Налоги относимые на издержки

Опубликовано: 10.05.2024

2.6. Финансы предприятия

2.6.4. Налогообложение предприятия

Каждое предприятие должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Налогообложение ─ это определенная совокупность экономических (финансовых) и правовых отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения денежной формы стоимости и выражающая собой одностороннее, безэквивалентное, принудительно властное изъятие части доходов корпоративных и индивидуальных собственников в общегосударственное пользование.

Налог ─ обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор ─ обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

На предприятие не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым Кодексом РФ (НК РФ), который является основным нормативным документом в области налогообложения.

Все налоги и сборы могут быть классифицированы по различным признакам, наиболее существенными для предприятия являются следующие:

1.) по способу изъятия – прямые и косвенные;

2.) по принадлежности к уровню власти и управления – федеральные, региональные, местные;

3.) по характеру налоговых ставок ‑ твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Прямые налоги – это налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход, имущество, вид деятельности, например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Косвенные налоги – это налоги, которые включаются в виде надбавки в цену товара или услуги. Собственник предприятия, производящего товары или услуги, подлежащие налогообложению, вносит государству налоговую сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. является сборщиком налога. Конечным плательщиком выступает потребитель, который приобретает товары и услуги по ценам, включающим косвенные налоги, например, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины.

Федеральные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ. Федеральные налоги и сборы поступают в основном в федеральный бюджет. К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги – это налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными актами представительных органов местного самоуправления и являющимися обязательными к уплате на территории соответствующих местных образований. К местным налогам относятся:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог.

При установлении налогов и сборов должны быть определены все элементы налогообложения. К элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты.

Объектом налогообложения является любое экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. К числу объектов налогообложения относятся также пользование природными ресурсами, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, другие объекты, установленные законодательными актами.

Налоговая база ─ стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период ─ месяц, квартал, календарный год.

Единица обложения ─ единица измерения налоговой базы

Налоговая ставка (норма налогового обложения) ─ величина налоговых начислений на единицу базы (денежная единица дохода, единица измерения товара и т.д.). Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки определяются в абсолютной сумме. Пропорциональные ─ это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе. Прогрессивные ставки ─ это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой базы. Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы.

Порядок исчисления налога – последовательность действий, приводящая к исчислению суммы налога, подлежащей к уплате в бюджет, правила заполнения соответствующей декларации или расчета.

Порядок и сроки уплаты – срок предоставления декларации или расчета, установленный срок оплаты налога или сбора.

Кроме того, есть достаточно существенные понятия, связанные с налогообложением, такие как источник уплаты налога ‑ различные элементы стоимости реализованной продукции (себестоимость, балансовая прибыль, чистая прибыль, ценовые надбавки) или денежные доходы граждан, а также налоговые льготы – представляемые и предусмотренные законодательством преимущества отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.

Промышленное предприятие в обязательном порядке будет являться плательщиком следующих основных налогов и сборов:

· налог на прибыль организаций;

· налог на добавленную стоимость;

· единый социальный налог;

· налог на имущество организаций.

При наличие соответствующих объектов налогообложения появляется следующая группа налогов:

· налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

Рассмотрим особенности исчисления и уплаты основных налогов.

Налог на прибыль организаций

Налогообложение прибыли представляет собой форму распределения прибыли между товаропроизводителями и государством, является одним из основных каналов формирования доходов бюджетов различных уровней. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, итак прибылью признается:

· для российских организаций ‑ полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

К доходам относятся:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав согласно ст. 249 НК ─ это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

2) прочие доходы, такие как доходы от долевого участия в других организациях; положительные (отрицательные) курсовые и суммовые разницы; штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств; доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, промышленные образцы и т.д.); доходы в виде процентов, полученных по долговым обязательствам (займы, кредиты, и т.п.); в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были ранее приняты в составе расходов; в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав; в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном периоде и др.

Плательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты или убытки, совершенные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и прочие расходы.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Плательщики самостоятельно исчисляют суммы налога нарастающим итогом с начала года. Сроки уплаты налога производятся по одному из двух вариантов: ежеквартально или ежемесячно.

Ежеквартально без авансовых платежей платят организации, чьи доходы от реализации менее 3000000 рублей в квартал, для остальных обязательна уплата авансовых платежей, или по фактически полученной прибыли за месяц, или в размере 1/3 квартальной суммы налога за предыдущий квартал.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный налог на товары и услуги. Впервые понятие «налог на добавленную стоимость» сформулировал в 1954 г. французский экономист Морис Лоре. НДС получил широкое распространение в странах Европейского союза. В разных государствах ставка налога на добавленную стоимость своя, в среднем она варьирует от 6 до 25 процентов от стоимости товара, однако сущность налога одинакова.

Взимание НДС осуществляется на каждой стадии от добычи сырья, производства товаров и до их конечного потребления. Объектом налогообложения является добавленная стоимость – разница между стоимостью реализованных товаров (услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и потребления.

Россия имеет достаточно уникальный опыт применения НДС по самым разным ставкам, так в разное время были установлены ставки в размере 28%, 20%, 23% (с учетом спецналога), 21,5%, в настоящее время ‑ 18%.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе безвозмездная;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговый период ─ календарный месяц.

Налоговые ставки дифференцированные:

Иллюстрация применения 18% ставки НДС приведена на рис. 2.7.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, уменьшенная на сумму налоговых вычетов.

Уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей в месяц, то предприятие вправе уплачивать налог и предоставлять в налоговые органы декларацию не ежемесячно, а ежеквартально. Если суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышают 2 млн. рублей за любые три последовательных месяца, то организация имеет право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.


Рис. 2.7. Порядок применения НДС

Единый социальный налог (ЕСН) введен с 01.01.2001 г. главой 24 НК РФ, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды ‑ Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ (далее ‑ фонды) ‑ и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Объектом налогообложения для исчисления налога работодателями признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Налоговая база налогоплательщиков-работодателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

ЕСН имеет регрессивную шкалу налогообложения (табл. 2.1)

Ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Территориальные фонды обязательного
медицинского страхования

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

  • федеральные:
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

  • закрепленные;
  • регулирующие.

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налоги, уплачиваемые юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые физическими лицами

Специальные налоговые режимы в соответствии с НК РФ:

  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенность этих налогов состоит в том, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных НК РФ.

В бухгалтерском учете налоги, которые платит фирма, могут включаться в состав расходов по обычным видам деятельности (например, земельный налог) или в состав прочих расходов (например, налог на имущество). В налоговом учете это прочие расходы. Однако есть непростые моменты, от которых зависит, можно ли учесть в расходах тот или иной налог.Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.

Что учитывается

В прочих расходах по налогу на прибыль учитываются начисленные налоги (авансовые платежи по ним) и сборы (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ):

  • транспортный налог;
  • налог на имущество, исчисленный как исходя из балансовой, так и из кадастровой стоимости;
  • земельный налог;
  • восстановленный НДС, который по НК учитывается в прочих расходах. Это, например, налог, восстановленный при получении освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ (пп. 2, 6 п. 3 ст. 170 НК РФ);
  • госпошлина;
  • страховые взносы во внебюджетные фонды.

Что не учитывается

В налоговых расходах не учитываются следующие налоги, платежи и взносы (авансовые платежи по ним):

  • налог на прибыль;
  • ЕНВД;
  • НДС, предъявленный покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг);
  • платежи за выбросы загрязняющих веществ с превышением нормативов;
  • торговый сбор.

Опасные моменты

На практике у налогоплательщиков нередко возникают вопросы относительно учета в расходах отдельных платежей в бюджет.

Земельный налог

Так, в письме Минфина РФ от 17 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/8707 идет речь о земельном налоге. В нем сказано, что если согласно действующему законодательству о налогах и сборах организация признается налогоплательщиком земельного налога, то расходы на его уплату учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, установленном НК РФ. Пунктом 1 статьи 388 НК РФ установлено, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

То есть статус плательщика земельного налога определяется наличием обязательств, установленных законодательством РФ. А как быть в случае, если земельный участок не используется налогоплательщиком или используется в деятельности, не приносящей доход?

В статье 270 Налогового кодекса нет указания на то, что суммы земельного налога, уплаченного по земельному участку, не используемому налогоплательщиком или используемому в деятельности, не приносящей доход, должны быть исключены из состава расходов, формирующих налогооблагаемую прибыль.

Однако есть опасный момент, на который указал Минфин. Пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, а расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

То есть расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что они документально подтверждены и экономически обоснованы. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты. Любые затраты признаются расходами при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А значит, расходы по уплате земельного налога, уплаченного за период, когда земельный участок, приобретенный в собственность, фактически не использовался в хозяйственной деятельности организации, не подлежат учету в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). Поскольку проверяющие могут расценить, что данные расходы не отвечают критериям пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Такой вывод финансисты делали ранее (см., например, письмо от 16.06.2006 г. № 03-03-04/3/12). Хотя в постановлениях Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 г. № 7379/07, ФАС Уральского округа от 07.09.2010 г. № Ф09-7086/10-С3, а также и в более поздних разъяснениях того же Минфина были сделаны выводы в пользу налогоплательщиков (см., например, письмо от 18.04.2011 г. № 03-03-06/2/64).

Поэтому, учитывая неоднозначную позицию финансистов, не исключено возникновение споров с налоговыми органами, которые расходы в виде суммы земельного налога по «непроизводственному» участку, скорее всего, будут рассматривать как экономически не обоснованные.

Страховые взносы на выплаты за счет прибыли

В письме Минфина России от 25 апреля 2016 г. № 03-03-06/1/23678 разъяснено, что даже если страховые взносы были начислены на выплаты работникам, не уменьшающие налогооблагаемую прибыль, их можно учесть их в составе прочих расходов.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, таможенных платежей, сборов и страховых взносов во внебюджетные фонды, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, кроме перечисленных в статье 270 НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Конкретно страховые взносы, начисленные на выплаты, которые не признаются расходами при налогообложении прибыли, в статье 270 НК РФ не поименованы. В то же время указанный перечень не является закрытым. А последним 49 пунктом в нем указаны расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таковой является также деятельность, являющаяся необходимой для налогоплательщика. Она направлена на сохранение уже имеющегося дохода, предотвращение уменьшения имущества предприятия, снижение риска каких-либо потерь. Таким образом, для обоснования принятия в состав прочих расходов страховых взносов, начисленных на не учитываемые при налогообложении прибыли выплаты, одного того, что они конкретно не поименованы в статье 270 Налогового кодекса, недостаточно. Поэтому в данной ситуации дополнительным критерием для подтверждения обоснованности расходов является необходимость этих расходов для налогоплательщика. А именно – обязанность их уплатить в соответствии с законодательством о страховых взносах и риск наложения штрафных санкций в связи с неуплатой.

Таким образом, страховые взносы во внебюджетные фонды списываются в составе прочих расходов на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, независимо от того, учитываются соответствующие выплаты работникам при налогообложении прибыли или нет.

Ошибочно начисленные взносы

А вот ошибочно уплаченные страховые взносы не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Организация облагала страховыми взносами стипендии по ученическим договорам, согласно которым работники были обязаны пройти обучение и проработать по трудовому договору с работодателем не менее трех лет. От квалификации, сложности, качества, конкретных условий выполнения работ выплачиваемые ученикам суммы не зависели. Проверяющие не признали их оплатой труда, исключили неправомерно начисленные страховые взносы из налоговых расходов и доначислили налог на прибыль. Судьи поддержали эту позицию.

Вывод суда таков: поскольку предметом ученического договора не является выполнение трудовой функции, стипендия, которая выплачивается обучающемуся лицу, в том числе работнику организации, не облагается страховыми взносами. Соответственно, ошибочно уплаченные страховые взносы не уменьшают налогооблагаемую прибыль (Постановление АС Московского округа от 29 июня 2016 г. № А40-158373/2014).

Как заполнить декларацию

Суммы налогов и сборов, принятых в качестве прочих расходов, отражают по строке 041 приложения № 2 к Листу 02 декларации по налогу на прибыль (п. 7.1 Порядка заполнения декларации).

Заполняя строку 041 декларации за отчетный (налоговый) период, укажите в ней сумму всех начисленных в этом периоде налогов (авансовых платежей по ним) и сборов нарастающим итогом независимо от даты их уплаты в бюджет (письмо Минфина от 21 сентября 2015 г. № 03-03-06/53920).

Вся сумма, указанная по строке 041, включается в общую сумму косвенных расходов (строка 040 Приложения № 2 к Листу 02 декларации).


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    чЧЕДЕОЙЕ ОПЧПЗП оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ тПУУЙКУЛПК жЕДЕТБГЙЙ РТЕДХУНБФТЙЧБЕФ ЛПТЕООПЕ ТЕЖПТНЙТПЧБОЙЕ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ОБРТБЧМЕООПЕ ОБ УПЛТБЭЕОЙЕ ЛПМЙЮЕУФЧБ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ Й ПРФЙНЙЪБГЙА ОБМПЗППВМБЗБЕНЩИ ВБЪ Й УФБЧПЛ. пРФЙНЙЪБГЙС УФБЧПЛ РТЕДРПМБЗБЕФ ЙИ ОЕЛПФПТПЕ УОЙЦЕОЙЕ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ТБЪНЕТПЧ ДПИПДПЧ Й ДТХЗЙИ РПЛБЪБФЕМЕК, ПФТБЦБАЭЙИ ОБМПЗППВМБЗБЕНХА ВБЪХ. ьФП Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК НЕТЕ РТЕДПРТЕДЕМСЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ УПЛТБФЙФШ ОБМПЗПЧХА ОБЗТХЪЛХ ОБ ОБМПЗПРМБФЕМШЭЙЛПЧ, Ч ЮБУФОПУФЙ, ОБ АТЙДЙЮЕУЛЙЕ МЙГБ, Б ЪОБЮЙФ РПЧМЙСФШ ОБ ЙИ ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ Ч ТБЪЧЙФЙЙ МЕЗБМШОПЗП ВЙЪОЕУБ.

    ч ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК МЙФЕТБФХТЕ Ч РПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ ЮБУФП ЗПЧПТЙФУС П ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЕ, ОП ОЕФ ЛПОЛТЕФОЩИ ЙУУМЕДПЧБОЙК ЕЕ РПЛБЪБФЕМЕК. ч ЬФПК УЧСЪЙ РТЕДУФБЧМСАФУС БЛФХБМШОЩНЙ ЧПРТПУЩ ТБЪТБВПФЛЙ НЕФПДЙЛЙ ТБУЮЕФБ РПЛБЪБФЕМЕК ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ Й ЙИ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ЙУУМЕДПЧБОЙЕ РТЙ ПГЕОЛЕ ДЕСФЕМШОПУФЙ РТЕДРТЙСФЙК, ПГЕОЛЙ ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ Ч ГЕМПН Й ЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙС ОБ ЬЛПОПНЙЛХ Й ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ РТЕДРТЙСФЙС УПВМАДБФШ ОБМПЗПЧПЕ ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧП.

    оЕПВИПДЙНПУФШ ЬФЙИ ОБРТБЧМЕОЙК ЙУУМЕДПЧБОЙС ПВХУМПЧМЕОБ ТПМША ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ЛБЛ ТЩЮБЗБ РТПЧЕДЕОЙС ЖЙУЛБМШОПК РПМЙФЙЛЙ ЗПУХДБТУФЧБ, ЛПФПТБС ПФТБЦБЕФУС Ч ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЕ.

    оБМПЗПЧБС ОБЗТХЪЛБ ЛБЛ ЬЛПОПНЙЮЕУЛБС ЛБФЕЗПТЙС ПФТБЦБЕФ УППФОПЫЕОЙЕ ПВЭЕК НБУУЩ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ, ХРМБЮЙЧБЕНЩИ РТЕДРТЙСФЙЕН Ч ЖЙУЛБМШОЩЕ ПТЗБОЩ, У РПЛБЪБФЕМСНЙ ЕЗП ДЕСФЕМШОПУФЙ. рТЙ ЬФПН ЧПЪНПЦОБ НОПЗПРМБОПЧПУФШ ТБУЮЕФБ РПЛБЪБФЕМЕК ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ, ПФТБЦБАЭЕК ТБЪМЙЮОЩЕ БУРЕЛФЩ ДЕСФЕМШОПУФЙ РТЕДРТЙСФЙК Й ОБМПЗПЧПЗП РТЕУУБ. ч ЬФПК УЧСЪЙ НПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС, ЛБЛ ПВПВЭБАЭЙЕ, ФБЛ Й ЮБУФОЩЕ РПЛБЪБФЕМЙ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ. дМС ЙИ ТБУЮЕФБ ОЕПВИПДЙНП РТБЧЙМШОП УЖПТНЙТПЧБФШ ОБМПЗПЧЩЕ ЙЪДЕТЦЛЙ, ЛПФПТЩЕ РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ПВЭХА УХННХ ЧУЕИ ЧЙДПЧ ЙЪЯСФЙС ДПИПДПЧ РТЕДРТЙСФЙС Ч ЛБЪОХ ЗПУХДБТУФЧБ. уМЕДПЧБФЕМШОП ПОЙ ДПМЦОЩ ЧЛМАЮБФШ ОЕ ФПМШЛП УХННХ ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ, ОП Й ЫФТБЖОЩИ УБОЛГЙК Й РЕОЙ, ДПРПМОСАЭЙИ РМБФЕЦЙ Ч ЛБЪОХ. оП РТЙ ЬФПН ЧБЦОП ТБЪДЕМЙФШ ЙИ Й ЙУРПМШЪПЧБФШ Ч ТБУЮЕФБИ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПУФБЧМЕООЩНЙ ГЕМСНЙ Й ЪБДБЮБНЙ ЙУУМЕДПЧБОЙС. дМС ПГЕОЛЙ УФЕРЕОЙ ЦЕУФЛПУФЙ Й ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФЙ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ ДПМЦОЩ ЙУРПМШЪПЧБФШУС ЮЙУФЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ ЙЪДЕТЦЛЙ ВЕЪ ЫФТБЖПЧ Й РЕОЙ. рПУМЕДОЙЕ НПЗХФ ЧЛМАЮБФШУС Ч ТБУЮЕФЩ, ЕУМЙ ПРТЕДЕМСЕФУС ЬЖЖЕЛФЙЧОПУФШ ТБВПФЩ РТЕДРТЙСФЙС РП ЙУРПМОЕОЙА ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ.

    юЙУФЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ ЙЪДЕТЦЛЙ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ДЕКУФЧХАЭЙН ОБМПЗПЧЩН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН ДПМЦОЩ ЧЛМАЮБФШ ОБМПЗЙ Й УВПТЩ, ХРМБЮЙЧБЕНЩЕ ИПЪСКУФЧХАЭЙНЙ УХВЯЕЛФБНЙ ЧП ЧУЕ ХТПЧОЙ ВАДЦЕФПЧ: ЖЕДЕТБМШОЩК, ТЕЗЙПОБМШОЩК Й НЕУФОЩК, Б ФБЛЦЕ ЖПОДЩ: РЕОУЙПООЩК, ДПТПЦОЩК Й Ф.Д.

    дМС ПГЕОЛЙ ОБМПЗПЧПЗП ВТЕНЕОЙ Ч ЪОБНЕОБФЕМЕ ЕЗП РПЛБЪБФЕМЕК ЬЛПОПНЙУФЩ РТЕДМБЗБАФ ВТБФШ РТЙВЩМШ РТЕДРТЙСФЙС, ЛПФПТБС ПФТБЦБЕФ ЧБМПЧЩК ЧОХФТЕООЙК РТПДХЛФ. рТЙ ЬФПН ЙУРПМШЪХАФУС РПЛБЪБФЕМЙ РТЙВЩМЙ ДП ОБМПЗППВМПЦЕОЙС Й ЮЙУФБС РТЙВЩМШ. пДОБЛП У ЧЩИПДПН ЗМБЧЩ 25 оБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ "оБМПЗ ОБ РТЙВЩМШ ПТЗБОЙЪБГЙК" РТЙПВТЕФБЕФ ЪОБЮЕОЙЕ БОБМЙФЙЮЕУЛПЗП РПЛБЪБФЕМС РТЙВЩМШ, РПДМЕЦБЭБС ОБМПЗППВМБЦЕОЙА, УЖПТНЙТПЧБООБС РП РТБЧЙМБН ЬФПК ЗМБЧЩ. еЕ НПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ Ч ТБУЮЕФБИ ЮБУФОПЗП РПЛБЪБФЕМС ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ.

    оБТСДХ У РТЙВЩМША Ч ЪОБНЕОБФЕМЕ РПЛБЪБФЕМЕК ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ НПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС: ЧБМАФБ ВБМБОУБ, ПФТБЦБАЭБС ЙУРПМШЪХЕНЩИ Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕУХТУПЧ; УФПЙНПУФШ УПВУФЧЕООПЗП ЛБРЙФБМБ; ЮЙУМЕООПУФШ ТБВПФОЙЛПЧ; ПВЭБС УХННБ ДПИПДПЧ ПФ ЧУЕИ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ПРЕТБГЙК; ТБУИПДЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ПФ ЧУЕИ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ПРЕТБГЙК; ЧЩТХЮЛБ ПФ РТПДБЦ Й ДТХЗЙЕ.

    пВПВЭБАЭЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ ПФТБЦБАФ ХТПЧЕОШ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ ЧУЕИ ЧЙДПЧ, ОЕ ЪБЧЙУЙНП ПФ ХТПЧОЕК ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЩ, ИБТБЛФЕТБ Й УПДЕТЦБОЙС УБНЙИ ОБМПЗПЧ, РП ПФОПЫЕОЙА Л ПВЭЕК УХННЕ ДПИПДПЧ, ЙУРПМШЪХЕНЩИ ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕУХТУПЧ Й Ф.Д.

    дБООЩК РПЛБЪБФЕМШ ПФТБЦБЕФ ФХ ДПМА ДПИПДПЧ, ЛПФПТХА ЗПУХДБТУФЧП ЙЪЩНБЕФ Ч ЧЙДЕ ОБМПЗПЧ Й УВПТПЧ. рП ОЕНХ НПЦОП УХДЙФШ П УФЕРЕОЙ ЦЕУФЛПУФЙ ОБМПЗПЧПК УЙУФЕНЕ. ч МЙФЕТБФХТЕ ПФНЕЮБЕФУС, ЮФП, ЕУМЙ ВПМЕЕ ФТЕФЙ ДПИПДПЧ РТЕДРТЙОЙНБФЕМЕК ХИПДЙФ ОБ ОБМПЗПЧЩЕ РМБФЕЦЙ, ФП ТБЪЧЙЧБЕФУС ФЕОЕЧПК ВЙЪОЕУ.

    ч ПФЕЮЕУФЧЕООПК ЬЛПОПНЙЛЕ ПЛПМП РПМПЧЙОЩ ДПИПДПЧ РТЕДРТЙСФЙК ХИПДЙФ Ч ВАДЦЕФ. ч ЬФПК УЧСЪЙ ОБМПЗПЧБС РПМЙФЙЛБ ЗПУХДБТУФЧБ СЧМСЕФУС ОЕДПУФБФПЮОП ЬЖЖЕЛФЙЧОПК, Ф.Л. ЧЧЕДЕОЙЕ ОПЧПЗП ОБМПЗПЧПЗП ЛПДЕЛУБ РП ПГЕОЛБН УРЕГЙБМЙУФПЧ ОЕЪОБЮЙФЕМШОП УПЛТБФЙМП ОБМПЗПЧХА ОБЗТХЪЛХ. ч ФП ЦЕ ЧТЕНС ЫФТБЖОЩЕ УБОЛГЙЙ ЪБ ОБТХЫЕОЙЕ ЙУРПМОЕОЙС ОБМПЗПЧПЗП ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧБ УХЭЕУФЧЕООП РПЧЩЫБАФ ОБМПЗПЧХА ОБЗТХЪЛХ ЪБ УЮЕФ ЫФТБЖПЧ Й РЕОЙ. лБЛ РПЛБЪЩЧБАФ ЙУУМЕДПЧБОЙС ПДОПК ЙЪ РТЙЮЙО ЙЪ ХЧЕМЙЮЕОЙС СЧМСЕФУС ОЕЛПТТЕЛФОПУФШ ЖПТНХМЙТПЧПЛ ЪБЛПОПДБФЕМШОЩИ Й ОПТНБФЙЧОЩИ БЛФПЧ Й, ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ, УХДЕВОЩЕ УРПТЩ ИПЪСКУФЧХАЭЙИ УХВЯЕЛФПЧ У ОБМПЗПЧЩНЙ ПТЗБОБНЙ.

    ч ЬФПН РПЛБЪБФЕМЕ ПФТБЦБЕФУС ДПМС ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ Ч ПВЭЕК УХННЕ УТЕДУФЧ, ЙУРПМШЪХЕНЩИ РТЕДРТЙСФЙСНЙ Ч ВЙЪОЕУЕ. рПФЕОГЙБМШОП ВПМЕЕ ЛТХРОЩЕ РТЕДРТЙСФЙС, ЙУРПМШЪХАЭЙЕ ВПМШЫЕ УТЕДУФЧ Ч ПВПТПФЕ, НПЗХФ ЙНЕФШ Й НЕОШЫХА ОБМПЗПЧХА ОБЗТХЪЛХ. пДОБЛП ЬФП ЪБЧЙУЙФ Й ПФ ЧЙДПЧ ДЕСФЕМШОПУФЙ, ТЩОПЮОЩИ ЖБЛФПТПЧ, ОБМПЗПЧПК РПМЙФЙЛЙ Й ДТ., ЮФП ФТЕВХЕФ УРЕГЙБМШОЩИ ЙУУМЕДПЧБОЙК.

    ч ТБУЮЕФБИ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС ЬЛПОПНЙУФЩ РТБЧПНЕТОП УЮЙФБАФ ОЕПВИПДЙНЩН ХФПЮОЙФШ РПОСФЙЕ ЮЙУФПК РТЙВЩМЙ. ч ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ ПОБ РПЛБЪЩЧБЕФУС ЪБ НЙОХУПН ОЕ ФПМШЛП ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ, ОП Й ДТХЗЙИ БОБМПЗЙЮОЩИ ПВСЪБФЕМШОЩИ РМБФЕЦЕК, ЮФП ОЕ РПЪЧПМСЕФ ЧЩДЕМЙФШ ЮЙУФЩЕ ОБМПЗПЧЩЕ ЙЪДЕТЦЛЙ ВЕЪ ЫФТБЖОЩИ УБОЛГЙК Й РЕОЙ Й ЮЙУФХА РТЙВЩМШ, ЛПФПТБС ДПМЦОБ ТБУУЮЙФЩЧБФШУС ВЕЪ ОБМПЗБ ОБ РТЙВЩМШ.

    оЕТБУРТЕДЕМЕООБС РТЙВЩМШ, РПОСФЙЕ ЛПФПТПК Ч ВХИЗБМФЕТУЛПК ПФЮЕФОПУФЙ ХТБЧОЙЧБЕФУС У ЮЙУФПК РТЙВЩМША, РТБЧПНЕТОП ХФПЮОСЕФУС ЬЛПОПНЙУФБНЙ ЛБЛ РТЙВЩМШ, ПУФБАЭБСУС Ч ТБУРПТСЦЕОЙЙ ИПЪСКУФЧХАЭЕЗП УХВЯЕЛФБ РПУМЕ ЙУРПМОЕОЙС ЧУЕИ ПВСЪБФЕМШУФЧ Й РЕТЕД ЗПУХДБТУФЧПН Й РЕТЕД БЛГЙПОЕТБНЙ Й УПВУФЧЕООЙЛБНЙ РПУМЕ ЧЩРМБФЩ ДЙЧЙДЕОДПЧ. оБМПЗПЧХА ОБЗТХЪЛХ НПЦОП УЮЙФБФШ Й РП ПФОПЫЕОЙА Л УХННЕ ОЕТБУРТЕДЕМЕООПК РТЙВЩМЙ, Ф.Л. РПУМЕДОСС ПФТБЦБЕФ ЕЕ ХЮБУФЙЕ Ч РПРПМОЕОЙЙ ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕУХТУПЧ РТЕДРТЙСФЙС. уПЙЪНЕТЕОЙЕ ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ Й ОЕТБУРТЕДЕМЕООПК РТЙВЩМЙ РПЛБЪЩЧБЕФ ЛБЛХА ЕЕ ЮБУФШ ЗПУХДБТУФЧП ЙЪЯСМП Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ОБМПЗПЧЩН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПН.

    ч ЬФПН РПЛБЪБФЕМЕ ПФТБЦБЕФУС ДПМС ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ Ч УПВУФЧЕООЩИ ТЕУХТУБИ РТЕДРТЙСФЙС Й ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ ЕЗП Ч ОБТБЭЙЧБОЙЙ УПВУФЧЕООЩИ ЙУФПЮОЙЛПЧ Ч ГЕМСИ УОЙЦЕОЙС ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ

    оБМПЗПЧБС ОБЗТХЪЛБ НПЦЕФ ВЩФШ РПЛБЪБОБ Ч ТБУЮЕФЕ ОБ ПДОПЗП ТБВПФОЙЛБ. рТЙ БОБМЙЪЕ УТБЧОЕОЙЕ ЕЕ У РПЛБЪБФЕМСНЙ УТЕДОЕК ЪБТБВПФОПК РМБФЩ ОБ 1 ЮЕМ., РТЙВЩМЙ ОБ 1 ЮЕМ., РПЪЧПМЙФ ХУФБОПЧЙФШ ЧЛМБД ЛБЦДПЗП ТБВПФОЙЛБ Ч ЖПТНЙТПЧБОЙЕ РТЙВЩМЙ РТЕДРТЙСФЙС, ЗПУХДБТУФЧЕООПЗП ВАДЦЕФБ Й УПВУФЧЕООПЗП ДПИПДБ.

    оБТСДХ У ПВПВЭБАЭЙНЙ НПЗХФ ЙУРПМШЪПЧБФШУС Й ЮБУФОЩЕ РПЛБЪБФЕМЙ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ. ч ЙИ ЮЙУМЕ РТЕДУФБЧМСАФУС ОБЙВПМЕЕ ЙОЖПТНБФЙЧОЩНЙ РПЛБЪБФЕМЙ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ, ТБУУЮЙФБООЩЕ РП ЙУФПЮОЙЛБН ЧПЪНЕЭЕОЙС. ч ВХИЗБМФЕТУЛПН ХЮЕФЕ ОБМПЗЙ ПФОПУСФУС ОБ ДЕВЕФ УЮЕФПЧ РП ХЮЕФХ ТЕБМЙЪБГЙЙ, ЪБФТБФ ОБ РТПЙЪЧПДУФЧП, ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ, ЮЙУФПК РТЙВЩМЙ. уППФЧЕФУФЧЕООП ЖПТНЙТХАФУС ЮЕФЩТЕ ЗТХРРЩ ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ. оБМПЗПЧБС ОБЗТХЪЛБ Ч ДБООПН УМХЮБЕ ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС РХФЕН ПФОПЫЕОЙС ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ РП УППФЧЕФУФЧХАЭЕК ЗТХРРЕ Л ЙУФПЮОЙЛХ ЙИ РПЛТЩФЙС:

    пДОПК ЙЪ РТПВМЕН БОБМЙЪБ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ СЧМСЕФУС ПФУХФУФЧЙЕ Ч ПФЮЕФОПУФЙ РПМОПК ЙОЖПТНБГЙЙ П ОЙИ. ч ЬФПК УЧСЪЙ РТЕДУФБЧМСЕФУС ГЕМЕУППВТБЪОЩН ПФТБЦБФШ ФБЛЙЕ ДБООЩЕ Ч УМЕДХАЭЙИ ЖПТНБИ ПФЮЕФОПУФЙ:

    11.2 бОБМЙЪ РПЛБЪБФЕМЕК ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ Й ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ

    рТПВМЕНБ ПРФЙНЙЪБГЙЙ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ ДМС ОБЫЕК ЬЛПОПНЙЛЙ СЧМСЕФУС ПДОПК ЙЪ УБНЩИ БЛФХБМШОЩИ. еУМЙ ОБМПЗПЧБС УЙУФЕНБ ОЕ ВХДЕФ УФЙНХМЙТПЧБФШ ТБЪЧЙФЙЕ ВЙЪОЕУБ Й, ПУПВЕООП Ч УЖЕТЕ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ФП ПЦЙДБЕНПЗП РПДЯЕНБ ЬЛПОПНЙЛЙ ОЕ ВХДЕФ. ч ЬФПК УЧСЪЙ УМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ РПЪЙФЙЧОПУФШ ЙЪНЕОЕОЙК, ЧОЕУЕООЩИ Ч ПФЕЮЕУФЧЕООХА ОБМПЗПЧХА УЙУФЕНХ ОПЧЩН оБМПЗПЧЩН ЛПДЕЛУПН. пДОБЛП ЛПОЛТЕФОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ НПЦОП ВХДЕФ ПГЕОЙЧБФШ РП ЙУФЕЮЕОЙЙ ОЕУЛПМШЛЙИ МЕФ. пГЕОЛБ ДЕКУФЧХАЭЕК ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ ОБ РТЕДРТЙСФЙЕ ДБОБ ОБ РТЙНЕТЕ ПДОПЗП ЙЪ РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩИ РТЕДРТЙСФЙК пТЕОВХТЗУЛПК ПВМБУФЙ.

    фБВМЙГБ 11.1 тБУЮЕФ УФТХЛФХТЩ ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ

    тБУЮЕФЩ Ч ФБВМЙГЕ 11.1 РПЛБЪБМЙ, ЮФП ВПМШЫБС ЮБУФШ ОБМПЗПЧ ВПМЕЕ - 40% -РТЙИПДЙФУС ОБ ЛПУЧЕООЩЕ. рПУМЕДОЙЕ ЧЛМАЮБАФ Ч ПУОПЧОПН оду. чФПТПЕ НЕУФП Ч УПУФБЧЕ ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ ЪБОЙНБАФ ОБМПЗЙ, ПФОПУЙНЩЕ ОБ ЪБФТБФЩ РТПЙЪЧПДУФЧБ, УПУФБЧМСАЭЙЕ ПЛПМП 33%. уХЭЕУФЧЕООБ ДПМС Й ОБМПЗПЧ, ПФОПУЙНЩИ ЪБ УЮЕФ ЮЙУФПК РТЙВЩМЙ РТЕДРТЙСФЙС - ВПМЕЕ 20%.

    тПМШ ТБЪМЙЮОЩИ ЗТХРР ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ ЪБЧЙУЙФ ПФ УРЕГЙЖЙЛЙ РТПЙЪЧПДУФЧБ, ПФТБУМЙ ДЕСФЕМШОПУФЙ Й ДТ. ЖБЛФПТПЧ, ОП ПВЭБС ЛБТФЙОБ ЙИ УФТХЛФХТЩ ИБТБЛФЕТОБ ДМС ВПМШЫЙОУФЧБ ЙЪ ОЙИ, ЮФП РПДФЧЕТЦДБАФ ТЕЪХМШФБФЩ ОБЫЕЗП ЙУУМЕДПЧБОЙС. пРЕТЕЦБАЭЙК ТПУФ ЧЩТХЮЛЙ У РТПДБЦ, РТЙВЩМЙ Й ЖЙОБОУПЧЩИ ТЕУХТУПЧ РП УТБЧОЕОЙА У ТПУФПН ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ УРПУПВУФЧПЧБМ УОЙЦЕОЙА ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ ОБ ЧБМПЧХА РТЙВЩМШ, ЖЙОБОУПЧЩЕ ТЕУХТУЩ Й ТЕБМЙЪБГЙА, ЛБЛ РП ПВПВЭБАЭЙН, ФБЛ Й РП ЮБУФОЩН РПЛБЪБФЕМСН (фБВМЙГБ 11.2).

    фБВМЙГБ 11.2 - дБООЩЕ ДМС ТБУЮЕФБ РПЛБЪБФЕМЕК ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ

    пДОБЛП ХЧЕМЙЮЕОЙЕ НБУУЩ ОБМПЗПЧЩИ ЙЪДЕТЦЕЛ ЪОБЮЙФЕМШОП ПУМБВЙМП РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ФЕОДЕОГЙЙ, Б РП РПЛБЪБФЕМСН ЮЙУФПК РТЙВЩМЙ Й ЮЙУМЕООПУФЙ ТБВПФОЙЛПЧ РПЛБЪБМП ХУЙМЕОЙЕ ОБМПЗПЧПЗП РТЕУУБ.(фБВМЙГБ 11.3)

    оЕДПУФБФПЮОЩК ТБЪНЕТ ЮЙУФПК РТЙВЩМЙ РТЕДРТЙСФЙС РПЛБЪБМ, ЮФП ВПМЕЕ 80% ЕЕ УХННЩ ХИПДЙФ Ч ОБМПЗПЧЩЕ РМБФЕЦЙ. тПУФ ЦЕ ПВЯЕНПЧ РТПДБЦ УРПУПВУФЧПЧБМ ФПНХ, ЮФП ОБМПЗПЧБС ОБЗТХЪЛБ ОБ ДПИПДЩ УОЙЪЙМБУШ, ПДОБЛП РТЕЧЩЫБЕФ 50% ПФ УХННЩ ДПИПДПЧ Й ЧЩТХЮЛЙ ПФ РТПДБЦ, ЮФП УОЙЦБЕФ ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ ВЙЪОЕУБ. уМЕДПЧБФЕМШОП, ОХЦОЩ РПУФПСООЩЕ ЙУУМЕДПЧБОЙС РП ПГЕОЛЕ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ РП ПФЮЕФОЩН ДБООЩН, Ф.Л. ЙЪНЕОЕОЙС Ч ОБМПЗПЧПН ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧЕ УХЭЕУФЧЕООП НЕОСАФ Й ОБМПЗПЧХА ОБЗТХЪЛХ ОБ РТЕДРТЙСФЙЕ.

    фБВМЙГБ 11.3 - тБУЮЕФ ОБМПЗПЧПК ОБЗТХЪЛЙ ОБ РТЕДРТЙСФЙЕ

    Читайте также: