Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

Опубликовано: 16.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - рассмотрение роли налогов как средства регулирования экономики.
Задачи:
Рассмотреть особенности налоговой базы Российской Федерации;
Раскрыть функции налогов и особенности налогового регулирования в РФ;
Подробно изучить особенности налогообложения в России;
Определить особенности развития налоговой системы на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 5
1.1 Налоговая база в России 5
1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики 6
1.3 Налоговое регулирование 12
1.4 Принципы налогообложения 17
2. Особенности развития налоговой системы в России 19
2.1 Состояние налоговой политики на современном этапе 19
2.2 Основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. 24
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

налоги как средство государственного регулирования экономики, основные направления разв.налоговой системы РФ 33.doc

1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики 5

1.1 Налоговая база в России 5

1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики 6

1.3 Налоговое регулирование 12

1.4 Принципы налогообложения 17

2. Особенности развития налоговой системы в России 19

2.1 Состояние налоговой политики на современном этапе 19

2.2 Основные направления налоговой политики на 2013-2015 гг. 24

Список литературы 32

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.

Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

Актуальностью настоящей работы является то, что налоговая система в нашей стране создается практически заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег.

Налоговая система совершенствуется: меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение. Налогоплательщик должен знать и меры предусмотренной законом ответственности за нарушение налогового законодательства. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.

Цель настоящей работы - рассмотрение роли налогов как средства регулирования экономики.

  1. Рассмотреть особенности налоговой базы Российской Федерации;
  2. Раскрыть функции налогов и особенности налогового регулирования в РФ;
  3. Подробно изучить особенности налогообложения в России;
  4. Определить особенности развития налоговой системы на современном этапе.

Методологическая база. Изучаемая тема широко освещена в теоретических источниках. Большое внимание проблеме развития налоговой системы и ее реформирования уделяет ряд авторов: Барулин С.В., Брызгалин А.В., Кочетков А. И., Жевакин С.Н., Фигурнов Э.Б., Шаталов С.Д. Также в настоящей работе был проведен анализ периодических источников.

1. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

1.1 Налоговая база в России

Принятый в России новый пакет законов о налогах впитал в себя мировой опыт, что важно для выхода страны из экономической изоляции, отвечает в основном требованиям переходного к рыночным отношениям периода, имеет определенную социальную направленность. Бесспорно, он не лишен серьезных недостатков и просчетов, подвергается серьезной и нередко обоснованной критике со стороны налогоплательщиков и специалистов. Важно сопоставить новую налоговую систему России с налогами, действующими в разных зарубежных странах, ибо переход к рыночной экономике немыслим без использования опыта западных государств наряду со всем лучшим, что имелось в нашей стране.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрено введение трехуровневой системы налогообложения. Налоги подразделяются на федеральные, налоги республик в составе России, краев и областей и местные налоги. Такой порядок заменил прежнюю, практически унитарную систему формирования государственных доходов. 1

Трехуровневые налоги функционируют в большинстве федеральных государств. В США это федеральные налоги, налоги штатов и муниципальные налоги. Помимо них имеются незначительные по ставкам и суммам налоги графств и специальных округов (дистриктов). В Германии федеральные налоги, налоги земель и местные дополняются незначительными суммами налогов, направляемых в бюджет органов управления Европейского экономического сообщества. Аналогичное строение налогов во Франции, Италии, Нидерландах, ряде других европейских и американских стран.

Это позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

1.2 Функции, виды налогов, налогоплательщики

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. 2

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели – помимо вышеназванных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

  • об открытии или закрытии счетов - в десятидневный срок;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Налогоплательщик имеет право:

  • получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны;
  • требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. 3

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные НК РФ.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных операций (налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др.).

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. 4

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем.

Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.

В современном государстве, для мобилизации средств в бюджет, применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) объектов. 5

Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Налог – это обязательный вид платежа, производимого субъектом хозяйствования в пользу государственного бюджета.

Они выплачиваются на безвозмездной основе и являются обязательными для коммерческих организаций и частных лиц. Сущность налогового платежа заключается в добровольном отчуждении права собственности на имущество в пользу управляющего органа власти. Отличительной особенностью налогов является их невозвратность, и отсутствие услуг за их уплату. Пошлины и сборы предполагают, что за выплату, человек или экономический субъект смогут получить определенную государственную услугу.

Последовательность и принципы взимания налогов устанавливаются законом страны. В нем описываются принципы, формы, методы установления размера налогов, а также фиксируются изменения, различные отмены, льготы и другие допущения. Совокупность налогово-бюджетных отношений составляет основу налоговой системы страны.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоги как инструмент государственного регулирования 400 руб.
  • Реферат Налоги как инструмент государственного регулирования 280 руб.
  • Контрольная работа Налоги как инструмент государственного регулирования 210 руб.

Налог помимо обязательности и безвозмездности обладает свойствами публичности и носит нецелевой характер. Уплата налога проводится сугубо в денежной форме, но платеж может быть наличным или безналичным. Налоги представляют собой базу для финансирования работы государственной власти. Государство не имеет права на ведение коммерческой деятельности, но является институтом, обеспечивающим управление, безопасность граждан и организацию доступа к качественным общественным продуктам.

Таким образом, налоги являются формой платежа за функции, выполняемые государственной властью. Они способствуют перераспределению общественных доходов, выступают одним из немногих инструментов влияния государства на экономику в рамках рыночной модели.

Методы государственного регулирования экономики

Существовавшая ранее командно-административная модель хозяйствования в России предполагала, что любые решения относительно макроэкономического положения страны принимались и реализовались органами государственной власти. Товарный и денежный поток находились полностью в управлении государственной власти. Она определяла, каким образом будет распределяться доход и общественный продукт. Рыночная экономика предполагает ограниченную роль государства. То есть, регулирование спроса и предложения в ней происходит за счет механизма, стабилизирующего хозяйственную систему. У государственной власти осталось ограниченное число инструментов, позволяющих вмешиваться в экономические процессы. К ним относят:

  1. Монетарную политику, способствующую оптимизации работы кредитно-денежной системы страны.
  2. Фискальную политику, решающую вопросы в области сбора налогов и формирования бюджета.
  3. Внешнеэкономическую политику, занимающуюся регулированием объемов экспорта и импорта.
  4. Осуществление контроля над распределением доходов.

Государством могут использоваться прямые и косвенные методы регулирования. К прямым относят средства стандартизации, лицензирования, законодательного контроля над монополиями, мероприятия в области экологической безопасности и так далее. Косвенными методами являются методы, предпринимаемые в рамках финансовой системы страны. Формами государственного регулирования являются целевые программы, прогнозирование и моделирование различных экономических ситуаций. Вмешательство государства в экономику направлено в том числе на обеспечение безопасности граждан. Оно определяет нормативы, проводит сертификацию и лицензирование, аккредитацию.

Регулирование экономики со стороны государства вызвано следующими причинами:

  1. Необходимость организации равного доступа для всего населения к общественным благам.
  2. Наличие совокупности производства общественного и частного, соблюдение их интересов.
  3. Возникновение эффектов, которые не может регулировать рыночный механизм. Например, преступность, бедность, поддержание экологии.
  4. Стремление субъектов экономики к монополизации рынка.
  5. Влияние международной конкуренции на внутренний рынок.

Основная задача государственного вмешательства в рыночную экономику заключается в обеспечении интересов всех социальных групп общества.

Налоги как инструмент государственного регулирования

Основным механизмом влияния государства на экономику является фискальная политика. Она определяет действия органов власти в сфере налогообложения, а также планирования доходов и расходов бюджета. Ее основная задача – обеспечение стабильного развития национального хозяйства, снижение темпов инфляции, поддержание определенного уровня занятости населения.

Кейнсианцы считают, что налоги в мире существуют сугубо для того, чтобы регулировать экономику. Налоговая политика может быть направлена на стимулирование, дестимулирование или воспроизводство. Стимулирующая функция налоговой политики заключается в поддержке приоритетных экономических явлений. Например, со стороны государства могут предоставляться льготы по налогообложению для определенной категории граждан, предприятий отдельных отраслей народного хозяйства. Развитие малого бизнеса является одной из приоритетных задач государственной власти. Здесь предоставляются налоговые каникулы, упрощение системы выплат и иные льготные условия для частных предпринимателей.

Налоговая политика может сдерживать различные экономические процессы, охранять экономику от перегрева. С ее помощью может поддерживаться справедливое распределение доходов, конкуренция внутри страны, обеспечиваться производственная деятельность в тех отраслях экономики, которые не являются прибыльными.

Функция воспроизводства заключается в аккумуляции средств, идущих на восстановление ресурсов. Сюда относят специализированные платежи за воду, пользование природными ископаемыми и так далее.

Механизм налогов работает таким образом, что снижение их бремени приводит к формированию излишков у населения. Это провоцирует рост совокупного потребления, что в свою очередь стимулирует производственный сектор. Если государству необходимо уберечь экономику от перегрева, то используется повышение налоговых ставок, что ведет к уменьшению предложения и снижению объемов инвестиций.

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики

ID (номер) заказа

Налоги как инструмент государственного регулирования экономики, 25 стр

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Товароведение и экспертиза однородных групп продовольственных.

Срок сдачи к 24 мая

Тема: "Продвижение идеи толерантности в политических pr-кампаниях.

Курсовая, Реклама и связи с общественностью

Срок сдачи к 1 июня

Найти в английских словарях 100 фразеологизмов с названиями одежды.

Поиск информации, Английский язык

Срок сдачи к 21 мая

Задание по созданию турагентскои? большои.

Отчет по практике, туризм

Срок сдачи к 27 мая

На тему "муниципальный и производственный контроль в системе.

Диплом, МДК 0101 Управление территориями и недвижимым имуществом

Срок сдачи к 20 мая

История России культура

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 20 мая

Нужен специалист по творчеству Гончарова (Обрыв, Обломов

Срок сдачи к 22 мая

Срок сдачи к 12 авг.

Курсовая по предмету «Астрономия»

Срок сдачи к 20 мая

Лабораторная, Информационные технологии

Срок сдачи к 25 мая

Контрольная, Управление качеством

Срок сдачи к 30 мая

Решить 2 задачи по физике

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 21 мая

Ответы на билеты, Пед.психология

Срок сдачи к 24 мая

Рецензия, отзыв, титульник

Срок сдачи к 23 мая

Peculiarities of use of stylistically marked and stylistically neutral.

Срок сдачи к 28 мая

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 23 мая

решить задания по 6-ти темам

Контрольная, здоровый человек и его окружение

Срок сдачи к 21 мая

47 710 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 317
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 516 Сдано работ: 4 516
Рейтинг: 74 178
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 000 оценок

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 699
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

569 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 941
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 027 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

Налоги — один из основных методов, которые используются государством для перераспределения национального дохода и образования бюджетных доходов общества.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - справедливо подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства. За счет налоговых сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны - по поводу формирования государственных доходов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция является основной функцией налогов. Ее содержание: за счет взыскания (уплаты) установленных государством налогов и налоговых платежей, образуются государственные денежные фонды, которые представляют собой материальное условие существования государства и осуществления им внутренней и внешней политики.

Сущность регулирующей функции налогов заключается в том, что они влияют на разные стороны деятельности их плательщиков.

Совокупность действующих в государстве налогов и налоговых платежей представляет собой налоговую систему.

Основные принципы построения налоговой системы: формирование доходов бюджета в процессе перераспределения ВВП; определение одинаковых обязанностей и ответственности перед бюджетом для хозяйствующих субъектов всех уровней; обеспечение оптимального соотношения между величиной дохода, взымаемого с предприятий, и той части которая остается у них в распоряжении.

Принципы функционирования налоговой системы: каждый налог должен иметь целевое назначение; применение новых налогов должно происходить лишь для покрытия новых расходов государства; взыскание налогов должно происходить в удобное для плательщика время и понятным для него методом; отчетность правительства об использовании налогов.

Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Рябова Р.И. Налоги/ Р.И. Рябова – М., 2005- 37 с. Черник Д.Г., Морозов В.П. Основы налоговой системы/ Д.Г., Черник, В.П. Морозов - М., 2004 Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов - М., 2005

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы является актуальной, так как в условиях рыночного хозяйства первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику имеет регулирующая функция налогов. Представить себе экономику, не регулируемую государством, невозможно, ибо все процессы общественного воспроизводства вкупе с их социально-гуманитарными составляющими в той или иной мере подвержены воздействию государственного участия. Налоговое регулирование и представляет собой систему особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с. принятой правительством концепцией экономического развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Налоги - инструмент государственного регулирования экономики
1.2 Налоги как инструмент государственного воздействия на решения хозяйствующих субъектов
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений
2.2 Методы государственного регулирования налоговых отношени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

налоги как инструмент.docx

Пожалуй, никто не смог так лаконично и настолько точно выразить требования к налоговой системе, призванные защитить интересы налогоплательщиков, как шотландский экономист и философ А. Смит (1732-1790). В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов А. Смит выдвинул 4 принципа налогообложения:

1) налог люди должны платить столько, сколько реально для их бюджета;

2) налог должен быть определенным и понятным для плательщика;

3) метод и время сбора должны быть удобными для плательщика;

4) издержки сбора налога должны быть невелики по сравнению с поступлениями;

Указанные принципы повторяются и в более подробной классификации немецкого финансиста А. Вагнера (1835-1917 гг.), предложенной в книге «Наука о финансах» (1880 г.). Кроме того, им выдвинуты такие принципы, как достаточность обложения (недопустимость изымания в бюджет средств сверх того, в чем нуждается государство), его эластичность (подвижность в изменяющихся условиях), принцип выбора надлежащего объекта, и учет условий переложения налогов.

Кроме того, не следует забывать и о том, что налоги выступают в качестве существенной, но далеко не единственной компоненты затрат хозяйствующего субъекта. На результаты его деятельности оказывают влияние также цена материальных и трудовых ресурсов, энергоносителей, доступность и цена кредита, затраты, связанные с преодолением бюрократических формальностей и т.п. С учетом различий в показателях указанных факторов один и тот же уровень налоговой нагрузки будет оказывать разное влияние на решения, принимаемые хозяйствующими субъектами. Таким образом, при реформировании налоговой системы следует либо планировать изменения и в других областях, либо в зависимости от положения дел в них усиливать степень изменений налоговой составляющей.

С учетом действия всех вышеназванных факторов более важным в практических целях представляется не столько вопрос о количественном определении приемлемого для хозяйствующих субъектов уровня налоговой нагрузки в экономике переходного типа, сколько выявление симптомов излишнего налогообложения и осознание необходимости перемен. Признаков избыточного налогового бремени мировая практика выработала предостаточно. К наиболее очевидным из них относятся: исчезновение налоговой честности, расширение масштабов теневой экономики, ухудшение финансового состояния хозяйствующих субъектов, выражающееся в их неспособности рассчитываться как по обязательствам перед государством, так и перед собственными контрагентами. К этим признакам относятся и так называемые модели экономии на налогах путем осуществление фиктивных сделок с участием физических лиц, либо специально созданных для указанной цели компаний. Для хозяйствующих субъектов искушение экономить на налогах, пусть даже с помощью не вполне легальных методов, оказывается сильнее страха наказания. То, что при всех ограничениях возможностей экономить на налогах речь идет, в конечном счете, о попытках выявить симптом, а не лечить саму болезнь, подтверждает тот факт, что как только внесение изменений в действующее законодательство пресекает действие одних моделей экономии на налогах, тут же на смену появляются другие.

Следовательно, для государства, которое в случае избыточного налогового бремени неизбежно столкнется с уменьшением поступлений в бюджет, наиболее успешной стратегией будет осуществление мер, направленных на снижение налогов, повышение степени поддержки осуществляемой государственной политики со стороны избирателей, соблюдение принципов налогообложения, способствующих росту деловой активности хозяйствующих субъектов. В ситуации, сложившейся в настоящее время в России, данные меры будут во много раз эффективнее, нежели попытки государства путем ужесточения наказаний и борьбой с лазейками в действующие законодательстве противодействовать уклонению от уплаты налогов.

Указанные соображения лежат в основе практического использования регулирующей функции налогов - целенаправленного государственного воздействия на экономику, ее отдельные сектора или отрасли посредством изменения доли налогового изъятия прибыли хозяйствующих субъектов. Успешность ее применения в развитых странах демонстрируют мероприятия по стимулированию экономического роста в условиях послевоенного восстановления и в условиях, ускорившихся во второй половине 20 в. темпах НТП и возросшей конкуренции на международных рынках. Поскольку механизм налогового воздействия на прибыль, получаемую отечественными хозяйствующими субъектам, и степень их деловой активности аналогичен, следует признать возможность практического применения регулирующей функции налогов для стимулирования экономического роста в переходной экономике России.

Лишь при условии того, что налоговая система в своем функционировании оптимальным образом сочетает исполнение фискальной и регулирующей функции, будут создаваться условия для экономического роста. Одним из критериев такой оптимальности является уровень налоговой нагрузки на экономику, на макроуровне — доли национального дохода, перераспределяемого посредством налоговой системы. Кривая Лаффера показывает, что при увеличении налоговой нагрузки от нуля до некоторого оптимального значения увеличиваются как доходы государства, так и доходы хозяйствующих субъектов, однако, начиная с этого значения, значительные налоговые изъятия снижают стимулы деловой активности и уменьшаются не только доходы хозяйствующих субъектов, но и государства, поскольку рост налоговых ставок не компенсирует снижение налоговых баз. Поиск оптимального уровня налогообложения, на существование которого указывал Лаффер, в процессе налогового реформирования в развитых странах сначала в 1970-х, а затем в середине 1980-х - 1990-х гг., направленного на стимулирование деловой активности в условиях необходимости исполнения государством в рыночной экономике собственных функций, привел налоговые системы указанных стран к их современному виду. При этом посредством налогообложения перераспределяется порядка 35-45% национального дохода. Однако, считая указанный уровень эмпирически выведенным оптимальным значением для стран с развитой рыночной экономикой, говорить о нем, как об ориентире для налоговой системы России следует с некоторыми оговорками. Необходимо отметить, что налоговая нагрузка является еще и качественным понятием, определяемым отношением к налогам со стороны хозяйствующих субъектов. Характер данного отношения определяется, во-первых, тем, в какой степени государственные средства расходуются на достижение общественно полезных целей, недоступных усилиям отдельных людей. Во-вторых, не лишним будет еще раз напомнить о необходимости учета интересов плательщиков, который находит отражение в принципах справедливости, удобности, определенности, экономии затрат и ряде других, на которых должно строиться налогообложение. С учетом сказанного наряду с количественным измерением налоговой нагрузки, практическую ценность представляет оценка степени «контрастности» существующей политической системы, а также тех принципов, на которых построено налогообложение.

ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2.1 Формы государственного регулирования налоговых отношений

В процессе своей налоговой деятельности государство осуществляет регулирование налоговых отношений, создавая и формируя их, исходя из своих представлений о наиболее целесообразной и эффективной системе налогообложения, а главным образом - стремясь обеспечить себя необходимыми денежными средствами.

Содержанием государственного регулирования налоговых отношений с экономической точки зрения выступает установление налога с определением всех его элементов: субъекта налога, объекта налога, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога, налоговых льгот и др.

С правовой точки зрения содержанием государственного регулирования налоговых отношений выступает установление прав и обязанностей субъектов (сторон) налогового отношения, одним из которых, заметим, является самого государство.

Налоговое отношение опосредует налоговое обязательство, в соответствии с которых налогоплательщик обязан передать государству в определенные сроки, определенным способом, определенную сумму денег. В своей совокупности налоговые отношения выражают изъятие государством в свою собственность определенной части валового национального продукта, что составляет экономическую составляющую налогообложения, где данные отношения выступают в качестве распределительных и перераспределительных экономических отношений.

Государство осуществляет регулирование налоговых отношений, организуя тем самым само налогообложение, посредством издания соответствующих правовых актов. Так, посредством этих актов государство в лице соответствующих органов устанавливает и вводит налоги, формирует на этой основе налоговую систему, определяет режим налогообложения по каждому виду налога, создает свои специализированные налоговые органы и определяет их компетенцию, устанавливает ответственность за нарушение налогового законодательства и т. д. Эти акты, с одной стороны, порождают сами налоговые отношения: Одновременно данные акты, с другой стороны, регулируют поведение субъектов и участников налоговых отношений через определение их прав и обязанностей. Например, при установлении какого-либо налога, у лиц, определенных налоговым законом в качестве налогоплательщика, возникает обязанность перед государством осуществить его уплату, а у соответствующего налогового органа - обязанность перед государством по осуществлению контроля за своевременным и полным выполнением налогового обязательства. Одновременно у этого органа возникает право требовать от налогоплательщиков уплаты налога, осуществлять контроль за этой уплатой, принимать меры по принудительному взысканию налога и привлекать лиц, совершивших налогового правонарушения, к налоговой ответственности в установленном законодательством порядке.

Таким образом, нормативные правовые акты налогового законодательства одновременно выступают и в качестве основания общественных отношений, являющихся по своим экономическим и юридическим признакам, налоговыми, и в роли источника правового регулирования данных отношений. Еще раз подчеркнем, что налоговые отношения не возникают и не существуют сами по себе в недрах экономики. Они являются порождением соответствующего налогового закона: нет закона – не может быть и налогового отношения ни в качестве экономической, ни, тем более, в качестве правовой категории; отмена налогового закона влечет прекращение налогового отношения. Поэтому налоговое отношение, будучи экономическим отношением, по своей форме всегда является правоотношением.

Государство осуществляет регулирование налоговых отношений, используя определенные методы.

2.2 Методы государственного регулирования налоговых

отношений

Методы государственного регулирования налоговых отношений - это приемы и способы, посредством которых государство устанавливает, изменяет и прекращает права и обязанности субъектов данных отношений.

Основные методами государственного регулирования налоговых отношений являются следующие:

1) издание односторонних правовых актов, носящих нормативный характер. Совокупность этих актов формирует налоговое законодательство;

2) издание односторонних правовых актов, носящих индивидуальный характер;

3) совершение двухсторонних налогово-правовых актов;

4) реализация государством в лице его уполномоченного органа своих прав и обязанностей в качестве субъекта конкретного налогового правоотношения.

Как мы видим, по своей форме данные методы выступают в качестве правовых. И это не случайно: налог - дитя закона; Однако все они имеют определенное экономическое содержание. Посредством их устанавливаются, изменяются и отменяются налоги, что приводит к возникновению, изменению и прекращению налоговых отношений, как разновидности экономических отношений, вводятся налоговые каникулы, осуществляется налоговая амнистия, предоставляется налоговый кредит, дается отсрочка налогового платежа и т. п. Все это акты экономического порядка.

Рассмотрим названные методы регулирования налоговых отношений в обозначенной последовательности.

Отметим двойственную роль государственного регулирования налоговых отношений. С одной стороны, оно является субъектом налогового отношения в качестве «государства — собственника» (или, как сейчас стали говорить, "государства - казны"), выступая получателем сумм налогового платежа и естественно заинтересованного в том, чтобы получить денег как можно больше. С другой стороны, выступая в качестве субъекта публичной власти, обладающего огромными властными полномочиями, государство регулирует данное общественное отношение путем издания соответствующих законов, определяя при этом как свои собственные права в качестве субъекта налогового отношения, так и обязанности другой стороны этого отношения - налогоплательщика. В целом такая ситуация довольно нетипична для механизма правового регулирования: обычно государство регулирует общественное отношение, находясь вне его, т. е. будучи равноудаленным от обеих сторон этого отношения. При этом государство как субъект публичной власти, сохраняя объективность и непредвзятость, обязано учесть и сбалансировать интересы сторон данного общественного отношения, при условии, что эти интересы могут быть противоречивыми. Примером такого правого регулирования является регулирование товарно-денежных отношений, выступающих предметом гражданского права.

Иначе говоря, налоговое законодательство как источник правового регулирования государством налоговых отношений, заведомо отдавая предпочтение этому же государству, но уже выступающему в качестве субъекта данных отношений, объективно дискриминационно по отношению к налогоплательщикам.

Ограничителем этой дискриминации может выступать инстинкт самосохранения государства, понимающего, что непомерное налогообложение в конечном счете приведет к развалу экономики страны и обнищанию населения, что кончится крахом самого государства, появление научно обоснованных доктрин, которые закладываются в основу налоговой политики государства, а главное - степень сопротивления общества налоговому произволу государства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что налоги, можно сказать, стары как мир, в вопросах их сущности и назначения, установления и взимания, организации и принципов налогообложения, содержания налоговой деятельности государства, форм и методов осуществления этой деятельности до сих пор много неясного и спорного. Более того, за столетия осмысления этих вопросов в науке возникло много ошибочных представлений и умозаключений, ставших однако настолько привычными, что кажущихся уже истинными. К числу этих заблуждений можно отнести, в частности, утверждение, что налоги являются благом для общества, поскольку носят возвратный характер и призваны обеспечить удовлетворение потребностей общества в государственных услугах, т. е. устанавливаются в интересах общества. Да и установлены налоги чуть ли не самим обществом в лице своих представителей - депутатов законодательных органов. В сознание людей внедрен стойкий стереотип, что налог является платой за те услуги, которые оказывает государством каждому из нас, т. е. налогообложение является возмездным. И всем людям плохо лишь потому, что мы — налогоплательщики — уклоняемся от уплаты налогов. Все это позволяет государству оправдать свои завышенные расходы, нисколько не продиктованные общественными потребностями, и вытекающий из этого налоговый гнет на общество.

Читайте также: