Оуз в налоговой расшифровка

Опубликовано: 17.05.2024

При сдаче отчетности налогоплательщиком, в ФНС запускается процедура камеральной проверки, которая проверяет декларации на предмет полноты и своевременности уплаченных налогов в казну государства.

Законодательством РФ утверждены порядка 20 видов налогов, и по каждому предусмотрена отчетность.

Для обработки поступающей информации в ФНС сформирована отдельная служба. В статье речь пойдет о том, что такое отдел камеральных проверок, чем занимается, какие обязанности и полномочия возложены на сотрудников.

Коротко о процедуре камеральной проверки

Проводится по месту нахождения налогового органа. Для этого создан отдел камеральных проверок в налоговой службе.

Порядок проведения проверки описан ст. 88 НК РФ

Объектом проверки назначается оформленная декларация. В ее отсутствие служба оперирует другими данными о налогоплательщике, имеющимися у ФНС.

С января 2019 срок проверки – 2 месяца. Но если в процессе выявлены ошибки, возможно продление проверки до трех месяцев по умолчанию, без уведомления организации об этом.

По прошествии срока, если не найдено нарушений, проверка заканчивается. Об успешном окончании процедуры можно узнать в электронной программе инспекции в личном кабинете налогоплательщика.

При обнаружении, несоответствий, ошибок, умышленных нарушений инспекция принимает соответствующие меры:

  • запрашивает уточненный документ;
  • организует выездную проверку;
  • при нарушении законодательства возможен временный запрет на осуществление деятельности организации, «заморозка» банковских счетов, возбуждение уголовного дела для налогоплательщика.

Проверяемый резидент имеет право не согласиться с решением ФНС и ответно обжаловать его в суде.

Подробнее можно почитать в статье камеральная налоговая проверка.

Чем занимается камеральная служба

Камеральный отдел входит в состав Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам того района, за которым закреплен.

Основные задачи, которые решает камеральный отдел — это контроль налогоплательщиков на предмет своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджет государства, в соответствии с правилами, регулируемыми законодательством РФ.

Налоги, действующие на территории РФ, уплачиваются в государственные, местные и региональные бюджеты.

На сегодняшний день действуют следующие основные налоги:

  1. Федеральные:
  • на добавленную стоимость(НДС);
  • на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • на прибыль;
  • акцизы;
  • единый социальный (ЕСН);
  • государственная пошлина;
  • другие.

  1. Региональные:
  • транспортный (ТН);
  • на имущество организаций (НИ).
  1. Местные:
  • Земельный;
  • на имущество физических лиц.

Организация может выбрать для себя вид налогового учета, в зависимости от условий ведения деятельности:

  • упрощенная система (УСН);
  • система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.

Законодательные нормативы, которыми руководствуется служба в работе:

  • конституция РФ;
  • кодекс налоговый РФ;
  • федеральные законы и другие указы, распоряжения и акты Президента и Правительства РФ и иных законодательных органов власти;
  • прочие документы.

Структура отдела камеральной проверки.

Управление отделом строится линейно, приказы и указания передаются от вышестоящего начальника, который держит в руках полное управление. Но он не имеет права отдавать приказы подчиненным минуя их непосредственного руководителя.

Обязанности начальника

Это специалист высокой квалификации с опытом работы в налоговых структурах. Грамотный в вопросах налогового и государственного законодательства. Организатор и лидер по натуре.

  • На его плечах лежит организация отдела, кадровые вопросы, разработка регламента для каждого сотрудника отдела.
  • Взаимодействует с контролирующими, законодательными, судебными органами со средствами СМИ.
  • В срочном порядке отслеживает и применяет на практике новшества касательно работы отдела.
  • Выносит окончательные заключения по итогам проверок.
  • Инициирует меры наказания для нарушителей, вплоть до уголовных.
  • Ведет отчетную работу перед подразделениями ФНС и вышестоящим руководством.

Обязанности заместителя начальника

Подчиняется непосредственно начальнику. В его отсутствие исполняет обязанности руководителя.

Должен хорошо знать нормативные государственные налоговые бухгалтерские документы, должностные регламенты подчиненных, нормы ТБ и ОТ, методы работы со СМИ и гражданами.

В его ведомстве:

  • кадровые вопросы;
  • публичные выступления;
  • участие в судебных разбирательствах;
  • участие в принятии решения о приостановлении движения денежных средств на счетах компании, прекращении ее деятельности в случаях, утвержденных налоговым правом;
  • также он ответственен за хранение секретной информации отдела и за архив как в бумажном, так и электронном виде.

Обязанности налоговых инспекторов

Старший налоговый инспектор руководит отдельным сектором камерального отдела. Таковых штатных единиц может быть несколько, в зависимости от количества секторов. Сотрудник должен обладать лидерскими качествами и углубленно знать нормативы и законодательную базу того отдела, которым руководит.

Обязанности старшего инспектора:

  • координирует проведение камеральных проверок;
  • собирает и анализирует информацию о лице, подавшем декларацию;
  • общается с налогоплательщиками, по вопросам нарушения проведения камеральной проверки;
  • уполномочен письменно запрашивать уточненные документы или вызывать свидетелей для дачи показаний;
  • участвует в решении вопросов по правонарушениям, составление протоколов;
  • вносит предложения по мерам наказания в случае налогового правонарушения;
  • анализирует возможные схемы ухода от выплат налогов.

Налоговые инспекторы подчиняются старшему налоговому инспектору. Это сотрудники с высшим образованием, разбирающиеся в основах законодательных, налоговых и бухгалтерских нормативов, владеющие компьютером на уровне пользователя.

На рабочих местах инспекторы:

  • проверяют правильности расчета уплаченных налогов в отчетных декларациях, на основании нормативов и других отчетов от налогоплательщика;
  • по итогам выверки оформляют результаты, в случае успешного прохождения заносят информацию в электронную базу ФНС;
  • при обнаружении ошибок сообщают об этом старшим инспекторам;
  • по указанию руководства готовят запросы в юр отдел и отдел урегулирования задолженностей;
  • готовят платежные документы, уведомления и справки по востребованию для организаций и физ. лиц.

Деление отдела камеральной проверки по секторам

У камеральной службы может быть несколько подразделов. Количество зависит от территории обслуживания, которую охватывает конкретное подразделение ФНС

За каждым закреплены отдельные функции, подробно прописанные в местных управленческих инструкциях, которые разрабатывает и утверждает начальник отдела, оперируя налоговым и трудовым правом.

Содержание инструкции по каждому отделу выглядит условно так:

  • отдел камеральных проверок 1, чем занимается;
  • какова численность сотрудников;
  • ФИО руководителя;
  • подробная должностная инструкция каждого сотрудника, и т. д.

Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва

Отдел состоит из 6 секторов, каждый работает с соответствующей категорией налогоплательщиков.

  • Отдел камеральных проверок 1 – ответственен за 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, администрирует страховые взносы, и торговые сборы по ИП.
  • Отдел камеральных проверок 2 – администрируют вопросы по НДС для организаций, отслеживает полноту уплаты, правомерность возмещения, применения налоговой ставки 0%.
  • Отдел камеральных проверок 3 – в его ведомстве налог на прибыль. Также инспекторы ответственны за отчетности по налогу на доходы физ. лиц. При проверке изучают состав облагаемого дохода, налоговые вычеты, порядок удержания и внесения в бюджет, сверяют правильность оформления деклараций 6-НДФЛ, 2-НДФЛ.
  • Отдел камеральных проверок 4 – занимается вопросами единого социального налога, а также транспортного земельного и имущественного налога как организаций, так и физ. Лиц.
  • Отдел камеральных проверок 5 – курирует вопросы и отчетность организации, работающих по упрощенке УСН, ЕНВД.
  • Отдел камеральных проверок 6 – занимается должниками, резидентами, не подавшими вовремя отчетность. Сотрудники отдела сводят итоги проверки, общаются с налогоплательщиками, готовят отчеты, списки нарушителей для предоставления в юр отдел и отдел урегулирования задолженности.

Единого правила распределения функций между секторами нет. Каждый филиал инспекции устанавливает свой порядок работы, в зависимости от территории, которую контролирует.

В каждом конкретном ФНС подразделов камерального отдела может быть больше или меньше. Распределение категорий налогоплательщиков, которых обслуживает каждое подраздел, тоже может быть различным.

Количество просмотров 48889

За годы работы налоговых органов у налоговиков и налогоплательщиков выработалась куча различных сокращений и сленговых обозначений, поэтому я все собираю в одном месте все налоговые термины (понятия) и их сленговые обозначения. Надеюсь многим этот словарь будет полезен.

Выездник (документальщик, проверяющий) – сотрудник отдела выездных проверок

Камеральщик (камерал, проверяющий) – сотрудник отдела камеральных проверок

ОВП (выездной отдел) – отдел выездных проверок

ОКП (камеральный отдел) – отдел камеральных проверок. Налогоплательщики камеральный отдел называют помиральный отдел, а вот сами камеральщики предпочитают называть себя отделом кошмарных проверок или отделом криминальных проверок

ОРН (отдел по борьбе с налогоплательщиками) – отдел работы с налогоплательщиками

ОУЗ (недоимка, стеб — недодоимка) – отдел урегулирования задолженности

НДС (налог на достойный секс) – налог на добавленную стоимость

ННП – налог на прибыль организаций

НДФЛ – налог на доходы физических лиц

ЕСН – единый социальный налог (отменен)

ЕСХН – единый сельско-хозяйственный налог

ЕНВД (вмененка) – единый налог на вмененный доход

УСН (УСНО, упрощенка) – упрощенная система налогообложения

ОСН – общая система налогообложения

Голубой дракон – тупой сотрудник налоговой инспекции, в основном обладающий закоренелыми взглядами и не секущий в сегодняшней ситуации. Термин зародился в среде выездников и им обозначали коллег по цеху, которые не понимали, что происходит вокруг. Сегодня этот термин используется многими налоговиками и используется как заменитель слова «тупой» в разрезе рабочих вопросов.

Боги – вышестоящее руководство или вышестоящий налоговый орган

СМС – средства материального стимулирования

ФНС России – Федеральная налоговая служба

ИФНС России – Инспекция Федеральной налоговой службы

Межрегионалка – Межрегиональная Инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам

Территория – инспекции ФНС России администрирующие определенную территорию

Встречка (встречная проверка) – данный термин остался в лексиконе налоговиков после его исключения из НК РФ. Встречная проверка являлась видом мероприятий налогового контроля. Сейчас она представлена в НК РФ в виде ст. 93.1 «истребование документов (информации)»

Служебка — служебная записка

Оперативники — сотрудники оперативного отдела (отдела ККТ)

Документальная проверка – старое название, сегодня согласно ст.ст. 87, 89 НК РФ называется выездной налоговой проверкой

Юрики (юр.лица) – юридические лица

Физики (физ.лица, физ.рыла) – физические лица

ИПэшки (ИП) – индивидуальные предприниматели

Сливать налогоплательщика — объединять лицевые счета

«Выходим на допы«- выносим решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (МНК)

Опердень — технологический процесс по обновлению данных по налогоплательщику

Пикать — сканировать истребованные документы

Посадить в карточку — перенести данные в карточку расчетов с бюджетом

«У Вас висит?» — у Вас висит ЭОД (программа налоговиков) ?

ФИРА – федеральный информационный ресурс, проще говоря база данных

Обособка – обособленное подразделение

Залезть на Q — зайти на диск Q (обмен информацией между отделами)

«У судьи была задержка, но потом я ее возбудил» — судебное заседание в арбитраже началось с сильным опозданием из-за смещения графика, но дело все-таки возбуждено (введена процедура банкротства)

«Кэлээска» (КЛС) — карточка лицевого счета

«Я тебе в папку кинул» — файл размещен в соответствующей папке общего сетевого диска

«Шлепни гербарий» — поставь гербовую печать на документ

«У Вас приостановка» — в банк направлено решение о приостановлении операций по счету

Отлогинься — смени пользователя или перезагрузись

ЧИПсы — Индивидуальные предприниматели (Частные предприниматели)

Ай-нэ-нэ – ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика)

«Введи возбуждалки» — введи в ЭОД постановления о возбуждении исполнительных производств

ОНА (ОДА) – отдел налогового (досудебного) аудита

возбудились (про ССП) — вынесли постановление о возбуждении исполнительного производства

начепятать – напечатать

доступ к телу — доступ к руководителю

попка — обратная сторона приказа или какого-либо документа
моська — монитор компьютера

ОВД (отдел ввода и обработки бананов) — отдел ввода и обработки данных

«Приемка» и «передачка» — прием и передача налогоплательщиков

«ксерануть» — снять копию

«подписучить» — отнести на подпись руководству

ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

В российской налоговой системе предусмотрено несколько режимов. Для их применения установлены определенные ограничения, однако большая часть организаций и предпринимателей все же имеют возможность выбора. Эти режимы периодически можно менять. Например, компания вправе с начала следующего календарного года перейти с основной системы на упрощенную или обратно. Поэтому не всегда можно знать наверняка, какой режим применяет ваш контрагент. Рассмотрим, как узнать систему налогообложения по ИНН, если такая информация необходима.

Когда требуется узнать систему налогообложения

Знание налогового режима партнера — важное условие для начала сотрудничества. В первую очередь это связано с правом возмещать предъявленный НДС.

Суть в следующем: если поставщик является плательщиком этого налога, то фирма может заявить к вычету сумму НДС, указанную в счете-фактуре. А вот если поставку осуществил контрагент, применяющий один из специальных режимов, то права на вычет не возникает. Поэтому нужно знать, с кем планируется сделка, и придется ли платить НДС из своего кармана.

Кроме того, знать, какая система налогообложения применяется контрагентом, необходимо и для общей оценки его добросовестности. Такая проверка должна проводиться в отношении каждого потенциального, а периодически — в отношении действующего партнера. Ее отсутствие может привести к тому, что ФНС переложит ответственность за неуплату таким субъектом НДС на его контрагентов. Вот почему всегда следует проявлять осмотрительность и не вести бизнес с «однодневками», созданными для ухода от налогов.

Сведения о СНО могут косвенно свидетельствовать о размере бизнеса, о примерном объеме дохода и количестве сотрудников, о том, какие налоги должен платить субъект и какую отчетность подавать.

Наконец, иногда компания или ИП не знает даже собственную налоговую систему. Это бывает, если регистрация производилась через посредников. Конечно, таких ситуаций лучше не допускать, ведь доходность бизнеса не в последнюю очередь зависит от выбора режима. Но если так произошло, нужно как можно скорее узнать, какая применяется система налогообложения, по своему ИНН. И при необходимости изменить ее. Однако, например, перейти с основной системы на упрощенную можно лишь в течение первого месяца после регистрации, поэтому тянуть не стоит.

Для справки добавим, что у компаний выбор систем таков: основная или упрощенная, ЕНВД (до конца 2020 года), ЕСХН (для сельхозпроизводителей). У предпринимателей возможностей больше, поскольку им теоретически доступны все существующие режимы налогообложения. Кроме уже перечисленных, это патентная система (ПСН) и налог на профессиональный доход (НПД).

Как узнать СНО по ИНН

В настоящее время налоговая служба ведет множество реестров с открытой информацией о компаниях и ИП, а также предлагает сервис для проверки бизнеса. Казалось бы, при такой доступности данных узнать систему налогообложения любого субъекта по ИНН на сайте ФНС — не самая большая проблема. Но это не совсем так. Сведения о налоговом режиме в явном виде не входят в перечень данных, которые доступны при обращении к этим сервисам и реестрам.

Поэтому чтобы точно узнать применяемый режим налогообложения по ИНН, лучше обратиться в любую инспекцию ФНС. Составляется запрос в произвольной форме, указывается ИНН субъекта и обратный адрес, на который будет получен письменный ответ с печатью налогового органа. Этот документ сможет послужить весомым доказательством при возникновении споров.

Также можно обратиться к сервису « Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте налоговой службы. Он не предоставит официального ответа на вопрос о налоговой системе, но все же даст представление о ней по косвенному признаку.

В поисковой строке достаточно ввести ИНН бизнес-субъекта. Можно также поискать по названию/имени, но при этом рекомендуется указать регион:

Поиск информации о налоговой системе контрагента

После нажатия кнопки «Найти» система выдаст наименование компании или ИП. Кликнув на него, можно скачать выписку из реестра в формате .pdf. В ней нужно посмотреть раздел со сведениями о записях, внесенных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, а далее — подраздел с перечнем документов, которые представлялись в ИФНС. Если было подано уведомление о переходе на специальный налоговый режим, значит, он и применяется:

На картинке видно, что подавалось уведомление о переходе на УСН. Следовательно, применяется упрощенка. Если же никакое уведомление не подавалось, то субъект применяет основную систему.

Правда, некоторые режимы можно совмещать. Например, перейдя на УСН, предприниматель может купить патент, а эти сведения в реестре не фигурируют. То есть точно узнать режим налогообложения по выписке из реестра можно не всегда. Однако из нее можно сделать вывод о том, должен ли в силу применяемой налоговой системы контрагент платить НДС или нет (на всех спецрежимах, кроме ЕСХН, его не платят). А это, как сказано выше, наиболее частая причина выяснения СНО партнера по бизнесу.

Единственная налоговая система, о применении которой можно получить точную информацию — это НПД для предпринимателей и самозанятых лиц. Для этого ФНС разработала специальный сервис. Для проверки статуса самозанятого достаточно ввести ИНН ИП /самозанятого и дату, на которую нужна информация. Если гражданин среди плательщиков НПД не найден, значит, он им не является. Вот как выглядит этот поисковый сервис:

Проверка стстуса плательщика НПД

О том, как проверить сторону по сделке перед тем как заключить договор, мы рассказали в этой статье.

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых по результатам предпроверочного анализа компания в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. За 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»).

По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16 617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87 % (33 549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62 320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова – количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140 404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184 377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения доначислят компании предварительно. То есть, когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения.

В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн. рублей. В Московской области – примерно 4 млн. рублей. Именно такие результаты ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Они перечислены в приказе ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/33@. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

— личных контактов руководства компании-контрагента;

— документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;

— сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);

— информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

— контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;

— условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);

— есть доказательства того, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);

— существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);

— контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована. А также выдает или получает займы без обеспечения;

— присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика. При этом спорная сделки экономически нецелесообразна.

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках – действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность) и отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь к примеру, компания, осуществляющая, например, реализацию приобретенных товаров должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма № 1), а в отчете о движении денежных средств (форма № 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем).

В декларации по налогу на прибыль отражаются прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Данные разделы бухгалтерской и налоговой отчетности имеющие нулевые показатели свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды (Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2015 по делу № А40-111253/15)

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

2017-05-24 (1)

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР – система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

2017-05-24 (5)

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории (письмо ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@):

  • Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  • Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  • Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Так теперь налоговики группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

2017-05-24 (3)

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, если ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверьте документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих. Тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Что ФНС России рекомендует делать сейчас сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств – чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартами признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи.

Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика « разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у ниих сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п.

В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы.

В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.


Разбираемся, что конкретно он делает.

28 августа в ФНС произошло важное событие. АИС, глобальную программу налоговиков, обновили до версии 20.08.12.1. Вместе с обновлением заработал модуль «Операции особого контроля» для отслеживания схем по НДС. (далее по тексту — ООК)

Налоговики — молодцы. За два месяца масса нововведений: и новый регламент борьбы со схемами по НДС, и новое программное обеспечение.

Что конкретно представляет из себя модуль? В меню СУРа (система уровня рисков), выбрав декларацию юрика за определенный квартал, сотрудник открывает окно этой декларации со всеми разделами и деталями. На титульном листе вверху страницы он теперь видит следующую картинку:


Участок «показатели ООК» я выделал красным. Что же это такое?

Это 7 показателей по различным схемам с НДС.

  • Расхождения по разделу 11 — схема с журналами.
  • СФ до 01.01.2015 — схема на декларациях, уходящих в период, когда не было АСК.
  • КВО 17 — схема на физиках.
  • КВО 23 — схема на закрывашках на расходы.

Контрольные соотношения и сомнительные начисления — косвенные признаки схемности, которые дальше надо ковырять в соответствующих разделах.

Я протестировал, что именно показывает модуль на нескольких десятках лавок с различными схемами. Результаты следующие:

1. По схеме «журналы». Модуль не показывает замаскированные журналы. И не показывает уходящие в предыдущие периоды.

А вот наличие незамаскированного журнала — да, видно.

2. Схема СФ до 01.01.2015 — видно. Показывает непосредственно на юрлице на нижнем звене цепи.

3. КВО 17 и КВО 23 — видно сразу наличие этих кодов в декларации. Пишет общую цифру по с-ф с этими КВО.

4. Контрольные соотношения и сомнительные начисления — тоже выводит суммы из раздела, в который раньше сами налоговики в здравом уме не залезали.

Какой основной вывод я могу сделать после работы с модулем?

Это очередная бесполезная штука, на разработку которой наверняка потрачены астрономические деньги.

И вот почему модуль бесполезен:

Если выбрать ИНН основного юрлица или его транзитки, или флагман бумажного НДС — показатели ООК не высвечиваются, окно «показатели ООК» вообще не всплывает. Простыми словами: модуль не умеет подсасывать информацию о схемах по цепочке юрлиц, которые идут ниже. Пробиваем флагман — пусто. Ведь сам схематоз где-то на несколько уровней ниже.

Это значит, что сотрудник опять должен залезть в дерево АСК НДС, выцепить оттуда ИНН лавок, идущих по цепи ниже, вбить их в окне СУРа. Только тогда он увидит результат ООК. Ну, и чем это отличается от предыдущей работы? Раньше можно было просто залезть в 8-9 раздел и посмотреть даты счет-фактур и наличие журналов, приблизительно та же работа.

Да, стало чуть удобнее. Но не более того. Т.е, модуль ООК не является каким-то первостепенным помощником сотрудников отделов КАО или НДС. По-прежнему, сначала нужно лопатить дерево ручками, тратя драгоценные человеко-часы.

Модуль работает только в том случае, если поставить ИНН схемной лавки на нижнем звене, от которой непосредственно, идут с-ф до 15 года или журналы, в этом случае модуль дает результат.

По-моему, это гигантский косяк разработчиков модуля и тех, кто ставил им задачу, т.к. всё равно нужно копаться в разделах или дереве и доставать ИНН оттуда. Будут ли это делать сами сотрудники? Ну конечно нет, им и так работы хватает.

Что мешало в работе модуля прописать анализ информации по всей цепи нижестоящих юридических лиц?

Второй большой косяк: схем бумажного НДС существует гораздо больше, чем перечислили в модуле. Допустим, что мешало ввести показатель по КВО 22 (авансы), которым тоже пользуются схемники? Хотя бы показать % от общей суммы по с-ф, которые ушли в авансы.

Если резюмировать: гора опять родила мышь.

ФНС анонсировали, что введут модуль ООК давно, ещё осенью. Как всегда, презентация была крайне пафосной, но без какой-либо конкретики. В классическом духе: «мы всё видим, мы всё знаем. А что именно — догадывайтесь сами».

С тех пор у множества налоговых консультантов я читал, что после ввода модуля ООК и всем схематозникам, как всегда, сразу хана.

При этом, никто из этих консультантов никогда не был в шкуре рядового сотрудника КАО, который непосредственно работает с налплатами. Консультанты понятия не имеют, как именно технически работает система и как мыслят налоговики. И, главное, не понимаю, как на самом деле решаются вопросы по крупняку.

Если вас интересуют:

— Все существующие схемы бумажного НДС

— Детали работы модуля ООК

— Новый регламент по борьбе со схемами и как его отрабатывают налоговики

— Все прочие вопросы, связанные с НДС.

То приходите на семинар. Я и мой товарищ, бывший руководитель КАО управления столицы, всё расскажем в деталях.

Семинар состоится в Москве, в сентябре. Он будет интересен крупняку, который плотно работает с НДС. Мелким лавкам и простым бухам — не интересно, другой мир.

Всего будет до 30 человек.

Чтобы узнать дату и условия посещения, заполните форму ниже:

Читайте также: