Передача крсб в другой налоговый орган

Опубликовано: 16.05.2024

Нередки случаи, когда на практике добросовестный налогоплательщик сталкивается с негативными последствиями бездействия налоговых органов по передаче контейнера с лицевым счетом налогоплательщика. Такая ситуация, например, возникает, когда организация меняет свое местонахождение, в связи с чем меняется налоговый орган постановки на учет или когда меняется уровень налогового администрирования, в том числе, крупнейших налогоплательщиков, негативные последствия могут возникнуть также в случае открытия обособленных подразделений.

К сожалению, на практике часто возникает ситуация, при которой налоговый орган по каким-то причинам свою обязанность не исполняет.

И каков же ожидать результат? Ответ очень прост - у новой налоговой инспекции не будет сведений налоговой отчетности компании, а также сведений об уплате соответствующих сумм налоговых платежей.

Конечно, не исключено, что негативных последствий для налогоплательщика может и не возникнуть, однако велика вероятность, что в случае перехода в течение календарного года из одной инспекции в другую, сведения об уплате, например, авансовых платежей будут отсутствовать, что повлечет выявление якобы существующей недоимки.

Дальнейшие действия налогового органа, в котором была осуществлена постановка на учет, будут вполне стандартными. В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса РФ будет выставлено требование об уплате суммы налога с пенями и наложением штрафов за неуплату соответствующего налога.

Что может сделать в данном случае добросовестный налогоплательщик? На мой взгляд, логичным ходом в данном случае для налогоплательщика является представление в налоговый орган заявления на проведение сверки расчетов с бюджетом в порядке, предусмотренном подпунктом 5.1. пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ.

При этом обращаю Ваше внимание, что предпочтительным способом передачи такого заявления является именно нарочное представление. Объясню почему.

В случае запроса на представление сведений об уплате и исчислении того или иного налога, налоговый орган, скорее всего, откажет в принятии к обработке такого запроса ввиду отсутствия у него данных первичной декларации, несмотря на закрытый перечень оснований для такого отказа, перечисленных в пункте 2.15 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее – Методические рекомендации), утвержденных приказом ФНС России от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196@, в соответствии с которыми информация по запросу налогоплательщика может не предоставляться в случаях:

  • направления запроса налогоплательщиком в налоговый орган, в компетенцию которого не входит предоставление информации по запросу;
  • несоответствия запроса налогоплательщика установленному формату;
  • направления представителем налогоплательщика запроса без приложения к нему информационного сообщения о представительстве, подтверждающего в установленном порядке полномочия представителя на получение информации по запросу.

В случае представления нарочно у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в принятие заявления или подготовке акта сверки, в том числе, такое распространенное «основание» как отсутствие технической возможности. Ваше заявление в любом случае дойдет до налогового инспектора в отдел работы с налогоплательщиками и весьма вероятно, что он обратит свое внимание на несостыковки технического характера.

Напоминаю, что в соответствии с пунктом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, налоговый орган обязан провести сверку расчетов, если с такой инициативой обращается налогоплательщик.

Представив заявление на сверку, в котором Вы опишите ситуацию и заявите о своем намерении погасить все свои налоговые обязательства, возникшие на основании действующего законодательств, Вы сможете лично переговорить с налоговым инспектором, объяснить ему свою позицию в результате чего, налоговый инспектор осознает, что у него нет другого выбора, кроме как запросить на основании служебной записки не переданный контейнер налогоплательщика с его лицевым счетом.

При этом хочу обратить Ваше внимание на то, что налоговики будут намекать Вам или напрямую говорить о том, что это Ваша «забота» отыскать контейнер со своим лицевым счетом. Я призываю Вас не идти на поводу. Помните, что обязанность по обеспечению информационного обмена, в том числе по передачи данных налогоплательщика в электронной форме – это обязанность налоговых органов, а никак не налогоплательщика.

Если налоговый инспектор, проводящий сверку не хочет идти Вам навстречу и решать сложившуюся по вине налоговых органов проблему, смело подавайте жалобу в вышестоящий налоговой орган в порядке, предусмотренном статьей 138 Налогового кодекса РФ.

Не стоит воспринимать обжалование действий налогового органа как что-то из ряда вон выходящее. Это вполне стандартная процедура, которая направлена не на создание конфликта с налоговым органом, а на защиту прав и законных интересов налогоплательщика. Более того, это совершенно необходимая процедура для борьбы с не только с конкретной ситуацией, но также и рядом других аналогичных процедур. Устоявшейся практики по разрешению подобных конфликтов в настоящее время нет, поэтому довольно часто возникает вопрос, как должна строиться аргументация такого обжалования. Дело в том, что налоговые органы чаще всего отказываются мотивировать свои акты реальными причинами отказа (неисполнением обязанности по передаче соответствующего контейнера с лицевым счетом налогоплательщика).

На мой взгляд налогоплательщику следует обратиться к следующим актам нормативного и ненормативного характера, а также к материалам судебной практики предложенным ниже.

Прежде всего, обратим внимание на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

Согласно требованиями статьи 84 Налогового кодекса РФ в случае изменения места нахождения организации и снятия ее в связи с этим с учета в налоговом органе по месту прежнего нахождения постановка этой организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Внушает сдержанный оптимизм наличие в свежем Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» положений, которые могут быть использованы для разрешения рассматриваемой ситуации.

Так, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, необходимо исходить из того, что изменение места учета налогоплательщика само по себе не влияет на состояние его правоотношений с налоговыми органами (пункт 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Налогоплательщику важно помнить о существовании письма ФНС РФ от 30.05.2006 № ШС-6-14/550@, в соответствии с которым не допускается вынесение налоговыми органами решений с целью их признания недействительными при последующем обращении налогоплательщика в суд. Визирование проектов решений осуществляется с учетом судебной практики по соответствующим вопросам и аналогичной аргументации.

Как отмечается в уже названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ при рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными, в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.

В качестве аргумента в защиту своих прав и законных интересов налогоплательщик может использовать также положения Письма ФНС России от 18.10.2013 № ЕД-4-3/18669 «Об отделах налогообложения юридических лиц».

Первый абзац названного письма делает отсылку также к пункту 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ, а также к статьям 1-2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Федеральная налоговая служба РФ подтверждает и декларирует единообразие применяемых механизмов реализации возложенных на налоговые органы функций и задач, а также применение единого методологического подхода к применению норм законодательства о налогах и сборах, что в целом должно означать выработку таких механизмов и соответственно устранение несогласованности действий налоговых органов, в том числе, по вопросам, рассмотренным в настоящей статье.

Если Вашей организации посчастливилось стать крупнейшим налогоплательщиком, то, помимо приведенных выше доводов, Вы можете использовать дополнительные доводы.

Начать стоит с позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Определении от 08.11.2005, согласно которому обеспечением гарантий прав крупнейших налогоплательщиков также служит то, что налоговый орган является звеном единой системы налоговых органов, как это предусматривает пункт 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ (абзац 4 пункта 2 мотивировочной части Определения).

Таким образом, налоговые органы любых уровней могут и обязаны обеспечить внутренний обмен и передачу информации при реализации налогоплательщиком прав и обязанностей. Именно благодаря этому могут сохраняться публичные интересы, поименованные в части 3 статьи 55 Конституции РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 раздела 1 Приложения 2 к Приказу Минфина России от 09.08.2005 № 101н «Об утверждении положений территориальных налоговых органов Федеральной налоговой службы», межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, не являясь территориальными органами, входят в единую централизованную систему налоговых органов. Стоит отметить, что ситуация с не передачей контейнера с лицевым счетом налогоплательщика зачастую связана с изменением уровня администрирования или открытия крупнейшим налогоплательщиком обособленных подразделений по месту нахождения имущества.

В этой связи стоит руководствоваться положениями Приказ Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н «Об утверждении Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков», в соответствии с которыми остановка на учет крупнейшего налогоплательщика в данном случае осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Также, в соответствии с абзацем 2 пункта 7 указанного Приказа, передача сведений осуществляется в электронном виде по каналам связи с использованием электронной цифровой подписи налоговыми органами самостоятельно. Налогоплательщик не участвует в этой процедуре, поэтому и предложения налоговых органов куда-либо обращаться, представляется совершенно необоснованным.

Конечно, невозможно полностью исключить риск принятия налоговым органом решения, игнорирующего указанные позиции высших судебных инстанций, а также самих высших налоговых органов.

Однако такое решение будет крайне спорным и повлечет за собой обжалование со значительной долей вероятности на признание такого решения недействительным.

В качестве заключения хочется подвести некоторые итоги.

Несмотря на то, что налоговые органы не всегда исполняют установленные законом обязанности, у налогоплательщика достаточно правовых методов для того, чтобы защищать свои установленные законом права и добиваться от налоговых органов корреспондирующего исполнения обязанностей.

Будьте решительны на этом поприще и не забывайте, что если у Вас есть сомнения и неясности, вызванные неоднозначными положениями Налогового кодекса РФ, трактоваться они должны (прежде всего Вами) в Вашу пользу, согласно положениям подпункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.

Довольно часто встречается ситуации, когда предприятие меняет свое месторасположение и налоговую инспекцию. Казалось бы, все, что нужно при этом сделать – это пройти процедуру сверки с налоговой инспекций, однако это и является основной проблемой.

Так как уведомление на сверку приходит налогоплательщику по почте, очень часто бывает так, что сверка проводится инспекцией в одностороннем порядке, и данные инспекции не совпадают с данными налогоплательщика по расчетам с бюджетом.

Процедура прохождения сверки заключается в следующем.

После того, как будет получена информация о снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе при изменении места нахождения, соответствующее должностное лицо инспекции должно провести сверку расчетов налогоплательщика.

Для проведения сверки расчетов налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию. Ему направляется уведомление с указанием даты проведения сверки расчетов налогоплательщика. Уведомление составляется в двух экземплярах и направляется по почте.

В случае возврата уведомления с пометкой «адресат не найден по данному адресу» Акт сверки расчетов подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке.

Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует Акт сверки расчетов по форме N 23-а (краткая).

При явке налогоплательщика в инспекцию для оформления Акта сверки в срок, указанный в уведомлении, в случае отсутствия расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставится подпись налогоплательщика (его уполномоченного представителя) и должностного лица налогового органа.

Документ составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается налогоплательщику. На втором и третьем экземплярах ставятся дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа остается в инспекции для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета, другой остается в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов налогоплательщика.

После выявления расхождений и причин их образования акт сверки подписывается должностным лицом налоговой инспекции, проводившим сверку, и налогоплательщиком.

Далее налоговый орган действует следующим образом.

Если налогоплательщик не явился для проведения сверки в срок, указанный в уведомлении, Акт сверки расчетов по форме N 23-а (краткая) пересылается налогоплательщику по почте.

В налоговый орган по новому месту постановки на учет направляется Акт, подписанный в одностороннем порядке. К нему прилагаются уведомления, подтверждающие, что налоговая инспекция приглашала организацию для проведения сверки и отправляла ей Акт сверки по почте.

Если не инициировать сверку, компания может столкнуться с тем, что в новую налоговую инспекцию поступят данные о состоянии задолжено организации перед бюджетом, в корне отличающиеся от тех данных, которые есть в организации. Это как раз связано, что не все платежи по налогам проведены в старой инспекции, или не все налоги были начислены по декларациям (может быть, какие то декларации отправлялись по почте и не дошли до инспекции). Налоговая инспекция передает дела в новую инспекцию, как есть. Новая инспекция, в свою очередь, увидев задолженность организации перед бюджетом, выставляет инкассо в банк, на безакцептное списание. Или, что хуже для налогоплательщика – это блокировка расчетных счетов. Обычно, на практике, чтобы их разблокировать, необходимо предоставлять большое количество документов, которые могут затребовать налоговые органы.

Если потом выяснится, что задолженности перед бюджетом у налогоплательщика не было, эти деньги зачтут в счет будущих платежей по налогам, или по заявлению налогоплательщика вернут на расчетный счет. Но, как показывает практика, возврат денег на расчетный счет маловероятен, чаще всего это зачет в счет будущих платежей.

Все вопросы по задолженностям и переплатам в бюджет организация будет решать уже с новой инспекцией. Проблема может заключаться в том, что в новую инспекцию поступят не все данные из старой инспекции (документы и декларации могут просто «потеряться по дороге») и тогда организации придется «восстанавливать» декларации, приносить копии, что может занять не один день.

Еще одна проблема – это если организации вдруг срочно понадобится справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, то её будет сложно получить, если у организации будут невыясненные задолженности, которые старая налоговая передаст в новую инспекцию. Поэтому лучше всего получить справку об отсутствии задолженностей перед бюджетом до перехода в другую инспекцию.

Справочная / Всё про налоги

Как расшифровать выписку по расчётам с налоговой

Для сверки с налоговой понадобятся два документа:

  • Справка о состоянии расчётов показывает только долг или переплату по налогам и взносам на конкретную дату. Но чтобы разобраться, откуда они появились, понадобится другой документ — выписка операций по расчётам с бюджетом.
  • Выписка операций по расчётам с бюджетом показывает историю платежей и начисленные налоги и взносы за выбранный период. По выписке вы поймёте, когда возникли долг или переплата, и выясните причину расхождений.

Вы можете заказать их через Эльбу — ходить в налоговую не нужно.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Справка о состоянии расчётов

По справке о состоянии расчётов вы проверите, есть ли вообще долг или переплата.


В первом столбце указано название налога, по которому вы сверяетесь. Информация о долгах и переплатах содержится в столбцах 4 — по налогу, 6 —по пеням, 8 — по штрафам:

  • 0 — никто никому не должен, можно вздохнуть спокойно.
  • Положительная сумма — у вас переплата.
  • Сумма с минусом — вы должны налоговой.

Почему в справке возникает переплата?

  1. Вы действительно переплатили и теперь можете вернуть эти деньги из налоговой или зачесть как будущие платежи.
  2. Вы заказали справку до подачи годового отчёта по УСН. В этот момент налоговая ещё не знает, сколько вы должны заплатить. Она поймёт это из декларации за год. До сдачи декларации ежеквартальные авансы по УСН числятся как переплата, а потом налоговая начисляет налог и переплата пропадает. Поэтому переплата в размере авансов по УСН в течение года — ещё не повод бежать в налоговую за возвратом денег.

Если вы увидели в справке непонятные долги или переплаты, понадобится выписка операций по расчётам с бюджетом, чтобы выяснить причину их возникновения.

Выписка операций по расчётам с бюджетом

В отличие от справки выписка показывает не ситуацию на конкретную дату, а историю ваших отношений с налоговой за период. Например, с начала года до сегодняшнего дня.


Как увеличивались или уменьшались долги/переплаты видно в 13 столбце. Положительное число — это переплата, отрицательное — задолженность.

В 13 столбце вы видите долг или переплату по конкретному платежу — только налогу, пене или штрафу. В 14 — общий итог по всем платежам. Ориентироваться лучше именно на 13.

Теперь разберёмся, как эти переплаты и долги формируются.


Данные в 10 столбце идут вам «в минус» — это начисления налоговой. А в 11 наоборот «в плюс» — это ваши оплаты. Строчка за строчкой они формируют итоговую сумму в 13 столбце.

! Если у вас есть долг, первым делом, проверьте, все ли ваши платежи содержатся в выписке. Обнаружили, что платежей не хватает, хотя всё платили вовремя, — берите платёжки об уплате налога и несите в налоговую, чтобы разобраться.

Пример выписки по налогу УСН


Это выписка по налогу УСН. На начало года у предпринимателя была переплата, потом:

  • В апреле он платит 6 996₽, итого переплата — 71 805₽.
  • 3 мая подаёт декларацию и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату: 71 805 – 4 017 – 28 062 – 8 190 = 31 536₽.
  • Появляется операция с описанием «уменьшено по декларации». Это значит, что основные расходы предприниматель понёс в конце года, поэтому в течение года ему начислили слишком много налога. Теперь его нужно уменьшить, поэтому в выписке появляется «обратное» начисление на 10 995₽. Тот нечастый случай, когда декларация не добавляет обязательств, а наоборот.
  • В июле он платит авансовый платёж за полугодие 2018 года и переплата на момент запроса выписки у него — 52 603₽.

Пример выписки по страховым взносам за сотрудников


Это выписка по страховым взносам за сотрудников на обязательное пенсионное страхование. На начало года у предпринимателя переплата на 3 497,14 ₽. Это взносы, которые он заплатил в 2017 году с зарплаты октября и ноября. Сумма стоит и в 11, и в 13 колонках. Потом:

  • 9 января он платит 1 697,15 ₽ с декабрьской зарплаты, переплата увеличивается до 5 194,29 ₽ (3 497,14 + 1 697,15). Эту цифру мы видим в 13 столбце.
  • 10 января он подаёт расчёт по страховым взносам (РСВ) и в выписке появляются начисления, которые уменьшают переплату до нуля: 5 194, 29 — 1 800 — 1 697,14 — 1 697,15 = 0. В 13 столбце вы тоже увидите ноль.
  • Предприниматель заплатил за 4 квартал 2017 года ровно столько, сколько отразил в декларации. На 15 января у него нет ни долгов, ни переплат. В идеале так и должно быть.

Вопрос:

Оплачивали НДФЛ в г. Видное с их ОКТМО, потом перешли в г. Домодедово. ИФНС нам в сверке указывает недоимку по одному ОКТМО и переплату по другому. Хотя деньги в бюджет были нами уплачены. Данные должны были передать из г. Видное. Необходимо ли написать письмо на зачет и почему?

Ответ:

В случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).

При переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г. Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета. Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ. При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.

Все процедуры осуществляются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов. После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС ( г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г. Видному у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение получит отказ.

Организации для целей налогового контроля должны встать на учет в налоговых органах (далее – ИФНС) (п. 1 ст. 83 НК РФ):

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

По общему правилу место нахождения юридического лица (ЮЛ) определяется как место его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ст. 54 ГК РФ). Место нахождения ЮЛ указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а если ЮЛ действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в реестре. Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть отражен адрес ЮЛ в пределах места его нахождения.

Когда организация меняет свое постоянное место нахождения и по новому адресу уже относится к другой ИФНС, то ей необходимо учесть следующее.

При смене официального адреса организация должна сообщить об этом в ту инспекцию, которая занимается регистрацией налогоплательщиков (ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Сведения в ЕГРЮЛ будут изменены в течение 5 дней с даты представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

Изменение места нахождения организации является основанием для снятия ее с учета в той ИФНС, в которой организация состояла на учете (г. Видное). На это налоговикам дается 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84 НК РФ).

В течение одного дня после внесения записи в ЕГРЮЛ налогоплательщика должны снять с учета в старой ИФНС (г. Видное). Затем в однодневный срок сведения должны быть направлены в новую инспекцию (г. Домодедово). И в течение одного дня с момента их получения организацию — налогоплательщика там должны поставить на учет.

Учетное дело пересылается в новый налоговый орган (г. Домодедово) в течение 3 рабочих дней со дня снятия с учета в старой инспекции (г. Видное). Однако датой постановки на учет в новой ИФНС является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения (пп. 3.6-3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (утв. Приказом ФНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).

Карточка расчетов с бюджетом (КРСБ) — информационный ресурс, который ведет ИФНС и в которой отражается состояние расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам по ним:

  • начисленные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Они заносятся в КРСБ на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;
  • суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачены в бюджет;
  • разница между поступившими и начисленными платежами. Отрицательное сальдо в ней показывает задолженность налогоплательщика перед бюджетом, положительное — переплату по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам (п. 1 раздела I, пп. 1, 3, 4 раздела IV, раздел VI, п. 1 раздела IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утв. Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее – Единые требования), Приложение № 1 к Единым требованиям).

Согласно п. 3 раздела I Приказа № ЯК-7-1/9@ ИФНС обязаны вести КРСБ по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах. В силу п. 2 раздела II «Открытие карточек РСБ» КРСБ открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:

  • с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, то есть с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в ИФНС, а также для исчисления и уплаты налогов;
  • с момента уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

КРСБ открываются по каждому КБК, относящемуся к конкретному налогу, сбору и соответствующему 8-значному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.

Важная информация в рассматриваемой ситуации представлена в разделе XI «Порядок закрытия карточек РСБ местного уровня».

Таким образом, в случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).

Соответственно, при переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г. Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета. Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ — п. 3 раздела XI Единых требований, согласно которому при переходе организаций в другую ИФНС в составе пакета документов передаются и КРСБ. При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.

Причем все процедуры делаются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов.

После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС (г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г. Видное у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение организации она получит отказ.

Организация-налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если, по ее мнению, такие акты или действия нарушают ее права (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).

Общий порядок обжалования отражен в ст. ст. 137-142 НК РФ.

При этом почти все акты налоговых органов ненормативного характера и действия их должностных лиц обжалуются сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Исключение составляют акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, а также акты ФНС РФ ненормативного характера и действия (бездействия) ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ). Последние обжалуются напрямую в суде.

портал для бухгалтеров

Крсб налогоплательщика

  • 13.06.2019
  • от автора admin

Определение понятия

Это отдельный лицевой счет, открываемый налоговым органом по каждому виду налога для всех субъектов без исключения с целью контроля поступления средств.

Важно: благодаря наличию такого счета налоговая может контролировать поступление средств от налогоплательщика и их зачисление.

Правила ведения и обслуживания подобных счетов обусловлены Рекомендацией о порядке ведения счетов по различным, сборам, пошлинам, налогам и прочим платежам.

Лицевой счет хранит информацию о субъекте, которую третьи лица не вправе запрашивать у налоговой с целью проверки информации о гражданах, этот регистр является внутренним и используется только ФНС.

Регулируется весь вопрос применения счета Приказом ФНС РФ № ЯК-7-1 / 9 @ от 2012 года.

Информация, отражающаяся на ЛСН

В нормативных документах ФНС данный счет указан как КРСБ – карточка расчета с бюджетом, предназначенная для:

  • ИП, фирм и граждан, которым вменяется перечисление платежей;
  • отражения информации по административным штрафам.

При этом в отношении штрафов происходит занесение данных отделением, начисливших их, при этом роли относительно места регистрации субъекта абсолютно нет.

Карточка несет сведения относительно:

  • обязательств лица;
  • сумм, перечисленных лицом;
  • указание недоимок по результатам налоговой проверки;
  • суммы начисленных пени.

Как карточка РСБ заводится

Карточка на налогоплательщика согласно нормам закона, должна заводиться после его постановки на учет в соответствующем статусе, а также с момента:

  • возникновения у него обязательств по выплате налоговых платежей на основании поданных в налоговое отделение документов;
  • получение фискальных проводок от граждан с различным статусом.

Важно: карточка должна открываться по каждому налоговому платежу отдельно с обязательным обозначением КБК.

Например, если у одного субъекта существует два статуса – налогоплательщика и налогового агента, тогда заводится сразу две карточки.

Носителем каких данных является карточка

Карточка по платежам имеет унифицированную форму и состоит из 2 частей, предназначенных для определенных целей и имеет соответствующую структуру:

  1. Призначная часть:
  • ИНН и КПП налогоплательщика. Как восстановить ИНН при утрате – читайте в публикации по ссылке;
  • вид платежа и его КБК;
  • ОКТМО. ОКАТО и ОКТМО – это одно и тоже или нет вы узнаете ;
  • код деятельности предприятия или предпринимателя;
  • статус субъекта.

Кроме этого в данную часть могут включаться сведения относительно:

  • сведение о лице;
  • бюджетном обязательстве;
  • необходимые для корректного отображения информации.
  1. Сальдо расчетов:

в данной части имеется 3 таблицы в каждую из которых нужно внести такие данные:

  • дата и срок уплаты;
  • объем поступивших средств от налогоплательщика;
  • доначисление или уменьшение средств;
  • сальдо по уплате налогоплательщиком, какой оно имеет показатель – положительный или отрицательный;
  • сумма пени при ее существовании;
  • расчеты по процентам в счет штрафных санкций. вы узнаете, какой установлен штраф за несдачу декларации в срок.

Важно: данные таблицы являются основанием для дальнейших действий инспектора, так как из них можно увидеть недоимки по платежам или их полное отсутствие.

Выписка операций по расчету с бюджетом.

Получение информации относительно счета

Чтобы узнать собственный счет можно воспользоваться 2 вариантами:

  1. Обратиться лично в налоговый орган с паспортом и получить необходимые данные исключительно о своем счете.
  2. Использовать портал Госуслуг, если там есть учетная запись. При этом номер не будет где-либо отображаться для его получения следует, открыть вкладку «Услуги» долее «Выписка из лицевого счета» и «Получить» после чего через некоторое время придет файл с указанием сведений по операциям и соответствующим номеров.

Получение выписки

Чтобы сверить свои платежи и данные, зафиксированные в налоговой пользователь может заказать выписку в ФНС в удобный вариант:

  1. На сайте nalog.ru можно заказать выписку как для предприятия, так и для предпринимателя. Для этого следует зайти в личный кабинет и получить следующую информацию:
  • справку о состоянии счета;
  • выписку;
  • получить акт сверки;
  • справку о качестве выполнения обязательств налогоплательщиком;
  • отчеты, предоставленные в отчетном периоде.
  1. Использовать сервис ИОН-offline посредством системы Контур Экстрен.

Если в процессе получения данных применить ПО «Баланс-2» тогда можно импортировать сведения в требуемую электронную систему документооборота.

Лицевой счет налогоплательщика – это карточка в которой ФНС содержит основную информацию относительно платежей субъекта в бюджет. При этом его можно применить, чтобы свериться или получить выписку для личных целей.

Что такое идентификационный номер налогоплательщика и где он используется вы можете посмотреть в этом видео:

КРСБ налогоплательщика – это карточка лицевого счета, отражающая бюджет налогового агента. Ее ведут сотрудники ФНС на основе отчетной документации юридического или физического лица. На практике бланк оформляется согласно рекомендациям Приказа ФНС № ММ-3-10/138@.

Условиями для открытия карты является наступление сроков выплат сборов или налогов, предоставления декларации или другой отчетности, получения лицензии или регистрирующего документа. Бланк также заводится в случае невыясненных платежей, обнаруженных при аудите. Расчетная карта не является основанием для достоверности информации по НДФЛ, поскольку она относится к внутренним формам контроля налоговой службы.

Что такое КРСБ в налоговой практике, поможет уточнить ее содержание. В документ включены:

  • данные о суммах пошлин, штрафных выплат и пеней. Эти сведения вносят сотрудники ФНС, исходя из предоставленных юрлицом или ИП деклараций, а также на основании аудита или решения суда;
  • информация о факте перечисления налога, пени или штрафа;
  • сальдо – разница между начислениями и переводами. Отрицательное значение отражает задолженность налогового агента, а положительное – наличие переплаты.

Обязательное условие карточки расчета – соответствие внесенных в нее сумм бюджету предприятия или физлица в настоящее время.

Специфика заполнения карточки расчетов

Полученные от плательщиков и агентов сведения вносятся в специальную карту учета. Что такое КРСБ в налоговой практике, уже установлено. Это внутриведомственный бланк, который нужен для сбора данных от физических и юридических лиц. Внесение информации в документ предусматривает ряд нюансов:

  1. Данные о НДФЛ организаций и ИП со статусом налогового агента вносятся только на основании аудита согласно п. 1 разд. 10 Приказа ФНС № ЯК-7-1/9@.
  2. Суммы НДФЛ, которые начислялись, но не проплачивались, в КРСБ не указываются. Если удержание пошлины отсутствует, налоговиками на основании Постановления ВАС № 57 начисляется пеня.
  3. Информация карты РСБ не является основанием для начисления недоимок. Их факт должен подтверждаться другими источниками.

Сведения КРСБ по ст. 32 НК могут передаваться плательщикам налогов или агентам в форме справки. В п. 10 ст. 32 отмечена необходимость подачи запроса в течении 5 рабочих дней. Информация о том, что нужно уплатить налоги, проценты, пеню или штрафы передается сотрудниками ФНС через 10 дней после получения извещения.

Что такое карточка расчетов с бюджетом

Важно! Карточка расчетов с бюджетом (КРСБ) –представляет собой понятие, напрямую связанное с уплатой налогов. Карточка является базой данных по физическим или юридическим лицам, зарегистрированным в налоговом органе.

Карточка является информационным ресурсом, содержащим сведения по начисленным и уплаченным налогам. Ее формирование происходит на основании налоговых отчетов, представляемых в налоговый орган налогоплательщиками. При возникновении спорных ситуаций между налогоплательщиком и налоговым органом, данный документ помогает определить расхождения, а также осуществлять контроль за уплатой налогов.

Кто ведет карточки расчетов с бюджетом

База данных по карточкам расчетов с бюджетом ведется налоговой на основании тех данных, которые представляют отдельные налогоплательщики или налоговые агенты. Полученные сведения налоговая заносит на основании таких форм, как 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, представляют которые налогоплательщики по окончании отчетного года и по окончании квартала. Процедура по использованию карточек находится в ведении ИФНС и осуществляется она по инициативе либо самого налогоплательщика, либо налоговой.

Как заполняется КРСБ

Заполняется карточка согласно следующим критериям:

  • срока уплаты налога (КРСБ формируется по налогам, уплачиваемым в настоящий момент, а также поквартально);
  • КБК налогоплательщика;
  • ОКТМО;
  • статуса налогоплательщика или налогового агента.

Также выделяют некоторые правила по заполнению карточки:

  • вносятся сведения по НДФЛ только после того, как будет проведена соответствующая проверка;
  • суммы НДФЛ, которые не были удержаны налоговым агентом, в карточку не вносятся;
  • недоимку по налогам исчисляют не только на основании данных карточки, но и на основании других документов, содержащих уплаченные суммы.

Для осуществления контроля за состоянием своего лицевого счета, налогоплательщику следует обратиться в налоговую и заправку справку по данным из карточки, выписку и акт сверки. Узнать информацию о том, имеется ли у налогоплательщика задолженность можно следующим образом:

  • на сайте налоговой ru, через «Личный кабинет» налогоплательщика (с 2015 года проверка доступна как для организаций, так и для ИП);
  • через систему Контур-экстерн с помощью сервиса ИОН-offline, где также можно осуществить сверку.

При обращении к сервису информационного обслуживания налогоплательщика, могут быть сформированы такие документы, как:

  • справка о состоянии личного счета;
  • акт сверки;
  • выписка расчетов с бюджетом;
  • справка об исполнении налогоплательщиком обязательств по налогам;
  • отчет о представленной налоговой и бухгалтерской отчетности за отчетный период.

Для автоматизированного получения данных из ИОН может использоваться ПО «Баланс-2», позволяющее осуществлять импорт данных в нужную систему электронного документооборота. На сайте налоговой выдача сведений осуществляется в формате PDF, что для крупных компаний не очень удобно. Для них удобным будет проведение автоматической сверки расчетов.

Карточка представляет собой важный и информативный документ. Но говорить о том, что в карточке указана исчерпывающая информация – не стоит. Если налоговый орган при проведении проверки ссылается на сведения карточки, то это для налогоплательщика считается неправомерным, а результаты могут быть оспорены в суде. Таким образом карточка не должна считаться самостоятельным документом, по которому не может осуществляться сверка по начисленным и уплаченным налогам.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Налоговая выявила расхождения между расчетом 6-НДФЛ, предоставленной компанией, и карточной расчетов с бюджетом. При этом на компанию сразу же наложили штраф, без запроса пояснений к 6-НДФЛ. Правомерны ли действия налоговой?

Ответ: Если расчете 6-НДФЛ, предоставленном компанией, указанная сумма больше, чем сумма, отраженная в карточке расчетов с бюджетом, то налоговый орган может не запрашивать пояснения к расчету и наложить штраф на компанию. Пояснения запрашивают только в том случае, если в расчете при проверке обнаружены ошибки и противоречия. Иначе требовать пояснения налоговая не должна, а сразу может наложить штраф. Таким образом, действия налоговой действительно являются правомерными.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:
Метки: Карточка расчетов с бюджетом

Одним из часто возникающих вопросов у предпринимателей является – что такое КРСБ в налоговой инспекции? Эта аббревиатура расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом. Составляют их и отслеживают движение платежей налоговики, опираясь на информационную базу, объединяющую поток сведений о начислении и поступлении налоговых платежей. Все расчеты с бюджетом, как основная составляющая деятельности ФНС, аккумулируются в этом общем информационном ресурсе, а требования по его формированию утверждены Приказом ФНС от 18.01.2012 г. № ЯК-7-1/9@ и являются едиными при осуществлении налоговых операций.

КРСБ налогоплательщика – это сгруппированный ресурс, куда по каждому плательщику заносятся сведения о состоянии расчетов по налогам.

КРСБ: особенности составления

Карточка РСБ заводится в отдельности по каждому конкретному плательщику. При этом для удобства учета систематизируются сведения, т. е. ведется отдельная форма:

  • По каждому налогу, который уплачивается или должен уплачиваться плательщиком;
  • По каждому применяемому в компании КБК (коду бюджетной классификации);
  • По коду ОКТМО территории, на которой компания расположена и налоговые поступления мобилизуются;
  • По статусу плательщика. В тех случаях, когда предприятие или бизнесмен, являясь налогоплательщиком, выступает и налоговым агентом, карточки формируются на каждый имеющийся статус.

Заводят КРСБ обычно при регистрации компаний, предпринимателей или физлиц в ИФНС, а также при поступлении информации о них из другой инспекции, например, при смене расположения предприятия или места жительства бизнесмена.

В связи с изменениями с начала 2017 года (письмо ФНС от 30.12.2016 № ПА-4-1/25563) по передаче администрирования страховых отчислений в ведение ФНС, карточки РСБ по плательщикам страховых взносов также открывают налоговики, руководствуясь установленными правилами, т. е. с разделением по КБК.

Содержание КРСБ

Фиксируются в КРСБ сведения:

  • о начислении сумм налога, а также размере штрафов и пеней, начисленных по нему. Эту информацию заносят на основе задекларированных данных, представленных плательщиками, решений суда, вынесенных решений по рассмотрению результатов налоговых проверок и др.
  • о перечисленных предприятиями и ИП суммах налога/пеней/штрафов;

Исходя из этих сведений, определяется сальдо между начислением и уплатой налога. Если сальдо отрицательное, значит, на день подсчета налогоплательщик имеет задолженность перед бюджетом, положительное же говорит о переплате налога. Таким образом, в идеале КРСБ налогоплательщика – это документ, фиксирующий состояние налоговых расчетов в компании на определенный момент.

Следует отметить такой факт — информация в КРСБ не всегда отражает реальное состояние платежей. Например, безнадежные налоговые обязательства с подтверждением этого статуса судебными решениями, зачастую числятся в карточке на протяжении долгого времени, существенно искажая результат при подсчете конечного сальдо. Вопрос правомерности таких действий ФНС и сегодня стоит чрезвычайно остро, хотя ст. 59 НК РФ четко определены критерии безнадежности долгов и утраты возможности их взыскания.

Читайте также: