Налоговые платежи основной источник социальных выплат

Опубликовано: 26.04.2024

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер - они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Дата публикации: 04.03.2021 16:20

В связи с возникающими вопросами при получении региональных государственных услуг Управление ФНС России по Республике Татарстан доводит следующую информацию.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются необходимым условием существования государства. Именно налоги являются основным доходным источником государства и муниципальных образований. Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество, в том числе и в виде социальных выплат.

Учитывая это, в конце 2020 года были внесены изменения в нормативные правовые акты Республики Татарстан, согласно которым региональные государственные услуги, включая меры социальной поддержки граждан, предоставляются при условии отсутствия у получателей задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Информацию о задолженности органы, осуществляющие социальные выплаты, получают от налоговых органов в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) без указания конкретных сумм. Долгом считается любая даже самая минимальная сумма. После первичного получения информации от налоговых органов о наличии задолженности получателям социальных выплат рассылаются уведомления о приостановлении выплат. При погашении имеющейся задолженности в течение 90 дней от даты уведомления принимается решение о возобновлении предоставления социальных выплат, при этом выплаты производятся также и за те месяцы, в течение которых приостанавливалось их предоставление.

Важно! Взаимодействие органов социальной защиты с налоговыми органами осуществляется только в электронном виде, предоставления каких либо справок или квитанций об уплате задолженности на бумажном носителе в эти органы не требуется.

Налоговая задолженность у граждан чаще всего возникает в том случае, если исчисленный налог не уплачен в срок, установленный Налоговым кодексом РФ. В этом случае, со следующего после установленного срока дня, такой налог приобретает статус долга (недоимки) и на него начисляются пени за каждый календарный день просрочки по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Процентная ставка пени для граждан принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (в настоящее время она равна 4,25%).

Учитывая порядок начисления пени, при наличии недоимки по налогам необходимо уплатить недоимку по налогам, а также сумму пени, рассчитанную исходя из методики начисления пени, приведенной выше.

В состав налоговой задолженности у граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, или когда либо являвшихся индивидуальными предпринимателями, входит также задолженность по налогам, пеням, штрафам, процентам, начисленным по налогам, которые уплачиваются (уплачивались) в зависимости от применяемой (применявшейся) индивидуальным предпринимателем системы налогообложения: НДС, НДФЛ, ЕНВД, ЕСХН, УСН или ПСН, а также по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Для физических лиц, имеющих (имевших) статус руководителя организации, задолженностью может являться непогашенный штраф за административное правонарушение.

Полные сведения о налоговой задолженности отражаются в выдаваемой налоговыми органами справке о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам, процентам, получить которую быстрее всего можно в электронном виде, направив запрос из Личного кабинета на сайте ФНС России (раздел «Жизненные ситуации/Запрос справки о состоянии расчетов»).В бумажном виде справку можно получить в инспекции по месту жительства (регистрации). Для удобства граждан в налоговых органах реализован экстерриториальный принцип получения информации о задолженности - квитанцию на уплату долга можно получить в любом налоговом органе в Республике Татарстан (за исключением Межрайонных ИФНС России № 18 и № 20 по РТ).

Задолженность по налогам можно погасить:

- в режиме онлайн через сервисы сайта ФНС России (Личный кабинет ФЛ и ИП, сервис «Уплата налогов и пошлин») и их мобильные приложения; на портале государственных и муниципальных услуг.

- получив платежный документ на уплату задолженности заплатить через отделения банков, Почты России, платежные терминалы и т.д.

Информация о произведенных платежах поступает в налоговые органы в течение 3 рабочих дней после уплаты. При этом днем уплаты считается день предъявления или передачи в банк поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа или день внесения физическим лицом в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ.

Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.

В настоящее время проблемам финансирования социального обеспечения уделяется большое внимание. Практически в каждом из законов о тех или иных родах и видах социального обеспечения содержатся нормы, указывающие на то, каким образом должно производиться финансирование обеспечительных мер, чьим расходным обязательством являются конкретные меры социальной поддержки.

Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения. Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования. Это подтверждается действующим законодательством, а также позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в ряде его решений.

В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования — так называемые внебюджетные социальные фонды. Созданные структуры — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхова­ния, Государственный фонд занятости населения РФ — обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм. Их средства не были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных. Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:

  • старость, инвалидность, потеря кормильца;
  • необходимость медицинской помощи;
  • временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми; безработица.

Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.

В июле 1999г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер. В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе. В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.

Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:

  • устойчивость его финансовой системы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  • всеобщий и обязательный характер;
  • доступность для застрахованных лиц;
  • государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
  • исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия субъектов в органах управления;
  • общественный контроль.

Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального страхования. Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.

Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетных фондов на очередной финансовый год, и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.

Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества. В данной представленной работе нас более всего интересует работа Фонда социального страхования.

Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие, валютные и иные счета в банках.

Фонд Социального Страхования является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Указом Президента РФ от 20.03.2001 года №318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ФСС.

Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 утверждается Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации с последующими изменениями (от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.). В соответствии с вышеуказанным Положением ФСС управляет средствами государственного социального страхования России и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

Основными задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством);

Средства ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения. ФСС имеет свой фонд развития за счет средств, полученных от взимания пеней и наложения финансовых санкций. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством РФ.

Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

В соответствии с положениями ст. 234 НК РФ новый для российской системы налогов обязательный фискальный платеж - единый социальный налог (ЕСН), устанавливается для целей мобилизации денежных средств и направления их на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. Поэтому правовыми основами ЕСН являются положения части первой НК РФ, гл. 24 части второй НК РФ "Единый социальный налог" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 № 57-ФЗ (с измен, на 24.07.2002), а также других федеральных законов в области социального обеспечения граждан (в частности, Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 № 167-ФЗ, с измен, на 29.05.2002).
В Российской Федерации ЕСН впервые введен с 1 января 2001 года. Поступления от него зачисляются в три государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
С 1 января 2002 года, то есть с введением ЕСН, изменилось название основного источника, за счет которого формируются указанные фонды, но сложившаяся система медицинского и социального страхования была сохранена. Таким образом, ЕСН заменил взимавшиеся ранее взносы в государственные социальные внебюджетные фонды в основном по форме.
Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 05.07.2002 № БГ-3-05/344. Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и ЕСН утверждены приказом МНС РФ от 29.12.2000
№ БГ-3-07/466. Разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог (взнос)11, доведены письмом МНС РФ от 19.06.2001 № СА-6-07/[email protected]
Налогоплательщиками ЕСН являются:
• лица, производящие выплаты физическим лицам:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринима­телями;

• индивидуальные предприниматели, адвокаты. Основным критерием разделения налогоплательщиков ЕСН на две ка­тегории выступает то, являются ли они работодателями либо сами "ра­ботают на себя". При этом если налогоплательщик одновременно отно­сится к нескольким из указанных выше категорий налогоплательщиков
(например, если адвокат нанял на работу помощника), то он обязан исчислять и уплачивать налог по каждому из оснований. Объект налогообложения. В зависимости от принадлежности налогопла­
тельщика к одной из указанных выше категорий положениями гл. 24 НК РФ выделяются два вида объектов налогообложения:
для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (то есть для организаций, индивидуальных предпринимателей), объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, на­числяемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудо­вым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по ав­торским договорам;
налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых для целей на­логообложения по ЕСН индивидуальными предпринимателями, объек­том налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых яв­ляются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогопла­тельщиками в пользу физических лиц.

Выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, пред­метом которых является переход права собственности или иных вещ­ных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся законодательством к объекту налогообложения. Соответ­ственно для налогоплательщиков второй категории (индивидуальных предпринимателей и адвокатов, не являющихся работодателями) объек­том налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систе­му налогообложения, объектом налогообложения является валовая вы­ручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом "Об упро­щенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" как сумма доходов, полученных за нало­говый период как в денежной, так и в натуральной формах от предпри­нимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщи­ков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения соста­ва затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль гл. 25 НК РФ.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Налоговая база. Порядок определения налоговой базы по ЕСН также
ставится в зависимость от категории налогоплательщика. Налоговые льготы. В соответствии с положениями ст. 239 НК РФ от уп­ латы налога освобождаются:
организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы;
следующие категории налогоплательщиков-работодателей - с сумм вып­лат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника:
- общественные организации инвалидов, среди членов которых инва­лиды и их законные представители составляют не менее 80%, их реги­ональные и местные отделения;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкла­дов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписоч­ная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработ­ной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;
- учреждения, созданные в образовательных, культурных, лечебно-оз­доровительных, физкультурно-спортивных, научных, информацион­ных и иных социальных целях, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственны­ми собственниками имущества которых являются указанные обществен­ные организации инвалидов. Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реа­лизацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полез­ных ископаемых, а также иных товаров, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ;

налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринима­тельской и иной профессиональной деятельности в размере, не превы­шающем 100000 руб. в течение налогового периода;
российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам РФ в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляе­мый учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспи­рантам государственных и (или) муниципальных образовательных уч­реждений.

Также освобождены от уплаты ЕСН следующие министерства и ведом­ства: Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, ФСО РФ, СВР РФ, ФПС РФ, Федеральная служба специального строительства РФ, в составе которых проходят службу военнослужа­щие, ФСНП России, Минюст РФ, Государственная фельдъегерская служба РФ, ГТК РФ, военные суды, Судебный департамент при Вер­ховном Суде РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы РФ, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством РФ.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 238 НК РФ для бюджетных органи­заций установлено освобождение от налогообложения сумм, не превы­шающих 2000 руб. (на одно лицо за налоговый период), выплат работ­никам Зтих организаций (в виде материальной помощи, а также возмещения бывшим работникам (пенсионерам по возрасту и (или) инвалидам) и (или) членам их семей стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом. Отметим, что предоставление такого права только бюджетным организациям проти­воречит конституционным принципам равенства и недискриминации различных форм собственности, ибо содержит основанное на критерии права собственности преимущество одних категорий налогоплательщи­ков над другими.
Налоговым периодом по ЕСН является календарный год. Кроме того, положениями ст. 240 НК РФ установлено, что отчетными периодами по налогу являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Налоговые ставки. Для налогоплательщиков - работодателей, произво­дящих выплаты физическим лицам, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных на­
родов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствова­ния, положениями п. 1 ст. 241 НК РФ установлены следующие базовые ставки:

Налоговая база на каждого отдельного работника (нарастающим итогом с начала года)

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования РФ

От 100001 до 300000 руб.

28000 руб. + 15,8% с суммы, превышающей 100000 руб.

4000 руб. + 2,2% с суммы, превышающей 100000 руб.

От 300001 до 600000 руб.

59600 руб. + 7,9% с суммы, превышающей 300000 руб.

8400 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 300000 руб.


Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество, в том числе и в виде социальных выплат.

В связи с возникающими вопросами при получении региональных государственных услуг Управление ФНС России по Республике Татарстан доводит следующую информацию.

Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоги являются необходимым условием существования государства. Именно налоги являются основным доходным источником государства и муниципальных образований. Подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество, в том числе и в виде социальных выплат.

Учитывая это, в конце 2020 года были внесены изменения в нормативные правовые акты Республики Татарстан, согласно которым региональные государственные услуги, включая меры социальной поддержки граждан, предоставляются при условии отсутствия у получателей задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Информацию о задолженности органы, осуществляющие социальные выплаты, получают от налоговых органов в электронном виде с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) без указания конкретных сумм. Долгом считается любая даже самая минимальная сумма.

После первичного получения информации от налоговых органов о наличии задолженности получателям социальных выплат рассылаются уведомления о приостановлении выплат.

При погашении имеющейся задолженности в течение 90 дней от даты уведомления принимается решение о возобновлении предоставления социальных выплат, при этом выплаты производятся также и за те месяцы, в течение которых приостанавливалось их предоставление.

Важно! Взаимодействие органов социальной защиты с налоговыми органами осуществляется только в электронном виде, предоставления каких либо справок или квитанций об уплате задолженности на бумажном носителе в эти органы не требуется.

Налоговая задолженность у граждан чаще всего возникает в том случае, если исчисленный налог не уплачен в срок, установленный Налоговым кодексом РФ. В этом случае, со следующего после установленного срока дня, такой налог приобретает статус долга (недоимки) и на него начисляются пени за каждый календарный день просрочки по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Процентная ставка пени для граждан принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (в настоящее время она равна 4,25%).

Учитывая порядок начисления пени, при наличии недоимки по налогам необходимо уплатить недоимку по налогам, а также сумму пени, рассчитанную исходя из методики начисления пени, приведенной выше.

В состав налоговой задолженности у граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, или когда либо являвшихся индивидуальными предпринимателями, входит также задолженность по налогам, пеням, штрафам, процентам, начисленным по налогам, которые уплачиваются (уплачивались) в зависимости от применяемой (применявшейся) индивидуальным предпринимателем системы налогообложения: НДС, НДФЛ, ЕНВД, ЕСХН, УСН или ПСН, а также по страховым взносам во внебюджетные фонды.

Для физических лиц, имеющих (имевших) статус руководителя организации, задолженностью может являться непогашенный штраф за административное правонарушение.

Полные сведения о налоговой задолженности отражаются в выдаваемой налоговыми органами справке о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, штрафам, процентам, получить которую быстрее всего можно в электронном виде, направив запрос из Личного кабинета на сайте ФНС России (раздел «Жизненные ситуации/Запрос справки о состоянии расчетов»).

В бумажном виде справку можно получить в инспекции по месту жительства (регистрации).

Для удобства граждан в налоговых органах реализован экстерриториальный принцип получения информации о задолженности - квитанцию на уплату долга можно получить в любом налоговом органе в Республике Татарстан (за исключением Межрайонных ИФНС России № 18 и № 20 по РТ).

Задолженность по налогам можно погасить:

- в режиме онлайн через сервисы сайта ФНС России (Личный кабинет ФЛ и ИП, сервис «Уплата налогов и пошлин») и их мобильные приложения; на портале государственных и муниципальных услуг.

- получив платежный документ на уплату задолженности заплатить через отделения банков, Почты России, платежные терминалы и т.д.

Информация о произведенных платежах поступает в налоговые органы в течение 3 рабочих дней после уплаты. При этом днем уплаты считается день предъявления или передачи в банк поручения на перечисление денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа или день внесения физическим лицом в банк наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ.

Читайте также: