные отношения друг друга».

К.Г.Рау также отмечает, что в некоторых странах промысловую подать разлагают на две части, учитывая различие природы дохода (промысловая прибыль и процент на капитал).

И.И.Янжул [1846−1914] рассматривая промысел как объект налогообложения, отмечает, что промысел есть понятие относительное, которое можно понимать в широком и тесном смысле слова. В широком смысле промысел – это занятие, имеющее своею целью создание материальных ценностей или достижение вещественных благ в противоположность так называемым лицам свободных профессий. В узком смысле слова под промыслом понимается хозяйственное предприятие, в котором в качестве производительных элементов участвуют личные способности предпринимателя и капитал. Но оба элемента присутствуют в разной степени и мере. В труде ремесленника, единолично работающего, капитал занимает низшее место, а личный труд – первенствующее. В этом случае невозможно определить, какая часть своего дохода ремесленник получил в качестве промышленно прибыли, а что в качестве заработной платы. В крупном коммерческом и торговом предприятии капитал имеет наибольшую важность, в дивиденды акционеров входит промысловая прибыль, «хотя тут же присутствует и просто процент на затраченный капитал (2, с. 286).

Лица либеральных профессий облагаются не промысловым, а подоходным налогом. Что касается простой работы по найму, то И.И.Янжул ставит это в зависимость от тяжести косвенного налогообложения. Поэтому, заключает И.И.Янжул, под промыслом должно разуметь лишь такое занятие, которое производится с помощью капитала, которое дает доход, отчасти зависящий от затраченного капитала. В этом ограниченном смысле промысловый налог есть налог на предпринимательскую прибыль (2, с. 287). Отсюда следует, что труд ремесленный, без найма рабочей силы составляет отдельную группу налогоплательщиков. Это лица, говоря современным языком, ведут индивидуальную трудовую деятельность, их доход является смешанным доходом, без разделения на прибыль и заработную плату. Но капитал в крупных и малых предприятиях играет разную роль. И.И.Янжул приводит точку зрения экономистов, различающих три вида промыслового налога: 1) налоги на предприятия, в которых доминирует капитал как фактор дохода, 2) собственно промысловый налог, где капитал и труд являются равнодействующими факторами, 3) налог на прибыль от занятий, производимых личным трудом без капитала (2, с.287). Такое разделение промыслов сохраняет свою ценность, на наш взгляд, и сегодня.

И.И.Янжул указывает те же трудности определения точной величины промыслового налога, что и К.Г.Рау. Поэтому промысловый кадастр должен основываться не на специальном изучении точного экономического положения каждого промышленника, а на ознакомлении с доходностью каждого вида промыслов по их общим признакам. Открыть эти зависимости доходности от ряда факторов и составляет задачу финансовой науки и законодательной практики. После установления этой зависимости остается разгруппировать промыслы по известным классам и назначить этим классам соответствующие оклады налога.

И.И.Янжул выделяет внешние и внутренние признаки промыслового дохода. Внешние факторы носят объективный характер. Всем известно различие доходности (средней) видов промыслов, значит, возникает задача классификации видов промыслов так, чтобы обеспечить их равновесие, пишет И.И.Янжул. Расположение плательщика также является внешним, независимым фактором. К внутренним признакам промыслового дохода относятся размеры, например, оборотного капитала; производительность машин, число работников и т.д. Последовательность классификации может быть такой. Сначала предприятия разделяются по широте сбыта, затем по внутренней доходности, затем по объему предприятия, с возможным привлечением коэффициентов. Практика установления промыслового налога в Европе, различалась от страны к стране, по-разному комбинируя известные факторы.

Петр I Великий [1682−1725] взял курс на создание регулярного общества, что наложило свою печать на методологию налогообложения. При Петре I были установлены гильдии и цехи, но прежде всего как полицейско-государственный, а не финансовый институт. Дело в том, что купцы платили, наряду с другими неслужилыми сословиями, подушную подать. Однако Петр приказал провести особую перепись, характер которой позволяет предположить о его намерении установить промысловый кадастр. Было приказано произвести перепись городских жителей – купцов, посадских и слободских людей, с указанием характера промысла и ремесел, объема промыслов и размеров наемной платы за помещение. (Во Франции существовал налог на личные доходы лиц либеральных профессий в размере 1/15 с квартирной платы). В 1775 г. купцы были освобождены от частных промысловых сборов и подушной подати. Гильдии получили, таким образом, фискальное значение. К первой гильдии относились те, кто объявлял свой капитал более, чем 10 000 руб.; ко второй – от 1000 руб. до 10 000 руб., к третьей – от 500 до 1000 руб. Никакие доносы на утайку имущества не принимались. В 1785 г. были более точно определены права торгового класса, закрепленные в «Городском положении». В 1885 г. были приняты «Правила об обложении торговых и промышленных предприятий добавочным капиталом». Новый государственный промысловый налог был введен в 1898 г. Таков общий ход событий, остановимся на деталях.

Важнейшую часть промыслового обложения составляли так называемые пошлины за право торговли. Все торгово-промышленные действия разделялись на две категории: производимые без платежа и на производимые с платежом. Для всех торгово-промышленных действий, не освобожденных законом от налогообложения, предприниматели обязаны были брать особые свидетельства и билеты с определенной платой в пользу казны за те и другие. Свидетельства были двух родов: купеческие или гильдейские и просто промысловые. Гильдий с 1865 г. осталось две. К первой гильдии относилась оптовая торговля, включая иностранными товарами. Кроме того, свидетельства первой гильдии были обязаны выбирать и для ведения некоторых видов промыслов (с особой доходностью). Сюда входили банки, страхование, транспорт и т.п. предприятия. Плата за свидетельство первой гильдии составляло 565 руб. Промысловые свидетельства выдавались на содержание заводских, фабричных и ремесленных заведений на мелочную и развозную торговлю и т.д. Вторая форма пошлин за право торговли и промыслов выражалась в обязательном взятии билета на каждое отдельное торговое или промышленное заведение.

Недостатком описываемой системы была неравномерность налогообложения. Крупные предприятия пользовались незаслуженными привилегиями, не оправданные ни фискальными, ни экономическими, ни политическими соображениями, отмечает И.И.Янжул. Так, кредитные учреждения с капиталом более 50 000 тыс. руб. обязаны были выкупать свидетельства первой гильдии. В результате одинаковую сумму налога платили единоличные предприниматели, общества взаимного кредита с капиталом 50−60 тыс. руб., акционерные банки с капиталом несколько млн. руб. (3, с. 210).

В 1885 г. принимаются новые правила обложения торговых и промышленных предприятий. Был введен дополнительные сборы. Первый сбор был процентным, взимался с чистой прибыли в размере 3-х, а с 1899 г. – 5- ти процентов. Процентный сбор взимался с акционерных обществ и товариществ на паях и других видов товариществ. Второй сбор был раскладочным, сбор взимался со всех остальных предприятий. Первоначально заводы и фабрики не являлись плательщиками сбора, они платили акцизы, но с 1892 года раскладочный сбор распространился и на них (2, с. 303). Раскладочный налог был призван учесть местные особенности в условиях ведения предпринимательской деятельности, учитывая специфику промыслового налога. Достоинства раскладочного налога также в том, указывает И.И.Янжул, что он дает возможность достигнуть необходимого разнообразия в размере дополнительного обложения, сопряженного с необходимою уравнительностью (2, с. 303). Законом от 15 января 1885 года податные присутствия получили право освобождать от дополнительного налога предприятия, находящиеся в затруднительном положении по незначительности оборотов и другим причинам. Правда, эти освобождения падали на других плательщиков в силу неизменности величины раскладки.

8-го июня 1898 г. утверждается новый закон о промысловом налоге. Государственный промысловый налог состоит из основного и дополнительного. Основной промысловый налог уплачивается посредством выборки промысловых свидетельств, за исключением некоторых, специально указываемых предприятий. Территория страны разделена на четыре класса, сообразно развитию степени промышленности и торговли. Сами предприятия и промысловые занятия распределяются на разряды. Для торговли было установлено пять разрядов, а промышленности – восемь разрядов. Дополнительный промысловый налог взимается по-разному. Акционерные и другие предприятия, обязанные публичной отчетностью, уплачивают налог с капитала и процентного сбора с прибыли. Налог с капитала взимался в размере 15 коп. с каждой сотни рулей основного капитала. Процентный сбор с прибыли взимался в пределах 3−6 %, смотря по размеру прибыли. Другие предприятия уплачивают налог в виде: раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли, превышающие определенный законом размер (2, с. 308).

В среднем за последующий четырехлетний период общие поступления промыслового налога составили 68 млн. руб. (в год). В том числе:

− основной налог, взимавшийся за промысловые свидетельства, составивший 34 млн. руб.;

− дополнительный налог с акционерных и других обществ – 18,5 млн. руб.;

− дополнительный налог с прочих предприятий – 15,5 млн. руб. (9 млн. руб. в виде раскладочного налога; 6,5 млн. руб. процентного сбора с излишков прибыли).

В последующие годы в законодательство о промысловом налоге вносились изменения. В 1900 году лица, имевшие несколько заведений, получи право отчитываться по совокупности дохода. В 1901 на 1,5 млн. руб. были уменьшены платежи в целях развития добычи золота и платины. В 1902 г. была установлена уголовная ответственность за искажения публичной отчетности. И.И.Янжул по этому поводу замечает, что впервые введена уголовная ответственность за обман казны, который, по понятиям большинства, не считается даже грехом (2, с. 311).

По закону, налог пересматривается каждые пять лет. Новый налог дал положительные результаты, увеличились доходы казаны, при этом возросла равномерность налогообложения. И.И.Янжул высказывает пожелание по данному налогу в части развития мелкого промысла, «от которого кормится значительная часть не только городского, но сельского населения».

История налога интересна и поучительна. Видно, как росло мастерство финансовой службы. Сложный объект налогообложения, но путем дифференцированного подхода удалось создать эффективную систему налогообложения. Тем не менее, фискальные возможности промыслового налога не были использованы в полной мере. Этому «послужили» такие причины:

− низкая налоговая дисциплина основной массы налогоплательщиков. Широко практиковалось уклонение от налога через завышение разного рода затрат и т.д. Многие акционерные общества вели тройную бухгалтерию (годовые финансовые отчеты формировались для директоров правления, акционеров и казенной палаты) (3, с. 216).

− экономическая и кредитная политика правительства. Только при Павле I (1796-1801) и в последующие годы стали приниматься решения в пользу крестьян, но они так и не стали равноправными предпринимателями, а освобождение крестьян было проведено не в их пользу. Основная часть банковских ссуд направлялась на кредитование дворянских хозяйств на льготных условиях, а на кредитование промышленности и торговли шли ничтожные суммы (4. с.114);

− несовершенство правил налогообложения и налогового контроля. Фабриканты признавались, что «вывести по правилам бухгалтерии можно какую угодно чистую прибыль» (3, с. 217), а контроль отличался своей лояльностью.

На фоне истории промыслового налога в России отчетливо выступают проблемы налогообложения предпринимательской деятельности в современных условиях. В настоящее время действуют общий и специальный налоговый режимы. Существует ли соразмерность налоговых форм? Можно ли признать удобным существующий порядок исчисления налога на доходы индивидуальных предпринимателей, принимающих общий режим налогообложения? В какой мере учтены факторы, определяющие результаты предпринимательской деятельности в рамках различных специальных налоговых режимов? Эти и другие вопросы ждут своих исследователей.

Список литературы

1. Рау К.Г. Основные начала финансовой науки. Перевод с пятого немецкого издания / под ред. В.Лебедева. − С.Петербург, 1868. 374 с.

2. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. 4-е изд., изм. и дополн. – С.-Петербург, 1904. 405 с.

3. История налогов в России IX – начале XX века. / Захаров В.Н. [и др.]. − М.: РОХСПЭН, 2006. 296 с.

4. Тимошина Т.М. Экономическая история России: учеб. пособ. / Под ред. М.Н.Чепурина. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юстицинформ», 2003. 416 с.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ЕСХН


Что собой представляет единый сельскохозяйственный налог, для кого он предназначен, как правильно его посчитать и уплатить, рассказывается в нашем материале.

Что такое ЕСХН в налогообложении

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — это специальный налоговый режим, который предназначен для организаций и предпринимателей, производящих сельскохозяйственную продукцию. Работа на нем освобождает организации от уплаты:

  • налога на прибыль (исключение составляют доходы по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств);
  • налога на имущество в отношении имущества, которое организация использует для производства, переработки и продажи сельхозпродукции, а также для оказания услуг сельхозпроизводителям.

Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕСХН, не платят:

  • НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности (исключение — доходы от дивидендов и доходы, облагаемые по ставкам 35 и 9 процентов (полный перечень можно посмотреть в пп. 2, 5 ст. 224 НК РФ);
  • налог на имущество физлиц в отношении имущества, которое используется для производства, переработки и продажи сельхозпродукции.

До 01.01.2019 физические и юридические лица, работающие на ЕСХН, были освобождены от уплаты НДС. Изменения, внесенные Законом «О внесении изменения в части первую и вторую НК РФ» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, данное послабление отменили.

Плательщики ЕСХН имеют право на освобождение от НДС в 2021 году при соблюдении одного из следующих условий (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • переход на ЕСХН и реализация права на освобождение происходят в течение одного календарного года;
  • сумма доходов от деятельности, в отношении которой применяется ЕСХН, за 2020 год не превысила 80 млн рублей (в дальнейшем данная сумма уменьшена до 70 млн рублей за 2021 год и 60 млн рублей — за 2022-й и последующие годы).

Для получения права на освобождение в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление и подтверждающие документы до 20-го числа месяца, с которого будет действовать освобождение. Форма уведомление утверждена Приказом Минфина РФ от 26.12.2018 № 286н. Организации и предприниматели, получившие освобождение, не могут от него отказаться в дальнейшем.

Чем отличается ЕСХН от УСН

ЕСХН, как и упрощенная система налогообложения (УСН), представляет собой спецрежим, применение которого освобождает от уплаты отдельных налогов. Однако между ними существует немало различий:

  • в отличие от УСН плательщики ЕСХН не освобождены от уплаты НДС;
  • на ЕСХН могут работать только производители сельскохозяйственной продукции, при условии, что доля от такой деятельности составляет не менее 70 процентов от всех их доходов. Для плательщиков УСН не установлен конкретный перечень видов деятельности. Существует ряд компаний, которым запрещено переходить на этот спецрежим, в частности, банкам, организациям с филиалами и так далее (п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • для некоторых категорий плательщиков ЕСХН — рыболовецких артелей и рыбохозяйственных организаций — установлены дополнительные ограничения. Они должны работать на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Кроме того, среднесписочная численность рыбохозяйственных организаций не должна превышать 300 сотрудников. На УСН действуют другие правила уже в отношении всех, кто применяет этот спецрежим. Сотрудников не должно быть более 130 человек, доход не должен превышать 200 млн рублей, а доля участия других организаций — 25%;
  • в отличие от УСН, плательщики ЕСХН не могут выбрать объект налогообложения. Для них он един — «Доходы минус расходы». На УСН существует выбор между объектами «Доходы» и «Доходы минус расходы»;
  • на ЕСХН необходимо уплатить авансовый платеж по итогам полугодия и налог по итогам года, а на УСН предоплату вносят ежеквартально. При этом сдавать авансовые расчеты на обоих спецрежимах не нужно.

Кто может применять ЕСХН

Существует несколько категорий налогоплательщиков, которые могут применять ЕСХН.

Во-первых, организации и ИП, которые непосредственно производят, перерабатывают и реализуют сельскохозяйственную продукцию. Доход от такой деятельности, а также от оказания услуг сельхозпроизводителям должен составлять не менее 70 процентов от всех их доходов. К сельскохозяйственной продукции относят продукцию животноводства сельского и лесного растениеводства.

Полный список можно найти в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 № 458.

Во-вторых,компании и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, в частности, услуги:

  • по подготовке полей;
  • по посеву и выращиванию зерновых и плодовых культур;
  • по обрезке фруктовых деревьев;
  • по перегонке и выпасу скота и так далее.

Доля доходов от такой деятельности также должна составлять не менее 70% от общего дохода.

В-третьих, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе животноводческие, снабженческие, растениеводческие и другие. К ним также применяют правило о доходе.

В-четвертых, сельскохозяйственные производственные кооперативы, в том числе рыболовецкие артели, осуществляющие рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или на основании договора фрахтования. Доля от продажи улова и рыбной продукции собственного производства должна составлять 70 процентов и более.

В-пятых,рыбохозяйственные организации и ИП, удовлетворяющие требованиям, установленным для рыболовецких артелей. Кроме того, их среднесписочная численность не должна превышать 300 работников.

Не могут применять спецрежим:

  • компании и ИП, производящие подакцизные товары (исключение — подакцизный виноград, вино, виноматериалы собственного производства);
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения;
  • компании, организующие и проводящие азартные игры.

Как перейти на ЕСХН

Компания или ИП, желающие перейти на ЕСХН, должны подать в налоговую инспекцию уведомление до 31 декабря года, предшествующего тому, в котором будет осуществлен переход. В документе необходимо указать долю дохода от реализации сельхозпродукции. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС РФ от 28.01.2013 № ММВ-7-3/41@.

Вновь созданная фирма или вновь зарегистрированный предприниматель могут уведомить ФНС в течение 30 дней с момента постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ). Если пропустить этот срок, придется до конца года работать на общей системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, утратившие право на уплату налога на профессиональный доход, должны уведомить о переходе на ЕСХН в течение 20 дней с момента снятия с учета в качестве самозанятого. (п. 6 ст. 15 Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Когда сдавать декларацию по ЕСХН

Декларацию по ЕСХН необходимо подавать единожды по окончании налогового периода, которым является год. В течение года ничего сдавать не нужно. Плательщики ЕСХН подают декларацию в налоговую инспекцию по месту своего нахождения не позднее:

  • 31 марта года, следующего за отчетным (декларацию за 2020 год необходимо сдать до 31.03.2021);
  • 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация или ИП прекратили свою деятельность в качестве сельхозпроизводителя по п. 9 ст. 346.3 НК РФ.

Документ можно подать:

За подачу документов на бумажном носителе тем, чья среднесписочная численность превышает 100 работников, грозит штраф 200 рублей (ст. 119.1 НК РФ).

Как заполнить декларацию ЕСХН

Бланк декларации по ЕСХН утвержден Приказом ФНС РФ от 28.07.2014 № ММВ-7-3/384@. Документ будет действовать с 29.03.2021 в обновленной форме (Приказ ФНС РФ от 18.12.2020 № ЕД-7-3/926@). В период с 29.03.2021 по 31.03.2021 сдать декларацию можно как по старой, так и по новой форме (письмо ФНС РФ от 12.02.2021 № СД-4-3/1776@).

Документ состоит из титульного листа и четырех разделов.

На титульном листе необходимо указать:

  • данные налогоплательщика (название, ИНН, КПП);
  • номер корректировки, при подаче первичной декларации следует проставить «0»;
  • налоговый период «34» — календарный год;
  • год, за который сдается отчетность (2020-й);
  • код налоговой инспекции.

В разделе 1 указываем:

  • в строках 001 и 003 — код ОКТМО, в строке 001 код проставляют все налогоплательщики, в строке 003 — только те, которые сменили свое местонахождение;
  • в строке 002 — сумму авансового платежа;
  • в строке 004 — сумму, которую необходимо заплатить по итогам года с учетом аванса;
  • в строке 005 — сумму налога к уменьшению, если сумма аванса превысила сумму налога, исчисленного за год.

В разделе 2 прописываем:

  • в строке 010 — полученные доходы, их размер берем из книги учета доходов и расходов, форма которой утверждена Приказом Минфина РФ от 11.12.2006 № 169н;
  • в строке 020 — понесенные расходы;
  • в строке 030 — налоговую базу по налогу (из доходов вычитаем расходы), при отрицательной разнице налоговая база равна нулю;
  • в строке 040 — сумму убытков прошлых лет, на которые уменьшена налоговая база;
  • в строке 045 — ставку налога;
  • в строке 050 — сумму налога за год (налоговую базу уменьшаем на сумму убытков прошлых лет и умножаем на налоговую ставку).

Раздел 2.1 заполняют только те, кто имеет убытки прошлых лет. Полученные убытки можно учитывать при расчете налога в течение 10 лет.

Раздел 3 оформляют только налогоплательщики, получившие денежные средства, а также другое имущество в рамках целевого финансирования или благотворительной деятельности.

Что входит в расходы при ЕСХН

При расчете налоговой базы из суммы полученных доходов вычитают сумму произведенных расходов. Перечень расходов превышает 40 позиций (п. 2 ст. 346.5 НК РФ). В него входят, в частности, траты:

  • на покупку и изготовление основных средств, их реконструкцию, модернизацию;
  • на оплату труда и больничных;
  • на уплату обязательных страховых взносов и вносов по некоторым видам добровольного страхования;
  • на командировки;
  • на услуги связи и так далее.

Расходы плательщика ЕСХН должны быть (п. 3, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ):

  • обоснованными, то есть экономически оправданными и выраженными в денежной форме;
  • подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством или обычаями делового оборота;
  • оплаченными.

Как рассчитать налог ЕСХН

Сумму налога следует считать по формуле: налоговая база, умноженная на ставку налога. Как мы выяснили ранее, для определения налоговой базы из полученных доходов вычитают расходы и убытки прошлых лет.

Налоговая ставка равна 6 процентам. Регионы могут устанавливать с 01.01.2019 дифференцированные ставки в пределах от 0 до 6 процентов в зависимости:

  • от вида сельхозпродукции;
  • от места ведения деятельности;
  • от размера доходов вследствие продажи сельхозпродукции собственного производства;
  • от среднесписочной численности работников.

Например, для сельхозпроизводителей Московской области с 01.01.2019 по 31.12.2021 действует нулевая ставка налога (Закон Московской области «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Московской области» от 27.08.2018 № 145/2018-ОЗ).

Пример

ИП Иванов А.П. за первое полугодие 2020 года получил доходы в размере 3 879 500 рублей. Расходы составили 2 158 600 рублей. Авансовый платеж составил (3 879 500 — 2 158 600) х 6 процентов = 1 720 900×6 процентов = 103 254 рубля.

Во втором полугодии доходы составили 1 460 200 рублей расходы — 1 350 000 рублей. Итоговая сумма налога составит: доходы за годы (3 879 500 1 460 200) — расходы за год (2 158 600 1 350 000) х 6 процентов = 5 339 700 — 3 508 600×6 процентов = 109 866 рублей. Уменьшим полученную сумму на размер уплаченного аванса: 109 866 — 103 254 = 6 612 рублей. Таким образом, по итогам 2020 года предпринимателю необходимо заплатить 6 612 рублей.

Как оплатить налог ЕСХН

ЕСХН платят два раза в год:

  • авансовый платеж по итогам I полугодия — не позднее 25 июля текущего года;
  • итоговый платеж — не позднее 31 марта следующего года.

ИП Иванов А.П. из примера, приведенного выше, должен заплатить:

  • 103 254 рубля — не позднее 27.07.2020;
  • 6 612 рублей — не позднее 31.03.2021.

Совмещение ЕСХН с другими режимами

До отмены системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход плательщики ЕСХН могли совмещать этот спецрежим с ЕНВД. Его с УСН и ОСНО сочетать запрещено. После отмены ЕНВД с 2021 года юрлица не имеют право совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Индивидуальные предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентной системой налогообложения. Они должны вести раздельный учет доходов и расходов по этим спецрежимам. Семидесятипроцентную долю доходов от продажи сельхозпродукции необходимо считать от доходов, полученных по обеим системам налогообложения (письмо Минфина РФ от 17.10.2011 № 03-11-09/64).

Преимущества и недостатки ЕСХН

К преимуществам ЕСХН можно отнести:

  • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДФЛ;
  • минимальное количество отчетов — ежегодно необходимо сдавать лишь декларацию по ЕСХН;
  • возможность для ИП совмещать этот спецрежим с патентной системой налогообложения;
  • отсутствие минимального налога, если фирма сработала в убыток. Например, на УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» придется заплатить 1 процент от доходов, определяемых по ст. 346.15 НК РФ (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

К недостаткам отнесем:

  • жесткие требования к доле доходов от продажи сельхозпродукции;
  • обязанность уплачивать НДС в отличие от УСН или ПСН. Хотя для компаний, работающих с поставщиками, уплачивающими НДС, данный факт стал плюсом, так как позволил принимать «входной» НДС к вычету. Фирмы и ИП, чья выручка невелика, могут получить освобождение от уплаты налога;
  • отсутствие возможности для юрлиц совмещать ЕСХН с какой-либо другой системой налогообложения.

Экономическое содержание. Экономическая сущность налога заключается в том, что он заменяет основную массу налогов традиционной налоговой системы, увязанных с результатами его хозяйственной деятельности.

В отличие от упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, рассматриваемый метод налогообложения не преду-сматривает самостоятельный, т.е. по собственному волеизъявлению, отказ от его применения.

Законодательная база. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определения видов деятельности» был разработан в рамках государственной программы стабилизации экономики. По классификации налог на вмененный доход относится к налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, т. е. к региональным налогам. Однако в перечне региональных налогов согласно Налоговому кодексу Рос- сийской Федерации он не значится. Скорее, его можно назвать не налогом, а налоговой процедурой, ибо он выполняет роль процедуры особого исполнения других действующих законов — налога на прибыль предприятия и налога на доходы физических лиц в узком спектре их хозяйственной деятельности.

Однако некоторые из нижеперечисленных налогов и сборов продолжают быть обязательными и для налогоплательщика, перешедшего на уплату налога на вмененный доход, а именно: 1) государственная пошлина; 2) таможенные пошлины и иные таможенные платежи; 3) лицензионные и регистрационные сборы; 4) налог на приобретение транспортных средств; 5) налог на владельцев транспортных средств; 6) земельный налог; 7) налог на покупку инос-транных денежных знаков; 8) подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность с любых доходов, за исключением доходов, получаемых в сферах деятельности, в которых введен единый налог на вмененный доход; 9) удержанные суммы подоходного налога, а также НДС и налог на доходы от источника, в случае, если налогоплательщик, по определению, является налоговым агентом.

Виды и сферы предпринимательской деятельности, в которые вводится единый налог на вмененный доход, конкретизируются законодательными органами власти субъектов Федерации, но строго в пределах следующего перечня:

оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);

оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви, изделий из кожи, меха, пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, ремонт и изготовление металлических изделий, ремонт машин, оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, сервисное обслуживание автотранспортных средств и иные бытовые услуги населению, в том числе фото- и киноуслуги, прокат, за исключением проката кинофильмов);

оказание физическим лицам парикмахерских услуг (деятельность парикмахерских салонов), медицинских, косметологических услуг (в том числе в косметических салонах), ветеринарных и зоо- услуг;

оказание предпринимателями услуг по краткосрочному проживанию;

оказание предпринимателями консультаций, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования; общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек);

розничная торговля, осуществляемая через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

розничная выездная (нестационарная) торговля горюче-сма- зочными материалами;

оказание транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек;

оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.

Правовым актом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации определяются: размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога; налоговые льготы; порядок и сроки уплаты единого налога; иные особенности взимания.

Объект налогообложения. Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход на очередной календарный месяц.

Налоговый период. Налоговый период по единому налогу устанавливается в один квартал.

Налоговая ставка. Ставка единого налога устанавливается в размере 15 % вмененного дохода.

Технология расчета. Порядок расчета суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности состоит в приведенной ниже технологии. Сумма единого налога рассчитывается с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, которые определяются в зависимости от:

типа населенного пункта, в котором осуществляется предпри-нимательская деятельность;

места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина, транспортная развязка и другие);

1 (^хаРактеРа местности (тип автомагистрали и другие), если деятельность осуществляется вне населенного пункта;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от транспортных развязок;

удаленности места осуществления предпринимательской деятельности от остановок пассажирского транспорта;

характера реализуемых товаров (производимых работ, оказываемых услуг);

ассортимента реализуемой продукции; качества предоставляемых услуг; сезонности;

режима (суточности) работы; качества занимаемого помещения; производительности используемого оборудования; возможности использования дополнительной инфраструктуры; инфляции;

количества видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиками.

Законодательный орган власти вправе устанавливать повышающие и понижающие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности) на результат пред-принимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.

Рекомендуемые формулы расчета суммы единого налога, а также перечень рекомендуемых их составляющих приведены в приложении к письму Правительства РФ от 7 сентября 1998 г. № 4435п-П5 (Российская газета.

Законодательством предусмотрено несколько методик, по которым рассчитывается сумма единого налога.

Метод А — метод расчета суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, основанный на об-работке существующей статистической информации о результатах хозяйственной деятельности организаций (предпринимателей).

По данным государственных органов статистики определяется величина прибыли от реализации, полученной организациями (предпринимателями), осуществляющими определенные указанным законом виды деятельности.

Полученный результат следует скорректировать с учетом сумм налога на добавленную стоимость (НДС) с коэффициентом до- счета — 1,12.

Полученный результат следует скорректировать с учетом объемов нерегистрируемого товарооборота для каждой сферы деятельности. (Например, поданным Госкомстата России, нерегистриру- емый оборот в сфере розничной торговли составляет около 50 %.)

Величина базовой доходности на единицу физического показателя определяется путем деления полученного результата на количество единиц выбранного физического показателя.

Метод Б — метод расчета суммы єдиного налога на вменен-ный доход для определенных видов деятельности, основанный на обработке информации налоговых органов о фактически поступивших суммах налоговых платежей от организаций (предпринимателей).

Для расчета величины базовой доходности используются данные Госналогслужбы России о поступивших налоговых платежах от организаций (предпринимателей), осуществляющих определенные указанным законом виды деятельности.

Указанные данные корректируются с учетом нерегистрируе- мого оборота и оценок уклонения от налогообложения. Указанные оценки могут быть сделаны путем сравнительного анализа сумм поступивших налоговых платежей по однотипным организациям, действующим в приблизительно равных условиях.

Полученная величина должна быть уменьшена на сумму фактически уплаченных налогов, освобождение от которых не предусмотрено названным законом, и увеличена в пять раз.

Величина базовой доходности определяется делением полу-ченного показателя на численность занятых в данной сфере деятельности либо на количество единиц другого физического показателя.

Метод В — метод расчета суммы единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, основанный на использовании рекомендуемых показателей базовой доходности единицы физического параметра и повышающих (понижающих) коэффициентов по подвиду деятельности и месту деятельности.

Сроки уплаты. Уплата единого налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 % суммы единого налога за календарный месяц. Сроки уплаты авансового платежа устанавливаются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации. Налогоплательщик может произвести уплату единого налога путем авансового перечисления суммы единого налога за 3, 6, 9 или 12 мес. В этом случае сумма единого налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, уменьшается соответ-ственно на 2, 5, 8 и 11 %.

Распределение сумм единого налога на вмененный доход между бюджетами. Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в федеральный бюджет, государственные вне- бюджетные фонды, а также в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты в следующих размерах:

в федеральный бюджет — 25 % общей суммы единого налога; единый социальный налог — 25 % общей суммы единого налога, из них:

в Пенсионный фонд РФ — 18,350 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхова-ния -0,125%;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 2,150%;

в Фонд социального страхования РФ — 3,425 %; в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 50 % общей суммы налога, из которых до 15 % могут направляться в территориальные дорожные фонды.

Налоговые льготы. Налоговые льготы по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности определяются нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Наиболее распространена льгота, представляющая собой уменьшение на 25 — 50 % размера налога предпринимателю- инвалиду или пенсионеру, не использующим в своей деятельности найма рабочей силы.

Порядок ведения бухгалтерского учета.

При осуществлении нескольких видов деятельности на основе свидетельства учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.

Налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. Организации обязаны уплачивать единый налог по месту нахождения своих филиалов и ; обособленных подразделений. Соответственно в налоговые органы по месту нахождения филиалов и представительств должны представляться расчеты по единому налогу. В связи с этим названные организации одновременно с расчетом суммы единого налога

обязаны представить в налоговый орган сведения о численности их работников.

Свидетельство об уплате единого налога является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога. На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство. На них распространяются правила обращения с документами строгой отчетности. Налогоплательщикам, имеющим два и более отдельно расположенных места осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки, кафе и другие), последнее выдается на каждое из таких мест. Использование при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства (в том числе и нотариально удостоверенных) не допускается. Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.

Вопросы для самопроверки

Почему рассматриваемый налог можно назвать налоговой процедурой?

В чем заключается суть налогообложения вмененного дохода?

Кто определяет размер вмененного дохода для конкретной группы предпринимателей?

Читайте также: