Отвязали налог от техосмотра

Опубликовано: 16.05.2024

  • 14995 2
  • 13 июня 2020, 10:42
  • техосмотрБеларусьавтомобилиналогимнение
«Сертификат упразднили — госпошлину все равно плати!» Когда же отвяжут дорожный налог от техосмотра

Вопрос об отвязке дорожного сбора от техосмотра в Беларуси разрешить не могут на протяжении двух лет. В конце декабря 2019 г. руководство УП «Белтехосмотр» смело предположило: половина зарегистрированных сегодня машин передвигается без ТО, а это значит, что критический порог уже достигнут и назрело время перемен, пишет av.by. Ранее был разработан проект указа в отношении взимания дорожного сбора, с которым и связывали те самые перемены. Сначала автомобилисты ждали их к апрелю 2019 года, потом — к январю 2020-го. Увы, тот воз и ныне там.

Хотя кое-какие новшества за это время все же случились. С января убрали медсправку, а в апреле упразднили сертификат о прохождении техосмотра. Правда, многие белорусы тут же решили: неужели отвязали дорожный налог? Нет, просто отменили талон. Теперь выдают только разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении (наклейку), которое стало возимым документом. Самое главное — дорожный налог по-прежнему привязан к процедуре гостехосмотра, а это значит, что без его оплаты разрешение никто не выдаст.


Исходя из положений проекта указа «О платежах за участие в дорожном движении», платить можно будет как за месяц (минимальный период), так и за два года (максимальный). Если сразу внести платеж за год и более, скидка составит 20 процентов. Ожидалось, что функцию контроля возложат на техсредства, то есть камеры, а о неуплате «должники» смогут узнать из «писем счастья». Однако в каком виде и когда примут проект нашумевшего указа, неизвестно до сих пор.


На техосмотр не поеду, пока не отвяжут госпошлину!

На диагностической станции № 210 филиала УП «Белтехосмотр» г. Минска тоже разводят руками: никаких изменений с момента нашего предыдущего визита не произошло. Мол, перемен одинаково ждут как сами водители, так и работники станций.


— Мало отвязать техосмотр от госпошлины — нужна еще ответственность. Немногие приезжают, чтобы проверить тормозную систему для себя. За последние пару лет белорусы расслабились, так что с принятием указа массово на станции вряд ли поедут. Хотя те, кто передвигается на машинах сезонно, пройдут техосмотр однозначно. Нам регулярно звонят, интересуются, когда же отвяжут госпошлину. Автомобилисты ждут перемен, а вот спрогнозировать, сколько из них реально заглянут на станции, сложно.


По словам сотрудников предприятия, в утренние часы буднего дня посетителей достаточно много, но и в послеобеденное время доезжают как владельцы легковушек, так и водители грузовых машин. Так, мужчина, который привез на техосмотр рабочий Renault Master, заплатив госпошлину в размере 459 рублей, признался, что на личном авто техосмотр проходил всегда.

— Правда, без оплаты дорожного сбора и, соответственно, получения разрешения. Заезжал на линию, чтобы удостовериться, что машина исправна. Это моя позиция. Не только из-за налога. За дороги мы должны платить, а хорошего асфальта не дождешься!


Еще один водитель большегруза от комментариев отказался, сославшись на то, что не спал два дня. Когда же услышал, о чем идет речь, не сдержался:

— Хочу, чтобы эту госпошлину вообще убрали! На личной «пятерке» BMW не прохожу техосмотр из принципа. Если его отвяжут от дорожного сбора — возможно, и поеду. Данный налог уже миллион раз включили в топливо, а сейчас рассматривают разные версии, как бы его прописать повторно.


К разговору незаметно подключается очередной мужчина средних лет, который считает, что было бы проще оплачивать дорожный сбор не помесячно, а по неделям и дням.

— Я постоянно в рейсах, а на личном Nissan Terrano передвигаюсь от силы 8 дней, но при этом должен платить раз в два года под 400 рублей. Даже если позволят погашать такую сумму за месяц, это не решит проблемы. Пусть сделают оплату за день! А как же пенсионеры, которые ездят на дачу только по выходным, а заплатят за месяц? Да для них это выброшенные деньги! Ну а тем, кто использует авто круглогодично, само собой, выгоднее вносить необходимые средства сразу за год со скидкой. Государству тоже лучше, чтобы платили по максимуму. Принять эти изменения проще простого — достаточно одной подписи! Но почему тогда так долго не подписывают этот указ? Зачем тянут? Наверное, не хотят терять деньги.


— Столько шума — и все из-за одного налога! Не надо было его вводить шесть лет назад. За бензин заплати, за техосмотр тоже, а еще выложи кругленькую сумму за какую-то госпошлину. Платежи должны быть доступными для людей с реальной средней зарплатой в Беларуси, а не с той, о которой рассказывают по телевизору. В небольших городах многие зарабатывают по 350 или 600 рублей, поэтому 250 рублей за налог — это серьезная сумма.


— Конечно, есть и те, кто скажет, что платить минимум за месяц тоже неправильно. Например, поехал на дачу и остался там на весь дачный сезон, а через 3-4 месяца вернулся обратно в город. Или включить в топливо: кто-то заправляет средства (карьерный самосвал или газонокосилку), которые не передвигаются по дорогам общего пользования, а будет обязан погашать столько же, сколько и все остальные. Можно было бы сделать оплату дорожного сбора в зависимости от количества купленного на АЗС топлива (без включения его в стоимость), но, наверное, это сложно реализовать.


Владелец Volkswagen уверен, что если автомобилистов принуждают оплачивать дорожный сбор, то и дороги должны быть отремонтированы.

— А еще неплохо было бы ввести какие-то коэффициенты, которые варьировались бы в зависимости от того, как интенсивно водитель эксплуатирует машину, и позволить людям платить равными долями, а не требовать внесения всей суммы сразу. Но в первую очередь надо отвязать техосмотр от госпошлины.


За 5 месяцев 2020 г. снижение почти на 35%. Что будет дальше?

Еще шесть лет назад госпошлину связали с процедурой гостехосмотра, и, как мы видим сегодня, ни к чему хорошему это не привело.

— Начиная с 2014-го фиксируется ежегодный спад количества выданных разрешений в среднем на 10%, а за 5 месяцев текущего года выдано 291 712 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 34,9% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (448 068 разрешений). Отдельно за май снижение составило 40%, а за апрель — и вовсе 50%, — рассказал нам замдиректора УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский. — Конечно, отчасти это связано с пандемией коронавируса, но не только. В течение последних двух лет в СМИ активно обсуждается возможность отвязки техосмотра от госпошлины, в связи с чем автовладельцы стали реже приезжать на станции диагностики.


В «Белтехосмотре» открыто заявляют, что заинтересованы в скорейшей отвязке госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении от процедуры прохождения техосмотра и поддерживают идею разделения платежей. Тем более что в системе взимания дорожного налога хватает нюансов.

— Нас беспокоит не столько сумма дорожного сбора, сколько сам механизм его взимания. Он является несправедливым применительно к тем автовладельцам, которые эксплуатируют машину не круглый год, а ездят, к примеру, лишь на дачу. Причем это не самая платежеспособная категория граждан. Мотоциклы — это вообще сезонный транспорт, а их владельцам приходится вносить сумму за два года. Еще один момент связан с тем, что человек оплатил госпошлину при выдаче разрешения на допуск своего автомобиля к участию в дорожном движении на два года, а через год его продал. Потом купил новую машину и снова заплатил дорожный налог. Разве это правильно?


Исходя из наших опросов, кто-то ждет обещанной скидки в 20% при погашении дорожного сбора сразу за год, а кто-то рассчитывает на возможность вносить платежи хотя бы минимум за месяц. Хотя и среди них найдутся те, кто предложит оплачивать госпошлину чуть ли не за каждый день езды.

— Еще кто-нибудь захочет платить за час или вообще поминутно. Так недалеко и до маразма. Минимальный срок в 1 месяц — это вполне приемлемый период расчета даже для дачников, — считает Владимир Пиульский.


Не раз во время рейдов приходилось слышать мнения автовладельцев касательно того, чтобы включить госпошлину в стоимость топлива или ориентироваться на пробег машины. А один из наших читателей и вовсе предложил такой вариант погашения дорожного сбора, при котором «в кассовые аппараты АЗС будет заложена программа, предусматривающая отдельно оплату стоимости заправленного топлива и оплату дорожного сбора по установленному тарифу (в зависимости от количества заправленного топлива)».


— Тут же встает вопрос о заправке строительной и сельскохозяйственной техники или газонокосилок. Предлагаете продавать им бензин в специальной таре? На мой взгляд, подобный способ взимания дорожного сбора усложнит систему реализации. Конечно, в погашении госпошлины в зависимости от количества купленного топлива логика есть, хотя возникают сложности с воплощением этой идеи в жизнь. Да и как быть с теми, кто уже оплатил дорожный сбор? По другой цене продавать им топливо или возвращать деньги? Предложение рассчитывать стоимость сбора по пробегу тоже хорошее, но в плане реализации это невозможно. Мне кажется, что самый оптимальный вариант — ввести транспортный налог (по аналогии с налогом на недвижимость или землю. — Прим. ред.), который будет оплачиваться ежегодно. Есть еще одна альтернатива. Допустим, оставить периодичность прохождения техосмотра раз в 2 года, а разрешения выдавать на тот срок, за который внесена госпошлина. Водитель приезжает к нам с квитанцией и продлевает его, если планирует использовать автомобиль. С нашей базой сделать это реально, но нужно вносить изменения в Налоговый кодекс.


Когда одобрят проект указа, на предприятии достоверно не знают. Надеются, что в ближайшие месяцы этот проблемный вопрос разрешится.

— Есть ожидания, что с принятием проекта указа люди поедут на станции техосмотра. Но вряд ли будет резкий рост желающих его пройти. Почему? Помимо оплаты госпошлины, нужно принимать во внимание техническое состояние автомобилей, а также стоимость их ремонта. В любом случае мы тоже ждем решения от профильных ведомств, которые разрабатывают и утверждают данный указ.


Минфин: «Почему так долго — мы не знаем»

В пресс-службе Министерства финансов нам не смогли пояснить, почему так долго рассматривается проект указа о взимании дорожного сбора.


Естественно, мы позвонили в упомянутые профильные ведомства, по кабинетам которых кочует долгожданный указ. Увы, Совмин на наше письмо не ответил, а дозвониться туда оказалось невозможно — несколько дней кряду трубку никто так и не снял. В Администрации президента ситуацию также не прояснили: «Все комментарии следует получать у разработчиков, пока проект не подпишет глава государства». Но как раз Минфин и не может предоставить никаких сведений касательно сроков принятия указа. Получается какой-то замкнутый круг. Судя по всему, если проект и будет принят, то это случится, как всегда, неожиданно.

В Беларуси дорожный сбор отвяжут от техосмотра в 2020 году.

Схема уплаты дорожного сбора при прохождении технического осмотра будет отменена в ближайшее время

Заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Кухарев, в интервью СМИ сообщил, что вопрос отвязки уплаты дорожного сбора при прохождении технического осмотра автомобиля, а так же решение о его помесячной оплате и скидках при годовом взносе практически готово.

Нормативные документы по порядку уплаты госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении уже готовы, решение будет принято в ближайшее время” – пояснил вице-премьер Беларуси.

Как будет оплачиваться дорожный сбор и госпошлина

Проектом указа предусмотрено закрепить для физических лиц – владельцев транспортных средств внесение платы за участие ТС в дорожном движении помесячно (минимальный период) либо за два года (максимальный). К тому же при оплате за год и более будет применяться коэффициент 0,8 к ставке дорожного сбора конкретного автомобиля. К тому же предусмотрены льготы для ветеранов ВОВ, инвалидов I или II группы – они будут уплачивать половину ставки. Предлагается так же освободить от уплаты сбора физические лица, которым принадлежат авто, специально оборудованные для использования инвалидами.

Плату предлагается вносить непосредственно до начала участия в дорожном движении но не позднее последнего числа месяца, в котором транспортное средство участвовало в дорожном движении. Перечисление денежных средств будет производиться через ЕРИП.

Ниже представлены размеры ставки дорожного сбора для физических лиц указанные в базовых величинах. По состоянию на 10 июля 2020 года размер базовой величины (Б.В.) установлен в сумме 27 белорусских рублей.

Для транспортных средств, владельцами которых являются ИП (индивидуальные предприниматели) или юридические лица дорожный сбор по прежнему будет называться – госпошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Лизинговые автомобили, эксплуатируемые физическими лицами, так же будут уплачивать госпошлину.

Следует отметить что это пока проект решения и, возможно, размеры госпошлины могут несущественно измениться.

Ответственность за неуплату дорожного сбора и госпошлины в Беларуси в 2020 г.

В настоящий момент неуплата госпошлины подразумевает отсутствие отметки о прохождении государственного технического осмотра, соответственно административная ответственность наступает по пунктам 5 и 9 ст. 18.12 КоАП РБ. Это означает, на первый раз нарушителя предупредят или оштрафуют от 1 до 3 БВ, а в случае повторения ситуации в течение года штраф увеличится до 2-5 БВ.

Статья 18.12. КоАП РБ. Hарушение правил эксплуатации транспортного средства

…….5. Управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
……9. Действия, предусмотренные частями 1, 3–5 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

В проекте же предполагается обязательство внесения платы либо госпошлины в двойном размере за тот период, в котором транспортное средство принимало участие в движении. Каким нормативным актом и по какому порядку будет применяться данная норма, станет известно при принятии окончательного решения по отвязке дорожного сбора от техосмотра.

Ранее предлагалось несколько вариантов уплаты дорожного сбора, в т.ч. включение пошлины в стоимость автомобильного топлива, но как оказалось, власти не приняли данное предложение.

  • Введение штрафных баллов для белорусских водителей откладывается
  • Степень опьянения разделят на 2 стадии. Лишать прав будут на 5 лет.

Вопрос об отвязке дорожного сбора от техосмотра в Беларуси разрешить не могут на протяжении двух лет. В конце декабря 2019 г. руководство УП «Белтехосмотр» смело предположило: половина зарегистрированных сегодня машин передвигается без ТО, а это значит, что критический порог уже достигнут и назрело время перемен. Ранее был разработан проект указа в отношении взимания дорожного сбора, с которым и связывали те самые перемены. Сначала автомобилисты ждали их к апрелю 2019 года, потом — к январю 2020-го. Увы, тот воз и ныне там, пишет сайт av.by.

Хотя кое-какие новшества за это время все же случились. С января убрали медсправку, а в апреле упразднили сертификат о прохождении техосмотра. Правда, многие белорусы тут же решили: неужели отвязали дорожный налог? Нет, просто отменили талон. Теперь выдают только разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении (наклейку), которое стало возимым документом. Об этом мы подробно рассказывали в отдельной статье. Самое главное — дорожный налог по-прежнему привязан к процедуре гостехосмотра, а это значит, что без его оплаты разрешение никто не выдаст.

Исходя из положений проекта указа «О платежах за участие в дорожном движении», платить можно будет как за месяц (минимальный период), так и за два года (максимальный). Если сразу внести платеж за год и более, скидка составит 20 процентов. Ожидалось, что функцию контроля возложат на техсредства, то есть камеры, а о неуплате «должники» смогут узнать из «писем счастья». Однако в каком виде и когда примут проект нашумевшего указа, неизвестно до сих пор.

На техосмотр не поеду, пока не отвяжут госпошлину!

На диагностической станции № 210 филиала УП «Белтехосмотр» г. Минска тоже разводят руками: никаких изменений с момента нашего предыдущего визита не произошло. Мол, перемен одинаково ждут как сами водители, так и работники станций.

— Мало отвязать техосмотр от госпошлины — нужна еще ответственность. Немногие приезжают, чтобы проверить тормозную систему для себя. За последние пару лет белорусы расслабились, так что с принятием указа массово на станции вряд ли поедут. Хотя те, кто передвигается на машинах сезонно, пройдут техосмотр однозначно. Нам регулярно звонят, интересуются, когда же отвяжут госпошлину. Автомобилисты ждут перемен, а вот спрогнозировать, сколько из них реально заглянут на станции, сложно.5

По словам сотрудников предприятия, в утренние часы буднего дня посетителей достаточно много, но и в послеобеденное время доезжают как владельцы легковушек, так и водители грузовых машин. Так, мужчина, который привез на техосмотр рабочий Renault Master, заплатив госпошлину в размере 459 рублей, признался, что на личном авто техосмотр проходил всегда.

— Правда, без оплаты дорожного сбора и, соответственно, получения разрешения. Заезжал на линию, чтобы удостовериться, что машина исправна. Это моя позиция. Не только из-за налога. За дороги мы должны платить, а хорошего асфальта не дождешься!

Еще один водитель большегруза от комментариев отказался, сославшись на то, что не спал два дня. Когда же услышал, о чем идет речь, не сдержался:

— Хочу, чтобы эту госпошлину вообще убрали! На личной «пятерке» BMW не прохожу техосмотр из принципа. Если его отвяжут от дорожного сбора — возможно, и поеду. Данный налог уже миллион раз включили в топливо, а сейчас рассматривают разные версии, как бы его прописать повторно.

К разговору незаметно подключается очередной мужчина средних лет, который считает, что было бы проще оплачивать дорожный сбор не помесячно, а по неделям и дням.

— Я постоянно в рейсах, а на личном Nissan Terrano передвигаюсь от силы 8 дней, но при этом должен платить раз в два года под 400 рублей. Даже если позволят погашать такую сумму за месяц, это не решит проблемы. Пусть сделают оплату за день! А как же пенсионеры, которые ездят на дачу только по выходным, а заплатят за месяц? Да для них это выброшенные деньги! Ну а тем, кто использует авто круглогодично, само собой, выгоднее вносить необходимые средства сразу за год со скидкой. Государству тоже лучше, чтобы платили по максимуму. Принять эти изменения проще простого — достаточно одной подписи! Но почему тогда так долго не подписывают этот указ? Зачем тянут? Наверное, не хотят терять деньги.

— Столько шума — и все из-за одного налога! Не надо было его вводить шесть лет назад. За бензин заплати, за техосмотр тоже, а еще выложи кругленькую сумму за какую-то госпошлину. Платежи должны быть доступными для людей с реальной средней зарплатой в Беларуси, а не с той, о которой рассказывают по телевизору. В небольших городах многие зарабатывают по 350 или 600 рублей, поэтому 250 рублей за налог — это серьезная сумма.

— Конечно, есть и те, кто скажет, что платить минимум за месяц тоже неправильно. Например, поехал на дачу и остался там на весь дачный сезон, а через 3-4 месяца вернулся обратно в город. Или включить в топливо: кто-то заправляет средства (карьерный самосвал или газонокосилку), которые не передвигаются по дорогам общего пользования, а будет обязан погашать столько же, сколько и все остальные. Можно было бы сделать оплату дорожного сбора в зависимости от количества купленного на АЗС топлива (без включения его в стоимость), но, наверное, это сложно реализовать.

Владелец Volkswagen уверен, что если автомобилистов принуждают оплачивать дорожный сбор, то и дороги должны быть отремонтированы.

— А еще неплохо было бы ввести какие-то коэффициенты, которые варьировались бы в зависимости от того, как интенсивно водитель эксплуатирует машину, и позволить людям платить равными долями, а не требовать внесения всей суммы сразу. Но в первую очередь надо отвязать техосмотр от госпошлины.

За 5 месяцев 2020 г. снижение почти на 35%. Что будет дальше?

Еще шесть лет назад госпошлину связали с процедурой гостехосмотра, и, как мы видим сегодня, ни к чему хорошему это не привело.

— Начиная с 2014-го фиксируется ежегодный спад количества выданных разрешений в среднем на 10%, а за 5 месяцев текущего года выдано 291 712 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 34,9% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (448 068 разрешений). Отдельно за май снижение составило 40%, а за апрель — и вовсе 50%, — рассказал нам замдиректора УП «Белтехосмотр» Владимир Пиульский. — Конечно, отчасти это связано с пандемией коронавируса, но не только. В течение последних двух лет в СМИ активно обсуждается возможность отвязки техосмотра от госпошлины, в связи с чем автовладельцы стали реже приезжать на станции диагностики.

В «Белтехосмотре» открыто заявляют, что заинтересованы в скорейшей отвязке госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении от процедуры прохождения техосмотра и поддерживают идею разделения платежей. Тем более что в системе взимания дорожного налога хватает нюансов.

— Нас беспокоит не столько сумма дорожного сбора, сколько сам механизм его взимания. Он является несправедливым применительно к тем автовладельцам, которые эксплуатируют машину не круглый год, а ездят, к примеру, лишь на дачу. Причем это не самая платежеспособная категория граждан. Мотоциклы — это вообще сезонный транспорт, а их владельцам приходится вносить сумму за два года. Еще один момент связан с тем, что человек оплатил госпошлину при выдаче разрешения на допуск своего автомобиля к участию в дорожном движении на два года, а через год его продал. Потом купил новую машину и снова заплатил дорожный налог. Разве это правильно?

Исходя из наших опросов, кто-то ждет обещанной скидки в 20% при погашении дорожного сбора сразу за год, а кто-то рассчитывает на возможность вносить платежи хотя бы минимум за месяц. Хотя и среди них найдутся те, кто предложит оплачивать госпошлину чуть ли не за каждый день езды.

— Еще кто-нибудь захочет платить за час или вообще поминутно. Так недалеко и до маразма. Минимальный срок в 1 месяц — это вполне приемлемый период расчета даже для дачников, — считает Владимир Пиульский.

Не раз во время рейдов приходилось слышать мнения автовладельцев касательно того, чтобы включить госпошлину в стоимость топлива или ориентироваться на пробег машины. А один из наших читателей и вовсе предложил такой вариант погашения дорожного сбора, при котором «в кассовые аппараты АЗС будет заложена программа, предусматривающая отдельно оплату стоимости заправленного топлива и оплату дорожного сбора по установленному тарифу (в зависимости от количества заправленного топлива)».

— Тут же встает вопрос о заправке строительной и сельскохозяйственной техники или газонокосилок. Предлагаете продавать им бензин в специальной таре? На мой взгляд, подобный способ взимания дорожного сбора усложнит систему реализации. Конечно, в погашении госпошлины в зависимости от количества купленного топлива логика есть, хотя возникают сложности с воплощением этой идеи в жизнь. Да и как быть с теми, кто уже оплатил дорожный сбор? По другой цене продавать им топливо или возвращать деньги? Предложение рассчитывать стоимость сбора по пробегу тоже хорошее, но в плане реализации это невозможно. Мне кажется, что самый оптимальный вариант — ввести транспортный налог (по аналогии с налогом на недвижимость или землю. — Прим. ред.), который будет оплачиваться ежегодно. Есть еще одна альтернатива. Допустим, оставить периодичность прохождения техосмотра раз в 2 года, а разрешения выдавать на тот срок, за который внесена госпошлина. Водитель приезжает к нам с квитанцией и продлевает его, если планирует использовать автомобиль. С нашей базой сделать это реально, но нужно вносить изменения в Налоговый кодекс.

Когда одобрят проект указа, на предприятии достоверно не знают. Надеются, что в ближайшие месяцы этот проблемный вопрос разрешится.

— Есть ожидания, что с принятием проекта указа люди поедут на станции техосмотра. Но вряд ли будет резкий рост желающих его пройти. Почему? Помимо оплаты госпошлины, нужно принимать во внимание техническое состояние автомобилей, а также стоимость их ремонта. В любом случае мы тоже ждем решения от профильных ведомств, которые разрабатывают и утверждают данный указ.

Минфин: «Почему так долго — мы не знаем»

В пресс-службе Министерства финансов нам не смогли пояснить, почему так долго рассматривается проект указа о взимании дорожного сбора.

Естественно, мы позвонили в упомянутые профильные ведомства, по кабинетам которых кочует долгожданный указ. Увы, Совмин на наше письмо не ответил, а дозвониться туда оказалось невозможно — несколько дней кряду трубку никто так и не снял. В Администрации президента ситуацию также не прояснили: «Все комментарии следует получать у разработчиков, пока проект не подпишет глава государства». Но как раз Минфин и не может предоставить никаких сведений касательно сроков принятия указа. Получается какой-то замкнутый круг. Судя по всему, если проект и будет принят, то это случится, как всегда, неожиданно.

Новый вариант так называемого дорожного налога вчера рассмотрели в парламенте. Вероятно, именно в таком виде он и будет принят. Две главные новации: налог наконец-то отвяжут от техосмотра, но платить его будут все без исключения владельцы машин. Журналисты разбирались, что поменяется для автовладельцев, как и когда теперь нужно платить транспортный налог.

Платить будут все. Объясняем, как будет работать новая версия «дорожного налога»

Фото: Алексей ТОМАШЕВСКИЙ

Как пояснил председатель комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Беларуси Игорь Комаровский, платить транспортный налог будут все автовладельцы независимо от участия в дорожном движении, пишет tut.by.

— Проще говоря, есть автомобиль — плати. Есть три автомобиля — платишь за все три, даже если ездишь на одном.

По сути, это уже не сбор на дороги, а новый имущественный налог, который платится по факту владения, независимо от того, пользуешься ты этим имуществом или нет.

Заплатить налог придется и владельцам «автохлама»: если машина стоит на учете в ГАИ, то на нее насчитают налог.

При передаче транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель. То есть тот, кто купил машину в лизинг.

Размер транспортного налога будет зависеть от веса и возраста машины. Ставки налогов приведены в проекте изменений в Налоговый кодекс.

  • Так, за автомобиль массой до 1,5 тонны ставка налога — 61 рубль;
  • более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны — 81 рубль;
  • более 1,75 тонны, но не более 2 тонн — 102 рубля;
  • более 2 тонн, но не более 2,25 тонны — 122 рубля;
  • более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны — 142 рубля;
  • более 2,5 тонны, но не более 3 тонн — 162 рубля;
  • более 3 тонн — 223 рубля;
  • мотоцикл — 40 рублей.

По нынешним ставкам за автомобиль массой до 1,5 тонны и старше 10 лет нужно заплатить 81 рубль. При массе авто от 1,5 до 2 тонн ставка составит 162 рубля. Это действительно дешевле, чем те суммы, которые нужно платить сейчас.

Среди льготной категории остаются ветераны и инвалиды 1 и 2 группы, на которых уплата не распространялась. Скидки предусмотрены пенсионерам — 50%. Также для инвалидов 3 группы ставку налога предлагают снизить на 25%.

Кроме этого, поскольку транспортный налог платится по аналогии со всеми другими налогами, то граждане могут обращаться в местные органы власти с просьбой снизить налог или освободить от его уплаты тех, кто находится в трудной жизненной ситуации.

Платить транспортный налог нужно будет один раз в год. Всем владельцам транспортных средств будут рассылать уведомления из налоговой инспекции. Например, как и в случае с налогом на недвижимость, извещения пришлют до 15 ноября, рассчитаться с казной надо будет до 15 декабря.

Однако следующий год будет переходным. Поэтому извещения пришлют не позже 1 ноября 2021 года, уплатить налог нужно будет не позже 15 декабря 2021 года. При этом оплата у всех будет одинаковая — 1 базовая величина (со следующего года это 29 рублей), а уже в 2022 году нужно будет произвести доплату налога.

Кстати, тем, кто снимет авто с учета до 1 июля 2021 года, платить налог не нужно будет.

Те, кто уже уплатил «дорожный сбор» по существующим ставкам, от уплаты освобождаются на весь период действия разрешения на участие в дорожном движении. Например, если вы уплатили налог при прохождении техосмотра и допуск к участию в дорожном движении действует до 1 апреля 2021 года, то за эти месяцы налог насчитывать не будут. То есть в 2021 году вы заплатите не за год, а за девять месяцев.

Раньше говорилось, что за уплатой дорожного сбора будут следить с помощью камер, а неплательщикам будут присылать «письма счастья» по аналогии со штрафами за нарушение скоростного режима.

Но поскольку сейчас речь идет именно о налоге, то и контролировать уплату будут налоговые органы. Здесь схема проста: если у вас есть автомобиль, будет насчитан налог, при неуплате начисляется пеня. В отношении злостных неплательщиков будет возбуждаться исполнительное производство: на машину могут накладывать арест.

Обещают, что да. Поступления должны зачислять в дорожный фонд. Порядка 50% собранных средств будут передаваться в местные бюджеты с целевым использованием на текущий и капитальный ремонт местных дорог.

Не будут платить транспортный налог республиканские органы государственного управления, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы. А также организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования. Освобождены от уплаты войска и воинские формирования.

От уплаты налога освобождены и владельцы электромобилей. Эта льгота будет действовать до 31 декабря 2025 года.

Если вы купили автомобиль — то с 1 числа месяца, следующего после месяца его регистрации. То есть если вы купили машину в январе, поставили ее на учет, то с 1 февраля уже будете являться плательщиком налога.

Что-то не так

О том, что в Беларуси может появиться дорожная пошлина, автомобилисты впервые узнали еще в 2013 году. Платить ее начали с 1 января 2014 года. Исходя из количества зарегистрированных транспортных средств, а также машин, прошедших техосмотр в 2012 году, государство рассчитывало, что благодаря новому платежу уже в 2014-м в бюджет поступит около 170 млн долларов.

Но, как это нередко бывает, что-то пошло не так. Автомобилисты стали массово игнорировать техосмотр. Тем более что для многих действительно более выгодно периодически платить небольшой штраф за отсутствие ТО, если попадешься экипажу ГАИ, чем оплачивать немалую пошлину. Государство на сей факт отреагировало достаточно быстро, и уже летом 2014-го был увеличен штраф за непройденный техосмотр и введена повторность.

Но многих возмущал тот факт, что при смене владельца машины техосмотр нужно проходить заново, а значит, снова требовалась оплата дорожного сбора. При этом предыдущий владелец не мог вернуть деньги за неиспользованный период либо засчитать уплаченную сумму при прохождении процедуры на новом авто. Лежавшую , казалось бы, на поверхности недоработку законотворцам удалось решить только спустя четыре года после появления пошлины.

Но и это не помогло заставить всех платить. "По данным УП "Белтехосмотр" на конец 2016 года, ТО проигнорировали где-то 30 процентов автомобилистов, а за десять месяцев текущего – уже 35 процентов", – сообщалось в ноябре 2017-го.


Первые обещания

В декабре 2017 года в программе "Главный эфир" на телеканале Беларусь-1 заместитель директора УП "Белтехосмотр" Владимир Пиульский, сообщил, что более половины автомобилистов игнорируют техосмотр.

Тогда же пошли разговоры о том, что налог отвяжут от прохождения техосмотра, но изменения могут произойти не ранее 2019 года. Одним из возможных вариантов взимания пошлины было включение ее в стоимость топлива, но уже 5 октября 2018 года бывший тогда премьер-министром Сергей Румас заявил, что такой вариант исключен.

"Право на доступ к дорожному движению водители будут оплачивать в ЕРИП – на срок от 1 месяца. То есть будет восстановлена справедливость в отношении тех лиц, кто использует автомобиль не круглый год. Самое сложное тут – система контроля, которая позволит выявлять тех, кто сбор не уплатил", – рассказывал премьер-министр. По предварительным данным система должна была заработать с 1 июля 2019 года. Позже дату перенесли на 1 января 2020 года. Но и в январе ничего не произошло.

Следующее громкое заявление прозвучало 1 марта от министра транспорта и коммуникаций Алексея Авраменко в эфире программы "Контуры" на ОНТ. Снова было сказано, что дорожный сбор в Беларуси предлагается отвязать от прохождения техосмотра и что проект указа уже подготовлен. Вновь обещали возможность оплачивать пошлину на разные периоды.


Контроль за уплатой должен был вестись с использованием системы видеофиксации через сравнение баз данных. Однако идея снова не получила реализации на практике.

Одной из возможных проблем может быть отсутствие нормативно-правовой базы. Действующее законодательство не предусматривает какой-либо ответственности за неуплату дорожного сбора. Автомобилисты, не оплатившие пошлину и соответственно не получившие разрешение на допуск к дорожному движению, наказываются за отсутствие техосмотра.

Требования и реальность

Последний раз публично разобраться с техосмотром белорусам пообещали накануне выборов: 1 июля текущего года решить наболевшую проблему распорядился Александр Лукашенко. В частности, говорилось о "совершенствовании порядка взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без привязки к прохождению техосмотра".


Но воз, как говорится, и ныне там. "Белтехосмотр" спустя три с небольшим месяца обнародовал итоги работы за январь – сентябрь 2020 года. Результат предсказуемый – за девять месяцев текущего года разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении выдано на 37,1% меньше, чем в январе – сентябре 2019-го. И это притом что отрицательная динамика наблюдается еще с 2014 года, а уже в 2017-м более половины автолюбителей игнорировали данную процедуру.

Как считают белорусы?

Чтобы узнать, какой вариант взимания пошлины был бы наиболее приемлемым для читателей Автобизнеса, мы провели опрос в нашей группе в "Вконтакте". В нем приняло участие 648 человек.


Так, 55,4% опрошенных считают, что удобнее всего будет добавить налог в стоимость топлива. 28,5% видят выход в разрешении оплаты по месяцам. 5,4% опрошенных предлагают оставить все как есть. А более 10% респондентов выбрали иной вариант и оставили свои предложения в комментариях.

Предсказуемо, что самым популярным вариантом в комментариях оказалось предложение убрать налог и забыть о проблеме.


Вторыми по популярности были комментарии на тему того, что дорожный налог и так давно учтен в стоимости топлива. Также распространено мнение, что поднимать вопрос нужно, когда появятся нормальные дороги. И вдобавок уменьшить сумму самого налога.

Самый популярный вариант из комментариев очевиден, но его осуществление маловероятно. С другой стороны, глядя на статистику, можно смело сказать, что большинство автолюбителей лично для себя уже давно отменило этот сбор и что таких водителей с каждым годом становится только больше.

Стали очевидцем ДТП или есть тема для редакции? Пишите на наш Viber +375 29 689 88 93 или в Telegram @abwochevidets

Читайте также: